Проявляйте инициативу
Александра Ян, финансовый аналитик Investopedia ULC рекомендует завести новую привычку — стараться хотя бы несколько раз в день проявлять инициативу. Объясняет рекомендацию она так: большинство руководителей дают сотрудникам некий минимум задач. Когда человек берет обязанности сверх этого минимума, он выделяется среди конкурентов. Шеф сразу видит стремление достичь чего-то большего.
Не факт, что проактивность поможет вам сразу. Это скорее инструмент отложенного создания репутации — постепенно люди привыкнут, что вы инициативный, и станут доверять вам больше ответственности. А там, где больше доверия — больше перспектив.
Еще один плюс в проявлении инициативы — рост ваших навыков как технических, так и мягких. Вы будете заниматься задачами, в которых не являетесь экспертом, то есть будете выходить из зоны комфорта. Это автоматически означает активное обучение — отличный способ прокачаться в разных навыках и набрать очков как будущий лидер компании.
Переходите от теории к практике
На данный момент людям доступно огромное количество литературы , в которой содержатся рекомендации как развить в себе лидерские качества. Также проводятся многочисленные тренинги, которые пользуются успехом. Но прочитать книжку или прослушать лекцию недостаточно, чтобы стать лидером.
Чтобы прийти к желаемому состоянию, нужно применять полученные знания на практике. Каждую рекомендацию, каждый прием вы должны не просто взять на заметку, а опробовать в реальной жизни. Ну и, конечно же, не стоит принимать все, что написано в мотивационной литературе (или услышано на тренинге), за истину в высшей инстанции. Не стоит все без разбора переносить в свою жизнь.
Стремитесь к продуктивности и работе на результат
Развивайте лидерские качества с помощью привычки работать на результат. Чтобы выработать такую привычку, Максим Дорофеев в книге «Джедайские техники» предлагает воспринимать любые дела с точки зрения двух подходов — «делал» и «сделал».
Например, жена поручила вам купить что-то в магазине и принести это вечером домой.
- Вы идете в магазин вечером. Выбираете торговую точку перед домом. Когда просите нужный товар, выясняется, что он закончился. Вы заходите еще в несколько магазинов, но уже слишком поздно — они либо уже закрыты, либо в них товар тоже закончился. Вы идете домой без нужных продуктов. Это подход «делал».
- Когда жена просит вас купить продукты, вы спрашиваете, зачем они ей. Выяснив, что она планирует сделать из них ужин, интересуетесь, какая альтернатива ей подойдет, если нужных продуктов не будет в продаже. Затем заходите в магазин около работы, чтобы купить нужные продукты не в последний момент. В итоге приезжаете домов с вкусными продуктами и получаете довольную жену. Это подход «сделал».
Чтобы быть продуктивным и работать на результат, нужно быть предусмотрительным. Старайтесь приучить себя думать наперед — всегда спрашивайте себя, «а что, если?». Постепенно вы научитесь предугадывать проблемы и сможете стать максимально эффективным в решении любых задач.
Какими навыками и умениями обладает лидер?
Вот несколько главных умений и навыков лидера:
- Умение убеждать и вдохновлять. Оно является одним из ключевых качеств лидера. Лидер должен уметь воодушевить команду и убедить, что они могут достичь любой цели.
- Способность принимать решения и нести за них ответственность. К слову, лидер несет ответственность не только за принятие правильности своего решения, но и ответственность за свою команду.
- Навыки постановки и достижения цели. В бесконечной гонке за успехом очень важно разглядеть нужную цель, разработать стратегию и достигнуть результата.
- Способность концентрироваться на самом важном. Сконцентрироваться на проблеме и ее решении, не «распыляться» на другие задачи — важный навык лидера. Без этого об успехе во всех делах можно забыть.
- Умение слушать. Также основа успеха — умение слушать, слышать и взаимодействовать с командой.
Эти навыки необходимы, чтобы стать лидером. Поэтому, старайтесь развить их максимально.
Делегируйте
О необходимости научиться грамотно передавать задачи рассказывают во многих книгах по саморазвитию и лекциях лидеров. Один из источников — цитата Теодора Рузвельта, 26-го президента США и лауреата Нобелевской премии мира.
Политик утверждал, что лучшим руководителем будет тот, «у кого достаточно здравого смысла, чтобы выбирать хороших людей, и сдержанности, чтобы им не мешать».
