Модели поведения в конфликте в зависимости от статуса сторон и ситуации

метки:

Модель, Поведение, Индивид, Личность, Качество, Конфликт, Отношение, Общественный В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую. Основные модели поведения личности в конфликте:

Конструктивная. Стремится уладить конфликт; Нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна.

Деструктивная. Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.

Конформистская. Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.

Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

Модели поведения личности в конфликте

Анализ конфликтов и способов их разрешения позволил учёным-конфликтологам выделить и описать наиболее типичные модели поведения субъектов в рамках конфликта.
Так, в профессиональной литературе выделяют три основных модели поведения личности в конфликте:

  • конструктивная,
  • деструктивная,
  • конформистская.

Каждая из этих моделей предопределена предметом конфликта, общей характеристикой конфликтной ситуации, ценностями субъектов, а также индивидуально-психологическими особенностями каждого из них. Модели поведения также отражают динамику конфликта, возможные способы его разрешения.

Замечание 1

Определение модели является желательным и необходимым этапом в тех случаях, когда возникает необходимость разрешить возникший спор.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Модели поведения в конфликте в зависимости от статуса сторон и ситуации 410 руб.
  • Реферат Модели поведения в конфликте в зависимости от статуса сторон и ситуации 230 руб.
  • Контрольная работа Модели поведения в конфликте в зависимости от статуса сторон и ситуации 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Таким образом, выделяют следующие основные модели поведения личности в конфликте:

  • Конструктивная. Субъект стремится уладить конфликт, нацелен на поиск оптимального решения. Кроме того, он характеризуется выдержкой, самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику, открытостью, позитивным настроем, лаконичностью в общении. Старается выделить только самые главные мысли.
  • Деструктивная. В рамках данной модели поведения личность постоянно стремится расширить и обострить конфликт, принижать партнёра, негативно оценивает его личность, проявляет как подозрительность, так и недоверие к оппоненту. Нередко нарушается этика общения.
  • Конформистская. Субъект пассивен, склонен к уступкам, непоследователен в своих суждениях, а также в поведении. Легко соглашается с точкой зрения своего соперника, старается уйти от разрешения острых вопросов.

Опасность последней модели заключается в том, что она не только способствуют проявлению агрессии со стороны соперника, но и периодически провоцирует её. Данная стратегия также деструктивна, но только с противоположным знаком. Конформистская модель способна сыграть положительную роль в разрешении конфликта тогда, когда предмет конфликта носит не существенный характер. В таком случае данная модель позволит быстро разрешить возникший конфликт.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Личность как субъект и объект общественных отношений

Жизнь показывает, что, сколько бы разными и непонятными друг другу не были люди, они будут

вместе, если предметом их внимания являются радость ближнего и собственное умение радоваться ему. А

поэтому каждый человек должен стремиться к пластичности, гибкости в отношениях, быть легким на

переходах от доминирования к зависимости, от открытости к большей автономности и т.п. Чем легче будут

эти переходы, чем реже человек обращает на них внимание, тем меньше взаимных обид, раздражений,

недовольств, конфликтов. Желание лучше понять своих близких, друзей, коллег, по-новому увидеть

3 стр., 1113 слов

Психогенетика поведения человека. Модели поведения

Модели поведения. В разделе Психогенетика поведения человека, мы разобрали, что: качество наших убеждений, установок, мыслей определяет качество нашей жизни; качество мыслей определяется тем, какие модели и убеждения мы получили по наследству; паттерны или ролевые модели поведения, мышления и эмоциональных реакций приобретаются нами в процессе генетического унаследования, так …

отношения с ними, научиться конструктивно преодолевать трудности взаимопонимания – это основные

факторы взаимодействия людей в обществе.

Когда речь заходит об отдельном человеке, обычно имеют в виду индивида, личность или

индивидуальность. Эти понятия являясь едиными по значению, не вполне синонимы, они не тождественны.

