Индивидуально-типологические особенности личности.

метки:

Человек, Личность, Способность, Преобладать, Нервный, Деятельность, Характер, Свойство
Студент должен:
Иметь представление:

  • о современных подходах к психологической характеристике типов темперамента.

Знать:

  • характеристики типов темперамента и предпочтительную сферу деятельности для каждого типа темперамента;
  • основные акцентуации характера;
  • особенности организаторских способностей;

Уметь:

  • определять тип темперамента, черты характера, коммуникативные и организаторские способности, мотивацию и ценностные ориентации личности, используя различные методы исследования личности (наблюдение, беседа, тесты, проективные методики).

Темперамент. Типы темперамента. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента.

Характер и его природа. Структура характера. Акцентуированные личности.

Понятие о способностях. Структура способностей. Способности и их развитие. Диагностика способностей.

Направленность личности и ее структура. Понятие об индивидуальном стиле деятельности. Влияние свойства личности на адаптацию в коллективе.

Лабораторно – практическое занятие. Составление характеристики индивидуально-психологических свойств личности.

Самостоятельная работа:

Повторение материала

Темперамент в переводе с латинского — «смесь», «соразмерность». Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает: если преобладает кровь («сангвис» по-латыни), то темперамент будет сангвинический, т. е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком — желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный — спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо

8 стр., 3900 слов

Психомоторные и эмоциональные критерии визуальной диагностики в различных типах темперамента и акцентуаций характера

… характера от темперамента, то позже, развитием личности, взаимосвязь между ними меняется: характер приобретает все большее значение, преобразуя темперамент, … собеседников. Обходительность, упорство, целенаправленность, актерское дарование, способность увлечь других, неординарность. Черты, отталкивающие … или рассердить. Высокая активность значительно преобладает над малой реактивностью, что и …

Темперамент— это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Академик И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса — возбуждение и торможения отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности: 1) «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) — соответствует темпераменту холерика); 2)«живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с ответствует темпераменту сангвиника); 3) «спокойный»(сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика); 4) «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловливает темперамент меланхолика).

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно, вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его отрицательных граней.

Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов — типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

4 стр., 1843 слов

Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева)

… к различным свойствам темперамента. Ответы на эти вопросы не могут быть хорошими или плохими, так как каждый темперамент обладает … легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот; быстрый переход от одних видов деятельности к … стереотипу, не любящих быстрых и неожиданных изменений в деятельности, инертных, проявляющих, как правило, низкую способность переключаться …

Рассмотрим характерис­тики четырех типов темперамента

Холерик.

Представители этого типа отличаются повы­шенной возбудимостью, неуравновешенностью поведения. Они вспыльчивы, агрессивны, прямолинейны в отношени­ях, энергичны в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью отдаются делу, увлекаются им. Но силы истощились, упала вера в свои возможности, наступает подавленное настроение, и они ничего не делают. Такая цикличность — одно из след­ствий неуравновешенности их нервной деятельности.

Сангвиник.

Человек с сильной, уравновешенной, по­движной нервной системой, обладает быстротой реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, бла­годаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он продуктивен тогда, когда у него много интересных дел. В противном случае он — вялый, скучный, рассеянный и т. д.

Флегматик.

Он солиден, не тратит понапрасну сил, рассчитывает их, доводит дело до конца; в отношениях — ровен, в меру общителен, не любит попусту болтать. Недостатки — инертность, малоподвижность, что приводит к тому, что ему нужно время для раскачки, переключе­ния внимания на другой объект.

Меланхолик.

Человек со слабой нервной системой, об­ладающий повышенной чувствительностью даже к сла­бым раздражителям. Он часто грустен, подавлен, не уве­рен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстройства.

Таким образом, от темперамента зависят многие свой­ства личности (впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность, сосредоточенность и др., что в значительной степени оказывает влияние на ус­пешность в деловом общении.

Индивидуально-типологические особенности личности.

Главная Избранные Случайная статья Познавательные Новые добавления Обратная связь FAQ

Стр 1 из 16Следующая ⇒

Структура личности.

Структура личности — основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности — то, из чего (из каких элементов) и как построена личность. 1-я подструктура называется направленностью личности

. Сюда входят: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру не имеют врожденных задатков, а полностью социально обусловлены и формируются путем
воспитания
. Наиболее активной и устойчивой формой направленности являются убеждения. Совокупность их составляет мировоззрение человека, которое может быть пассивным — просто имеется в наличии. Но в подструктуру направленности входит и воля — она то и может придавать убеждениям активный характер, способствуя их воплощению в жизнь.

