Как составить текст публичной речи: примеры и подсказки


Привлечь к себе внимание, убедить общественность в правильности своей точки зрения, стать лидером в глазах людей, внушить доверие к определенным идеям и позициям способна убеждающая речь. Это процесс, при котором умелый оратор передает людям сообщение, необходимое для убеждения общественности в каком-либо аспекте, изменения определенной точки зрения или побуждения к конкретному действию.

Структура убеждающей речи всегда подразумевает соблюдение нескольких простых, но важных принципов: конкретика, ориентировка на слушателя, наличие доказательств, контроль реакции людей, мотивация, открытость.

Способность убеждать – уникальный и полезный талант

Убеждение является методом воздействия на разум людей, направленным на их личное критическое мировосприятие
.

Вся сущность убеждения заключается в том, чтобы при помощи последовательного обоснования, сначала достичь соглашения собеседника с конкретными умозаключениями, затем, на этом основании, сформировать и укрепить новейшие или преобразовать бывшие установки, которые соответствуют поставленной цели.

Навыкам убедительной речи можно научиться на всевозможных тренингах, а также самостоятельно. Способы и принципы убедительного общения, перечисленные ниже, помогут обучиться технике убеждения. Данные методы очень высокоэффективны, как при воздействии на одного человека, так и на публику.

Психологические аспекты

Успех убеждения зависит от фактора убеждаемости человека, которая складывается из двух компонентов:

  1. Твердость убеждений. Когда человек крайне уверен в своих взглядах , они формировались долгий период, подтверждены практическим опытом или распространены в окружении. В таком случае человеку трудно изменить точку зрения, поскольку старые установки удобны и привычны.
  2. Способность к восприятию нового. Человек может быть закрыт от внешних источников данных психологически. Он отказывается от новой информации, ригиден в мировоззрении. Не хочет менять позиции, даже если ему подробно аргументировать ее ошибочность.

Чем ниже убеждаемость, тем сложнее объяснить и тем более внушить собеседнику свою точку зрения.

Основная часть выступления

Основная часть должна быть понятной и насыщенной
. Необходимо разбить основные мысли, идеи и положения на составные фрагменты.

Также нужно обдумать размеренные переходы, которые будут показывать связь между отдельными частями выступления.

Способы донесения основного содержания:

  • Изъяснение доводов, которые возможно проверить.
  • Точка зрения профессионалов и экспертов в данной сфере.
  • Цитирование, которое оживляет и объясняет информацию.
  • Примеры и реальные события, которые могут разъяснить и изобразить факты.
  • Изложение личного опыта, а также теорий.
  • Данные статистики, которые возможно проверить.
  • Рассуждения и предвидения о грядущих событиях.
  • Весёлые рассказы и анекдоты, которые по смыслу подкрепляют утверждения.
  • Точные или образные сравнения, а также противопоставления, которые иллюстрируют утверждение при помощи демонстрирования отличий и сходств.

Человеческий мозг – великолепная штука. Он работает до той самой минуты, когда ты встаешь, чтобы произнести речь. Марк Твен

Деньги, как цель ораторского искусства

В настоящее время тренинги и семинары, где обсуждается тема, как заработать деньги захлестнула интернет. Собственно и интернет этому способствовал. Он открыл возможности заработка, а значит и обучению. Ведь раньше главным источником самостоятельного обучения была книга.

Пример выступлений миллионеров в университетах или онлайн-семинары в интернет-пространстве – это все относится к тематике бизнеса, где основная задача заработать деньги. Целью этих выступления является мотивация слушателя, заряд эмоциями и желанием что-то делать. Движет всем этим стремление иметь много денег и быть независимым. Хорошим способом преобразовать знание ораторского искусства в деньги, это открыть школу по практике и изучению красноречия.

Неопровержимые аргументы в поддержку собственной идеи

Большая часть людей мыслит рационально, и изредка делает что-либо без собственной выгоды. Следовательно, для убеждения человека необходимо найти неопровержимые аргументы, которые объясняют обоснованность и целесообразность утверждения.
Аргументы – это доводы, заявления, а также мысли, которые используются для подкрепления какого-либо суждения

. Именно от правильно подобранных аргументов и доказательств зависит убедительность диалекта.

После составления списка аргументов, необходимо их оценить, а также подумать, уместны ли они в данном случае или нет. Затем, взвесив плюсы и минусы, необходимо выбрать 2-3 эффективных довода.

