Что является основой самосовершенствования личности


Самосовершенствование – это сознательная работа по личностному росту и развитию. Процесс самосовершенствования заключается в формировании определенных качеств, навыков и свойств личности в индивидуальных интересах и целях. Т.е. под данным процессом понимается развитие некоторых способностей, которые способствуют субъективной успешности и освоению новых социальных ролей.

Главным в процессах самосовершенствования является ориентирование не на внутренних ощущениях, а на современных тенденциях, требованиях жизни и социума. Самосовершенствование человека может проходить в различных направлениях, например, развитие в нравственном, духовном или профессиональном направлении.

Самосовершенствование с чего начать

Потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала служит основным мотивирующим фактором для начала работы над собой. По большому счету, данный процесс происходит автоматически по мере взросления и становления личности. Сначала в детском саду, нам прививают основные правила поведения, закладывают первоначальные знания и навыки. Потом мы их совершенствуем в школе, ВУЗе или профучилище. Приступив к работе, осваиваем новые методики, технологии, касающиеся нашей специализации. Кроме этого, мы постоянно находимся в социуме, следовательно приобретаем навыки общения с людьми, влияния на них, манипуляций, учимся решать конфликтные ситуации и т.п. То есть каждый день «автоматически» происходит процесс развития. Способность к самосовершенствованию определяется окружающими условиями. Конечно, если допустить, что человек изо дня в день производит одни и те же действия, то процесс развития останавливается. Но такие условия создать наверно невозможно, так или иначе, мы ежедневно сталкиваемся с чем-то новым. Даже поступление информации извне – двигатель прогресса. Но все это – бесконтрольное, естественное самосовершенствование. Можно ли задать вектор в работе над собой? Саморазвитие и самосовершенствование с чего начать? В первую очередь важно определить цели, то есть результат, которого вы хотите достичь: стать профессионалом своего дела, научиться рисовать, выступать перед большой аудиторией и т.д. Для достижения поставленных задач можно использовать различные методики, техники, способы.

Системы саморазвития и самосовершенствования

При рассмотрении вопроса о саморазвитии и самосовершенствовании, каждому человеку приходиться делать выбор пути, по которому придется двигаться к цели. И здесь можно использовать какие-то самостоятельные наработки, а можно применять существующие достаточно эффективные системы:

  • система Фалунь Дафа;
  • система Цигун;
  • система Франклина.

Система Фалунь Дафа

Система самосовершенствования родом из Китая. Она состоит из 5 комплексов упражнений, которые сопровождаются наставлениями духовного саморазвития. Главный принцип учения, на котором строится система самосовершенствования: «Истина, доброта и терпение».

Упражнения несложные, при выполнении нет каких либо ограничений, препятствующих возможности их выполнять. Их можно делать в домашних условиях или на свежем воздухе, самостоятельно или в группе. Применение методики способствует ряду положительных изменений человека:

  • достижению спокойствия;
  • замедлению старения;
  • излечению от некоторых заболеваний;
  • улучшению концентрации и внимания;
  • ощущению силы и др.

Главное правильно выполнять технику, спокойно и плавно, легко, в гармонии с внутренним «Я».

Система Цигун

Еще одна древняя Восточная практика, основанная на медитации. Считается, что в таком состоянии человек способен понять суть происходящих в душе и теле процессов, осознать путь к саморазвитию. Медитации позволяют почувствовать как происходящие положительные изменения влияют на жизнь, здоровье.

Система Франклина

Суть системы сводится к тому, что человек должен прожить свою жизнь без ошибок и промахов. Минимизация потерь, по мнению Франклина, позволяет добиться больших результатов. Чтобы вывести себя на такой уровень саморазвития, необходимо избавиться от вредных привычек, определить список добродетелей и выполнять их в установленные сроки.

Пути самосовершенствования

Путь к самосовершенствованию личности проходит через три основных процесса: • самопознание; • саморазвитие; • самореализацию. Каждый из них является этапом, плавно переходящим в следующий.

То есть, как мы видим, все начинается с самопознания – изучения себя, своих положительных и отрицательных качеств, сильных и слабых сторон. Кроме этого важно проанализировать свои способности, таланты, которые, возможно, на данный момент не реализуются ни в какой мере. Полученные выводы потребуются для формирования процесса саморазвития, разработки плана и алгоритма дальнейших действий в работе над собой. Прежде всего требуется искоренение недостатков, которые мешают развивать положительные качества и новые навыки. Для реализации поставленных целей вам потребуется составить специализированный пошаговый алгоритм действий. На третьем этапе существенным фактором самосовершенствования становится самореализация. Вы наконец-то осознаете свои возможности, которые нужно применить на практике, воплотить в жизнь. Но без прохождения предыдущих двух этапов, процесс реализации вашего потенциала не возможен.

Стремление и осознание необходимости самосовершенствования

Самосовершенствование — это познание самого себя, собственной личности, развитии потенциала и воплощении в жизнь задуманного. Каждый человек стремится меняться в лучшую сторону, доказывая себе способность на лучшее. Такое осознание и стремление самосовершенствоваться заложены природой. Мотивация, обусловленная социальными нуждами, готовность к переменам и осознание возможности развития и есть стремление. Это не только побуждение к действию, но и некоторое соединение понятий «могу» и «хочу», слияние которых способно сделать всё, на что способен человек.

Стремление личности генерирует самореализацию, воспринимающуюся в положительных тонах, доставляя удовольствие отдела. Важно найти внутри себя желание действовать, которое провоцирует воплощение вашего потенциала. Это главный двигатель устоявшейся личности, направляющий в нужное русло. Осознание необходимости саморазвития человека дает психологический толчок к движению вперёд.

