Отношения
Лидерство — один из древнейших феноменов, психологию которого хотели бы познать люди. Ведь именно лидерство чаще всего связано с ключевыми фигурами на шахматной доске жизни. И именно от этих фигур, в первую очередь, зависит исход любой партии, поскольку они являются центрами всей системы. Желание стать лидерами и самим управлять системой есть у многих, ведь, становясь лидером, у нас открывается значительно больше возможностей и перспектив, мы получаем доступ к большему числу ресурсов и бонусов. Становясь лидером, мы делаем определённые инвестиции: сначала мы работаем на имидж лидера, а затем имидж лидера работает на нас.
Основные лидерские качества личности – список
Современный мир давит на человека со всех сторон, требует от него постоянной активной позиции, умения гибко и дипломатично мыслить, оперативно реагировать на изменения ситуации, последовательно и решительно действовать.
Не все люди способны соответствовать таким жестким требованиям, но достаточно, чтобы на одну группу был хотя бы один такой товарищ. Обычно именно он показывает способность принять на себя ответственность за действия всего коллектива и становится руководителем.
Важно подходить своей общественности. От тренера футбольной команды потребуются одни навыки, от капитана корабля – другие. Есть и общие, необходимые в обществе умения.
Давайте разберем, кто же такой лидер и его основные личностные качества в списке:
- ответственность;
- честность и порядочность;
- готовность рисковать;
- уверенность в себе и своих силах;
- желание проявлять инициативу;
- последовательность в действиях и решениях.
Чтобы добиться успеха в каком-либо деле не обязательно быть таким человеком. Но у такого человека гораздо больше шансов быстрее добиться желаемого результата. Поэтому целесообразно развивать в себе подобные умения, это поможет в жизни и бизнесе. Давайте рассмотрим их подробнее.
Уверенность в собственных силах
Важно быть уверенным в том, что делаешь. Но при этом нельзя допускать, чтобы вера была слепой. Следует адекватно оценивать свои способности и силы коллектива, на этом уже строить возможные цели. Работнику необходимо проявлять сильные волевые способности и иметь хорошую самооценку. Если человек в себе не уверен, то руководить он не сможет.
Поставленные цели обязаны быть достижимыми, нельзя ставить перед людьми нереальные задачи и ждать выполнения. Так быстро растеряется мотивация, а руководителя перестанут уважать и слушать.
Активная позиция в жизни
Придется всегда стремиться быть в центре происходящего, находиться рядом с рассказчиком и постоянно общаться с каждым членом коллектива. Если знать новости и изменения раньше всех, то становится реально оказаться на шаг впереди.
Моральная готовность рисковать
Необходимо чувствовать в себе решимость идти на риск при необходимости. Придется это делать довольно часто, но при условии, что это приведет к позитивным переменам. Не нужно бросаться во все авантюры без разбора.
Но и останавливаться из-за того, что одно из действий привело к негативным последствиям, нельзя. Следует внимательно анализировать ошибки и планировать новое движение с корректировкой, чтобы не допустить повторения ошибок.
Проявление инициативы
Без этой характеристики построить лидерство не получится. Следует быть инициативным, предлагать решения проблем и нестандартные пути движения организации. Он не боится выходить за пределы зоны комфорта и начинать принципиально иное. Такой человек не будет ждать, когда все произойдет само.
Мотивация
Он знает, зачем он делает свою работу, так ка кзамотивирован на результат или на процесс, притом, не всегда зарплатой. Иногда это желание завоевать новую высоту, добиться определенной цели или изменения. Он может мотивировать себя и коллектив в равной степени.
Порядочный и честный
Это база, без которой не получится построить хорошие отношения с подчиненными. Руководство, которое врет и ведет себя неправильно, не получит авторитета среди работников. Даже мелкая, но частая ложь способна уничтожить доверие сотрудников.
Последовательный в действиях
Такие люди не просто действуют, они идут по размеченному плану, руководствуются им и сверяются, отмечая выполненные пункты. Обычно это продуманные списки, которые способствуют в достижении успеха.
Ответственный
Это обязательная, базовая способность. Если человек не способен отвечать за предстоящие и произошедшие события, компания развалится. Если же он будет пытаться переложить ответственность на других, то репутация быстро растеряется.
Но личность – это не все. Необходимо также быть организатором, дипломатом и кое-что еще. Давайте рассмотрим это подробнее.
Поведение
Прирожденный лидер мотивирован властью, эффективностью и достижением цели. Я встречала многих довольно успешных в этом плане людей. Любовь к власти позволяет им находить выход даже в самых тупиковых ситуациях. Но они уязвимы именно в этой самой власти: стоит им переусердствовать, как люди понимали их намерения и отворачивались от них.
