Немного теории
Прежде чем изучать вопрос ошибок межличностного восприятия, стоит изучить теоретические основы данной категории. Восприятие — это чувственное познание предметов и явлений окружающей среды. Считается, что перцепция является основой познания. Восприятие происходит на следующих уровнях:
- Обнаружение — это исходная фаза развития перцепции.
- Различение — это процесс формирования эталонного образа ситуации.
- Идентификация — отождествление полученного образа с теми, что хранятся в сознании.
- Опознание — определение объекта к определенному классу или категории.
Восприятие обладает такими специфическими свойствами:
- Предметность — объекты перцепции являются не хаотичным набором ощущений, а складываются в конкретные образы по определенным принципам.
- Структурность — предмет или образ воспринимается в качестве структурной модели, которая абстрагирована от чувственных ощущений и имеет объективную природу.
- Апперцептивность — общее состояние психики человека влияет на содержание информации, полученной посредством восприятия. То есть, она может быть интерпретирована в пользу интересов субъекта.
- Константность — один и тот же объект или ситуация воспринимается одинаково даже при изменении условий.
- Избирательность — преимущественное восприятие одного объекта по сравнению с другими, менее значимыми.
- Осмысленность — воспринимаемый предмет подсознательно относится к какой-то категории или классу.
Три правила перцепции
Особенности человеческого восприятия подчиняются трем основным правилам. А именно:
- Перцепция имеет личностную основу. Разные люди могут воспринимать одни и те же объекты и события по-разному. При этом именно свой взгляд они считают максимально приближенным к действительности.
- Когда человек считает, что именно его восприятие наиболее приближено к реальности, возникают трудности в межличностных коммуникациях, связанные со столкновением интересов.
- Если позволить эмоциям контролировать восприятия, можно пропустить важную информацию для объективной оценки действительности. Таким образом, возникает проблема ложной перцепции.
Формы организации восприятия
Выделяют такие основные формы организации восприятия:
- Фигура-фон — это фундаментальная форма, которая определяет возможность выделения доминирующих черт (фигуры) и стимулов (фона). При этом фигура реагирует только на те стимулы, которые ей действительно близки.
- Константность — заключается в том, что на протяжении длительного периода времени человек использует одни и те же образцы и модели для формирования восприятия.
- Группировка — ряд признаков и стимулов группируется в узнаваемую структуру, которая характеризуется внутренним однообразием. Группировка происходит по принципам близости, схожести, замкнутости, целостности.
Результатом процесса перцепции является формирование определенного целостного образа собеседника или ситуации.
Причины нарушения
Самые распространенные причины агнозий:
- повреждение структуры мозга, коры вследствие кровоизлияний, тяжелых травмах черепа, опухолях,
- недостаток кровообращения, в результате которого образуется хроническая ишемия,
- болезнь Альцгеймера,
- болезнь Паркинсона.
В зависимости от причины и поврежденной зоны коры головного мозга, образуется специфическое нарушение восприятия:
- времени (временных промежутков , замедление или ускорение),
- зрительного (галлюцинации, иллюзии, плохое пространственное ориентирование),
- действительности (сложные галлюцинации, в которых задействовано несколько органов чувств, в результате формируется крайне правдоподобный образ),
- реальности (ощущение, что пребываешь во сне).
Проблемы восприятия
Возникновение нарушений и ошибок восприятия во многом вызвано некоторыми ключевыми проблемами перцепции. А именно:
- Способность человека к переработке информации не бесконечна. При формировании впечатления о человеке или ситуации, в мозг поступает огромный объем данных. Будучи не в состоянии переработать весь поток, мы просеиваем их, воспринимая только те, которые входят в сферу наших интересов и способствуют скорейшему достижению целей.
- Риск ложных умозаключений. Когда информация поступает в недостаточном количестве, мы делаем выводы о человеке или ситуации на основании ограниченных данных, домысливая несуществующие параметры. А когда мнение уже сформировано, мы не желаем принимать во внимание дополнительную информацию.
- Перцепция является системой с обратной связью. Не только мы составляем впечатление о людях, но и они о нас. Строя догадки по данному вопросу, мы можем делать неверные выводы, что приводит к недопониманию и конфликтным ситуациям.
