Шкала самооценки — низкая, адекватная и завышенная.


Самооценка – один из ключевых факторов, влияющих на то, как человек построит свою жизнь. Низкая самооценка становится причиной неудач, но это поправимо. Тип восприятия личности не относится к врожденным качествам, ведь формируется в течение жизни и, соответственно, меняется. Если приложить усилия, можно избавиться от любых комплексов; из забитого и неуверенного превратиться в лучшую версию себя, научиться смеяться над мелкими проблемами, легко с ними разделываясь. Основы восприятия закладываются в детстве и подростковом возрасте. Пубертатный период часто ассоциируется с комплексами, и это недалеко от истины. Даже взрослые не всегда способны побороть его негативные последствия. Подростковые комплексы сопровождают некоторых всю жизнь, другие же успешно побороли их. Но есть иная крайность, при которой трудно признавать свои недостатки, видеть положительное в окружающих.

Для удобства изучения создана специальная шкала. В ней выделяют пять основных видов – низкая, заниженная, адекватная, высокая, завышенная.

Пройти тест: Шкала самооценки Розернберга

Что такое самооценка личности?

Начнем с определения. Самооценка — это мнение человека о нем самом, о собственной личности, ее достоинствах и недостатках, о своих физических возможностях и духовных качествах, о своих способностях и умениях, о своей внешности, сравнение себя с другими людьми, представление о себе на фоне других.

В современном мире адекватная самооценка и уверенность в себе — это один из ключевых факторов достижения успеха в любом деле.

Если у человека не будет уверенности в себе — он не сможет убедить в чем-то собеседника, он не сможет повести за собой других людей, поэтому в целом, идти по намеченному пути ему будет намного сложнее.

Самооценка личности играет огромную роль в развитии человека и достижении его жизненных целей. Без адекватной самооценки человек вряд ли достигнет успеха в делах, построит карьеру, будет счастлив в личной жизни, вообще чего-то добьется.

Как достичь гармонии

У большинства людей самооценка возникает при сравнении себя с другими. Очень часто это происходит под влиянием внешних факторов: подруга пошла на фитнес и похудела — мне тоже надо похудеть, коллега изучает второй иностранный язык — мне нужно выучить хотя бы английский, все ходят на косметические процедуры — мне тоже надо… Человек стремится быть «как все» и при этом не задумывается о том, хочет ли он этого сам. Сравнивая себя с другими людьми, человек зачастую ставит перед собой невыполнимые задачи. В результате возникает внутренний дискомфорт: человек не может достичь тех целей, которые сам себе придумал, и оправдать свои собственные завышенные ожидания. Это его злит, но он не понимает, на кого ему злиться: на себя самого или на внешние обстоятельства.

Статья по теме

Комплекс неудачника: так ли на самом деле все плохо?

Функции самооценки

Психологи выделяют 3 основных функции самооценки личности:

  1. Защитная функция. Самооценка личности формирует степень независимости человека от чужого мнения, а уверенность в себе дает возможность чувствовать себя относительно защищенным от влияния каких-либо внешних неблагоприятных факторов.
  2. Регуляторная функция. Самооценка дает человеку возможность совершать выбор и регулировать свой жизненный путь: самостоятельно ставить себе цели и задачи и следовать своим, а не чужим целям.
  3. Развивающая функция. Благодаря самооценке, человек развивается и совершенствуется, поскольку она выступает своего рода мотивирующим фактором для саморазвития.

Определение Я-концепции

Я-концепция-это устойчивое представление человека о самом себе, образ собственного “Я”. Обычно рассматривается как наше индивидуальное восприятие нашего поведения, способностей и уникальных характеристик – ментальная картина того, кем вы являетесь как личность. К примеру, убеждения «Я хороший друг» или «Я хороший человек», являются частью общей самооценки.

Я-концепция более гибка, когда люди моложе и все еще проходят процесс самопознания и формирования идентичности. По мере того, как люди взрослеют, они начинают лучше понимать, кто они и что для них важно, и самооценка становится более детальной и организованной.

По тому, что выделяли разные психологи, можно понять, что является важным в самооценке личности. И многие из этих позиций вы можете увидеть в современных тестах на самооценку. А можете найти тест какую-то конкретную область, чтобы оценить именно ее.

Согласно книге Ричарда Криспа и Рианнон Тернер “Я” человека состоит из 3 частей.

  • Индивидуальное «я» состоит из атрибутов и личностных характеристик которые отличают нас от других людей. Примеры включают интроверсию или экстраверсию.
  • Относительное Я определяется нашими отношениями с другими значимыми людьми. К примеру, братьев и сестер, друзей, супругов каких-то авторитетов.
  • “Коллективное Я” отражает нашу принадлежность к социальным группам и взаимодействие с ними. К примеру, школьного класса, русских, татар, рабочих, коммунистов, инженеров, любителей рок-музыки, патриотического кружка, сообщества геев.

