Психологический контакт – что это, приемы и методы установления


Психологический контакт — основной способ установления крепких взаимоотношений между разными людьми.

Без общения невозможно образование крупных корпораций, заключение сделок, продажу товаров, нахождение партнеров, союзников, друзей.

Чтобы правильно установить психологический контакт, получить необходимый результат, нужно научиться пользоваться разными методиками развития общения, понимать, как должен начинаться диалог, что можно спрашивать, а о чем лучше умолчать.

Как понравиться собеседнику?

Установление контакта включает в себя три основных момента:

  • Вербальное взаимодействие. Подразумевает собой правильное общение с человеком. В речи не должны присутствовать нецензурные выражения и бранные слова. Чем она чище и красивее, тем приятнее его слушать.
  • Голосовое взаимодействие. Необходимо общаться спокойным тоном, тщательно проговаривая каждую фразу. Если человек будет тараторить или проглатывать половину слов, то понять его достаточно сложно.
  • Визуальное общение. Приятный собеседник должен выглядеть опрятно, необходимо, чтобы выражение лица было доброжелательным, чтобы от него хорошо пахло. Вряд ли кому-то доставит удовольствие общаться с неухоженным человеком.

  • Невербальное общение. Под этим понятием подразумевается технология жестов. Если человек будет постоянно суетиться, махать руками и делать резкие движения в попытках что-то объяснить собеседнику, то он вызовет подозрение. Психологи уверяют, что доверию способствует открытая, уверенная поза.

Таким образом, техника установления контакта с клиентом держится на трёх основных китах: опрятный внешний вид, грамотное общение и красивый голос. Посудите сами, кто бы у вас вызвал большее доверие? Приятный человек, умеющий правильно донести информацию или неухоженный, произносящий сумбурные фразы и делающий непонятные жесты. Согласитесь, вывод очевиден.

Барьеры для взаимодействия и способы их устранения

Часто познакомиться с новым человеком или продолжить общение со старым другом что-то мешает. В психологии подобное явление называется барьером. Преграды делятся на 2 группы — психологические, коммуникативные. Виды барьеров:

  1. Эстетический. С собеседником не хочется общаться из-за его неприятного вида или запаха, грязной одежды.
  2. Логический. Общаться с индивидом, который не умеет выражать своим мысли, формулировать предложения, очень трудно.
  3. Семантический. Если собеседник придает предложениям или отдельным словам искаженный смысл, понимает тему иначе, договориться не получится.
  4. Фонетический. Нарушение техники произношения слов у собеседника часто вызывает неприязнь.
  5. Отрицательные эмоции, плохое физическое состояние. Подобные ситуации относятся к временным барьерам, которые постепенно проходят.
  6. Барьер установки. Возникает при предвзятом отношении к индивиду.
  7. Мотивационная преграда. Появляется, когда у людей разные цели, противоречащие друг другу.

Чтобы избавиться от барьеров, нужно научиться контролировать эмоции, поступки, хорошо одеваться, следить за внешностью. При общении важно анализировать свои слова, не говорить не подумав. Главное условие успешного контакта — снижение самооценки, если она завышена.

Заслужить уважение незнакомого человека, расположить его к себе сложно. Для этого нужно знать основы психологии, разбираться в нюансах общения, уметь задавать вопросы и выражать мысли. Наладив психологический контакт, можно получить нового друга, партнера или покупателя.

Первый этап — регулирование взаимоотношений

Красивой внешности и грамотной речи для установления психологического контакта мало. Для того чтобы встреча оказалась максимально продуктивной, потребуется выполнить еще пять основных шагов.

Первый этап подразумевает регулирование взаимоотношений. Человек, находящийся в незнакомом для него обществе, будет ощущать лёгкий дискомфорт. Первое, что нужно сделать — снять этот психологический барьер.

На первой встрече следует больше соглашаться и меньше спорить. Пусть ваше мнение будет немного отличаться от мнения собеседника, вы разрешите это разногласие потом. Сейчас ваша основная цель — снятие вербального напряжения. Если встреча проходит в деловой обстановке, рекомендуется немного поговорить на обобщенные темы, например, о погоде, спортивных соревнованиях или политике. Здесь ваша оценка на происходящее также должна совпадать.

Если после 20 минут общения продолжительность пауз сократилась, а диалог стал продуктивнее, то первый этап процесса установления и развития контактов между людьми можно считать завершенным.

Что такое психологический контакт

Психологический контакт – это процесс установления доверительных, дружеских отношений. Он основывается на поиске общих интересов, целей. Психологический контакт означает встречу одной личности с другой, он проявляется только во взаимодействии.

Сколько этапов насчитывает структура психологического контакта? Три:

  1. Оппоненты оценивают друг друга по внешнему виду и поведению. На этом этапе складывается первое представление о человеке, люди принимают решение, хотят ли они вступать в диалог.
  2. Появляется взаимная заинтересованность. Участники общения отходят от общей группы, выбирают свою тему для разговора.
  3. Происходит объединение в диаду. Дистанция между участниками общения сокращается, они строят совместные планы, тянутся друг к другу.

Этап второй — точка соприкосновения

На втором этапе общения с собеседником необходимо найти точки соприкосновения. Заинтересованному лицу необходимо предварительно узнать больше информации о личности, с которой планируется встреча. Возможно, он заядлый любитель охоты или рыбалки, коллекционирует старинные вещи, занимается рукоделием. Узнать всё о его интересах можно в социальных сетях или через общих знакомых. О любимом хобби нужно сказать как бы невзначай.

Второй этап можно считать успешным, если собеседник заметно оживится во время беседы и будет периодически возвращаться к любимой для него теме. Правильное нахождение общих точек соприкосновения гарантирует плодотворное сотрудничество и приятное впечатление о себе.

Этап третий – установление единого принципа

Установление единого принципа — это самый важный этап в процессе общения. Под этим понятием подразумевается формирование мнения о своем собеседнике. Всего существует несколько принципов, на которых может опираться дальнейшее взаимоотношение.

