Как избежать конфликты. Сущность и причины конфликтов. Как предупреждать конфликты и научиться навыкам бесконфликтного общения.

В данной статье мы расскажем, как можно избежать конфликта и какие способы для этого существуют.

В любых отношениях, будь они деловые или личные, всегда возникают конфликты. У кого-то они случаются чаще, у кого-то реже, но в любом случае они бывают. Кто работает с людьми, обычно сталкивается с конфликтами чаще всего. Самым неприятным моментом в любой такой ситуации является негатив, а еще бывают и агрессивные нападки. Конечно, проще вообще не связываться с ссорами, но иногда этого сделать просто не получается. Как же быть в таком случае? Как себя вести? Давайте узнаем.

Что такое конфликт

В современной психологии существует множество различных определений данного понятия. Но все они предполагают, что конфликт – это наиболее острая фаза разрешения различных противоречий. Они возникают в процессе взаимодействия и заключаются в противодействии участников ситуации, сопровождая ее негативными эмоциями. Большинство ученых делают акцент именно на противоречивости целей и интересов субъектов возникшего разногласия.

Существует определение противоречия как речевого действия, где выделяются три стадии борьбы интересов, результатом которой является конфликт:

  • разногласия во мнениях;
  • противоречие в диалогах;
  • прямая борьба, выражающаяся в конфликтах действий.

Таким образом, предотвращение конфликтов означает отсутствие любых речевых действий, имеющих своей целью нанесение ущерба любого рода другой стороне.

Разрешение конфликтов на практике

Когда конфликта избежать не удается, нужно умело урегулировать его. Обычно разногласия приводят к спору, происходящему на повышенных тонах. Нельзя подвергаться эмоциям, захлестнувших другого человека. Нужно выбрать правильную тактику, пропускать неприятную информацию мимо.


Игнорирование негатива

Дополнительная информация. Можно представить рядом с собой чемодан, в который мысленно отправлять все негативные фразы. После того, как высказывания подойдут к концу, просто избавиться от них, выкинуть вместе с чемоданом. Во время конфликта нельзя подвергаться эмоциональному заражению.

Можно представить вместо кричащего оппонента смешной персонаж. Тогда, при переходе на личности, оскорблениях, они не будут достигать своей цели. Этот метод поможет переключить эмоции на позитив, в результате отпадет необходимость в их воспроизведении. Когда оппонент заметит спокойствие, изменит свое поведение. Главное – поддержать его. Не повышать голос, не перебивать и выслушивать до конца. После того, как эмоции отошли на задний план, можно приступать к конструктивному диалогу. Нужно выслушивать собеседника внимательно, чтобы понимать суть конфликта. Изначально его причина может быть скрыта. Например, человек обвиняет другого в несостоятельности, сомневается в его профессионализме и не объясняет, что на самом деле понес финансовые потери ввиду невыполнения другим обещанного в срок. Такие конфликты составляют основную часть возникающих разногласий на предприятиях.

Выход из конфликта нужно искать совместными усилиями, опираясь на мнение обеих сторон, только тогда можно выйти из ситуации с наименьшими потерями и получить выгоду. Чтобы оппонент расслабился, прислушался к другому мнению, можно прибегнуть к комплиментам, немного отойти в сторону от рассматриваемой проблемы, учитывая особенности характера собеседника. Чтобы понимать, как разрешить конфликт, нужно осознать цель каждого оппонента, чего конкретно хотят добиться все стороны.

Сущность конфликта

Для того чтобы профилактика конфликтов была достаточно эффективной, необходимо понимать, в чем заключается сущность противоречия, которой присущи четыре характеристики;

  • структура;
  • динамика;
  • функция;
  • управление.

Структура конфликта состоит из:

  • объекта (предмета спора);
  • субъектов (отдельных лиц, групп или организаций);
  • условий протекания;
  • масштаба;
  • стратегии и тактики поведения субъектов ситуации;
  • исхода.

Психология конфликта предполагает динамический процесс, который состоит из следующих этапов:

  • предметная ситуация, когда возникают объективные причины для конфликта;
  • конфликтное взаимодействие, где происходит непосредственно сам инцидент;
  • разрешение конфликта, которое может быть полным или частичным.

Конфликт выполняет различные функции, и некоторые из них достаточно важны для эффективного взаимодействия сторон:

  • диалектическая, подразумевающая выявление причин конфликтного взаимодействии;
  • конструктивная, предполагающая направление напряжения, вызываемого возникшей ситуацией, на достижение поставленной цели;
  • деструктивная, когда появляются различные личностные и эмоциональные окраски взаимоотношений.

Регулирование конфликта сводится, по сути, к возможности им управлять. Управление, в свою очередь, делится на внешнее и внутреннее. В первом случае контроль над ситуацией возложен на руководителя, во втором — необходимо личное управление своим поведением.

Совместный поиск выхода

Не всегда получается так, что обе стороны выходят из конфликта в одинаковом положении. Ситуации бывают разные, и пойти на компромисс или сотрудничество, приносящие пользу обеим сторонам, не всегда возможно. Найти пути решения конфликтов, которые приведут к результату, устраивающему все стороны, – главная задача при возникновении разногласий. Для этого необходимо ознакомиться с обеими позициями и совместно проанализировать.

Донесение информации до оппонента

При определении общей цели становится понятно, как решить конфликт, чтобы все остались довольны. Особенно это актуально в профессиональной среде, когда работники организации начинают действовать сообща. Такой стиль устранения противоречий является самым оптимальным. Если невозможно обеспечить выгодой всех, ищут другой выход.

Возможны следующие варианты исходов:

  • Обеспечить выигрыш другому, при котором тот получит максимальную пользу;
  • Создать самые выгодные условия для себя, при этом можно как минимизировать результат для оппонента, так и оставить его ни с чем. В таком случае говорят об агрессии;
  • Договориться до момента, при котором обе стороны получат одинаково низкую удовлетворенность, но их положения будут равны между собой.

Агрессия и индивидуализм, проявляющиеся у одной из сторон конфликта, обычно приводят к отрицательному результату для другой стороны. В таком случае трудно договориться, общение неконструктивно, взаимные уступки и компромисс не работают. Поэтому чаще всего приходится отступать, чтобы не понести максимальные потери.

Основные этапы конфликтных ситуаций

Причины разногласий могут быть самыми разными, но общими для них всех являются этапы возникновения и разрешения спора. Итак, этапы конфликта следующие:

  • момент зарождения конфликтной ситуации, которую могут спровоцировать как один, так и несколько человек;
  • осознание сложившейся ситуации, выражающееся в изменении настроения и различных критических высказываниях в адрес оппонента;
  • открытое противостояние, когда стороны переходят к активным действиям с целью нанести обиду или иной моральный ущерб противнику;
  • осознание оппонентом конфликтной ситуации и начало ответных действий;
  • развитие конфликта, когда выдвигаются определенные требования;
  • финал разногласий через просьбы, разговоры или административные методы, заключающиеся в решении суда, увольнении и т. д.