Как и многие другие темы психологии, ряд теоретиков предложили различные способы мышления о Я-концепции.

Согласно теории, известной как теория социальной идентичности , самооценка состоит из двух ключевых частей: личной идентичности и социальной идентичности.

Личная идентичность включает черты и другие характеристики, которые делают каждого человека уникальным. Социальная идентичность относится к тому, как мы идентифицируем себя с коллективом, таким как сообщество, религия или политическое движение.

Психолог д-р Брюс А. Брэкен в 1992 году предположил, что существует шесть конкретных областей, связанных с самооценкой:

  • Социальные: способность взаимодействовать с другими
  • Компетентность: способность удовлетворить базовые потребности
  • Аффект: осознание эмоциональных состояний
  • Физическое состояние: ощущение внешнего вида, здоровья, физического состояния и внешнего вида.
  • Академический: успех или неудача в школе
  • Семья: насколько хорошо человек функционирует в семье.

Психолог-гуманист Карл Роджерс считал, что самооценка состоит из трех частей:

  • Представление о себе или как вы себя видите. Представление о себе каждого человека представляет собой смесь различных атрибутов, включая наши физические данные, качества личности и социальные роли. Оно не обязательно должно совпадать с реальностью, некоторые люди могут завышать представление о себе, а другие могут воспринимать или преувеличивать недостатки и слабости, которых другие не видят.
  • Самоуважение или насколько вы себя цените. На самооценку может повлиять ряд факторов, в том числе то, как мы сравниваем себя с другими и как другие реагируют на нас. Когда люди положительно реагируют на наше поведение, у нас больше шансов развить положительную самооценку. Когда мы сравниваем себя с другими и обнаруживаем, что нам что-то не хватает, это может отрицательно сказаться на нашей самооценке.
  • Идеальное Я или каким бы вы хотели быть. Во многих случаях то, как мы видим себя, и то, как мы хотели бы себя видеть, не совсем совпадают.

Конгруэнтность и неконгруэнтность

Наши представления о себе не всегда полностью соответствуют реальности. К примеру, некоторые ученики могут думать, что они хорошо учатся, но их оценки говоря о другом.

Карла Роджерс назвал степень соответствия самооценки человека реальности конгруэнтностью.

Роджерс говорит, что корни несоответствия уходят корнями в детство. Когда родители ставят условия для своей привязанности к своим детям (выражая любовь только в том случае, если дети «зарабатывают ее» определенным поведением и оправдывают ожидания родителей), дети начинают искажать воспоминания о переживаниях, из-за которых они чувствуют себя недостойными своих родителей. Дети, которые испытывают такую ​​любовь, не чувствуют необходимости постоянно искажать свои воспоминания, чтобы поверить, что другие люди будут любить и принимать их такими, какие они есть.

Низкая, высокая и завышенная самооценка

Часто можно услышать такие выражения как «адекватная самооценка», «низкая или заниженная самооценка», «высокая самооценка», «завышенная самооценка». Давайте разберемся, что они означают простыми словами.

Низкая самооценка (заниженная самооценка) — это придание себе, своей личности более низких оценок и характеристик, чем они есть на самом деле.

Завышенная самооценка — это восприятие собственной личности на более высоком уровне по сравнению с реальностью.

Соответственно, адекватная, идеальная, высокая самооценка — это максимально объективное и реальное оценивание собственной личности, восприятие ее такой, какая она есть: не лучше, и не хуже.

И заниженная, и завышенная самооценка мешают человеку развиваться, только проявляется это по-разному. Людей с адекватной, высокой (но не завышенной!) самооценкой, на самом деле, очень мало. Множественные исследования психологов доказали, что чаще всего люди обладают именно низкой самооценкой, что и является одной из наиболее серьезных причин их жизненных неудач. В том числе, применительно к тематике сайта Финансовый гений — и низкого уровня финансового состояния. Поэтому людям, у которых она занижена, очень важно задуматься о повышении самооценки, и не просто задуматься, а начать действовать в этом направлении.

Заниженная и завышенная самооценка: причины и признаки. Как научиться адекватно себя оценивать?

В своей практике я постоянно сталкиваюсь с вопросом, которые мне задают клиенты: «Почему так ко мне относятся люди, что не так с моей самооценкой?» Для начала давайте разберёмся, что такое самооценка в принципе. Это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Самооценка бывает:

  • заниженная — недооценивание собственных сил;
  • завышенная — переоценивание собственных сил;
  • нормальная — адекватное оценивание себя, собственных сил в определённых жизненных ситуациях, в постановке своих целей и задач, адекватном восприятии мира, в общении с людьми.

Каковы признаки заниженной самооценки?