Смысл делегирования не просто в передаче задач. Эффективный лидер перед тем как делегировать, анализирует ситуацию — ему важно убедиться, что подчиненный обладает нужными навыками и возможностями для решения задачи. Поэтому тренируйте навык делегирования — ищите подходящих людей и создавайте ситуации, в которых они смогут проявить себя.
Выходите из зоны комфорта
Страх перед переменами или неизвестностью никак не сочетается с лидерством. Постоянно пробовать что-то новое — хороший вариант для того, чтобы развить лидерские качества. У руководителя не всегда все идет по сценарию. Иногда ему приходится отходить от стандартных схем, находить выход из форс-мажорных ситуаций, осваивать новые стандарты и так далее.
Как научить себя адаптироваться к меняющимся условиям? Начинайте с малого. Например, смените привычный маршрут, до работы, выберите новое место для совершения покупок, смените распорядок дня, найдите себе какое-то новое увлечение. Также задумайтесь о том, чтобы отправиться в отпуск не в привычное «насиженное» место, а на какой-то совершенно незнакомый курорт.
Избегайте микроуправления
Это продолжение пункта про делегирование. Старайтесь развивать так называемое качество «свободы воли» по отношению к сотрудникам. Избегайте чрезмерного контроля за действиями людей.
Логика здесь такая — если вы поручили человеку задачу, значит, вы доверяете ему. Микроконтролем вы как бы показываете обратное, а значит, раздражаете и снижаете мотивацию персонала.
Лучше действуйте наоборот — ставьте задачу, но не прописываете полный алгоритм ее выполнения, если это возможно. Стремитесь демонстрировать доверие к подчиненным, помогаете им проявлять творческие способности в решении задач. Советуйтесь с ними, но не погружайтесь в работу, которую поручили.
Ваша задача — создать условия и вовремя проверить выполнение задачи. А вот как эта задача будет решена — пусть разбираются сотрудники.
«Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы. Слушайте обзоры книг от наших экспертов.
Думайте о других
Многие ошибочно понимают развитые лидерские качества как умение достигать поставленных целей. На самом же деле эффективный лидер думает о других, пытаясь найти такое решение, которое будет выгодно всем участникам того или иного процесса.
В повседневной жизни и в работе вы не должны пытаться прогнуть оппонента под свою точку зрения. Это не победа (особенно если человек по моральным и физическим критериям слабее вас). Вы должны научиться смотреть на ситуацию с разных ракурсов, чтобы выбрать наиболее выгодное для всех решение.
Будьте страстными
Известный коуч и консалтер Тони Робинсон в своем наставлении лидерам рекомендует заниматься только тем, что вызывает подъем чувств и страсть. Тренер считает, что страсть является естественным усилителем — если мы «горим» тем, чем занимаемся, то и результат будет лучше, энергии на работу больше.
Тони Робинсон говорит, что страстный человек будет искать новшества в выполнении задач, может заражать своими идеями других людей и мотивировать их работать лучше — это и есть ключевые компетенции лидера. Кроме того, страстный лидер является живым примером для сотрудников — глядя на руководителя, который полностью отдается своему делу, подчиненные будут подсознательно делать так же.
Признавайте свои ошибки
Никто не любит проигрывать. Но разница между рядовым человеком и лидером состоит в том, что последний умеет с достоинством принимать поражения и признавать свои ошибки.
Почему это так важно? Лидеру ежедневно приходится принимать ответственные решения, от которых зависит судьба всего коллектива. Если он сделал неправильный выбор, глупо и бессмысленно перекладывать вину на подчиненных и вымещать на них свой гнев. Признав свою недоработку, вы не потеряете авторитет, а лишь укрепите его.
Сконцентрируйтесь на своих сильных сторонах
Еще один совет от Тони Роббинса. Во многих книгах по саморазвитию тренеры предлагают проанализировать ваши компетенции и качества, а затем сконцентрироваться на исправлении ошибок и развитии слабых сторон. Это, уверен Робинсон, ошибка — так вы создадите из себя среднего человека без особых преимуществ.
Намного эффективнее, говорит тренер, развивать сильные качества. Раз эти качества отлично тренировались без особых ваших усилий, буквально подсознательно, значит, вы можете многократно улучшить их. Особенно если сосредоточитесь на их тренировках.
Слабые же стороны останутся на том же уровне, что и были — ничего страшного. Чтобы нивелировать их, вы можете делегировать задачи и нанять помощников, которые в них сильны. В этом и состоит принцип предпринимательства, а значит, и лидерства — создавать возможности и решать проблемы с помощью разносторонней успешной команды.
Как сформировать и развить лидерские качества?