  1. «Я готов» — человек представляет собой уверенную в себе личность. Её сложно, практически невозможно чем-то смутить. Любую проблему она воспримет не как ограничение, а как проверку своих возможностей.
  2. «Я раскрыт» — человек полностью открыт для своего партнера. Он не льстит ему и прямо рассказывает о своих положительных и отрицательных качествах. Такой психологический объект не станет говорить, что он всегда будет приходить вовремя, он скажет, что ему, как и всем, присуще человеческие качества, которые он не сможет контролировать (будет отсутствовать рейс транспортного средства, не прозвенит будильник, прорвет дома трубу и т.д)
  3. «Я прямой» — человек всегда говорит правду обо всем и никогда не приукрашивает, чтобы выглядеть лучше.

Все вышеперечисленные принципы играют положительную роль в процессе установления контактов между людьми. Существует несколько принципов, из-за которых у собеседника может сложиться негативное мнение.

  1. «Я сдержанный» — человек с трудом идет на контакт, он не желает предоставлять информацию о себе и не готов к продуктивному диалогу.
  2. «Я не уверен» — человек будет всегда сомневаться в своих силах, ни на один вопрос он не сможет дать утвердительный ответ.

Подобные качества дадут собеседнику понять, какой перед ним сидит человек, и появится ли у него желание продолжать с ним общение.

Понятие и общие характеристики общения.

Главная Избранные Случайная статья Познавательные Новые добавления Обратная связь FAQ

Стр 1 из 3Следующая ⇒

Понятие и общие характеристики общения.

Общение – одна из основных психологических категорий.

Это сложный, многоплановый процесс установления, поддержания и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности и взаимоотношениях.

Осуществляется общение всевозможными знаковыми средствами взаимодействия людей. Общение — средство передачи общественного опыта и культуры.

Общение позволяет раскрыть свой субъективный мир другим людям, самоопределяться и проявить свои особенности.

Три стороны общения

Стоит отметить, что общение включает в себя три основных составляющие: обмен информацией (коммуникативная сторона общения), выработку единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторона общения), восприятия и понимания партнера по общению (перцептивная сторона общения) [под запись

].

Общение– сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Краткий психологический словарь. М., 1985). Из определения общения вытекает, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:

· коммуникативная сторона

общения (обмен информацией между людьми);

· интерактивная сторона

(организация взаимодействия между индивидами);

· перцептивная сторона

(процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания).

Конкретно особенности каждой из сторон общения мы с вами рассмотрим немного позже. А сейчас рассмотрим виды, уровни и функции общения.

Виды и уровни общения

Так, выделяют 2 вида общения:

ролевое(т. е. способствующее выполнению той или иной деятельности);

личностное (сама по себе самостоятельная речевая деятельность, носящая коммуникативный характер).

Однако это не абсолютная классификация и эти типы общения могут плавно перетекать друг в друга.

Кроме того, А.И. Волкова различает общение по содержанию, целям и средствам общения.

По содержанию общение может быть

— материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);

— когнитивное (обмен знаниями);

— кондиционное (обмен психическими и физиологическими состояниями) – люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние;

— мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

— деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками);

— непосредственное (осуществляется с помощью естественных органов);

— опосредованное (использование специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией).

2. По уровню взаимодействия индивидов в процессе общения:

— личностно-ориентированное (межличностное);

— социально-ориентированное (межгрупповое взаимодействие, а также личность – группа);

— предметно-ориентированное (в основе такого общения лежит процесс коммуникации, а индивидуальные особенности реципиентов не учитываются).

3. По средствам общения:

— непосредственное и опосредованное;

— прямое (личное присутствие собеседников) и косвенное (через посредников).

Также выделяются деловое (общение, включенное в какую-либо частную деятельность, служит средством повышение качества этой совместной деятельности) и личностное общение (касается личностных проблем человека, взаимоотношения людей, смысл жизни и т.д.), инструментальное и целевое (общение само по себе средство удовлетворения потребности в общении).

Межличностное и массовое общение

Межличностное –непосредственное, более или менее постоянное регулярное общение в малых группах. Главное условие межличностного общения – определенное знание участниками общения индивидуальных особенностей друг друга, что возможно только на основе совместного опыта, эмпатии, взаимопонимая.

Массовое общение –это множественные, обычно мимолетные, непосредственные контакты незнакомых друг с другом людей.

Также выделяют императивное, манипулятивное и диалогическое общение.

Императивное общение – авторитарное, директивное. Один партнер стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям.

Манипулятивное общение – цель – оказать воздействие на партнера по общению, при этом достижение своих намерений осуществляется скрыто. Партнёр воспринимается как носитель определенных, «нужных» нам свойств и качеств.

Императивную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела, общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его.

Диалогическое общение –основано на равноправии партнеров. Оно позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия собеседников. Диалогическое общение возникает тогда, когда выполняются следующие правила взаимодействия:

— психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (следование принципу «здесь и сейчас»);

— полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);

— восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения (принцип паритетности);

— направленность общения на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип «проблематизации»);

— обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), выражение своих истинных чувств и желаний (принцип персонифицирования общения).

Ну и еще один вариант выделения видов общения — вербального и невербального — мы с вами подробнее рассмотрим чуть позже.

Функции общения

Б. Ф. Ломов приписывал общению следующие функции:

· информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема и передачи информации,

· регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности,

· аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

Уровни общения

— фатический(простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся не особенно заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.

— информационный –обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источников каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой). Носит стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встречи старых друзей.

— личностный уровень –характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Духовный уровень. Этот уровень возникает в особых случаях: вдохновение, озарение, ощущение единения с миром. Это просоциальный уровень, то есть полезный для общества.

Теперь мы с вами перейдем к рассмотрению содержательных сторон общения, а именно рассмотрим 3 стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Начнем мы с коммуникативной стороны общения.

