- 12 Октября, 2018
- Психология личности
- Валиева Ольга
Смена постоянного места работы — это всегда сильный стресс для человека, даже если он не отдает себе в этом отчета. Изменение привычных обязанностей, новые коллеги, начальство и каждое утро придется добираться иным маршрутом — все это ожидает каждого из нас после смены места работы. Даже если работник отрицает свои переживания, они все равно имеют место на уровне подсознания. Это выражается в нервозности, раздражительности, ухудшении качества сна и, как следствие, человек попросту может не справиться со своими новыми обязанностями.
Менять ли работу, если вы сомневаетесь?
Согласно исследованию 2021 года, проведённому фондом «Общественное мнение», четверть россиян (25%) не довольны своей работой. Размер зарплаты устраивает 37% работающих, соответственно, более половины опрошенных не довольны уровнем оплаты труда. 9% россиян имеют две работы, еще 2% — три. Данные исследования приводит «Интерфакс».
Если вы входите в 25% не довольных своей работой, вероятно, настал момент для поиска нового места трудоустройства. К тому же эксперты считают, что, кроме общей неудовлетворённости, есть определенные сигналы, которые сообщают о необходимости сменить место вашей деятельности и помогают понять менять ли работу, если вы сомневаетесь.
Вы остановились в развитии – и это становится проблемой
Когда мы находим комфортные условия в чём-то – будь то работа, взаимоотношения или учёба – то существует большая вероятность того, что человек в такие периоды начнёт стагнировать.
Эвери Рот, коуч по смене карьеры, видела множество профессионалов, которые находили свою зону комфорта и оставались в ней. Она рассказала, что, чем дольше профессионал стагнирует, тем больше денег он теряет.
«Стагнация заставляет вас плавать на мелководье и избегать полноценной реализации своего потенциала», — рассказала Рот. «И хотя в данный момент вы можете не видеть в этом особой угрозы, придёт время, когда комфорт от вашей работы превратится в скуку».
Рот предупреждает, что, чем дольше вы стоите на одном месте, тем больше энергии вам потребуется для того, чтобы снова запустить своё стремление к саморазвитию. Её совет звучит достаточно просто: меняйте карьеру сейчас, чтобы избежать болезненных впечатлений в будущем.
Дэмиен Биркель, основатель организации для поиска работы Professionals in Transition, повторяет мысли Рот о стагнации, которая приводит к скуке. Он также отметил, что ваша стагнация может пройти незамеченной. Биркель рассказал, что ваш начальник и ваши коллеги могут уже знать о том, что с вами происходит, так как это видно со стороны.
Вы считаете, что ваши сильные стороны и качества не ценятся
Ключевой признак того, что вам необходимо поменять место работы – это ощущение, что ваши таланты, основные способности, желания и сильные стороны характера не представляют ценность. Люди, оказывающиеся в такой ситуации, как правило, либо получают критику, либо не получают вообще никакого отклика. Если вы в таком положении, стоит подумать о работодателе, который сможет разглядеть ваши преимущества и станет их поощрять. Возможно вы занимаетесь просто не своим делом или общий фон вашей компании не позволяет вам раскрыться. Такое бывает.
Создайте собственный образ ценного работника: пишите в социальных сетях посты на профессиональные темы, призывайте обратить на себя внимание вашу большую или маленькую аудиторию, делитесь успехами и мыслями, работайте как подкастер, попробуйте заняться фрилансом или другой перспективной внештатной работой. Это поможет раскрыть ваши таланты и получить дополнительный опыт, а также – показать себя в правильном свете будущему нанимателю.
Некоторые сферы терпят убытки, но другие — процветают
Сейчас на рынке труда происходит сдвиг: востребованнее становятся не те, кто помог пережить кризис, а те, кто поможет выйти из него. Спрос будет расти на специалистов из трех категорий.
- Трансформация бизнеса
: цифровая безопасность, разработка приложений, специализированные продажи, маркетинг и управление изменениями. - Перевозка вещей
: логистика и работа, связанная с e-commerce. - Помощь людям
: здравоохранение, фармакология, исследования и разработка.