Ценностно-смысловая база личности состоит из нескольких мотивационных факторов, осознав которые мы понимаем необходимость развития личности:

  1. Стремление к самосовершенствованию делает человека лучше.
  2. Осознание духовного мира личности.
  3. Регулирования поведения в социуме, процесс самообразования.
  4. Стремление к искусству, творчеству — занятия поэзией, музыкой, живописью.
  5. Построение стабильной жизни, создание семьи.

То есть, осознание процесса самосовершенствования — основа психологии и культуры человека, рождающая мотивацию к достижению цели и пути её достижения. Стремление к самосовершенствованию, как полностью осознанное действие означает готовность индивида становиться лучше и успешнее. В разные периоды жизни у нас разнится понимание жизни, как и стремления к целям. В детстве личность стремиться получить игрушку, в школьные годы понять устройство мира, социума. В студенческие годы формируется личность, а при наступлении взрослой жизни мы стремимся стать лучше остальных, насытив жизнь комфортом. Не важно, какой стороне жизни вы отдаёте предпочтение — духовной, либо материальной — важно себя развивать.

Способы самосовершенствования личности

В процессе работы над собой вы можете выбрать те способы самосовершенствования, которые более доступны, а главное подходят для реализации ваших целей. Одним из самых эффективных для большинства задач является чтение, как способ самосовершенствования. Основная доля всех полученных знаний, приходится именно на данный источник приобретения информации. Независимо от того, что в приоритете на перспективу на ближайшее время, чтение позволит получить знания, которые вы сможете реализовать в дальнейшем на практике.

Существуют и другие способы саморазвития и самосовершенствования: • изучение или совершенствование уже полученных знаний иностранного языка (самостоятельно, с репетитором, семинары, курсы, вебинары и т.д.); • путешествия – источник новых знаний, впечатлений, положительных эмоций; • самовоспитание – приучайте себя к правильному и здоровому образу жизни, к рациональному и сбалансированному питанию, к гармоничному ритму бодрствования и отдыха; • исключение вредных привычек и «дел-паразитов», искоренение лени и прокрастинации; • занятия спортом – хороший способ выплеснуть негативные эмоции и сохранить здоровье, спорт – возможный источник самосовершенствования для каждого человека; • визуализация своей цели и мечты. Выбирайте подходящие именно для вас способы, включайте их в индивидуальную программу самосовершенствования и развития.

Нужно знать — что мешает на пути развития

О различных факторах способствующих этому, таких как телевидение, табак, алкоголь, наркотики и так далее, можно не пояснять. Как итог, имеем больное, глупое и недалекое поколение людей с ярко выраженным стадным инстинктом и чужими ценностями, ничего, на самом деле не стоящими.

Вырваться из этой паутины можно лишь перестав слепо идти туда, куда показывают и делать лишь то, что говорят. Нужно подумать самому, выбрав свой путь, выражающий индивидуальность человека, а не путь к первому месту среди большинства. И саморазвитие – ключевая часть этого пути.

Методы самосовершенствования

Методами самосовершенствования личности являются: • различные направления саморазвития; • духовные практики; • проработанные методики воздействия, в том числе гипноз, самовнушение и др.; • процессы самоанализа; • планирование; • самоконтроль; • самовоспитание. Какие методы применять – выбор каждого индивидуально. Вы можете использовать уже проверенные методики или разработать свои, в зависимости от направления совершенствования и ваших приоритетов. Главное не ошибиться в подборе инструментов, чтобы процесс работы не превратился в скучную рутину, отодвигая результаты. Не стоит использовать медитации, если вы в них не верите или не умеете правильно выполнять.

Оптимальный вариант, сочетать несколько методов, например планирование и самоконтроль, духовные практики и самовоспитание. Возможно для реализации каждой конкретной цели понадобится применять индивидуальные методы самосовершенствования, разрабатывать определенные стратегии.

Что мешает человеку изменить свою жизнь?

Всегда проще найти виновных в собственных неудачах и провалах. Когда человека везде и всюду сопровождают неприятности, он как магнит притягивает к себе негатив, значит корень проблемы в нем самом. Неумение или нежелание признать эту истину часто приводит к деградации. Он становится нервным, неудовлетворенным, агрессивным, вспыльчивым. Распадается брак, теряются друзья, увольняют из работы. Человек закрывается в четырех стенах и уходит в себя. У него депрессия. Жизнь пошла под откос. А всему виной его нежелание взглянуть проблеме в глаза и поискать причину своих проблем в себе.

Страх перемен

Еще есть одна причина, из-за которой сложно изменить свою жизнь. Это страх. Страх перед неизвестностью. «Надоела работа, начальник достал, да и платят там копейки. Нет больше сил так жить!». Выход из данной ситуации очевиден – уйти с работы и найти что-то более стоящее. Но эти «копейки» для человека гораздо больше, чем копейки. Для него это стабильность, это гарантия того, что завтра не будет хуже, чем сегодня. А если человек уйдет с работы, он не знает, что его дальше ждет, как быстро он найдет новый источник доходов, да и найдет ли вообще. Этот страх движет им и не дает решиться на серьезный шаг. И он продолжает работать, считая дни до следующей зарплаты и терпеливо выслушивая претензии и обвинения начальника. А вот если бы он все-таки решился, переборол свой страх, то вскоре он бы нашел много альтернативных вариантов, причем один лучше другого. И это факт, ведь все, что ни делается, все к лучшему.