Коммуникативная сторона общения

Итак, мы с вами уже сказали о том, что в структуру общения входят три компонента – три стороны общения:

коммуникативная сторона (обмен информацией);

— интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами);

— перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания).

И первая сторона – коммуникативная сторона общения, то есть обмен и передача информации от человека к человеку. Это эффективное использование как вербальных, так и невербальных средств общения.

Вербальная коммуникация

К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.

Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык.

Язык – это система знаков и символов. Речь – это процесс пользования языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо. Более точно речь можно определить как использование языка в коммуникативных целях.

Если основными структурными единицами языка считаются слова и предложения, то в речевом общении это – высказывания как единицы смысла. Конституирующей особенностью высказывания является его обращенность, адресность.

К основным функциям языка

в процессе коммуникации относятся:

информационная (передача информации, сообщение о мыслях, намерениях);

конструктивная (формулирование мыслей);

агитационная (побуждение, призыв, просьба);

эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию);

фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами, установление контакта между участниками общения);

метаязыковая (функция толкования). Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом.

Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь —общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь. Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации. Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями.

Выделяют следующие виды диалога:

· информативный (процесс передачи информации);

· манипулятивный (скрытое управление собеседником). Речевыми средствами манипуляции являются: эмоциональное воздействие, использование общественных норм и представлений, лингвистическая подмена информации;

· полемический;

· фатический (поддержание контакта).

Главная цель коммуникации –обмен информацией различного рода.

Рассмотрим процесс осуществления коммуникативного акта:

Как осуществляется коммуникация (процесс коммуникации): рисуем схему процесса коммуникации (!!!)

В передаче информации всегда участвуют люди, то есть участники (люди, принимающие участие в процессе коммуникации в роли отправителей и получателей информации).

Речь приобретает определенный смысл и может быть понята только в структуре неречевого контекста. Контекст

(или ситуация) – это обстоятельства, в которых реализуется процесс общения.

***Рассмотрим в качестве примера изменение значения фразы «он держал в руке сумку» в зависимости от контекста. Если мы имеем дело с детективной историей, то эта фраза может означать, например, «приготовиться» – в случае, если речь идет о подозреваемом, а в сумке могут быть важные вещественные доказательства. В контексте праздничного застолья эта фраза может указывать на то, что человек, которого давно ждали к столу, наконец-то пришел. В ситуации бытовой мелодрамы сообщение о сумке в руках может обозначать размолвку или час расставания, когда кто-то из близких собирается уйти или уехать.

Далее участники коммуникации (адресат и адресант) передают нечто, то есть некоторое сообщение(некоторая информация, набор символов, прошедшие процедуру кодирования и декодирования, то, что посылает адресант адресату).

Код в речевой коммуникации – это тот язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), который используют участники данного коммуникативного акта.

Кодирование – процесс трансформации идей и чувств в слова, звуки и действия.

Кодирование исходного сообщения означает перевод его в набор знаков, или сигналов, которые предположительно могут быть понятны другому партнеру. Выбор способа кодирования во многом зависит от личности адресанта.

Каналы передачи информациив основе своей представляют материальные носители для знаков, в которые воплотилось сообщение (в речевой коммуникации это – устная или письменная речь).

Декодирование – процесс обратной трансформации сообщения в форму идей и чувств.

Для успешной расшифровки (декодирования)

сообщения требуется, как минимум, владение получателя языком, сходным с языком отправителя сообщения.

В том случае, если вербальный и невербальный ключи вступают в конфликт, то процесс кодирования информации существенно затрудняется!!!

Информация – сообщение – идет от отправителя к адресату по каналу передачи (маршрут сообщения и средства его передачи). Сообщения передаются через сенсорные каналы. При непосредственном контакте между людьми сообщения передаются через два основных канала: звук (вербальные символы) и видимые сигналы (невербальные ключи). Отметим, что чем больше каналов задействовано для передачи сообщения, то тем больше вероятность того, что коммуникация будет успешной.

Во время следования сообщения по каналу на него воздействуют различные шумы (любой внешний, внутренний или семантический стимул, вторгающийся в процесс обмена информацией).

Внешние шумы – предметы, звуки и другие воздействия окружающей обстановки, отвлекающие внимание людей от того, что говорится или делается. * например, человек дает другому некоторую инструкцию по выполнению определенного действия, а в то же время играет радио, где играет любимая песня получателя информации, которое отвлекает получателя информации.

Внутренние шумы – мысли и чувства, мешающие коммуникационному процессу. * Вы отключаетесь от речи собеседника, погружаясь в свои собственные мечты и мысли.

Семантические шумы – значение, непреднамеренно переданное посредством некоторых символов и препятствующее точности декодирования. * пример с секретаршей – «девушкой», которой 40 лет (диссонанс – задумался, в результате всё прослушал).

Еще один очень важный элемент коммуникации – обратная связь,иначе говоря, это реакция получателя сообщения на полученную им информацию. Обратная связь указывает человеку, передающему сообщение, насколько точно и верно получено и понято его послание.

Обратная связь– еще один структурный компонент любой коммуникативной ситуации. Реакция слушающих на высказывание говорящего составляет цементирующий момент общения, ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации.

Сущность процесса психологической обратной связи состоит в необходимости субъектов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых во время общения вопросов. Когда человек получает информацию, он ее прежде всего воспринимает, т. е. интерпретирует. Интерпретация зависит не только от самой информации, но и от индивидуального опыта воспринимающего, его знаний, общего уровня развития и т. д.

Люди по-разному могут воспринимать одно и то же сообщение, давать противоположные оценки одному и тому же явлению, различным образом осмысляя его. Сообщая информацию, индивид вольно или невольно передает и свое отношение к ней, обусловленное его системой ценностей. Персонализация информации влияет на то, что она воспринимается объемнее, глубже и надежнее, чем информация, передаваемая через неодушевленный источник. Другой стороной персонализации информации может выступать искажение содержания в результате интерпретации или влияния коммуникативных барьеров.

