Движение по азимуту. Основные методы движения по азимуту

При чтении статей про ориентирование на местности можно не раз встретиться с фразой «определение азимута». Этот термин знаком многим еще со школьной скамьи. Однако, современная школьная программа не особо углубляется в понятие и сведения, как определить азимут, предоставляя возможность более подробно самостоятельно ознакомиться с ним работникам профессиональной сферы и туристам.

Его изучение требуется для планирования маршрута и остановок, составления графика передвижения в условиях незнакомой местности. Без этого базового понятия также сложно прочитать карту. При этом для каждого случая и для нового места действуют свои правила. Ознакомление с понятием следует начать с информации что такое азимут.

Для кого и для чего нужен расчет азимута

Знание правил поиска азимута может пригодиться для выполнения следующих задач:

  1. Выбор маршрута для достижения цели.
  2. Подбор ориентира для передвижения.
  3. Определение текущего места по 2 заданным точкам.

Вычисление азимута, планирование и чертеж конкретного маршрута нередко облегчает туристам задачу добраться до окончательной точки путешествия. Грибники, охотники, лесники тоже знакомы с термином в общих чертах. Однако, существует ряд профессий, представители которых без тени сомнения ответят на вопрос, что такое азимут и как его найти по карте или компасу. К ним относятся:

  • астрономы;
  • геодезисты;
  • картографы;
  • географы.

Моряки, космонавты, пилоты тоже тесно связаны с этим понятием. Несмотря на усовершенствованное техническое обеспечение управляемого транспортного средства, знания могут потребоваться им в любой момент для ориентирования на однотипной местности при обнаружении неисправностей.

Виды азимутов

Известно 2 вида: истинный и магнитный. Их разница в том, что поиск истинного азимута ведется относительно географического расположения сторон света. Магнитный азимут ищут относительно магнитного северного полюса.

Ориентирование направлений, истинные и магнитные азимуты

Если туристу известны магнитный и истинный азимут, то составить и запланировать дальнейшее путешествие будет несложно, если в кармане лежит топографическая карта окрестностей и компасс. Чтобы перевести один показатель в другой требуется сделать ряд математических вычислений. Математические действия зависят от стороны горизонта, в которую совершается погрешность.

Различия между двумя азимутами

Магнитное склонение — это разница, вычисляемая между азимутами. Если игнорировать показатель, то при составлении плана похода вы можете допустить погрешность и грубые ошибки. Этот показатель непостоянен и меняется в зависимости от вашего местонахождения.

В некоторых окраинах такая погрешность может быть существенной и ввести в заблуждение путешественника. На экваторе отклонение даже в 1 градус способно сбить с курса на десятки километров.

Исходя из знаний стороны горизонта, к которой происходит отклонение стрелки компаса можно вычислить степень склонения и его направленность в восток или запад. Если отклонение происходит на восток, то выполняется суммирование истинного меридиана и склонения. Если на запад — вычитание. Это правило работает для перехода из истинного в магнитный.

Показатель прописывают в нижней половине страницы на картах. Рекомендуется регулярно обновлять карты — данные могут ежегодно меняться. Следует подбирать максимально подробные карты городов и стран, чтобы при обнаружении ошибки вы смогли ориентироваться на мельчайшие повороты дорожек и рек.

Поиск магнитного азимута

Алгоритм для вычисления значения магнитного азимута:

  1. Выберите ориентир и встаньте прямо.
  2. Компас положите в ладонь, подняв локти на уровень груди.
  3. Стрелку соотнесите с севером на лимбе.
  4. По центру корпуса над циферблатом кладут спичку или зубочистку. Ее конец ориентирован на заданный объект, а тело пересекается со стрелкой компаса в центре.
  5. Полученное в результате вычитания число — магнитный азимут, исчисляющийся в градусах.

Методики определения азимута по карте

Чтобы определить азимут по компасу и карте выберите один из трех доступных вариантов.

