Человек — самое уникальное и противоречивое творение природы и истории. Только люди способны задумываться о смысле жизни и осознавать конечность собственного существования. Проблемы смерти и бессмертия в философии занимают центральное место. Во все времена этот вопрос интересовал пророков, религиозных деятелей, великих мыслителей, педагогов и врачей.
Смысл жизни в различных философско-мировоззренческих подходах
Проблема смысла жизни появилась с того самого момента, как человек осознал себя, понял свое субъективное существование. Уже в период античности философы пытались найти ответ о смысле человеческой жизни. С точки зрения Сократа смысл жизни связан с переживанием счастья, которое возможно, если человек ведет добродетельную жизнь, уважительно относится к законам своего государства, поступает согласно нравственным заповедям. Аристотель считал, что смысл заключается в достижении человеческой добродетельности и ответственной гражданской позиции. Эпикур, напротив, связывал смысл жизни с личным покоем, блаженством, собственным счастьем. В соответствии со своей философией, смысл жизни для Диогена находился в внутренней свободе и призрении к материальному богатству.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Проблема смысла жизни 400 руб.
- Реферат Проблема смысла жизни 230 руб.
- Контрольная работа Проблема смысла жизни 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В период средневековья, когда всецело властвует религия, смещаются акценты в рассмотрении смысла жизни. Вместо дуализма приходит монистический принцип, согласно которому есть только одно абсолютное начало – Бог. Он недоступен для понимания, н открывает себя только в священных текстах. Приблизиться к нему можно только путем веры. Человеку свойственна же двойственность. С одной стороны, он греховен, низкая часть его души всегда побуждает человека следовать своим страстям. С другой стороны, он создан по подобию бога. Так появляется идея о «внутреннем» человеке, который обращен к богу, но он сам скрыт от самосознания человека.
С изменением философских концепций меняется и подход к смыслу жизни. Шопенгауэр считал жизнь человека проявлением некой мировой воли. Человеку только кажется, что он поступает в соответствии с им самим принятым решением, в то время как им руководит чужая воля. Эта мировая воля абсолютно безразлична к людям, она бессознательна, поэтому человек брошен на ее произвол и вынужден терпеть многочисленные невзгоды. Жизнь в таком понимании – это ад, в котором глупец гонится за наслаждением и приходит к разочарованию, мудрец же, осознавая неизбежность бед, обуздывает свои желания.
Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Много внимания смыслу жизни уделили экзистенциалисты. С точки зрения многих представителей этого течения, жизнь человека представляет собой абсурд, которые не имеет никаких внешних целей, ориентиров, а потому в ней нет и смысла. Создать смысл жизни может лишь сам человек, формируя для себя свои собственные ценности, наполняя красками равнодушную реальность. Хайдеггер писал о «вброшенности» человека в существование. Сартр указывал, что «существование приходит до сущности», т.е. человек сначала существует, потом начинает «чувствовать себя в этом мире», а затем определяет себя. Бога нет, как и нет никакой предопределенности человеческой природы. «Жизнь до того, как мы ее проживем, — ничто, но это от нас зависит придать ей смысл».
Жан-Поль Сартр
Представитель атеистического экзистенциализма – Жан-Поль Сартр рассматривал человеческое бытие как осмысленную, свободную деятельность. Однако, в сфере трудового экономического участия, человек не принадлежит себе, он ведет не подлинное существование. Сама же жизнь, по мнению Сартра, — последовательная цепь самоотрицаний, в которых реализуется свобода, и именно она — единственная основа ценности и не ценности поступков человечества. Свобода же возлагает на общество безусловную ответственность, вследствие которой выражается в критическом отношении к миру и людям.
Жан-Поль Сартр. Автор Моше Мильнер.
Философия смысла жизни
Определение 1
Смысл жизни – одна из ключевых проблем, в которую входит определение своего места в мире и природе, определение жизненных целей и своего предназначения, решение вопросов, связанных как с биологической, так и социальной природой человека.
