147 правил современного этикета, которые нужно знать каждому


Как говорят консультанты по этикету: всегда берите с собой хорошие манеры. Правила этикета нужно соблюдать везде, будь то поход в театр, кафе, ресторан, кино, поездка в общественном транспорте или даже просто прогулка по парку. Они нужны, чтобы обеспечить комфортное сосуществование и взаимодействие людей в обществе.

Нормы этикета – это унифицированные правила поведения для тех или иных ситуаций. Поведение, уместное в ночном клубе, недопустимо в театре, а общение с близкими друзьями всегда будет отличаться от общения при первом знакомстве с человеком.

Понимание этих норм для разных ситуаций и правильное их применение является неотъемлемой частью общей культуры человека. Итак, как должен вести себя культурный человек? Мы ответим на этот вопрос, но прежде предлагаем вам проверить себя: знаете ли вы сейчас, как правильно вести себя в разных ситуациях?

А теперь перейдем к статье. Начнем с общих правил поведения в общественных местах.

Азбука вежливости

  1. При знакомстве представляют: мужчину — женщине, младших по возрасту и положению — старшим, пришедших позже — уже присутствующим. При этом человек, которому вы представляете незнакомца, упоминается первым, а тот, кого вы представляете, — вторым. «Анна, познакомься — это Константин», «Сергей Иванович, это Марина».
  2. Знакомя людей, уместно давать краткие «справки» о них: «Это мой друг Никита, он хирург», «Это моя институтская приятельница Наталья». Так вы дадите понять, в каких отношениях состоите с каждым из собеседников, и предоставите им тему для беседы в ваше отсутствие: «…Так, значит, вы врач?».
  3. Первыми приветствуют: мужчины — женщин, младшие по возрасту и положению — старших.
  4. Но кто бы вы ни были — директор, академик, пожилая женщина или школьник, — входя в помещение, здоровайтесь первым.
  5. Когда встречаются две супружеские пары, сначала здороваются друг с другом женщины, после этого мужчины приветствуют дам, затем здороваются между собой мужчины.
  6. Руку для рукопожатия первым подаёт человек, которому представили незнакомца, то есть женщина — мужчине, старший — младшему и так далее. По правилам делового этикета первым всегда подаёт руку руководитель. Даже если подчинённый — женщина.
  7. Если вам подали руку для рукопожатия, а вы сидите, встаньте.
  8. Перед рукопожатием мужчина снимает перчатку. Женщине это делать необязательно.
  9. Во время рукопожатия не курят. Если нет возможности выбросить сигарету, извинитесь за это.
  10. Если руки чем-то заняты, рукопожатие неуместно. Поприветствуйте человека с тяжёлыми сумками или ребёнком на руках улыбкой и кивком головы во избежание неловкости и суеты.
  11. В туалетной комнате руки не пожимают.
  12. Руку в знак приветствия целуют лишь замужним женщинам и только в помещении. На деловых встречах и официальных мероприятиях целовать руки женщинам не принято.
  13. Целуя руку женщине, наклоняйтесь, а не тяните руку к себе вверх.
  14. Если вы идёте с кем-нибудь и ваш спутник поздоровался с незнакомым вам человеком, поздороваться следует и вам.
  15. По улице мужчина должен идти слева от дамы. Справа могут идти только военнослужащие, которые должны быть готовы выполнить воинское приветствие.
  16. Спускаясь по лестнице, мужчина идёт на одну-две ступени впереди женщины, а поднимаясь, — на одну-две ступени позади.
  17. Кто бы вы ни были, всегда придерживайте дверь для идущих следом за вами.
  18. Никогда не оборачивайтесь на оклик «Эй, ты!».
  19. Никогда не показывайте пальцем на человека.
  20. В разговоре с малознакомым человеком не стоит касаться личных тем: «Сколько вы зарабатываете?», «Слышал, ваша жена больна?», «Верите ли вы в Бога?». Удачные темы для непринуждённой беседы: спорт, погода, кулинария, домашние животные, искусство, наука, путешествия и тому подобное.
  21. Стремясь блеснуть эрудицией, не переусердствуйте. Фразы вроде «Я это давно знаю», «Нашли чем удивить» и тому подобные лишь оттолкнут собеседника.