2-я подструктура называется опытом

. Она объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в обществе путем
обучения
, но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически обусловленных свойств человека. Не все входящие сюда свойства можно рассматривать как свойства личности. Только начинающийся формироваться навык или однократное действие еще не свойство личности. Но типичные для данного индивида проявления, так же как и закрепленные знания, навык и тем более умение и привычка — уже бесспорно свойство личности. Опыт также может быть пассивным «мертвым грузом». Но благодаря отдельным волевым навыкам он может стать активным, когда знания и умения не просто «знаемые», но и используемые.

3-я подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов (функций)

: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Ведь у всех нас разная память, эмоции, восприятие и т.д. Эти индивидуальные особенности, закрепляясь, становятся чертами личности. У кого-то — «тонкое восприятие искусства», у другого — «дырявая» память, у третьего — «шквал эмоций из-за пустяка». Все составляющие этой подструктуры формируются путем
упражнения
, то есть частоты и способа использования данной функции. Так как эмоции и ощущения свойственны и животным, то можно говорить, что в личностных чертах 3-й подструктуры биологический компонент начинает преобладать над социальным.

4-я подструктура объединяет свойства темперамента

или типологические свойства личности (как принадлежащей к какому-то типу). Они почти полностью зависят от физиологических свойств мозга: скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.. Сюда же относятся половые и возрастные свойства, а также особенности личности, вызванные какой-то патологией (болезнью). Эти биологически обусловленные черты с трудом поддаются изменениям, но иногда возможно формирование (а точнее, «переделывание») нужной черты путем
тренировки
. Зато б
о
льшую, чем в предыдущих подструктурах, роль здесь играет компенсация — возможность заменить недостаточную или «выбывшую из строя» функцию какой-то другой. Например, после просмотра перед сном зажигательного боевика, ваша нервная система перевозбудилась, и вам никак не удается заснуть. Тогда вы можете «обмануть» ее разными уловками: «считать баранов», представлять себя на жарком пляже, лечь в любимую «засыпательную» позу, съесть что-нибудь и т.д. Активность подструктуры темперамента определяется
силой нервных процессов
; если у вас слабость нервных процессов, то у вас будет «слабый» тип нервной системы и тип темперамента с более пассивным поведением.

Индивидуально-типологические особенности личности.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру предстваленности общественных отношений в индивиде.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

Биологическое и социальное в структуре личности.

Эндопсихика (биологическое) как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Экзопсихика (социальное) определяется отношением человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может, так или иначе, относится. Эндопсихика включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность т.д., а экзопсихика — систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д.

Биологическое, входя в личность человека, становится социальным.

Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу, как самостоятельные подструктуры личности.

Итак, признавая роль и природного, биологического, и социального в структуре индивидуальности, невозможно выделять биологические подструктуры в личности человека, в которой они существуют уже в превращенной форме.

Структуру личности составляют характер, темперамент и способности.

Понятие о характере.

В переводе с греческого «характер» — это «чеканка», «примета». Действительно, характер — это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе.

Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Становление характера происходит в условиях включения личности в разные по уровню развития социальные группы.

Характер человека всегда многогранен. В нем могут быть выделены черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.

Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Если человек труслив, есть основания предполагать, что он не будет обладать качествами инициативности (опасаясь неблагоприятного оборота инициированного им предложения или поступка), решительности и самостоятельности (принятие решения предполагает личную ответственность), самоотверженности и щедрости (помощь другому может в чем-то ущемить его собственные интересы, что для него опасно). Вместе с тем от человека трусливого по характеру можно ожидать приниженности и угодливости (по отношению к сильному), конформности (не оказаться «белой вороной»), жадности (застраховать себя в материальном отношении на будущее), готовности к предательству (во всяком случае, при крайних обстоятельствах, угрожающих его безопасности), недоверчивости и осторожности. Однако не всегда человек трусливый может вести себя именно так, он может вести себя даже нагло, вуалируя тем самым свой недостаток, но конечно, выше перечисленные качества будут преобладать.

Среди черт характера некоторые могут выступать как основные. В жизни встречаются более цельные характеры и противоречивые. Среди цельных характеров можно, по крайней мере, выделить определенные типы.

Характер человека проявляется:

1. В том, как он относится к другим людям;

2. Показательно для характера отношение человека к себе;

3.Характер обнаруживается в отношении человека к делу;

4. Характер проявляется в отношении человека к вещам.

Акцентуация черт характера.

Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера — это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт.

Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии, но сведение ее к патологии неправомерно.

Выделяются следующие важнейшие типы акцентуации характера: Интровертный тип характера, для которого свойственна замкнутость, затрудненность в общении и налаживании контактов с окружающими, уход в себя; экстровертный тип — эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, конформность; неуправляемый тип — импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность.

Основные особенности неврастенического типа акцентуации характера — преобладающее дурное самочувствие, раздражительность, повышенная утомляемость, мнительность. Раздражение против окружающих и жалость к себе самому может привести к кратковременным вспышкам гнева, однако быстрая истощаемость нервной системы скоро гасит гнев и способствует умиротворению, раскаянию, слезам.

Для сензитивного типа свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость. Сензетивные подростки избегают включаться в большие и тем более новые компании, не участвуют в шалостях и рискованных предприятиях сверстников, предпочитают играть с маленькими детьми.

Они боятся контрольных работ, зачастую стесняются отвечать перед классом, опасаясь ошибкой вызвать смех или слишком хорошим ответом зависть одноклассников. «Чувство собственной неполноценности делает особенно выраженной реакцию геперкомпенсации (т.е. сверхкомпенсация — усиленное стремление преодолеть свои недостатки). Они ищут самоутверждения не в стороне от слабого места своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполноценность.

Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязанности, но как только ситуация требует от них смелости и решительности, они тот час же пасуют. Если удается установить с ними доверительный контакт, то сразу становится видна их чувствительность и непомерные требования к себе. Если начать им сочувствовать, то они могут даже расплакаться.

Характер и темперамент.

От природы человек получает лишь возможности развития в определенном направлении. Они заключаются в анатомических и физиологических особенностях мозга и эндокринной системы рождающегося ребенка. На этой основе развиваются индивидуальные особенности человека, в частности его темперамент. Темпераментом называются устойчивые индивидуальные особенности личности, которые выражаются в динамике психических процессов и действий.

К чертам темперамента относятся сила или слабость переживания чувств и желаний, их глубина или поверхностность, устойчивость или изменчивость настроения.

Типы темперамента:

холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический.

Черты темперамента и характера образуют практически неразделимый сплав, обуславливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности.

К холерикам относят энергичных, вспыльчивых, «страстных» людей. Меланхоликами назывались робкие, нерешительные, грустные; флегматиками — медлительные, спокойные, холодные. К сангвиникам причисляли горячих, подвижных, веселых, живых людей.

Характер — во многом результат самовоспитания. Таким образом, характер — прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, и тем самым обретающей свою индивидуальность.[2;457]

Понятие о способностях.

Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения Знаний Умений Навыков, но которые сами к наличию этих ЗУН не сводятся.

Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к ЗУН способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий.

Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Способности обнаруживаются не в ЗУН, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.Свойство компенсации одних способностей при помощи развития других открывает неисчерпаемые возможности перед каждым человеком, раздвигая границы выбора профессии и совершенствования в ней.

В целом качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности (конструкторской, педагогической, экономической, спортивной и др.) человеку легче найти себя, обнаружить большие успехи и достижения.

Самый верный способ определения способностей — это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения.

Способности представляет собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру.

Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете, определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.

Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые — вспомогательное.

Изучая конкретно-психологическую характеристику различных способностей, мы можем выделить общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многим видам деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что дает возможность говорить о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей, занятей. Эти общие способности или качества не должны противопоставляться специальным способностям или качествам личности.Общие способности или общие качества личности — вполне конкретные психологические проявления, к исследованию которых уже приступили психологи. К числу таких общих качеств личности, которые в условиях конкретной деятельности могут выступать как способности, относятся индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность к одному из двух доминирующих типов людей.Для художественного типа свойственна яркость образов, возникающих в результате непосредственного воздействия, живого впечатления, эмоций. Для мыслительного типа — преобладание абстракций, логических построений, теоретизирования. Принадлежность человека к художественному типу ни в коей мере не может свидетельствовать о том, что фатально предназначен для деятельности художника. Очевидно иное — представителю этого типа легче, чем другому, освоить деятельность, которая требует впечатлительности, эмоционального отношения к событиям, образности и живости фантазии. Не случайно, что подавляющее большинство художников имеют более или менее выраженные черты этого типа. Качества мыслительного типа создают условия для наиболее благоприятного развития деятельности, связанной с оперированием абстрактным материалом, понятиями, математическими выражениями и др. Легко понять, какой широкий круг конкретных занятий (математика, философии и т.д.) может требовать именно этих качеств как предпосылок для успешного овладения деятельностью.Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант — это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.