Метод 1

Чтобы узнать истинный азимут, надо запастись транспортиром:

  1. Карту раскладывают на земле. Важно чтобы она была ровной и не искажалась при расчетах.
  2. Выберите точку, от которой планируется вести дальнейший поиск.
  3. Через помеченное на карте место надо прочертить вертикальную прямую.
  4. Выберите вторую точку. Это будет место, относительно которого отсчитывается азимут.
  5. Соедините 2 точки и, используя имеющийся транспортир, измерьте нарисованный угол. Это истинный азимут.

Метод 2

Для вычисления азимута подготовьте планшетный вариант магнитного компаса. Желательно подбирать модели, выполненные из прозрачного пластика и с линиями, ориентированными на север-юг.

Порядок действий:

  1. На разложенной карте выберите пункт А. Это место, от которого будем высчитывать азимут.
  2. Пункт В — место окончания пути.
  3. Компас надо зафиксировать на карте сверху так, чтобы боковая часть прибора располагалась параллельно намеченному пути. Низ развернут ближе к точке отсчета.
  4. Компас надо вращать, пока линии на нем не станут параллельны вертикальной километровой разметке карты.
  5. По мере выполнения вышеописанных пунктов вы получите дирекционный угол. В будущем его можно перевести в азимут.

Метод 3

Для поиска азимута надо запастись компасом и картой, ориентированной на географические стороны света.

Инструкция:

  1. Карту разровняйте, а поверх надо положить планшетный компас. Его боковая сторона должна соединять начало и окончание заданного пути. Нижняя часть корпуса приближена к точке отсчета.
  2. Сопоставьте магнитную стрелку с севером на лимбе.
  3. Дополнительная стрелка компаса, ориентированная на точку окончания пути, позволит высчитать магнитный азимут.

Как найти азимут по солнцу

Для вычисления азимута чаще всего используют компасы или GPS-навигаторы. Они предоставят точные данные. Однако, когда их нет при себе, можно воспользоваться наручными механическими часами, настроенными по текущему часовому поясу.

Инструкция для поиска азимута по солнцу будет следующей:

  1. Положите часы на землю или другую поверхность. Проследите, чтобы они лежали ровно. Часовая стрелка устремлена к солнцу.
  2. Через центр чертится линия к цифре 1 (или 2 — для летнего периода).
  3. Полученный в результате действий угол разделите на два — это биссектриса. Она ведет по линии север-юг. До полудня север располагается справа, то есть азимут вычисляется против движения стрелки часов.

Обратный азимут

Чтобы спокойно перемещаться в незнакомой области, туристы высчитывают азимут. Многие справочники содержат рекомендацию о том, что при расчетах лучше сразу запоминать и фиксировать обратный азимут. Он дает возможность вернуться в первоначальную точку.

При движении в строго северном направлении обратный азимут — разворот на 180 градусов. При этом неважно через какую сторону будет совершен разворот. Обратно идти вы будете на юг.

Аварийный азимут

Аварийный азимут — это направление на выбранный ориентир на местности, если турист заблудится. Это может быть как линейный объект — река или дорога, так и площадной — село, деревня. Лучше выбирать крупные объекты, так будет проще выйти к намеченному месту. Выбраться из незнакомой местности к небольшому колодцу или лесничему домику затруднительно.

Стоит отметить, что выбирая линейный объект, следует тщательно изучить карту местности. Дорога или река могут сворачивать. Двигаясь строго по азимуту группа туристов может двигаться параллельно ему, даже не подозревая об этом.

Если направление линейного объекта неизменно ближайшие 10 км, а маршрут намеченного путешествия короче, то правилом можно пренебречь. Однако если путь лежит сквозь десятки километров, то следует опираться на другой объект либо отследить вероятность достижения конечной цели по аварийному азимуту.

Объект надо выбирать заранее. То есть, направляясь в поход, всем участникам необходимо записать азимут выбранного участка. Полученное значение фиксируется на карте или на листе бумаги. Их складывают в карман одежды.

Обратите внимание! Складывать вычисленную информацию в рюкзак или сумку не рекомендуется, так как эта часть экипировки может промокнуть или быть утрачена при несчастных обстоятельствах.

Полагаться лишь на записи тоже нельзя. Чернила могут стереться. Дополнительно заучите вычисленное значение. Лишь после определения аварийного азимута по компасу, фиксации его на бумаге и выучивании можно отправляться в путь.