Правила речевого общения

Основным механизмом коммуникационного взаимодействия является речь. Она отражает все мировоззрение личности, ее интересы, область деятельности, увлечения, культурный уровень. Практически все общение осуществляется посредством речевых средств. Речью можно назвать языковую систему в «действии». То есть это употребление языковой системы в целях говорения, трансляции мыслей и непосредственно общения. Речь отличается от языковых систем тем, что ее природа психофизическая. Это означает, что в производстве ее принимает участие речевой аппарат, а регулируется его работа центральной нервной системой.

Речь делится на устную и письменную, диалогическую и монологическую.

Нормы и правила общения при помощи речевых инструментов – это знания и умения грамотно применять нормативы языковой речи в различных условиях, например, на собраниях, совещаниях, переговорах, при личных беседах и др.

Культуру и результативность речевого общения следует оценивать по нескольким показателям, таким как точность речи и ее уместность, доступность, целесообразность, правильность и чистота речи, выразительность, грамотность, разнообразность, этичность. Правильность речи заключается в соответствии вербальных средств канонам литературного языка. Точность речи означает, прежде всего, грамотное и уместное использование терминологии. Уместность речи заключается в точном выборе тона и стиля коммуникации. Коммуникативная целесообразность речи не допускает грубость, нетактичность. Речевая этичность заключается в употреблении вежливых устойчивых выражений, обращений, фраз приветствия, прощания, извинения, благодарности, согласия, похвалы.

Грамотность считается стержневым показателем культуры речевых коммуникаций, так как безграмотный человек не способен внятно и понятно донести суть сообщения. Безграмотность выражается в неумении сформулировать собственные мысли, в неспособности правильно подобрать, употребить нужные слова, фразы, словосочетания и придать им корректную грамматическую форму. Грамотностью не следует пренебрегать даже в беседах с близкими друзьями или родственниками.

Можно выделить типичные ошибки, которыми склонны злоупотреблять индивиды при коммуникационном взаимодействии. Довольно часто беседующие используют сленговую речь, слова-паразиты, сокращенные слова, ставят неверные ударения в словах или неуместно употребляют вставки из иностранных выражений, используют диалект. Такой стиль коммуникаций вызовет только недоумение и непонимание.

Грамотность особенно важна при деловых отношениях, при устройстве на работу, при телефонных переговорах, в письменной речи и т.д. Для совершенствования грамотности необходимо больше читать высокохудожественной литературы. Чтение книг способствует не только расширению кругозора, но и позволяет научиться правильно выстраивать речь, тренирует зрительную память, помогает совершенствовать правописание, позволяет обогатить словарный запас и т.п.

При разговоре не рекомендуется обращаться к партнеру по коммуникации по фамилии, даже если он находится ниже по служебной иерархии.

Во время беседы следует избегать оценочных высказываний, кроме тех, которые направлены на поощрение. Негативные оценки при беседе вызовут в ответ агрессию в свой адрес, неприятие, что приведет к возникновению конфликтных ситуаций, вследствие чего беседа станет неэффективной.

Правила поведения в театре, на концерте и в других общественных местах

  1. Громко смеяться, шумно общаться, пристально разглядывать и обсуждать людей в публичном месте — оскорбительно.
  2. Всегда включайте беззвучный режим или вовсе отключайте телефон в театре, библиотеке, кино, на лекции и так далее.
  3. В кулуарах пользоваться телефоном позволительно. Но если вам нужно сделать или принять звонок, отойдите на два-три метра в сторону, чтобы не мешать беседе ваших друзей.
  4. Курить в присутствии некурящих следует только с их разрешения.
  5. Мужчина никогда не носит женскую сумку.
  6. Женщина может не снимать в помещении шляпу и перчатки, но не шапку и варежки.
  7. У зеркала в гардеробе можно осмотреть внешний вид и слегка поправить причёску. Но расчёсываться, красить губы, подтягивать брюки или чулки позволительно только в туалете.
  8. Идите к своим местам в зале лицом к уже сидящим. Мужчина идёт первым.
  9. Если в зрительном зале усаживаются две пары, женщины сидят в центре, мужчины — по обеим сторонам. В ложе впереди сидят женщины, за ними — мужчины.
  10. В зрительном зале не стоит сидеть со склонёнными друг к другу головами. Даже если вы влюблены.
  11. Оставьте поцелуи, объятия и прочие нежности на потом. Не заставляйте сидящих рядом людей лицезреть сразу два спектакля — на сцене и в зале.
  12. На выставке не стремитесь прикоснуться к экспонатам руками, если это специально не разрешено.
  13. Не пытайтесь сфотографироваться тайком там, где это запрещено правилами.

