Одна из самых распространенных трудностей — необходимость отказывать людям. И хотя на работе часто возникают ситуации, в которых в силу своих профессиональных обязанностей вы просто не сможете сказать «нет», изо дня в день будут складываться и другие обстоятельства, предоставляющие вам определенную свободу выбора. Как воспользоваться своим правом сказать «нет» и правильно сформулировать отказ?
Как красиво, необидно, интеллигентно отказывать людям в их просьбах: советы, рекомендации, примеры
Конечно, очень часто после отказов люди не хотят общаться, либо сокращают возможное общение. Но расстраиваться не стоит, потому как с вами останутся действительно хорошие друзья и порядочные знакомые, которые привыкли не пользоваться людьми, а дружить с ними. Не стоит достаточно резко отказывать, если вы испытываете симпатию к человеку и планируете с ним общаться. Постарайтесь быть по возможности корректным, доброжелательным, попросите прощения. Скажите, что к сожалению, у вас не получается из-за финансовых трудностей давать в долг часто.
Просите прощение, а также скажите, что вы дорожите общением с этим человеком. Если это ваш хороший коллега, который вам действительно часто помогает, но в силу обстоятельств вы не можете ему помочь, объясните ситуацию. Скажите, что вы дорожите его помощью, знаниями и с удовольствием бы помогли, но только к сожалению, в данной ситуации вы не можете этого сделать.
Вот несколько фраз которые помогут вам смягчить отказ:
- Я вижу, что тебе совсем непросто, но к сожалению, не могу решить твою проблему.
- Мне очень жаль, что так вышло, но к сожалению, я не могу помочь.
- Я очень хочу помочь тебе, но не смогу, так как на завтра запланировала ужин с любимым человеком.
- К сожалению, я сейчас не в силах ответить согласием, потому как на выходных буду занят.
- Мне нужно подумать, я смогу сказать позже.
Правильно отказать
Последний вариант отказа подходит только людям, которые ждут ответа сейчас. Они не могут ждать, поэтому вечером или на следующий день просто не обратятся. Можно отказать с использованием компромисса.
Например:
- Я помогу тебе, если ты поможешь мне.
- Я помогу тебе сделать презентацию, но только в субботу с 10:00 до 12:00. Именно это время будет у меня свободно.
Также можно отказать дипломатическим образом. Дипломаты обычно никогда не говорят ни да, ни нет. Они говорят: давай поговорим об этом или обсудим.
Например, не отказывайте резко, а скажите, я могу тебе помочь как-то иначе. К сожалению, я сейчас не могу тебе помочь, но у меня есть знакомый или друг, который возможно захочет тебе помочь.
Вежливо отказываем
Как видите, отказать человеку достаточно просто. Основная задача состоит в том, чтобы не обидеть его. Если вы заинтересованы в дружбе, в общении с этим человеком, постарайтесь отказать как можно вежливее, или предложить что-то взамен. Возможно предложить свою помощь в каком-то другом варианте.
Попробуйте найти то, чем вы лично сможете быть полезны
fizkes/Getty Images Pro
Вам отказали в чем-то, что для вас представляет важность и особый интерес. Ваш собеседник не виноват в этом – ведь у него совершенно другие интересы
. Постарайтесь в дальнейшей беседе, если она возможна, узнать, какие потребности имеются у вашего собеседника.
В идеале было бы неплохо, чтобы ваш визави получил прежде от вас уверенное и непоколебимое – «да, я могу помочь вам в этом вопросе»
. После этого необходимо
улучить удобный момент
для того, чтобы вернуться к вашей просьбе. Изложите ее вновь, добавив что-то вроде –
«я был бы крайне признателен, если бы вы пошли мне навстречу. Это поможет мне высвободить время и ресурсы для решения вашего вопроса»
.
А для того чтобы данная методика сработала, всегда подготавливайтесь к подобным встречам заранее. Просить что-либо, или высказывать свои желания кому-либо, целесообразнее
тогда, когда вы сами имеете что предложить своему собеседнику. Тогда вероятность положительного исхода переговоров возрастает многократно.