- Намеренное искажение информации. Пытаясь произвести на окружающих наилучшее впечатление, человек дает о себе заведомо ложную информацию.
Типичные ошибки понимания личности
Некоторые типичные ошибки восприятия мешают правильно понимать и оценивать людей. Вот основные из них:
- Эффект предварительного знакомства. Имеется в виду, что у вас задолго до непосредственного общения складывается впечатление о собеседнике на основании ранее полученных сведений и собственных предубеждений.
- Эффект стереотипа. Наличие определенных стереотипов о самом человеке или о социальной группе, к которой он относится. В процессе общения вы преследуете цель подтвердить правильность ваших убеждений.
- Эффект торопливости. Ошибка восприятия человека, связанная со стремлением сделать заключение о личности собеседника до получения полной информации о нем.
- Эффект структурирования. Умозаключение о человеке по отдельным наиболее ярким его чертам без учета других характеристик.
- Эффект ореола. Перенесение первого сложившегося впечатления на оценку качеств и всех последующих поступков человека.
- Эффект проецирования. Ошибка восприятия, при которой человек приписывает собеседнику собственные черты, чувства и качества.
- Эффект первичности. Первая информация, полученная о человеке лично или из сторонних источников, перекрывает все объективные факты и влияет на отношение к этой личности.
- Эффект настроения. Ошибка восприятия человека связана с тем, что эмоциональный подъем или уныние могут лечь в основу впечатления о собеседнике. При этом его объективные характеристики не принимаются во внимание.
- Эффект глухоты. Связан с отсутствием желания прислушиваться к чужому мнению, привычка полагаться только на собственные ощущения.
- Эффект консерватизма. Имеется в виду отказ пересматривать мнение о человеке, даже если с течением времени он существенно изменился.
- Эффект последней информации. Получение позитивной или негативной информации о человеке может в корне изменить давно сложившееся впечатление о нем.
Билет №1 Психология как наука. Предмет психологии. Психические явления и психологические факты
Психология – это наука, целью которой является изучение механизмов функционирования человеческой психики. Она рассматривает закономерности поведения людей в различных ситуациях, возникающие при этом мысли, чувства и переживания.
Как самостоятельная наука психология сформировалась лишь к концу XIX в. Однако как особая отрасль знаний она существовала еще со времен древней истории. Обычно основоположником психологии принято считать Аристотеля, который написал первый систематический трактат о душе. Но «знание о душе» (а именно таков дословный перевод термина «психология» с греческого языка – «психе» и «логос», т. е. «душа» и «слово, знание») долгое время относили к области философии, религии или медицины.
В течение многих столетий предметом психологии так и считалась душа. Представления о ней во все века были неопределенны. Каждый исследователь предлагал свою концепцию. Так, например, в Древней Греции философ Гераклит считал душу и разум состоящими из мирового огня – первоначала всего сущего; Анаксимен – из воздуха; Эмпедокл – из слияния корней всего сущего, четырех вечных стихий: земли, воды, воздуха и огня. Алкмеон впервые предположил, что «органом души» является мозг. До него считали, что душа «размещается» в сердце, в крови или вообще существует отдельно от тела. Все эти концепции очень далеки от современных представлений о психологии, однако так или иначе они способствовали накапливанию знаний о человеке.
Аристотель был тем, кто впервые сказал о неотделимости души от тела. Он также говорил о существовании трех видов души: растительной, животной и разумной. По его мнению, у человека все эти три вида сосуществовали вместе. Это был большой прорыв в познании о психике. Ведь если перевести эти представления на язык современной психологии, то можно сказать, что Аристотель открыл существование трех уровней – элементарного способа отражения на уровне простейших реакций на внешние раздражители, психофизиологии, за деятельность которой отвечает вегетативная нервная система и сознания – продукта активной деятельности головного мозга. Таким образом, у Аристотеля душа есть активное целесообразное начало живого тела, неотделимое от него.
Помимо философов, свое представление о душе имели и теологи. Согласно теистическим воззрениям душа человека – созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. Пантеизм определял душу как индивидуальное проявление единой духовной субстанции (микрокосм как отражение макрокосма).