Условия подбора и оценки аргументов должны быть:

  1. Хорошими можно считать те аргументы, которые поддержаны обоснованными доказательствами. Иногда риторика слышится убедительно, но в то же время фактами она не обоснована. При подготовке речи необходимо убедиться, что аргументы не безосновательны.
  2. Аргументы должны искусно и немногословно вписываться в предложение. Они не могут звучать искажённо.
  3. Нередко хорошо подкреплённый и обоснованный аргумент может не восприниматься человеком. Все люди реагируют на них по-разному. Для кого-то приведённые доводы и факты убедительны, а для кого-то — нет.

Несомненно, нельзя точно знать, какой именно аргумент окажет воздействие на убеждаемого, но ориентировочно предположить и оценить результат можно на основании проведённого анализа индивидуума.

Необходимо ответить не менее, чем на 3 вопроса для того, чтобы убедиться в вескости предоставленного доказательства:

  1. Из какого первоисточника заимствована информация? Если доказательства заимствованы из ненадёжного первоисточника, нужно исключить его из собственного речевого оборота, либо обратиться к другим источникам.
  2. Является ли информация свежей? Показатели статистики и идеи не должны быть старыми. На сегодняшний день неправильным может стать то, что являлось правдивым 3 года тому назад. Убедительная риторика, в основном, может подвергнуться недоверию из-за единственной погрешности. Такое не должно допускаться.
  3. Имеет ли эта информация отношение к материалу? Необходимо убедиться, что доказательство является прямым подтверждением приводимых аргументов.

Принцип 4. Контролируем реакцию людей

Структура убеждающей речи должна быть логична и последовательна, только так можно оставаться главой положения и привлекать к себе внимание. Способы оптимального построения выступления долго искать не нужно, их уже давно составили и озвучили известные психологи и ораторы, также вы можете прочитать их в нашей статье — ораторское мастерство. Чтобы контролировать ситуацию, можно воспользоваться несколькими методами.

Метод озвучивания доказательств

Если аудитория еще не сложила определенные позитивные или негативные установки в отношении вашего вопроса, можно воспользоваться этим способом. В соответствии с ним вы описываете вашу цель, а затем озвучиваете собранные доказательства. При этом второе по важности доказательство говорится в начале выступления, самый важный довод озвучивается в конце, а все остальные – в любом порядке в середине.

Вот пример убеждающего текста, построенного по этому методу:

«Уважаемые коллеги (одногруппники, союзники, друзья)! Я хотел бы поднять столь важную для современной общественности тему – тему защиты природы. Многие из нас совсем забыли, что она очень хрупкая, что ее нужно защищать. В наших интересах добиться запрета на выбросы вредных химических веществ с местного завода в реку. И вот почему:

  • Мы живем за счет природных ресурсов, а вода – это наше основное богатство. Как известно, воду из этой реки пьют животные нашей области, не говоря уже о том, что этой водой поливают овощные и фруктовые растения, плоды которых мы позже покупаем и употребляем в пищу.
  • Из-за повышенной загрязненности реки мы лишаемся летнего отдыха. По данным местных экологов, уже через 2-3 года купаться в реке будет категорически запрещено.
  • Химикаты приводят к тому, что река начинает высыхать. Местные прогнозисты предполагают, что наши правнуки могут ее уже не застать.
  • Поскольку река является главной в городе, вода из нее поступает в наши водопроводы. Мы отравляем свой организм химикатами, как и наши дети и родители. Практически ни один фильтр не способен очистить воду от химикатов на 100%.

Все данные собраны из достоверных источников и подтверждены соответствующими документами. Предлагаю вам ознакомиться с ними сейчас или обратиться ко мне позже. Наверняка вы разделите со мной мою цель и подпишите петицию, требующую запретить выбросы химикатов в нашу реку».

Метод решения проблем

Это не менее эффективный способ, который подойдет при общении с аудиторией, настроенной нейтрально или даже слегка негативно. Он предполагает:

  • Формулировку актуальной проблемы.
  • Убеждение, что ваше предложение способно ее решить.
  • Убеждение, что ваше предложение является наилучшим из любых возможных, поскольку оно приносит максимум положительных результатов.

Пример того же текста, построенного по данному методу:

«Сейчас как никогда остро встала проблема загрязнения нашей реки химикатами. Вода – это наше основное богатство. Только представьте, все выбросы из местного завода прямым или косвенным способом попадают в ваш организм. Это не обман, по данным, которые мне любезно предоставили наши статисты и лаборанты, 50% водопроводной воды содержит эти химикаты и ровно столько же овощей и фруктов, предложенных в супермаркетах, выращивались с помощью полива из реки. Что уже говорить о том, что через несколько лет купаться в реке будет опасно для жизни? Ни один фильтр не способен очистить воду от подобных ядовитых примесей. Как известно, такие химикаты вызывают тяжелейшие онкологические заболевания.