Умение владеть разными формами отказа
Существует несколько простых способов, которые могут помочь, как отказать человеку культурно и при этом не обидеть его. Самый банальный, но при этом наиболее эффективный – сослаться на собственную занятость, особенно, если это соответствует действительности. В некоторых случаях знакомый или коллега может пойти дальше и попросить об , то есть когда у вас будет свободное время. Специалисты рекомендуют не давать моментального согласия, а предупредить: не исключено, что у вас после окончания первого дела появится второе, третье, и так далее.
Если просящий проявляет особенную настойчивость, можно поставить ему условие, к примеру: «Я помогаю тебе в этом, а ты делаешь за меня вот это, так как иначе я просто не смогу найти время, чтобы тебе помочь». Это называется «правильно убить двух зайцев одним выстрелом». Знакомый получает то, о чем просил; вы при этом ничего не теряете, и, главное, между вами сохраняются теплые отношения.
Отказать – не значит, обидеть
В ряде случаев сказать твердое «нет» можно без отговорок и объяснения причин – когда с просьбой обращается малознакомый или не слишком близкий человек. В таких ситуациях даже приносить извинения – не обязательно, особенно, если речь идет о каких-то обременительных или неприятных вещах. Бестактные личности могут начать просить объяснить повод отказа, но делают они это совершенно необоснованно: вы – взрослый человек, и не должны отчитываться перед посторонними людьми, которые даже не являются вашими друзьями или родственниками. В крайнем случае, допускается ответ «Я не могу вам помочь по личным обстоятельствам», без подробных объяснений.
Когда об услуге просит кто-то близкий, конечно, ответить на просьбу отрицательно сложнее, но и здесь имеется несколько вариантов, как отказать родному человеку и при этом его не обидеть. К примеру, можно заявить, что вы просто не разбираетесь в вопросе, который вам задают, или боитесь решить задачу плохо, неправильно, так как у вас недостаточно знаний, опыта, компетенции. Воспитанные люди никогда не станут навязывать сложное дело и постараются обратиться к кому-то другому, кто лучше ориентируется в предмете.
Главное – не поддаться на уговоры
Иногда просящий пытается всяческими способами склонить к согласию – уговорами, мольбами и даже шантажом. Стоит один раз пойти на поводу, и вы навсегда откроете «лазейку», которой будут пользоваться недобросовестные знакомые. С такими людьми нужно держать себя решительно, и не бояться обидеть их отказом: они, в свою очередь, совершенно не задумываются о ваших чувствах, и о том, что могут сделать вам неприятно.
Психологи даже выделяют такой момент, что просьба может многое правильно сказать о человеке: о его характере, принципах, правилах жизни. Возможно, грубая просьба станет своего рода «лакмусовой бумажкой», которая заставит задуматься, нужно ли продолжать общение с этим индивидуумом.
Отказать… временно
Конечно, не на все просьбы следует отвечать отказом; важно разграничивать пустые капризы окружающих от по-настоящему важных обращений. В некоторых ситуациях сложно сразу сориентироваться, насколько сложной и трудоемкой окажется задача, и выполнима ли она вообще
Специалисты рекомендуют не соглашаться моментально, а взять время на раздумье, то есть отказать человеку, но временно. Достаточно заявить, что у вас сейчас имеются более важные дела, а уже потом, в спокойной и умиротворенной обстановке обдумать все детали просьбы и правильно принять решение.
Если она окажется достаточно простой, можно пойти навстречу, но в случае, когда речь идет о неприятном или слишком трудном вопросе, можно вновь культурно сослаться на занятость или напрямую заявить о нежелании помогать, так как это займет слишком много времени и сил, так необходимых для решения собственных вопросов.
Видео-ответ на тему «Как отказать и не стать врагом» от программы «Успех»
Частичное «нет»
Научиться отказывать людям, не обижая их, вначале кажется сложно, однако со временем умение культурно говорить аргументированное и твердое «нет» может стать частью характера, освобождая время для более приятных занятий – прогулок с друзьями, занятий с детьми, встреч с любимыми. Для тех, кто не может моментально превратиться из всеобщего «помощника» в человека, способного тактично отказать, специалисты рекомендуют учиться делать это постепенно.