Правила поведения в транспорте

  1. Садясь в такси, приветствуйте водителя первым. Правило не касается коллективного транспорта (автобуса, трамвая и прочего).
  2. Место уступают: мужчины — женщинам, младшие по возрасту — старшим. Женщина в транспорте не уступает место мужчине, даже если он намного старше неё.
  3. Никогда не занимайте специализированные места в общественном транспорте, если не имеете инвалидности и не беременны.
  4. Следите за положением сидения и ног. Откинув спинку и вытянув ноги вперёд, вы будете ехать с комфортом. Но не ваши соседи.
  5. Старайтесь в транспорте не разговаривать по мобильному телефону. Вряд ли вашим попутчикам интересны подробности вашей личной жизни. Возможно, они хотят вздремнуть или читают интересную книгу. Если кому-то нужно что-то срочно сообщить, напишите SMS.
  6. Во время перелёта или поездки с детьми присматривайте за ними. Не позволяйте им шуметь, бегать по салону (вагону) и приставать к окружающим.
  7. Если вы заметили в вагоне метро или салоне автобуса своего приятеля в час пик, просто поприветствуйте его кивком головы и улыбкой. Не стоит пробираться через толпу, причиняя неудобства другим пассажирам, чтобы «ехать вместе».
  8. Мужчина выходит из общественного транспорта первым, чтобы помочь своей спутнице выйти и вынести багаж.

Этикет общения по телефону

В нашей суетливой жизни мы чаще всего разговариваем с людьми не при личной встрече, а именно по телефону. Поэтому очень важно знать, как правильно это делать, чтобы быть понятым и услышанным:

  • Следите за тем, какая у вас интонация. Она должна давать понять звонящему вам человеку, что вы готовы его выслушать.
  • Во время разговора по телефону сидите или стойте, но ни в коем случае не лежите, потому что из-за всего этого меняется тембр голоса.
  • Когда снимаете трубку, начинайте приветствовать звонящего не словами «Алло» или «Да». Сразу нужно говорить «Здравствуйте!»
  • Если вы кому-то звоните, то после приветствия вам нужно сразу же представиться, чтобы человек понимал, с кем он разговаривает и по какому вопросу.
  • Снимайте телефонную трубку после 3 звонка. Сразу этого делать не нужно, иначе ваш собеседник решит, что вам нечем заняться. Но если вы затянете с этим, то он подумает, что вам вообще не интересно с ним разговаривать.
  • Всегда уточняйте, может ли с вами говорить тот, кому вы звоните, чтобы не доставлять ему неудобств.
  • Старайтесь не употреблять таких словосочетаний, как «Вас беспокоит». Это звучит, словно вы — человек, который может только привнести беспокойство в жизнь того, кому звоните.
  • Не затягивайте разговор, и как можно быстрее переходите к сути вопроса.
  • Старайтесь не использовать функцию «Удержание», если хотите, чтоб ваш собеседник по телефону вас выслушал и понял, что вы от него хотите.

Конечно, все эти правила не касаются людей, с которыми вы близко общаетесь. Однако помните, что долгие разговоры по телефону – это в первую очередь трата времени и вашего, и вашего собеседника.

