Авторитарность, авторитарный стиль

Авторитарность – это характеристика человека, отображающая его сильное стремление к максимальному подчинению других личностей своему влиянию. Авторитарность синоним таких понятий, как тоталитаризм, авторитаризм, тоталитарность, антидемократизм. В поведении личности эта социально-психологическая характеристика выражается в стремлении добиваться своего, доминировать в группе, занимать самое высокое положение, в склонности манипулировать другими, достигать целей, но не столько благодаря собственным достоинствам, а с помощью других людей и преимуществу своей ролевой позиции.

Достаточно ярко авторитарность наблюдается в отношениях лидера и его ведомых. Она выражается в давлении руководителя на его подчиненных, в устранении коллег или команды от участия в принятии важных решений. Руководитель с авторитарным стилем управления слишком строго контролирует подопечных; проверяет, в частном порядке, как они справляются с данными им обязанностями, какие принимают решения при выполнении любого задания, чересчур грубо пресекает всякие инициативы участников группы, поскольку усматривает в этом своеволие и даже посягательство на его личный авторитет в данной группе.

Авторитарность является характеристикой мышления, которая придает преувеличение и решающее значение мнению определенных авторитетов. Такое мышление характеризуется стремлением конкретизировать и усилить выдвигаемые положения, путем нахождения и комбинирования различных изречений и цитат, принадлежащих определенным авторитетам. Также эти авторитеты становятся кумирами, идеалами, которые никогда не ошибаются и гарантируют успех тем, кто за ними следует.

Авторитарность в психологии это характеристика человека, проявляющаяся в агрессивности, повышенной самооценке, склонности к соблюдению стереотипов, уровне притязаний, слабой рефлексии.

Особенности авторитарности

Авторитарность характеризуют поведенческие признаки: завышенный уровень самооценки, агрессивность, склонность к диктату, стереотипная линия поведения.

Термин, который характеризует жесткий контроль выполнения всех задач и пресечение всякой инициативы, которая исходит от подчиненных.

Рассмотрим, более детально, что значит авторитарность. Противоположностью демократии является авторитаризм.

Авторитаризм является одним из типов политического режима, в котором политическая власть производится конкретным лицом (партия, класс, элитная группа) при наименьшем участии народа и для которого являются характерными командные бюрократические методы управления обществом.

Авторитаризм является политической системой, в которой политическая власть концентрируется в руках одной группы (человека) или в одном политическом институте. В данной системе допускают контролируемый плюрализм в политических действиях и мнениях. От населения не нужно демонстрировать преданность лицам, которые представляли органы власти, но исключается его участие в принятии самых важных решений в отношении жизни общества. Представители органов власти беспощадны к политическим реальным конкурентам.

Авторитаризм имеет богатую историю, включающую древние тирании, олигархии и деспотизм, абсолютные монархии и так далее.

Виды и примеры авторитарных режимов

Различные примеры авторитарного режима представил в своей классификации политолог из Германии Д.Берг-Шлоссер. Он выделил несколько видов авторитаризма:

  1. Военные и диктаторские режимы - Египет при Г.Насере, Ливия при М.Каддафи, Аргентина при Х.Пероне или Чили во времена А.Пиночета.
    Могут существовать в трех видах: как строго однопартийные режимы, военные хунты и диктаторские системы с ярко выраженным персональным характером власти.
  2. Традиционные режимы с олигархическими кланами (характерны для латиноамериканских государств).
  3. Авторитаризм, облаченный в монархическую форму (Саудовская Аравия, Марокко, Непал до 2007 года).
  4. Гегемонистский тип новых олигархических кругов (Тунис, Камерун).
  5. Государства бывшей или нынешней «социалистической ориентации», обладающие собственными эгалитаристскими традициями (Мьянма, Казахстан, Беларусь, Венесуэла, Алжир и другие).

Берг-Шлоссер утверждает, что авторитарные государства сформировались в Китае и Мексике. Ученый их классифицирует как неоавторитарные режимы.

Для них характерно присутствие оппозиционных сил, проведение выборов и наличие прав и свобод граждан. Однако эти псевдодемократические признаки имеют формальный характер, при этом в отношении граждан и СМИ действует жесткий контроль.

В ряде среднеазиатских стран (Туркменистан, Кыргызстан) сформировался националистический авторитаризм.

Он отличается доминирующим положением в правящей элите представителей одной этнической группы, которая монополизирует право на власть. Подобная ситуация приводит к созданию выраженной системы преференций (что это?) для одной национальности, что автоматически причисляет другие этносы (что это такое?) к оппозиции.

В условиях корпоративного авторитарного режима властные позиции занимают олигархи, а также теневые или бюрократические силы, совмещающие политическую власть и собственность.