  1. Отношение окружающих как показатель. Как человек относится к себе, так и другие относятся к нему. Если он себя не любит, не уважает и не ценит, то сталкивается с таким же отношением к себе людей.
  2. Неспособность управлять собственной жизнью. Человек считает, что не справится с чем-то, не может принять решение, колеблется, думает, что от него ничего не зависит в этой жизни, а зависит от обстоятельств, других людей, государства. Сомневаясь в своих возможностях и силах, он либо ничего не делает вообще, либо перекладывает ответственность за выбор на других.
  3. Склонность к обвинению окружающих или самобичеванию. Такие люди не умеют брать ответственность на себя за свою жизнь. Когда им выгодно, они занимаются самобичеванием, чтобы их пожалели. А если хотят не жалости, а самооправдания, то обвиняют во всём окружающих.
  4. Стремление быть хорошим, угодить, понравиться, подстроиться под другого человека в ущерб себе и своим личным желаниям.
  5. Частые претензии к другим. Некоторым людям с заниженной самооценкой свойственно жаловаться на других, постоянно обвинять их, снимая тем самым ответственность за неудачи с самих себя. Ведь недаром говорят, что лучшая защита — это нападение.
  6. Акцентирование внимания на своих недостатках, а не достоинствах. В частности чрезмерная критичность к своему внешнему виду. Признаком заниженной самооценки является придирчивость к своей внешности, постоянное недовольство своей фигурой, цветом глаз, ростом и телом в принципе.
  7. Перманентная нервозность, беспочвенная агрессия. И наоборот — апатия и депрессивные состояния от потери себя, смысла жизни, случившейся неудачи, критики со стороны, несданного экзамена (собеседования) и пр.
  8. Одиночество или, наоборот — страх одиночества. Ссоры в отношениях, чрезмерная ревность, как результат мысли: «Такого как я нельзя полюбить».
  9. Развитие пагубных пристрастий, зависимостей как способ временного ухода от реальности.
  10. Сильная зависимость от мнения других людей. Неумение отказывать. Болезненная реакция на критику. Отсутствие/подавление собственных желаний.
  11. Замкнутость, закрытость от людей. Чувство жалости к себе. Неумение принимать комплименты. Постоянное состояние жертвы. Как говорится, жертва всегда найдёт себе палача.
  12. Обострённое чувство вины. Критические ситуации он примеряет на себя, не разделяя своей вины и роли сложившихся обстоятельств. Любую разборку принимает по отношению к себе как к виновнику ситуации, ведь это будет «лучшим» подтверждением его неполноценности.

Как проявляется завышенная самооценка?

  1. Высокомерие. Человек ставит себя выше других: «Я лучше, чем они». Постоянное соперничество как способ это доказать, «выпячивание» напоказ своих достоинств.
  2. Закрытость как одно из проявлений высокомерия и отражения мысли, что остальные стоят ниже его по статусу, интеллекту и прочим качествам.
  3. Уверенность в собственной правоте и постоянное доказывание этого как «соль» жизни. Последнее слово всегда должно оставаться за ним. Стремление контролировать ситуацию, играть доминирующую роль. Всё должно делаться так, как он считает нужным, окружающие должны плясать под его «дудку».
  4. Постановка завышенных целей. Если они не достигаются, наступает фрустрация. Человек страдает, впадает в депрессию, апатию, гнобит себя.
  5. Неумение признавать свои ошибки, извиняться, просить прощение, проигрывать. Страх оценки. Болезненная реакция на критику.
  6. Боязнь совершить ошибку, показаться слабым, беззащитным, неуверенным в себе.
  7. Неумение просить помощи как отражение страха показаться беззащитным. Если просит помощи, это больше похоже на требование, приказ.
  8. Акцентуация только на себе. Ставит собственные интересы и увлечения на первое место.
  9. Желание учить жизни окружающих, «тыкать» их в совершенные ими ошибки и показывать, как надо на примере самого себя. Самоутверждение за счёт других. Хвастливость. Излишняя фамильярность. Заносчивость.
  10. Преобладание в речи местоимения «я». В разговорах больше говорит, чем случаешь. Перебивает собеседников.

По каким причинам могут происходить сбои в самооценке?

Детские травмы, причинами которых может стать любое значимое для ребёнка событие, а источников существует огромное количество.

Эдипов период. Возраст от 3 до 6–7 лет. На бессознательном уровне ребёнок отыгрывает партнёрские отношения со своим родителем противоположного пола. И то, как ведёт себя родитель, отразится на самооценке ребёнка и его выстраивании сценария взаимоотношений с противоположным полом в будущем.

Подростковый период. Возраст 13 до 17–18 лет. Подросток ищет себя, примеряя на себя маски и роли, выстраивая свой жизненный путь. Он пытается себя найти, задавая вопрос: «Кто я?»