Как вы могли заметить, данные этапы конфликта переходят из одного в другой независимо от вида возникшего разногласия.

— Признаки начинающегося спора

__________

1) Вам кажется, что тот, с кем вы говорите сейчас, еще не сказал ни одного умного слова. 2) Кровь буквально начинает закипать у вас в жилах на каждую реплику оппонента. 3) Вас начинает раздражать не только рядом стоящий идиот, который несет полную ахинею, но и все вокруг. 4) Бокальчик вина, стопочка коньячка или сигаретка вам бы сейчас не помешали. 5) Сердцебиение учащается, вы начинаете интенсивнее и чаще дышать. 6) Вы ищите глазами то, что можно бросить в это надоедливое создание. 7) Оказывается, вы знаете немало матерных слов, которым бы с удовольствием научили надоедливого попутчика.

Читайте о том, как реагировать на оскорбления.

_________

Варианты исхода

Существуют разные варианты разрешения конфликтных ситуаций:

  • уход от него, когда одна из сторон не замечает или делает вид, что не замечает возникших разногласий;
  • сглаживание противоречий, когда один из субъектов конфликта либо соглашается с предъявленными другой стороной претензиями, либо оправдывает себя;
  • компромисс, когда обе стороны идут на взаимные уступки в целях разрешения разногласий;
  • возрастание напряженности, когда начало конфликта носит особо резкий характер и переходит в серьезное противостояние, не ограниченное сроками;
  • подавление конфликта силой, когда одну из сторон или обоих субъектов вынуждают принять определенную точку зрения.

Осторожно, ошибка: какие поступки «тормозят» разрешение конфликтной ситуации?

Но даже зная, как уладить конфликт, очень часто люди не сдерживаются и сами совершают промахи, которые сводят все усилия на пути к «мировой» на нет. Это в первую очередь, следующие ошибки:

  • уход от спокойного тона и переход на крик, принятие агрессивной позы, перебивание во время беседы;
  • открытие насмешки над партнером, переход на оскорбление – неважно, в ответ или нет, т.е. открытое проявление антипатии;
  • привлечение третьей стороны, которая является врагом вашего оппонента;
  • намеренное преуменьшение заслуг противоположной стороны, неискренность и лицемерие;
  • систематический отказ в ответ на предложения по решению вопроса.

Виды конфликтов

Психология конфликта предполагает его деление на виды в зависимости от основания. Так, основанием для выделения в отдельный тип могут служить следующие факторы:

  • источники возникновения;
  • социальные последствия;
  • масштабность;
  • формы борьбы;
  • тактика субъектов.

Также конфликты делятся на два вида по отношению к отдельному субъекту:

  • внутренние;
  • внешние.

Внутренний конфликт предполагает противоречие желаний одного человека, а внешний – разногласия между ним и окружающей средой. Характер конфликта внешнего, в свою очередь, может быть межличностным, межгрупповым или таким, что возник между личностью и группой.

Межличностный конфликт является самым распространенным и заключается в столкновении интересов различных лиц. Межгрупповой, как правило, возникает в рабочей атмосфере, когда интересы малых групп оказываются противоположными. Что касается конфликта между личностью и группой, такого рода разногласие также характерно для деловой сферы, когда интересы организации противоречат интересам отдельной личности.

Помимо таких разногласий, существует множество других: семейные, подростковые, личные или конфликт поколений. В каждой из этих ситуаций проблемы возникают с самыми близкими людьми, а значит, надо сделать все, чтобы этого не допустить.

— Причины конфликтов

__________

Понимание причин конфликта может не только помочь эффективному поведению в нем, но и избежать осложнений ситуации. Психологи выделяют несколько причин, способствующих возникновению конфликта.

1) Недостаток информации об обсуждаемом объекте, или же ее не качественность. 2) Субъективное восприятие ситуации – расхождение между реальными событиями и личным отношением к ним. 3) Сложности в коммуникации – одни и те же слова могут восприниматься и интерпретироваться различными людьми по-разному. 4) Несовпадение ожидаемого и реального поведения оппонента. 5) Различия в системах ценностей – различия интересов, поведения и целей. 6) Расположение на различных ступенях социальной или должностной лестнице. 7) Нехватка финансовых возможностей. 8) Несовместимость претензий сторон и отсутствие возможности для их удовлетворения.

__________

Семейные конфликты

К сожалению, несмотря на все усилия, конфликты в семье – явление неизбежное. И дело здесь не в том, что люди не любят друг друга, просто не все умеют решать разногласия мирным путем.

Конфликты в семье могут быть между супругами, между детьми, между родителями и детьми, между супругами и их родителями – вариантов много. Однако возникает вопрос: почему же некоторые пары живут долго и счастливо, а другие становятся врагами и расходятся навсегда? Все дело в отношении людей к сложившейся ситуации. Субъект конфликта может раздуть скандал, увеличив его масштабы, однако в его же власти закончить его без больших моральных потерь.

Для того чтобы возникла конфликтная ситуация, достаточно малейшего повода. Иногда это становится похожим на игру в настольный теннис, когда партнеры бросают друг другу взаимные обвинения, как мяч в игре. Это может продолжаться довольно долго, все зависит от желания и умения сторон скандалить.

На самом деле существует много способов сохранить мир в семье. Например, если частые раздоры стали появляться не так давно, можно попробовать высказать свою претензию и попросить супруга озвучить ее своими словами. Психологи утверждают, что большинство проблем у пар возникает из-за неправильного толкования слов своей половины. Попробовав данный метод, вы довольно быстро убедитесь, что суть конфликта не имеет никаких оснований.

Если причиной разногласий является несовпадение в желаниях, возьмите листок и напишите, чем бы вы хотели заняться. Желательно, чтобы в списке было не менее 5 пунктов. Затем сравните свои желания и постарайтесь вывести из них что-то общее для обоих. Вы удивитесь, насколько этот способ действенный.

Однако стоит помнить, что, независимо от причины разногласий, главное — выяснить его причину. Профилактика конфликтов заключается в том, чтобы слушать и слышать друг друга. Кроме этого, необходимо озвучивать свои желания, не ожидая, что они будут угаданы супругом. Если вы будете соблюдать эти два правила, количество конфликтных ситуаций в семейной жизни будет сведено к минимуму.

Как предупредить конфликт

Самое правильное поведение при выстраивании отношений с другими людьми – не допустить возникновения и развития конфликта. В психологии был выработан ряд определенных правил общения и взаимодействия, которые помогают этого достичь.