В Новое время Рене Декарт предложил дуалистическое воззрение, которое разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции. В новоевропейской же философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.
Таким образом, в настоящее время предметом психологии как науки является не размытое в своем толковании понятие души, а более строгое понятие психики. Объектом же исследования психологической науки являются закономерности возникновения и развития, а также проявления человеческой психики. Кроме того, к объекту исследования психологии относятся психические процессы и состояния человека, психические качества человека как биосоциальной системы, т. е. уникального существа, представляющего собой сложный сплав биологических и социальных свойств.
Под психикой в современной науке понимают свойство высокоорганизованной материи активно и адекватно отражать реалии окружающего мира.
Чтобы понять сущность психики, необходимо обратиться к рефлекторной теории отражения. Эта теория является естественно-научным фундаментом современной психологии. Согласно данной теории в основе высшей нервной деятельности лежит рефлекс, посредством которого осуществляются все жизненно важные акты.
Рефлекс имеет пятизвенную структуру. Первым звеном является преобразование внешнего или внутреннего раздражения в нервный импульс, который передается в мозг афферентным (центростремительным) потоком. Вторым и наиболее важным звеном является переработка переданного нервного импульса в ощущение, вызывающее соответствующий образ, мысль, эмоцию. Далее следует действие эфферентного (центробежного) потока нервных импульсов, которые передают команду от мозга в соответствующий орган. Четвертое звено – реакция этого органа на мозговой импульс. Завершающее звено – «отчет» о выполнении, поступающий от органа в мозг. Вот элементарный пример – кожный рецептор руки передает болевой импульс. Мозг расшифровывает его как жжение от горячего предмета, посылает команду мышцам руки, она отдергивается от предмета. Мозг получает ответный сигнал об исполнении команды. Как вы понимаете, в действительности это происходит в десятки раз быстрее, чем можно прочитать описание данного примера. Рефлексы делят на безусловные и условные. Безусловные рефлексы врожденны. Отдергивание руки от обжигающего предмета как раз является рефлексом безусловным – он является непосредственной реакцией на болевое раздражение. Условные рефлексы приобретаются в процессе жизни спонтанно или формируются искусственно при многократном повторении реакции на раздражитель. Например, условным рефлексом можно назвать реакцию матери, которая способна спокойно спать при любом шуме, но мгновенно просыпается, услышав хныканье своего малыша. Создание искусственных условных рефлексов применялось лишь в лабораторных условиях на животных. Подобные эксперименты описаны в трудах И. П. Павлова, который ввел в психологию понятие условного рефлекса.
Теория рефлекторного отражения позволила выделить одну из важнейших категорий психологии – сознание. Чтобы подойти к этому понятию, следует сказать несколько слов о филогенезе психики, который можно проследить именно на теории отражения.
Поделитесь с Вашими друзьями:
Проблемы понимания
Не только на восприятие людьми друг друга, но и на понимание в процессе общения могут влиять ошибки восприятия. Эффекты, оказывающие влияние на данные процессы:
- Эффект сопровождающих событий. Если определенные явления часто сопровождают общение или предшествуют ему, они могут ассоциироваться с определенным человеком, увязываться с его персоной.
- Эффект необычности. Если поступок не вписывается в общепринятые рамки, но ему предшествовало какое-то событие, то именно его пытаются выставить причиной, поясняющей поведение.
- Эффект равновероятных возможностей. Ошибка восприятия может быть связана с тем, что одна и та же линия поведения может иметь несколько пояснений, которые в равной степени имеют право на жизнь.
- Эффект недооценки ситуации. Поступок человека интерпретируется с точки зрения его личных качеств, но совершенно не берутся во внимание внешние обстоятельства, которые могли повлиять на выбранную линию поведения.
- Эффект влияния культуры. Поведение трактуется исходя из философии, которого придерживается общество. Например, в западной культуре особое внимание уделяется влиянию внешних обстоятельств, а на Востоке верят в воздействие высших сил.