Окружающая среда

Нужно понимать, что человек – это то, что его окружает. Окружающая среда играет немалую роль в формировании личности каждого человека. От компании, в которой проводит большую часть своего времени, зависит набор его качеств, мировоззрение, система жизненных ценностей, взгляды на жизнь и приоритеты. Если в компании (коллеги, друзья, семья) принято пить, курить, ругаться матом, то вряд ли человеку удастся самосовершенствоваться в такой атмосфере, где никто его не поймет и не поддержит. Есть два варианта: либо человек оставляет все как есть, либо начинает жизнь с чистого листа. Далеко не каждый может порвать с прошлой жизнью, отказаться от старых «друзей», чтобы начать жить так, как им хочется.

Как изменить себя в лучшую сторону, когда столько преград на пути? Все очень просто – нужно только огромное желание и сила воли.

Стратегии самосовершенствования

Стратегии самосовершенствования подразделяются на виды: • стандартные; • авторские. Стандартные стратегии включают четко определенные нормы, задания, упражнения, техники. Алгоритм действий уже предопределен, спланирован, что упрощает его применение. Это связано с тем, что теоретическая и практическая часть уже апробированы, выявлены погрешности и возможные последствия. Берите и действуйте! Авторские методики являются уникальными и вызывают множество разногласий как среди специалистов, так и среди пользователей. Но они прорабатываются под каждого человека индивидуально. Выбор стратегии определяется рядом факторов: • поставленных задач выбранного направления развития (например, для похудения подойдет стратегия физического самосовершенствования, для карьерной реализации – профессионального, для утверждения философских убеждений – духовного развития); • итогом самоанализа, то есть выявленными положительными и отрицательными качествами, приоритетами, направлениями самосовершенствования и т.д. • изучения видов стратегий, для рассмотрения возможности их адаптации под ваши потребности; • возможностей самоконтроля и отслеживания результатов проделанной работы. При выборе подходящего варианта, вы можете внести корректировки в соответствии со своими ресурсами, потребностями и желаниями. Кому-то требуются тренировки 5-6 раз в неделю по несколько часов, а кому-то достаточно 2-3 занятий. Не забывайте про самовоспитание как основную форма самосовершенствования.

Почему этот сайт?

Этот проект — моя скромная попытка хоть как-то заполнить брешь в современной культуре и общественной жизни. Эта брешь, на мой взгляд, образовалась в результате того, что в мире отсутствует какая-то общепринятая система, содержащая в себе набор предписаний, уроков, теоретической, практической и нравственной основы, которая бы наиболее широко удовлетворяла потребности личности в саморазвитии и в достижении гармонии. Этот пьедестал издавна занимают религия и мораль. Не имею ничего против ни того ни другого, но считаю, что эти два важнейших общественных института не справляются наилучшим образом с ролью такой универсальной поведенческой системы.

Потому что религия и мораль слишком догматичны, категоричны, они говорят «что надо делать», но не «почему это надо делать», в них отсутствует гибкость, они отстают от развития человечества и не опираются на лучшие достижения современной науки и общества. Я постоянно вижу, что люди страдают и сами не знают чего делать, куда податься, так как общество и культура не предлагают им каких-то обоснованных и трезвых решений: рынок духовных благ изобилует всевозможными течениями и учениями, но мало из этого того, что может подойти каждому человеку. Из-за этого мы и имеем разверзшуюся пропасть социальных крайностей: мы видим много несчастливых людей, людей, зависимых от своих страстей и желаний, которые при этом считают, что это «нормально» и другому быть не дано.

Все это происходит потому что, несмотря на всю огромную ценность воспитания и обучения, никто не говорит подрастающему индивиду что-то вроде: «чтобы быть счастливым и сбалансировано развитым, тебе нужно делать это и это, потому что…» К сожалению, не существует какой-то системы «духовной, нравственной и умственной гигиены», которая бы с раннего возраста прививала бы людям все необходимые важные личностные навыки, учила бы, как бороться со скукой, как не поддаваться эмоциям, как контролировать свои желания и при этом довольствоваться тем, что имеешь.

Такая система способна была бы на корню пресечь многие причины человеческого страдания и непонимания, при этом она бы базировалась на прикладном человеческом опыте, на науке, а не на древних мифах и представлениях. Обосновывала бы каждый пункт своего кодекса, а не ограничивалась лишь одними императивами «не делай то, не делай это, а то постигнет наказание».

Я, конечно, не настолько самонадеян, чтобы возлагать на себя миссию распространения такой системы на целый мир. Пожалуй, я не способен изменить все человечество, но хочу это сделать, по крайней мере, с малой его частью. Такая система, даже если бы она была, вряд ли подошла бы каждому человеку, по той причине, что кому-то это и не нужно: кто-то ищет самых легких решений и полагается на такие учения, которые сразу дадут ответы на все вопросы и расскажут, в чем смысл жизни. Так что мое представление о том, что с наличием такой универсальной системы сразу станет мир во всем мире, возможно, просто форма мечтательного идеализма и не соответствует действительности.

Поэтому, возможно, что этот сайт не для всех. Как понять, подойдет он вам или нет? Давайте разберемся.