Они определяют разные стороны сущности человека.

Индивид – это живой организм, биологическое

существо человеческого рода и в этом качестве фиксируются его появление на свет, присущее ему

физиологическое состояние и психика, возможности приспособления к социальной среде. Индивид –

субъект существования, элемент общественной системы материального производства и потребления,

который вместе с тем формируется и развивается в процессе деятельности, усвоения и воспроизводства

определенных, в ходе исторического движения сложившихся способов труда и хозяйствования.

Личность выражает более широкую, чем индивид, совокупность качеств человека, которые

складываются под влиянием как природных свойств, присущих всем людям, так и социальных факторов.

Если индивидом человек рождается, личностью он становится, в той или иной мере преодолевая

противоречивость и относительную независимость своей природной, социальной и духовной сущностей,

проявляя способность к познанию и преобразованию окружающего мира. В отличие от индивида личность

не статист исторического развития, а активно действующий субъект и объект общественных отношений и

связей.

Индивидуальность – проявление черт конкретной личности с ее своеобразием и неповторимостью,

мера отличия индивида от других себе подобных. Это человек как бы в единичном экземпляре во всей своей

оригинальности, включая внешние особенности, специфику характера, возможности интеллекта и т.д. Так, к

примеру, подчеркнуто выделяются индивидуальные качества человека, когда констатируют: Адам Смит, чье

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

… применения таких методов во всех сферах общественной деятельности и личной жизни человека. В одной из своих книг Роберт … законов устремляют дух к широкому строительству. Именно сознательное отношение земного существа к проходимому Миру и огненное осознание … что само понятие смерти попрано. Люди достаточно слышали о необходимости смены оболочек смертной личности. Достаточно дано понять, что смены …

имя вписано в летопись всемирной истории как классика политической экономики, основоположника

трудовой теории стоимости и ряда других экономических учений, был образованнейшим человеком своего

времени, обладавшим обширными знаниями и безупречным нравственным авторитетом.

Зарубежные и отечественные психологи под субъектом понимают личность или человеческую

общность, которые действуют в высшей степени активно, настойчивы в стремлении к поставленным перед

собой целям, сами творят свою судьбу, обогащаясь жизненным опытом.

Объектом же общественных связей

люди выступают тогда, когда они пассивны, целиком подчиняются внешним обстоятельствам,

довольствуясь самыми маленькими результатами собственной деятельности.

Каждый отдельно взятый человек – существо социальное, обладающее самосознанием, активно

деятельное, т.е. способное к труду, творчеству, целесообразному изменению окружающего мира. Прежде

всего, важна свойственная человеку способность к труду и иной деятельности, включающей в себя цель,

средства, результат и сам процесс целесообразных действий. Каждый человек является представителем

государства, нации, класса или слоя и выступает соответственно как гражданин, представитель нации,

рабочий, крестьянин или интеллигент. Именно в делах, созидании, творчестве человек не только

обнаруживает и проявляет себя, но в них он формируется и развивается как личность.

Обладая социальной определенностью, личность включается в тот или иной вид общественных

отношений как носитель специфических качеств соответствующих общностей. Вне общественных

отношений нет личности, а вне социально-классовых отношений нет и политической личности. Личность

живет во времени и может оценивать себя, сравнивая с собой в прошлом или в желаемом будущем. Многие

психологи считают, что для самооценки одного себя мало. Каждая самооценка говорит о выраженности не

столько данного качества у человека, сколько о степени его отклонения от некоторого эталона, точки

отсчета в оценивании. (1)

Личность – явление многомерное. «Бывают часы, — писала Жорж Санд, — когда я ускользаю от самой

себя, когда чувствую себя травой, птицей, вершиной дерева, облаком, проточной водой, горизонтом,