К примеру, на просьбу соседки выгуливать ее собаку, существует три допустимых варианта ответа для «начинающих»:
- только по определенным дням недели
- только в хорошую погоду
- только не более 15 минут
С одной стороны, вы согласились помочь, с другой – учли свои интересы и выбрали наиболее приемлемые для себя условия.
Возьмите перерыв
Выслушав отказ собеседника, далеко не всегда имеет смысл прибегать к различным ухищрениям, пытаясь ввернуть
в последующий разговор свою просьбу вновь. Вместо этого рекомендуется на некоторое время отпустить ситуацию, взяв своеобразную передышку.
Prostock-Studio/Getty Images
При следующей встрече с персоной, в согласии которой на что-либо вы заинтересованы, постарайтесь улучить удачный момент для того, чтобы заново изложить
свою просьбу. Следуйте при этом другим советам, изложенным в данной статье.
Интересный психологический момент
– многим людям зачастую бывает просто неловко отвечать дважды отказом на одну и ту же просьбу!
Как отказывать в просьбе денег
Если пришел человек попросить в долг, а у Вас нет финансовых возможностей или знаете о его ненадежности, то нужно подумать, как ответить, чтоб у собеседника не сложилось впечатление, что Вы просто зажимаете деньги.
- Скажите, что сами ищите, у кого занять, потому как выдался тяжелый месяц, много денег ушло на празднование дней рождений и подарки родственникам.
- Скажите, что планируете с завтрашнего дня начать ремонт, поэтому все деньги уходят на покупку стройматериалов.
- Вам нужно выплачивать кредит, все средства уходят на это.
- Скажите, что свою зарплату отдаете жене или мужу, а у партнера сложно выклянчить хоть какие-то финансы.
- Планируете ехать за границу, деньги самому жизненно необходимы.
- Запланировали купить подарок своей супруге, который требует больших финансовых затрат.
- Если человек ранее занимал, но так и не вернул свой долг, можете именно этим аргументировать свой отказ.
- Предложите человеку взять ссуду в банке, лучше будет, если посоветуете место с маленькими процентами.
- Если человек нуждается не конкретно в деньгах, а в какой-то помощи, например, деньги нужны на такси, чтобы поехать в больницу, предложите его подвезти. Если нет денег на еду, поделитесь продуктами. Если он остался без работы, подскажите, куда можно обратиться или предложите вариант интернет заработка.
По работе
- Если не хотите выполнять за другого его работу, умейте отказывать.
- Если просьба коллеги не сильно большая, и Вы потратите минимум времени, чтобы ему помочь, помогите. Если же человек просто садится на голову и хочет, чтобы за него выполняли поставленные задачи, лучше, как можно мягче отказать ему в этом.
- Скажите, что у самого накопилось слишком много дел, у вас завал, Вы не успеваете выполнить поставленные задачи. Предложите человеку распланировать свое время, чтобы оно освободилось для выполнения всех заданий.
Если начальник хочет отправить вас командировку, можете ему отказать, если этого не хотите
Главное делать это вежливо и осторожно
- Если есть дети, скажите, что их некому забирать из сада, или не с кем сидеть.
- Скажите, что заболели родители, и они нуждаются в Вашем уходе и присмотре, ежедневном навещании.
- Скажите начальнику, что на Вас висит незаконченный проект и нужно его выполнить, а не ехать в командировку.
- Если у Вас нет загранпаспорта или он уже с истекшим сроком, а Вас хотят отправить за границу, скажите об этом.
- Если командировочные выплачиваются постфактум, скажите, что у Вас нет денег на поездку.
Не нужно спешить отвечать. Сначала обдумайте все плюсы и минусы вашей помощи. Чревато ли для Вас озвученное предложение, почему именно решились отказать
Важно, чтоб произнесенные аргументы были существенными. Отказывайте тогда, когда будете решительны и абсолютно уверены в своих словах. Помните, что нужно быть твердым, но в то же время и не жестоким. Постарайтесь не врать, а найти действительно существующие аргументы. Начинайте свой ответ комплиментом. Скажите, как приятно, что друг обратился именно к Вам
Объясните, что по какой-то причине не можете выполнить его предложение. Если товарищ просит выполнения какого-то задания сейчас, можете попросить перенести это на следующий день, если потом действительно сможете выполнить просьбу. Не нужно грубить, отвечать агрессивно. Не используйте раздражительные слова. Заканчивайте диалог фразой, которая не будет указывать на проблемы в ваших взаимоотношениях, чтоб у собеседника не осталось плохое послевкусие после вашего разговора.