Если вы работаете в пострадавшем секторе, которому потребуется время для восстановления, возможно, пора подумать о смене рода деятельности. Многие компании нанимают специалистов прямо сейчас, поэтому есть большие возможности для перемен.
Вы завидуете друзьям и коллегам, сменившим работу
Если человек восхищается изменениями, происходящими с друзьями, бывшими коллегами и сверстниками, он получает сильный стимул к изменению своей жизни. Всё потому, что мы естественным образом конкурируем и не хотим отставать от тех, кого знаем. Если вы чувствуете подобную зависть, задумайтесь о смене работы.
Правильный подход к поиску нового места трудоустройства заключается в том, чтобы иметь представления о тенденциях рынка и быть готовым к переменам заранее. Постоянно мониторьте новые направления, следите за другими возможностями и компаниями с более высокими зарплатами. Таким образом у вас будет тактика и стратегия при переходе на новое место работы. Это также хорошо в том плане, что рынок труда для вас не окажется «дремучим лесом» в случае сокращений.
Общение с коллегами
Важный фактор психологического комфорта — это наличие общих интересов с коллегами. Ведь общение чаще всего не ограничивается только лишь временем на работе. Коллеги часто созваниваются по рабочим вопросам на выходных, устраивают совместные вылазки на природу, празднуют в кафе и ресторанах дни рождения. Такое общение — совершенно нормальный фактор человеческого социума, потому нельзя проявлять замкнутость и интроверсию, отказываясь от общения с новыми сослуживцами.
Конечно, коллеги со старого места работы уже стали друзьями. Они всегда готовы помочь (при условии, что удалось наладить с ними дружеские отношения). Но чаще всего после смены работы общение сходит на нет. Психологи рекомендуют ни в коем случае не игнорировать коллег из нового офиса и постараться подружиться и с ними.
Если человек приятен в общении — это гарантия того, что он быстро подружится с новыми сотрудниками. Новая работа — это всегда смена коллектива. Даже если человек — отличный специалист, компетентен в своей сфере, то при отсутствии морального комфорта среди коллег он не задержится надолго на своем месте. Для того чтобы не просто мучительно высиживать свои 8-10 часов ежедневно, а получать удовольствие от выполняемой деятельности, надо постараться найти общий язык с коллегами. Начальство всегда обращает внимание на то, какой климат создает новичок в коллективе.
Вы чувствуете страх и отторжение в вечер воскресенья
Тоска перед началом рабочей недели знакома многим людям. Наверное, каждый сталкивался с ней хотя бы раз. Но если вы постоянно боитесь возвращаться на рабочее место, поиск нового и ответ на вопрос менять ли работу – очевидное решение.
В идеале, конечно, мы должны испытывать приятное ожидание и предвкушать плодотворную неделю в воскресные вечера. Постоянное состояние блаженства – нереально и даже странно. Но быть довольным своей работой и не избегать её – то, к чему стоит стремиться.
Особенности похода на корпоратив
Культура корпоративов пустила корни глубоко, и ни одна уважающая себя фирма или копания не обходится без организации праздничного вечера для своих сотрудников на Новый год, Международный женский день, День защитника Отечества и так далее.
Распространенная ошибка сотрудников — перебор с выпитым алкоголем. Сколько карьер было разрушено после таких веселых корпоративов! Надо следить за количеством выпитого и не совершать необдуманных поступков. Это правило касается как новичков, так и достаточно опытных сотрудников.
Когда стоит менять работу после неудачного корпоратива? В случае если человек вел себя крайне непристойно, разболтал некоторую важную или секретную информацию о цифрах или отчетах.
Вы не стремитесь к совершенству
Если вы замечаете за собой, что не заботитесь о качестве своего труда, не проявляете инициативу, когда того требует коллектив, и даже пропускаете деловые встречи, пора собирать вещи. Зачем оставаться, если вам все равно? Сможете ли вы хорошо выполнять свою работу, если она не имеет для вас значения, и вы не верите в то, что делаете?
Найдите работу, которая на самом деле вас заинтересует. Такую, где вы захотите быть частью команды или лидером. Крайне неприятно проводить по 8-9 часов в день в неинтересующем вас процессе. Это скучно. Уйдите от этого.