Наиболее распространенные ошибки восприятия в психологии
Из психологической практики можно выделить несколько распространенных ситуаций, вызывающих трудности перцепции. Вот наиболее типичные ошибки восприятия:
- Иллюзия контроля. Если человек заинтересован в исходе той или иной ситуации, он склонен переоценивать свое влияние на нее. Это явление открыл американский психолог Лангер, который изучал поведение людей, играющих в лотерею. Одна группа сама покупала билеты, а вторая — получила их в подарок. На предложение обменять билеты первые категорически отказались, так как посчитали, что их личный выбор влияет на вероятность выигрыша.
- Предпочтение нулевого риска. Если человеку предложат свести к нулю незначительный риск или значительно снизить существенный, он с наибольшей вероятностью выберет именно первый вариант. Хотя, гораздо разумнее отдать предпочтение второму.
- Селективное восприятие. Например, у вас выработалось мнение по конкретному вопросу. Вы ищите информацию и все больше убеждаетесь в своей правоте. Но загвоздка в том, что вы уделяете внимание только тем сведениям, которые подтверждают вашу правоту, а остальные оставляете без внимания.
- Иллюзия прозрачности. Эта ошибка социального восприятия возникает тогда, когда человек попал в ситуацию, в которой необходимо соврать. В данный момент ему кажется, что все видят его насквозь, что все видят его неискренность.
- Ошибка атрибуции. Она состоит в том, что свои собственные промахи человек объясняет объективными обстоятельствами, а чужие промахи — их личными качествами. Такой подход препятствует способности индивида брать ответственность за свои поступки.
- Эффект морального доверия. Если у человека в обществе сложилась прочная положительная репутация, окружающие начинают думать, что у него нет ни пороков, ни дурных намерений, что часто не соответствует действительности.
- Каскад доступной информации. Если какая-то информация часто появляется в источниках, охватывающих большую аудиторию, она считается правдивой. На старшее поколение оказывает влияние телевидение и пресса, а на молодежь — социальные сети.
- Стокгольмский синдром покупателя. Так называется ошибка восприятия, когда человек оправдывает дорогую покупку, приписывая ей всевозможные достоинства и закрывая глаза на недостатки. Аналогичным образом оправдывают покупки, сделанные без особой надобности.
- Вера в справедливый мир. Поскольку людям страшно осознавать несправедливость и хаотичность окружающего мира, им свойственно находить логику даже в самых страшных и абсурдных ситуациях.
- Искаженное восприятие искажений. Если вы не находите у себя никаких пороков или недостатков, значит, они точно у вас есть. Но вы воспринимаете их в положительном ключе, то есть искаженно.
Тема: «Восприятие. Мышление».
А.Непритворенный 14.-18.02.21, Яхрома C.Слипченко 06-14.03.21, Чудодеево А.Чистяков 01-09.05.21, Галактика
Главная > Теория > Тема: «Восприятие. Мышление».
Наши органы чувств имеют ограничения по амплитуде и частоте воспринимаемых процессов
, и, это, несомненно, накладывает отпечаток на наше
восприятие и понимание
мира. Но еще важнее то, что мы не осознаем и не понимаем в полной мере того, что Вселенная не «стоит на месте», она все
время
изменяется, даже тогда, когда вокруг «ничего не происходит».
Особенно наглядно это можно проиллюстрировать на примере восприятия процессов. Очевидно, что у любого процесса есть: настоящее, прошлое и будущее
, но не все осознают, что мы всегда «наблюдаем» (видим, слышим, ощущаем) только
настоящее
(реальное «время»), причем, с
небольшим запаздыванием
, т.к.
акт (процесс) восприятия и обработки информации тоже имеет длительность.
И, если прошлое мы еще можем фиксировать с помощью технических устройств, то, наблюдать будущее нам недоступно в принципе: мы можем его только воображать, представлять, выдумывать и,
делать
настоящим.
То, что мы наблюдаем с помощью фото и видео (и любых измерительных приборов) – это не есть сам мир как таковой, это всего лишь его следы
– отпечатки (отражения), которые человечество научилось фиксировать с помощью технических устройств т.е. «костылей» для мозга. Мы научились их хранить, обрабатывать, строить на основании этих данных научные модели, но при этом упускаем из виду тот факт, что любые, даже самые точные модели, всегда проще реальных процессов, которые они описывают. К тому же, мы всегда отстаем в создании моделей мира, процессов происходящих в нем, от самого реального мира, т.к. он меняется быстрее, чем мы можем себе представить. Добавлю, эти следы хранят информацию только о внешней составляющей процессов, которые являются уже прошлым, т.е. показывают нам каким был мир какое-то время назад. Например, вы можете заснять человека на видео, а затем просмотреть его. Вы будете видеть и слышать только внешнюю составляющую, т.е. то, что человек делал и говорил, а то, что он в это время
думал
(представлял), т.е. его истинные желания намерения, потребности, цели, на «пленку» запечатлеть невозможно.