1 стр., 471 слов

V. Структура личности учащегося.

Характеристика Варшавского Гаврилы I. Общие сведения об учащемся: Варшавский Гаврила Германович, 8 лет, ученик 2 «Б» класса общеобразовательной школы № 121. Мальчик здоров и органически развит. II. Условия семейного воспитания: Мать – Варшавская Анна Леонидовна, кандидат психологических наук, профессор КазГУ; Отец – Варшавский Герман Львович – хирург кардиолог. Родители принимают активное участие …

цветом, формой и ощущениями, преходящими, неопределенными;… живу в том, что составляет среду

развития, являющегося как бы расширением моего собственного существа». (2) Ученые часто задают себе

вопрос: «Где первоисточники самопознания, где рождается само Я, которому суждено увидеть себя добрее

чем…?» С материалистической точки зрения определяющая роль отношений с другими людьми в развитии

личности впервые была осмыслена Людвигом Фейербахом. «Отдельный человек, — писал он, — как нечто

обособленное не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в

мыслящем.

Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в

единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты». (3) Эти идеи стали одними из

ключевых в марксизме: «… человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека». (4)

Люди рождаясь свободными и равными в своем человеческом достоинстве и правах, тем не менее в

реальности оказываются неодинаковыми. Из безусловного признания факта неодинаковости людей следует

вывод о том, что нет человека, состоящего из одних достоинств, не имеющего какого-либо изъяна или

слабостей. Для того, чтобы лучше понимать людей, осознанно относиться к конфликтам и уяснению тех

причин, которыми они вызываются, необходимо знать полную информацию о человеке с кем общаешься и

взаимодействуешь. Нельзя не считаться с тем, что поведение любого человека, его действия и поступки

определяют реакцию личности на ту или иную жизненную ситуацию.

Специалисты-психологи называют основными качествами человека – интеллектуальные, волевые и

эмоциональные. К интеллектуальным качествам относятся такие свойства, как мышление, совокупность

знаний человека, его стремление к истине, а также взгляды, принципы и жизненная позиция. Волевые

качества связаны, прежде всего, с мотивами, которые побуждают к действию, проявлению способностей

человека, расположенностью его к другим людям. Эмоциональные качества вбирают в себя самые

разнообразные нервные возбуждения, переживания и чувства, связанные с такими моральными ценностями,

как добро, долг, честь, дружба, любовь и т.п. Эмоции, взятые вместе, могут эффективно сигнализировать об

6 стр., 2573 слов

Теории поведения личности в конфликте

Кафедра психологии и педагогики С курсом медицинской психологии, психотерапии и ПО МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине «Педагогики и психология» для специальности_060101 – ___лечебное дело__(__очной_форма обучения) (указать шифр) (указать специальность/направление подготовки с заглавной буквы и форму обучения со строчной буквы) ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 34 ТЕМА: «Стили …

актуализации жизненных сил, о готовности личности приносить людям пользу, отвечать перед обществом и

самим собой за свои поступки.

Среди важнейших свойств человека, которые аккумулируют его качества своей особой социальной

значимостью выделяются справедливость, ответственность и правосознание. Все эти свойства личности, без

сомнения, влияют на возникновение конфликтов, их последующее развитие и разрешение. Специалисты

акцентируют внимание еще на одном свойстве человека – рефлексии, т.е. самоанализе каждым своих знаний

и поступков, размышлении об их границах и значении, о том, как они воспринимаются и оцениваются

другими людьми.

Ряд качеств человека, заложенных в нем генетически, заслуживают особого внимания. Прежде всего,

существует опосредованная взаимосвязь между конфликтностью и темпераментом – теми устойчивыми

свойствами индивида, которые характеризуют динамические особености психики данного человека, относя

его со времен Гиппократа к сангвиникам, флегматикам, холерикам или меланхоликам. Известно, что

сангвиник активен и быстр, легко сходится с людьми, жизнерадостен и деятелен, но не переносит

однообразия и монотонной работы. Флегматик более сдержан в поведении и терпелив, владеет собой, но,