Техники самосовершенствования

Определившись с методами и стратегией самосовершенствования, остается подобрать подходящие техники: • мнемотехника – направленная на развитие памяти и сопутствующих мыслительных процессов;

• визуализация прошлого – для устранения блоков, страхов, ошибок, мешающих реализации поставленных задач; • нейролингвистическое программирование (НЛП)- самостоятельно договориться с собой о выполнении каких-то мероприятий, пусть не очень приятных, чтобы побороть какие-то негативные качества, например, лень;

• нейробика – применение специальных упражнений для мозга;

• арт-терапия – рисование с целью отражения и уничтожения негатива, в некоторых случаях душевного исцеления;

• коучинг – достижение поставленных целей под руководством «тренера»;

• расстановки по Хеллингеру – метод решения проблем, возникающих в различных сферах жизни;

• соционика – учение о типах личности и взаимоотношениями между ними.

Опять же, для каждого подойдет определенная техника, которая поможет ускорить процесс и выполнение заданий для раскрытия собственного потенциала.

C чего начать?

Я начал публикацию плана саморазвития личности. Это система последовательных «шагов», которые вы будете проходить, двигаясь навстречу счастью и успеху. План разрабатывается для того, чтобы предоставить вам последовательную систему саморазвития, объединяющую в себе совокупность связанных по смыслу и логике материалов, а также увлекательных практических упражнений. Это будет как игра: вы проходите первый уровень («шаг»), выполняете все рекомендации и переходите на следующий. Начинаете с самого простого и заканчиваете тем, что посложнее.

Ничто не запрещает вам читать статьи на моем сайте в удобном для вас порядке, но если вы не знаете, с чего начать, а что делать после того как вы уже начали, как себя проверить, то советую следовать плану. К тому же там помимо теории и практики имеются в наличии выводы о пройденных материалах, краткая выжимка, это поспособствует закреплению знаний или поможет вам в том случае, если вам лень читать статьи и вы хотите понять, о чем же я таком пишу, прежде чем читать их целиком.

Что касается самих методов, то эти уроки саморазвития не подразумевают никаких тренингов! . Я не буду просить вас моделировать какие-то искусственные ситуации, комнатные упражнения для того чтобы развивать свои качества, заниматься тренировкой своих способностей. Я считаю, что жизнь итак предлагает нам массу испытаний ежедневно, с которыми вы должны справляться.

Так что нет нужды заниматься в «классе», когда можно тренироваться в полевых условиях. Вам не потребуется заниматься специальным тренингом, а только лишь вести социально активную жизнь и реагировать на происходящее там, а потом анализировать, делать выводы и планировать дальнейший маршрут вашего развития. В этом будет заключаться ваш тренинг.

Задания для самосовершенствования

Мы выяснили, что необходимо для самосовершенствования: • определение целей в соответствии с приоритетами; • выбор стратегии в соответствии с направлением самосовершенствования; • применение подходящих методов и техник для работы над собой. Все это в комплексе должно быть направлено на выполнение заданий, способствующих обретению новых знаний и развитию навыков: • читайте, каждый день, определенный период времени или запланированный объем текста; • посещайте музеи, галереи, театры, выставки; • принимайте участие в тематических обсуждениях в группах, форумах, семинарах и т. д.; • каждый день анализируйте прошлое, делайте выводы и отпускайте накопленный негатив; • следите за своей речью, старайтесь правильно строить предложения, не употребляйте слова-паразиты; • воздерживайтесь от критических высказываний об окружающих; • старайтесь мыслить всегда позитивно; • избавьтесь от старого, обновите гардероб, сделайте ремонт или просто перестановку; • осваивайте новые технологии, не только в сфере IT, но и в быту; • больше двигайтесь, занимайтесь спортом; • расширяйте кругозор. Даже изменив сегодня траекторию своего пути домой, вы заложили основу новой нейронной связи в мозгу, помните об этом.

Программа саморазвития: разделы на сайте

Программа этого блога включает в себя следующие разделы, здесь указано вкратце, ответы на какие вопросы вы там получите.

  • Воля: как управлять своими эмоциями, страхами, не следовать на поводу у сиюминутных желаний, решительно идти навстречу своим целям, достигая их, добиваться финансовой независимости, счастья для себя, своих близких, вопреки внешним обстоятельствам? Как развитие смелости, решительности, концентрацию.
  • Разум: как развить интеллект, критический ум, умение здраво рассуждать, давать трезвую оценку происходящему, планировать, анализировать. Как достичь широкого кругозора, развитой эрудиции.
  • Здоровье: Как добиться крепкого физического и психического здоровья, энергичности, хорошего самочувствия, хорошего настроения. Как избавиться от панических атак, депрессий и вредных привычек.
  • Работа: Как пройти собеседование, как найти работу по душе, когда пора менять работу и т.д.
  • Медитация: как правильно медитировать, какой эффект от медитации, какие бывают техники медитации, какую из них выбрать и т.д.
  • Мифы: разрушение мифов
  • С чего начать. Основы: С чего начать саморазвитие

Мои основные идеи изложены в статье 10 принципов саморазвития

Помощь проекту:

Индивидуальная программа самосовершенствования и развития

Как в итоге должен происходить процесс работы над собой, в полной мере отражает программа самосовершенствования. Она включает в себя следующие этапы самосовершенствования: 1. Первый этап самосовершенствования определение идеального я, то есть определение того, к чему вы стремитесь, чего хотите достичь. 2. Второй этап – анализ «я-сегодня». Данный процесс подразумевает объективную оценку себя-реального, со всеми положительными и отрицательными моментами. 3. Третий этап – определение направлений самосовершенствования. 4. Исходя из предыдущих трех пунктов спланируйте пошаговый алгоритм действий, с учетом своих ресурсов и возможностей. 5. От теории переходите к практике – начните осуществлять все действия сегодня! 6. Избавьтесь от токсичного окружения, ищите тех, кто поддержит ваши начинания. 7. Фиксируйте результаты, анализируйте успехи и неудачи. Не пытайтесь подражать кому-то или полностью повторить чей-то успех, стратегию, методику, станьте примером для тех, кто только встает на путь самосовершенствования.