Определённые отношения к детям от значимых взрослых (недополучение ласки, любви, внимания), в результате которых дети могут начать чувствовать себя ненужными, неважными, нелюбимыми, непризнанными и т.д.

Некоторые паттерны поведения родителей, которые впоследствии переходит к детям, и становится уже их поведением в жизни. Например, низкая самооценка у самих родителей, когда эти же проекции накладываются и на ребёнка.

Единственный ребёнок в семье, когда всё внимание сосредоточено на нём, всё только для него, когда имеет место неадекватная оценка родителями его способностей. Отсюда идёт завышенная самооценка, когда ребёнок не может адекватно оценить свои силы и способности. Он начинает считать, что весь мир только для него, все ему должны, происходит акцентуация только на себе, взращивание эгоизма.

Низкая оценка родителями и родными ребёнка, его способностей и действий. Ребёнок пока сам не способен оценивать себя и составляет мнение о себе по оценке значимых для него людей (родителей, бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.). В результате происходит выстраивание у ребёнка низкой самооценки.

Постоянная критика ребёнка приводит к низкой самооценке, низкому самоуважению и закрытости. При отсутствии одобрения творческих начинаний, восхищения ими, ребёнок чувствует непризнанность своих способностей. Если же за этим следует постоянная критика и ругань, то он отказывается что-либо творить, создавать, а значит, развиваться.

Чрезмерная требовательность к ребёнку может взрастить как завышенную, так и заниженную самооценку. Нередко родители хотят видеть ребёнка таким, каким хотели бы видеть себя. Они накладывают на него свою судьбу, выстраивая на нём проекции своих целей, которые не получилось достичь самим. Но за этим родители перестают видеть ребёнка как личность, начиная видеть лишь свои проекции, грубо говоря, себя самих, идеальных себя. Ребёнок уверен: «Чтобы родители меня любили, я должен быть таким, каким они хотят меня видеть». Он забывает о себе настоящем и может либо успешно, либо безуспешно соответствовать родительским требованиям.

Сравнение с другими хорошими детьми понижает самооценку. И, наоборот, стремление угодить родителям завышает самооценку в погоне и соперничестве с другими. Тогда другие дети не друзья, а соперники, и я должен/на быть лучше других.

Гиперопека, чрезмерное взятие ответственности за ребёнка в принятии решений за него, вплоть до того, с кем дружить, что надевать, когда и что делать. В результате в ребёнке перестаёт взращиваться Я, он не знает, чего хочет, не знает, кто он, не понимает своих потребностей, способностей, желаний. Тем самым родители взращивают в нём несамостоятельность и, как следствие, низкую самооценку (вплоть до потери смысла жизни).

Желание быть таким, как родитель, которое может быть как естественным, так и вынужденным, когда ребёнку постоянно повторяют: «Твои родители столько всего достигли, ты должен быть таким, как они, ты не имеешь права упасть в грязь лицом». Появляется страх оступиться, совершить ошибку, оказаться не идеальным, в результате чего самооценка может оказаться заниженной, а инициатива — убитой напрочь.

Выше я привела одни из распространённых причин, по которым возникают проблемы с самооценкой. Стоит добавить, что грань между двумя «полюсами» самооценки может быть достаточно тонкой. Например, переоценка себя может являться компенсаторно-защитной функцией недооценки своих сил и возможностей.

Как вы уже могли понять, большинство проблем во взрослой жизни проистекают из детства. Поведение ребёнка, отношение его к себе и отношение к нему со стороны окружающих сверстников и взрослых выстраивают определённые стратегии в жизни. Детское поведение переносится во взрослую жизнь со всеми своими защитными механизмами.

В конечном итоге выстраиваются целые жизненные сценарии взрослой жизни. И это происходит настолько органично и незаметно для нас самих, что мы не всегда понимаем, почему с нами происходят те или иные ситуации, почему люди с нами так себя ведут. Мы чувствуем себя ненужными, неважными, нелюбимыми, чувствуем, что нас не ценят, нам от этого обидно и больно, мы страдаем. Это всё проявляется в отношениях с близкими и родными людьми, коллегами и начальством, противоположным полом, социумом в целом.

Логично, что и низкая, и завышенная самооценка — не есть норма. Такие состояния не могут сделать вас по-настоящему счастливым человеком. Поэтому со сложившейся ситуацией необходимо что-то делать. Если вы сами чувствуете, что пора что-то менять, что хотели бы, чтобы что-то в вашей жизни стало по-другому, значит, пришло время.

Как работать с заниженной самооценкой?