Каждый лидер должен уметь справляться с трудностями, от этого зависит его успех. Противостоять сложным ситуациям ему помогают модели поведения, которым он осознанно или неосознанно следует. Постараюсь объяснить не сильно заумно.
- Конкурентная модель. Такой модели следуют в основном мужчины. Они постоянно с кем-то соревнуются в своих действиях. Им присущи агрессивность, доминантность, харизма, эгоцентризм, самодостаточность. Им важно иметь больше привилегий по сравнению с подчиненными, отличаться от них не только своим статусом, но и тем, что можно себе позволить.
- Кооперативная. Таких людей уважают, так как к лидерству они пришли не через “рейдерский захват власти”. Они коммуникативные, интеллектуальные, направлены на сотрудничество со всеми, кто принесет пользу всей группе. Чаще всего и в личной жизни у них все ОК, они лояльно относятся к женскому и мужскому руководству.
- Маскулинная. Это разновидность конкурентной. Лидер обязательно мужчина, хотя и женщины тоже бывают, но таких называют “мужик в юбке”. Они конкурентоспособные, сексуальные (здесь только мужчины, женщинам такой стиль в пользу не идет), доминантные, агрессивные.
- Феминная. Эта модель срабатывает только в случае, когда нет других претендентов на место руководителя. Как правило, это женщины, которых “бросили на амбразуру” за неимением других кандидатур. Такие руководители мало способны конкурировать и доминировать. Они больше подчиняются, агрессию не проявляют, стараются со всеми договориться.
Управленческие и организационные качества лидера
Что умеет настоящий руководитель:
- Вести за собой – все подчиненные не просто выполняют работу, но и чувствуют свою значимость, хотят помочь общему делу. К нему прислушиваются и доверяют, он притягивает собственными поступками и идеями.
- Организационные способности – каждый занят отдельной частью целого, нет путаницы и повтора циклов. Важно упорядочивать действия команды, воодушевлять и делегировать.
- Видение перспективы – он заранее знает, как может закончиться любое начинание. Надо ясно представлять себе развитие дела, доносить это в радужных красках до подчиненных. Следует вычленять главное среди мелочей и выбирать курс.
- Гибко и маневренно двигаться – серьезный навык своевременно менять планы, принимать правильные решения. Этот тип планирования должен помогать «огибать острые углы» и подбирать безопасный путь.
- Дипломатичное руководство – раздавать задачи и общаться так, чтобы людям в подчинении нравилось работать, а с партнерами строились дружественные отношения.
- Умение поддерживать – иногда самые талантливые работники не могут избавиться от страха перед выполнением каких-то пунктов, от этого страдает общая цель и производительность, поэтому важно обладать умением подбодрить всех подчиненных.
Этот человек обязан выдерживать любой стресс и заставлять своих людей верить в то, что поставленная цель легко будет достигнута общими силами. Нужно быть личностью, которая умеет вести конструктивно диалог и выводить его в подходящее русло.
Необходимые личные качества, присущие руководителю:
- чувство юмора;
- рациональность;
- воображение;
- открытость к новым знаниям;
- готовность учиться и меняться;
- харизматичность.
Важно умело управлять собственной группой, для этого потребуется совокупность нескольких личностных и социальных характеристик.
Преданность своему делу
Руководитель-лидер настойчив и инициативен. Он обладает сильной волей, что помогает ему преодолевать все препятствия на пути к цели. Он вынослив и работоспособен даже в форс-мажорных обстоятельствах. В критические моменты он готов взять инициативу на себя, поэтому на него всегда можно положиться.
Шотландский журналист, основатель журнала Forbes Б. Ч. Форбс писал : «За успех нужно платить. Практически все, кто достиг вершин, работали тяжелее и больше, более старательно учились и строили планы, больше жертвовали собой, преодолели больше трудностей, чем те из нас, кто еще не поднялся».
Психологические и социальные характеристики
Это способность строить качественные и доверительные отношения внутри коллектива. Задача «главного» – выполнять свою роль и функции так, чтобы взаимоотношения между людьми при этом только налаживались.
Какие качества современного успешного лидера должны быть у руководителя:
- Коммуникабельнность – умение любить общаться с персоналом, находить общий язык со всеми вне зависимости от их роли, должности, пола и возраста. Это помогает упрочнить позиции команды.
- Справедливость – ни один человек не простит несправедливости от своего начальника. Все споры и сложности необходимо решать так, как будет правильно. Каждому члену группы требуется уверенность в том, что с любым вопросом он может обратиться к начальству и получит грамотный, честный и объективный ответ.