Правило №1

Необходимо научиться сдерживать себя в моменты раздражения и гнева. Это непросто, но нужно учиться. Умение сдерживать себя очень важно для предотвращения конфликтов.

Two angry businesspeople arguing furious showing a negative growth graph at office.

Правило №2

Не стоит решать за других и указывать как им поступать так, а не иначе. Лучше направить усилия внутрь себя, разобраться в своих переживаниях.

Правило №3

Об этом часто забывают, но лучшее время для разговора – когда человек отдохнул, сыт и спокоен. Очень много конфликтов разгорается именно по причине физиологии, когда трудно контролировать себя.

Правило №4

Для успешного разрешения спорной ситуации нужно направить свое внимание на причину возникшего разногласия. На деле часто получается наоборот – оппоненты бесконечно обсуждают процесс ссоры, ее детали, когда стоило бы разобраться в том, почему это вообще произошло.

Правило №5

Не нужно копаться в прошлых обидах. Это прямая дорога к усилению взаимных претензий. Необходимо сосредоточиться на текущем моменте и направить силы на его разрешение.

Правило №6

Важно не накапливать большое количество нерешенных проблем, а решать их, как только они появились. Чем больше проблем, тем более высока вероятность конфликта. Ни когда не стоит возвращаться к закрытым темам.

Правило №7

Часто конфликты образуются из-за того, что люди не проговаривают своих обид. Они долго носят их в себе, а потом происходит взрыв в виде скандала. Конечно, нужно научиться высказывать претензии корректно и без провокаций, иными словами, не забывать про воспитанность.

Правило №8

Продолжением предыдущего способа является соблюдение культуры общения. Как бы ни раздражал человек, не стоит опускаться до оскорблений и ругани. Уладить разногласие это не поможет, наоборот, спровоцирует более бурное выяснение отношений.

Правило №9

Кроме того, следует следить за тоном, которым произносятся слова беседы. Иногда речь правильна и культурна. Но ее манера такова, что влечет за собой вспышку гнева и агрессии со стороны собеседника.

Правило №10

Важным проявлением выдержки является способность не впадать в истерику по любому поводу. Безусловно, этим поведением можно добиться результата. Только он будет временным, а постоянные манипуляции не нравятся никому.

Проблема отцов и детей

В современном обществе есть три основных направления: старшее, зрелое и молодое. Конфликт поколений — это нормальная составляющая взаимоотношений старших и младших.

Что касается обсуждения данного вида разногласий, здесь неизбежен переход на микроуровни, когда такого рода ситуации становятся обычным явлением в любой среднестатистической семье, где взгляды родителей отличаются от детских или подростковых. Тем не менее, разное мировоззрение не обязательно должно вести к конфликтным ситуациям.

Как избежать конфликта поколений? Единственный выход из данной ситуации — это принятие взглядов другой стороны, взаимное уважение и терпимость. Например, пенсионеры, перестав выполнять свои ежедневные профессиональные обязанности, оказываются в непростой психологической ситуации, когда им необходима помощь и поддержка близких людей.

Подростки, в свою очередь, пребывают в том возрасте, когда категоричность и полное отрицание мнения взрослых для них — нормальное явление. Между пенсионерами и молодежью стоят зрелые люди, которые также могут страдать от разных взглядов на жизнь своих родителей или детей. В данном случае каждая из сторон должна проявлять терпимость к мнению других и уважать его. Только такое взаимопонимание может стать ответом на вопрос о том, как избежать конфликта между разными поколениями.

Понятие и сущность конфликта

Психология определяет конфликт как наиболее острый этап в совместном решении проблемы. Иными словами, это возникновение яркого противоречия при столкновении мнений и интересов разных людей.

Основная причина состоит как раз в различных взглядах на данную ситуацию – на цель и способ ее разрешения. Весь процесс взаимодействия сопровождается отрицательными эмоциями.

Любой конфликт подразумевает определенные характеристики, присущие ситуации противоречия. Зная их, легче понять, как избежать конфликты или быстрее найти способ их разрешения.

Сущность конфликта подразумевает:

• структуру конфликтной ситуации. Включает объект (то, из-за чего возникли споры), субъектов (те лица, чьи мнения не совпали), масштаба противоречия, условий, поведения участников и, наконец, исхода конфликта.

• динамику борьбы интересов в виде определенных этапов. Вначале возникает объективно проблемная ситуация. Далее ее участники не могут разрешить ее мирным путем, возникает конфликт. Последним шагом становится полное или неполное разрешение (исход).

• функции конфликта могут способствовать как положительному, так и отрицательному исходу. Если говорить о диалектической (умении договариваться) или конструктивной (достичь цели через напряжение ситуации) задаче, то они рассматриваются в позитивном ключе. Деструктивная функция способствует разрушению добрых отношений и мешает решить проблему.

• управление конфликтной ситуацией возможно внешним или внутренним усилием. Со стороны ссору может уладить начальник или авторитетный человек. Иногда сами участники могут урегулировать ситуацию. Если приложат определенные усилия по изменению своего поведения.

Подростковые конфликты

В подростковом возрасте, который считается одним из самых сложных периодов, конфликты занимают особое место, являясь неотъемлемой частью социальной жизни. Конфликты подростков возникают не только в отношениях с родителями, но и при общении со сверстниками. Зачастую именно сложные взаимоотношения ребенка с товарищами становятся серьезным поводом для родительского беспокойства. В это время от взрослых требуется приложить максимум усилий для того, чтобы помочь подростку избежать сложностей в общении. Существует несколько правил, соблюдение которых может помочь избежать таких ситуаций и помочь тинейджеру наиболее безболезненно перейти на следующий жизненный этап. Итак, если вашей целью является предупреждение конфликтов, от вас требуется:

  • Не обвинять во всем подростка. Именно на этом жизненном этапе для него имеют решающее значение доверительные отношения со взрослыми. Поэтому крайне важно, чтобы ребенок знал, что может довериться вам в любой ситуации, не боясь обвинений в свой адрес.
  • Выяснять причину возникновения разногласий. Узнайте у ребенка все детали произошедшего, прежде чем делать выводы. Если подросток замкнулся в себе, следует поговорить со школьными учителями и выяснить причину проблемы.
  • Осознавать, что не всегда родительское вмешательство несет пользу. Если речь идет о ссоре лучших друзей, которые могут ругаться по несколько раз в день, причем дело порой доходит до драки, то вмешательство взрослых будет иметь только отрицательный результат. Прежде чем принимать решение об оказании помощи ребенку, узнайте все детали произошедшего.
  • Не проявлять равнодушия. Не всегда позиция стороннего наблюдателя несет пользу. Например, если у вашего ребенка серьезные проблемы со сверстниками, которые не принимают его в свой круг, это может привести к серьезным психологическим проблемам в будущем. Такую ситуацию следует брать под контроль как можно раньше, выясняя, в чем причины подобного поведения.