Не бойтесь отказывать людям, в первую очередь, нужно думать о себе. В то же время не стоит быть черствым сухарем и всех от себя отталкивать. Если Вы способны чем-то помочь, не навредив самому себе, лучше помогите. Кто знает, вдруг в следующий раз и вам потребуется чья-то помощь.
Каковы же причины, по которым мы часто не можем отказать человеку? Почему важно научиться говорить « нет»? Как это сделать, не обидев собеседника и не чувствуя вины? Если вы хотите знать ответы на все эти вопросы, тогда эта статья именно для вас! КАК ПРАВИЛЬНО ОТКАЗАТЬ ЧЕЛОВЕКУ.
Ошибки
Нельзя грубо отказывать в чьей-то просьбе
Давайте рассмотрим, как не нужно отказывать в просьбе, какие действия являются недопустимыми.
- Высказываться невнятно, отворачиваться от взгляда собеседника. Так товарищ решит, что Вы пытаетесь от него отмазаться, поскорее уйти.
- Много и быстро говорить. Это может создать впечатление, что Вы врете, даже если будете говорить правду.
- Слишком долго извиняться. Даже, если Вас действительно поглощает чувство вины, не нужно это демонстрировать, иначе у собеседника сложится впечатление, что в этом действительно есть Ваша вина.
- Грубо отказывать.
- Приводить слишком много аргументов. Лучше выбирать самые приоритетные.
- Не обещайте золотые горы, не давайте другому ложную надежду, растрачивая на Ваш ответ.
А к какому типу людей относитесь вы КАК ПРАВИЛЬНО ОТКАЗАТЬ ЧЕЛОВЕКУ
Иногда, кажется, что всех людей можно поделить на две группы — на тех, кто может четко, вежливо и уверенно сказать «нет» в любой неудобной ситуации и тех, кто, сомневаясь в правильности, всегда соглашается на просьбы коллег, друзей, соседей и родственников.
Первая группа людей, как правило, увереннее в себе, четче высказывает свою точку зрения, выходят победителями из словесных битв. Про вторую группу можно сказать, что они не могут отстоять свое мнение, менее уверенны, но они всегда приходят на помощь, выручают, дают деньги в долг, работают сверхурочно, гуляют с чье-то собакой или сидят с чужим ребенком и т.д.
Они утешают себя мыслью: «А кто, если не я?» или «А для чего же тогда нужны друзья?». Им неловко, неудобно, стыдно отказать или даже молча отрицательно покачать головой. КАК ПРАВИЛЬНО ОТКАЗАТЬ ЧЕЛОВЕКУ
Откуда берутся безотказные люди?
С детства в школе и дома нас учили быть хорошими. Учили помогать старшим, поддерживать младших, радовать близких хорошим поведением, учится на «отлично». Все эти наставления не идут в резонанс с истиной. Именно они формировали в нас полноценных членов общества с моральными качествами и способностью к состраданию. Однако, в подсознании безотказных людей необходимость помогать базировалась не на естественном желании делать это, а на чувстве вины.
Корни проблемы, как это бывает в подавляющем большинстве случаев, находятся в прошлом. Когда-то родители и другие старшие наставники, руководствуясь безобидным желанием сформировать в ребенке высокоморальную личность, допустили ошибку. Они внушили маленькому человеку, что отказываясь протянуть руку помощи, он станет плохим, неугодным, отвергнутым. Такая программа является еще одним манипулятивным рычагом, в основе которого лежит страх. Взрослея, такой человек помогает, как бы, из-под палки, жертвуя своими интересами, принципами, планами и временем. Не имея реальной угрозы, он продолжает бояться, поэтому становится легкой наживой для манипуляторов, бессовестно садящихся ему на шею.