Информация к размышлению

Я уважаю, ценю вашу независимость как личности. Не только уважаю, но стремлюсь расширить границы этой независимости и свободы. Поэтому не собираюсь кормить вас ложной надеждой, чтобы вы уходили окрыленные, с горящими глазами, но без всякого полезного результата для вашего развития. Напротив, мне хочется развить в вас осознанность, трезвое понимание своих желаний, целей, обеспечить вас возможностью контроля своих страхов, вместо того чтобы паразитировать на них.

Информация, которую я предоставляю в рамках этого блога саморазвития и самосовершенствования, нацелена на постепенные изменения личности. Она относится скорее к работе с причинами, а не с их последствиями. Мне нужно, чтобы вы управляли своими страхами, а не отворачивались от них, ища спасения в какой-нибудь успокоительной философии.

Я не хочу, чтобы вы избавлялись от одних вредных привычек, а потом заменяли их другими. Мои уроки саморазвития помогут вам устранить саму причину возникновения вредных зависимостей. Я жду, чтобы вы менялись внутри, а не только снаружи, в стремлении к гармонии,порядку. А такие изменения быстро не происходят.

План самосовершенствования

При формировании пошаговой инструкции учитывайте ряд важных нюансов: 1. Планирование работы по самосовершенствованию должно обязательно происходить в соответствии с выбранными направлениями развития. 2. Алгоритм действий должен отражать как краткосрочные, так и долгосрочные задачи, первые станут стимулом для вторых. 3. При составлении плана, учитывайте сроки выполнения, и ставьте отметки о результатах самосовершенствования. 4. Разрабатывайте проект исходя из своих возможностей и ресурсов. Например, если вы не можете себе позволить ходить в тренажерный зал и заниматься индивидуально с тренером, это можно сделать в домашних условиях, подобрав подходящее видео в интернете или используя приложения, в которых расписаны программы тренировок. 5. Рассчитывайте свои силы, степень активности невсегда одинакова. 6. Выполняйте все пункты плана, стараясь не пропускать задуманные мероприятия. 7. Уделяйте особое внимание ежедневным ритуалам, направленным на формирование самодисциплины, самоконтроля и самовоспитания. 8. Включайте в план разные техники и методы совершенствования.

Вся наша жизнь – это процесс работы над собой, собственного развития и совершенствования. Мы можем пустить все на самотек, а можем задать правильное направление своей деятельности, и добиться успехов во всех значимых сферах жизни, следовательно стать счастливыми, жить в гармонии с собой и с окружающим миром. Нет предела самосовершенствованию!

Самосовершенствование педагога

Постоянное самосовершенствование педагога является сознательным целенаправленным процессом повышения уровня профессиональной компетентности и формирования важных качеств соответственно внешним социальным требованиям, условиям профессиональной деятельности и персональной программой развития.

Процессы самосовершенствования педагогов осуществляются во взаимосвязанных формах. К таким формам относят самовоспитание и самообразование, которые должны взаимно дополнять друг друга и оказывать влияние на характер работы личности над самой собой. Однако вместе с тем они считаются двумя относительно самостоятельными процессами.

Самовоспитание – это сознательный труд педагога по систематическому формированию у себя позитивных и ликвидации негативных качеств личности и свойств характера. Он происходит в трёх направлениях. Первое направление – это приспособление к требованиям педагогической профессиональной деятельности своих индивидуально-личностных особенностей. Вторым направлением является систематическое повышение компетентности в профессии. Третьим – непрерывное формирование социальных, нравственных и других качеств личности.

Профессиональное самообразование заключается в целенаправленной познавательной деятельности педагога по овладению специальными и методологическими знаниями, общечеловеческим опытом, профессиональными навыками, необходимыми для улучшения педагогического процесса.

Приобретение знаний посредством самостоятельных занятий и является самообразованием, т.е. самостоятельным обучением. Самообразование – это один из главных аспектов на пути к самоопределению и самосовершенствованию личности, так как только посредством вхождения в культуру она создает такой идеальный образ своего «Я», который является своеобразным ориентиром в ее движении к лучшему себе.

К основным направлениям самосовершенствования педагогов относят:

— систематическое пополнение профессиональных знаний;

— совершенствование профессионального мастерства;

— расширение кругозора;

— нравственное совершенствование;

— физическое совершенствование;

— умение эффективно планировать рабочий день.

Цели самосовершенствования

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 24Следующая ⇒

Процессы самовоспитания, самообразования, самопознания будут осуществляться более эффективно, если будут учитываться поставленные (осознанные) цели самосовершенствования. Представляет интерес рассмотрение этого вопроса Ю. М. Орловым. Приведем краткую характеристику целей самосовершенствования.

Стремление к гармонии наших черт характера. Каждый человек обладает множеством черт характера. Одни из них развиты лучше, другие хуже; может быть и так, что какая-то черта развита чрезмерно, а другая находится в«зачаточном» состоянии. Каждая черта характера имеет своего антагониста: оптимизм – пессимизм, общительность – замкнутость, уверенность – неуверенность, педантизм – неорганизованность, решительность – нерешитель ность и т.д. Чрезмерное развитие какой-либо черты может привести к деформации характера и отразиться на поведении. При анализе развития наших черт важно понять, насколько оно гармонично и какие черты нуждаются в коррекции.