Ваше доброжелательное отношение и терпимость имеют решающее значение в безболезненном разрешении подростковых конфликтов.

Способы предотвращения развития конфликтной ситуации

  • Постарайтесь сдержаться в споре и не перейти к повышенному тону и оскорблениям
  • Перестаньте прокручивать разговор про себя и заводиться еще больше
  • Ведите разговор и проживайте ситуацию с позиции «здесь и сейчас»
  • Выберите правильный момент и спокойную обстановку для разговора
  • Постарайтесь не копить обиды, чтобы потом выплеснуть накопившееся одним махом. Решайте проблемы по мере поступления
  • Не задевайте и не оскорбляйте собеседника. Не припоминайте ему прошлые промахи
  • Постарайтесь общаться, не переходя на крик
  • В разговоре не шутите над тем, что может быть дорого собеседнику
  • Не нужно в запале подкалывать и высмеивать качества характера и физические недостатки оппонента
  • Постарайтесь при разгорающейся ссоре увести разговор в другое русло. Можно неожиданно попросить что-то вам передать, сбить с мысли оппонента
  • Поставьте себя на место собеседника и представьте его позицию
  • Не цепляйтесь к словам и не вырывайте отдельные фразы из контекста. Это уведет разговор и будет только способствовать развитию агрессии с обеих сторон
  • Учитывать, что первопричина конфликта может быть в плохом настроении или неудаче обеих сторон

Конфликты личностей

Особенно часто встречаются личные конфликты, которые могут возникнуть как между коллегами, так и между людьми, связанными между собой различными социальными связями. Они, как правило, появляются из-за невозможности принятия точки зрения, идеологии, системы ценностей и иных установок предприятия. Также разногласия могут возникнуть между работниками вследствие несовместимости их характеров и иных психологических характеристик.

Основное качество, которое помогает в преодолении таких ситуаций – терпимость по отношению к мнению окружающих. Необходимо осознать, что никто не обязан разделять вашу точку зрения, ибо у каждого человека есть собственное мнение. Осознание данного факта позволяет легче воспринимать личностные различия.

Учимся разрешать накопившиеся противоречия

Чаще всего ссоры назревают там, где мы проводим больше всего времени: дома со своими близкими и на работе с коллегами и начальством. На работе нам приходится много взаимодействовать с самыми разными людьми. Мы стараемся все успеть, быть корректными и напряжение постепенно нарастает. Когда и в какой ситуации раздражение вырвется наружу, никто не может предсказать.

Правила хорошего тона в рабочем коллективе

  1. Постарайтесь не раздражаться и сохранять собственное хорошее настроение. Это не только оберегает от стрессов, но и предотвращает многие столкновения с сослуживцами.
  2. Меньше общайтесь с неприятными вам людьми насколько это возможно. Если на работе царит напряженная атмосфера, постарайтесь не поддаваться на провокации и не обсуждайте своих коллег. Тем более не распространяйте сплетни и «не дружите сами против кого-либо».
  3. По возможности держите нейтралитет в любой ситуации и не принимайте ничью сторону в личных взаимоотношениях.
  4. Лучше придерживаться сугубо рабочих отношений, чем налаживать дружбу на работе и питать иллюзии по поводу отношений к вам других коллег. В этом случае не придется обижаться самому, и не будете ожидать от сослуживцев слишком многого.

Стили разрешения конфликтов

В зависимости от целей и интересов субъектов конфликтной ситуации, различают такие стили ее разрешения:

  1. Конкуренция — входит в число наиболее жестких вариантов решения конфликтных ситуаций. Подходит для людей, стремящихся решить проблему в первую очередь для удовлетворения собственных интересов. Стиль наиболее приемлем в тех случаях, когда субъект конфликта — сотрудник организации, и разрешение ситуации — в компетенции руководителя. В данном случае именно конкуренция приучит работников к подчинению, а также поможет вернуть веру в успех предприятия в трудной ситуации.
  2. Уклонение — выражается в слишком долгом откладывании принятия решения под различными предлогами. Ведет к тому, что ситуация со временем лишь усложняется, поэтому данный стиль является наименее предпочитаемым.
  3. Приспособление — подразумевает ориентацию на поведение других и нежелание отстаивать собственные интересы. Результатом выбора такого стиля разрешения конфликта становится уступка требованиям оппонента и признание его правоты.
  4. Сотрудничество — предполагает решение проблемы в свою пользу с учетом интересов другой стороны. Это максимально приемлемый стиль разрешения социальных конфликтов, потому что является залогом сохранения мирных отношений в будущем.
  5. Компромисс, основанный на взаимных уступках обеих сторон. Он подходит для ситуаций, когда цели сторон совпадают, различаются лишь способы их достижения. Данный стиль разрешения конфликтов зачастую является наиболее оптимальным вариантом для участников.

Часть первая: предотвращение конфликтов

Предотвращение (или предупреждение) конфликтов – это деятельность, направленная на создание и укрепление особых условий жизнедеятельности, способствующих исключению возможности самого возникновения конфликтов.

Меры по предупреждению конфликтов могут предпринимать:

  • Люди, которые хотят обезопасить себя и свои интересы от участия в конфликте, а также избежать роли пособника конфликтной ситуации;
  • Люди, которые хотят помочь другим людям и предотвратить возникновение конфликтной ситуации, будучи уверенными в том, что им не придётся принимать непосредственное участие в ней.

То, насколько эффективными окажутся действия по предупреждению конфликтов, зависит от ряда факторов и возникающих на этом пути препятствий. Как правило, в жизни не всегда удаётся достичь требуемого результата, что обусловлено причинами, имеющими как субъективный, так и объективный характер.

Субъективные причины, препятствующие предупреждению конфликтов, зависят, главным образом, от личностных особенностей человека и его способностей к прогнозированию вероятных результатов своих действий.

ПРИМЕР: Есть определённая категория людей, у которых имеется привычка разбавлять свой досуг (читай – развлекаться) посредством осознанного или неосознанного провоцирования конфликтов с другими людьми. Есть также люди, испытывающие особого рода дискомфорт в обыденной обстановке и тяготеющие к стрессовым ситуациям, тем самым вызывая их появление. Качества наподобие неуважения к окружающим, хвастовства, хамства, стремления к проявлению превосходства и другие подобные им в любом случае служат катализаторами проблем для людей и сводят саму возможность предупреждения конфликтов к минимуму.

