Рождаясь, новая личность получает в дар уникальный характер. Человеческая натура может состоять из черт, унаследованных от родителей, а может проявляться в совершенно ином, неожиданном качестве.
Натура не просто обуславливает поведенческие реакции, она специфично влияет на манеру общения, отношение к окружающим и собственной персоне, к работе. Черты характера человека создают у личности определенное мировоззрение.
От характера зависят поведенческие реакции человека
Черты личности и структура характера
Каждый индивид в течение жизни приобретает неповторимый набор качеств, которые носят название – черты характера. На их основе осуществляется формирование структуры личности, которая определяет поступки и поведение человека. Чтобы лучше понимать природу становления личности и характера, необходимо изучить разнообразие определений этих терминов.
Понятие и определение в психологии
Понятие личности позволяет отразить социальную природу индивида – обладателя особенного сознания. В психологии под этим термином понимается целая система свойств человека, проявление которой происходит исключительно в деятельности.
Дополнительная информация. Р. Кэттелл считает, что благодаря понятию «личность» можно дать характеристику поведения человека в той или иной ситуации.
Черта личности – это в психологии не что иное, как устойчивая особенность индивида, которая проявляется в его поступках. Под личностными чертами Г. Олпорт понимал своеобразные психологические блоки, которые помогают объединить реакцию человека в единый стимул.
Структура характера
Свойства личности формируют характер, это значит, что он состоит из совокупности индивидуальных особенностей индивида, которые определяют поведение человека.
Для чего он нужен
Каждый может попытаться собственноручно сделать свой психопортрет или изучить линию поведения близкого человека. Однако для получения точных и наиболее достоверных данных, лучше обратиться за помощью к специалисту. Чтобы в полной мере определить характеристики личности, запишитесь на мою личную консультацию. Располагая подобными данными, вы сможете найти наиболее подходящий род занятий, хобби, узнать степень вашей открытости и коммуникабельности, выявить цели, повысить самооценку.
Основные черты характера
Качества мужчины — плохие и хорошие черты характера, что воспитывать в себе
Характер делает человека уникальным, помогает выделиться из толпы. Для любой личности характерно желание быть принятой обществом, стать частью коллектива, семьи или социальной группы.
Дополнительная информация. Никто не хочет быть изгоем. Поэтому необходимость находиться в кругу других людей – естественная потребность человека.
Чтобы стать частью какого-либо общества, индивиду нужно не только выполнять полезные функции, но и обладать определенным характером. Зная, какие гипотетические черты приветствуются в группе, а какие отвергаются, выстроить общение с людьми будет намного проще.
Негативные черты
Отрицательные личностные черты не приводят индивида к положительным результатам. Негативное проявление характера осуждается в обществе. Среди основных отрицательных качеств характера можно выделить следующие варианты:
- эгоизм;
- жадность;
- мелочность;
- завистливость;
- злобность;
- лживость;
- самокритичность;
- трусость;
- лень;
- упрямство.
Каждое из перечисленных свойств может диагностироваться у людей по-разному. У одних можно встретить весь «набор» отрицательных черт, у других – несколько самых неприятных «экземпляров».
Как побороть негативные свойства характера
Важно! Некоторые негативные качества могут трансформироваться в положительные, если личность будет работать над собой.
Пример – жадный человек способен стать бережливым, упрямый – целеустремленным, самокритичный – творческим, а ленивый ученик – кропотливым.
Положительные черты
Положительные черты личности позволяют индивиду быть полезным, надежным и ценным в обществе. В каждой эпохе есть «свой» список социально значимых свойств характера:
- Если в обществе продвигаются идеи, ориентированные на индивидуальные успехи, то трудолюбие, инициативность, целеустремленность, самодостаточность и самостоятельность будут важными положительными качествами личности;
- Если коллективизм является главной ценностью общества, то индивидуализм будет в нем порицаться и отвергаться. На «пьедестал» будут представлять такие качества, как верность, дружелюбность, стрессоустойчивость.
Несмотря на это, существует целый ряд общечеловеческих ценностей, среди которых можно выделить следующие положительные черты:
- верность;
- щедрость;
- справедливость;
- скромность;
- доброжелательность;
- надежность;
- честность;
- вежливость;
- чувство ответственности;
- решительность;
- трудолюбие.