Когда мы пытаемся понять, что же такое время
, как оно «течет, ускоряется, замедляется, тянется, стоит на месте или летит», то незаметно для себя мы переходим на язык
метафор
, что в свою очередь, только затрудняет и без того сложную ситуацию. Тем не менее, в данной теме мы будем разбирать основные трудности, объективно возникающие при восприятии Вселенной, и типичные ошибки, совершаемые сознанием в процессе
мышления
, т.е. обработки следов – результатов взаимодействия органов чувств с миром.
Лекция: «Восприятие. Мышление». 2021.12. Вебинар от 2021.12.: Восприятие. Мерность нашего мира. Стандартные ошибки мышления, совершаемые нами.
Восприятие. Информация. Энергия. Чтобы понять, что такое информация
нам придется разобраться с двумя вопросами: от чего зависит
восприятие
и
понимание
информации.
Восприятие. Фактор АЧХ. Наши зрение и слух имеют ограничения по амплитуде и частоте воспринимаемых сигналов. Могут ли на нас оказывать влияние запредельные колебания?
Перенос точки наблюдения. При наблюдении крайне важно понимать, где находится точка наблюдения
и, умеем ли мы ее перемещать. От этого напрямую зависит
восприятие.
Если вы не поняли, то на снимке тапочки балерины. Снимок сделан снизу через стекло.
Способы изменения восприятия. ИСС. Восприятие и мышление. Измененные Состояния Сознания (ИСС). Способы изменения восприятия и мышления. Признаки ИСС. Тесты.
Восприятие процессов Чем отличается восприятие объектов от восприятия процессов? С каким сложностями мы столкнемся в этой теме?
Визуальные иллюзии Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Знакомая поговорка? Посмотрите и убедитесь сами, что мозг обмануть не так уж и сложно.
«Логический трюк» Льюиса Кэрола. Льюис Кэрол (1832-1898) — писатель, математик, философ, фотограф. Знаменит на весь мир не только своими книгами, но и логическими загадками.
Мышление. Понимание. От чего зависит мышление? Что означает: понять смысл, понять замысел, понять другого человека. Как проверить, что вас поняли?
Модельное восприятие информации Модельное восприятие (описание) реальности в условиях неопределенности. Чувственное восприятие реальности.
Список фильмов Список фильмов для участников проекта GO-RA
Поделиться:
Ошибки при принятии решений
Отдельного внимания заслуживают ошибки восприятия ситуации при принятии решений. А именно:
- Маятниковые решения. Это явление, при котором, осознав ошибочность своего решения, человек пытается вернуться в исходное состояние, считая, что из начальной позиции можно повлиять на ситуацию и исправить ее.
- Дублирующие решения. Оказываясь в новых для себя условиях, человек старается адаптировать принимаемые решения к устоявшейся ситуации.
- Противоречащие решения. В отличие от предыдущей ситуации, человек в новых условиях пытается принимать решения, полностью противоречащие ранее сложившемуся и устоявшемуся укладу.
- Авантюрные решения. Из-за неполного восприятия действительности или переоценки собственных возможностей, человек принимает решение которое, скорее всего, не будет реализовано или потерпит крах.
- Запоздалые решения. Опасаясь совершить ошибку, человек долго раздумывает, упуская правильное время для действий. Как результат, когда решение наконец-то принято, оно уже не может ни на что повлиять и не имеет никакого существенного значения.
- Демотивирующие решения. Вместо того, чтобы поднимать дух окружающих и собственный настрой, человек занимает позицию, которая приводит всех в уныние.
- Шаблонные решения. Человек постоянно действует по выработанной временем схеме, не анализируя ее эффективность.
