Содержание
- 1 Единицы измерения расстояния
- 2 Метрическая система
- 3 Британская/американская система
- 4 Старорусская система
- 5 Японская система
- 6 Древнегреческая система
- 7 Типографическая система
- 8 Флотская система
- 9 Единицы, применяемые в астрономии
- 10 Единицы, применяемые в физике
- 11 Единицы, применяемые в технике
- 12 Ссылки
- 13 Примечания
Единицы измерения расстояния
Метрическая система
Единицей измерения расстояния и одной из основных единиц в Международной системе единиц (СИ) является метр. Метр также является единицей измерения расстояния и относится к числу основных единиц в метрических системах МКС, МКСА, МКСК, МКСГ, МСК, МКСЛ, МСС, МКГСС и МТС[1].
В системе СГС единицей измерения расстояния служит сантиметр.
На практике применяются также кратные и дольные единицы метра, образуемые с помощью стандартных приставок СИ:
Кратные | Дольные | ||||||
величина | название | обозначение | величина | название | обозначение | ||
101 м | декаметр | дам | dam | 10−1 м | дециметр | дм | dm |
102 м | гектометр | гм | hm | 10−2 м | сантиметр | см | cm |
103 м | километр | км | km | 10−3 м | миллиметр | мм | mm |
106 м | мегаметр | Мм | Mm | 10−6 м | микрометр | мкм | µm |
109 м | гигаметр | Гм | Gm | 10−9 м | нанометр | нм | nm |
1012 м | тераметр | Тм | Tm | 10−12 м | пикометр | пм | pm |
1015 м | петаметр | Пм | Pm | 10−15 м | фемтометр | фм | fm |
1018 м | эксаметр | Эм | Em | 10−18 м | аттометр | ам | am |
1021 м | зеттаметр | Зм | Zm | 10−21 м | зептометр | зм | zm |
1024 м | иоттаметр | Им | Ym | 10−24 м | иоктометр | им | ym |
применять не рекомендуется не применяются или редко применяются на практике |
Британская/американская система
- Лига (лье) = 4,828032 км
- Миля = 1,609344 км
- Фурлонг = 201,16 м
- Чейн = 20,1168 м
- Род = 5,0292 м
- Ярд = 91,44 см
- Инспекционный фут = 1,000002 фута = 30,48006096 см
- Фут = 30,48 см
- Линк = 20,1168 см
- Хэнд = 10,16 см
- Дюйм = 2,54 см
- Линия большая = 0,254 см
- Линия малая = 0,2116 см
- Мил = 0,0254 мм
Старорусская система
- 1 пядь = 17,78 см
- 2 пяди = 1 стопа (35,56 см)
- 3 пяди = 1 локоть (53,34 см)
- 4 пяди = 1 аршин (71,12 см)
- 5 пядей = 1 шаг (88,9 см)
- 6 пядей = 1 мера или полсаженя (106,68 см)
- 7 пядей = 1 лоб (124,46см) (7 пядей во лбу)
- 8 пядей = 1 столбец (142,24 см)
- 9 пядей = 1 посох (160,02 см)
- 10 пядей = 1 витой посох (177,8 см)
- 12 пядей = 1 сажень (213,36 см) (катет)
- 16 пядей = 1 круг (284,48 см)
- 17 пядей = 1 косая сажень (302,26 см) (гипотенуза)
- 1/2 пяди = 1 пясть (8,89 см)
- 1/4 пяди = 1 вершок (4,445 см)
- 1/16 пяди = 1 нокоть (1,11125 см)
- 1/256 пяди (1/16 ноктя) = 1 линия (0,069453 см)
- 1/4096 пяди (1/16 линии) = 1 волос (0,00434 см)
- 1/65536 пяди (1/16 волоса) = 1 волосок (0,00027 см)
- 1 верста = 6000 пядей (1066,8 метров)
- 1 столбовая верста = 1517,41632 метра
- 1 мерная верста = 1000 саженей (2133,6 метра)
- 1 миля = 7 вёрст (7,4676 км)
- Великая сажень ≈ 244,0 см
- Городовая сажень ≈ 284,8 см