- Командность – настоящему руководителю предстоит отстаивать интересы своих работников перед вышестоящими или проверяющими органами, внешними и внутренними, защищать их от угроз и штрафов.
- Создающий все условия для реализации и самореализации – он сделает все, чтобы его персоналу было удобно и комфортно работать, а фирма работала как часы. Он занимается обучением, дает все необходимое для морального и карьерного роста новых кандидатов на лидирующие позиции. За это обычно их ценит весь коллектив компании.
Научитесь делегировать обязанности
Лидер — это не тот, кто взваливает на себя всю работу, а тот, кто умеет грамотно распределить обязанности между подчиненными. То есть, нужно понять, кто и что умеет, кому и что можно доверить и так далее. При этом нужно обеспечить качественный и своевременный контроль.
Развивать в себе эту способность нужно начиная с бытового уровня. Например, планируя работу по дому, не делайте все сами. Разделите задачи между членами семьи. Организовывая мероприятие (как в предыдущем примере со встречей выпускников), переложите часть ответственности на тех, кто наиболее горячо встретил вашу идею.
Лидерские таланты руководителя
Осталось разобраться с несколькими характеристиками, без которых любому будет сложно контролировать ситуацию. Важно развивать их в себе, чтобы принять на себя руководство.
Какой он, самый лучший лидер:
- умеет следить за собственными эмоциями, держать под контролем и не показывать их;
- пунктуальный, не опаздывает на службу и приходит вовремя на совещания и встречи;
- способен уговорить партнера или работника сделать то, что необходимо для развития предприятия должным образом;
- концентрируется на задаче и может все организовать, чтобы выполнить ее;
- позитивно мыслит и общается;
- четко выражает мысли;
- настойчивый, иногда жесткий, но при этом открыт общению и новым идеям;
- харизматичный, заинтересованный в результате;
- грамотно планирующий время – личное и подчиненных.
Понимание необходимости мотивации персонала
Мотивация подчиненных к работе предполагает умение ставить перед ними понятные, четкие и достижимые цели. Они должны представлять, как будут выполнять поставленную задачу.
При этом труд персонала должен соответствующим образом поощряться, например различными премиями и бонусами. Прежде чем требовать от подчиненных всецелой отдачи, руководитель должен спросить себя: «А стал бы я работать в несколько раз больше, чтобы увеличить свой доход на 2-3%?».
Публицист Майк Делании верно заметил: «В любом виде бизнеса или отрасли промышленности, где одинаково вознаграждаются и бездельники и трудяги, рано или поздно обнаружится больше первых, чем последних».
Конечно, подчиненные должны иметь достаточный уровень квалификации. В противном случае, получится так, как предсказывал американский предприниматель Джим Рон: «Одной мотивации недостаточно: если у вас есть идиот и вы его мотивировали, то в результате вы получите мотивированного идиота».
Формальное и неформальное лидерство
В любом коллективе может образоваться сразу два человека, которые будут лидировать формально или неформально.
Первый вид руководит официально, в соответствии с должностной инструкцией и должностью. Он не всегда оказывается приятным для отдела, не в каждом случае может завоевать уважение людей, которым раздает задачи.
Второй вид командиров возникает самостоятельно, без назначения от владельца фирмы. Это просто кто-то из работников, который может отстоять интересы коллег, высказать предложение, вести за собой. Ему верят и за ним идут, доверяют и советуются. Но его мнения и решения будут контролироваться вышестоящими менеджерами.
Неформально кто-то начинает лидировать, если руководство начинает руководить авторитарно. В данном раскладе реальные начальники воспринимаются тиранами, их назначения и приказы воспринимаются в штыки.
Если же фирмой руководят в либерализированном или демократичном стилях, то неформальное лидерство возникает изредка. Начальство не боятся, нет нужды добиваться отстаивания интересов.
Лидер владеет в совершенстве искусством общения
Если вы лидер, то вам приходится часто общаться с другими людьми. Ни одна из проблем не обходится без вашего участия в ней. Вы будете регулярно проводить личные встречи, совершать звонки клиентам и регулярно вести переписку с клиентами. Стоит заметить, что не все разговоры будут приятными. К примеру, принять негатив клиента или сообщить коллеге про его увольнение.
Можно спросить любого успешного руководителя о том, какие навыки самые ценные для успеха, и они, вероятно, среди прочих назовут навыки общения. К примеру, миллиардер и серийный предприниматель Ричард Брэнсон называл общение самым важным умением, которым обладает лидер.