Такая комбинация формирует ситуацию, при которой политические решения принимаются в интересах узкой правящей верхушки, использующей властные полномочия для достижения своих целей, далеких от чаяний общества.

Примером теократического авторитаризма выступает Иран. Верховным руководителем страны является пожизненно избираемый духовный лидер.

Он имеет более высокий статус, чем президент и стоит над всеми ветвями власти. В соответствии с принципом «велаят-е факих», выдвинутым основателем исламской республики Р.Хомейни, последнее слово при принятии политических решений всегда должно оставаться за духовенством.

Подробнее о разнообразных формах современного авторитаризма можно посмотреть здесь:

Существенные черты авторитаризма

  • частичный или полный запрет на действия оппозиции;
  • монополия на государственную власть одной партии или группы;
  • кооптация и наследование, как главные методы формирования органов управления;
  • централизованная жестко структура власти;
  • исключение возможности участия в управлении обществом граждан;
  • применение для удержания власти силовых органов.

Авторитаризм или её элементы распространены широко в современных обществах. Переход от него к демократическим формам правления оказывается не всегда удачным. К причинам его воспроизводства относят:

  • сохранение патриархального вида политической культуры;
  • сохранение ориентации населения на традиционные авторитеты и формы социальной жизни;
  • экономическая отсталость;
  • значительное влияние на политическую ориентацию населения религиозных норм;
  • высокая степень в развивающихся обществах конфликтности.

Зависимо от характера имеющейся политической силы в границах авторитарных различают олигархические, военные, бюрократические и религиозные режимы.

В имеющейся западной политологии вводят понятие «полудемократия» или «новая демократия». Так квалифицируют переходные режимы от военных диктатур и посткоммунистические режимы. Считают, что авторитарные и демократические тенденции при таком режиме уживаются друг с другом и имеют стабильное основание.

Авторитаризм и тоталитаризм

Авторитарный и тоталитарный режимы относятся к недемократическим, однако между ними есть существенные различия, прежде всего, связанные с характером и степенью контроля над обществом.

Авторитаризм представляет собой форму диктатуры руководителя или группы, а тоталитаризм выступает диктатурой государства.

Если тоталитарный режим устанавливает полное господство, то авторитарный допускает послабления во многих сферах, устанавливая особую опеку только над политикой.

Яркий пример Китай. Монопольное право на власть со стороны КПК не оспаривается никем, однако это никак не препятствует развитию рыночных отношений и наличию определенных свобод в социальной сфере.

Авторитаризм — это режим, который допускает то, что при тоталитаризме не может существовать.

Наличие нескольких идеологий, СМИ, свободы совести, частного предпринимательства и других признаков демократии здесь вполне допустимо. Хотя об их полноценном развитии говорить не приходится.

Этот режим допускает определенную автономию личности. Он не претендует на порабощение ее духовного мира или установление тотального контроля над сознанием. При этом в политических вопросах зачастую не приемлет многообразие мнений.

Авторитаризм и тоталитаризм формируются недемократическими методами и позволяют концентрировать власть у ограниченного круга лиц, исключая или сильно ограничивая контроль над ними со стороны общества.

Авторитарность личности

Рассмотрим, как возраст влияет на авторитарность. Авторитарные родители обыкновенно в малой степени демонстрируют собственную любовь и “кажется, что они немного отстранены от собственных детей”. Родители отдают приказы и инструкции, не обращая при этом внимания на мнение детей и не признавая возможность для компромисса. В таких семьях высоко ценят следование традициям, послушание, уважение. Правила не обсуждают. Считают, что родители всегда правы, а непослушание наказывают – зачастую физически. Но родители все таки “не переступают черту и не доходят до жестокого обращения и избиения”. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают необходимым обосновывать как-то свои требования, сопровождая их суровыми запретами, жестким контролем, физическими наказаниями и выговорами. Так как дети, чтобы избежать наказания постоянно подчиняются родителям, то они становятся безынициативными. Авторитарные родители ожидают также большей зрелости от собственных детей, чем это ожидается от их возраста. Активность детей весьма низкая, так как подход к воспитанию ориентируется на нужды родителя.

Этот стиль воспитания приводит к ряду недостатков в развитии ребенка. В подростковом возрасте авторитарность родителей вызывает враждебность и конфликты. Наиболее сильные, активные покидают родительский дом, как только могут это себе позволить. Неуверенные, робкие, подростки приучаются слушаться во всем родителей, не предпринимая попыток что-либо решать самостоятельно. Такие дети в подростковый период, когда воздействие сверстников на их поведение наиболее велико, поддаются легче дурному влиянию с их стороны; они привыкают свои проблемы не обсуждать с родителями (зачем утруждаться, когда ты все равно всегда не прав или не обращают на тебя никакого внимания?) и часто подпадают под сильное воздействие сверстников. Будучи разочарованными в собственных ожиданиях, они отдаляются от родителей и часто протестуют против их принципов и ценностей.