Некоторые положительные свойства могут трансформироваться в отрицательные. Например, не всегда человек может проследить момент, когда упорство становится упрямством, решительность преобразуется в агрессию, а толерантный индивид становится подвержен чужому мнению.
Важно! Чтобы проанализировать наличие положительных и отрицательных качеств характера, нужно обратить внимание на отношение окружающих к индивиду.
Отношение окружающих – ключ к самосовершенствованию
Социум является своеобразным зеркалом, которое отражает настоящий облик личности.
Теория Гиппократа
Этого античного врача и мыслителя считают создателем одной из основных идей, рассматривающих человеческую сущность. В те далекие времена основой его теории являлась физиологическая составляющая людей. Однако разработанная Гиппократом концепция постоянно пересматривалась, и пару веков назад начала изучать предложенные им 4 типа характера человека и психология. Среди них следующие:
- Холерик. Люди с этим типом характера довольно страстные, вспыльчивые, а порой и агрессивные. Им сложно держать под контролем свои эмоции, а также реакции, проявляющиеся на воздействие раздражающих факторов внешнего мира. Холерики подвержены частым вспышкам гнева, резким сменам настроения и прочим внезапным переменам в поведении. Они очень быстро расходуют свою энергию и истощают запас сил.
- Сангвиник. К такому типу характера относят веселых и подвижных людей. Им, как и холерикам, свойственны внезапные перепады настроения. Но при этом они обладают устойчивой и быстрой реакцией на внешние факторы. Сангвиники являются людьми целеустремленными и продуктивными.
- Флегматик. Это довольно сдержанные люди, практически не проявляющие своих эмоций. Они неспешны, обладают уравновешенной психикой, упорны и настойчивы в работе.
- Меланхолик. Такие люди впечатлительны и очень ранимы. Они остро переживают собственные неудачи. При наличии внешних раздражителей меланхолики проявляют резкие реакции.
Предложенные Гиппократом 4 типа характера человека психология рассматривает и сегодня. Они считаются основными и при этом редко проявляющимися в чистом виде. Каждому человеку могут быть присущи черты каждого из этих типов, но только принадлежащие одному из них будут доминирующими. Из этого может быть сделан вывод о том, что каждый из нас – личность индивидуальная, сложная, многогранная и необычная.
Индивидуальные черты характера
Качества личности — что это такое в психологии, характеристика
Индивидуально-психологические черты, характеризующие личность, изучают дифференциальная психология и криминология. Динамическая структура особенностей человека включает в себя 4 основные группы:
- биологические черты: задатки, темперамент, первичные потребности;
- социальные свойства личности: мировоззрение, моральные качества, направленность;
- индивидуальные способности: талант, одаренность или гениальность;
- опыт: навыки, умения, привычки и знания.
Необходимо учитывать, что не все индивидуальные особенности индивида могут стать чертами характера.
Задатки и способности
Важно! Все черты характера относятся к особенностям личности. Этот факт занимает особое место в криминологической практике.
Благодаря индивидуально-психологическим чертам, человек способен достигать успеха и совершенствоваться в деятельности.
Как составить правильный психологический портрет любого человека: образец
Чтобы оформить свой или чужой психопортрет нужно обратиться за помощью к специалисту в области психологии либо попробовать сделать это самостоятельно. Вам помогут различные опросники, действенные методики и техники оценки личности и скрупулезного анализа ее способностей. К ним относят портрет по рисунку, исследование почерка, постановка логических загадок, тестирование, общение без слов, но наиболее легкий и быстрый вариант – исследование вышеописанных свойств. Достаточно просто взять блокнот и прописать каждый пункт.
План
Типовой образец подскажет, как сделать достоверный психологический портрет личности. Стоит придерживаться простой инструкции:
- Рассмотреть персональные данные – пол, сколько лет, внешние параметры.
- Социальный статус – должность, специальность, семейное положение.
- Небольшая биография, где указаны основные, самые важные события и моменты жизни, потрясения, эмоции.
- Анализ 13-ти вышеописанных свойств личности.
- Выводы, в которых осуществляется детальное рассмотрение каждого пункта, выявляются существующие проблемы, пути их решения, раскрываются способности и умения.