В связи с этим продуктивное общение сопровождается обычно уточнениями, некоторыми психологическими стимулами отрицательного или положительного характера, ***например поддакиванием или нахмуриванием бровей.

Люди используют различные способы для того, чтобы показать свое отношение к предмету разговора и сообщить тем самым собственное понимание обсуждаемого вопроса. В целях избежания искажения информации опытными коммуникаторами используются приемы активного слушания. ***Например, пониманию партнера по общению будут способствовать следующие приемы.

1. Проговаривание.

Мы дословно повторяем высказывания партнера. При этом можно начать с вводной фразы:
«Как я понял вас…», «По вашему мнению…», «Ты считаешь…» и т. д.
2. Перефразирование.

Мы воспроизводим высказывания партнера в обобщенном, сокращенном виде, кратко формулируем самое существенное в его словах. Начать можно с вводной фразы:
«Вашими основными идеями, как я понял, являются…» или «Другими словами, ты считаешь, что…».
3. Интерпретация и развитие идеи.

Мы пытаемся вывести логическое следствие из высказывания партнера или выдвинуть предположения относительно причин высказывания. Вводной фразой может быть:
«Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что…» или «Вы так считаете, видимо, потому что…».
К психологическим структурным компонентамакта речевой коммуникации следует в первую очередь отнести коммуникативное намерение, замысел и цель, то есть мотивационную составляющую, которая определяет, что, зачем и почему

хочет сказать автор высказывания, а также понимание сообщения, то есть когнитивную составляющую.

Коммуникативное намерение (или коммуникативная интенция)– это желание вступить в общение с другим лицом. Так, намерение поужинать и намерение предложить кому-то поужинать вместе различаются отсутствием или наличием коммуникативной интенции.

Замысел сообщения– это информация в исходном виде, которую один партнер намерен передать другому, глубинный уровень порождения сообщения, на котором существует лишь смутный проект предстоящего высказывания.

В речевом общении обычно различают два вида целей,

которые может преследовать говорящий, –
ближайшая цель,
то есть непосредственно выражаемая говорящим, и более отдаленная,
долговременная.
Основными разновидностями ближайшей цели общения являются:

· интеллектуальная цель:

получение информации, в том числе оценочной; выяснение позиций; поддержка мнения; развитие темы; разъяснение; критика;

· цель, связанная с установлением характера отношений:

развитие или прекращение коммуникации, поддержка или отвержение партнера; побуждение к действию.

Хотя часто люди более или менее тщательно скрывают или маскируют свои отдаленные цели, их можно выявить по общему характеру разговора, по непроизвольным (вербальным или невербальным) проявлениям говорящего.

Понимание сообщениясостоит в истолковании адресатом полученного сообщения. В случае значительного сходства образов мира у партнеров расшифрованная информация будет близка к той, которая составляла замысел сообщения, – послание будет правильно понято. Если же образы мира у партнеров сильно отличаются, понимание будет затруднено.

На процесс взаимопонимания в речевом общении существенное влияние оказывают такие характеристики речевого высказывания, как денотация и коннотация, полисемия, синонимия, статичность, смешение наблюдения и оценки. Рассмотрим их подробнее.

Жизненный опыт каждого человека влияет на значения, которые он придает словам. Денотпацией

называется значение слова, признаваемое большинством людей данного лингвистического сообщества, – так называемое лексическое значение.
Коннотацией
называются вторичные ассоциации слова, разделяемые одним или несколькими членами данного сообщества; в этом смысле они субъективны и эмоциональны по своей природе.

***Например, слово «лиса» обозначает род млекопитающих семейства псовых (денотация). Однако для работника пушной промышленности, фермера или охотника оно может ассоциироваться с товаром или экспонатом личной коллекции; для большинства говорящих на русском языке – с хитростью, изворотливостью.

Поскольку слова могут вызывать сильную эмоциональную реакцию, часто говорят, что они имеют негативную или позитивную коннотацию (сравните, например, коннотации слов «труп» или «Дед Мороз»).

Итак, жизненный опыт человека является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на значение, которое он придает словам. Игнорирование этого фактора затрудняет коммуникацию.

К причинам, которые следует учитывать при анализе того, почему люди воспринимают слова по-разному, следует отнести и такие, как время и место. Значения не заданы слову навечно, они меняются от эпохи к эпохе, от поколения к поколению, а также в зависимости от региона в пределах одной страны, не говоря уже о разных странах. Необходимо помнить об этом, когда мы говорим с теми, кто старше или моложе нас, с гостями из других городов и областей.

Некоторые слова имеют более одного общепринятого значения, что может послужить причиной взаимного непонимания в общении. В русском языке примерами таких слов являются «лук» (продукт питания и оружие для метания стрел); «гранат» (драгоценный камень и фрукт); «корень» (подземная часть растения, основная часть слова, математический термин) и др. Это языковое явление называется «полисемия». Полисемия –

наличие у слова более одного общепринятого в данном речевом сообществе значения.

Известно, что сообщение может быть закодировано многими альтернативными, но функционально эквивалентными кодами, то есть с помощью разных слов и фраз. Это связано с таким языковым явлением, как синонимия –

использование разных слов и фраз для сообщения сходной информации.

Специфику коммуникативного процесса также характеризует наличие коммуникативных барьеров.

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие, возникающее на пути передачи адекватной информации.

Коммуникативный барьер – это абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее в ситуациях общения, причинами которого являются следующие особенности общающихся:

1. Мотивационно-операциональные;

2. Индивидуально-психологические;

Социально-психологические.

В современной социальной психологии выделяют различные типы коммуникативных барьеров. Прежде всего это барьеры непонимания:

1. Логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания.

2. Стилистический барьер – несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает при неправильной организации сообщения. Сообщение должно быть построено: от внимания к интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений к возражениям и вопросам, ответам, выводам, резюмированию. (использование разных средств языка для выражения своих мыслей).