Вы можете помочь избежать такого хода событий и сохранить здоровье населения. Я создал петицию, которую должно подписать не менее 1000 человек, чтобы ее рассмотрели. Подписав петицию, вы сделаете все возможное для своей безопасности и безопасности близких людей.

По моим данным, эту проблему уже пытались решить с помощью митингов и голосований, но это не привело к нужному результату. Местные власти обязаны рассмотреть петицию и предпринять соответствующие меры, если под требованием подписалось не менее 1000 человек. Мы сможем требовать справедливости, полностью опираясь на современное законодательство. По всем вопросам вы можете обратиться ко мне, как и ознакомиться со всеми документами.»

Метод сравнительных достоинств

Этот способ состоит в том, что вы перечисляете публике все преимущества вашего предложения. Он подходит для общения с аудиторией, положительно настроенной к вам.

Пример текста, составленного по этому методу:

«Сегодня мы нуждаемся в хороших специалистах как никогда. Но далеко не каждый человек может себе позволить качественное обучение. Я предлагаю рассмотреть мое предложение, касающееся улучшения качества образования в обычных государственных школах.

Ваши положительные голоса за мой проект помогут мне добиться того, что в школах будет новое современное компьютерное оборудование, введутся факультативы иностранных языков, и каждый ученик уже с 5 класса обучения сможет выбрать себе интересующий профиль, чтобы в нем развиваться.

В соответствии с анализом результатов, данные мероприятия приведут к тому, что:

  • Дети станут охотнее посещать школу и учиться более целеустремленно.
  • На выходе из школы будут уже практически готовые профессионалы в некоторых сферах.
  • Поступить в университет детям будет на 50% проще.
  • Значительно возрастет уровень социальной жизни, уменьшится количество малообеспеченных людей ввиду подготовки качественных трудовых ресурсов, способных зарабатывать хорошие деньги.
  • Дети найдут себе занятия по интересам, из-за чего уменьшится количество ребят, бесцельно скитающихся по улицам. По моим подсчетам, это повлияет и на снижение уровня детской преступности.

Поддержать проект вы можете, обратившись непосредственно ко мне».

Эти примеры достаточно общие, но по ним можно понять суть убеждающей речи и составить хорошую ораторскую речь по подобию.

Психология влияния: как соврать так, чтоб собеседник не заметил

Убедительность речи ложь не красит, если её много. Лучше сделать акцент на правде и опустить неприятные подробности. Но иногда это необходимо. Что эффективно соврать, вам нужно поверить в собственную ложь, стать ее частью.

  • Следите за жестами. Стойте в открытой позе, смотрите собеседнику прямо в глаза. Лучше потренируйтесь перед зеркалом. Помните – вы не врете.
  • Продумайте все до детальных мелочей.
  • Отрицайте всё. Железобетонные доказательства против вас не работают. Вы же говорите правду, забыли?
  • Не оправдывайтесь.
  • Не извиняйтесь и не унижайтесь.

Вам отказали? Вашу ложь посчитали слишком наигранной? Развернулись и ушли. Собеседник ждет того момента, пока вы начнете умолять его: тогда он займет доминирующую позицию. Если вы резко уйдете, не вступая в словесные стычки, ваши шансы на победу возрастут.

Тренировочное упражнение

Для тренировки навыка говорить кратко, можно сделать следующее упражнение:

  1. Выберите любую тему.
  2. Запишите рассказ на эту тему на видео продолжительностью 5 минут.
  3. Посмотрите запись и подумайте, что можно выбросить без ущерба для содержания, какие фразы можно сократить, и сожмите рассказ до трех минут.
  4. Сделайте еще один заход и сожмите рассказ до 1 минуты.

Такое упражнение позволяет вычистить свою речь, убрать ненужные фразы и сказать самую суть.
struktura-korotkogo-vystupleniya-13-gotovykh-skhem-i-videoprimerov

Принцип 5. Вы скорее убедите своих слушателей, если будете говорить так, чтобы мотивировать их

Мотивация, или «силы, действующие на организм извне и изнутри, которые инициируют и направляют поведение» (Petri, 1996), часто возникает в результате использования стимулов и эмоционального языка. Чтобы стимул имел какую-то ценность, он должен быть значимым. Значимость стимула подразумевает, что он пробуждает эмоциональную реакцию. Воздействие стимула наиболее мощно, когда он является частью какой-нибудь значимой цели.