- Недооценка риска. Человек осознает угрозы и риски, но предпочитает думать, что с ним этого не случится.
Проблемы зрительного восприятия
На интерпретацию информации также оказывают влияние ошибки зрительного восприятия. Причины таких ошибок могут крыться как в физиологии зрительного аппарата, так и в психологических проблемах, которые приводят к неверной интерпретации форм и размеров. Вот основные виды ошибок:
- Иллюзия восприятия размера — отрезки одинаковой длины при наличии дополнительных элементов или при различном положении могут казаться разными.
- Искажение геометрических фигур — связано с тем, что параллельные прямые могут не казаться таковыми, а правильные фигуры могут выглядеть искаженными.
- Иллюзия цвета и контраста — на разном фоне один и тот же цвет может восприниматься по-разному.
- Иллюзия движения — при определенном расположении статических объектов они могут казаться динамичными.
- Двойные образы — в одном изображении могут усматриваться разные образы.
- Иллюзии восприятия глубины — при фокусировании взгляда поверхность может выглядеть то вогнутой, то выпуклой.
- Эффект перцептивной готовности — в соответствии с ним, человек видит то, что ожидает. В связи с этим он может не замечать каких-то дефектов или деталей изображения.
- Парейдолическая иллюзия — мысленное преобразование реального объекта в нечто иное. В качестве примера можно привести ситуацию, когда люди видят в облаках фигуры животных и так далее.
- Эффект последействия — связан с тем, что на сетчатке глаза может на короткое время сохраняться изображение, которое переносится на другой объект, меняя его восприятие.
Особенности восприятия
Восприятие может быть определено представлением о партнере, сложившимся в ходе общения. Психологические исследования показывают, что основой восприятия незнакомых ранее лиц и лиц, с которыми уже есть некоторый опыт общения, являются различные психологические механизмы. В одном случае восприятие происходит через психологические механизмы межгруппового общения, в другом — с помощью механизмов межличностного общения.
Психологические механизмы восприятия в рамках межгруппового общения включают социальную стереотипизацию, суть которой состоит в выстраивании образа другого человека на основе тех или иных типовых схем.
Определение 2
Социальный стереотип представляет собой устойчивое представление об определенных явлениях или лицах. Он характерен для представителей соответствующей социальной группы.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Различные социальные группы при взаимодействии между собой вырабатывают социальные стереотипы, которые могут быть, например, этническими (национальными).
Факторы ошибок восприятия
Есть несколько факторов, которые могут повлиять на качество перцепции. Факторы ошибок восприятия следующие:
- Фактор превосходства. В большинстве случаев справедливым оказывается допущение, что люди, вступающие в общение, имеют неравные позиции. Они могут отличаться по социальному статусу, материальному положению, уровню интеллекта, возрасту и так далее. Таким образом, имеет место переоценка или недооценка личности, связанная с косвенными параметрами. Этот фактор действует только при существенном для человека различии. Параметры оценки для каждого разные — одежда, поведение, окружение и так далее.
- Фактор привлекательности. Исходя из личных пристрастий, человеку свойственно переоценивать или недооценивать собеседника. Таким образом, человеку, который нам нравится больше, мы приписываем положительные качества, которые, возможно, ему и не присущи. В то же время антипатия заставляет нас закрывать глаза на чужие добродетели.
- Фактор отношения. Люди, которые относятся к нам хорошо, выглядят в наших глазах лучше, чем есть на самом деле. А вот тех, кто нас недолюбливает или относится равнодушно, нам свойственно недооценивать.
- Фактор мнения. Чем ближе мнение человека к нашей собственной позиции, тем более привлекательным он нам кажется. Если же чужая точка зрения существенно разнится с нашей, этот человек будет казаться нам крайне неприятным, несмотря на все его добродетели.
Охарактеризуйте основные ошибки межличностного восприятия.
Контрольные вопросы и задания
Сформулируйте, в чем состоят особенности перцептивной функции профессионального общения.