Пошаговая инструкция как определить азимут

Есть несколько методом определения азимута. У каждого из них свои плюсы и минусы.

При помощи компаса

Чтобы определить азимут на местности, необходимо:

  1. Выбрать крупный объект для навигации, встать лицом в его сторону.
  2. Сориентировать компас на север (совместить с буквой С его стрелку).
  3. Направить на объект визирное приспособление на крышке компаса, зафиксировать полученное значение.

Компас. Фото OZON

Далеко не у всех путешественников есть компас с крышкой. Есть другой вариант вычисления магнитного азимута:

  1. Выбрать рядом с собой значимый ориентир, встать лицом в его сторону.
  2. Компас нужно поднять на ладони до уровня груди, поворачивают его до тех пор, пока стрелка не окажется повернутой на север.
  3. Над циферблатом по центру корпуса кладут зубочистку, спичку или просто маленькую палочку. Конец должен быть направлен на выбранный ориентир, а тело пересекаться с компасной стрелкой в центре.
  4. Производят вычисления градуса, исходя из того, что север = 0 или 360 градусов.

Справка

Юг = 180 градусов, запад = 270, а восток = 90.

Приглашаем посмотреть видео по теме:

При помощи часов и Солнца

Для определения азимута понадобятся механические часы. Кроме того, чтобы метод был успешным, необходима ясная погода. Инструкция:

  1. Положить часы на ровную, горизонтальную поверхность. Их часовую стрелку направить в сторону Солнца.
  2. Мысленно прочертить линию от центра к часу дня (летом) или к двум (зимой).
  3. Полученный угол делится напополам. Справа от отрезка будет север, а слева – юг. Но это относится к времени до полудня. После – наоборот.

При помощи транспортира

Для такого способа потребуется карта (желательно топографическая). Полученный подобным методом азимут называется истинным. Как действовать:

  1. Разложить карту на ровной горизонтальной поверхности.
  2. Определить свое местоположение, пометить точкой, прочертить через нее вертикальную прямую линию.
  3. Выбрать вторую точку – ту, куда планируется осуществлять движение.
  4. Две точки нужно соединить и при помощи транспортира измерить образованный угол. Он и будет азимутом.

Как определить азимут по компасу

Для ориентирования посредством компаса расчет ведут от магнитной стрелки. Отсчет идет по часовой стрелке и соответствует значению от 0 до 360 градусов. При этом 0 и 360 ведут на север. Они находятся в одной точке. Восточное направление равно 90 градусам, южное — 180, а западное 270 градусам.

Как правильно держать компас

То, какие результаты будут получены при ориентировании, зависит от умения правильно держать устройство. Если его держать неправильно, то вероятность заблудиться значительно повышается.

Важно придерживаться некоторых правил, которые разрабатывались опытными путешественниками на протяжении долгих столетий.

Методика центрального захвата

Прибор раскрывают. При этом крышку надо откинуть на 180 градусов, чтобы она образовала прямую линию с основой. Откройте прицел. Циферблат должен быть виден вам полностью. В этом методе очень важен захват компаса и четкое расположение кистей рук.

Указательные пальцы лежат на корпусе строго вдоль крышки. Большой палец левой руки лежит между задним прицелом и лимбом, а правой руки лежит под корпусом, удерживая устройство и соблюдая баланс. Локти согните и зафиксируйте в области солнечного сплетения и разведены в стороны.

Приняв заданную позу, можно приступать к вычислению азимута. Для этого достаточно вращаться вокруг своей оси до тех пор, пока крышка не укажет на заданный объект. После стабилизации стрелки надо вычислить значение угла на циферблате.

Методика — компас к щеке

Необходимо правильно установить компас. Крышку прибора открывают и фиксируют под углом 90 градусов по отношению к основанию. Задний прицел отведите вперед. Прицельная щель при этом должна совпадать с прицельной нитью.

Приложите компас к щеке. Объект должен просматриваться через линию переднего прицела. Запишите полученное в ходе измерений значение.

Что это такое?