Прекратить эти самоистязания можно и жизненно необходимо. Перестав говорить «да» там, где необходимо отрезать решительное «нет», вы сбросите с плеч обременительный груз чужих проблем и станете увереннее смотреть на мир.
Как красиво, необидно, интеллигентно отказывать людям в их просьбах: советы, рекомендации, примеры
Ни для кого не секрет, что отказывать психологически сложно, неудобно да зачастую и просто некогда. Сделайте это мягко, скажите что подумаете или откажите таким способом, чтобы коллеге хотелось вас пожалеть. Возможно, вам только кажется, что вы сильно обидите просящего или даже разрушите ваши отношения. Отказывайте твёрдо, но не жестко. Я не могу дать тебе эту сумму денег…» Не заигрывайте, старайтесь говорить уверенно и спокойно.
Так вы покажете свою заинтересованность в жизненных событиях собеседника. Избегайте употребления фраз с местоимением «ты» («ты» — сообщений): «ТЫ опять просишь меня…», «ТЫ всегда попадаешь в такие ситуации…».
Тем более, что совсем не обязательно отказывать в грубой форме. Например, те же дипломаты стараются не произносить «да» или «нет», заменяя их словами «Давайте это обсудим». Если коллега по работе постоянно просит у вас помощи, не надо резко отказывать. Умение вежливо отказать – это хороший способ установить и соблюдать здравые границы. Если вы гордитесь заботой и самопожертвованием ради других, то при отказе вы будете чувствовать себя неудобно.
Как вежливо отказать человеку
Существует три основных техники отказа, которые будут подробно рассмотрены далее.
Отказать, не говоря нет
Иногда, чем проще и доступнее будет сформулирован ответ на просьбу, тем быстрее просителю станет понятна тщетность его требований. Простой отказ заключается в произнесении слова «нет». Однако многим бывает сложно отказать напрямую, или субординация не позволяет этого сделать. В этих случаях стоит применить технику мягкого отказа.
Мягкий отказ
Применение данного метода, позволяет несколько сгладить категоричность отказа. Чтобы вежливо отказывать людям, на первом этапе необходимо проявить внимательность и учтивость к просителю. Если его вопрос не совсем ясен, необходимо уточнить все делали. А вдруг все-таки существует возможность ему помочь? Если такой возможности нет, то необходимо мягко сказать, что это дело находиться в компетенции другого человека, а у вас нет времени, и вы не сможете помочь. Обязательно стоит подчеркнуть, что, отвечая отказом, вы очень сожалеете. Нужно подготовиться к тому, что проситель начнет давить на жалость или угрожать. В этой ситуации, ни в коем случае нельзя вступать в полемику, а лишь повторить отказ.
Смешанный отказ
Этот способ чем-то напоминает технику работы с возражениями клиентов при продаже. Используя такой метод можно дать отпор даже самому способному манипулятору. Единственное условие, это — полное спокойствие при разговоре и твердое намерение отстоять свою точку зрения. При диалоге с настойчивым просителем очень эффективно повторять его последние фразы – это один из методов, как отказать, не говоря нет. Все дело в том, что повторения дают манипулятору понять, что отказ не связан с тем, что человек не понял просьбы.
Когда будете отказывать, надо всегда помнить, что, принимая такое решение, вы всего лишь отстаиваете свое собственное мнение, и совершенно не нарушаете, чьих то прав.
Оригинальные способы сказать «нет»
Иногда ничего не помогает, человек не понимает нормальных слов. Придется брать хитростью:
- Перейдите к разговору о деньгах. Расспросите поклонника о зарплате, где и кем работает. Затем выкажите недовольство небольшим заработком или недорогой машиной. Томно вздыхайте, проходя ювелирные витрины;
- Изобразите глупую болтушку, парни таких не любят. Расскажите ему, что вчера обсуждали с подругой про косметику, платья и симпатичного соседа. Не давайте вставить и слова;
- Открыто игнорируйте его существование. На свидании отвечайте на его вопросы невпопад, звоните подружкам и маме прогуливаясь с ним по парку;
- Расскажите, какая у вас большая семья: пять детей, мама лежачая больная и престарелый дедушка. Никому не нужен такой обоз.