Вы работаете в токсичном коллективе
Если к вам плохо относятся коллеги — к чёрту такой коллектив. Может показаться, что в сплетнях за вашей спиной или неуважении нет ничего страшного. Потерпел и ушёл домой.
Но оцените это в контексте всей вашей жизни. Человек проводит на работе примерно 100 000 часов. Это больше десяти лет. Вряд ли вы готовы проводить всё это время с людьми, которые вас ни во что не ставят.
Эмоциональная стабильность на работе влияет Happiness Affecting the Workplace Environment and Employees Wellbeing даже на ваше здоровье. Поэтому нужно искать близких по духу коллег и работодателей, которые заботятся о сотрудниках. Тимбилдинги, Xbox и печеньки не просто так стали частью офисной культуры.
Лера Юрина, 25 лет. Была ивент-менеджером в Питере, стала учителем английского в Шанхае.
На прошлой работе начальница испытывала мою нервную систему на прочность. Она любила задавать неэтичные вопросы, например, есть ли у меня парень и когда я собираюсь заводить детей. Ещё она была уверена, что люди лучше запоминают, когда на них кричишь. Поддержки от коллег не было, скорее наоборот: при неурядицах с клиентом или начальством они выставляли меня виновником всех бед, а себя — спасителями ситуации.
Оставалось либо принять это и терпеть постоянное напряжение за зарплату, либо уходить. И я ушла. За две недели собралась в Шанхай и улетела преподавать английский язык деткам. Риски оправдались с лихвой: приключения, путешествия, рост зарплаты. В тёплом климате Шанхая я увлеклась бегом и даже одолела свой первый марафон.
Ваш руководитель не открывает вам путь по карьерной лестнице
Если ваш руководитель осознанно или неосознанно мешает продвигаться вам вверх по карьере, стоит подумать о переходе. Вы не получаете очевидного повышения? Вы не получаете повышения, когда аргументированно о нём просите? Вам не поручают обязанности и ответственность, для которых вы явно подходите? Тогда ищите новое руководство и место работы, на котором ваши навыки будут оценены и оплачены по праву. Но не забудьте сделать одну важную вещь – вызовите руководителя на откровенный разговор и сообщите свои намерения. Это срабатывает чаще, чем вы думаете.
Не чувствуете острой необходимости перемен? Всё равно ищите новую работу
Кристиан Эйлерс, карьерный эксперт в онлайн-редакторе резюме Zety, убеждена, что лучшее время для смены работы – это когда вы не испытываете острой необходимости в переменах.
Зачастую, когда человек чувствует давление от необходимости найти новую работу, по словам Эйлерс, он с большей вероятностью согласится на посредственные предложения и занизит свои требования к работодателю, чтобы выбраться с текущего места работы.
«Многие кандидаты просыпают этот момент», — рассказала Эйлерс. «Они перестают развиваться на своих должностях. В конечном итоге, они находят себя в позиции, в которой им срочно необходимо искать новую работу».
Вместо того, чтобы соглашаться на должности, которая явно ниже ваших способностей, Эйлерс призывает профессионалов менять работу, чтобы бросить самим себе вызов. Это, в конечном итоге, станет инвестицией в ваше собственное будущее.
«Люди, которые быстро обучаются новым навыкам и получают опыт в разнообразных местах и ситуациях, лучше приспосабливаются к новым профессиям в будущем», — рассказала Эйлерс. «Долгое сидение на одном месте без каких-либо сложностей и стимулов заставит вас прекратить учиться и стремиться к большему».
Вы перестали получать вызовы
Менять ли работу, если вы не занимались ничем особо сложным на своём месте в течение шести месяцев? Ответ — да.
Не сталкиваясь со сложностями, вы не развивает навыки критического мышления и поиска решений. А это очень важно для личного роста, гибкого ума и профессионального развития. Новая работа сталкивает с новыми задачами и проблемами, а, следовательно, предотвращает стагнацию. Войдите в новую среду, и у вас неизбежно возникнет необходимость в применении навыков критического мышления. Да, это выход из зоны комфорта. Да, это страшно. Но это развитие, то есть профессиональный рост. А профессиональный рост – это новые вершины и более высокий доход.