Азимут – это угол между направлением на предмет и направлением на север. Его вычисление начинается с определения сторон света. Градусный диапазон значения – от 0 до 360 (не включительно, поскольку 360 – это точка севера).

Туристический компас. Фото AliExpress

Способ навигации по азимуту особенно полезен в условиях однотипного ландшафта, когда практически нет ориентиров на местности, а также при плохой погоде или когда под рукой нет карты.

Справка

По сути, это метод точного передвижения вслепую, как бы парадоксально ни звучало.

Как правильно перемещаться по азимуту с препятствиями

Иногда движение по азимуту может осложняться непреодолимыми препятствиями, возникающими на плановом маршруте у туриста. Это могут быть скалы, водопады, пропасти. В такой ситуации выбор пути осуществляется на основе ландшафта. Чтобы не заблудиться важно соблюдать некоторые несложные правила.

Инструкция по внеплановому изменению маршрута:

  1. Выберите крупный объект, располагающийся по другую сторону от препятствия. Определите его азимут. Выбирайте объекты, которые лежат по вектору запланированного пути.
  2. Следующим шагом высчитывается азимут для возможности обойти преграду.
  3. Когда вы пройдете препятствие, надо зафиксировать изменения маршрута.

Совершая поход по однотипной местности в качестве ориентира можно использовать подручные средства. Можно сделать отметку на дереве или палке, воткнутой в землю.

Составление маршрута движения по азимуту

Топографическая карта окрестности облегчает передвижение туриста. На них нарисованы дорожки и тропинки, ручейки и крупные реки со всеми изгибами и поворотами. Поэтому движение больших групп в запланированном походе производится при использовании карты.

Однако, иногда невозможно избежать хождения по азимуту. В качестве примера можно привести проливные дожди, влияющие на дальность обзора, густой туман, пустынная или степная местность, густой лес.

Чтобы ускорить продвижение к окончательной цели рекомендуется нарисовать запланированный путь на карте. Прямолинейное движение не всегда верное.

Чтобы не совершать ошибок или сократить их количество, рекомендуется разделить маршрут на несколько отрезков, меньших по длине. В каждой точке надо опираться на ориентиры, соединяющие места остановки. Достигнув намеченного ориентира необходимо проверять маршрутный лист и по возможности исправлять или дополнять его.

Составленный таким образом маршрутный лист длиннее. Намеченный путь представляет собой ломаную кривую линию. Однако, вероятность совершения ошибки или заблудиться гораздо меньше.

Чтобы спланировать маршрут, надо выбрать пункты остановки с крупными ориентирами. До каждой точки дополнительно определяется расстояние. Если планируется обратный путь, то все замеченные неточности записываются в походном блокноте.

Движение по азимуту. Движение по азимуту

Из уроков геометрии известно, что кратчайший путь между двумя точками это прямая. Действительно, иногда целесообразно двигаться к намеченной цели по прямой (то есть по азимуту). Но здесь необходимо учитывать несколько факторов.

Основной — возможная потеря скорости при движении по густому подлеску, заболоченной земле, необходимости преодоления оврагов и речек и т. д.

Второй фактор — сложность выдерживания направления при преодолении естественных препятствий. Поэтому старайтесь брать азимут на такие ориентиры, которые имеют значительные линейные размеры или легко различимы на расстоянии.

Третий — передвижение по лесу напрямик демаскирует двигающихся соответствующими звуками( звук сломанной сухой ветки слышен в безветренную погоду на расстоянии 300 метров).

Метод засечек

Это своего рода один из способов передвижения по азимуту. Постоянно контролировать положение стрелки компаса невозможно, поэтому рекомендуется взяв азимут, найти по линии визирования какой-либо приметный объект(засечку) на пределе видимости (поваленное дерево, пень), после чего, двигаться до этого объекта не контролируя азимут (следует не терять засечку из поля зрения). Достигнув засечку повторить операцию, и так до тех пор пока не достигнете конечной точки. При этом методе ошибка на 500 метров как правило не превышает 30 — 50 метров.