Результаты метода

Увы, авторитарный метод воспитания всегда имеет негативные последствия, иногда – довольно тяжелые. Ребенок, живущий и растущий в страхе, лишен радостей детства и вряд ли станет счастливым, здоровым и полноценным человеком в будущем.

В детстве он испытывает трепет и страх перед своими родителями, однако к подростковому возрасту ситуация меняется, и страх трансформируется в ненависть, агрессию, отстранение. Возникают постоянные и довольно сильные конфликты, подросток становится неуправляемым, мечтает покинуть дом как можно скорее.

Часто авторитарность в семье приводит к тому, что ребенок становится деспотичным и жестоким. Свою боль, обиды и страхи он вымещает на более слабых. Он может издеваться над животными, обижать детей в школе, хулиганить.

Воспитанный в авторитарном режиме ребенок не знает, что такое компромиссы, мирное решение конфликтов, не знает настоящей дружбы, не склонен любить окружающих, ему неведома жалость (потому что он этого не получал в семье). Такой ребенок убежден, что прав тот, кто сильнее, он все получает грубой силой, ведет себя цинично, грубо и жестоко.

Другой вариант развития событий – это развитие слабой личности. Ребенок не имеет собственных желаний, не чувствует за собой права получать желаемое, он безынициативен и умеет лишь исполнять приказы. Этот человек лишен собственной воли, у него крайне занижена самооценка и отсутствует чувство собственного достоинства, он считает себя слабее остальных. Разумеется, такой человек не сможет добиться в жизни настоящего развития, успеха и процветания.

Родительская авторитарность

Авторитарные родители (авторитарный стиль воспитания) (в терминологии прочих авторов — «диктат», «доминирование», «автократический»).

Диктаторскому (авторитарному) стилю воспитания недостает теплоты, для него характерной является строгая дисциплина, общение в режиме “родитель- ребенок”превалирует над общением ребенок-родитель, ожидания этих родителей в отношении их детей велики. Все решения принимают родители, которые считают, что ребенок должен во всем подчиняться их авторитету, воле.

Резюме

Крайности опасны во всем, и стоит учитывать, что у любого подхода есть как минусы, так и положительные стороны. Авторитарность в работе, воспитании, браке может быть вызвана благими побуждениями, желанием достичь больших целей, но может привести к плачевным последствиям.

Мы воспитываем и руководим так, как считаем нужным, однако стоит всегда учиться, изучать доступные и успешные методы и не забывать брать пример с успешных людей – руководителей, родителей, жен, мужей, которые достигли успеха и счастья. Искать золотую середину, прислушиваться к мнению окружающих, не забывая о собственном мнении, уметь принимать решения и брать на себя ответственность, но не забывать слушать советы тех, кто может быть полезен.

Рекомендуем: Как наладить свою жизнь?

Искусство общения, руководства, воспитания – сложное искусство. Но его можно постигать, не ограничивая себя рамками и не принимая никаких методов за окончательную истину. Ведь цель воспитания – вырастить гармоничную, счастливую и успешную личность, а такая личность не сформируется в атмосфере страха и давления. Так же и в деловой сфере: никакие блестящие идеи не появятся и никакой стремительный успех не ждет предприятие, если в коллективе царят страх и негатив. Автор: Василина Серова

Авторитет и авторитарность в воспитании ребенка

Уровень насилия среди мальчиков из этих семей наиболее велик. Они не уверены в собственном успехе, менее настойчивы и менее уравновешены в достижении цели и имеют низкую самооценку. Помимо этого, есть обратная зависимость меж хорошей успеваемостью и подобным авторитаризмом. Прочие исследования показывают, что данным детям не достает социальной адаптации, и они редко выступают инициаторами какой-нибудь деятельности: “Они в недостаточной степени любознательны, не могут спонтанно действовать и полагаются обычно на мнение вышестоящих лиц или старших”.

У детей при таком воспитании формируется только механизм внешнего контроля, который основан на чувстве страха или вины перед наказанием, и как только угроза извне наказания исчезает, поведение подростка может стать антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, потому меж ними и родителями редко появляется чувство привязанности, которое ведет к подозрительности, настороженности и даже враждебности к окружающим.

Тот факт, что многие люди в прошлом в Германии последовали за Гитлером, приписывали тому, что их воспитывали в условиях авторитаризма, который потребовал от них беспрекословного повиновения. Таким образом, родители “создали как бы условия” для Гитлера.