Новое начальство
После того как человек устроился в новую компанию, около двух-трех месяцев у него уходит на адаптацию. Очень важно найти общий язык не только с коллегами, но и с руководством. В противном случае человек попросту не пройдет испытательный срок. Недаром во многих банках и серьезных организациях он равен трем месяцам.
После того как руководитель присмотрится в течение испытательного срока к новому сотруднику, он сделает выводы о целесообразности оставлять его на постоянный срок. Важно проявить все свои лучшие качества и произвести на начальство благоприятное впечатление.
Вы ненавидите, когда люди спрашивают, чем вы занимаетесь на работе
Это один из самых очевидных признаков того, что работу пора менять. Мы тратим на работу не меньше трети своей жизни. Неужели занятие, которому вы уделяете так много внимания, должно вас стеснять.
Возможно, вы не увлечены своей работой, а может быть, она не соответствует вашим представлениям о хорошей карьере. Возможно, она вам просто не настолько нравится, чтобы говорить об этом. Независимо от причин и мотивов, от деятельности, которую не хочется обсуждать с другими, стоит отказаться. Конечно существует еще одна причина по которой вы немногословны о своем месте работы — это тот случай, когда вы задействованы в теневом секторе экономики, но это уже вещи другого порядка.
Вы устали делать одно и то же изо дня в день
Монотонная работа может нравиться или успокаивать нервы. Но если это не ваша история, рутина без творчества будет напрягать. Не нужно убеждать себя, что всё хорошо и все так живут. Повторяющиеся задачи есть в любой деятельности, но где-то перекладывание бумажек превращается в самоцель. Если у вас есть потребность созидать, вы не сможете обманывать себя до бесконечности и заниматься тем, в чём не видите смысла.
Творчество — это не только про художников и музыкантов. Программисты, например, тоже считают свою профессию творческой: одна и та же техническая задача может быть реализована по-разному, а изящное решение — требовать нестандартного подхода.
Яна Числова, 29 лет. Была секретарём в Госдуме, ушла в тестировщики ПО.
Мой диплом юриста был, скорее, подарком маме. После универа я работала амбассадором бренда вина, потом отучилась на курсах и стала графическим дизайнером. Но оказалось, что такое творчество у меня лучше идёт в формате хобби. К тому же, полиграфическая компания закрылась, и мне пришлось снова искать работу. Я напрягла юридические извилины и устроилась секретарём в Госдуму, а между тем искала «свою» профессию.
Странным образом все мои представления об идеальной работе сошлись в ИТ: интересные задачи, гибкий график, хорошая зарплата и надёжные компании, которые не закроются завтра. Тогда я пошла на ИТ-курсы, год училась, параллельно продолжала заниматься госзакупками. А потом появилась вакансия, и оффер ушёл ко мне. Работа оказалась именно такой, как я себе представляла.
Ваши коллеги и сослуживцы вас раздражают
Трудовые междоусобицы, распри и шушуканья часто бывают актуальны для того или иного места работы. Если вы регулярно испытываете чувство раздражения по этому поводу — это большой минус. Такое чувство по-человечески понятно. Во-первых, это сильно отвлекает от рабочего процесса. Во-вторых, это портит отношения между разными отделами, группами людей или, например, вы тихо начинаете ненавидеть того менеджера по продажам, который больше всех возмущается в курилке. Согласитесь, все варианты не сулят ничего хорошего.
Помните, что рабочий стресс проникает во все сферы нашей жизни. Многие люди приносят скопившийся негатив домой и выплескивают его на жену, детей и кота, портят отношения с друзьями и становятся необоснованно вспыльчивы. Замечаете за собой подобное – уходите от источника стресса.
Забота о своем здоровье
В погонях за высокими заработками люди часто забывают про свое здоровье. Мы может задерживаться на работе допоздна, неполноценно питаться, постоянно перекусывая бутербродами или фаст фудом.
