5 советов, как научиться доводить любое начатое дело до конца

Как доводить начатое до конца

«Сделал дело – гуляй смело», — многим их нас повторяли родители эти слова с самого детства. Тем не менее, наша копилка незавершенных дел постоянно пополняется новыми. Впрочем, вряд ли на свете существует человек, даже самый разумный, который не имеет «хвостов» из запланированных, но не осуществленных дел, «висящих над душой».

Мы обещаем себе вовремя сдать отчет, выучить новый язык, заняться бегом, наконец-то дочитать книги, специально сложенные на видном месте, чтобы о них не забыть. И это далеко не полный перечень дел, которые мы начали, но не закончили, или к которым даже еще не приступали. И подобный список наверняка имеется у каждого.

В надежде наконец-то избавиться от такого груза с помощью высших сил некоторые пишут новогодние записки с перечислением своих задач на следующий год и кладут их под елку либо сжигают. Но твердые обещания начать «с нового года», «с первого числа», «с завтрашнего дня» мало кому помогают. Скорее, никому.

Что же нам мешает расстаться с ворохом незаконченных дел? Должны же быть какие-то решения, которые приблизят нас к цели и сделают этот путь не таким трудным?

Конечно же, по мановению волшебной палочки, благодаря золотой рыбке или «по щучьему веленью, по моему хотенью» дела делаются лишь в сказках. Когда мы составляем перечень необходимых дел, а затем по мере готовности их вычеркиваем, мы структурируем планы и представляем их более четко. И в этом есть определенный смысл. Но дальше, как поется в песне, «все в твоих руках».

Возможно, кому-то пригодятся следующие советы.

Адекватно оценивайте свои возможности и двигайтесь к цели маленькими шагами

Когда мы берёмся за новые дела, мы чувствуем подъём и воодушевление. Мы полны сил, идей, энтузиазма, поэтому не всегда можем адекватно оценить, сколько времени потребуется на проект. Есть риск забыть о таких досадных препятствиях, как усталость, болезни, семейные и бытовые проблемы, плохое настроение и низкая работоспособность, и поставить себе совершенно нереалистичные сроки.

Например, вы учите английский и хотите поднять свои знания на один уровень. Это занимает Guided learning hours в среднем 200 часов. Поначалу, когда у вас полно энтузиазма, вам, возможно, покажется, что вы готовы учиться по 3 часа в день и сможете достичь цели за полтора‑два месяца.

В реальности так, скорее всего, не получится.

Вы расстроитесь, потеряете мотивацию, и учиться станет гораздо сложнее. И чтобы этого не произошло, разделите работу на несколько этапов и для каждого из них установите разумные сроки. Лучше взять времени с запасом и прийти к цели пораньше.

Следуйте примеру Apple

В одном из моих любимых выступлений TED Саймон Синек объясняет: мировые лидеры, умеющие вдохновлять своим примером других, поступают не так, как большинство людей и компаний. Они начинают не с того, что и как они делают, а объясняют почему они занимаются своим делом.

Начиная с «почему», вы напрямую обращаетесь к лимбической системе — той части мозга, которая контролирует поведение и принятие решений.

Прежде чем начать новый проект, постарайтесь понять — зачем вы за него беретесь. Копните поглубже, не довольствуйтесь поверхностными ответами. Чем значимее причина, тем выше вероятность того, что вы закончите начатое, а не сойдете на половине пути.

Например, успех компании Apple не в том, что их продукция намного лучше, чем у конкурентов. Просто они умеют четко донести до аудитории свою миссию, подвергая при этом сомнению существующий статус-кво и думая не так, как принято. Думаю, в этом кроется секрет того, что люди предпочитают Apple.

Следуя примеру Apple, мы учимся понимать причины, которые побуждают нас действовать, и учимся контролировать свое поведение.

Назначьте себе дедлайн и награду

Тим Урбан, автор блога о прокрастинации, в своём нашумевшем выступлении на TED предположил, что есть два типа прокрастинации. Первый включается во время рабочих проектов, у которых есть чёткий дедлайн. Мы можем долго откладывать дела, но в последний момент всё-таки берёмся за работу и доводим её до конца — хотя бы потому, что боимся потерять деньги или уважение.

Второй тип касается в основном личных проектов, у которых дедлайна нет. Получить второе высшее, поменять работу, выучить язык, похудеть — до этих и других замечательных целей у нас никак не доходят руки. Этот тип прокрастинации более коварный, потому что без дедлайна у нас не включается страх и завершить начатое (а иногда даже просто начать) может быть очень сложно.

Поэтому, если вы занимаетесь личным проектом и вас не подстёгивает обещание заработка или страх лишиться работы, обязательно установите себе крайний срок.