3. Семантический (смысловой) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур. (жаргон, сленг).

4. Фонетический барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко. Непонимание двух человек, говорящих на разных языках. Различные знаковые средства передачи информации.

Выделяют также барьеры социально-культурных различий:

— социальные (принадлежность субъектов к разным слоям общества),

— политические (разные идеология и представления о структуре и смысле власти),

— религиозные (могут определяться толерантностью самой религии по отношению к представителям другой веры), профессиональные и др.

Барьеры отношений появляются тогда, когда во взаимодействие вмешиваются негативные чувства и эмоции. Это могут быть барьеры страха, отвращения, брезгливости и т.д.

Кроме того, Б.Д. Парыгинпредлагает различать два вида социально-психологических барьеров:

— внутренние барьеры личности, связанные с нормами, установками, ценностями, а также с такими личностными особенностями, как ригидность, конформность, слабоволие и др.

— барьеры, причина которых – вне личности: непонимание со стороны другого человека, дефицит информации и т.д.

Невербальная коммуникация –это взаимодействие между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и их интерпретация в данной ситуации.

Невербальные сообщения могут быть закодированы посредством:

1) выразительных движений тела – так называемое экспрессивное поведение личности (мимика, жесты, позы и т. д.);

2) звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, ритмичность и т. д.);

3) определенным образом организованной микросреды, окружающей человека (то есть того пространства, которое индивид может контролировать или изменять: от обстановки квартиры до расстояния, на котором он предпочитает говорить с собеседником);

4) использования материальных предметов, имеющих символическое значение (например, букет к дню рождения; опущенная штора на окне как условный знак, что заходить опасно).

Невербальная коммуникация

представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию.

Различие между вербальной и невербальной коммуникацией можно представить следующим образом.

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
1. Обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас», в рамках конкретной ситуации, с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие. 2. Невербальные сообщения с трудом можно разложить на отдельные единицы; их ядро составляют самые разные движения тела, лица, голоса, пространственных перемещений и т. д. 3. Невербальное поведение спонтанно, непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми. 4. Невербальный язык люди, как правило, успешно усваивают сами путем наблюдения, копирования, подражания.1. Обмен сообщениями, которые могут существовать помимо передающего их человека (например, в пересказе или в виде текста), позволяют информировать об отсутствующих предметах или явлениях. 2. Составные элементы вербального сообщения (буквы, слова, предложения, фразы) четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам. 3. Вербальные высказывания в значительной степени осознанны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять, проконтролировать. 4. Говорить детей учат специально, семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил.

– их ситуативность

– их синтетичность.

Экспрессивное поведение трудно разложить на отдельные единицы.

— непроизвольность,

спонтанность многих невербальных действий – еще одна их особенность.

Наконец, если говорить детей учат специально (причем семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил), то большинство невербальных знаков люди более или менее успешно усваивают сами – путем наблюдения, копирования, подражания.

Таким образом, реализуя общую для них функцию невербальной коммуникации – передавать сообщения, касающиеся конкретного состояния коммуникатора, его отношения к себе, партнеру и ситуации, – каждый из каналов сохраняет при этом свою специфику. Характер содержания сообщения определяют кодировочные средства.

То, как

мы говорим, часто является более важным, чем само содержание сообщения. Произнесенное слово никогда не является нейтральным. Исследователи выделяют следующие качества звукового оформления речи:
высота, громкость, скорость, ритмичность, тембр, мелодика, звучность, напряженность. К неконтролируемым и частично контролируемым сигналам относятся звуковые явления – стон, смех, плач, вздох и т. п.
Невербальные аспекты речи передают сообщения:

а) о том, какое значение в данной ситуации мы хотим придать слову или высказыванию, используя для этого такие средства, как ударение, паузы, интонирование;

б) о самом говорящем – его биофизических характеристиках (пол, возраст, рост), эмоциональном состоянии, некоторых личностных особенностях. Голосовые характеристики – важнейший фактор формирования нашего образа в восприятии других; либо мы владеем своим голосом, либо становимся его жертвами.

Достаточно успешно могут быть закодированы акустическим образом основные эмоции – страх, гнев, радость, печаль, удивление, а также такие эмоциональные состояния, как доброжелательность, тревожность, уверенность.

Так, для эмоции гнева характерны общее увеличение силы и высоты голоса, увеличение резкости речевых звуков. Эмоция печали, напротив, характеризуется медленным нарастанием и спадом силы и высоты голоса, увеличенной длительностью слогов, падением силы и звонкости голоса. Глухость или звонкость голоса выдает возраст говорящего. Быстрая речь вызывает представление о человеке активном, энергичном, с одной стороны, либо о неуверенном, суетливом, с другой. Низкий, глухой, богатый интонациями голос связывают с человеком целеустремленным, волевым, решительным. Ритмичная речь характеризует приподнятость настроения.

Антропологические эталоны и стереотипы интерпретации весьма приблизительно характеризуют воспринимаемого, но все же они закрепились в практике общения, поскольку это имеет психологический смысл при установлении контактов между людьми. Эти стереотипы являются наиболее общими и известными всем.

Социальные эталоны внешнего облика воспринимаются нами как признаки общественного положения воспринимаемого человека и его ролевых функций. Эти признаки заключены в конституциональных особенностях внешности, экспрессии, оформлении внешности одеждой и косметикой. ***Например, важная осанка банкира, руки шофера, выправка военного, походка моряка или балерины

.

Улавливая во внешнем облике признаки того или иного социального эталона, познающий причисляет воспринимаемого к определенной социальной категории людей и вслед за этим приписывает ему свои стереотипные представления о психологических особенностях этой категории людей.