Негативно сказываются и постоянные переработки, когда человек берет работы и проекты к себе домой на выходные. Если вы начинаете даже в отпуске периодически проверять свой почтовый ящик и быть на связи с руководством или своими сотрудниками, то в будущем гарантированно заработаете нервный срыв. Из-за подобной постоянной напряженности будет накапливаться усталость, плохое настроение, переживания, недосып. Что в будущем выльется в эмоциональное выгорание.
Крайне важно давать себе отдых и полностью забывать про работу!
Учеными доказано, что в течение дня организм человека постоянно испытывает напряженность и стресс. Причина может заключаться даже и вовсе не в работе. Когда мы молоды, то для полного восстановления организма достаточно сна и в один выходной день. Сейчас же на это может потребоваться гораздо больше времени. И если не давать организму отдых, который он требует, то в будущем могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем.
Если организм не получил должного отдыха, то эффективность на работе и в повседневной жизни будет существенно страдать. Это приведет к ухудшению самочувствия и состояния здоровья.
Стоит серьезно задуматься о смене деятельности, если от вас постоянно требуют повышенной работоспособности и толком не дают как следует отдохнуть как с физической стороны, так и с эмоциональной.
Относитесь к работе более легко, не воспринимайте всерьез недовольство начальника, не воспринимайте близко к сердцу провалы и неудачи. Это всего лишь работа, которую можно легко заменить. Что не сказать про ваше здоровье, которое у вас одно на всю жизнь! И его нужно беречь, убирая все негативные факторы.
Большинство ваших сослуживцев и начальников нанято извне
Если вам интересно, обеспечит ли компания ваш рост в ближайшие пару лет, осмотритесь: добился ли кто-нибудь из вашего окружения повышения внутри коллектива? Или компания просто нанимает новых менеджеров, когда старые — уходят?
Задумайтесь о том менять ли работу, если ваши руководители и коллеги не поднимаются по карьерной лестнице, а приходят и уходят в . Скорее всего, ваши перспективы на этом месте очень слабы.
У вас нет никакой возможности для роста
Невысокая зарплата на старте — это нормально. Но со временем ваша ценность как специалиста увеличивается. Несправедливо и неправильно, когда оплата труда не следует за ростом.
Или, допустим, у вас сейчас неплохая зарплата. Но при этом вы точно знаете, что она останется такой ещё долго. Как и ваши обязанности. Компанию устраивает текущий уровень, и ваш рост ничего не изменит.
Подумайте, хотите ли вы работать всё время в одном статусе — без шанса на повышение или новую деятельность. К тому же, из-за инфляции и увеличения стоимости жизни ваша неплохая зарплата со временем будет обесцениваться. Поэтому ставку нужно делать на рост, а не стабильность.
Простой пример: зарплата секретаря 50 000 рублей, а стажёра в ИТ — 25 000. Казалось бы, секретарь получает больше, учиться много не надо — значит, лучше работать им. Но через три года зарплата секретаря останется такой же, а у ИТ-специалиста вырастет до 70 000. Ещё через шесть лет для секретаря по-прежнему ничего не изменится, а айтишник будет получать 120–160 тысяч.
Ищите компанию с прозрачной карьерной лестницей. Вы должны быть в курсе, какими навыками должен обладать сотрудник вашего уровня, старший специалист, руководитель. И знать, что делать, чтобы через пять лет занять кресло менеджера. В европейских фирмах распространена практика регулярной переоценки навыков — сотрудники проходят её каждые шесть месяцев или год. По её итогам вы либо идёте на повышение, либо получаете обратную связь о том, какие скиллы надо подтянуть.
Саша Туманенко, 30 лет. Была таможенным брокером, стала QA-инженером.
Я была таможенным брокером в частной компании — подавала декларации и сотрудничала с таможней. Хорошо зарабатывала, но обязанности были однообразными. А хотелось развиваться в сфере, где решение вопросов не зависит от настроения других людей или наличия связей. Моя подруга работала QA-инженером — это специалист, ответственный за качество ПО. Она рассказывала, как в её компании заботятся о сотрудниках, и это контрастировало с моими ненормированными буднями. Я решила попробовать. Начала читать литературу и решать кейсы.