  1. Составьте список своих качеств, сильных сторон, достоинств, которые вам нравятся в себе или которые нравятся вашим близким. Если не знаете, спросите у них об этом. Таким способом вы начнёте видеть в себе позитивные аспекты личности, тем самым начнёте взращивать самооценку.
  2. Составьте список тех вещей, которые вам приносят удовольствие. По возможности, начинайте их исполнять для себя. Тем самым вы будете взращивать любовь и заботу к себе.
  3. Составьте список своих желаний и целей и двигайтесь в этом направлении.
    Занятия спортом придают тонус, поднимают настроение, позволяют проявить качественную заботу о своём теле, которым вы так недовольны. Одновременно происходит выброс негативных эмоций, которые были накоплены и не имели возможности для выхода. Ну и, конечно, у вас останется объективно меньше времени и сил на самобичевание.
  4. Дневник достижений вам тоже может поднять самооценку. Если каждый раз вы будете записывать в него свои большие и самые маленькие победы.
  5. Составьте список качеств, которые бы вы хотели развить в себе. Развивайте их помощью разных техник и медитаций, коих сейчас предостаточно и в интернете, и в оффлайне.
  6. Больше общайтесь с теми, кем вы восхищаетесь, кто вас понимают, от общения с кем «вырастают крылья». Параллельно минимизируйте до возможного уровня контакты с теми, кто критикует, унижает и т.п.

Схема работы с завышенной самооценкой

  1. Для начала нужно понять, что каждый человек уникален по-своему, каждый имеет право на свою точку зрения.
  2. Научитесь не только слушать, но и слышать людей. Ведь что-то тоже является важным для них, у них есть свои желания и мечты.
  3. Заботясь о других, делайте это исходя из их потребностей, а не из того как, вы считаете правильным. Например, вы пришли в кафе, ваш собеседник хочет кофе, а вы считаете, что полезней будет чай. Не навязывайте ему свои вкусы и мнения.
  4. Разрешите себе допускать ошибки и промахи. Это даёт реальную почву для самосовершенствования и ценный опыт, с которым люди становятся мудрее и сильнее.
  5. Перестаньте спорить с другими и доказывать свою правоту. Возможно, вы пока не знаете, но очень во многих ситуациях каждый может быть прав по-своему.
  6. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата. Лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чём причина неудачи.
  7. Научитесь адекватной самокритичности (себя, своих поступков, решений).
  8. Перестаньте соперничать с другими по любому поводу. Порой это смотрится чрезвычайно глупо.
  9. Как можно меньше выпячивайте свои достоинства, тем самым занижая других. Объективные достоинства человека не нуждаются в яркой демонстрации — они видятся по поступкам.

Есть один закон, который очень помогает мне в жизни и в работе с клиентами:

Быть. Делать. Иметь.

Что это значит?

«Иметь» — это цель, желание, мечта. Это тот результат, который вы хотите видеть в своей жизни.

«Делать» — это стратегии, задачи, поведение, поступки. Это те действия, которые приводят к желаемому результату.

«Быть» — ваше ощущение самого себя. Кто вы внутри себя, по-настоящему, а не для других? Кем вы себя чувствуете.

В своей практике я люблю работать с «бытием человека», с тем, что происходит внутри него самого. Тогда «делать» и «иметь» придут сами собой, органично сложившись в ту картинку, которую человек желает видеть, в ту жизнь, которая его удовлетворяет и позволяет ощущать себя счастливым. Куда эффективней работа с причиной, а не со следствием. Устранение корня проблемы, того, что создаёт и привлекает подобные проблемы, а не облегчение текущего состояния, позволяет действительно исправить ситуацию.

К тому же, не всегда и не всеми проблема осознаётся, она может глубоко сидеть в бессознательном. Работа таким способом необходима для того, чтобы возвращать человека к нему самому, к его уникальным ценностям и ресурсам, его силе, его собственному жизненному пути и пониманию этого пути. Без этого невозможна самореализация в социуме и в семье. По этой причине я считаю оптимальным путём взаимодействия человека с собой терапию «бытие», а не «действие». Это не только эффективный, но и самый безопасный, наикротчайший путь.

Вам было предоставлено два варианта: «делать» и «быть», и каждый вправе сам выбирать, каким путём идти. Найдите путь к себе. Не то, что вам диктует социум, а к себе самому — уникальному, настоящему, целостному. Как вы это будете делать, я не знаю. Но я уверена, что найдёте, каким способом это будет лучше именно в вашем случае. Я нашла это в личной терапии и успешно применяю в определённых терапевтических методиках быстрого изменения и трансформации личности. Благодаря этому я нашла себя, свой путь, своё призвание.

Удачи вам в ваших начинаниях!

С уважением, автор.

Признаки низкой самооценки

Поскольку человеку всегда трудно объективно оценить себя, давайте рассмотрим характерные признаки, которые указывают на то, что у него заниженная самооценка.