Один из данных вариантов точно напугает назойливого мужчину, чудес не бывает.
Отказ это трудно
Важно всегда помнить, что лучший способ отказать человеку — вести себя с максимумом внимания, доброты и уважения. Ведите себя так, как стараетесь вести себя и в других ситуациях
Возможно, в процессе вы столкнетесь с обидой и злостью, тем не менее, если вы будете добры, все пройдет как можно лучше для всех.
Ольга Воробьева | 9.10.2015
| 8983
Ольга Воробьева 9.10.2015 8983
Если вы не хотите или не можете выполнить просьбу друга или родственника, скажите одну из этих фраз. Они помогут вежливо отказать любому человеку.
Честно признаюсь: раньше я не умела говорить людям «нет». Я помогала всем, кто бы ни попросил: подругам, троюродным тетям, случайным попутчикам, «соседям» по магазинной очереди. Далеко не всегда их просьбы были легковыполнимы, часто вообще доставляли мне неудобство.
Однажды я поняла, что мне нужно научиться говорить «нет». И если посторонним людям со временем я стала отказывать без угрызений совести, то с друзьями и родственниками дела обстояли сложнее – они могли обидеться на меня из-за отказа.
В итоге, методом проб и ошибок я сформулировала фразы, которые помогут отказать родственникам и друзьям, причем сделать это максимально вежливо. Возможно, эти слова и вам пригодятся.
Твое предложение крайне заманчиво, но пока я не могу это сделать
Эта фраза подойдет, например, если друзья семьи позвали вас с мужем отдохнуть с палатками , а вам очень не хочется ехать в лес из-за назойливых комаров и отсутствия горячей воды. Да и вообще, такой вариант отдыха вам уже давно не интересен (наверное, со времени учебы в университете).
Но вы боитесь, что отказ повлечет за собой неприятные последствия: друзья больше не предложат вам не только отдых с палатками, но и не позовут в театр или на веселые семейные посиделки.
Такую вежливую форму отказа я считаю наиболее удачной: вы дадите друзьям понять, что рады их предложению, но объясните, что вам мешают обстоятельства.
Такой вид отказа можно применить всего несколько раз. Иначе друзья заподозрят неладное. Впрочем, я вижу два пути выхода из этой ситуации: признаться в том, что вы не любите отдыхать с палатками или вспомнить молодость и все же рискнуть .
Я бы дала тебе денег взаймы, но у меня имеется негативный опыт
Нередко нам приходится отказывать друзьям или родственникам, когда они просят взаймы крупные суммы денег. Приведу пример из жизни: я всегда выручала сестру, если у нее не хватало денег на еду до зарплаты. Но когда она попросила дать ей в долг средства на покупку нового автомобиля, я напряглась. Да, у меня были кое-какие сбережения, но в то время я планировала полететь на отдых всей семьей. А ведь сестра, скорее всего, не успела бы вернуть деньги вовремя.
Мне пришлось отказать родному человеку, сказав эту фразу. Я сослалась на реальную историю, когда близкая подруга не вернула мне долг. Она пропала и даже сменила номер телефона. Я потеряла и дружбу, и деньги.
Сестра поняла меня и после отказа решила купить более дешевый автомобиль. Так все остались в выигрыше.
Я не могу тебе помочь, но сделаю для тебя…
Если вы не можете или не хотите (имеете, кстати, полное право) делать то, о чем вас просит друг или родственник, можете отказать ему именно так. Главное, предложить приятный бонус взамен своего отказа.
Однажды подруга попросила меня привезти ей с дачи мешок картошки. А мы к тому времени уже раздали все лишние запасы. Я отказала ей, но пригласила всю их семью попробовать мое новое блюдо –
Говорим «нет» правильно
Общие правила вежливого отказа:
- Прежде чем отказать, подумайте, действительно ли просьба для вас трудновыполнима. Взвесьте все «за» и «против».
- Во время отказа не шутите и не улыбайтесь. Говорите твердо, уверенно.
- Попытайтесь аргументировать свой отказ (если, конечно, ваши доводы не обидят человека).