Правила поведения в гостях и на торжествах

  1. Никогда не приходите в гости без звонка. А если вас навестили без предупреждения, можете позволить себе быть в халате и бигуди.
  2. Отвечать на приглашение в гости вопросом «А кто ещё будет?» невежливо.
  3. Принимая гостей, не оправдывайтесь: «У меня тут небольшой беспорядок, дети вечно всё разбрасывают», «У нас ремонт, поэтому везде коробки». Впуская человека в свой дом, вы выказываете ему своё доверие. Ваш гость должен уважать это и принимать ваше жилище таким, какое есть.
  4. С приходом гостей следует выключить телевизор и отойти от компьютера.
  5. Принимая гостей или находясь в гостях, некрасиво говорить по телефону больше 2–5 минут.
  6. Преподнося хозяйке букет цветов, используйте правило: нечётно до дюжины. Если цветков больше 12, счёт идёт на полдюжины — число должно делиться на шесть. 13 цветков не дарят.
  7. Не следует дарить юным девушкам цветы тёмных оттенков. Идеальный вариант в этом случае — белоснежный букет с нераскрывшимися бутонами. Женщинам в возрасте лучше не дарить быстро увядающие цветы. Зачем напоминать, что молодость уходит?
  8. Если кто-то пришёл к вам впервые, сначала покажите гостю, где можно вымыть руки и привести себя в порядок, а затем пригласите в гостиную.
  9. Когда начинать трапезу? Если за столом меньше восьми человек, ориентируйтесь на хозяина (хозяйку). Когда он сел и взял салфетку, можно приступать к еде.
  10. Хозяйка не должна всё время бегать на кухню — об угощении следует позаботиться заранее. Мытьё посуды тоже подождёт.
  11. На званый ужин или обед опаздывать нельзя. Если это случилось, нужно позвонить и предупредить хозяев, что задерживаетесь. На фуршет позволительно прийти позже назначенного часа и уйти раньше окончания мероприятия.
  12. Если на фуршете подают шампанское или другие холодные напитки, то в начале мероприятия, когда все приветствуют друг друга, следует держать бокал в левой руке. От бокала ладонь может стать холодной и влажной, что нежелательно при рукопожатии.
  13. Если во время фуршета вы беседуете с дамой, а официанты разносят аперитив, сначала поинтересуйтесь, что она предпочитает, а затем уже выберите напиток для себя.
  14. Фуршеты или коктейльные вечеринки проводят в первую очередь для общения. Некрасиво всё время стоять возле стола с закусками и есть.
  15. На торжественных приёмах мужчины, как правило, выслушивают тосты стоя. Женщинам вставать необязательно.
  16. Если вы уходите с приёма раньше остальных гостей, прощайтесь только с хозяевами встречи. Иначе ваш уход может послужить для участников вечеринки сигналом к тому, что всем пора по домам.

Правила этикета за столом, в ресторане

  1. Фраза «Я вас приглашаю» означает, что вы платите. Если звучит «Давайте сходим в ресторан», каждый платит за себя. Но даже в этом случае мужчина может предложить спутнице расплатиться за неё.
  2. Условившись о встрече с женщиной в кафе или ресторане, мужчина обязан быть на месте несколько раньше, чтобы успеть найти свободный столик.
  3. Если в ресторане предусмотрено только одно меню на столик, мужчина предлагает его даме, которая в свою очередь может попросить спутника прочесть меню вслух. В большой компании меню для всех читает кто-нибудь один.
  4. Подсесть к знакомому, сидящему в кафе в обществе незнакомого вам человека, допустимо. Но не в ресторане. Исключение — если сидящие просят вас об этом.
  5. Нельзя просить счёт, когда партнёрша или партнёр ещё едят.
  6. За столом категорически нельзя: скатывать хлебные шарики, играть приборами и посудой, сворачивать край скатерти в трубочку, протягивать ноги под столом во всю длину.
  7. За столом следует опираться на его край только запястьями. Женщинам позволительно ненадолго поставить на стол локти.
  8. Салфетку складывают вдвое сгибом к себе и кладут на колени, а не закладывают её за воротник.
  9. Недопустимо использовать салфетку вместо носового платка.
  10. Перед тем как попить, желательно промокнуть рот уголком салфетки, чтобы не оставлять на бокале жирных следов. Женщина с накрашенными губами должна вытирать рот бумажной, а не полотняной салфеткой.
  11. Если необходимо выйти из-за стола, салфетку кладут на стол слева. Но в Европе, например, её оставляют на спинке стула. По окончании обеда салфетку кладут справа от тарелки.
  12. Если салфетка упала на пол, не следует поднимать её самостоятельно. Это сделает официант, он же принесёт вам новую.
  13. Чтобы случайно не покуситься на хлеб или вино соседа, тарелка для хлеба располагается слева, напитки — справа. Это легко запомнить: сложите руки в два жеста OK, при этом слева получится буква b (bread — хлеб), справа — d (drink — напиток).
  14. Положение приборов на тарелке может служить сигналом для официанта: «Закончил трапезу, можно убирать», «Ещё ем», «Жду следующее блюдо» и так далее.
  15. Ножом следует лишь резать пищу, а не класть её в рот.
  16. Если к блюду подают соус в отдельной посуде, его следует понемногу класть на свою тарелку. Ни в коем случае не макайте куски в общую соусницу.
  17. Не следует промакивать соус в тарелке хлебом. Но, если вы не в силах удержаться, помогайте себе вилкой, а не пальцами.
  18. Невежливо выбирать из порций, лежащих на блюде, лучшую. Берите кусок, который ближе к вам.
  19. Некрасиво доливать из бутылки или графина только себе. Взяв сосуд в руки, сначала предложите напиток соседу по столу.
  20. Если вы пьёте напиток через соломинку, не высасывайте всё до последней капли. Пронзительное бульканье на дне стакана — не самый приятный звук для окружающих.
  21. Блюдце не берут в руки, поднимают только чашку.
  22. Никогда не используйте ноготь мизинца в качестве зубочистки.