Развитие лидерских качеств — долгий и упорный процесс. Он требует постоянной работы и контроля над собой.
Для развития и формирования лидерских качеств нужно придерживаться нескольких правил:
Правило № 1. Ежедневно планируйте свои дела. Самое важное условие в достижении намеченной цели — правильно установить, распределить задачи и время на их реализацию. Тщательно записывайте на бумаге цели, мысли, стратегии. С вечера составляйте подробный план на день и старайтесь придерживаться его.
Правило № 2. Сохраняйте спокойствие. Лидер должен всегда контролировать свои эмоции. В важных делах нельзя рубить с плеча. Нужно стараться сохранять спокойствие и принимать решения обдуманно. Во время стрессовой ситуации старайтесь дышать медленно, делая глубокий вдох и выдох. Успокоились? Теперь можно обдумать решение проблемы.
Правило № 3. Будьте ответственны. Лидер ответственен за правильность постановки и выполнение цели. Поэтому следите за выполнением поставленных задач перед командой.
Правило № 4. Следите за своим имиджем. Привлекательный внешний вид, хорошие манеры, поза — все это играет главную роль, на которой строятся отношения лидера и коллектива. Расправьте плечи, выпрямите спину. Во время разговоров смотрите в глаза собеседнику и будьте спокойны. Следите за внешним видом. Помните, что неопрятный человек с всклокоченными волосами не внушает никакого доверия.
Можно развить перечисленные качества самостоятельно либо обратиться за помощью к профессионалам и пройти, например, курсы по имиджу или курсы ораторского мастерства.
Помогайте расти другим
Эффективность лидера определяется количеством людей, которые добились успеха с их помощью. Коуч Сидни Финкельштейн в книге «Супербоссы» рекомендует руководителям искать скрытые таланты у подчиненных и стараться их развивать.
Плюсов у такого подхода несколько. С одной стороны, развивая таланты команды, вы делаете успешнее общий продукт — бизнес работает быстрее и эффективнее. Это краткосрочный положительный эффект.
Но если и долгосрочные последствия. Помогая людям развиваться, вы создаете себе репутацию заботливого и полезного лидера. Постепенно у вас будет много последователей, людей, благодарных вам за помощь. Подчиненных, которые вас искренне уважают.
Это значит, что вы можете пойти руководить практически любым проектом — ведь у вас будет сформирована команда лояльных профессионалов, слабые и сильные стороны которых вы знаете досконально. А это уже больше преимущество перед другими руководителями и бизнесменами.
Больше общайтесь
Общение — это, пожалуй, самый эффективный способ, дающий возможность развить лидерские качества у ребенка или взрослого. Только посредством регулярного контакта с большим количеством людей (как знакомых, так и чужих), можно побороть стеснительность, выработать уверенность в себе, научиться доносить свою точку зрения и слушать других. Также общение — это единственный способ познать психологию людей, их типажи, что вам обязательно пригодится, если вы намерены ступить на лидерскую стезю.
Будьте лидером вне работы
Развивать лидерские качества можно и без руководящей должности. Например, Тиффани Фам, основатель и CEO компании MOGUL, рекомендует получить практический опыт построения команды в волонтерских проектах. Вы можете найти некоммерческую компанию или общество, присоединиться к нему и применить на практики способности организовывать людей.
Работа в волонтерских командах не только помогает развиваться. Это еще и отличная строчка в резюме — успешным некоммерческим проектом вы покажете, что умеете управлять людьми не только с помощью денег, но и с помощью идейного подхода. Докажите, что умеете зажигать и направлять разных людей. Такие способности нужны в любом бизнесе.
Смотрите также: Начинающий руководитель. Как не наделать ошибок
Дисциплинируйте себя
Лидер — это тот, кто должен уметь организовать людей. Но что можно говорить о группе, если человек не может организовать самого себя? Таким образом, самодисциплина — это основа лидерства. Тот, кто смог совладать с самим собой, справится и с другими.
Начинать стоит с банального составления распорядка дня. Недостаточно, чтобы он был в вашей голове. Нужно перенести его на бумагу и разместить на видном месте. Когда вы научитесь беспрекословно следовать ему, не отвлекаясь, не перенося задачи, не ленясь и не отлынивая, можно говорить о том, что вы стали на путь лидерства.
Практикуйте новые парадигмы лидерства
Шени Насим, главный исполнительный директор Центра совершенствования руководителей США, озвучил сразу несколько принципов и мягких навыков, которые нужны современному лидеру.