- Греческая сажень ≈ 230,4 см позже приравняли аттический стадий = 6 английских футов 1 дюйм = 185,42 см
- Казённая (мерная, трёхаршинная) сажень. В XVI веке сажень была приравнена к 3 аршинам и стала называться казённой, или трёхаршинной (213,36 см)
- Кладочная сажень ≈ 159,7 см
- Косая сажень — расстояние от пальцев ноги до конца пальцев руки, вытянутой над головой по диагонали ≈ 248 см
- Малая сажень — расстояние от поднятой на уровень плеча руки до пола ≈ 142,4 см
- Маховая сажень — расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых (размахнутых) рук. В таких маховых саженях, которые легко отсчитывать, выражена, например, высота колокольни Ивана Великого в Кремле. Эта наиболее древняя мера начиная с XVI века перешла в разряд неофициальных, бытовых. = 2,5 аршина = 152—177,8 см
- Морская сажень = 6 английским футам = 182,88 см
- Народная сажень ≈ 176,0 см
- Простая сажень ≈ 150,8 см
- Сажень без чети — наибольшее расстояние между подошвой левой ноги и концом большого пальца поднятой вверх правой руки ≈ 197,2 см
- Трубная сажень — мерили только длину труб на соляных промыслах ≈ 187 см
- Царская сажень ≈ 197,4 см
- Церковная сажень ≈ 186,4 см
- Четырёхаршинная сажень = 4 аршина = 284,48 см
: неверное или отсутствующее изображение | В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 16 сентября 2012 года . |
К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)
Японская система
- Мо = 0.003030303 см
- Рин = 0.03030303 см
- Бу = 0.3030303 см
- Сун = 3.030303 см
- Сяку = 30.30303 см
- Кэн = 181.8182 см
- Хиро = 181.8182 см
- Дзё = 303.0303 см
- Тё = 10909.09 см
- Ри = 392727.3 см
Древнегреческая система
- Палайста = 7 см
- Плетр = 31 м
- Миля = 1,388 км
- Стадий = 185,136 м
- Плетр = 30,856 м
- Амма = 18,514 м
- Акена (декапод) = 3,086 м
- Оргия (гексапод) = 1,851 м
- Бема (шаг) = 77,14 см
- Пехис (локоть) греческий = 61,712 см
- Пехис (локоть) короткий = 46,284 см
- Пус (фут) = 30,856 см
- Спитам = 23,142 см
- Дихас = 15,428 см
- Палестра (ладонь) = 7,714 см
- Кондиль = 3,857 см
- Дактиль (палец) = 1,928 см
- Стадий олимпийский = 192,27 м
- Стадий аттический = 184,98 м
- Стадий птолемеевский = 185 м
Типографическая система
- твип = 1/20 пункта
- пункт = 0,352777… мм (пункт Adobe) или 0,3759 мм (пункт Дидо) или 0,3515 мм (пункт Хоукса) или 0,375 мм (метрический пункт) или 0,3473 мм (пункт Фурнье)
- цицеро = 12 пунктам (= 4,2333… мм в системе Adobe)
- нонпарель = 5,708 пунктов
Флотская система
- Морская миля = 1852,000 м (международная) или 1853,184 м (британская)
- Кабельтов = 185,2000 м (международный) или 182,88 м = 100 морским саженям
- Морская сажень, фатом = 1,8288 м = 6 футам
Единицы, применяемые в астрономии
- радиус Луны (R
☾) = 1737,10 км; - радиус Земли (R
⊕) = 6371,0 км; - радиус Юпитера (R
♃ или
R
J) = 69 911 км; - световая секунда = 299 792 458 м ;
- радиус Солнца (R
☉) = 6,9551·105 км; - световой месяц = 783934206048416.66… м
- световая минута = 17 987 547 480 м ;
- астрономическая единица = 149 597 870,700 км [2];
- спат (единица длины) (англ.