Правила этикета в интернете

  1. Не пренебрегайте темой при отправлении email. Она должна отражать суть письма и тем самым экономить время собеседника.
  2. Подтверждайте получение важных писем, если ответ на них требует времени.
  3. Использовать тяжёлые вложения в письмах — всё равно что путешествовать с громоздким багажом. Неудобно всем: и адресату, и вам самому.
  4. Общение в мессенджере может быть синхронным и асинхронным. Чаще всего обмен сообщениями происходит мгновенно. Но не стоит обижаться, если сообщения приходят «с перебоями». Вероятно, человек просто занят.
  5. Использование CapsLock приравнивается к крику.
  6. Не злоупотребляйте кнопкой «Отправить». Дробя длинное сообщение на куски, вы усложняете взаимопонимание. Человек может решить, что мысль закончена и начать отвечать. Причём, если он будет это делать так же, как вы, постоянно нажимая на Enter, вы запутаетесь.
  7. Если во время беседы собеседник вдруг стал offline, это не повод для обиды.
  8. Если «стучитесь» к кому-то в друзья в социальной сети, напишите, кто вы и почему хотите добавиться.
  9. Не постите на стене друга слишком личные сообщения и фотографии. Социальные сети — не место для проявления интимных чувств и выяснения отношений. Лучше делать это лично.
  10. Спрашивайте разрешение на публикацию фотографии другого человека в социальной сети. Даже если это ваш закадычный друг.
  11. Не злоупотребляйте #хэштегами.
  12. Возьмите под контроль приглашения и уведомления, рассылаемые от вашего имени в социальных сетях. Не засыпайте друзей спамом.
  13. Если вы получили сообщение, но в силу каких-то причин не могли на него ответить сразу (например, были в оффлайне) – желательно ответить в течение суток. Даже если вы видите, что собеседник не в сети – все равно не затягивайте с ответом.
  14. Если в вашей программе для диалогов горит статус «Онлайн», «Активен», «Доступен» — отвечать следует в течение 5 минут после получения запроса. В случае, если вы ведете длинный диалог с клиентом по телефону или отошли на обед – установите статус «Недоступен», «Занят», «Отошел». Как только появится возможность – сразу же ответьте на входящие сообщения.
  15. Помните о том, что собеседник находится в офисе – он может говорить по телефону, общаться с руководством компании или клиентами. Имейте терпение, не «теребите» партнера по бизнесу или коллегу каждую минуту – дождитесь, пока он сможет ответить. В том случае, если у собеседника горит статус «Занят», но у вас есть особо срочный вопрос – поинтересуйтесь, когда человек сможет уделить вам внимание. Это вполне соответствует правилам этикета.
  16. Если ответ собеседника вам важен именно сегодня – старайтесь писать ему в удобное (рабочее) время, чтобы человек успел подготовить нужную информацию.
  17. Если у вас серьезная тема к обсуждению – не пишите ее в виде набора коротких сообщений, это мешает точно понять суть вопроса. Даже если вы хотите как можно быстрее объяснить ситуацию – напишите и отправьте подробное сообщение. Это займет у вас чуть больше времени, но зато партнеру проще воспринять информацию.
  18. Не требуйте ответ мгновенно – дайте собеседнику время на размышления. Даже если у человека статус «Онлайн» — это не значит, что партнеру не нужно «переварить» информацию, выбрать наиболее верный вариант ответа. Не переспрашивайте, не забрасывайте собеседника другими вопросами – и тогда общение будет легким, понятным обеим сторонам.
  19. После написания письма перечитайте его и проверьте орфографию.
  20. Будьте терпимы к другим людям, и если ваш собеседник не соблюдает правила этикета, не стоит общаться в его манере.
  21. Старайтесь также не пользоваться сокращениями «имхо», «спс», «пжлст», «пжт». Это очень некультурная и неуважительная форма общения.
  22. Не жалуйтесь постоянно на что-либо. Не стоит писать только о негативе, иногда и вам, и собеседнику будет гораздо приятнее обсудить что-то положительное.
  23. Не рассказывайте слишком много о себе. Часто в социальных сетях можно прочитать практически всю информацию о жизни пользователя, причем дополненную фотографиями, это не только не очень красиво, но и опасно, так как посторонним людям будет доступна вся информация о вас.
  24. Не будьте пафосными. Не делайте из своей стенки в социальной сети доску для публикации пафосных высказываний о политике и жизни. Если вы ведете группу, то не относитесь к читателям свысока.
  25. Не используйте малоизвестную лексику. Конечно, хорошо, что вы знаете много терминов и определений, но не стоит их употреблять в диалоге с теми людьми, кто с ними не знаком.
  26. Общение в сети мало чем отличается от реального. По сути, эти правила этикета для интернета ничем не отличаются от общепринятых норм поведения, только вносят некоторые дополнения, обусловленные особенностями виртуального общения: со старшими нужно общаться на «вы», так же как и с незнакомцами.