Объективные причины, препятствующие предупреждению конфликтов, характеризуются вмешательством в ситуацию посторонних людей и могут быть очень разнообразны. К таким препятствиям относятся:

Препятствия социально-психологического характера;

ПРИМЕР: Обычно взаимодействие людей строится ими самостоятельно, а вмешательство посторонних воспринимается как навязчивое воздействие и считается нежелательным.

Препятствия нравственного характера;

ПРИМЕР: Часто возникают ситуации, когда люди рассматривают конфликт как исключительно частное явление. Здесь принуждать стороны к согласию может быть просто неэтичным.

Препятствия правового характера;

ПРИМЕР: Такие явления как принуждение человека к чему-либо, ущемление прав личности зачастую могут возникать из лучших побуждений. Однако они вполне могут быть оказаться противоправными и расходиться с законодательством.

Любое вмешательство в конфликт со стороны может происходить и возможно лишь в том случае, когда ситуация усугубляется, выходит за рамки личностного или группового взаимодействия и трансформируется в социально-опасное или социально-значимое явление. В тех же случаях, когда конфликт возможно предупредить, следует воспользоваться технологией предупреждения конфликтов.

Технология предупреждения конфликтов

Технология предупреждения конфликтов является совокупностью специальных приёмов, а также средств и методов, оказывающих воздействие как на предконфликтную ситуацию, так и на участвующих в ней субъектов.

Воздействовать на ситуацию, которая может окончиться возникновением конфликта, возможно по следующим направлениям:

  • Трансформировать реальность согласно ожиданиям заинтересованных субъектов, нейтрализовав тем самым предмет потенциального конфликта;
  • Трансформировать личное отношение к проблемному вопросу, который служит основой конфронтации, другими словами, воздействовать на своё собственное поведение;
  • Трансформировать отношение противника к проблемному вопросу, иначе говоря, оказать воздействие на его сознание и поведение.

Наиболее эффективным методом, направленным на трансформацию реальности согласно ожиданиям субъектов и предупреждение конфликтной ситуации, можно назвать поддержание сотруднических отношений, т.к. во многих случаях предконфликтное взаимодействие субъектов является нейтральным и иногда возможно их сотрудничество. По этой причине особое внимание следует уделить тому, чтобы не разрушить имеющиеся взаимоотношения, а также оказать поддержку их конструктивности и усилить её.

Способы развития и поддержания сотрудничества

Среди способов развития и поддержания сотрудничества выделяют несколько основных:

Психологическое «поглаживание». Его смысл заключается в том, что необходимо постоянно и последовательно поддерживать хорошее настроение, доброжелательную атмосферу, положительные эмоции. Этот способ позволяет осуществить эмоциональную разгрузку, вызвать чувство симпатии, снять напряжение, что серьёзно затруднит возникновение конфликта.

ПРИМЕР: Юбилеи, презентации, корпоративы, тренинги и т.п.

Психологическое настраивание. Данный способ подразумевает разноплановое и положительное воздействие на оппонента.

ПРИМЕР: Информирование оппонента о возможных изменениях в ситуации, прогнозирование последствий и настраивание на них, совместное обсуждение возможных результатов и т.п.

Разделение заслуг. Наиболее эффективно в условиях коллективного труда. Такой способ способствует нейтрализации зависти, обид, а также других негативных эмоций и явлений, способных спровоцировать конфликт.

ПРИМЕР: Все результаты и заслуги делятся на всех членов коллектива (участников работы). Происходит это даже в том случае, если большинство заслуг принадлежит одному человеку.

Исключение социальной дискриминации. Другими словами, поддержка равноценного социального статуса субъектов.

ПРИМЕР: Недопустимость любого рода превосходства кого-либо из субъектов над другим/другими, недопустимость дифференциации и подчёркивания различий между людьми.

Взаимное дополнение. Суть метода заключена в создании условий и ситуаций, в которых в совместном взаимодействии требуется применить черты оппонента, его характеристики, способности и т.д. – всего того, чем не обладает один из субъектов. Таким образом можно легко избежать возникновения конфликтных ситуаций, сделать взаимоотношения более крепкими и при этом извлечь выгоду для себя.

ПРИМЕР: Совместное выполнение заданий и реализация проектов, спортивные состязания, командные игры и т.п.

Сохранение репутации партнёра. Основной идеей здесь является постулат: «Конкурент – не обязательно враг». Любой противник может быть достоин уважительного отношения к нему.

ПРИМЕР: Подчёркивание авторитета и статуса оппонента, как своего собственного; акцентирование внимания на положительных качествах оппонента и т.п.

Практическая эмпатия. Этот способ представляет собой психологическую настройку под оппонента, а также выражается в неагрессивности, отсутствии безосновательной враждебности.

ПРИМЕР: Вхождение в положение партнёра, понимание его проблем и трудностей, проекция его ситуации на себя, выражение сочувствия, готовность прийти на помощь.

Согласие. Представленный способ можно охарактеризовать как вовлечение потенциального соперника в своё дело, введение его в курс событий, что способствует исключению противоречивых интересов и формирует общие.

ПРИМЕР: Переговоры, официальные и неофициальные встречи, направленные на поиск компромиссов и взаимовыгодных условий, отказ от борьбы.

Вышеназванные способы идеально подходят для применения на практике и активно используются как обычными людьми, так и специалистами в области общения и конфликтологии. Применять их можно абсолютно в любой сфере жизни и деятельности, начиная от семейной жизни и отношений с друзьями, и заканчивая профессиональной деятельностью и отношениями партнёрами по бизнесу.

В дополнение к первой части также следует упомянуть и о нормативных процедурах разрешения конфликтных ситуаций.

Нормативные процедуры разрешения конфликтных ситуаций

Нормативные процедуры разрешения конфликтных ситуаций подразумевают под собой особые механизмы, направленные на регулирование конфликтов и предконфликтных ситуаций при содействии политических, религиозных, нравственных, правовых и иных видов норм.

Эффективность таких процедур предупреждения конфликтов находится в зависимости от отношения социума и различных государственных инстанций к имеющимся нормам и последовательности их исполнения.

Отличие нормативного регулирования конфликтов от подобных институтов, действующих временно, заключается в том, что они делают систему более стабильной и определяют порядок развития и разрешения конфликтных ситуаций в его долгосрочном аспекте.

ПРИМЕР: С целью предупреждения конфликтных ситуаций во многих странах на сегодняшний день широко применяется такая практика, как включение в официальные документы (договоры, соглашения и т.п.), которые заключаются между организациями и/или людьми и другими организациями, особых пунктов, в которых детально оговаривается поведение субъектов при возникновении любого рода спорных ситуаций. Кроме того, это не только позволяет регулировать поведение субъектов, но и предупреждает возникновение спонтанных конфликтов и удерживает субъекты от необдуманных действий.