Кроме этого для каждого человека познаваемый в общении человек является значимым эмоциональным объектом. Эмоциональные отношения предопределены здесь особенностями физической привлекательности и экспрессией внешнего облика. Результаты опытов показали, что при первом впечатлении наблюдается зависимость оценки психологических качеств личности от эмоционально-эстетического отношения к внешности воспринимаемого человека. Человек, получивший положительную оценку внешности, получал, как правило, и положительную характеристику личности, и наоборот.

Внутригрупповой фаворитизм

Физиогномическая редукция

Стереотипы представляют собой довольно упрощённый образ человека, группы, явления или события. Формируется он обобщением общественного и своего личного опытов. Позволяет сократить время реагирования и ускорить процесс познания.

Стереотипы имеют когнитивные корни и последствия, поэтому обладают следующим эффектом: они направляют мышление и память в определённое русло, т. е. заставляют находить доказательства в свою поддержку, даже если таковых не существует. Поэтому они устойчивы к изменениям.

Стереотипы имеют как плюсы, так и минусы: с одной стороны, стереотипы облегчают восприятие, экономя силы, затрачиваемые на восприятие и познание, а с другой стороны, возникает вероятность необдуманного отнесения воспринимаемого объекта к заранее известным категориям, что вызывает необъективное отношение к нему и неточные выводы. Стереотип, помогающий в одной ситуации, может оказаться ложным и совершенно неподходящим в другой.

Профессиональные стереотипы

Профессиональный стереотип –

это персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала.

Изучением стереотипа психолога занимался В. Ф. Петренко (Петренко, 1988). Согласно стереотипу, «психолог» – сложный, умный, интересный, организованный, гордый, принципиальный, остроумный. Таких качеств, как счастливый и организованный, у психологов нет. Обнаруженная противоположность «счастливого» целому набору положительных качеств раскрывает наличие специфической «профессиональной вредности» профессии психолога, связанной с обычной невротизацией. Необходимость анализа других людей ведет к обостренному самоанализу, снимающему формы психологической защиты личности и делающему ее более чувствительной к фрустрирующим факторам.

Следует сказать, что стереотипы – не единственная причина упрощенного и схематичного представления о других людях. Барьерами к пониманию других людей являются механизмы психологической защиты, искажающие истину в нужном человеку субъективном направлении, предрассудки и предубеждения.

Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями.

Интеракция (интерактивная сторона – организация взаимодействия между людьми);

Без взаимодействия нет общения. Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия людей друг на друга. С этой стороны, коммуникатор тем или иным образом изменяет поведение, мысли и чувства своего собеседника, организовывает его деятельность — взаимодействие всегда обусловлено какой-то причиной.

Взаимодействие, как правило, идёт двумя путями: либо кооперация(способствование совместной деятельности), либо конкуренция (препятствование, хотя она вовсе может не означать конфликта). На тип взаимодействия влияют отношения, установившиеся между собеседниками, их цели и мотивы.

В процессе взаимодействия между людьми появляются признаки, характеризующие их как группу определённого уровня развития. Противоречия же, возникающие во взаимодействии, ведут либо к развитию, либо к распаду всей структуры.

Психологическая совместимость – оптимальное соотношение личностных особенностей, психиче

1Следующая ⇒

Четвертый этап — подводные камни

Четвертый этап начинается, когда процесс установления делового контакта затянулся на несколько дней. При непосредственной близости партнеры начнут замечать, что знают неполную информацию друг о друге. Выяснить истину об этих «подводных камнях» можно только выступая в роли инициатора. Например, вам показалось, что человек с вами недостаточно прямой и открытый. Задайте ему провокационный вопрос и тщательно анализируйте его реакцию. Такой метод быстро развеет все возможные сомнения.

Выражение чувств

Невербальное общение является средством выражения собственных чувств к другому человеку, поступку, ситуации. С помощью прикосновений демонстрируют дружеское либо любовное отношение, привлекают внимание, восстанавливают душевное равновесие, завоевывают лидерство.

ЧИТАТЬ Разговорный стиль речи: разновидности и примеры

Безопасность

Сюда относят объятия, с помощью которых один человек выражает свою готовность помочь, поддержать, а другой чувствует это отношение. Потребность в объятиях возникает с самого рождения. Для младенца изначально важно ощущать маму рядом, чувствовать ее прикосновения. Со временем ребенок запоминает голос мамы, а затем улавливает смысл слов.

Любовь

Любовь — невербальный способ общения, оказывающий наибольший эффект на межличностные отношения. Ее демонстрируют родители, дети, братья, сестры, родные и близкие люди. Проявляется это благородное чувство объятиями, пожатиями рук, поцелуями. Увеличение количества прикосновений между мужчиной и женщиной свидетельствует о переходе отношений в личные, а потом в интимные.

Доверие

Физический контакт, выражающий доверие, не возникает между малознакомыми людьми. Проявляется с помощью объятий. Когда присутствует доверие, человек разрешает к себе прикасаться, обнимать, целовать.

Дружба

Мужчины не приветствуют чрезмерное проявление тактильности, но в некоторых ситуациях позволяют объятия. Друзья обнимаются, когда долго не виделись, хотят выразить свою признательность, совместно переживают радостное либо печальное событие. Кроме этого, друзья позволяют себе объятия в состоянии опьянения, даже если дружба не такая уж и близкая.

Женщины спокойно относятся к тактильному общению, если оно не носит эротического характера. Подруги часто обнимаются, целуются в щечку и губы, спят на одном диване, подолгу держатся за руки.

Когда дружат представители разных полов, проявление чувств должно быть в рамках приличия. Частые прикосновения носят интимный подтекст. В губы друзья точно не целуются. Допускаются объятия, поцелуи в щечку.

Сексуальная подоплека

Невербальное общение направлено на привлечение внимания партнера. В процессе ухаживаний с помощью тактильного контакта партнеры демонстрируют свое желание стать ближе. Основные средства, которые при этом используются, — ласки, поцелуи, массаж. Когда пара знакомится, начинается все с внимания, общения. Затем следует фаза прикосновений и занятий любовью. Тактильное общение присутствует на последних этапах.