Этикет для детей и школьников

Обсуждение: 3 комментария

  1. Игорь:
    19.09.2019 в 20:31

    В правилах кого нужно приветствовать узнал пару новых для себя вещей, хотя всё логично и довольно лаконично всё изложено. Такие правила нужно всем периодически просматривать, в обществе при общении пригодятся однозначно. Заголовок поста про речевой этикет слегка смутил, на самом деле эти правила многим знакомы в повседневной жизни. Спасибо, информация годная, продолжайте в том же духе.

    Ответить

  2. Павел:

    20.09.2019 в 21:08

    Порою сам текст может иметь не такое влияние, как интонация и задор, с которыми эта речь произносится. Речь должна быть доступной для восприятия определенной целевой аудиторией. По телефону многие совершают ошибки в плане речевого этикета, неумение слушать и перебивания не являются редкостью в общении.

    Ответить

  3. Валери:

    10.11.2019 в 22:47

    Правилам речевого этикета и делового общения я училась профессионально на протяжении длительного времени. Речевой этикет весьма важен. После того, как вы научитесь красиво говорить, уметь слушать своего собеседника, излагать правильно свои мысли и владеть правилами речевого этикета перед вами начнут открываться любые двери…

    Ответить

Правила этикета в лифте

  1. При ожидании лифта мужчиной и женщиной, первым входит в лифт мужчина. Если лифт ожидает группа людей, то первыми заходят те, кто ближе стоит к двери. В домах и учреждениях, где люди знают друг друга, вперед пропускают того, кто едет дальше.
  2. Ребенок всегда заходит в лифт после взрослого, а выходит перед ним.
  3. Мужчина, сопровождающий даму, нажимает кнопку нужного этажа. Так же он поступает, если в лифте кроме него едут женщины и люди старшего возраста. В переполненной кабине на кнопки нажимает тот, кто стоит рядом, остальные просят его об этом, называя этажи.
  4. По правилам хорошего тона женщине не стоит тянуться к кнопкам, если рядом с ними стоит мужчина, даже посторонний. Предпочтительнее попросить его нажать кнопку нужного этажа.
  5. В тесном замкнутом пространстве лифта надо соблюдать особую деликатность. Некрасиво смотреть на других пассажиров в упор или разглядывать их украдкой. Лучше всего смотреть вниз, либо обратиться к стене. Однако, обмениваясь репликами, пассажирам лифта следует смотреть друг другу в глаза.
  6. При любом прикосновении нужно немедленно извиниться независимо от того, кто был его виновником. Если вам отдавили ногу, примите извинения и скажите: «Пожалуйста».
  7. Пропуская выходящих, лучше выйти из лифта, чем прижиматься к стенке и создавать толкучку.
  8. В лифте здороваются со знакомыми, но разговаривать без острой необходимости не принято, поскольку другие пассажиры становятся невольными слушателями вашего диалога.
  9. Этикет разрешает мужчине не снимать головной убор в лифте. И все же настоящий джентльмен, сопровождая дам, непременно снимет шляпу, если обстоятельства позволяют это сделать.