Талант — это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена.

Талант настолько сложное сочетание психических качеств личности, что он не может быть определен какой-либо одной-единственной способностью.

Структура таланта определяется, в конечном счете, характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность.

Так же есть такое понятие как одаренность, она вовсе не тождественна таланту, она выступает как предпосылка к возникновению таланта.

Особенности личности:

1. Внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе;

2. Готовность к труду перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться;

3. Связанна с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.

Если же говорить о специфических различиях в одаренности, то они обнаруживаются в направленности интересов. Один ребенок после какого-либо периода исканий останавливается на математике, другой — на биологии. Дальнейшее развитие способностей каждого из этих детей происходит в конкретной деятельности, которая не может осуществляться без наличия данных способностей.

Поэтому структура специальной одаренности включает комплекс приведенных выше качеств личности и дополняется рядом способностей, отвечающим требованиям конкретной деятельности. Так, установлено, что математическая одаренность характеризуется наличием специфических способностей, среди которых могут быть выделены следующие: формализованное восприятие математического материала, которое принимает характер быстрого схватывания условий данной задачи и выражение их формальной структуры; способности к выявлению сути задачи; к обобщению математических объектов, отношений и действий и т.д.

Также, кроме таланта и одаренности существует такое понятие как мастерство.

Талант в совокупности его общих и специальных качеств — это не более чем возможность творческих успехов, это лишь предпосылка мастерства, но далеко еще не мастерство, для этого надо много трудиться.

Если талант — это возможность, то мастерство — это возможность, ставшая действительностью. Подлинное мастерство — это проявление талантливости человека в деятельности. Мастерство раскрывается не только в сумме соответствующих готовых умений и навыков, но и в психической готовности к квалифицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникшей задачи. Способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто данное ему от природы, врожденное, а формируются в жизни и деятельности.Существенно важный фактор развития способностей человека — устойчивые специальные интересы. Специальный интерес — это интерес к содержанию определенной области человеческой деятельности, который перерастает в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности.Подмечено, что возникновение интереса к той или иной трудовой или учебной деятельности тесно связан с пробуждением способности к ней и служит отправочной точкой для их развития.

3.Деятельность.Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность. Затем из нее выделяется деятельность теоретическая. Всякая деятельность состоит обычно из ряда актов — действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель. Поскольку в различных условиях эта цель может быть достигнута различными способами (<�операциями>) или путями (<�методами>), действие выступает как решение задачи.

Виды деятельности.

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосу­ществующих на протяжении всего жизненного пути вида дея­тельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам {продукту деятельности) , по организации, по осо бенностям мотивации.

Основным видом деятельности человека является труд. Ко­нечный результат труда — создание общественно значимого про дукта. Это может быть урожай, выращенный колхозником, сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок, про веденный учителем.

Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение явля ется непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и куль турных ценностей. Труд — процесс создания человеком мате риальных и духовных ценностей общества.

В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых. В ней на достиг нутом ребенком уровне психического развития происходит освое ние объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо людей — кукла) , упрощения (обыгры вается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, огрубленно имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.

Игра организуется свободно, нерегламентированно. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до II часов в настольные игры, а после II— в дочки-матери. Игру ребенка можно орга­низовать, но он сам должен предложенное принять. Это не значит, что у ребенка не должно быть строгого режима дня. Сон, еда, прогулки, время игр и занятий должны быть строго определены. Но содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры трудно регламентировать. Ребенок сам пере ходит от одной игры к другой.

Учение и труд протекают в обязательных для человека орга­низационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответ ствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся занимается именно этим предметом.

Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией. Мотивом игры является удоволь ствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры.

Основным мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не ме нее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее важно создавать привычку трудиться.

Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают. В детском саду дошколь ник не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет.

Игровые моменты успешно вносятся и в организацию урока: Урок с элементами игровых ситуаций увлекает школьников. Игрой является воображаемое путешествие по карте нашей страны или карте земного шара на уроках географии, в ходе которого учащиеся на основе воображения рассказывают, что. они “видят”. Школьники охотно берут на себя игровые роли на уроках иностранного языка: учителя, гида, продавца — и на основе роли активно овладевают языком. Рабочий не только трудится, но и учится (в вечерней школе, в техникуме, в выс шем учебном заведении или занимается самообразованием). Он может играть в шахматы и участвовать в других спортивных развлекательных играх.