1. Сила стимулов. Люди скорее склонны воспринимать стимулы как значимые, когда эти стимулы указывают на благоприятное соотношение издержек и вознаграждений. Предположим, вы просите своих слушателей пожертвовать час в неделю своего времени на то, чтобы поучаствовать в благотворительной программе. Время, которое вы предлагаете им потратить, вероятнее всего, будет воспринято как издержки, а не как стимулирующее вознаграждение; однако вы можете описать данную благотворительную работу таким образом, что она сама будет восприниматься как дающий вознаграждение, значимый стимул.

Например, вы можете сделать так, чтобы ваши слушатели, уделяя время столь важному делу, чувствовали себя людьми с сознанием гражданского долга, социально ответственными или благородными помощниками. Если вы покажете в своей речи, что эти вознаграждения или стимулы перевешивают издержки, ваши слушатели с большей вероятностью захотят принять участие в поддерживаемой вами программе.

2. Использование стимулов, соответствующих основным потребностям. Стимулы наиболее действенны, когда служат удовлетворению основных потребностей. Одна из самых популярных теорий в области потребностей принадлежит Абрахаму Маслоу (Maslow, 1954). Согласно этой теории, люди проявляют большую склонность действовать, когда стимул, предлагаемый оратором, способен удовлетворить одну из важных неудовлетворенных потребностей слушателей.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Креативные техники генерации идей

В чем смысл такого анализа для вас как для оратора? Во-первых, она описывает типы потребностей, к которым вы можете обращаться в своей речи. Во-вторых, она позволяет понять, почему некоторая линия развития речи может хорошо работать в одной аудитории и приводить к неудаче с другой аудиторией. Например, в трудные с экономической точки зрения времена люди больше озабочены удовлетворением физиологических потребностей и потребностей безопасности, и поэтому будут менее склонны реагировать на обращение к общественным чувствам и альтруизму.

Третий и, возможно, наиболее важный момент состоит в том, что если ваше предложение вступает в конфликт с ощущаемой потребностью, вы должны иметь наготове сильную альтернативу из той же самой или из более фундаментальной категории потребностей. Например, если реализация вашего предложения будет стоить людям денег (скажем, будут повышены налоги), вы должны показать, что эти меры удовлетворяют какие-то другие, сравнимые по значимости потребности (например повышают их безопасность).

Важные мелочи, гарантирующие успех

Следите за невербальными сигналами собеседника, указывающими на готовность пойти навстречу:

  • кивки головой;
  • корпус наклонен вперед;
  • словесные подтверждения (да-да, конечно, замечательно);
  • внимательно следит за ходом разговора, за вашими жестами;
  • не возражает, слушает;

Если ваш оппонент выражает большинство из этих сигналов – он готов с вами согласиться.

А вот эти сигналы свидетельствуют о неодобрении собеседника:

  • скрещенные руки на груди, закрытая поза;
  • опущенная голова, немигающий взгляд;
  • отвлечение от разговора (ушел перебирать бумаги, теребит что-то в руках, хочет уйти);
  • прикосновение к себе;

Когда человек находится в закрытой позе, дайте ему что-то в руки, отвлеките внимание на себя. Покажите ему документ, график, презентацию. Поделитесь шоколадкой – это расположит к себе. После этого приступаем к плану, как говорить убедительно и красиво.

Психология влияния: убеждай, воздействуй

Если собеседник не настроен положительно, вам нужно переманить его на свою сторону. Психология влияния предлагает нам несколько уловок, чтоб быстрее расположить человека к себе.

Как быть убедительным на переговорах:

  • Создайте неформальную обстановку. Предложите оппоненту чашечку чая или кофе. За свой или счет фирмы, разумеется (особенно, если это потенциальный клиент). Он расслабится, расположится к вам.
  • Будьте кратким. Уложите свою главную мысль в 30 секунд или 1 минуту.
  • Сохраняйте спокойствие. Даже если собеседник неправ, ваше хладнокровие – залог успеха.
  • Будьте опрятны. Больше доверия вызывает аккуратный и щепетильный человек, чем неряха.

Как сделать речь четкой и внятной

Немаловажную роль играет дикция человека. Правильная дикция редко бывает врожденной, поэтому её нужно тренировать:

  • готовьте речи на разные темы, проговаривайте перед зеркалом;
  • читайте больше научных работ, пополняйте словарный запас;
  • каждый день проговаривайте скороговорки;
  • избегайте слов-паразитов;
  • научитесь не глотать слова;

Убедительный человек – человек, владеющий языковыми навыками на 100%.

Психология влияния – психология убеждения

Ключ к убеждению – аргументированные доводы. Часто люди прибегают к ложным аргументам. Они приводят собеседника в замешательство, унижают его и подрывают его авторитет. Если человек действует не по своей воле, а под давлением или принуждением, это не приведет к хорошему результату в долгосрочной перспективе.