Зачем нужно улучшать коммуникативные навыки

Человек, умеющий общаться, являющийся хорошим собеседником и тактичным слушателем. Он всегда с успехом проведет любые, даже самые трудные переговоры и добьется реальных результатов. Люди с высокими коммуникативными навыками быстрее других продвигаются по карьерной лестнице, их считают желанными гостями в домах друзей и родственников. А также они строго следуют представлениям, сформировавшимся в социуме относительно правил общения с людьми, которые могут зависеть от ситуации.

Нормы общения были выработаны обществом в процессе его развития. Они всячески поддерживаются культурой и обычаями, характерными для определенных территориальных групп.

Основы коммуникативных взаимоотношений индивиды осваивают благодаря собственным наблюдениям и подражанию. Усвоенные правила используются ими в коммуникациях машинально, без сознательных действий. В любой беседе, человек, отличающийся высокими коммуникативными навыками и умеющий их использовать, уже заранее имеет большое преимущество перед остальными.

Правила офисного этикета

  1. Мойте за собой посуду после обеда. Сразу мойте. Лучше вообще выкинуть ланчбокс, чем оставлять его грязным в раковине.
  2. Не снимайте обувь. Переобувайтесь в местах, которые для этого предназначены. Ну или хотя бы достаточно удалены от чужих столов. И ноги на стол можно класть, только если вы уходите последним, а рядом уже никого нет.
  3. Прежде чем бежать в IT-отдел, перезагрузите компьютер.
  4. Не трогайте чужой йогурт. И чужое яблоко. Чтобы взять печенье, тоже нужно разрешение.
  5. По утрам начальству нужно говорить «Здравствуйте», а не «Здорово, чувак!», если, конечно, начальник сам так не говорит.
  6. Если вы с коллегой оказались в соседних кабинках в туалете и вы закончили раньше, не надо дожидаться, когда он закончит, чтобы вместе вернуться в офис.
  7. Когда в коробке с канцтоварами осталось всего три пачки стикеров, не забирайте себе всё, лучше положите две на столы коллег. Немного заботы в офисе.
  8. Рабочий стол должен выглядеть как аккуратный подстриженный газон, а не как непролазная чаща.
  9. Подошли к кулеру, наполнили стакан, отошли от кулера. Не надо стоять перед ним и общаться с коллегами. Если поговорить очень хочется, хотя бы сделайте пару шагов в сторону и освободите для других дорогу к воде.
  10. За столом не рыгать, если только все коллеги не сидят в наушниках.
  11. Ланчбоксы и одноразовые коробки с едой подписывайте. Не обязательно своим именем, можно и ник использовать. Например, «Царь, просто царь». Такое точно не выкинут.
  12. Здоровайтесь со всеми, даже если вы работаете в разных концах офиса и понятия не имеете, как этих сослуживцев зовут.
  13. На совещаниях отводится время для вопросов. Вот тогда их и задавайте, не перебивайте докладчиков.
  14. Не надо делать украшения из скрепок.
  15. Приходя на работу, переключайте телефон на виброзвонок и не оставляйте устройство включённым на столе (в сумке).
  16. Рукопожатие — вещь необязательная, но принятая в деловом сообществе.
  17. Заканчивает переписку тот, кто её начал, т. е. последнее письмо должно исходить от того, кто написал первым.
  18. В телефонных разговорах действует правило — если вы звоните начальнику, то первым трубку кладёт именно он.
  19. Не надо есть в офисе еду с резкими запахами, при всей своей любви к селёдке, квашеной капусте, чесноку и котлеткам старайтесь обходиться на работе без них.
  20. Если на рабочем месте вы пьёте только чай и кофе, не ставьте чашку на документы, поскольку на бумаге может остаться след, который явно будет говорить не в вашу пользу.
  21. Вы, безусловно, имеете право пить различные напитки в течение дня, но кружка при этом должна выглядеть опрятно — никаких многократно заваренных пакетиков чая, следов от губной помады с внешней стороны и подобных вещей быть не должно.
  22. Воспитанные люди не проходят в верхней одежде на своё рабочее место, не вешают её на спинку стула и, тем более, не кладут на стол. Для этого есть гардероб. Единственное исключение — когда вы забежали в офис буквально на 5–10 минут и потом опять куда-то уйдёте. Такой вариант позволителен.