Хотя виды деятельности не существуют изолированно, в раз­ные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого — учение, а для третьего — труд. Таким обра зом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. До поступ ления ребенка в школу ведущий вид деятельности — игра. Ве дущий вид деятельности школьника — учение, взрослого — труд.

Игра.Анализируя игру как вид деятельности, следует прежде всего выяснить ее природу. В буржуазной психологической ли тературе широко распространены биологизаторские теории игры, согласно которым игра ребенка освобождает врожденную био логическую потребность в активности, одинаково присущую как животным, так и человеку. Развитие игры ребенка пытаются связать с соответствующими этапами развития человеческого общества. Интерес к игре в песочек, копание ям — этапы хле бопашества, игры с животными — скотоводства и т. д.

Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра есть отражение ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира. Убедительный факт, разбивающий несостоятельность биологизаторской теории игры, приводит К. К. Платонов. Ученым-этнографом на одном из островов Тихого океана было обнаружено племя, которое жило изолированно от других. Дети этого племени не знали игры в куклы. Когда ученый познакомил их с этой игрой, то вначале ею заинтересовались и мальчики и девочки. Затем интерес к игре исчез у девочек, а мальчики продолжали придумывать новые игры с куклами. Объяснялось все просто. Женщины этого племени заботились о добывании и приготовлении пищи. Мужчины же заботились о детях.

В первых играх ребенка отчетливо выступает руководящая роль взрослых. Взрослые “обыгрывают” игрушку. Подражая им, ребенок начинает играть самостоятельно. Затем инициатива организации игры переходит к ребенку. Но и на этом этапе руководящая роль взрослых остается.

С развитием ребенка игра изменяется. В первые два года жизни ребенок овладевает движениями и действиями с окру­жающими предметами, что приводит к возникновению функцио нальных игр. В функциональной игре перед ребенком раскры ваются неизвестные для него свойства предметов и способы действия с ними. Так, впервые открыв и закрыв дверь ключом, ребенок начинает многократно повторять это действие, пытаясь • при всяком удобном случае повернуть ключ. Это реальное дей ствие переносится в игровую ситуацию. Играя, дети делают в воздухе движение, напоминающее поворот ключа, и сопровож дают его характерным звуком: “трик-трак”.

Более сложными являются конструктивные игры. В них ре­бенок что-то создает: строит дом, печет пирожки. В конструк­тивных играх дети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие.

Функциональные и конструктивные игры относятся к разря ду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах. Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх. Ребенок играет в “дочки-матери”, в “магазин”, беря на себя определенную роль. Сюжетно-ролевые игры возникают в 3—4 года. До этого возраста дети играют рядом, но не вместе. Сюжетно-ролевые игры предполагают коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллективные игры зависит от условий воспитания. Дети, воспитывающиеся дома, включаются в коллективные игры с большим трудом, чем дети, посещающие детский сад. В коллективных сюжетных играх, которые к 6—7 годам становятся более длительными, дети следят за замыс лом игры, за поведением товарищей. Сюжетно-ролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнеров.

Коллективная сюжетно-ролевая игра расширяет круг общения ребенка. Он привыкает подчиняться правилам, требованиям, которые к нему предъявляются в игре: он то капитан космического корабля, то его пассажир, то восторженный зритель, наблюдающий за полетом. Эти игры воспитывают чувство кол лективизма и ответственности, уважение к товарищам по игре, приучают соблюдать правила и вырабатывают умение подчи няться им.

Игры по правилам широко представлены в жизни школьников и взрослых. В спортивных состязаниях, в решении кроссвор­дов и других играх, требующих умственного напряжения, чело век переключается на другой вид деятельности, совершенствует свои умственные и физические силы, получает эмоциональную разрядку.

Являясь основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста, игра не исключает и других видов деятельности. С 3—4 лет ребенок знакомится с трудом по самообслуживанию. Он должен умываться, одеваться, убирать игрушки. В 5— лет трудовыми обязанностями ребенка становится уход за комнат ными растениями, помощь старшим в уборке комнаты и т. д. В детском саду дети охотно дежурят в столовой, в живом угол ке, в игровой комнате.

Посильные поручения по хозяйству формируют и укрепляют трудовые навыки и Прививают ребенку положительные черты характера: ответственное отношение к делу, заботу о товарищах.

В жизнь дошкольника включаются и элементы учения. Они связаны с дидактическими играми, развивающими познаватель ные способности детей. Например, лото “Животные” — игра, ко торая учит ребенка классифицировать предметы, изображенные на карточке. В детских садах проводятся занятия по родной речи (обогащение словарного запаса) , по счету. В настоящее время в старших группах организованы занятия, подготавли вающие детей к школе. Имеется положительный опыт обучения дошкольников в детских учреждениях музыке, рисованию, ино странному языку.