Согласно теории INTEGRATING THEORIES OF MOTIVATION временной мотивации психолога Пирса Стила, дедлайны — один из четырёх китов, которые помогают нам оставаться мотивированными (три других — уверенность в успехе, вознаграждение и чувствительность к дедлайну).

Дэн Ариели, профессор психологии и экономики, как‑то провёл Procrastination, deadlines and perfomance эксперимент. Он разделил студентов на группы и попросил их вычитать эссе. Первой группе на это задание дали неделю, второй — три недели, а студенты из третьей устанавливали дедлайн самостоятельно. Участники из второй группы справились с задачей хуже других и не уложились в сроки, хотя времени у них было достаточно. Зато третья группа показала хорошие результаты и сдала работы раньше назначенного времени.

Анастасия Иванова, преподавательница английского, в своей книге «Как перестать учить иностранный язык и начать на нём жить» советует обязательно устанавливать себе дедлайны и формулировать цели правильно. Например: «Через два месяца я хочу расширить свой словарный запас до 5 000 слов и для этого буду читать по две статьи в неделю, выписывать новые слова и составлять с ними предложения». Тот же принцип можно использовать и с любым другим занятием.

Наверняка вы много читали о дофамине Dopamine: not just a neurotransmitter и о том, что он заставляет нас отказываться от важных и трудных дел в пользу сиюминутных радостей. Чтобы обмануть дофаминовую систему, нужно заставить мозг поверить, что работа, учёба, спорт или творчество приносят вам не меньше радости, чем видео с котиками.

А для этого нужно назначить себе награду за каждый выполненный этап проекта. Это может быть просто галочка в ежедневнике, серия любимого сериала, шоколадка или небольшая приятная покупка. Кроме того, можно вести дневник успеха и рассказывать самому себе, какой вы молодец.

Никого не посвящаем в свои планы

Бытует мнение, что, задумав какое-то дело, мы должны сообщить об этом близким друзьям. Будто бы это позволит нам не останавливаться на полпути, потому что в противном случае нам будет перед ними стыдно. Возможно, для кого-то пожелание делиться своими планами и работает.

Однако существует и противоположное мнение: озвученным желаниям не суждено сбыться. О том же гласит и поговорка: «Хочешь рассмешить Бога – расскажи о своих планах». Многие замечали: стоит кого-то посвятить в свои планы, как все идет наперекосяк. Нам становится неинтересно, дела утрачивают для нас прежнее значение, и мы уже не прилагаем усилия, чтобы наконец-то закончить начатое.

Этот феномен заинтересовал психологов. В частности, Вера Малер после ряда экспериментов пришла к заключению, что озвученные планы наш мозг воспринимает как уже свершившуюся реальность. Поэтому чтобы не забросить дело на полпути, лучше держать свои планы при себе. «Не рассказывайте о своих планах – если еще надеетесь их выполнить», говорят психологи.

Ищите вдохновение и ходите на «творческие свидания»

Мотивацию и желание работать нужно подпитывать. Один из способов — полностью погрузиться во вдохновляющую атмосферу, окружать себя фильмами, книгами и идеями, которые подстёгивают воображение, раззадоривают и вызывают жгучее желание немедленно приняться за работу.

Если вы продумываете план продвижения продукта или услуги, смотрите, как это делают конкуренты, читайте книги о рекламе, изучайте успешные кейсы. Если пишете фэнтези‑роман, поищите книги и фильмы с похожим сеттингом. Если учите иностранный язык, читайте блоги других студентов, вдохновляйтесь положительными примерами, вступайте в языковые чаты и группы.

Джулия Кэмерон в книге «Путь художника» советует ходить на так называемые творческие свидания. Это время, которое вы посвящаете себе: делаете то, что наполняет вас силами, вдохновением, идеями. Это может быть поход в музей, лепка из глины или вышивание, выезд на природу.

Помним о правиле «72-х часов»

В соответствии с этим правилом, если мы не воплотили в жизнь новую идею в течение 72-х часов, то уже не сделаем этого никогда.

Так ли уж нам необходимо сделать то дело, которое мы себе придумали, но к которому не лежит душа? Может быть, нам совсем не нужны этот язык, эта книга, этот свитер, который «вяжется» три года, этот вид спорта? Может быть, вычеркнуть их из своего списка незавершенных дел и не страдать, занявшись тем, что действительно интересно?