Пример психологии общения из школьной программы

Прочитайте советы ниже, какими из них вы воспользуетесь в общении с друзьями?

  1. Будьте приветливыми и доброжелательными.
  2. Живите в мире между собою.
  3. Побеждай зло добром.
  4. Делай добро и не бойся никого.
  5. О добром деле говори смело.
  6. Люби ближнего, как самого себя.
  7. Покоряй сердца любовью, а не страхом.
  8. Не бойся ножа, а языка.
  9. Подумай, обдумай, да молви.
  10. Будь долго терпелив ко всем.

Вопрос:
Определи тип предложений по цели высказывания. Почему здесь использованы предложения такого типа?

Ответ:

Предложения №1, 2, 6, 9, 10 — побудительные, они поучают и советуют.

Хорошие манеры и технологии

  1. Люди важнее технологий! Не кладите смартфон на стол в общественных местах. Поступая так, вы показываете, насколько важную роль играет в вашей жизни телефон и насколько неинтересно вам происходящее вокруг. В крайнем случае, если ждёте важного звонка, достаньте телефон и положите на стол экраном вниз.
  2. На звонок лучше отвечать после второго-третьего звонка, чтобы звонящий успел сосредоточиться. Если вам не ответили после пятого гудка, положите трубку.
  3. Если во время звонка прервалась связь, перезвонить должен инициатор разговора.
  4. Называйте своё полное имя, если звоните с незнакомого номера.
  5. Сообщать о важных событиях по SMS неприлично.
  6. Предупреждайте о видеозвонке текстовым сообщением. Не ставьте ни собеседника, ни себя в неловкое положение.
  7. Во время видеозвонка общайтесь с человеком, а не любуйтесь собственным изображением в углу экрана. Камера — это не зеркало в ванной.
  8. Всегда соблюдайте тайну переписки. Не читайте чужих писем, не заглядывайте в монитор, когда кто-то общается в чате, отворачивайтесь, когда человек набирает пароль.
  9. Обращайтесь с людьми так, как хотите, чтобы обращались с вами!

Нормы поведения для детей

Родителям следует обратить внимание на тот факт, что дети во всем стремятся подражать им (осознанно или нет) и перенимают родительскую модель поведения. В связи с этим родителям необходимо подавать хороший пример своим детям, с осторожностью делая замечания и координируя их поведение в общественных местах и на детских площадках.

Для детей возрастом 2-2,5 года свойственно с радостью приветствовать окружающих. Подобное поведение необходимо поощрять. Играя на детской площадке с ребенком, можно предложить детям обменяться игрушками ненадолго. Таким образом, детям будет легче научиться делиться и спрашивать разрешение, чтобы поиграть чужими игрушками.

Ребенок старше 3 лет должен знать, что недопустимо шумно вести себя и бегать в публичных местах (магазинах, автобусах, поликлинике).

По мере того как ребенок становится старше, необходимо приучать его к дисциплине и подобающему стилю общения со взрослыми людьми и сверстниками. Правила поведения для детей старше 6 лет:

  1. Недопустимо встревать в чужой разговор и перебивать, вести себя дерзко и грубо по отношению к взрослым и детям.
  2. Вежливо и уважительно следует относиться к людям преклонного возраста, оказывать им помощь.
  3. Вести себя в рамках приличия в таких общественных местах, как театры, музеи, выставки, концертные залы. Запрещено шуметь и отвлекать внимание на себя.
  4. Следует предупредить ребенка, чтобы он соблюдал бдительность, т. к. преступники могут воспользоваться его доверчивостью и обходительностью. Не следует вступать в разговор с незнакомыми людьми и идти вместе с ними куда-либо.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]