Вы должны понимать, что методика обязана соответствовать возрасту, опыту и уровню образования исследуемого. Необходимо создать комфортные условия прохождения эксперимента. Составлять общую картину надо таким образом, чтобы она была понятна человеку без профильного образования и не утяжеляла неизвестными терминами.
Волевые черты людей
Положительные черты характера человека — что к ним относится
Для достижения поставленных целей индивиду требуется умение мобилизировать собственную психику. Сила воли является фундаментом этого навыка.
Обратите внимание! Волевые качества личности не всегда бывают врожденными. Нередко индивиду приходится тренировать их самостоятельно. На обучение требуется немало времени. Главное – тренировки должны периодически повторяться даже после получения хороших результатов.
Как формируется воля
Существует много методик исследования волевых свойств субъекта. Наиболее распространенными считаются:
- тест Н.Н. Обозова «Самооценка силы воли»;
- метод наблюдения А.И. Высоцкого;
- общая оценка воли у подростков по способу Н.Е. Стамбуловой.
Волевые черты человека подразделяются на 2 вида:
- моральные;
- экстраординарные.
Второй вид качеств является основой для улучшения моральной стороны личности. Среди основных волевых черт индивида можно выделить:
- Энергичность. Благодаря этому свойству, человек способен быстро действовать и принимать ответственные решения.
- Самообладание. Это волевое качество оберегает индивида от импульсивных и необдуманных поступков. С самообладанием субъект – сам себе руководитель.
- Смелость. Позволяет человеку преодолевать внутренние опасения и страхи.
- Терпеливость. При помощи этого волевого усилия индивид способен добиваться поставленных целей, несмотря на наличие внутренних препятствий: усталости, скуки, головной боли.
- Инициативность. Благодаря этому качеству, личность способна проявлять умственную активность, креатив и самостоятельность для достижения лучших результатов деятельности.
- Стратегичность. Позволяет человеку правильно расставлять приоритеты не только в личной жизни, но и деловой сфере.
- Целеустремленность. Эта волевая черта помогает личности сознательно ставить перед собой необходимые задачи и активно действовать для их выполнения.
- Принципиальность. Волевая черта позволяет индивиду на любом поприще основываться на собственных взглядах, а не идти на поводу у других людей.
Психологическая характеристика на ученика 4 класса
Пример
Баринов Максим Петрович.
2001 год рождения.
Ребёнка можно охарактеризовать как эмоционального, но одновременно доброжелательного. За время учебы появилось очень много внешних проявлений, например, ребёнок является импульсивным и активным. Ребёнок не всегда контролирует свои слова, а главное, действия. Состояние здоровья среднее.
У него очень часто меняется настроение. Не всегда может поддерживать социальную дистанцию, которая выстраивается между преподавателями и учениками.
Самостоятельные задания делает только при помощи взрослых. Также сам может спрогнозировать результат игры и строить предположения. Самостоятелен, активен, сам выбирает способы решения проблем и задач. Может стать опорой для более слабого ученика при работе в парах.
Всегда имеет четкое понятие о том, какие действия предпринимать в дальнейшем, строит планы, а не как карта ляжет. Отмечается, что он склонен к выбору нестандартных способов, так как видит их интересными.
Не всегда может дать адекватную оценку своим совершаемым действиям.
Что касается познавательных интересов, то ребёнок обладает широким кругом знаний и большим потенциалом к его расширению. Однако, как отмечает сам ребёнок, учёба – это не приоритетный вид деятельности для него.
У ребенка развиваются сенсорные системы с определенными особенностями.
Например, лучше всего запоминает материал, сказанный вслух. Концентрирует внимание не всегда хорошо, скорее на среднем уровне.
Понимание распределяет так, как этого требует преподаватель.
Лучше развита слуховая память, нежели зрительная.
Нервную систему можно отнести к средней и слабой. Это означает, что ребёнок легко берётся за сложные задачи, но быстро утомляется на пути к нужному решению. Иногда может быть перенасыщен знаниями. Однако в случае необходимости может за короткое время восстановить способность к восприятию.
Имеет хорошую продуктивность в первой половине или в самой середине урока.
Темп развития его психологической деятельности в общем и целом соответствует возрасту.
Что же касается эмоционально-личностной сферы, то она характеризуется высоким уровнем тревожности. Также ребенок стремится стать лидером в своей группе, и самоутвердиться, иногда за счёт других. К сожалению, ребёнок обладает заниженной самооценкой и с трудом переносит критику в свой адрес.