) = 1·1012 м; - световой час = 1 079 252 848 800 м ;
- световые сутки = 25 902 068 371 200 м ;
- световая неделя = 181 314 478 598 400 м ;
- световой год = 9 460 730 472 581 000 м ;
- парсек = (648 000/π) а.е. (точно) ≈ 206264,806247 а.е. = 3,08567758491·1016 м;
- сириометр = 106 а.е. = 149 597 870 700 000 000 м[3];
Единицы, набранные малым шрифтом, практически не используются или устарели.
Единицы, применяемые в физике
- планковская длина ≈ 1,616199(97)·10−35[4][5][6];
- ферми = 1 фм = 1·10−15 м;
- классический радиус электрона = 2,8179402894(58)·10−15 м;
- икс-единица = 1,00207·10−13 м;
- комптоновская длина волны электрона = 2,4263102175(33)·10−12 м;
- боровский радиус = 5,2917720859(36)·10−11 м;
- ангстрем = 1·10−10 м;
Единицы, применяемые в технике
- юнит = 44,45 мм = 1,75 дюйма;
Как найти время, зная скорость и расстояние?
Для того, чтобы найти время, понадобившееся для прохождения пути, нужно знать расстояние и скорость. Если расстояние разделить на скорость — вы узнаете время. Пример такой задачи:
Задача про Зайца.
Заяц убегал от Волка со скоростью 1 километр за минуту. Он пробежал до своей норы 3 километра. За какое время Заяц добежал до норы?
Как легко решать задачи на движение, где нужно найти расстояние, время или скорость?
- Внимательно прочитайте задачу и определите, что известно из условия задачи.
- Напишите на черновике эти данные.
- Также напишите, что неизвестно и что нужно найти
- Воспользуйтесь формулой для задач про расстояние, время и скорость
- Введите в формулу известные данные и решите задачу
Решение для задачи про Зайца и Волка.
- Из условия задачи определяем, что нам известно скорость и расстояние.
- Также из условия задачи определяем, что нам нужно найти время, которое нужно было зайцу, чтобы добежать до норы.
Пишем в черновик эти данные например так:
Время — неизвестно
Теперь запишем то же самое математическими знаками:
S — 3 километра
V — 1 км/мин
t — ?
Вспоминаем и записываем в тетрадь формулу для нахождения времени:
t = S: v
t = 3: 1 = 3 минуты
Ссылки
- [stopudov.info/menu/category/3/ Stopudov.info: единицы длины метрические, национальных систем, древних государств];
- [www.academia.edu/10191019/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%BC%D0%B5%D1%80_%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B._%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 Белобров В. А.
Традиционная русская система мер длины. Краткое описание.] - [www.academia.edu/2163842/_Russian_fathoms_system_myths_and_mysteries_ Белобров В. А.
Система русских саженей: мифы и загадки.] - [www.academia.edu/2370017/_Who_are_you_the_Russian_arshin_ Белобров В. А.
Кто ты, русский аршин?] - [www.academia.edu/8727064/Из_чего_сверстаны_версты Белобров В. А.
Из чего сверстаны версты?]. - [www.academia.edu/9917916/О_протяженности_древнерусских_дорог_About_the_length_of_ancient_russian_roads_Forschung_der_Länge_der_alten_russischen_Wegen_ Белобров В. А.
О протяженности древнерусских дорог]. - [www.academia.edu/9503521/%D0%A0%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0_I_%D0%B2_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B8_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B_%D0%BC%D0%B5%D1%80_%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B_The_role_of_Peter_the_Great_in_the_development_of_Russian_units_of_measurement_Die_Rolle_von_Peter_der_Gro%C3%9Fe_zur_Entwicklung_der_russischen_System_der_L%C3%A4ngenma%C3%9Fe_ Белобров В. А.
Роль Петра I в развитии русской системы мер длины]
Примечания
- Деньгуб В. М., Смирнов В. Г.