  • Постоянная неудовлетворенность собой, своей работой, семьей, жизнью в целом;
  • Постоянная самокритика и самокопание;
  • Повышенная чувствительность к критике и замечаниям других людей, сильная реакция на критику;
  • Сильная зависимость от мнения окружающих;
  • Желание действовать в соответствии с распространенными стереотипами, поиск одобрения со стороны окружающих, желание всем угодить, желание оправдывать свои действия перед окружающими;
  • Нерешительность, боязнь совершения ошибок, сильные расстройства и переживания после совершения ошибки;
  • Сильное чувство ревности, особенно — без повода;
  • Сильное чувство зависти к успехам, достижениям, жизни других людей;
  • Постоянные обиды, в т.ч. по пустякам;
  • Недовольство своим внешним видом;
  • Враждебный настрой к окружающему миру (все вокруг — враги);
  • Постоянное чувство страха и позиция защиты;
  • Ярко выраженный пессимистический настрой.

Чем больше этих признаков вы нашли у себя, тем сильнее вам следует задуматься о том, как поднять самооценку и обрести уверенность в себе.

Проблемы и трудности возникают в жизни абсолютно любого человека, но важна разница в их восприятии. Человек с низкой самооценкой воспринимает все временные проблемы как постоянные, как свою «тяжелую судьбу», и поэтому всегда настроен негативно и пессимистично. В результате все это может даже стать причиной серьезных психических расстройств. В то время как человек с адекватной самооценкой стремится преодолевать возникающие трудности и менять свою жизнь к лучшему, делая для этого все возможное.

«Надо» и «хочу»

Большинство людей очень плохо знают свои недостатки, достоинства, чувства и то, что они хотят на самом деле. Возникает парадокс: человек знает, что ему НАДО делать (надо ходить на работу, быть вежливым, уважать родителей и т. п.), и не знает того, что ему ХОЧЕТСЯ делать. Нужно стремиться к тому, чтобы привести в соответствие своё «надо» и своё «хочу».

Чтобы этого добиться, необходимо научиться адекватно оценивать каждую ситуацию. Если вам надо идти на работу, но вы этого не хотите, постарайтесь понять все причины, которые вызывают этот конфликт. Например, вы устали, сегодня пятница, а у вас была тяжёлая неделя. Или, может быть, эта работа вам не нравится и не вызывает у вас никакого интереса. Поняв все конкретные причины, вы сможете избежать внутреннего конфликта и достичь согласия с самим собой.

Зачем нужна высокая самооценка?

Теперь давайте еще раз остановимся на том, почему так важна адекватная, высокая самооценка. У многих людей сложилось стереотипное мнение, что высокая самооценка — это плохо, что нужно «знать себе место и сидеть, не высовываться». И такое убеждение, кстати, тоже является одним из признаков низкой самооценки.

На самом деле, заниженная самооценка личности порождает очень проблем, становится причиной развития комплексов и даже психических расстройств, а главное — очень сильно мешает человеку развиваться и двигаться вперед. Просто потому, что он не уверен в том, что сможет пройти какие-то определенные шаги. Такие люди «плывут по течению», и главное для них — чтобы их никто не трогал.

Высокая самооценка, наоборот, открывает путь к достижениям, к новым вершинам, новым направлениям деятельности.

Есть еще один немаловажный момент: если у человека низкая самооценка, другие люди никогда не будут оценивать его высоко (а это для него, как вы помните, важно!). В то время как человека с высокой самооценкой всегда знают и уважают, его мнение ценят, к нему прислушиваются.

Люди начнут вас ценить и уважать, только когда у вас будет адекватная высокая самооценка и уверенность в себе. Верьте в себя, и тогда другие поверят в вас!

Рекомендуемые книги

  1. Аспер К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка.
  2. Брайан Трейси. Самооценка.
  3. Бранден Н. Шесть столпов самооценки.
  4. Гюру Э. Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей.
  5. Ковалевский В. Оптимальная модель мышления и логика объективной самооценки.
  6. Корягин А., Бариева Н., Кошлакова Ю., Боровкова Д. Самооценка и уверенное поведение.
  7. Литвак Б. 7 шагов к стабильной самооценке.
  8. Лоренц Т., Оппитц Ш. Самооценка. Повышай свою уверенность!
  9. Макги П. Самооценка.
  10. Никулина И. Развитие самооценки школьников с нарушением зрения.
  11. Новиченкова Е. Ю. Кризисы детского возраста. Формируем здоровую самооценку.
  12. Полетти Р., Доббс Б. Самооценка. Основное благо.
  13. Требунская О. Матрица жизни. Самооценка и удовлетворенность.
  14. Удилова И. Самооценка по-женски. Стань уверенной в себе женщиной.

Огромной популярностью пользуются работы спикера-миллионера Брайана Трейси. Он канадец и мотивирует людей на саморазвитие. Его аудиокнигу «Самооценка» можно скачать в Интернете в открытом доступе.