- Отказывая, сделайте , сказав, что вам очень приятно, что человек обратился за помощью именно к вам.
- Предложите другу или родственнику выход из сложившейся ситуации.
- Избегайте слов с негативной окраской: «ошибка», «проблема», «провал», «заблуждение».
Если вам несложно выполнить просьбу, сделайте то, о чем вас просит близкий человек. Ведь когда-нибудь и вам придется обратиться к нему за помощью.
Как нельзя отказывать
Отказывая человеку, следует делать это уверенно и четко. Если начнете юлить или ваш отказ будет звучать неуверенно, то вас могут не понять и будут продолжать настаивать на своем. Даже если просьбы вас уже утомили, следует оставаться взаимовежливым и не переходить на личности.
Нельзя соглашаться, а потом просто не выполнять просьбу. Поступать так, по меньшей мере, некрасиво. Такое поведение характеризует вас как безответственного и поверхностного человека, что может негативно повлиять на отношение окружающих.
Умение отказывать и вовремя говорить “нет” важно. Не стоит обременять себя выполнением чужих непосильных заданий
Время и внутренние силы лучше потратить на достижение своих поставленных целей и задач. Однако следует помнить, что нельзя постоянно отказывать, поскольку когда-нибудь помощь может понадобиться и вам.
Как правильно отказать человеку
Помочь или нет — вот в чём вопрос. С одной стороны, просьба может являться очередным актом неуважения и лени со стороны коллеги. С другой — у человека ведь действительно важные дела. Любую ситуацию можно рассматривать двояко.
С одной стороны, коллега просит выполнить за неё её работу, а сама пойдёт по личным делам. Не наглость ли? Или она думает, что её дела важнее ваших? Вы тоже заняты — записались на маникюр.
Но есть и другая сторона. Коллега одна воспитывает сына
И в этот день у него в школе важное родительское собрание. Может, стоит согласиться и помочь? Тем более, что уйдет она всего на пару часов
Первое, что нужно сделать: решить, действительно ли вы не можете помочь? Добрые поступки возвращаются. А ещё — это приятно. Но если ситуация иная и отказать необходимо, чтобы снять со своей шеи нерадивую коллегу, старайтесь не задеть чувств.
Как вежливо отказать человеку в просьбе, чтобы не обидеть:
- Эмоции только мешают. Руководствуйтесь сухими фактами.
- Если вы приняли решение, не сомневайтесь.
- Отказывайте так, чтобы вас не начали уговаривать.
- Используйте волшебное «потому что».
- Говорите уверенно.
- Скажите, что вам жаль, спросите, можете ли помочь чем-то другим.
- Предложите иной вариант как альтернативу.
- Попробуйте перевести разговор, спросите о чём-то отстранённом.
Эти правила помогут вам перестать делать проблему из отказа. Есть и другие способы.
Напоминайте себе, чего вам это будет стоить
Каждый отказ должен быть оправдан. Если вы — человек совестливый и отказываете «умирающему в стакане воды», вас будет это мучить. Не исключено, что скоро ситуация перевернётся, и вы окажетесь на месте того, кому отказали.
Другая сторона — вы можете потерять доверие человека
Если это ваш друг и ему действительно важно то, о чем он просит, аргумент должен быть железобетонным
«Прости, денег сейчас нет, купили кондиционер в кредит. До зарплаты осталось 4 сотки». «Я бы сходила с тобой на вечеринку, но я же лечу гайморит сейчас, на антибиотиках
И чувствую себя неважно». «Нет, подмениться не получится. Мама же приезжает, я должна через час быть на вокзале
Прости».
Придумывать такие аргументы сложно. Психологи утверждают, что только люди с психическими особенностями умеют отлично лгать. Не стоит браться, если не уверены. И не стоит отказывать в мелочах, если рискуете потерять нечто большее.
Доверяйте своей интуиции
Люди не всегда озвучивают истинные причины, обращаясь с просьбами. Внимательно посмотрите на человека. Часто ли он обращается к вам? Просил ли раньше о таких услугах? На что ему нужны 500 рублей? А что, если на лекарства? Или на продукты? Или на билет к родным?