как правило, мало активен. Холерик бывает, вспыльчив и излишне прямолинеен, часто демонстрирует

высокую работоспособность, одного его активность и энергия то бьет через край, то испытывает временный

спад. Меланхолик впечатлителен, эмоционален и отзывчив, но нередко проявляет нерешительность и

медлительность, плохо адаптируется к новым условиям, болезненно переживает неудачи, легко впадает в

уныние. Влияние индивидуального склада, отчетливо выраженных психических свойств личности на ее

конфликтность оказывается более заметной. Темперамент оказывает существенное влияние на поведение

человека в межличностных конфликтах. Например, холерика легко вовлечь в конфликтную ситуацию, а

флегматика, наоборот, трудно вывести из себя.

Важную роль в возникновении и развитии конфликта играют черты характера личности, ее базовые

характеристики. Выделяют две основные психологические оси личности: экстраверсия – интроверсия;

эмоциональная неустойчивость – эмоциональная стабильность. Экстраверты – люди, требующие

5 стр., 2317 слов

Психологические и социальные особенности личности безработного человека

Оглавление Введение Глава 1. Личность и психологический статус безработного Глава 2. Социальный портрет безработного в России Глава 3. Социально-психологические особенности безработных, утративших прежний социальный статус Заключение Список литературы Введение Проблема возрастающего количества безработных, и процедура из сокращения — одна из наиболее актуальных проблем государства. Сокращение …

постоянной стимуляции, «подпитки» от внешней среды. Они общительны, стремятся к новым

впечатлениям, склонны к риску, любят перемены. Интроверты стимулы для жизненной активности черпают

изнутри, живут в основном своим внутренним миром. Они замкнуты, любят порядок, дружат с немногими,

но преданно. Эмоционально неустойчивые люди характеризуются постоянным эмоциональным

напряжением, переживанием личной угрозы, повышенной чувствительностью к неудачам и ошибкам.

Эмоционально стабильные люди – им свойственны эмоциональная уравновешенность, неспособность

глубоко сочувствовать переживаниям других людей. Эта типология черт характера была дана Карлом

Юнгом (1875-1961гг.) в книге «Психологические типы» (1921г.), которая до сих пор считается одной из

самых убедительных и широко используется как в теоретической, так и в практической психологии.

Согласно взглядам А.Адлера формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни

человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у

него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на

поведение личности, ее активность, образ мыслей и т.п.

Данная типология убедительно показывает, что характеры людей разные (по крайней мере, существует

16 типов характеров).

Недоразумения из-за несовпадения типов характеров начинаются тогда, когда

бескомпромиссно отстаиваются только свои собственные предпочтения. Чем лучше люди будут знать черты

своего характера, тем плодотворнее будет их взаимодействие с другими людьми. Суть теории Эрика

Эриксона (1902-1994гг.) состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального

развития личности, на каждом из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом

возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное.

Уровень личностного развития -еще один важный фактор, влияющий на возникновение межличностного

конфликта. Личность развивается и совершенствуется в процессе ее социализации, активного усвоения и

воспроизводства социального опыта. Человеку приходится корректировать свои действия в соответствии с

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

Экспрессивное поведение в общении и его понимание. Поведение экспрессивное [лат. expressio — выразительность] — выразительное, яркое проявление чувств, настроений. Термины экспрессия и экспрессивность используются в том случае, когда необходимо подчеркнуть степень выраженности духовного мира человека или указать на средства его выражения. Экспрессивное поведение или то, что подразумевают под этим …

общепринятыми нормам и правилами поведения окружающих. Для этого проявления своего темперамента и

характера приходится держать под постоянным контролем.

Понятие социализации является одним из центральных понятий таких учебных дисциплин, как

социология, психология, политология и других. Несмотря на то, что каждая из этих дисциплин вкладывает в

понятие социализации свой смысл, в целом под социализацией понимается совокупность всех социальных

процессов, благодаря которым индивид усваивает социальный опыт, в результате общения и деятельности

приобретает определенные нормы и ценности, позволяющие ему функционировать в качестве члена

общества.