Потом попала на трёхмесячную практику в компанию DataArt. Зарплата на старте была маленькой, но за пять лет, что я в компании, выросла в разы. Я начинала как стажёр QA, потом стала Senior QA, затем QA Lead, а сейчас я Project Manager. Когда я тестирую программу и не нахожу ошибок, моя команда говорит: «Таможня дала добро».
Обязанности не соответствуют должности
Вы стали замечать, что на вас возлагают все больше обязанностей, заставляют делать ту работу, которая не соответствует вашей должности. Но оплату за нее вы не получаете. Ее должны выполнять люди на более высокой должности, которые и получает соответствующую зарплату.
Такое часто происходит в компаниях, которые хотят сэкономить на сотрудниках. Это можно определить по утечке кадров, когда люди не задерживаются на работе, увольняясь уже через пару месяцев.
Появляется чувство «рабочей лошадки», которую загружают по полной и даже никак не стараются мотивировать на выполнение работы в виде повышенной оплаты.
На такой работе часто можно услышать: «Не нравится — увольняйте. Мы легко найдем тебе замену». Если вы заметили и у себя на работе такое отношение, то лучше как можно скорее менять ее. Так как вы рискуете заработать эмоциональное выгорание, которое приведет к полной апатии не только в рабочей, но и повседневной сфере вашей жизни.
Можно постараться поговорить с начальником и попросить повышения оплаты. Если он никак не идет на уступки — то пора уходить и искать другую работу!
Пора уходить
Так как же понять, что пора менять работу? Существуют признаки, которые почти безошибочно указывают на то, что вы засиделись.
- Утром заставляете себя подняться
- Минуты не бегут, а тянутся
- Вы много времени проводите за болтовней в курилке или кофе
- Пятницу любите больше других дней недели
- Оглядываетесь на успехи коллег
- Не хватает времени на семью, детей и отдых
- Вас не привлекают к решению корпоративных и бизнес задач
- Нет удовлетворения от заработанных денег
- Нет перспектив резонирующих с вашими личными целями
Профессиональное выгорание
Профессиональное выгорание схоже с эмоциональным, но отличается, прежде всего, потерей интереса именно к своей профессии, а не к определённой работе.
«Если в один далеко не прекрасный момент вы понимаете, что не хотите учиться новому, ставить перед собой цели и развиваться как профессионал, вспомните Алису в Стране Чудес: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» — советует Степнова.
Отказываясь от профессионального развития, вы рискуете столкнуться с понижением уровня профессионализма и в скором времени начать проигрывать «конкурентам» по цеху.
Есть желание, но нет решимости
Представим стандартную ситуацию. Среднестатистический гражданин сорок лет ходит в один и тот же цех или офис для выполнения определенных заурядных действий. Дома у него один коллектив, а на работе – совершенно другой. Качание маятника. Доведенное до автоматизма рабочее расписание, а за ним унылый отдых в квартире с телевизором. Вопрос: насколько хватит у гражданина терпения?
Решение бросить все к черту, заняться чем-то более интересным и полезным, не приходит ниоткуда и вдруг. Для многих людей решение уволиться с работы рождается на протяжении многих месяцев и даже лет.
✓С одной стороны, многим из нас хочется смены декораций и праздничной новизны.
✓С другой – страх перемен не дает человеку взмахнуть крыльями и ринуться в неизвестность.
Смена места работы не является тривиальным действием. Это важный жизненный шаг, на который человеку приходится решаться лично. Ему необходимо взять всю ответственность за непростой выбор. От издержек никто не застрахован. В то же время выигрыш может превысить все ожидаемые результаты.
Злость и ненависть к окружающим
Когда человек выработался на своей работе, то он становится более раздражительным по отношению к своим коллегам. Часто огрызается без поводов и причин. Это может стать причиной того, что вы становитесь объектом для обсуждения и негатива со стороны своих коллег. А это сильно давит с психологической точки зрения. Вы начинаете чувствовать себя изгоем и больше похожи на социопата.
Не допускайте этого! Ведь подобный негатив вы будете приносить и к себе в дом, тем самым портя отношения со своими родными и близкими. Рискуете потерять и их доверие и расположенность.
Оставляйте рабочие проблемы в рамках своего офиса. А лучше и вовсе сменить работу, если они начинают появляться.