Единицы величин. Словарь-справочник. — М.: Издательство стандартов, 1990. — С. 77—82. — 240 с. — ISBN 5-7050-0118-5. - Согласно новому определению астрономической единицы, принятому МАС в сентябре 2012 г.
- [www.wolframalpha.com/input/?i=siriometer WolframAlpha]. [www.webcitation.org/6FlKb1kW0 Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013].
- В скобках указано стандартное отклонение. Таким образом, значение планковской длины можно представить в следующих формах: \ell_P ≈ 1,616199(97) · 10−35 м = = (1,616199 ± 0,000097) · 10−35 м = = [1,616102 ÷ 1,616296] · 10−35 м
- NIST, «[physics.nist.gov/cgi-bin/cuu/Value?plkl Planck length]» (англ.), [physics.nist.gov/cuu/Constants/index.html NIST’s published] CODATA constants
- [physics.nist.gov/cuu/Constants/Table/allascii.txt Fundamental Physical Constants — Complete Listing]
Отрывок, характеризующий Единицы измерения расстояния
Доктор сошел с лестницы и подошел к ней. – Ему получше нынче, – сказал доктор. – Я вас искал. Можно кое что понять из того, что он говорит, голова посвежее. Пойдемте. Он зовет вас… Сердце княжны Марьи так сильно забилось при этом известии, что она, побледнев, прислонилась к двери, чтобы не упасть. Увидать его, говорить с ним, подпасть под его взгляд теперь, когда вся душа княжны Марьи была переполнена этих страшных преступных искушений, – было мучительно радостно и ужасно. – Пойдемте, – сказал доктор. Княжна Марья вошла к отцу и подошла к кровати. Он лежал высоко на спине, с своими маленькими, костлявыми, покрытыми лиловыми узловатыми жилками ручками на одеяле, с уставленным прямо левым глазом и с скосившимся правым глазом, с неподвижными бровями и губами. Он весь был такой худенький, маленький и жалкий. Лицо его, казалось, ссохлось или растаяло, измельчало чертами. Княжна Марья подошла и поцеловала его руку. Левая рука сжала ее руку так, что видно было, что он уже давно ждал ее. Он задергал ее руку, и брови и губы его сердито зашевелились. Она испуганно глядела на него, стараясь угадать, чего он хотел от нее. Когда она, переменя положение, подвинулась, так что левый глаз видел ее лицо, он успокоился, на несколько секунд не спуская с нее глаза. Потом губы и язык его зашевелились, послышались звуки, и он стал говорить, робко и умоляюще глядя на нее, видимо, боясь, что она не поймет его. Княжна Марья, напрягая все силы внимания, смотрела на него. Комический труд, с которым он ворочал языком, заставлял княжну Марью опускать глаза и с трудом подавлять поднимавшиеся в ее горле рыдания. Он сказал что то, по нескольку раз повторяя свои слова. Княжна Марья не могла понять их; но она старалась угадать то, что он говорил, и повторяла вопросительно сказанные им слона. – Гага – бои… бои… – повторил он несколько раз. Никак нельзя было понять этих слов. Доктор думал, что он угадал, и, повторяя его слова, спросил: княжна боится? Он отрицательно покачал головой и опять повторил то же… – Душа, душа болит, – разгадала и сказала княжна Марья. Он утвердительно замычал, взял ее руку и стал прижимать ее к различным местам своей груди, как будто отыскивая настоящее для нее место. – Все мысли! об тебе… мысли, – потом выговорил он гораздо лучше и понятнее, чем прежде, теперь, когда он был уверен, что его понимают. Княжна Марья прижалась головой к его руке, стараясь скрыть свои рыдания и слезы. Он рукой двигал по ее волосам. – Я тебя звал всю ночь… – выговорил он. – Ежели бы я знала… – сквозь слезы сказала она. – Я боялась войти. Он пожал ее руку. – Не спала ты? – Нет, я не спала, – сказала княжна Марья, отрицательно покачав головой. Невольно подчиняясь отцу, она теперь так же, как он говорил, старалась говорить больше знаками и как будто тоже с трудом ворочая язык. – Душенька… – или – дружок… – Княжна Марья не могла разобрать; но, наверное, по выражению его взгляда, сказано было нежное, ласкающее слово, которого он никогда не говорил. – Зачем не пришла? «А я желала, желала его смерти! – думала княжна Марья. Он помолчал. – Спасибо тебе… дочь, дружок… за все, за все… прости… спасибо… прости… спасибо!.. – И слезы текли