- Новые лидеры не стараются быть занятыми все время. Вместо того чтобы загружать каждую минуту жизни делом, они создают идеи и «заполняют пустые пространства информацией». Проще говорят, создают возможности для работы других людей, организуют их и помогают достичь успеха. Постоянная занятость не равняется множеству реализованных полезных идей и возможностей.
- Современные лидеры делают не что-то для людей, они делают что-то вместе с людьми. Они строят модель взаимодействия с командой таким образом, что подчиненным не нужно искать уважения у руководителя. Вместо этого сотрудники должны тратить энергию и время на рост компании.
- Они создают систему, в которой компания готова постоянно меняться. Лидеры делают механизмы, которые можно быстро перестраивать на создание новых продуктов.
- Лидеры интересуются мнением не только единомышленников. Они собирают вокруг себя людей с разными, даже противоположными точками зрения. Слушают их, анализируют аргументы и умеют принимать критику.
- Современные лидеры ценят смирение. Они постоянно спрашивают себя — что хорошего я могу сделать своей силой? Какой вред я могу причинить? Как мне избежать вреда и делать хорошее?
- Наконец, лидеры сосредоточены на длительных целях, на долгосрочных изменениях. Они понимают, что краткосрочный успех может навредить компании. Поэтому они выбирают постоянное развитие, а не быструю прибыль.
Возьмите свою жизнь в свои руки
Лидер — это тот, кто может организовать и повести за собой людей. Но для того чтобы распространить свое влияние на окружающих, нужно сначала совладать с самим собой. Как развивать лидерские качества? Перестаньте жаловаться на внешние обстоятельства и перекладывать на других вину за свои неудачи.
Настоящий лидер не жалуется на ситуацию, а анализирует ее. Он ищет причину происходящего в себе (в действиях или бездействии). Он не мирится с неприятностями, а ищет пути по выходу из сложившейся ситуации. Проще говоря, чтобы стать лидером, вы должны занять активную позицию и осознать свою ответственность за все происходящее.
И еще…
Разумеется, свой внешний вид нужно поддерживать на 5 баллов. Возьмите за правило покупать только такие предметы одежды, которые подчеркивают ваш стиль. Следите за своей физической формой. В общем, делайте все возможное, чтобы выглядеть лучше.
Итак, подведем итоги. Если вы чувствуете себя в рядах отстающих, ваше мнение далеко не решающее, вам недостаточно внимания со стороны коллег и знакомых, то пора начинать изменять себя в лучшую сторону. Данные советы — только начало, они призваны помочь вам сделать первые шаги на пути к собственному развитию. И на этом пути столько всего интересного, так что дерзайте!
Теги: самосовершенствование, самовоспитание, психология общения, лидерство, лидер, характер, первые шаги
Препятствия на пути к лидерству
Некоторые люди считают, что если не являются лидерами, то развить у себя подобные качества уже не получится. Это основная ошибка, препятствующая достижению успеха.
Помимо этого существуют и другие барьеры, которые не дают продвигаться в личностном саморазвитии. Среди самых популярных можно отметить:
- Неумение четко определять цели и задачи;
- Житейская суета и мелкие проблемы, на решение которых уходит слишком много времени;
- Неумение и нежелание брать на себя ответственность за свои решения;
- Страх что-либо менять в своей жизни;
- Нежелание покидать «зону комфорта»;
- Переутомление, нервный срыв;
- Отсутствие мотивации.
На самом деле большинство из этих проблем легко устраняются с помощью поставленной цели и желания работать над собой.
Лидерам все равно, что о них думают другие
Сколько целей так и не были достигнуто, а мечты так и не осуществились из-за того, что люди были слишком озабочены тем, что о них подумают другие. Однако невозможно угодить всем, ведь сколько людей, столько и мнений. Тем более, что есть категория людей, которые сами ничего собой не представляют, но, образно говоря, виснут на ногах у других, не давая им взлететь. Хейтеры – так называют людей-ненавистников, чье хобби – осуждать и придираться. Так стоит ли из-за них менять свои планы на жизнь.
Как говорил Уинстон Черчилль, харизматичный лидер Великобритании, «вы никогда не пройдете свой путь до конца, если будете останавливаться, чтобы бросить камень в каждую тявкающую собаку». «Мне все равно, что вы обо мне думаете, потому что я о вас не думаю совсем», – заявляла Коко Шанель, королева мировой моды прошлого века. Навряд ли бы они стали лидерами, если стремились быть всем нравиться. Ведь и народная мудрость гласит: «На всякий роток не накинешь платок».