Коммуникация делает все процессы более плавными. Развитые навыки общения помогают более эффективно доносить до сотрудников различные инструкции и детали выполнения задач. Общение так же позволяет передать ваше настроение и степень важности через тон разговора. Соответственно, общение является объективным и субъективным средством воздействия на ваших слушателей.
Как и с чего начать развивать навыки общения
Электронная почта и переписки в чатах – это самый простой способ начать совершенствовать свои навыки общения. В данном случае у вас будет время, чтобы обдумать каждое предложение. Если начать сразу с телефонных разговоров или живых встреч, то это показаться слишком сложным. Работать с возражениями собеседника при телефонных разговорах гораздо сложнее, чем в переписках.
При разговоре обращайте внимание на свои формулировки и тон. Не бойтесь экспериментировать, чтобы найти правильную комбинацию. Старайтесь говорить с собеседником не так быстро. Это позволит вам продумать свои предложения. Так же это позволит вам казаться более уверенным, если вы не будете перегибать палку. Если перегнуть, то можно быть похожим на укуренного.
Демонстрация лидерских качеств
Необходимо показать свои возможности не только словами, но и действиями. Взгляд держать уверенным, твердым, как и позицию. Мимика и жесты – под контролем. Взгляд не отводить и не прятать во время разговоров. К собеседнику относиться только с уважением, не повышать голос.
Следует соблюдать осанку, внешний вид: как в одежде, так и во всем образе. Одеваться в соответствии с занимаемой должностью. Не стоит приходить на руководящий пост в свитере с пирожными или вызывающим макияжем.
Суть личностных качеств лидера и его виды
Стремление лидировать отличает человека, который хочет занять более высокое место в жизни. Это желание есть у всех людей, но большинство об этом не задумываются или не собираются действовать, предпочитая оставаться на своем месте.
В зависимости от того, какой стиль управления принят в компании, есть три вида лидерства. Давайте рассмотрим их подробнее.
Авторитарный
При этом типе руководства человек получает возможность анонимно принимать решения – персонал не знает, кто конкретно отдал этот приказ. Выполнение задачи часто контролируется сразу несколькими начальниками. Он получает возможность критиковать, наказывать и лишать премии тех, кто не выполняет показатели. Все это не добавляет ему репутации и положения среди коллег.
Недостатки:
- нередко принятые решения оказываются ошибочными, ведь начальство сильно оторвано от реальной ситуации в фирме;
- сотрудники безынициативные и пассивные;
- неудовлетворенная и недовольная общественность;
- морально тяжело работать всем в подчинении.
Советуем пользоваться стилем лишь в опасных ситуациях – при авариях или если есть угроза жизни человека. Таким способом можно подавить массовые волнения, но если постоянно двигаться в таком ритме, то это завершится развалом и полной потерей мотивации коллектива.
Либеральный
Нет тотального контроля, но нет и четкости в планировании. Меры наказания могут оказаться непредсказуемыми.
Довольно часто персонал не мотивированный, есть тенденции к регрессу и потере стимула. Сотрудники не довольны начальством, потому что не понимают их действий и приказов. Климат не самый благоприятный, люди влияют на коллег негативно, происходят постоянные склоки и обсуждения за спиной.
Демократический
Здесь человек не принимает решения сам, он привлекает к обсуждению коллектив. В результате получается решить сразу несколько проблем – люди заинтересованы в получении результата, понимают, почему именно так нужно действовать и в чем сложности пути. Если удается превратить работу в цельно действующий организм, мотивированы будут все. Рабочая активность постоянно стимулируется и выходит на новые уровни.
Это наиболее оптимизированная и эффективная модель руководства, но для ее воплощения нужен истинный и профессиональный руководитель, формальный и неформальный одновременно. Психологически людям так проще работать, а начальство знает обо всех трудностях и тонкостях действительности.
Лидер должен быть организованным, чтобы показать хороший пример остальным
Если лидер не организован, то никто из команды не будет организованно выполнять свои обязанности. Лидер постоянно занят, поэтому траты времени на организацию собственного дня ему могут показаться ненужной мелочью. Однако, это совершенно не так. Быть организованным важно не только для собственной производительности, но и для ваших сотрудников. Лидер является примеров для всего коллектива.
В США проводили опрос среди офисных работников на эту тему. Результаты опроса показали, что 75% офисных работников связывают дезорганизованный офис с более глубокими проблемами внутри коллектива. Если на столе руководителя много бумаг и полный беспорядок, то сотрудники могут это связать с общим состоянием компании. Так же, это является оправданием для дезорганизации в их собственных делах, что приводит к проблем с производительностью.