ЧИТАТЬ Манипуляция – техники управления человеческим сознанием

Прикосновения изначально случайные. Заинтересованный в близости партнер прикасается к нейтральным частям тела. Реципиент, которому интересно такое развитие событий, разрешает это делать. Затем появляются целенаправленные движения, которые завершаются сексом. С помощью прикосновений происходит проверка реакции партнера.

Защита

Проявление этого чувства выражается в объятиях, поглаживаниях. В ситуации, когда требуется молниеносная реакция, беззащитного партнера отталкивают в сторону, чтобы встать впереди. Такое поведение свойственно мужчинам, защищающим женщин, а также мамам.

Для чего это нужно?

Отдельно стоит поговорить о том, для чего нужно нарабатывать эту связь в процессе общения:

  1. Важно знать технику и способы установления контакта с клиентом для того, чтобы вызвать у него доверие. Правильно организованная беседа настроит его на положительный лад — это основа продуктивных отношений.
  2. Эти качества необходимы при собеседовании. У человека, который опрятно одет, красиво говорит и «надел» на себя позитивные принципы общения, больше шансов получить это место работы.
  3. О процессе установления и развития контактов должен знать каждый бизнесмен. Правильное общение окажет огромное значение на его деятельность. Кто захочет сотрудничать с невежей, с которым неприятно общаться?
  4. Правильная организация построения взаимоотношений необходима каждому человеку. Ведь каждый день люди плотно взаимодействуют с другими личностями в магазинах, ресторанах, транспорте и иных общественных местах. «Качественное» общение создает о себе положительное мнение.

Необходимость прикосновений для человека

В психологии различают 18 значений физических контактов. Условно их разделили на 7 групп:

  1. Позитивное эмоциональное воздействие.
  2. Контроль.
  3. Игра.
  4. Смешанные прикосновения.
  5. Ритуальные.
  6. Целенаправленные.
  7. Случайные.

Положительными эмоциями обмениваются люди, находящиеся в хороших отношениях:

  1. Поддерживающие прикосновения показывают заботу, утешение, защиту. Контакт считается уместным, когда собеседник пребывает в состоянии отчаяния, подавленности, тревоги.
  2. С помощью прикосновения одобрения люди выражают признательность, благодарность, а также дают согласие на определенные действия.
  1. Присоединение предполагает психологическую близость. Указывает на совместное взаимодействие, то есть люди занимаются одним делом, в процессе выполнения своих функций происходит физическое воздействие.
  2. Сексуальные прикосновения означают взаимную симпатию, половое влечение, привлекательность.
  3. Привязанность показывает положительное отношение человека к партнеру.

Прикосновения игры бывают воздействующими и агрессивными. Суть контакта в том, что информацию нельзя воспринимать серьезно. Кроме того, с помощью игры происходит воздействие на человека для получения определенного эффекта. Контроль нужен для направления внимания партнера в нужное русло, вызова реакции. К ритуальным прикосновениям причисляют приветствие, прощание. Сюда относят рукопожатие, похлопывание по плечу. Случайный тактильный контакт не несет никакого смысла, осуществляется ненамеренно.

Общение между людьми происходит с помощью слов, жестов, прикосновений. При использовании всех инструментов коммуникации наблюдается полноценная передача информации.

Обратная связь

Обратная связь — это ещё один приём установления контакта. Такой подход позволит сформировать правильное мнение о своём собеседнике.

  • Требуется обращать внимание на то, как человек отвечает на поставленный вопрос. Если он смотрит в глаза, то это говорит о том, что он максимально заинтересован, тема общения ему действительно близка. Томный взгляд на обстановку в помещении или окно говорит об отсутствии интереса.
  • Очень хороший признак, если человек во время беседы делает какие-либо заметки в блокноте. Это говорит о том, что он ответственно подходит к переговорам. Следует обратить внимание на то, на каких моментах он максимально заострил свое внимание.
  • Во время переговоров будут появляться различные барьеры. Например, человек будет не понимать расшифровку различных терминов и формулировок. Хороший знак, если он задает много вопросов и пытается раскрыть всю сущность проходящей беседы.

Обратная связь — это очень тонкий психологический подход. Если требуется создать хорошее впечатление о себе, важно заранее уделить внимание этим нюансам.

Эти глаза напротив

Также хорошо можно распознать эмоции и намерения человека по глазам. Это лучше всего знают мужчины, которые при знакомстве сразу оценивают то, как собеседник смотрит на него. Более того, по взгляду можно определить социальный статус, наличие и отсутствие проблем и даже состояние здоровья человека. К примеру, студент за неделю перед стипендией, бабушка с минимальной пенсией и мать-одиночка смотрят на мир примерно одинаковыми глазами. С грустью. Тогда как успешный бизнесмен взирает на окружающих уверенно, смело. Такое же выражение глаз можно встретить у ребенка, который растет в полной семье. У него нет проблем, и в будущее подрастающий человек смотрит с оптимизмом.

Если говорить более конкретно, то взгляд собеседника, в зависимости от ситуации, бывает:

  • Светский. В этом случае взгляд опускается до линии губ либо просто ниже уровня глаз собеседника. Этот прием способствует легкому и непринужденному общению и используется на приемах, встречах и вечеринках.
  • Деловой. Здесь взгляд фиксируется на уровне лба собеседника. Предполагается, что это создает серьезную атмосферу делового партнерства;
  • Интимный. Человек смотрит не в глаза собеседника, на другие части тела, расположенные ниже лица (до уровня груди). Это говорит о заинтересованности людей друг другом. Интимный взгляд может сопровождаться расширением зрачков (в предвкушении удовольствия).
  • Взгляд искоса. Говорит о подозрительном или критическом отношении к собеседнику.

Глаза, лоб, рот, брови, рот, подбородок, нос — эти части лица лучше всего выражают главные человеческие эмоции. Положительные эмоции (любовь, радость, удивление) можно определить быстрее и проще, сложнее воспринимаются отрицательные эмоции человека (гнев, печаль, презрение). Главную нагрузку в определении истинных чувств собеседника несут губы и брови.