Движение в мешок

Это движение по азимуту к точке пересечения двух линейных ориентиров, когда один из них ограничивает отклонение вправо, а другой ограничивает уход влево. Подобный случай проиллюстрирован на следующем рисунке:

Из точки 1 необходимо попасть в точку 2 (пересечение тропы и просеки с ЛЭП). В данном случае достаточно грубо взять азимут на точку пересечения и смело бежать в этом направлении, поскольку проскочить мимо нужную точку не получиться: в любом случае Вы выйдете либо на тропу, либо на просеку (здесь главное не перепутать, и понять, что по тропе нужно идти на право, а по просеке налево) и в результате попадете на нужное вам пересечение.

Движение с упреждением

Смысл его заключается в том, что движение планируется не в точку, а с заведомым отклонением в ту или иную сторону. Обычно это делается для выхода на какой либо заметный ориентир, чтобы затем от него продолжить движение к цели. Особенно это полезно, когда искомая точка небольшая по размерам, и ее легко проскочить, если брать азимут непосредственно на неё.

Движение по цепочке привязок

Подобный метод уже описывался для случая привязки к местности. При составлении маршрута и движении он используется в тех случаях, когда целесообразно прокладывать маршрут по уже существующим тропам и дорогам. Заключается он в следующем. Для начала выбирается маршрут на карте. Если он достаточно длинный, то его разбивают на отрезки таким образом, чтобы конец одного участка и начало другого приходились на какой либо заметный ориентир. Каждый последующий участок предстоящего пути необходимо запомнить, для облегчения этого, в уме составляется легенда (прямо до развилки, там направо, прямо до тех пор пока слева не появится поле и т. д.). После того как один участок остается позади, необходимо остановиться, взглянуть на карту, убедиться в том что вы на правильном пути и приступить к запоминанию следующего отрезка (при определенном навыке, на запоминание 1 км пути в «не очень затоптанном» лесу, требуется порядка 15 — 20 секунд).

Погрешности и почему они возникают

Бо́льшая часть ошибок, которые совершают туристы, связаны со следующими факторами:

  • магнитное склонение или девиация;
  • неисправность компаса;
  • близость металла, в том числе в рюкзаке;
  • близкое расположение линий электропередач;
  • близость к электроприборам.

Если последние 3 причины довольно легко устранить, а избежать вовсе можно проявив банальную бдительность, то с первыми придется разобраться подробнее.

Отклонение от запланированного пути передвижения чаще всего случается по причине магнитного склонения. Надо уметь его рассчитать. Сведения печатаются на карте. Сведения из старых источников могут оказаться неверными, потому что значение постоянно изменяется.

Опытные туристы рекомендуют ежегодно обновлять карты. Вы можете зайти в аномальную зону. Здесь колебание происходит в широком диапазоне. Ярким примером являются моря и океаны, где показания имеют свойство постоянно изменяться в зависимости от залежей металла, источников ценных природных ресурсов на дне, трещин в земной коре и от глубины.

Именно во избежание таких неприятных ситуаций на большинстве кораблей устанавливают электромагнитные навигационные системы со спутниковой связью. В них уже заложено ориентирование с учетом вероятной погрешности, а данные постоянно обновляются.

С ними можно не бояться заблудиться. Однако, такая техника требует определенного навыка обращения.

Понятие магнитной девиации связано с близостью предметов с магнитными свойствами и вблизи от высоковольтных линий. Магнитная стрелка в этом случае отклоняется от магнитных линий Земли.

Наиболее значимые ошибки и погрешности возникают недалеко от железной дороги, вблизи автомобиля, мотоцикла, а также если турист находятся рядом со следующей техникой:

  • смартфон, планшет, компьютер;
  • радиооборудование;
  • компас;
  • магнит.

Перед началом ориентирования рекомендуется максимально отдалить от себя приборы, влияющие на показания. Также надо снять рюкзак со снаряжением. Известны случаи блуждания из-за отклонения стрелки из-за снаряжения туристов за спиной.

Следующий фактор — неисправность компаса. Самый простой способ проверить — приблизить магнит. Если прибор исправен, то стрелка каждый раз будет отклоняться в сторону магнита, в какую бы сторону его не поднесли.

А когда вы убираете магнит — стрелка обязательно возвращается в начальное положение. Если этого не произошло, то это свидетельствует о неисправности.