Но какими бы не были перспективы, какие бы способы предупреждения конфликтов не применялись вовлечёнными во взаимодействие людьми, вероятность возникновения конфликтной ситуации очень высока, о чём можно судить хотя бы по новостным сводкам, обострёнными отношениям между государствами, да и просто по картинам из нашей реальной жизни. И в случаях, когда предупредить конфликт уже не представляется возможным, на помощь приходят методы управления конфликтами.

На этой ноте мы, собственно, и переходим ко второй части нашего урока.

2

Основные способы разрешения конфликтных ситуаций

Все существующие на сегодняшний день способы разрешения конфликтов можно разделить на две большие группы: негативные и позитивные.

Негативные означают борьбу за собственные интересы, главной целью которой является изменение конфликтной ситуации. Достичь этого можно различными методами:

  • воздействуя на другую сторону;
  • меняя соотношение сил;
  • используя как правдивую, так и ложную информацию об оппоненте в собственных целях;
  • правильно оценивая другую сторону и её возможности.

Такой метод решения конфликта достаточно агрессивный и зачастую ведет к нарушению единства между сторонами в дальнейшем. Именно поэтому, по мере возможности, следует избегать его.

Позитивные способы разрешения конфликтов предполагают ведение переговоров с целью определения наиболее оптимального решения ситуации. Они, как правило, требуют уступок со стороны субъектов и ведут к частичному удовлетворению интересов сторон.

Таким образом, существует много способов разрешения конфликтных ситуаций, однако самый лучший – его предупреждение.

Необходимость разрешения конфликтов

Как манипулировать людьми — можно ли этому научиться, способы воздействия

Постоянное избегание конфликтов, односторонние уступки не решают проблем. Применять такие способы решения конфликтов нужно в крайних случаях. Отсрочка обсуждения, спора чаще усугубляет положение. При возникновении проблемы лучше сразу приступить к конструктивному диалогу. Необходимо выслушать обе стороны и привести свои доводы. Конфликтующие должны услышать друг друга, что поможет им договориться.

Избегать конфликта лучше с людьми неуравновешенными, бросающими беспочвенные обвинения. Разговор с таким собеседником не принесет результата. Возможно его вывести на эмоции, показать собеседнику его место, если он, например, занимает низшую должность. Такие конфликты не несут смысловой нагрузки, сопровождаются только выбросом негативных эмоций.

Часто разногласия возникают между подростками в классе, когда они сталкиваются с агрессией, неспособностью доказать свою точку зрения. Дети вспыльчивы, не всегда справляются со своими эмоциями, поэтому важно помочь им выходить из сложных ситуаций. Классный руководитель по возможности должен объяснить тактику поведения, механизм выхода из конфликтной ситуации.

Конфликт в школе

Как избежать конфликтов

Самая распространенная причина возникновения такого рода разногласий – излишняя эмоциональность человека. Если вашей целью является предупреждение конфликтов, следует научиться:

  • спокойствию и стрессоустойчивости, благодаря которым вы сможете хладнокровно оценить сложившуюся ситуацию;
  • держать свои эмоции под контролем, чтобы суметь донести аргументы до оппонента максимально эффективно;
  • слушать и обращать внимание на слова и проявление чувств окружающих;
  • осознавать право каждого человека по-своему разрешать ту или иную ситуацию;
  • не использовать оскорбительных слов и не совершать поступки с целью унизить оппонента.

Следование данным правилам поможет избежать возникновения различных конфликтных ситуаций, а следовательно и необходимости искать из них оптимальный выход.

Когда нужно забыть о компромиссе

Как поднять себе настроение быстро когда тебе плохо — способы и советы

Компромисс является одним из методов разрешения конфликтов. Но не стоит прибегать к нему бездумно. При компромиссе обе стороны должны получить удовлетворение. Не нужно идти на поводу у обладающего большей властью, если это противоречит желаниям и принципам. Всегда важно сохранять моральный облик. Нужно уметь отличать компромисс от уступок и не ущемлять свои права при решении конфликтных ситуаций.

При столкновении сторон с отличными друг от друга не только ценностями, характерами и взглядами, но и стремлениями к разным результатам и средствам их достижения говорят о межличностных конфликтах. Это основной вид противоборства, встречающийся в обществе. Способы разрешения межличностных конфликтов включают в себя:

  • Уклонение;
  • Приспособление;
  • Компромисс;
  • Сотрудничество;
  • Принуждение;
  • Конфронтации.

От компромисса нужно отказаться, если он приносит выгоду только одной стороне, оппоненту. Люди могут пользоваться другими, ввиду их безотказности. При этом извлекают для себя выгоду, а человека оставляют ни с чем. Нужно уметь распознавать такие мотивы и всегда знать, каков будет результат, принесет ли он пользу обеим сторонам.

Часто люди сглаживают конфликтные ситуации в отношениях, чтобы не портить их. Терпят обиды, чтобы не остаться в одиночестве. Нельзя позволять другому человеку прибегать к оскорблениям и унижениям, нужно любить и ценить себя и свое мнение.

Всегда ли следует избегать конфликтов

Конфликтная ситуация – это всегда столкновение интересов. Такое противостояние предполагает, что каждая из сторон будет пытаться отстаивать свои желания и точку зрения, что неизбежно приведет к разного рода разногласиям. Конечно, сложно спорить с тем, что худой мир лучше доброй ссоры, и лучше где-то промолчать, чем спровоцировать скандал.

Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то окажется, что и конфликты несут определенную пользу. К примеру, они помогают увидеть существующие проблемы в новом свете. Это касается как личных отношений, так и деловых. Высказывать свое мнение всегда лучше, чем молча переживать собственное недовольство. В личных отношениях такое молчание рано или поздно приведет к масштабному скандалу, который может закончиться полным расставанием людей. Это касается семейных пар, друзей и даже родителей и детей. Ни один человек не может всю жизнь молча терпеть недовольство, рано или поздно оно выйдет наружу. Чем позже это произойдет, тем хуже будут последствия. Именно поэтому периодическое возникновение конфликтных ситуаций позволит избежать глобальных проблем в отношениях. Однако при этом нужно учитывать, что надо правильно их разрешать, чтобы они не затягивались и не становились привычным образом жизни.

Что касается деловых отношений, конфликты разного рода также позволяют увидеть существующие в коллективе проблемы, к решению которых следует приступать как можно раньше.

Когда люди годами живут без возникновения конфликтной ситуации, это говорит об отсутствии близости между ними и равнодушии друг к другу. Никто не может читать мысли другого человека и полностью соответствовать его ожиданиям. Поэтому обязательно надо проговаривать свои желания, даже если это приведет к небольшому конфликту. Стремление договориться и решить проблему мирным путем позволит улучшить отношения, вместо того чтобы нанести вред.

