Эффекты ореола и первого впечатления: узнать незнакомца

  1. Как работают эффект первого впечатления и эффект ореола
  2. В чем гало-эффект
  3. Что такое эффект первого впечатления
  4. Как использовать эти эффекты на практике

Сегодня мы разберем два интересных когнитивных искажения, касающихся восприятия других людей (как правило, не слишком хорошо нам знакомых). Это эффект первого впечатления и эффект ореола (гало-эффект). Их объединяет то, что они подталкивают нас к суждениям о человеке, его характере и других чертах на основе только частичной информации о нем.

Эффект ореола — что это такое

Эффект ореола впервые был упомянут в 1920 году психологом Эдвардом Торндайком. В результате эксперимента он обнаружил и доказал существование данного феномена. Впоследствии исследования других ученых только подтверждали его теорию. И если изначально понятие эффекта ореола применяли только к межличностным отношениям, то в современном обществе его использование стало гораздо шире. Особенно это касается маркетинга брендов.

Люди часто склонны опираться на стереотипы относительно окружающих. Неправильно навешенные «ярлыки» мешают видеть человека таким, какой он есть на самом деле. Потому так важно, какое первое впечатление мы оказываем на окружающих. Если первоначально об индивидууме сложилось негативное впечатление, нужно приложить массу усилий, чтобы изменить мнение в лучшую сторону.

Это же справедливо и в обратном отношении: изначально заручившись положительным мнением, человек при дальнейшем общении воспринимается только позитивно. Недостаток объективной информации, поверхностные суждения и гало-эффект не позволяют замечать его негативные стороны.

Эффект ореола может быть положительным и отрицательным. Первое впечатление о человеке определяет, какой «ярлык» на него навесить: отрицательный или положительный, и задает тон последующему субъективному восприятию этой личности.

Итог

Восприятие человеком внешнего мира изначально базируется на стереотипах, которые определяются в процессе жизни. Действуя по шаблону, индивид чувствует себя комфортно, потому что находится в пределах социума, живущего по тем же принципам.
Эффект ореола помогает людям не только адаптироваться в обществе, но и в краткие сроки обрабатывать массу информации. Но стоит ли ему доверять во всем? Вы согласны с этим? Выразите, пожалуйста, свое мнение в комментариях к статье.

Дагирова Лидия · 15 мая, 2019

Примеры эффекта ореола

В отношениях между людьми есть масса примеров эффекта ореола. Вы и сами могли заметить, что впечатление о коллеге, соседях или новом знакомстве было продиктовано первичным общением с ними. И нередко со временем вы понимали, что первое впечатление было ошибочным.

Мошенники обводят своих жертв вокруг пальца, используя положительный эффект ореола. Максимально расположив к себе других, в определенный момент они извлекают выгоду для себя в ущерб обманутым людям.

Еще несколько примеров эффекта ореола в различных сферах жизни:

  • при приеме на работу, выбирая среди соискателей с одинаковыми профессиональными навыками, работодатель отдаст предпочтение более привлекательному внешне кандидату;
  • общаясь с симпатичным собеседником, мы воспринимаем его более позитивно, неосознанно для себя считаем его более умным, чем он может быть на самом деле;
  • если на первом свидании нам понравился человек, впоследствии будет непросто разглядеть его негативные стороны;
  • покупая бытовую технику, мы скорее приобретем изделие знакомого нам производителя, чем того, кто встречается нам впервые;
  • люди склонны больше доверять крупным, известным банкам, чем небольшим банковским организациям, пусть даже они и предлагают более выгодные условия кредитования или процентные ставки по депозитам;
  • человеку, который изначально произвел впечатление отличного руководителя с организаторскими способностями, охотнее прощаются все ошибки и проступки, у него больше шансов их исправить и остаться на своей должности;
  • знаменитые личности нередко ведут себя вызывающе: оскорбляют окружающих, позволяют себе пьяные выходки на людях — то есть то, что активно осуждается в отношении простых людей, не знаменитостей. В обществе нахальное поведение «звезды» воспринимается со снисхождением: мол, творческая личность — что с нее взять.