из его глаз. – Позовите Андрюшу, – вдруг сказал он, и что то детски робкое и недоверчивое выразилось в его лице при этом спросе. Он как будто сам знал, что спрос его не имеет смысла. Так, по крайней мере, показалось княжне Марье. – Я от него получила письмо, – отвечала княжна Марья. Он с удивлением и робостью смотрел на нее. – Где же он? – Он в армии, mon pere, в Смоленске. Он долго молчал, закрыв глаза; потом утвердительно, как бы в ответ на свои сомнения и в подтверждение того, что он теперь все понял и вспомнил, кивнул головой и открыл глаза. – Да, – сказал он явственно и тихо. – Погибла Россия! Погубили! – И он опять зарыдал, и слезы потекли у него из глаз. Княжна Марья не могла более удерживаться и плакала тоже, глядя на его лицо. Он опять закрыл глаза. Рыдания его прекратились. Он сделал знак рукой к глазам; и Тихон, поняв его, отер ему слезы. Потом он открыл глаза и сказал что то, чего долго никто не мог понять и, наконец, понял и передал один Тихон. Княжна Марья отыскивала смысл его слов в том настроении, в котором он говорил за минуту перед этим. То она думала, что он говорит о России, то о князе Андрее, то о ней, о внуке, то о своей смерти. И от этого она не могла угадать его слов. – Надень твое белое платье, я люблю его, – говорил он. Поняв эти слова, княжна Марья зарыдала еще громче, и доктор, взяв ее под руку, вывел ее из комнаты на террасу, уговаривая ее успокоиться и заняться приготовлениями к отъезду. После того как княжна Марья вышла от князя, он опять заговорил о сыне, о войне, о государе, задергал сердито бровями, стал возвышать хриплый голос, и с ним сделался второй и последний удар. Княжна Марья остановилась на террасе. День разгулялся, было солнечно и жарко. Она не могла ничего понимать, ни о чем думать и ничего чувствовать, кроме своей страстной любви к отцу, любви, которой, ей казалось, она не знала до этой минуты. Она выбежала в сад и, рыдая, побежала вниз к пруду по молодым, засаженным князем Андреем, липовым дорожкам. – Да… я… я… я. Я желала его смерти. Да, я желала, чтобы скорее кончилось… Я хотела успокоиться… А что ж будет со мной? На что мне спокойствие, когда его не будет, – бормотала вслух княжна Марья, быстрыми шагами ходя по саду и руками давя грудь, из которой судорожно вырывались рыдания. Обойдя по саду круг, который привел ее опять к дому, она увидала идущих к ней навстречу m lle Bourienne (которая оставалась в Богучарове и не хотела оттуда уехать) и незнакомого мужчину. Это был предводитель уезда, сам приехавший к княжне с тем, чтобы представить ей всю необходимость скорого отъезда. Княжна Марья слушала и не понимала его; она ввела его в дом, предложила ему завтракать и села с ним. Потом, извинившись перед предводителем, она подошла к двери старого князя. Доктор с встревоженным лицом вышел к ней и сказал, что нельзя. – Идите, княжна, идите, идите! Княжна Марья пошла опять в сад и под горой у пруда, в том месте, где никто не мог видеть, села на траву. Она не знала, как долго она пробыла там. Чьи то бегущие женские шаги по дорожке заставили ее очнуться. Она поднялась и увидала, что Дуняша, ее горничная, очевидно, бежавшая за нею, вдруг, как бы испугавшись вида своей барышни, остановилась. – Пожалуйте, княжна… князь… – сказала Дуняша сорвавшимся голосом. – Сейчас, иду, иду, – поспешно заговорила княжна, не давая времени Дуняше договорить ей то, что она имела сказать, и, стараясь не видеть Дуняши, побежала к дому. – Княжна, воля божья совершается, вы должны быть на все готовы, – сказал предводитель, встречая ее у входной двери. – Оставьте меня. Это неправда! – злобно крикнула она на него. Доктор хотел остановить ее. Она оттолкнула его и подбежала к двери. «И к чему эти люди с испуганными лицами останавливают меня? Мне никого не нужно! И что они тут делают? – Она отворила дверь, и яркий дневной свет в этой прежде полутемной комнате ужаснул ее. В комнате были женщины и няня. Они все отстранились от кровати, давая ей дорогу. Он лежал все так же на кровати; но строгий вид его спокойного лица остановил княжну Марью на пороге комнаты.