Достижение согласия с самим собой. Сравнительный анализ того, каков ты есть сейчас, с тем, каким ты должен быть в соответствии со своей «Я-концепцией», не всегда нас устраивает. Возможное рассогласование вызывает отрицательные эмоции (стыд и т. п.). Это нередко приводит или к приспособлению к социальному окружению, или к глубокому самопознанию, или к страданию, следствием чего может быть неудовлетворенность жизнью.

Согласие с самим собой не может возникнуть без принятия самого себя таким, каков ты есть. Для этого надо выработать в себе терпимость к возможному рассогласованию, попытаться изменить представление о самом себе с последующей коррекцией отдельных положений «Я-концепции».

Достижение гармонии с окружением. Окружение включает других людей, природную и вещественную среду. Вещественное и природное окружение можно привести к согласию с самим собой путем их изменения в нужном направлении и изменения своего отношения к этому окружению.

Сложнее достигнуть гармонии с окружающими людьми. Согласие с ними может нарушиться из-за их поведения, отдельных поступков и т.д., что порождает эмоциональные барьеры и проявление неконтролируемых эмоций. Самосовершенствование будет заключаться в том, чтобы научиться контролировать свои эмоции и, анализируя ситуацию, принимать логически продуманные решения.

Устранение вредных привычек. Привычки – составная часть наших черт характера. Вредные привычки нередко мешают достижению жизненных целей. Курение, обжорство, лень, ревность, тщеславие и т. п. не только блокируют путь к достижению профессиональных успехов, к реализации жизненных планов, но и мешают общению с другими людьми. Для решения проблемы необходимо знать механизм действия вредных привычек и уметь управлять своими потребностями.

Контроль своих потребностей. Чрезмерное удовлетворение отдельных потребностей приводит к различным аномалиям поведения. Стремление к власти, сексуальная распущенность и др. превращают человека в раба этой потребности, которая становится доминирующей; в результате он не может нормально реализовать другие свои потребности. Удовлетворение таких гиперболизированных потребностей отнимает много сил – их уже не остается для творческих проявлений личности. Каждому необходимо задуматься над тем, какая его потребность развита настолько сильно, что подавляет его индивидуальность и мешает ему жить; как снизить эту потребность и, наоборот, развить те, которые необходимы.

Развитие способностей. Для успешного выполнения профессиональной деятельности человеку необходимо развить определенные общие и частные способности. Многие общие способности могут быть полезны в любой профессии (например, умение мыслить); некоторые из них трансформируются в частные.

Развитие способностей важно также с позиции реализации возможностей человека в творчестве.

Овладение саногенным мышлением. Для достижения перечисленных целей самосовершенствования необходимо изменить свое мышление, связанное с более глубоким самоосознанием. С этой точки зрения можно выделить два типа мышления: патогенное и саногенное.

Патогенное мышление –

это обыденное мышление, при котором непроизвольное воображение переносится на отрицательные образы, в свою очередь, способствующие отрицательным эмоциональным реакциям. Например, если человек обдумывает обиду, то начинает непроизвольно разрабатывать план мести обидчикам. И это может привести к появлению у него такой черты, как обидчивость. Для человека с патогенным мышлением характерно сохранение в себе отрицательных образов и отсутствие способности рассматривать себя, свое состояние, свое поведение со стороны. При этом наблюдается включенность человека в ситуацию даже после того, как она прошла. Ю. М. Орлов называет патогенное мышление мышлением, порождающим болезнь. Поэтому необходимо задуматься над тем, как ослабить это мышление или избавиться от него и овладеть саногенным мышлением, которое способствует оздоровлению психики, ликвидации застарелых обид, комплексов и т.д.

Саногенное мышление

(по Ю. М. Орлову) – это мышление, порождающее здоровье. Характерными его чертами являются:

а) динамизм связи нашего «Я» с миром образов, в которых отражаются жизненные ситуации; способность «Я» справляться с этими ситуациями и проявлять активность, когда требуется эффективная деятельность, полностью погружаться в нее, в творчество, в общение. Кроме того, наше «Я» может отделяться от ситуаций и образов, которые насыщены отрицательными эмоциями;

б) рефлексия как размышление, направленное внутрь себя. Осуществляется на фоне релаксации (расслабления), и это снижает эффект стрессовой ситуации;

в) знание тех психических состояний, которые анализируются и контролируются;

г) расширение кругозора и повышение уровня внутренней культуры. Без этого невозможно понять и объективно прогнозировать свое поведение, а также поведение другого человека;

д) высокий уровень сосредоточенности, концентрации внимания на объекте размышлений.

Таким образом, овладение саногенным мышлением способствует сохранению и укреплению здоровья человека, направляет его активность на творческую деятельность.

Восхождение к индивидуальности. Напомним, что индивидуальность –

это социально значимое отличие человека от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Похожесть людей вызвана тем, что процесс социализации создает и поддерживает в каждом индивиде определенные черты, наиболее адекватные для данной культуры. В то же время с развитием личности в каждом человеке зреет индивидуальность, которая отличает его от других людей. Процесс самосовершенствования может рассматриваться как движение по пути индивидуализации. Этот процесс связан с раздвоением человека: с одной стороны, ему необходимо придерживаться морали, требований норм повседневной жизни; с другой стороны, он проявляет признаки индивидуальности (любовь, добро и т.п.). При этом не имеет значения, как они реализуются на определенном этапе жизни общества.