Рекомендации

Можно обвинить командиров из эксперимента Торндайка в необъективности и вообще всех, кто формирует мнение о другом человеке, не особо хорошо его узнавая. Но если подумать, каждый из нас постоянно попадает в эту ловушку. Например, высокий, крупный мужчина с накачанными мышцами воспроизводит впечатление выносливого и сильного человека. Способного наверняка защитить любого, кто слабее его. А также выдержать массу неурядиц и проблем, не сломившись духом.

Именно так порой могут размышлять женщины, выбирая себе партнёра. И упорно не замечать, что он на самом деле пытается при каждом удобном случае избежать ответственности, работы и постоянно сомневается в себе. После чего испытать разочарование, что он оказался не таким распрекрасным, каким выглядел поначалу. А это разочарование грозит привести к недоверию мужчинам вообще, или ещё хуже – к депрессии.

Эффект ореола способен принести массу проблем, как тому, кого неверно оценивают, так и тому, кто оценивает. Самый простой пример: не узнав хорошо человека, можно оттолкнуть его и лишиться верного друга или спутника. Довериться кому-то, кто на первый взгляд показался интересным и безопасным, а на самом деле оказаться преданным и обманутым.

Рекомендации, которые помогут избежать возникновения этого феномена:

Целостность

Расширяйте границы восприятия, то есть не формируйте мнение о человеке, опираясь лишь на несколько характеристик его личности или поступков. Однобокость суждений повергает нас в ловушку. Например, ваш коллега может быть и злым и добрым. В зависимости от ситуации, его настроения и прочее, он будет вести себя по-разному. Каждый из нас многогранен, просто какие-то черты характера более ярко выражены. Но это не значит, что полярные им, то есть полностью противоположные, отсутствуют. Другими словами, даже самый милый человек на свете в какой-то ситуации проявляет себя жестоким и чёрствым.

В психологии есть такое понятие, как перверзный нарцисс. Это личность, которая манипулирует другими с целью разрушения. Так вот, на первый взгляд она может показаться достаточно обаятельной и харизматичной, иначе как ещё заманить жертву? Первое мнение о них обычно позитивное, кажется, что удалось встретить самого интересного человека в мире, который угадывает желания и понимает, как не понимал ещё никто другой. А потом, когда партнёр привязывается к нему, становится зависимым, он открывает своё истинное лицо. И начинаются мучения и душевные пытки.

Поэтому удерживайтесь от поверхностных суждений. Присматривайтесь и неустанно познавайте другого человека. Все мы постоянно меняемся. И однобоко судить даже о своём партнёре, думая, что вы его знаете как никто другой – большая ошибка.

Тестирование реальности

Суть этой рекомендации в том, чтобы постоянно соотносить какую-либо информацию с реальностью. К примеру, многие студенты используют эффект ореола себе на благо. Поступая на первый курс, они прилежно учатся и ведут себя тихо на парах. Знаете почему? Потому что бытует мнение, что как себя зарекомендуешь изначально, так и будут преподаватели относиться на протяжении всего времени, пока не получишь диплом.

И действительно, тем, кто в дальнейшем начинает прогуливать пары, не вовремя сдаёт работы – делают поблажки, «закрывая глаза» на многие нюансы. Преподаватель знает возможности студента, знает, на что он был способен. И до последнего может стремиться «вытягивать» его. Теряя объективность.

Причины возникновения эффекта ореола в психологии

Не имеют значения интеллектуальные способности, возраст, половая принадлежность — практически все люди подвержены эффекту ореола. Человеческому мозгу свойственно навешивать на все и вся ярлыки. Причины, способствующие возникновению эффекта ореола:

  1. Нехватка времени — из-за спешки, недостатка времени ближе познакомиться с человеком, мы вынуждены опираться на первое мнение. В лучшем случае можем проанализировать несколько известных об этой личности фактов и на их основании составить о нем впечатление.
  2. Информационный перегруз — физически невозможно полноценно сконцентрироваться на изучении одной личности, если человек окружен большим количеством знакомых и много контактирует с людьми.
  3. Мышление стереотипами — шаблоны личностей, которые могли быть нам навязаны окружающими, не позволяют реально проанализировать индивидуума. «Худой — значит, злой», «толстый — значит, добродушный», «двоечник Дима не добьется успеха», «красавица Катя удачно выйдет замуж». Сколько этих стереотипов на деле не оправдывались. Красавица Катя ударилась в науку и с головой погрузилась в карьеру. Двоечник Дима увлекся музыкой и стал известным музыкантом, получающим внушительные гонорары за свое творчество.
  4. Незначительность личности — при первом знакомстве человека сразу оценивают на «полезность» и «не полезность». Общение с сыном профессора может быть выгодно, потому что через его папу можно заполучить тепленькое местечко. А вот общение с каким-нибудь Колей, чьи родители ничем не примечательны, не интересно, потому что не несет никакой выгоды. Хотя этот Коля — отзывчивый и преданный человек.
  5. Неординарность личности (привлекательная внешность, какой-то необычный навык, талант). Когда кого-либо оценивают через одну яркую особенность, остальные воспринимаются как незначительные. Художник, талантливо изображающий природу, восторженно воспринимается публикой, несмотря на склочный характер. Девушка привлекает парней красивыми волосами, точеной фигуркой и миловидным лицом, хотя на деле она может быть жадной и двуличной.

Главной причиной, почему так трудно избавляться от «ярлыков», является консервативность человеческого мышления. Людям легче следовать уже готовым стереотипам, чем анализировать, углубляться в изучение других людей и явлений.

Отношение к самому себе

Самооценка формируется под влиянием общества. Все мы живем в социуме и вынуждены каждодневно взаимодействовать с большим количеством людей. При этом не каждый человек может быть приятным, не все обладают завидным терпением, выдержкой, внимательно относятся к нашим потребностям.

Отношение к самому себе складывается из субъективного ощущения значимости и нужности этому обществу, в котором личность находится. Замечено, что если ребенка постоянно ругать, критиковать, то он не будет стремиться к новым знаниям, а в лучшем случае замкнется в себе. Когда нас обвиняют в чем – либо, мы не желаем предпринимать активных действий для того, чтобы двигаться вперед. Все дело в том, что такой человек внутреннее разочаровывается сам в себе и уже не хочет делать никаких попыток, что так настойчиво требует от него общество.

Условия, вызывающие эффект ореола в психологии

Психологической основой эффекта ореола является человеческая особенность мыслить аналогиями. Что нередко приводит к заблуждениям.

Эффект зачетки

Мышление аналогиями можно проследить в студенческой среде. Студенты первый-второй год обучения активно работают на зачетку: кропотливо учатся, не пропускают занятия, делают все для того, чтобы в зачетке стояли высокие отметки. Потом же они расслабляются: меньше занимаются учебой, прогуливают занятия. Эффект ореола здесь проявляется в тот момент, когда преподаватель листает зачетку: он ставит более высокую оценку тем студентам, которые на нее поработали. Даже если студент плохо ответил, благодаря хорошей зачетке он получит незаслуженно высокий балл.

Более высокие баллы получают и те ученики, которые в прошлом показывали хорошие знания, а сейчас их уровень знаний гораздо ниже. Преподаватели также высоко оценивают тех студентов, которые старательно занимались на их занятиях, даже если на самом деле их знания не на высоте.

Рядом и вместе

Часто можно наблюдать, как люди с гордостью показывают свои фотографии в обществе знаменитостей. Им кажется, что таким образом они становятся значительнее, успешнее, интереснее для окружающих. На страничках в социальных сетях выставляются фото на фоне дорогих автомобилей, в чужих роскошных квартирах или домах.

Однако находиться «рядом» со всем этим — это не значит «вместе». Вы не станете более талантливыми, если сфотографировались в обнимку с артистом, художником или музыкантом. Фотография рядом со знаменитым футболистом не сделает вас спортивнее и привлекательнее в глазах окружающих. Для того, чтобы добиваться успеха в той сфере, в которой вы хотите стать успешными, нужно работать в этом направлении. Эффект ореола — фотографии с успешными людьми и на фоне роскошных объектов не принесет вам никакой ценности.