© Тимошенко Елена, BBF.RU

Избавьтесь от пожирателей времени и делайте перерывы

Распыляя внимание и отвлекаясь, мы тратим куда больше времени и сил, чем если бы работали сконцентрированно. В ходе эксперимента Even Small Distractions Derail Productivity студентов разделили на две группы и попросили написать эссе. Участников из первой группы постоянно отвлекали, и в результате с заданием они справились куда хуже, чем испытуемые из второй группы, которые работали спокойно. Учёные выяснили This Is Nuts: It Takes Nearly 30 Minutes to Refocus After You Get Distracted , что в среднем человеку требуется 23 минуты, чтобы сконцентрироваться на работе после того, как его отвлекли или прервали.

Поэтому важно с самого начала выявить триггеры, которые забирают ваше внимание: соцсети, игры, бесконечные перекуры или чаепития.

Воспользуйтесь сервисами, которые блокируют отвлекающие приложения или сайты. А чтобы сконцентрироваться, поставьте таймер и пообещайте себе не отрываться от работы, пока он не прозвенит.

Существует несколько техник, которые помогают сфокусироваться на задачах. Например, метод Pomodoro: 25 минут работы чередуются с пятью минутами отдыха. Или метод 90/30: 30 минут отдыха после 90 минут труда.

Регулярные перерывы позволяют How Do Work Breaks Help Your Brain? 5 Surprising Answers избежать выгорания. повышают мотивацию и продуктивность. Только вот во время отдыха лучше обойтись без смартфонов и соцсетей — из‑за них вы устаёте ещё больше.

Выбирайте боль мудро

Тони Роббинс однажды сказал:

«Секрет успеха — научиться использовать боль и удовольствие, вместо того чтобы боль и удовольствие использовали вас. Если вы научитесь это делать, возьмете контроль над своей жизнью. Если нет, жизнь будет контролировать вас».

Большинство людей не в состоянии завершить дела, потому что видят больше боли в действии, нежели в бездействии. Но если вы измените свою позицию, и поймете, что бездействие приносит больше страданий, чем работа, вы не сможете не доделать ее до конца.

Когда вы посмотрите на свои проекты с этой позиции, все изменится. Мы знаем: чем сложнее задача, тем больше удовлетворения и наград принесет ее выполнение. Но взгляните еще дальше — чем сложнее работа и больше награда, тем больше вреда от бездействия.

И здесь возникает следующий вопрос: вы хотите жить, испытывая краткосрочный дискомфорт от упорной работы ради долгосрочного удовлетворения, или же наслаждаться легкой работой, но испытывать постоянные сожаления?

Начинайте с конца

Вы наверняка разделили проект на этапы. Если в какой‑то момент вы застопоритесь, попробуйте выполнять их не последовательно, а вперемешку. Чтобы организовать мероприятие, нужен сценарий, помещение, артисты и декораторы. Если работа над сценарием не идёт, можно прерваться и заняться поиском помещения и подрядчиков. А потом снова вернуться к сценарию.

Правда, не с каждой деятельностью возможны такие вольности. Диссертацию придётся писать по порядку: пока не закончено исследование, нельзя провести анализ и сделать выводы.

Находим мотивацию

Ни один человек не сдвинется с места, если не будет знать, зачем ему это нужно. Кто-то заметил, что людей мотивируют два главных фактора: стремление получить и страх потерять.

Когда мы не можем заставить себя закончить какое-то дело, мы думаем о процессе. И он часто наводит на нас скуку, если не отвращение. Мы внутренне сопротивляемся, потому что не хотим покидать привычную зону комфорта. Так уютно и тепло в кресле перед телевизором или экраном монитора с бутербродом, — зачем же одеваться и выходить на холод, чтобы ехать в спортзал? Зачем погружаться в нудный отчет, если это можно сделать завтра?

В эти минуты мы должны подумать не о процессе, а о результате. Вовремя сдадим отчет – получим премию. Выйдем на пробежку – взбодримся, улучшится настроение, цвет лица. Сходим в спортзал – приобретем стройную фигуру, отличную спортивную форму. Плюс ко всему сознание, что мы преодолели свои слабости, очень поднимает самооценку.

И наоборот, когда необходимое, но не законченное дело висит над нами тяжким грузом, мы ощущаем собственную слабость и теряем самоуважение.

Не пытайтесь оценивать результат, пока проект не закончен

Есть такая поговорка: «Дураку полработы не показывают». Иногда мы сами выступаем в роли этих дураков, когда пытаемся критически оценить свой труд и сравниваем себя с более успешными людьми прямо в процессе работы. В итоге раздражаемся, теряем веру в себя, и довести проект до конца становится сложнее.

Есть выражение «Пиши пьяным, редактируй трезвым», его ещё приписывают Хемингуэю.

Говорил так писатель или нет, не столь важно: идея всё равно хорошая — делать основную работу взапой, не оглядываясь на результат. А критика включать только на стадии «редактуры». И это, кстати, применимо не только к творчеству, но и почти к любой деятельности.