Перцептивная функция — это межличностное восприятие. Необходимо отметить, что восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова «восприятие» в традиционном общепсихологическом смысле является не совсем точным. К таким чертам относится восприятие не только внешних характеристик объекта, но и его поведенческих и психологических характеристик: целей, мотивов, мыслей, способностей, эмоций и т. д. Кажется, вполне оправданным в качестве синонима «восприятие другого человека» использовать выражение «познание другого человека»
Специфика межличностного восприятия при коммуникации включает следующие моменты:
— сообщения воспринимаются и оцениваются в свете актуальных потребностей адресата;
— всегда неизбежно искажение смысла сообщения в силу различий в опыте адресанта и адресата;
— информация, не находящаяся в области опыта адресата, воспринимается медленнее, чем информация, ему знакомая;
— в незнакомой ситуации работники склонны ориентироваться на те решения, которые уже были ими опробованы в похожих ситуациях;
— решить проблему точности интерпретации сообщения с помощью одних лишь языковых средств невозможно.
Учет всех этих обстоятельств представляется особенно важным, когда познание другого человека рассматривается как составная часть процесса общения, как основание не только для понимания партнера, но для установления с ним согласованных действий, а также отношений близости, привязанности или дружбы. Таким образом, можно сказать, что восприятие адресата означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками и интерпретацию его поступков на этой основе. На основе внешней
стороны поведения мы, по словам С.Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных.
Какова роль первого впечатления в профессиональном общении и что необходимо делать для формирования позитивного первого впечатления?
Первое впечатление – это оценочное восприятие образа человека в первые секунды знакомства. Роль первого впечатления трудно переоценить, ведь говорят: «Требуются считанные секунды, чтобы произвести первое впечатление, и вся оставшаяся жизнь, чтобы его исправить».
Человеческому мозгу требуются доли секунды, чтобы составить мнение о характере и способностях незнакомого человека. В результате сканирования головного мозга установлено, что возникновение симпатии или антипатии к незнакомому человеку при первом впечатлении происходит практически без участия интеллекта. В этом процессе задействован отдел мозга, отвечающий за ощущение страха, – мозжечковая миндалина.
Психологии выделяют три основных фактора возникновения первого впечатления: фактор привлекательности , фактор превосходства и фактор отношения . Эти факторы действуют в тесной взаимосвязи.
Фактор привлекательности означает, насколько приятен и симпатичен нам объект знакомства. По отношению к внешне привлекательному человеку люди склонны переносить приятные внешние данные на внутренний мир и черты характера; хотя известно, что связь между чертами лица и особенностями характера может быть минимальной или отсутствовать вообще.
Фактор превосходства означает подсознательное сравнение себя с новым объектом знакомства. Если этот объект превосходит воспринимающего по какому-либо параметру, то значительно выше оцениваются и другие его качества. Иными словами, происходит общая завышенная личностная оценка.
Фактор отношения означает реакцию человека па отношение к нему объекта знакомства. Людей, которые проявили при первой встрече искреннее внимание, доброжелательность, человек склонен воспринимать лучше, чем они есть на самом деле. И наоборот, проявленные с первых секунд невнимание, заносчивость, грубость создают отрицательное впечатление об объекте знакомства.
Какие существуют механизмы взаимопонимания в профессиональном общении?
Механизмы восприятия взаимопонимания между людьми выглядят следующим образом:
Идентификация
– буквально означает отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует тесная связь между идентификацией и эмпатией.
Эмпатия
— определяется как особый способ понимания другого человека, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: присутствует умение поставить себя на место другого человека, взглянуть на вещи с его точки зрения. Но процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии.
Под рефлексией
понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.
Охарактеризуйте основные ошибки межличностного восприятия.