Все перечисленные виды деятельности: игра, элементы труда и учения — готовят ребенка к школе.

Потребность – источник активности живых существ. Наиболее древние в эволюционном плане потребности являются генетическими программами, направленными на сохранение жизни, размножение и освоение окружающей среды. Чем больше полезных потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека.Особенности потребностей:

1. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

2. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить («Голодной куме только хлеб на уме», «У кого что болит, тот про то и говорит».)

3. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности – отрицательными, а затем – в случае ее удовлетворения – положительными.

4. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения – примитивные животные – высокоразвитые животные – человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.

5. Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

6. Различные ученые по-разному объясняли сущность человеческих потребностей:

ПодходСуть подходаАвтор
Потребность как нуждаСостояние индивида при нужде в условиях жизни, предметах и объектах, без которых невозможно его существование и развитие.С.Л. Рубинштейн
Потребность как отношениеПотребность – это система отношений между субъектом и средой обитанияД.А. Леонтьев
Потребность как отклонение от уровня адаптацииПотребность есть результат отклонения внешней или внутренней реальности от сложившихся ожиданий субъекта по поводу этой реальностиД.К. Мак-Клеланд
Потребность каксостояниеПод потребностью понимается динамическое состояние повышенного напряжения, которое «толкает» человека к определенным действиям. Это напряжение «разряжается» при удовлетворении потребности. Таким образом, в процессе возникновения и удовлетворения потребностей человек проходит через ряд динамических состояний, отличающихся уровнем своей напряженности.

Классификации потребностей.Существует множество классификаций потребностей. Одна из них разделяет все потребности по происхождению на две большие группы — естественные и культурные

. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни. Вторая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

· К биологическим

можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).

· К социальным

потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

· Духовные

потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Интериоризация (франц. interiorisation, от лат. interior — внутренний), переход извне внутрь. В психологию понятие интериоризациивошло после работ представителей французской социологической школы (Э. Дюркгейм и др.), где оно связывалось с понятием социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений. Принципиальное для психологии значение получило в культурно-исторической теории советского психолога Л. С. Выготского; одно из основных положений этой теории состояло в том, что всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми и только затем, в результате интериоризации, становится психическим процессом отдельного индивида. Стадии интериоризации подробно прослежены в работах, посвященных умственным действиям, где показано, что интериоризация есть не простой переход к действию в плане представлений (Ж. Пиаже, Швейцария), но формирование внутреннего плана сознания. В сопровождении ряда других изменений действия (обобщение, сокращение и т. д.) Интериоризация ведёт к образованию нового конкретного психического процесса.

1Следующая ⇒

Причина разделения людей на типы

Вопрос о том, почему в одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному, порой резко противоположным образом, вставал перед каждым хотя бы раз в жизни. В современном мире, который развивается ускоренными темпами, изучению психотипов уделяют все больше внимания, как специалисты, так и отдельные граждане.

В психологии с помощью типологии составляют индивидуальный психологический портрет личности, который включает такие качества, как:

  • темперамент;
  • характер;
  • способности;
  • наклонности;
  • эмоциональность;
  • мотивация;
  • личные ценности.

Несмотря на то, что выделенные психотипы по любой из теорий в чистом виде практически не встречаются, каждый может определить у себя преобладающие черты одного из типажей. По составленному психологическому портрету специалисты могут спрогнозировать поведенческую модель отдельной личности в той или иной ситуации.

  • Знание преобладающего психотипа у себя лично помогает человеку быстрее найти свое предназначение в жизни, повысить самооценку. Личный психологический портрет подскажет, как применить на практике свои лучшие качества и скрыть недостатки.
  • Данными психологических тестов–опросников все чаще пользуются специалисты по персоналу при найме на работу. Такие же тесты позволяют определить, какое поручение лучше дать кому из сотрудников. Также важно подобрать членов коллектива, взаимодействие которых будет направлено на оптимально четкое выполнение задач.
  • Психоанализ позволяет определить слабые места и спрогнозировать действия преступника или врага. Применяется в правоохранительных органах и военных действиях.
  • Типологию личности многие используют при выборе подходящей половинки для создания семьи. Знание психотипов родственников и понимание их действий помогает разрешить или сгладить семейные конфликты.
  • Составление психологического портрета имеет большое значение для подростков, так же, как и для их родителей. Порой приходится признать, что выбранная родителями цель не подходит для темперамента и характера их ребенка. Типология индивидуальности – важный компонент выбора профессиональной направленности.