Используйте чужой опыт

Обращайтесь за помощью, особенно если вы пытаетесь преуспеть в области изучения неизвестного до этого предмета. Например, вы планируете освоить какой-то язык: не надо мучиться и планировать самому, лучше подойдите к учителю и проговорите план обучения с ним (это важная составляющая на пути к успеху). Все-таки специалист лучше вас разбирается в вопросе. И опять повторюсь: не получается — не надо ставить на себе крест. Используйте другую программу, другой темп, другого учителя и т.д.

Мечты, мечты… Почему не сбываются желания Подробнее

Заручитесь поддержкой

При работе над большими и долгосрочными проектами очень важно, чтобы кто‑то вас поддерживал. Социальное одобрение не только повышает продуктивность, но и положительно сказывается на здоровье: например, снижает Social and Emotional Support and its Implication for Health риск преждевременной смерти.

Совсем хорошо, если у вас в команде доброжелательная и поддерживающая атмосфера. Или у вас есть партнёр, друг или родственник, который готов выслушать и помочь. Если ни того, ни другого у вас нет, не стесняйтесь искать поддержки вовне: у психотерапевтов, коучей, в профессиональных сообществах.

Меньше вздохов, больше дел

Меньше размышляйте на тему «почему у всех получается, а у меня нет». Больше делайте! Если вы спросите успешного человека, как он смог добиться своих целей, то, скорей всего, услышите стандартный ответ: «Я пашу с утра до ночи, встаю рано, чтобы все успеть». Вывод один: нужно трудиться, а не сидеть на пятой точке и вздыхать.

Бедные люди. Установки, которые мешают вам зарабатывать больше Подробнее

Правильная постановка цели

Самое главное — верно определить цели. Для начала определитесь, чего вы хотите. Постановка цели по всем правилам должна быть сформулирована в позитивном ключе, то есть не «Я не хочу курить» или «Я не употребляю сигарет», а, к примеру, «Я веду здоровый образ жизни и люблю свое тело». Цель должна быть записана на бумаге. Нет точки приложения силы — нет действия. Когда будущая, еще не реализованная цель записана на бумаге и проставлена хотя бы примерная дата, то ресурсы для ее достижения придут сами. Так начинается путь к цели. Это не значит, что нужно сидеть и ждать благословения вселенной, когда все само упадет в руки. Прилагайте усилия, наблюдайте, какие позитивные изменения, не зависящие от вас, позволяют сбыться вашей мечте.

Измените свое представление об успехе

Ожидая от своего проекта определенного результата, вы заранее настраиваете себя на разочарование.

Опираясь на свой опыт работы, я сделал следующий вывод: существует множество вещей, на которые я не могу влиять. Например, на реакцию людей на мои статьи, на их успешность. Зато в моих силах завершить сам текст — и на выполнении этой задачи я сосредотачиваюсь.

Публикуя каждое воскресенье очередной пост в своем блоге, я уверен в том, что преуспел. И, как любой человек, я надеюсь, что мою статью примут положительно. Но при этом прикладываю все усилия, чтобы не приравнивать себя и свою самооценку к той реакции, которую вызовет моя публикация. Неважно, какими будут отзывы — плохими или хорошими. Иначе я не смог бы закончить ни одной статьи. Мысль о возможном провале слишком деструктивна.

Вы должны запомнить, что вы — не есть ваша работа. Не пытайтесь выиграть каждый раз, как вступаете в игру. Провалы — это нормально. Фокусируйтесь на том, что можете контролировать, и забудьте обо всем остальном.

Начало

Вы каждый раз говорите себе «Доводи дело до конца», собираетесь начать утро с пробежки, выучить новый язык, заниматься спортом, бросить курить, начать писать книгу, которая вас прославит, и даже с рвением беретесь за дело первые несколько дней. Как правило, у большинства поворотными точками являются несколько поводов:

  • понедельник;
  • Новый год или день рождения;
  • трудная жизненная ситуация, после которой захотелось начать новую жизнь.

Так начинается первый этап — с решения начать все снова.

Почему бросать дела на полпути вредно?

На самом деле, ответ на этот вопрос далеко не такой простой, каким кажется на первый взгляд. Незавершенные проекты являются не только утраченной выгодой, но и мусором для твоего ментального пространства (назовем это так).

Если постоянно скидывать в него незавершенные идеи, они будут накапливаться и увеличивать твое недовольство собой и окружающим миром. Ощущение незавершенности сразу по многим проектам будет съедать тебя и приведет к нездоровой рефлексии.

Из-за этого человек может столкнуться с психическими проблемами, с которыми впоследствии придется основательно разбираться.

  • FAQтыЧто такое прокрастинация и как с ней бороться: 12 главных правил
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]