Каждый человек, занимающийся самосовершенствованием, должен определить свои цели таким образом, чтобы в любом случае и при любых обстоятельствах их достижение способствовало успеху. Таковыми могут быть только общие цели, которые были сформулированы выше. Если рассматривать самовоспитание как сознательную деятельность, направленную на максимально возможную реализацию человеком себя как личности, то это определение понятия в широком смысле охватывает и самообразование, и самопознание. Этап профессиональной подготовки в вузе является одним из самых благоприятных для самовоспитания. Далее будут рассмотрены этапы и методы самовоспитания.

Этапы самовоспитания

На первом этапеосуществляется изучение самого себя и соответствия своей личности требованиям, предъявляемым к ней обществом. В результате самоанализа можно оценить: свои способности; глубину и прочность полученных знаний, умений и навыков; черты характера; возможности собственной памяти усваивать новую информацию; время наивысшей работоспособности, оптимальный ритм и темп деятельности и т.д.

Для этой цели используются такие методы, как самонаблюдение, самоанализ и самооценка.

Самонаблюдение. Представляет собой наблюдение человека за различными аспектами своей жизни, позволяющее фиксировать их проявления (переживания, мысли, чувства и др.). Этот метод необходим при осмысленном подходе к самовоспитанию. Он имеет особую значимость в овладении социальным опытом.

Самоанализ. Юношеский возраст, в котором происходит подготовка человека к профессиональной деятельности, характеризуется двумя основными позициями личности во взаимодействии с внешним миром: «позицией субъективного реализма» и «позицией максимализма самостоятельности». Большинство молодых людей считают, что они хорошо знают свои способности, достоинства и недостатки, темперамент; прекрасно владеют своими эмоциями, умеют планировать рабочее время и т.д. Однако, как показывает практика, многие из них не умеют работать систематически, устанавливать связи изучаемого предмета с другими предметами, обобщать полученную информацию, применять в своей деятельности полученные в вузе знания; лишь единицы способны управлять своим вниманием, быстро настраиваться на учебную деятельность, переключаться с одного вида деятельности на другой, отделять главное от второстепенного, самостоятельно находить нужную информацию.

Не умея правильно анализировать свои качества, абстрагировать их из единства с поступками, осознавать их как совершенствование своей личности, молодые люди становятся субъективными в самооценке.

Задачами педагога на данном этапе являются: пробуждение интереса обучаемых к собственной личности; формирование у них представлений о самоанализе и самооценке; акцентирование внимания обучаемых на том, что нужно анализировать не только эмо-ционально-мотивационный аспект своих поступков, но прежде всего свою деятельность и ее результаты.

Самооценка. Это оценка самого себя, своих возможностей, качеств, своего места среди других людей. Самооценка является одним из регуляторов поведения человека; от нее зависит взаимоотношение человека с окружающим миром, его самокритичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка оказывает влияние на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Она также позволяет ему увидеть расхождение между своими притязаниями и реальными возможностями.

Для самооценки могут применяться различные тесты, т.е. системы заданий, позволяющих определить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности. Тест, созданный для определения какого-то одного свойства, называется гомогенным.

Совокупность гомогенных тестов, связанных общей концепцией или определением различных качеств личности, называется
гетерогенным
тестом.

По целевому назначению можно выделить следующие виды тестов: тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности, критериально ориентированные тесты, личностные тесты.

Тесты достижений –

это методы психологической диагностики, выявляющие у испытуемого степень владения конкретными знаниями, умениями и навыками. Различают тесты действия, тесты письменные и тесты устные.

Тесты интеллекта –

методы психологической диагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида. Успешность испытуемого определяется по числу правильно выполненных заданий, что и позволяет вывести коэффициент интеллектуальности.

Тесты креативности –

это совокупность методов для изучения и оценки творческих способностей личности. Среди интеллектуальных способностей особо выделяется способность высказывать необычные идеи, отступать от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Это и есть креативность (сотворение, создание). Факторы творческих достижений изучаются в двух направлениях: жизненный опыт и индивидуальные особенности творческой личности (личностные факторы); творческое мышление и его продукты. К факторам креативности относятся быстрота, четкость и гибкость мышления, конструктивность решения творческих задач.

Критериально ориентированные тесты –

это методы психологической диагностики, выявляющие, насколько испытуемый владеет знаниями, умениями и навыками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных учебных или профессиональных задач. По своей сущности эти тесты представляют собой инструмент обратной связи в организации процесса обучения.

Личностные тесты –

это методы психологической диагностики, с помощью которых оцениваются различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения.

Различают следующие виды личностных тестов: 1) шкалы оценки и опросники; 2) ситуационные тесты или тесты действия, использующие перцептивные, когнитивные или оценочные задачи; 3) проективные тесты, основанные на психологической интерпретации результатов проектирования личности.

Естественным завершением первого этапа может быть самоактуализация человека, т. е. стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

На втором этаперазрабатывается программа самовоспитания, где определяется его цель, которая реализуется посредством решения конкретных задач. Цель самовоспитания вытекает из требований, предъявляемых к личности обществом. Главная цель – сформировать себя как всесторонне развитую личность, высококвалифицированного специалиста, глубоко изучившего теоретические дисциплины, умеющего применять полученные знания на практике, правильно строить отношения внутри коллектива. Другими словами, на этом этапе важно ориентировочно предвидеть свое развитие.