Типология Майерс-Бриггс

Индикатор типов (MBTI) Майерс-Бриггс базируется на типологии Юнга. Обе ее создательницы не имели психологического образования, однако после прочтения «Психологических типов» у Юнга принялись активно типировать на практике, проводя наблюдения за поведением людей, его исследования. Живя в военное время, они имели возможность наблюдать за большими массами людей в нестандартных ситуациях, и на основании этого материала подробнее описали различия типов.

Далее MBTI получила эффективное развитие как система, позволяющая формировать рабочие коллективы, подбирать персонал, прогнозировать в компании поведение сотрудников. Специалисты, использующие MBTI, своей целью имеют построение правильного менеджмента в связи с типами личностей как руководителя, так и подчиненных. MBTI позволяет отделить не только сильные, но также слабые стороны субъекта и, сконцентрировавшись на сильных характеристиках, поместить сотрудника на максимально подходящую для него позицию в организации.

Согласно MBTI, тип человека представлен в четырех форматах. Первый – источник энергии, откуда человек черпает энергию. Экстраверт принимает энергию извне, ему необходимо постоянно действовать и общаться, таков его способ выживания и зона комфорта. Именно в процессе взаимодействия с миром внешним он получает толчок для развития и материал для него. Интроверт, напротив, черпает внутри себя энергию и потому любит уединение.

Следующий – центр внимания, способ получения сведений об окружающем нас мире. Здесь дело мы имеем с сенсорикой как опорой на органы чувств, интуицией как надсознательным процессом анализа, прогнозирования и предвосхищения событий. Сенсорный тип базируется на настоящем и уже полученном прошлом опыте, тогда как интуит способен видеть образно, целиком всю картину, словно сверху.

Далее следует центр принятия решения по мыслительному или же чувствующему способу. Мыслительный тип рассуждает на основании правильного и неправильного, а чувствующий – базируясь на личных ценностях.

И последняя пара характеристик, суждение и восприятие, связаны со стилем жизни индивида. Люди суждения живут в упорядоченном, предсказуемом мире, тогда как люди восприятия живут в глубоком, стихийном мире с открытыми вариантами для всевозможного выбора, оттого и решений, какие они не принимают вплоть до крайнего момента.

Что такое темперамент в психологии?

Темперамент переводится с латыни, как «должное соотношение частей». Этим термином обозначают совокупность индивидуальных особенностей человека, которая определяет его активность в течение жизни. Прежде всего, темперамент проявляется в эмоциональности, в степени проявления переживаний, особенностей приспособления к окружающему миру. Темперамент проявляется силой импульсивности.

Темперамент и характер – понятия хоть и связанные между собой, но обозначают совершенно разные категории. Если темперамент определяется уже при рождении ребенка и являет собой биологически обусловленные параметры, то характер формируется под воздействием социальной среды и приобретенного опыта.

Темперамент не меняется в течение всей жизни человека, черты характера могут развиваться и меняться со временем.

Чувства и эмоции

Чувства и эмоции отражаются в индивидуально-типологических особенностях индивида. Их проявления зависят от силы или слабости нервной системы, ее подвижности или инертности, а также уровня культуры и воспитанности человека.

Моральные, интеллектуальные и эстетические

Моральные, интеллектуальные и эстетические чувства, степень их выраженности определяются условиями жизни человека и его воспитанием.

Моральные чувства индивида проявляется, если он оценивает чей-то поступок с позиции его нравственности или аморальности. Кроме того, наличие или отсутствие у человека чувства долга, доброжелательности, эмпатии указывает на степень развития его моральной стороны личности.

Также люди различаются по степени развития интеллектуальных чувств. К ним относятся эмоциональные переживания, которые возникают в момент осуществления умственной деятельности: познавательный интерес, жажда открытия новых знаний, увлеченность научным поиском.


Интеллектуальные чувства

Эстетические чувства выражают умение человека замечать и ценить прекрасное в обыденной жизни. Люди отличаются друг от друга по способности удивляться, умиляться, испытывать радость и грусть, наслаждаться созерцанием природы или сопереживать литературному герою.

Классификация в зависимости от темперамента

Чаще всего типология личности составляется на основе разделения на темпераменты. Несмотря на древность, теория Гиппократа наиболее известная широкому кругу и актуальна по нынешний день. Современные психологи связывают темпераменты с врожденными свойствами нервной системы, Гиппократ связывал их с преобладанием одного типа жидкости.