Популярен и Михаил Лабковский — семейный и индивидуальный психолог. Он придерживается точки зрения, что завышенная оценка позволяет добиться максимальных высот в жизни, а низкая тянет на дно и топит там. Почитать его эссе и лекции онлайн на эти темы весьма интересно.

Вам также может быть интересно:

Признаки высокой самооценки

Теперь, по аналогии, давайте выделим главные признаки того, что у вас высокая самооценка, вы смогли ее поднять, либо она такая и была (в этом случае вы — молодец!).

  • Вы всегда уверены в себе, своих силах и возможностях;
  • Вы принимаете себя таким, какой вы есть;
  • Вы не боитесь совершать ошибки, вы учитесь на них, воспринимаете как опыт, и двигаетесь дальше;
  • Вы спокойны, когда вас критикуют, различаете конструктивную и деструктивную критику;
  • Вы легко вступаете в контакт и находите общий язык с разными людьми, не боитесь общения;
  • Вы всегда имеете собственную точку зрения по каким-либо вопросам;
  • Вы стремитесь к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • Вы, как правило, достигаете успеха в своих начинаниях.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы и самому человеку, и его окружению. Но можно ли винить индивида в неправильном представлении о себе? Под влиянием чего формируется самооценка?

Социальные факторы

Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: — Что такое хорошо? И что такое плохо?»

Поэтому именно неправильные действия взрослых дают толчок формированию неадекватной самооценки. Вот некоторые из них:

  • несправедливые или чрезмерные наказания;
  • необоснованная и слишком частая похвала;
  • постоянное сравнение ребенка с другими детьми, чтобы показать его слабости, неумения, непослушание;
  • положение «царька» в семье или любимчика в школе;
  • подчеркивание и акцентирование внимания ребенка на его неудачах и промахах.

Детские психологи считают, что в целом похвала и поощрение приносят больше пользы, а постоянные выговоры и наказания – вреда. Дело в том, что отрицательные эмоции мы переживаем более сильно, чем положительные. И неприятные ощущения дольше хранятся в памяти и сильнее влияют на наше поведение. Так сложилось в процессе эволюции.

Мнение окружающих людей оказывает большое влияние на формирование самооценки и взрослого человека, особенно если речь идет о социально значимых людях, мнение которых для нас важно.

Личностные факторы

На формирование самооценки влияют и индивидуальные особенности человека, своеобразие эмоций, темперамента, характера.

Люди с чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач и из-за оценок окружающих, чем менее эмоциональные.

  • Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго.
  • Флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.
  • Замкнутые, нелюдимые интроверты из-за оценок окружающих переживают меньше, чем общительные экстраверты. С другой стороны, экстраверты из-за их склонности к демонстративному поведению часто страдают от завышенной самооценки. Но и избегающие людей, предпочитающие одиночество люди нередко считают себя выше других, презирают окружающих, недостойных общения с ними.

То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда. Есть и еще один важный фактор, связанный с оценкой человеком собственного «Я».

Уровень притязаний

Мы все стремимся к чему-то в жизни, ставим перед собой цели. И цели эти разные: кто-то хочет заработать на новую квартиру, кто-то создать собственную процветающую фирму, а для кого-то поездка к морю – предел мечтаний. Степень сложности, трудности цели или задачи, которую определяет для себя человек, и есть уровень его притязаний.

Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным или неадекватным. Адекватным является такой, где цели соответствуют возможностям человека. Если выпускник школы со слабенькими знаниями и низкими оценками по ЕГЭ решит подавать документы в престижный столичный вуз, то у него явно неадекватный, завышенный уровень притязаний. А когда хороший ученик отказывается поступать в высшее учебное заведение, потому что боится провалиться, то уровень притязаний у него слишком низкий. И то, и другое плохо.

Формируется уровень притязаний под влиянием успехов и неудач, которые сопровождают человека на жизненном пути, и, в свою очередь, влияет на формирование самооценки. Ведь спортсмен, постоянно ставя себе планку, через которую он не сможет перепрыгнуть, очень быстро разочаруется в своих силах и в возможности добиться успеха. Да и заниженный уровень притязаний не способствует развитию самоуважения и веры в себя.

Но психологи все же считают, что низкий уровень хуже высокого и плохо влияет на формирование личности и ее положение в обществе. Он делает человека социально пассивным неудачником, не стремящимся к успеху.