Влияние первого слова

Эффект «первого слова» был впервые упомянут Йозефом Геббельсом, утверждавший, что правым будет считаться тот индивидуум, который сказал первое слово. После многие психологи подтверждали этот феномен.

Когда одни и те же обещания высказываются разными политиками, доверие вызовет тот, кто первый их высказал. Точно также, если политик первым донес свою позицию до электората, обогнав соперников, его деятельность будет успешнее.

Конкуренты нередко используют этот эффект, выливая негатив на того, чью репутацию хотят ухудшить. Обвинения, нелицеприятные факты — в ход идет все, чтобы вызвать у публики негативное мнение. После этого простые люди уже сами додумывают «грехи», которых нет на самом деле. И даже если компания будет полностью оправдана, негативный осадок останется. Как в известном анекдоте про кражу серебряных ложек: «Ложечки-то нашлись, а вот осадок остался».

Как воздействовать на эффект ореола

В книге Фила Розенцвейга «Эффект ореола и другие заблуждения каждого менеджера» описано, как можно противостоять гало-эффекту. Автор объясняет, почему популярные книги по бизнесу и советы по его ведению — абсурдны, поверхностны и полны стереотипов.

При этом становится понятно, что индивидуум, пользующийся эффектом ореола, не может повлиять на ситуацию. Перемены возникают при изменении психологического состояния воспринимающих его людей.

К примеру, в финансовый кризис 2008 года многие солидные компании начали получать письма от постоянных клиентов, которые писали в них негативные отзывы о выпускаемой продукции. Общее стрессовое состояние из-за кризиса повлекло за собой то, что проверенные потребители начали обращать внимание на недостатки, которые раньше не замечали. Из-за смены психологического состояния они более остро стали воспринимать самые мелкие недочеты.

Эксперименты

Как уже говорилось, эффект ореола в психологии был доказан многими экспериментами. Например, ученые Уилсон и Нисбет показали двум группам студентов лекцию одного и того же преподавателя. Разнилась только подача материала: одна группа увидела дружелюбного профессора, вторая — человека, который более жестко доносил информацию и допускал резкие выражения.

Студентам предлагалось дать оценку внешности, манере поведения и особенностям речи. На внешность и особенности произношения мало кто обратил внимания, зато все отметили манеру подачи информацию. Лекция, где материал подавался в резкой и жесткой форме получила массу негативных откликов.

Эффект ореола часто используют в рекламе товаров известной личностью. В головы потребителей упорно вкладывается мысль: «Разве может успешная, знаменитая личность ошибаться в выборе продукции? Конечно нет!»

Для товаров продумывают яркие и красивые упаковки, которые привлекают покупателей дизайном. Акцент ставится не на качество, а на привлекательность упаковки по сравнению с другими товарами, имеющими более простой дизайн.

Еще один пример из жизни влияния эффекта ореола: какой-то продукт, прежде чем выйдет на рынок, позиционируется как относящийся к здоровому образу жизни. Когда он появляется в продаже, на нем уже навешен «ярлык» полезного в глазах покупателей. О побочных действиях этого товара мало кто задумывается.

Влияние эффекта ореола на людей

Для человеческой природы естественно настороженно воспринимать новое знакомство и оценивать, насколько рискованно продолжать общение. Здесь большое значение имеет первое впечатление, которое опирается на минимальную информацию и стереотипы. Внешне привлекательные люди, чисто и дорого одетые вызывают доверие. Их считают безопасными. Когда к первому впечатлению добавляется информация о высоком социальном статусе, должности либо о влиятельных родственниках, статус нового знакомого возрастает в разы. Теперь он еще оценивается с позиции своей «полезности».

Однако приятное лицо и обходительные манеры, дорогой костюм и богатые родственники — это не гарантия честности и порядочности индивидуума. Через время могут проявиться не самые его лучшие качества, которые «не считывались» при первоначальном общении. И что самое интересное: из-за эффекта ореола эти проявившиеся негативные качества могут игнорироваться окружающими людьми.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]