Не любит, когда учителя сравнивают его с другими. Общаться с преподавателем предпочитает только в индивидуальном порядке, после урока. Особенно когда речь идет о проверке качества уровня знаний, контрольных работ и так далее.
У ребенка практически нет мотивации к учебе, но на этом сказывается высокая тревожность, так как ребенок очень боится, что результаты будут отрицательными.
В семье Максима есть старший брат. Ребёнок всячески копирует его поведение, тем самым вызывая недовольство взрослых людей, которые понимают, что ребёнок действительно собирается подражать брату.
Поэтому ребёнок очень плохо реагирует на критику.
В группе сверстников, наоборот, поставил себе должным образом, и является неформальным лидером.
Что могут посоветовать педагоги?
Это тоже важно знать:
Характеристика на ученика 2 класса от классного руководителя готовая, на ученицу, для ПМПК
Совет педагогов сводится к тому, что ребёнку нужно похвала и внимание родителей. Кроме того, нужно способствовать выработке мотивации к учебе и оказывать помощь в решении сложных задач.
Новый материал, который предлагается для изучения, лучше всего рассматривать в первой половине дня. Если ваш материал для изучения достаточно сложный, его лучше распределить сразу на два урока для лучшего усвоения.
Для того чтобы у ребенка появилась мотивация к получению знаний, стоит предлагать ему те виды заданий и работ, которые являются нестандартными и творческими.
Лучше не выказывать критику по отношению к учащемуся, а если приходится, то делать это максимально лояльно и аргументированно. Такова характеристика учащегося МОУ.
Взаимосвязь характера и структуры личности
Характер является своеобразным «фундаментом», который в совокупности со способностями и эмоциями формирует структуру личности.
Как связаны эти два понятия
Тесная взаимосвязь психических свойств человека и основных компонентов психики достигается, благодаря следующим характеристикам:
- По характеру можно не только оценить целостность личности, но и предугадать или скорректировать поступки.
- Направленность индивида тесно связана с его психическими свойствами, поэтому оказывает влияние на деятельность личности.
- Формирование характера происходит во время активных действий субъекта. Другими словами, психические свойства обуславливаются бытием индивидуума.
- Все черты характера взаимосвязаны друг с другом. Благодаря постоянному взаимодействию, они формируют целостную структуру личности.
- Характер индивида мешает или помогает субъекту выстраивать различные взаимоотношения с обществом, решать сложные жизненные задачи, проявлять волю и терпение.
Чтобы до конца изучить отличительные особенности человека, нужно «съесть» с ним целый пуд соли. Однако уникальность характера можно отметить если не с первого, то точно со второго взгляда. Даже если индивидуум замкнут и стеснителен, эти свойства будут характеризовать проявление его характера. Если субъект хочет подкорректировать собственные качества, на помощь может прийти профессионал – психолог.
Теория Карла Густава Юнга
Этот знаменитый швейцарский психолог и психиатр создал на первый взгляд довольно простую классификацию характеров, но при этом достаточно глубокую.
В теории К. Г. Юнга рассматривается взаимодействие сознательного и бессознательного. Ученый выделил следующие виды людей по психологии и по характеру:
- Экстраверты. Деятельность и реакции этих людей во многом зависят от внешнего мира, от окружающих людей и событий. Экстраверты приятные и общительные собеседники, веселые и открытые, с большим количеством друзей. Они пытаются взять от жизни все, мало заботясь при этом о собственном здоровье.
- Интроверты. Люди с этим типом характера в большей степени руководствуются собственными ощущениями и переживаниями. Понять их окружающим довольно сложно. Интроверты постоянно малообщительны и замкнуты, мнительны, отличаются стремлением все анализировать, имеют совсем мало друзей.
- Амбиверты. В психологии характер и индивидуальность человека, принадлежащего к этому типу, рассматривается как комбинация двух предыдущих. Причем амбиверты позаимствовали от экстравертов и интровертов все самое хорошее. Такие люди – прекрасные аналитики. Они имеют тонкую душу и периодически склонны к желанию остаться в одиночестве. При этом амбиверты обладают такой харизмой, юмором и остроумием, что могут без труда стать душой большой компании.