Если вы на улице или в походе, а под рукой нет магнита — не отчаивайтесь. Проверить можно при помощи обычного ножа, или лежащего в кармане смартфона. Оба эти предмета обладают практически незаметными магнитными свойствами, но их хватит для проведения тестирования. Действия остаются те же, что и при проверке магнитом.

Если у вас возникает даже малейшая тень сомнения относительно достоверности данных вашего компаса, то его рекомендуется сразу проверить. Это позволит избежать погрешности, а в экстренной ситуации не даст заблудиться.

Погрешности при движении по азимуту

Знание азимута не дает гарантии, что вы доберетесь до пункта назначения в точном соответствии с ожиданиями. Даже незначительное отклонение способно отразиться на достижении поставленной цели.

Так, погрешность в 5 градусов при прохождении заданного пути дает отклонение равное 100 метрам на отрезок в 1 км. Чтобы минимизировать риски погрешности следует внимательно составлять маршрут, а также изучить правила передвижения:

  • запланированный маршрут рекомендуется разделить на несколько небольших отрезков. Каждый из них должен заканчиваться в точке с заданным ориентиром;
  • если на пути возникают препятствия, то их следует обходить с левой или правой стороны поочередно. Так вы нивелируете погрешность;
  • если препятствие значительное, то необходимо проконтролировать возвращение на заданный вектор движения;
  • азимут для всего маршрута, каждого отрезка и расстояние рекомендуется рассчитать заранее, до начала пути. Так вы сбережете время в пути и сократите вероятность совершения грубой ошибки при расчетах;
  • если вы двигаетесь по незнакомой вам ранее местности, то пройденный путь надо периодически проверять. Для этого достаточно оглядываться назад и проверять линейность движения.

Обратите внимание! Если путь лежит вблизи от линейного ориентира, то необходимо периодически к нему выходить и проверять азимут требуемого направления. Ориентирование будет проще, удобнее, а вероятность совершения ошибки сведена к минимуму.

Пошаговая инструкция как осуществлять движение на местности таким методом:

После того, как угол найден, нужно уметь правильно воспользоваться полученными знаниями.

Обычные условия

Компас-брелок. Фото OZON

Основные правила передвижения:

  • Важно заранее на карте распланировать маршрут, разделить его на множество небольших отрезков. У каждого из них конец должен располагаться возле крупного ориентира.
  • Определив градус, следует двигаться в строго прямом направлении.
  • Препятствия нужно обходить попеременно, то слева, то справа. Так можно уменьшать, возникающую погрешность.
  • Если препятствие на пути возникло большое, то, вернувшись обратно на маршрут, стоит пересчитать азимут.
  • Пройденный путь следует постоянно проверять, оглядываясь назад и проверяя линейность маршрута.

Важно!

Даже небольшая погрешность в несколько градусов, способна отклонить от маршрута на сотни метров.

Ночью

Ночью ориентиры для вычисления градуса становятся невидимыми, поэтому можно либо еще днем позаботиться об их отметке на карте, либо использовать в качестве «помощников» звезды и Луну. Также пригодятся фонари и прожекторы, если астронавигация проблематична.

Зимой

Снег покрывает все ориентиры, затрудняет навигацию. Чтобы точнее вычислять азимут, понадобится взбираться на возвышенности, чтобы определять для направления более крупные объекты.

В лесу

Кучность деревьев, лесоповал создают помехи при навигации, заставляют отклоняться от маршрута и постоянно заново вычислять азимут. С определением сторон света помогут муравейники (с южной стороны они более пологие), кора деревьев (с севера более грубая, часто зарастает мхом). Большим подспорьем будет карта, на которой заранее выбирается крупный ориентир.

В сложных метеоусловиях

Любые осадки снижают видимость, поэтому маршрут тогда лучше заранее прорисовывать на карте, и как можно чаще останавливаться, отмечать точками, сколько было пройдено, и в каком направлении. В качестве ориентиров лучше использовать небольшие, близко расположенные предметы. Отлично, если рядом протекает река или ручей, они помогут не заблудиться.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]