Внешний вид

Самый эффективный способ установления контакта при переговорах — создание привлекательного образа. Нежелательно для собеседования наряжаться в самые дорогие костюмы. Важно, чтобы образ был сдержанным и опрятным.

Женщине рекомендуется надеть на переговоры стильное платье, которое подчеркнет все достоинства и скроет недостатки её фигуры. Ещё один удачный вариант — строгий костюм. Ни в коем случае одежда не должна демонстрировать ноги и грудь. Такой развратный образ вряд ли сможет вызвать доверие у собеседника. Волосы должны быть максимально уложены. Необходимо, чтобы макияж не был вызывающим, а, напротив, подчеркнул естественную красоту лица. Для маникюра стоит выбирать неброские лаки.

Мужчине рекомендуется отправиться на встречу в деловом костюме. Отличной альтернативой могут стать классические джинсы с рубашкой. Совсем не обязательно, чтобы одежда была от элитного дизайнера. Обычно собеседники обращают внимание на качество обуви и бренд часов. Аксессуар может создать о человеке особое впечатление.

Отдельно стоит поговорить о цветовой палитре. Для собеседования не рекомендуется совмещать несколько ярких оттенков. Например, если блузка или рубашка будет яркой, то аксессуары, брюки или юбка и обувь должны быть нейтрального оттенка.

Невербальное общение

Важную роль играет невербальное общение. Психологи называют его скрытым диалогом. То, как человек ведет себя во время беседы, сможет о многом сообщить. Например, если он сидит сложа руки, то, скорее всего, закрыт или что-то скрывает. Открытая, расслабленная поза говорит о его готовности к общению.

Следует насторожиться, если человек нервничает. Это может говорить о том, что он не уверен в себе или что-то скрывает. Способствующими сигналами станут следующие: если собеседник начинает что-то перебирать в руках, например, активно теребить пуговицу от одежды или чайную ложку.

Тщательно нужно исследовать выражение лица. Огромный плюс, если у человека на лице доброжелательная улыбка. Это признак того, что он настроен на продуктивное общение.

Язык тела: смыслы прикосновений

Тактильная коммуникация иногда дает больше информации, нежели вербальное общение. Зная язык тела, можно разобраться в человеке, понять его истинные намерения:

  1. Рукопожатие. Формальное приветствие. Означает хорошее расположение партнера. Сигнал предрасположенности становится сильнее, когда оппонент кладет левую руку на плечо либо поверх правой руки партнера.
  2. Объятие за талию. Воспринимается как гетеросексуальный жест, поскольку рука мужчины находится вблизи гениталий женщины. Означает интимную связь либо намек на секс. Часто используется при ухаживании.
  3. Поцелуй в губы. Демонстрация теплых чувств между влюбленными. Иногда такой поцелуй могут позволить себе подружки либо ребенок, прикасаясь губами к маме.
  4. Рука на голове. Самая уязвимая часть тела — голова. Даже самое легкое прикосновение демонстрирует доверие, тесную духовную и эмоциональную связь.
  5. Голова к голове. Позволяют себе мужчины, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения. Жест указывает на близкие отношения, поддержку. Но больше свойственно такое прикосновение влюбленным. Оно означает желание мужчины и женщины находиться рядом, причем вдали от всех.
  6. Ласка. Является частью сексуальной прелюдии. Жест, продемонстрированный на публике, указывает на интимную связь между партнерами.
  7. Держание на руках. Означает поддержку. На руках может сидеть ребенок у родителей, близких людей, девушка у своего любимого парня.
  1. Игра «Притворная атака». Пинки, легкие удары, толчки в игровой форме указывают на дружеские отношения между мужчинами. Таким способом они дурачатся, показывают окружающим свои теплые отношения.
  2. Сопровождающий контакт. Партнер обнимает другого за плечи и ведет в нужном ему направлении. Это покровительственный либо контролирующий жест.
  3. Похлопывание по спине. Похвала, одобрение, поддержка, дружба.
  4. Держание под руку. Символизирует защиту и обладание. Используется на публике. Демонстрирует близкую связь женщины с мужчиной.
  5. Объятие. Показывает теплое отношение. Боковое объятие — поддержка. Используется детьми, родителями, друзьями, влюбленными при встрече, расставании и просто без повода.
  6. Рука на плече. Мужской жест, демонстрирующий дружбу, приятельское отношение.
  7. Держаться за руки. Использует мать, чтобы удержать ребенка. Взрослые с помощью этого жеста показывают окружающим любовную связь.

Невербальное общение многообразное и весьма информативное. Например, женщина, поправляющая воротник рубашки мужчины, предупреждает всех: «Он мой». Аналогично воспринимается жест, когда мужчина при всех кладет руку на талию женщине.

Установление контакта с ребёнком

Отдельно стоит поговорить об установлении контакта с ребенком. Если сделать это правильно, то можно заметно сблизиться. Существует несколько эффективных психологических методов, способствующих улучшению взаимодействия. Среди них следующие:

  • Интенсивный ритм вносит в нашу жизнь свои правила. Мамы занимаются построением своей карьеры, внешностью, бытовыми хлопотами и другими полезными делами. Как бы ни было тяжело, стоит минимум один час в день выделять на общение или игры со своим малышом.
  • С сыном или дочкой следует общаться максимально спокойно, без повышения тонов. Если родитель будет постоянно ругать своего отпрыска, то существует высокая степень вероятности, что он вырастет замкнутым человеком.
  • Своего ребенка нужно просто любить. Читайте с ним книги, ходите гулять, делайте уборку дома, вместе готовьте и просто общайтесь. Даже самая квалифицированная няня с педагогическим образованием не сможет заменить заботу любимой матери.

Установление контакта с ребёнком — это действительно очень важно. Он способствует формированию доверительных отношений между близкими людьми, что немаловажно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]