· Предрассудки и предубеждения (в основе предрассудков лежит предубеждение, т. е. необоснованное негативное представление о других людях, очень устойчивы)
· «Эффект ореола» (тенденция переносить благоприятное (и нет) впечатление об одном качестве на все другие его качества, ярко проявляется при формировании первого впечатления, мешает видеть действительные черты)
· Эффект первичности (проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше)
· Эффект новизны (действует в ситуациях восприятия знакомого человека и более новая информация оказывается наиболее значимой)
· Фактор превосходства (большинство людей склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них достоинству; имея дело с человеком, которого он сам в чем-то превосходит, наоборот, старается недооценить его, порой даже принизить его возможности; оценивается человек по внешним атрибутам и манере поведения)
· Фактор статуса (во многих случаях оценка личностных качеств человека зависит от его социального статуса)
· Фактор «отношение к нам» (зачастую в практике общения люди неправильно оценивают тех людей, которые к ним относятся плохо; чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека, и наоборот, чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственными)
· Проекция (неосознанное, непроизвольное приписывание другим своих собственных психологических, нравственных качеств и состояний, суждение о людях по аналогии с самим собой; также мы приписываем другим людям те собственные качества и характеристики, обладателями которых быть не слишком приятно)
· Фактор привлекательности (так называемый стереотип привлекательности: что красиво — то хорошо)
· Эффект снисходительности (заключается в том, что мы оцениваем другого человека чаще положительно, чем негативно, и используем по отношению к нему позитивные характеристики тогда, когда он по отношению к нам не конкурентоспособен или вызывает чувство жалости из-за неуверенности в себе, закомплексованности, ущербности)
· Эффект «фаворитизма» (те, кто чувствуют себя любимцами, фаворитами в группе, чаще воспринимают новичков с чувством превосходства — «сверху вниз»; фаворитов также порой неадекватно оценивают, завышая их возможности из-за высокой уверенности в себе)
· Казуальная атрибуция (приписывание другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует; осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в
прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации; существует целая система способов атрибуции)
Барьеры
Ошибки восприятия ситуации или человека связаны с существованием некоторых барьеров. Вот ключевые из них:
- Эстетический барьер. Как правило, он связан с внешним видом собеседника. Если человек неряшлив, неопрятен или его имидж не соответствует вашим представлениям об эстетике, вы на подсознательном уровне будете негативно к нему относиться.
- Барьер отрицательных эмоций. Он возникает в том случае, если вы общаетесь с человеком, который чем-то расстроен или плохо себя чувствует. Это может стать причиной неприветливости и даже грубости. Вами это может быть воспринято как грубость и невежество. Если вам предстоит какая-то важная встреча, обязательно предварительно поинтересуйтесь обстановкой и настроением потенциального собеседника, чтобы избежать ошибок восприятия ситуации.
- Барьер психологической защиты. Возможно, вы ведете себя слишком грубо или стоите на ступень выше своего собеседника. Это может стать причиной агрессии оппонента, как защитного механизма.
- Барьер установки. Возможно, собеседник обладает негативной установкой в отношении конкретной тематики или ситуации, в которой происходит ваше общение.
- Барьер двойника. Заключается в том, что вы ждете от собеседника такого же поведения и таких же решений, как и от себя самого. Если этого не происходит, вы меняете отношение об оппоненте в негативную сторону.
Искаженное восприятие , что это?
Восприятие , это процесс, в ходе которого в головной мозг человека поступают данные от рецепторов связи с внешним миром.
Чаще всего это чувственное восприятие, отталкивающееся от основных органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.
Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются агнозиями.
Искаженное восприятие возникает в двух случаях: вследствие неверной работы органа чувств (получение ошибочного сигнала), либо в нарушении психики, особенностях характера или эмоционального состояния (ошибочная интерпретация полученных данных).
Борьба с перцептивными ошибками
Чтобы предотвратить возникновения ошибок восприятия информации, придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Уделяйте внимание не только текстовой информации, но также сопутствующим обстоятельствам. В частности, говоря о собеседнике, стоит уделять особое внимание невербальным сигналам (жестикуляция, поза, мимика, интонация и так далее).
- Не притворяйтесь, что слушаете. Если вы расконцентрированы, попытайтесь собраться или перенесите беседу. От недополучения информации пострадаете в первую очередь вы сами.
- Не будьте слишком чувствительны. Концентрируйтесь на информационной, а не на чувственной составляющей.
- Не спешите с выводами. Не проведя тщательного анализа полученной информации, не делайте умозаключений и не принимайте никаких решений.
- Не поддавайтесь поспешному протестному порыву. Прежде чем возразить своему собеседнику, до конца выслушайте его доводы и проанализируйте их.
Рассматривайте вопросы последовательно. Стремительный поток вопросов выбивает собеседников из колеи, заставляет занять оборонительную позицию. К тому же так ни одна проблема не будет рассмотрена полностью.