Ясно представляя себе, каким он может стать в результате самовоспитания, студент намечает последовательность действий в работе над собой, создает определенную систему. Под системой самовоспитания понимается постановка общей и частных целей, организация работы над собой, применение различных ее форм, методов и средств. Системность в работе над собой аксиоматична: общеизвестно, что бессистемно нельзя добиться высокого уровня научного познания, выработать в себе те или иные качества, необходимые для установления нормальных межличностных отношений в коллективе.

При постановке конкретных задач самовоспитания нужно ориентироваться на исходный уровень развития личности и последовательно добиваться ожидаемого результата. Ошибками начинающих заниматься самовоспитанием являются: 1) постановка нереальных, невыполнимых задач, без учета своих возможностей; 2) попытка решить одновременно несколько задач; 3) игнорирование учета фактора времени, необходимого для закрепления и автоматизации вырабатываемых навыков.

Для того чтобы помочь студентам в разработке программы профессионального самовоспитания, им предлагается как вариант следующая ее форма (табл. 3).

Еще один вариант программы самовоспитания – профессиональное самовоспитание будущего педагога. Здесь могут быть выделены три блока качеств личности.

I. Общие качества личности:

1) гражданственность, нравственность;

2) педагогическая нравственность, педагогические убеждения.

II. Профессиональные качества:

1) теоретическая и методическая подготовка по специальности;

2) психолого-педагогическая подготовленность кс профессиональной деятельности;

3) уровень развития педагогических умений и способностей.

III. Индивидуальные качества личности:

1) особенности проявления познавательных процессов, их педагогическая направленность;

2) эмоционально-нравственная отзывчивость;

3) культура темперамента;

4) волевые качества и др.

Таблица

Форма программы самовоспитания (вариант)

№ п/пНаправление профессионального самовоспитанияПрограмма
Задачи самовоспитанияПути, средства, методы самовоспитанияОтметки о достигнутых результатах
1.Совершенствование общих качеств и свойств личности
2.Совершенствование профессиональных качеств: а) самообразование по специальности; б) развитие профессиональных знаний, умений, способностей
3.Развитие индивидуальных черт: а) психических свойств личности; б) культуры темперамента
4.Укрепление здоровья

Естественно, что могут быть и другие варианты разработки программы самовоспитания.

На третьем этапеосуществляется реализация выработанной программы самовоспитания. Он предусматривает формирование у студентов осознанного стремления к самовоспитанию, комплексное использование методов самовоспитания и организацию практических занятий по овладению ими.

Педагог, управляющий процессом самовоспитания студентов, должен:

— информировать студентов об особенностях профессионально-педагогической подготовки, о типичных трудностях, возникающих в процессе самостоятельной работы над учебным материалом, о психологических особенностях мыслительной деятельности, различных типах человеческого характера;

— охарактеризовать систему самовоспитания как педагогическую категорию и рассказать о ее значении в работе личности над собой;

— провести со студентами курс бесед-лекций об использовании методов самовоспитания и организовать практические занятия по овладению ими;

— регулировать процесс комплексного применения этих методов;

— создать естественную обстановку на занятиях, которая способствует положительному взаимодействию педагога с учебной группой.

Регулирование процесса усвоения методов самовоспитания и овладения ими на практике может осуществляться педагогом непосредственно на учебных занятиях.

Вначале педагог, как правило, сталкивается с пассивным отношением студентов к информации о целях и методах самовоспитания, поскольку они считают, что уметь управлять собой не обязательно. Осознание эффективности подобных занятий приходит позднее, когда студенты убеждаются в значимости самоуправления. Это происходит после достижения определенных положительных результатов.

На третьем этапе используется вся система методов самовоспитания.

⇐ Предыдущая6Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Особый вид саморазвития

В условиях современного процесса гуманизации общественной жизни и самого общества одна из главных ролей отводится творчеству. Несмотря на общую картину образовательной системы, в которой творческим дисциплинам практически не осталось места, само творчество продолжает развиваться на уровне индустрии и сферы обслуживания, и человеку не остаётся ничего, кроме как прибегнуть к творческому саморазвитию.

Под термином «творческое саморазвитие» скрывается несколько понятий:

  1. Процесс познания, творческого преобразования, развития и совершенствования самого себя.
  2. Особый вид деятельности, конечным итогом которого является некий творческий объект.
  3. Развитие личности как целостности во всей совокупности присущих ей качеств и потребностей.

В большинстве случаев употребления термина подразумевается второе понятие, поэтому стоит чуть подробнее рассмотреть именно его. Чтобы развиваться творчески, необходимо:

  • Настроиться на творческое мышление, то есть поставить перед собой цель достижения совершенно нового результата.
  • Создавать что-нибудь, привносить в деятельность что-то новое.
  • Посещать курсы для развития собственных навыков.
  • Наблюдать за творческим процессом детей, поскольку детское творчество свободно от излишних условностей и восприятия взрослого человека.
  • Активизировать мышление путём полного использования всех органов чувств.
  • Придумывать новое применение и предназначение для вещей.

Но самое главное, что необходимо сделать на пути саморазвития, — разрушить стандарты и границы в собственной модели поведения.

Возникновение потребности в саморазвитии

Движущей силой, толкающей человека на путь саморазвития, является неудовлетворённость существующей ситуацией и постоянно возникающие потребности личности, требующие логического разрешения. Помимо этого, к наиболее распространённым факторам, побуждающим индивида к саморазвитию, относят:

  • Корректно организованный семьёй воспитательный процесс ребёнка и подростка.
  • Примеры окружающих людей.
  • Оценка общества.
  • Желание человека признать себя в качестве личности.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]