Тем не менее слишком частые разногласия тоже не являются показателем здоровых отношений, поэтому предупреждение конфликтов иногда лучший путь решения ситуации.

Часть вторая: методы управления конфликтами

В этой части мы детально рассмотрим девять наиболее эффективных методов управления конфликтами: уход от конфликта, бездействие, уступки и приспособление, сглаживание, скрытые действия, быстрое решение, компромисс, сотрудничество и применение силы.

Уход от конфликта

Уход от конфликта является самым популярным методом управления конфликтами. Смысл метода заключается в том, что субъект всеми силами стремится избежать конфликтной ситуации, устраняясь со «сцены» психологически, физически или экономически. Плюсом данного метода считается то, что решение о своём устранении принимается субъектом в рекордно короткие сроки. Сам же метод применяется тогда, когда конфликт не подходит к ситуации и является ненужным для одного из субъектов. Уходить от конфликта рекомендуется, если велика цена потерь в случае неуспеха.

Стимулы к применению данного метода

  • Неподходящее для конфликта время
  • Страх перед оппонентом
  • Ситуация, когда проблемный вопрос лишь в малой степени затрагивает основную суть конфликта
  • Ситуация, когда проблемный вопрос служит указателем на более веские причины
  • Оппонент обладает преимуществом и более эффективным потенциалом для разрешения проблемы
  • Есть необходимость в сборе дополнительных сведений
  • Интенсивность конфликта идёт на спад
  • Имеются более важные обстоятельства
  • Сутью конфликта является какая-либо тривиальная проблема

Как вести себя, согласно данному методу

  • Обращаться в соответствующие юридические и бюрократические инстанции, как к главному помощнику в разрешении конфликта
  • Применять секретность, чтобы избежать пика конфликта
  • Применять всевозможные замедляющие конфликт процедуры, чтобы он угас
  • Затягивать решение проблемы
  • Отрицать существование самой сути проблемы и надеяться на то, что ситуация разрешится естественным образом

Когда не следует применять данный метод

  • Когда очень важен временной ресурс и потеря времени может привести к большим издержкам или переходу инициативы к оппоненту
  • Когда существую перспективы длительной активности причин конфликта (метод пригоден лишь на короткие сроки)
  • Когда проблема имеет особую важность (чтобы не «прятать голову в песок»)

Специалисты считают, что уход от конфликта позволяет разрешить конфликт по схеме «победа-поражение».

Бездействие

Бездействие считается особым видом ухода от конфликта. Смысл метода заключается в том, что субъект не производит абсолютно никаких расчётов и действий. Применимым бездействие считается только тогда, когда наблюдается полная неопределённость ситуации и невозможно сделать никаких прогнозов. Важно понимать, что результаты этого метода непредсказуемы, однако в некоторых случаях ситуация может разрешиться для субъекта благоприятным образом.

Уступки и приспособление

Смысл метода заключается в том, что субъект идёт на уступки, посредством уменьшения своих притязаний.

Стимулы к применению данного метода

  • Результат разрешения конфликта сулит осознание своих ошибок и профессиональный или личностный рост
  • Наиболее важным фактором является стабильность
  • Наблюдается явное преимущество оппонента
  • Велика вероятность победы оппонента
  • Есть возможность использовать данный (пусть даже отрицательный) опыт в качестве стратегического потенциала для подобных ситуаций в будущем
  • Суть конфликта более важна для оппонента
  • Оппонент прав и есть смысл прислушаться к тому, что он говорит

Наиболее вероятным вариантом исхода конфликта при применении данного метода является схема «поражение-победа».

Сглаживание

Сглаживание как метод управления конфликтом применяется тогда, когда субъект ориентирован на коллективные методы взаимодействия с противниками. Смысл метода заключается в том, что подчёркиваются общие интересы оппонентов и отрицательное воздействие конфликта на ситуацию в целом.

Стимулы к применению данного метода

  • Расхождения в интересах с оппонентом несущественны
  • Условия взаимодействия знакомы и привычны

Результат разрешения конфликта может быть различным, т.е. присутствуют два варианта: «победа-победа» и «победа-поражение».

Скрытые действия

Скрытые действия применяется в случаях, когда субъект приходит к выводу, что для разрешения конфликта необходимо использовать скрытые средства.

Стимулы к применению данного метода

  • Отсутствует ресурсное или силовое равновесие, вследствие чего один из субъектов подвергается наибольшему риску
  • Невозможно вовлечь оппонента в конфликт по установленным на данный момент правилам
  • Нежелание участвовать в открытом конфликте из-за страха потерять имидж
  • Влияние психологических, социальных, политических или экономических причин, создающее преграды для участия в открытом конфликте

Как вести себя, согласно данному методу

  • Применять джентльменские (открытые, уважительные) формы воздействия
  • Применять скрытые формы воздействия (создание преград и неблагоприятных условий, использовать обман, подкуп, закулисные переговоры, сговоры)

Отрицательные последствия данного метода

  • Перспектива эскалации конфликта
  • Распространение негативной информации среди оппонентов и третьих лиц о субъекте, применяющем скрытые действия
  • Возможность применения кардинальных мер по отношению к субъекту, использующему скрытые действия
  • Усиленное открытое или скрытое сопротивление субъекту, применяющему скрытые действия

Результат использования скрытых действий напрямую зависит от потенциала и опыта оппонента и может быть нескольких вариантов, от варианта «победа-победа» до варианта «поражение-поражение».

Быстрое решение

Смысл метода заключается в том, что решение по поводу причины конфликта принимается в максимальное короткие сроки, можно даже сказать, мгновенно.

Стимулы к применению данного метода

  • Расчёт на то, что быстрое решение будет эффективнее любого другого метода управления конфликтом и повлечёт минимум потерь
  • Не существует угрозы опасного обострения конфликта, и нет потребности в тщательной проработке стратегии
  • Все субъекты конфликта стремятся найти взаимовыгодный вариант решения проблемы
  • Один из субъектов меняет свою позицию после получения новых «объективных» данных или под воздействием аргументов другого оппонента
  • Ограниченное количество времени по причине особенностей ситуации

Преимущества данного метода

  • Решения подготавливаются на взаимовыгодных условиях
  • Взаимоуважительное отношение оппонентов друг к другу
  • Быстрота разрешения конфликта

Наиболее вероятным результатом применения быстрого решения является схема «победа-победа», однако для этого между оппонентами должно быть максимально полное согласие.