Как повысить самооценку с точки зрения психиатра

  • понять, осознать, выявить связь между тем, как вас обзывали в детстве (насильственно критиковали) и своими негативными убеждениями о себе.
  • прекратить вредную привычку себя ругать и наказывать, обзывать плохими словами (я тупой, я ничтожество, я некрасивый). Просто поставить себе запрет на это.
  • поиск позитивных убеждений о себе по всем секторам (красота, ум,характер, достижения, изюминки, по 10 шт.)
  • вспомнить все, что о вас говорили хорошее; замечать, что сейчас говорят о вас хорошее и принимать это, а не пропускать мимо ушей; запоминать впредь все, что будут говорить хорошее.
  • «помощь друга»: признаться другу в своих проблемах и попросить обратную связь. Пусть он/а лучше они скажут, чем конкретно и именно вы им нравитесь. Подробно, а не общими фразами, чтобы вы точно усвоили. Пусть аргументируют при необходимости все детали.
  • при рецидивах занижения самооценки делать упражнения «ну и что» и «а зато» — «ну и что, что я тупой? что дальше-то, а?»

Читать далее: Как полюбить себя?

Методики определения

Определить уровень самооценки можно с помощью тестов. Практически все тесты на самооценку можно пройти онлайн бесплатно. Большинство современных тестов мало чем отличаются и созданы на основе уже существующих. Но есть более-менее классические опросники, которые мы перечислили. Если беспокоитесь за правильность результатов, пройдите 2-3 штуки.

Тесты для определения самооценки для взрослых

  • Шкала самооценки Розенберга. Самый старый и простой тест самооценки. На его основе многие психологи создают свои тесты. В интернете часто называют “шкала самоуважения”
  • Тест Будасси на самооценку. Иногда используется в работе менеджеров по персоналу, тест основан на способе способе ранжирования качеств и исследования отношений между Я идеальным и Я реальным.
  • Тест Сонерсен. Простой тест из 50 вопросов, похожих на шкалу Розенберга, но в более расширенном варианте
  • Тест самооценки стрессоустойчивости Коухена и Виллиансона. Дает оценку вашей устойчивости к внешним раздражителям, чужому поведению.
  • 16 факторный личностный опросник Кеттела. Один из самых известных психологических тестов. Менеджеры по персоналу часто используют его или его части во время собеседования и оценки персонала.
  • Определение уровня самооценки Ковалёва. Простой тест оценки суждений в отношении себя.
  • Шкала стабильности самооценки (SESS)
  • Шкала нестабильности самооценки (ISES)

Тесты для определения самооценки для детей

  • Детская шкала самооценки Пирса-Харриса-личностный опросник для исследования Я-суждений.
  • Тест самооценки личности Демо-Рубенштейна(Дембо). Простой тест, который часто используется в постсоветском пространстве для оценки школьников.
  • Шкала Макдэниела-Пирса – надежный и популярный, этот инструмент лучше всего подходит для детей от 6 до 9 лет.
  • Поведенческая академическая шкала самооценки – полезна как инструмент отчетности учителя.
  • Шкала самооценки Мартинека-Зайчковского для детей – это инструмент самооценки с использованием картинок. Он измеряет глобальную самооценку в 1-8 классах.

На что обратить внимание

Психолог, врач-психиатр Евгения Стрелецкая о здоровой самооценке и любви к себе:

Читать далее: Типология женщин на сайтах знакомств

1. Самооценка — это не только то, что мы думаем о себе, но и отношение к себе, т.е. эмоции, которые мы по отношению к себе испытываем. Если вы испытываете по отношению к себе ненависть, стыд, отвращение, чувство вины — у вас заниженная самооценка.

2. Наша самооценка критическим образом зависит от того, как к нам относятся наши близкие. Если вас подвергают домашнему насилию, то у вас априори будет заниженная самооценка. Выход тут может быть только один: сменить окружение на благоприятное. Остальное не поможет.

3. Есть 2 вида заниженной самооценки — именно ненависть к себе с конкретными точными негативными убеждениями (среди которых выделяется случай с историей, когда например кто-то обзывал, и привычка ругать себя+лень) и нехватка позитивных представлений о себе.

4. Она включает в себя несколько секторов. Для удобства можно выделить красоту (внешность), ум, достижения, характер, изюминки.

5. Как формируется самооценка? В возрасте от 3 до 6 лет особенно родители должны давать нам много настоящих, отражающих нашу истинную самость, позитивных оценок, которые являются на данном эволюционном этапе формирования психики выражением подлинной заинтересованности со стороны родителей.

Итог

Проблемы с самооценкой личности могут превратиться в настоящую болезнь и привести к саморазрушающему поведению. Каждый день дает нам новые возможности, которые нужно суметь увидеть и правильно подойти к их реализации. Человеку с адекватной самооценкой это не составит труда, он здраво оценит свои шансы и не испугается схватить удачу за хвост. Поэтому очень важно правильно оценивать свои возможности.

Друзья, напишите в комментариях, что такое самооценка для вас и какие вы знаете способы ее улучшить. Я думаю, что многим из нас есть к чему стремиться на пути к лучшей версии себя.

До новых встреч, ваш Александр Горохов

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]