Подсознательно вы почувствуете, важная ли у человека ситуация. Но в любом случае, спросите, в чём заключается проблема. Это уважение, интерес к человеку. В мире так мало людей, которые интересуются другими. Даже если вы не сможете помочь, вы выслушаете, дадите совет. А это немало.
Предложите альтернативу
Как красиво отказать: варианты альтернативной помощи
- «Сегодня не смогу тебя подменить, очень важная встреча. Но я могу попросить Наташу. Попробуем»?
- «Я бы с радостью сходил с тобой, но сегодня вообще никак не получится. Обещал жене помочь. Я слышал, эта группа выступает завтра. Может, перенесём»?
- «У меня сейчас нет денег, сам на мели. Я иногда перезанимаю до получки у Кати. Попробуй к ней обратиться, она не откажет».
Покажите, что вы готовы решить вопрос. Но немного по-другому.
Перепоручите кому-то
Чем искать варианты, как вежливо отказаться, поищите лучше способы помочь человеку. Если что-то и спасёт мир, то не красота, а, скорее, доброта. Красивые люди повсюду. А вот добрых днём с огнём не найти. Будьте добрее. Варианты всегда есть. Подумайте, как решить проблему, с которой к вам обратились. И сделайте всё возможное со своей стороны. Подумайте, кто может помочь человеку вместо вас. Попросите сами, чтобы поучаствовать в судьбе того, кто доверился вам.
Для кого стоит сделать исключение
Есть несколько категорий клиентов, которым отказывать не стоит. Себе дороже выйдет. Бывает, что прямой убыток от одной сделки с лихвой окупается косвенной прибылью. Вот несколько таких примеров.
1. Серьезный корпоративный клиент, который берет большими объемами. К примеру, вы продаете моющее средство для полов. Закупочная цена — 10 рублей за бутылку. Для розничных покупателей делаете наценку в 50% и предлагаете им по 15 рублей. И вдруг на горизонте появляется компания, готовая покупать средство вагонами. Но по 9 рублей — ниже закупочной цены. Ваш менеджер, не готовый к такому повороту событий и не владеющий информацией, с ходу отказывает в сделке. Понятно же — в убыток торговать нельзя. И совершает фатальную ошибку.
Суть ошибки вот в чем. Ваш поставщик продает средство по 10 рублей при условии, что вы покупаете 5 упаковок в месяц. Если брать по 500 упаковок — он с радостью снизит цену до 8 рублей. Купите 5000 упаковок — стоимость приблизится к закупочной. Так работает рынок. В итоге с В2В-клиентом, да с его-то объемами закупок, профита можно поиметь куда больше, чем с розничным. Объясните менеджерам, что такие вещи нужно согласовывать лично с вами и не принимать решения самостоятельно. Но ни в коем случае не отказывать с ходу.
2. Статусный имиджевый клиент. Если вдруг ваше моющее средство захотел покупать “Сбербанк”- боже упаси отказаться от такой сделки. Одно только упоминание ведущей кредитной организации в портфолио или отзывах способно привлечь “стопицот” клиентов. Если вы работаете с компаниями такого уровня — значит, вы почти что ровня. Вам доверяет сам “Сбербанк” — какая рекомендация может быть еще круче? Для таких клиентов легко можно и потерпеть убытки. В разумных пределах, разумеется. Среди менеджеров крупных брендов есть такой грешок: “Радуйся, что мы вообще с тобой работаем. Тебе это сотрудничество выгоднее, чем нам. Одного пиара сколько”. Поэтому — внимательнее.
3. Просто хороший и лояльный покупатель. Наверняка такой есть среди ваших клиентов. Он всегда оставляет хорошие отзывы на авторитетных ресурсах, даже если просто купил наушники для МР3-плейера. Отправляет друзьям ссылки из электронных рассылок. А может даже снимает обзоры на ваш продукт и выкладывает на Youtube. Такому человеку грех отказать. Не забывайте: помимо прямой прибыли от покупателя существует еще и косвенная. Пожалев для него копеечную скидку, вы рискуете лишиться десяткой потенциальных клиентов. Не делайте так.