Примеры решения задач на скорость, время, расстояние за 4 класс
Если в одной задаче есть несколько объектов движения, нужно научить ребенка рассматривать движение этих объектов отдельно и только потом вместе. Пример такой задачи:
Двое друзей Вадик и Тема решили прогуляться и вышли из своих домов навстречу друг другу. Вадик ехал на велосипеде, а Тема шел пешком. Вадик ехал со скоростью 10 км/час, а Тема шел со скоростью 5 км в час. Через час они встретились. Какое расстояние между домами Вадика и Темы?
Эту задачу можно решить используя формулу зависимости расстояния от скорости и времени.
S = v ⋅ t
Расстояние, которое проехал Вадик на велосипеде будет равно его скорости умноженной на время в пути.
S = 10 ⋅ 1 = 10 километров
Расстояние, которое прошел Тема считают аналогично:
S = v ⋅ t
Подставляем в формулу цифровые значения его скорости и времени
S = 5 ⋅ 1 = 5 километров
Расстояние, которое проехал Вадик нужно прибавить к расстоянию, которое прошел Тема.
10 + 5 = 15 километров
Как научиться решать сложные задачи, для решения которых требуется логически мыслить?
Развивать логическое мышление ребенка, нужно решая с ним простые, а затем и сложные логические задачи. Эти задачи могут состоять из нескольких этапов. Перейти с одного этапа на другой можно только в том случае, если решен предыдущий. Пример такой задачи:
Антон ехал на велосипеде со скоростью 12 км/час, а Лиза ехала на самокате со скоростью в 2 раза меньше, чем у Антона, а Денис шел пешком со скоростью в 2 раза меньше, чем у Лизы. Какова скорость Дениса?
Чтобы решить эту задачу нужно сначала узнать скорость Лизы и только после этого скорость Дениса.
Кто едет быстрее? Задача про друзей
Иногда в учебниках для 4 класса попадаются непростые задачи. Пример такой задачи:
Два велосипедиста выехали из разных городов навстречу друг другу. Один из них спешил и мчался со скоростью 12 км/час, а второй ехал не спеша со скоростью 8 км/час. Расстояние между городами из которых выехали велосипедисты 60 км. Какое расстояние проедет каждый велосипедист, перед тем как они встретятся? (решение под фото)
Задача про велосипедистов
Решение:
- 12+8 = 20 (км/час) — это общая скорость двух велосипедистов, или скорость с которой они приближались друг к другу
- 60 : 20 = 3 (часа) — это время через которое велосипедисты встретились
- 3 ⋅ 8 = 24 (км) — это расстояние, которое проехал первый велосипедист
- 12 ⋅ 3 = 36 (км) — это расстояние, которое проехал второй велосипедист
- Проверка: 36+24=60 (км) — это расстояние, которое проехали два велосипедиста.
- Ответ: 24 км, 36 км.
Предлагайте детям в форме игры решать такие задачи. Возможно, они сами захотят составить свою задачу про друзей, животных или птиц.