Как повысить свою организованность
Нужно начать уделять больше времени тому, как вы организуете себя. Попытайтесь представить идеальный образ, идеальный рабочий стол. Вот к этому и нужно стремиться. Следите за свой собственной продуктивностью и тратьте на планирование 15 минут в день.
Как выглядит лидер: основные признаки
Определить такого индивидуума просто – достаточно найти в нем следующие навыки:
- способность влиять на персонал и убеждать в своей правоте;
- информированность во всем, что происходит вокруг;
- есть все личные качества для лидерства;
- желание развиваться и узнавать новое, учить коллег чему-то;
- навык организовывать людей так, чтобы не было путаницы;
- активность и желание что-то менять;
- постоянные предложения по обновлению и упрощению рабочего процесса;
- видит ситуацию за границей признанной нормы.
Бывших лидеров не бывает. Если человек когда-то занимал пост и брал на себя ответственность за результат, он будет повторять это снова, даже не находясь в руководящей должности.
Дополнительные материалы к данному уроку
Также вы можете прочитать полезные материалы по лидерству в специальном разделе «Лидерство и взаимоотношения» нашего блога. Тему данного урока дополняют статьи:
- Как пробудить в других эмпатию
- Цели SMART
- Getting Things Done Дэвида Аллена
- Управление рабочим временем или тайм-менеджмент для лидеров
Просим также обратить внимание, что некоторые тестовые вопросы к данному уроку, а также к экзамену по лидерству составлены на основе материала приведенных выше статей. Теперь, когда мы ознакомились с рекомендациями по улучшению лидерских навыков, перейдем к следующему уроку
Теперь, когда мы ознакомились с рекомендациями по улучшению лидерских навыков, перейдем к следующему уроку.
Какие функции выполняет в коллективе
Любая группа людей это своя налаженная система, которая не может нормально функционировать без вожака. Зачем он нужен:
- организует жизнь отдела во всех сферах сразу;
- создает правила, в которых будет всем комфортно работать, затем следит, чтобы они выполнялись;
- официально разговаривает с начальством от лица всех людей;
- отвечает за результаты деятельности всей общественности, следит за тем, какими будут итоги;
- координирует и меняет при необходимости задачи, которые будет выполнять определенный сотрудник, чтобы добиться максимальной производительности.
Информация о статье
Соавтором этой статьи является . Морин Тейлор — генеральный директор и основательница SNP Communications, компании в сфере корпоративной коммуникации в области залива Сан-Франциско. Помогает лидерам, основателям бизнеса и инноваторам во всех отраслях совершенствовать коммуникацию и получать обратную связь более 25 лет.
Категории: Личное развитие
На других языках:
English: Improve Leadership Quality, Español: mejorar la calidad del liderazgo, Italiano: Migliorare la Qualità della Leadership, Português: Melhorar a Qualidade da Liderança, العربية: تحسين مهاراتك القيادية, ไทย: พัฒนาคุณสมบัติความเป็นผู้นำ, Français: améliorer les qualités de leadeurship, Nederlands: Leiderschapskwaliteiten verbeteren, 日本語: 指導力を改善する, हिन्दी: अपनी लीडरशिप क्वालिटी में सुधार लाएं, 中文: 提高领导力, Bahasa Indonesia: Meningkatkan Kualitas Kepemimpinan, Tiếng Việt: Cải thiện phẩm chất lãnh đạo
Эту страницу просматривали 8429 раз.
Была ли эта статья полезной?
Да Нет
Как развивать в себе лидерские качества — список способов
Не так просто взять и стать лидером, если вы не родились им. Это труд и работа над собой, а главное – желание измениться и поменять свою жизнь. Мало иметь хорошую физическую форму и здоровье, многое зависит от характера.
Что обязательно следует сделать:
- записаться на специальные курсы, где помогут исправить все ошибки речи и неверную дикцию – сложно быть убедительным оратором с дефектами;
- больше читать, особенно классики – это влияет на разговор и словарный запас;
- каждый день 5-10 минут разговаривайте и спорьте с зеркалом – только первые несколько дней это выглядит странно, затем помогает стать убедительнее.
Можно записаться в школу танцев или в тренажерный зал. Это поможет прийти к хорошей физической форме, добавит уверенности в себе. Кроме того, это расслабляет и снимает эмоциональное напряжение.
Компания business-result поможет развить в себе все необходимые способности – мы комплексно подходим к каждой задаче, помогаем выявить главные и второстепенные цели, чтобы не распыляться в попытках сделать сразу все. Мы занимаемся обучением менеджеров и разработкой схем мотивации, чтобы ваш коллектив начал достигать любых, даже самых смелых высот.