Авторитарность педагога

Педагог при авторитарном стиле общения решает единолично все вопросы, которые касаются жизнедеятельности как классного коллектива, так и учащихся по отдельности. Учитывая собственные установки, он определяет цели и положение взаимодействия, оценивает субъективно итоги деятельности. В наиболее выраженной ярко форме данный стиль проявляют при автократическом подходе к воспитанию, когда учащиеся не принимают участия в обсуждении проблем, которые имеют к ним прямое отношение, а их инициатива отрицательно оценивается и отвергается. Авторитарный стиль общения контролируется при помощи тактики опеки и диктата. Противодействие школьников властному давлению педагога зачастую вызывает появление стабильных конфликтных ситуаций.

Как показывают исследования, педагоги, которые придерживаются данного стиля общения, не дают учащимся возможности проявлять инициативу и самостоятельность. Их отличает неадекватность оценок, которые основаны только на показателях успеваемости, непонимание детей. Авторитарный педагог сосредотачивает внимание на отрицательных поступках школьника, при этом во внимание не принимает его мотивы. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (дисциплина на уроке, успеваемость и так далее) зачастую позитивны, но в таких классах социально-психологическая атмосфера обычно неблагополучная. Ролевая позиция данных педагогов объектна. Индивидуальность и личность учащегося оказываются вне стратегии взаимодействия. Взаимная позитивная персонализация учащегося и педагога в этой связи оказывается маловероятной.

Авторитарный стиль общения, согласно данным Н. Ф. Масловой, вызывает неадекватную самооценку учащихся, формирует невротиков, прививает культ силы, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми. Кроме этого, доминирование авторитарных методов в общении с учащимися вызывает искаженное понимание ценностей, к высокой оценке качеств личности, как “умение выходить сухим из воды”, “умение эксплуатировать других для исполнения того, что должен сам сделать”, “умение заставить других подчиняться беспрекословно”, “физическая сила и внешняя привлекательность” и так далее.

Мы старались дать наиболее полное определение и понятие термина авторитарность, раскрыть его черты и причины. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

В деловой сфере

Чаще всего авторитарность проявляется именно как тип управления. Для такого руководителя характерны жесткость, стремление к абсолютной дисциплине, абсолютному контролю. Авторитарное руководство не предполагает обсуждения проблем с коллективом, коллективного принятия решений, голосований, брейн-штурмов, выслушивания чужих идей или, тем более, советов. Такой руководитель принимает решения исключительно сам, на основе своих личных суждений, у него есть четкий набор идей и мнений, и к гибкости он не склонен.

Авторитарный руководитель все решения берет на себя, не давая возможности высказаться или проявить себя подчиненным. Условия работы, методы и законы диктуются исключительно руководителем, и это не обсуждается.

Часто применяется жесткое давление, принуждение, лидер не склонен идти на уступки, для него не бывает форс-мажоров или семейных обстоятельств. Он не интересуется личными проблемами своих подчиненных, и работник, опоздавший на работу по серьезной личной причине (например, из-за болезни близкого человека), будет наказан без возможности объяснить причину.

Рекомендуем: Что такое раздражение?

Такое руководство имеет свои плюсы и минусы. Причем плюсов довольно много, и осознанный руководитель, грамотно применяя авторитарный стиль управления на нужном этапе, сможет добиться отличных результатов.

Такой тип управления может с успехом применяться на этапе начальном, когда коллектив (предприятие, фирма) только формируется. С помощью такого стиля руководства можно сформировать у сотрудников четкие цели, дать им понять структуру и форму работы, ее стиль, обозначить рамки рабочих обязанностей, установить дисциплину.

На начальном этапе этот стиль руководства поможет начальнику сформировать и утвердить собственный авторитет, укрепить его, проявить свои лидерские качества, показать умение достигать целей. Такой тип руководства хорош в плане дисциплины, он действительно помогает добиваться целей, обходить конкурентов, стремительно развиваться.

Минусы авторитарного управления могут быть не очевидны для самого руководителя, предпочитающего данный стиль, но очевидны для окружающих. Отсутствие возможности проявить себя и внедрить свои идеи полностью уничтожает инициативность работников, а напряженная психоэмоциональная атмосфера ведет к апатии и нежеланию членов коллектива работать и достигать целей.

Рекомендуем: Как научиться быть спокойной?

Это приводит к «застоям», к отсутствию новых идей и методов, к текучести кадров. Работники под таким начальством становятся скрытными, пассивными, они заискивают и скрывают недостатки в работе, не стремятся делать ее на должном уровне, но, боясь гнева начальства, тщательно прикрывают недоработки. Разумеется, это ведет к неизбежному понижению качества работы коллектива.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]