Тип темпераментаОсновные чертыПоложительная сторонаОтрицательная сторонаПреобладающая жидкость
Холерик
  • Эмоциональность;
  • импульсивность;
  • быстрота реакции;
  • горячность;
  • страсть.
Пылкий энтузиастНеобдуманное принятие решений.Желтая желчь (холе)
Сангвиник
  • Подвижность;
  • богатые эмоции;
  • оптимизм;
  • продуктивность в работе;
  • стабильность;
  • веселый характер.
Энергичный и гибкий специалист в любой области.Непостоянство, поверхностные увлечения.Кровь (сангвис)
Флегматик
  • Невозмутимость;
  • спокойствие;
  • отсутствие эмоций;
  • медлительность;
  • устойчивые установки и стремления.
Высокий уровень ответственности и выдержка в любых ситуациях.Сухость в общении, безразличие к другим людям.Лимфа (флегма)
Меланхолик
  • Слабая воля;
  • постоянные переживания;
  • замкнутость в себе;
  • тоскливость;
  • грусть.
Глубокие переживания, эмоции.Застенчивость, склонность к депрессиям.Черная желчь (мелэна холе)

Карл Густав Юнг также считал правильным разделение человечества на психотипы, исходя из врожденного темперамента.

В своей теории он пошел дальше Гиппократа, его классификация основана на разделении на 2 основных типа по направленности восприятия:

  • Интроверты – внимание направлено внутрь себя, оценка события и действий происходит, исходя из личного восприятия.
  • Экстраверты – направленность на социум, больше сосредоточены на окружающей реальности, чем на внутренних переживаниях.



Дополнение классификации Юнг основал на 4-х чувствах:

  • мышление;
  • интуиция;
  • эмоции;
  • ощущения.

В результате классификация типов по Юнгу выглядит следующим образом:

Тип личностиОсновные положительные качестваНедостатки
Мыслящий экстравертРассудительности в принятии решений, объективная оценка реальности.Отсутствие эмоций, игнорирование моральных законов.
Интуитивный экстравертАктивность, способность увлечь за собой.Типаж авантюристов, которые быстро загораются идеями и также быстро остывают.
Эмоциональный экстравертСпособность к правильной эмоциональной оценке партнеров и ситуаций, любовь к искусству.Эмоциональность холодная, без внешнего проявления чувств.
Чувствительный экстравертРадующиеся жизни эстеты.Чрезмерная тяга к наслаждениям и удовольствию любой ценой.
Мыслящий интровертВысокая интеллектуальная общительность, направленная на углубление знаний.Трудности в общении с окружающими людьми, плохие учителя и советчики.
Интуитивный интровертСпособность к фантазированию, искусству. Тип художников, мистиков.Творчество не всегда понятно окружающим.
Эмоциональный экстравертПовышенная чувствительность к нуждам других.Эмоции скрыты, склонность к меланхолии.
Чувствительный интровертАкцент на сенсорное восприятие.Трудности в общении, если объект не вызывает сильных ощущений.

Классификация в зависимости от характера

В отличие от темперамента, который считается врожденной особенностью личности, характер – понятие более широкого смысла. Характер человека формируется на основе врожденного темперамента под воздействием особенностей окружающей социальной среды на протяжении всей жизни.

Типология личности в психологии, основанная на особенностях характера, определяет типы людей по совокупности постоянных способов поведения и естественной реакции на определенные события.

Классификация характеров по Карлу Леонгарду выделяет такие типы индивидуальности:

  • Демонстративный.
  • Педантичный.
  • Застревающий.
  • Возбудимый.

Распространенная в широких кругах теория определения типов характеров Кречмера предлагает разделение на 3 вида телосложения, которым соответствует 3 типа характеров:

  • Астеник – худощавый человек с длинными конечностями, узкой грудной клеткой, животом без жира. Такому типажу соответствует характер шизотим. В поведении этих людей преобладает серьезность, холодность. Общение с окружающими поверхностное, без глубокого внутреннего содержания. Шихотимы – люди со стальной энергией, устойчивые и непоколебимые.
  • Пикник – человек среднего роста, с плотной фигурой, широкой грудной клеткой и массивным животом. Характер – циклотим, определяется повышенной возбудимостью, общительностью, высокой степенью приспособляемости к окружающему миру.
  • Атлетик – человек статного, пропорционального телосложения. Характер – иксотим. Такие люди спокойны, сдержаны, склонны к адекватной оценке событий. Порой тяжело переносят перемены.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]