5 ошибочных доводов, которые оттолкнут оппонента

В деловых и межличностных отношениях нечестные уловки кажутся хорошей идеей. Но только на первый взгляд. О том, как врать убедительно расскажем немного позже. Сперва ознакомьтесь с основными логическими ошибками и способами их избежать.

1 – Апеллирование к ложной авторитетности

«Авторитетный человек поступал так же. Значит, и мы должны так делать».

Логическая ошибка – приводить в пример человека, некомпетентного в области спора. Например, бабушки заставляют внуков есть на завтрак овсянку, при этом говорят:

«Овсянку каждое утро ест королева Великобритании на завтрак. И ты будешь есть».

Разве королева Великобритании – специалист диетологии? Было бы уместнее рассказать ребенку о полезных свойствах каши, помочь ему увидеть выгоду:

«Каша очень полезна и питательна, помогает организму стать лучше. Будешь кушать кашу – станешь самым сильным среди ребят» – пример правильного довода.

2 – Ложная причина

Не всегда удается правильно установить причинно-следственную связь. Неправильно, когда ложная причина фигурирует в качестве довода.

«У тебя ничего не получается, потому что ты недостаточно стараешься! Работай усерднее!»

Вместо этого лучше сказать:

«Давай вместе поразмыслим, почему проект провалился. Так мы избежим провала в будущем».

3 – А ты на себя посмотри!

Эта логическая ошибка часто выскакивает в неформальном общении. Вот пример:

– Ты не умеешь считать деньги и покупаешь всякую ерунду!

Вместо обоюдных обвинений лучше было ответить так:

«В этом месяце я купил необходимые вещи для семьи: (перечисление). Пойдем со мной за покупками, и ты увидишь, насколько выросли цены в магазине».

4 – Обращение к большинству

«Так считают все наши коллеги. Вы что, держите нас за дураков?»

Когда-то люди верили, что плоскую землю держат киты. От всеобщей веры утверждение не становилось правдой. Толпа заблуждается и заблуждается часто. Вместо этого, скажите:

«Я уважаю ваше мнение. Давайте устроим совещание, чтоб вы могли аргументировать свою точку зрения, а я высказал свою. Примем решение путем голосования».

5 –Переход на личности

«Твоя точка зрения не заслуживает внимания, потому что ты не учился в университете».

Подтекст: «Ты недостаточно умен и образован, чтоб выдвигать своё жалкое мнение». Инициативность показывает неравнодушие человека, это надо поощрять, а не губить. Любое мнение заслуживает внимания. Правильно говорить так:

«Да, тут я с тобой согласен. Но вот здесь ты не прав, потому что…».

Всегда подкрепляйте свои доводы фактами.

Психология влияния и стоп-слова

Сведение стоп-слов к минимуму добавит решительности, вызовет доверие. Как говорить уверенно и убедительно, избегая запрещенных слов:

  • Вместо «но», «и всё же», говорите «и».
  • Вместо «нет» – «не сейчас», «не в таком виде», «не так».
  • Забудьте слова «просто» и «только». Замените «это просто идея», выражением «моя инициатива». Не обесценивайте свои мысли.
  • Вместо «нужно» и «надо» указывайте четкие сроки. Используйте слово «важно», «главное».
  • Не говорите «вы должны». Лучше использовать «я рекомендую вам», «лучше сделайте».

Запомните: не отрицайте всё. Если хотите, чтоб было по-вашему, сначала похвалите человека за усердие, идею и т. п. После вносите свои коррективы.

Главное правило убеждения

Вся суть убеждения сводится к одному: вам нужно показать человеку, что ваше предложение ему выгодно. Если вы сможете в красках расписать выгоду для собеседника, считайте успех в ваших руках.

Дело усложняется, когда вы хотите убедить собеседника в убыточном или невыгодном предложении. Тогда в ход идет психология внушения и убеждения.

Структура убеждающей речи

Привлечь к себе внимание, убедить общественность в правильности своей точки зрения, стать лидером в глазах людей, внушить доверие к определенным идеям и позициям способна убеждающая речь. Это процесс, при котором умелый оратор передает людям сообщение, необходимое для убеждения общественности в каком-либо аспекте, изменения определенной точки зрения или побуждения к конкретному действию.
Структура убеждающей речи всегда подразумевает соблюдение нескольких простых, но важных принципов: конкретика, ориентировка на слушателя, наличие доказательств, контроль реакции людей, мотивация, открытость.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]