Компромисс

Компромисс является видом соглашения, при котором оба субъекта занимают в границах существующей конфликтной ситуации средние позиции. Метод считается классическим. Смысл метода заключается в том, что соглашение субъектов достигается благодаря их непосредственным переговорам.

Стимулы к применению данного метода

  • Никто из субъектов не хочет проиграть
  • Ограниченное количество ресурсов
  • У всех оппонентов достаточное количество времени
  • Оба субъекта считают, что их потребности могут быть удовлетворены посредством переговоров по принципу «дай-возьми»
  • Требуется выйти из ситуации, т.к. ни борьба, ни сотрудничество не дают нужного результата
  • Необходимо принять решение по причине давления временного ресурса
  • Принятые решения могут решить комплекс проблем
  • Оба субъекта имеют совершенно разные цели, но их силы равны и они применяют взаимоисключающие методы
  • Цели субъектов важны для них, но затрачивать большие усилия нецелесообразно

Как вести себя, согласно данному методу

  • Искать и предлагать приемлемые решения
  • Вносить свой вклад в решение проблемы наравне с оппонентом
  • Вести переговоры

Когда не следует применять данный метод

  • Субъекты оспаривают принятые на себя обязательства
  • Принято нечёткое решение, эффективность которого остаётся под вопросом
  • Если изначально собственная позиция была оценена неадекватно, ошибочно

Преимущества данного метода

  • Перспектива выработки взаимовыгодных решений
  • Переговоры ведутся на взаимоуважительной основе
  • В ходе переговоров используются объективные критерии
  • Внимание субъектов фокусируется на взаимных интересах
  • Все субъекты могут решить свои проблемы

В результате применения компромисса оба субъекта остаются удовлетворены, но явного победителя нет.

Сотрудничество

Смысл метода заключается в том, что противостоящие субъекты действуют с целью поиска наиболее приемлемого способа разрешить конфликтную ситуацию.

Стимулы к применению данного метода

  • Субъекты выполняют свои обязательства и умеют сотрудничать
  • Есть время на поиск взаимовыгодного альтернативного решения
  • Решение вырабатывается на взаимовыгодных условиях
  • Есть возможность выявить позицию и манеру поведения оппонента
  • Одному из оппонентов требуется выявить свои объективные цели
  • Необходимо принять более продуманное решение, которого невозможно достичь одним только компромиссом

Особая специфика данного метода

  • Субъекты воспринимают как вызов саму конфликтную ситуацию
  • Выявляются ситуации, в которых выигрывают все субъекты конфликта
  • Находятся более глубокие решения проблемы
  • Акцент ставится не на различия, а на информацию и идеи, которые разделяют все субъекты
  • Оппоненты ориентированы на разрешение проблемы

Здесь же следует сказать об очень эффективной методике управления конфликтом посредством решения проблемы, предложенной известным американским конфликтологом Аланом Филли. Суть её сводится к следующему:

  • Определяется проблема именно в категориях целей, а не решений
  • После определения проблемы определяются решения, устраивающие всех субъектов конфликта
  • Внимание должно быть сосредоточено именно на проблеме, а не на личных характеристиках оппонента
  • Затем создаётся атмосфера доверия, посредством которой усиливается взаимное влияние субъектов и информационный обмен между ними
  • В процессе общения нужно создавать положительное отношение субъектов друг к другу через проявление ими симпатии и внимания к противоположным позициям; любые проявления угроз или гнева должны быть сведены к минимуму

Когда не следует применять данный метод

  • К сотрудничеству не располагают временные условия
  • Кто-либо из субъектов проявляет необязательность

В большинстве случаев результатом применения сотрудничества становится схема «победа-победа».

Применение силы

Под применением силы подразумевается стремление одного из оппонентов навязать другому своё решение проблемы. Большую эффективность метод приобретает в ситуациях, когда один из субъектов обладает существенным преимуществом над другим.

Стимулы к применению данного метода

  • Требуется подчинить оппонента
  • Требуется использовать власть посредством принуждения
  • Требуется использовать конкуренцию
  • Необходимо навязать оппоненту схему «победа-поражение»
  • Необходимо разрешить конфликт с субъектом, отличающимся крайне деструктивным поведением
  • Необходимо с успехом для себя выйти из жизненно важной ситуации
  • Необходимо применить для разрешения конфликтной ситуации непопулярное решение
  • Есть необходимость в быстрых и решительных действиях
  • Требуется принять решение в чрезвычайной ситуации

Результатом применения силы практически всегда является схема «победа-поражение».

Как мы видим, способы управлять конфликтами весьма эффективны. Наравне с методами предупреждения конфликтов, использовать их может абсолютно любой человек и в абсолютно любой сфере жизнедеятельности. Но, кроме этого, очень важно грамотно и умело подбирать подходящий для каждой конкретной ситуации вариант управления. Старайтесь учитывать представленные особенности каждого метода – только так вы сможете получить от любого из них максимальный результат.

И напоследок ещё немного очень интересной практической информации. Чтобы вы могли более грамотно управлять конфликтами, вам следует воспользоваться разработанными специально для этого психологами рекомендациями.

Не распускайте сплетен и критикуйте осознанно

Такова сущность природы человека, что в отсутствие общих знакомых мы любим поговорить о них. К «промыванию костей» склонны не только женщины, но и мужчины. От этой привычки следует избавляться. Если вы кого-то осуждаете, скажите это в лицо человеку. Лезть же в личную жизнь, если вас не посвящали, как минимум некультурно. Недоброжелательно отзываться за спиной о тех, с кем вы лично неплохо общаетесь – это уже настоящая подлость. От категоричных комментариев в адрес третьих лиц лучше воздержаться вовсе. Если же ситуация требует вашего замечания, постарайтесь мягко, но однозначно сказать человеку все в лицо, как есть. Можно ли избежать конфликта, если вы хотите высказать критику, но не имеете твердых аргументов? Разумеется, да. Достаточно подчеркнуть, что все ваши слова — это ваше личное мнение, и прислушиваться к нему или нет, решать только оппоненту.

Учимся понимать и уважать

Универсальный совет на тему, как избегать конфликтов – научиться уважать всех окружающих. Не суть важно, кто перед вами: бездомный, пытающийся выпросить милостыню или начальник крупной компании. Каждый из них человек, и если вам пришлось заговорить, поддерживайте доброжелательный тон общения. Часто конфликты происходят из-за недопонимания. Внимательно выслушайте оппонента, не перебивайте, задайте дополнительные и уточняющие вопросы. Если вы считаете, что собеседник неправ, или говорит какую-то чушь, кратко перескажите все, что поняли из услышанного, переспросите, это ли он хотел сказать. Никогда не воспринимайте критично информацию, помните о том, что каждый человек имеет право на собственное мнение.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]