Часто вопрос о смысле жизни поднимается на волне оценки прожитых лет, когда требуется произвести субъективную оценку прошедшей жизни и соотнести ее с теми целями, которые стояли в самом начале. Однако и молодые люди в начале своего пути также часто задаются этим вопросом, хотя их вектор и направлен вперед.
Смысл жизни – это вечный вопрос. Осознание конечности бытия и смерти заставляет человека анализировать свой жизненный путь, желая выделить в нем красную нить смысла, что все было не зря. За время существования человечества высказывались самые разные идеи о смысле человеческой жизни:
- смысл жизни отсутствует;
- смысл человеческой жизни лежит за гранью его понимания, не доступен ему;
- абсолютного смысла нет, есть только здесь, реальное и земное, к нему и надо стремиться;
- смысл жизни в личном правильном счастье: построить дом, вырастить детей и т.д.;
- смысл жизни как приготовление к правильному посмертному существованию души.
Религиозные концепции уверяют, что смысл человеческой жизни не доступен для познания, лежит за пределами повседневности. В то время как светские философы настаивают, что жить здесь и сейчас – вот она та единственная реальность, которая есть. Однако справедливо лишь то, что смысл жизни не дается как готовый ответ, он индивидуален, чужой опыт не имеет в данном вопросе никакого значения.
Замечание 1
Смысл жизни невозможно обрести, его можно лишь найти, выделить из окружающей реальности. В этом поможет умение правильно расставлять приоритеты, ставить цели истинные, а не ложные, выбирать тот жизненный путь, который ведет к развитию личности, а не к ее деградации.
Рене Декарт
Рене Декарт – французский философ и социолог считал, что главное в жизни – это принцип умеренности, согласно которому не стоит бросаться в крайности, принимать поспешные решения, необходимо все разумно обдумать и найти правильный путь. Согласно его философии, старое легко разрушить, но, прежде чем это сделать, нужно подумать о последствиях. Естествоиспытатель уважал традиции и обычаи различных народов, это говорит о его высоких моральных качествах. Жизненное правило Декарта гласило о стремлении изменить, прежде всего, себя, а не окружающий мир. Ведь человек – высший разум, и только он может контролировать свои мысли и властвовать над ними.
Рене Декарт. Автор Франц Халс
Смысл жизни и современное общество
Общество современного типа нацелено на накопление материального богатства, именно его количество связывается с человеческим счастьем, полнотой бытия. В обществе потребления материальные вещи носят статусно-престижный характер. В то же время нарастает «экзистенциальный вакуум», когда несмотря на количество материальных благ, человек не может выделить свой смысл жизни, ощущает пустоту в душе. Общество потребления контролирует каждый шаг, каждый выбор человека, заставляя его поступать так, как велит мода, реклама, кумиры и т.д. Общество находится в том числе под прямым эффектом манипулирования, что ведет к формированию у человека примитивных потребностей, стандартизации мнений и вкусов, проведения досуга, организации жизни в целом. Это делает жизнь человека безликой, стандартизированной, ведя к ее обесцениванию.
Современное общество формирует новый взгляд на человека как на гиперактивного и успешного, выживающего в условиях дикой конкуренции, с приклеенной улыбкой к лицу. Он обладает престижными вещами (дорогой одеждой, техникой и т.д.), которые ему надо постоянно обновлять для поддержания своего статуса. При этом давно подмечено – при таком отношении вырабатывается безразличие к тому, что окружает человека, к тем самым вещам. Человеку все меньше хватает времени, он постоянно мчится, стараясь все успеть.
Сосредоточившись на материальных вещах, на удовлетворении низших потребностей, человек в рамках современного «общества изобилия» утрачивает смысл жизни. Это ведет к тому, что нарастает чувство абсурдности происходящего, увеличивается количество переживаемых депрессий, как в целом увеличивается количество психических заболеваний. Потеря смысла жизни ведет к равнодушию человека как к другим людям, так и к обществу в целом. Исчезает сопричастность с другими. Как указывал психолог Э. Фромм, человек в современном обществе нацелен на установку «иметь», вместо того, чтобы «быть».
Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Сократ
Афинский философ Сократ свое предназначение видел в том, чтобы подвигнуть людей к поиску истины. Смысл жизни он видел именно в очищении, лечении и развитии своей души, ведь накопленные богатства не заменят добродетельных поступков. Даже перед лицом смерти древнегреческий мыслитель не отрекся от своих взглядов и придерживался их до самого конца.
Жак-Луи Давид. «Смерть Сократа»
Что говорит по этому поводу гедонизм?
Основатели этого учения – древнегреческие философы – Эпикур и Аристипп. Последний утверждал, что как телесное, так и духовное удовольствие – благо для индивидуума, которое должно положительно оцениваться, соответственно, неудовольствие – плохо. И тем желательнее будет удовольствие, чем оно сильнее. Учение Эпикура по данному вопросу стало нарицательным. Он говорил, что все живое тянется к удовольствию, к этому же стремится и любой человек. Однако он получает не только чувственное, телесное наслаждение, но и духовное.
Толкование с точки зрения религии
Каждая историческая эпоха ставит перед обществом задачи и проблемы, решение которых самым что ни на есть непосредственным образом влияет на то, как личность понимает свое предназначение. Так как меняются условия жизни, культурные, социальные запросы, естественно, что меняются и взгляды человека на все вопросы. Однако людей никогда не покидало желание найти тот единственный, так сказать, универсальный смысл жизни, который подходил бы для любого слоя общества, для каждого отрезка времени. Это же самое желание отражается и во всех религиях, среди которых особо стоит отметить христианство. Проблема смысла жизни человека рассматривается христианством неотделимо от учения о творении мира, о Боге, о грехопадении, о жертве Иисуса, о спасении души. То есть все эти вопросы видятся на одной плоскости, соответственно, сущность бытия представляется вне самой жизни.
Суждение третье
А звучит оно так: есть смысл в нашем существовании, его даже можно познать, но лишь после того, как познаете того, кто это бытие создал. Здесь уже будет актуален вопрос не о том, какой смысл жизни человека, а о том, зачем он его ищет. Значит, потерял. Логика проста. Совершив грех, личность потеряла Бога. И не надо здесь самому придумывать смысл, следует лишь снова познать Творца. Даже философ и убежденный атеист Рассел Бертран сказал о том, что если изначально исключать существование Бога, то нечего вообще искать смысл, его не будет. Смелое решение для атеиста.
Будда
Основатель религиозно-философского учения, Будда, большое количество времени уделял размышлениям по поводу цели и смысла жизни. Для систем Индии характерна вера в карму, сансару и мокшу. Плохие и хорошие поступки, совершаемые людьми в течение всей жизни, имеющие либо положительные, либо отрицательные последствия и влияющие на перерождение и есть карма. Сансара же – это бесконечная последовательность рождения и смерти. Желания человека всегда неисчерпаемы, к данной неудовлетворенности следует прибавить страдания и боль, переживаемые на всем жизненном пути. Мокша – освобождение от сансары, возможность вырваться из ее круга. Отсюда цель и смысл жизни, а именно осознание состояния неудовлетворенности и начало избавления от всех желаний.
Будда
Концепция Артура Шопенгауэра
19 век стал временем всплеска размышлений о целях человеческого существования. Иррациональная концепция Артура Шопенгауэра предлагает новый подход к решению этой проблемы. Философ считает, что смысл жизни человека – это всего лишь иллюзия, при помощи которой люди спасаются от страшной мысли о бесцельности их существования. По его мнению, мир руководим абсолютной волей, которой безразлична судьба отдельных людей. Человек действует под давлением обстоятельств и чужой воли, поэтому его существование – это настоящий ад, цепочка беспрерывных страданий, заменяемых друг другом. И в поисках смысла в этой бесконечной череде страданий люди придумывают религию, философию, смысл жизни, чтобы оправдать свое существование и сделать его хоть относительно выносимым.