Стратегии поведения в конфликте

Вопрос о стратегии поведения в конфликте рассматривается разными учёными, причём не только конфликтологами, но и психологами. В частности, такие учёные, как А.Я. Янцупов, С.В. Баклановский ориентированы на изучение установки личности или группы лиц по отношению к конфликту, определяя таким образом форму поведения людей.

Р. Килмен и К. Томас разработали двухмерную и трехмерную модель стратегии поведения личности в конфликте. Ее суть заключается в том, что каждый участник конфликта оценивает и соотносит свои интересы с интересами других людей, выясняя, что он выиграет случае позитивного или негативного разрешения конфликта, какие потери понесёт. Исходя из сложившейся ситуации, оппонент осознанно выбирает стратегию своего поведения, которая может существовать в следующих вариантах:

  • уход;
  • принуждение;
  • компромисс;
  • уступка;
  • сотрудничество.

Кроме того, согласно данным психологов, анализ интересов другого человека зачастую происходит неосознанно, особенно когда конфликт носит спонтанный характер, а ситуация характеризуется мощным эмоциональным напряжением. Личности оценивают свои интересы в конфликте, выбирая соответствующую модель поведения, которая может соотноситься с количественными параметрами. Однако поддержание своих интересов или интересов оппонента зависит от трех основных обстоятельств:

  • содержание предмета конфликта;
  • наличие ценностей межличностных отношений;
  • особенности личности, в том числе и индивидуально-психологические.

Особое место в конфликте занимает ценность межличностных отношений между субъектом и его противоборствующей стороной. Если отношения между субъектами не представляют никакой ценности, то есть между ними не установлены отношения дружбы, любви, товарищества или партнёрства, то такой конфликт будет деструктивен, а также возможно применение таких стратегий, как принуждение, борьба или соперничество. Напротив, если для субъекта важны межличностные отношения, то может проявляться компромисс, сотрудничество, уход или уступка.

Рисунок 1. Стратегии поведения в конфликте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Стили по Томасу

К. Томас определил 5 стилей поведения людей в конфликтных ситуациях, признанных большинством специалистов, работающих в сфере конфликтологии.

Автор утверждает, что лучше всего использовать один из стилей в зависимости от причины конфликта и человека, с которым приходится конфликтовать.

  1. Конкуренция. Данный стиль свойственен активным, волевым людям. При нем главной целью является не достижение сотрудничества, а, прежде всего, удовлетворение собственных интересов. Такой стиль оправдан в следующих ситуациях , требуется принять срочное решение при достаточной власти, необходимость взять на себя роль лидера в тяжело разрешимом конфликте, большая значимость исхода конфликта для использующего такой стиль поведения человека. При положительном разрешении конфликта таким способом использующий его человек может заслужить определенный авторитет, однако, если важнейшей целью является длительное дальнейшее сотрудничество, применять его не рекомендуется.
  2. Уход. Этот стиль характеризуется пассивным отношением к конфликту, отсутствие сотрудничества для решения возникшей проблемы. Тем не менее, он оправдан в тех случаях, когда напряженность между сторонами конфликта слишком велика, когда нет реальной возможности решить конфликт в свою пользу, а также в ситуации, когда нет возможности тщательно обдумать и принять верное решение или же есть вероятность того, что проблема со временем решится сама собой без дополнительных усилий.
    Недостатком данного стиля является возможность того, что оппонент будет трактовать такое поведение, как нежелание решить конфликт. Также возможен переход инициативы в его руки.
  3. Приспособление. Этот стиль направлен на действия совместно с оппонентом, однако без отстаивания собственных интересов. Он оправдан в тех случаях, когда исход конфликтной ситуации чрезвычайно важен для оппонента и не имеет значимости для вас.
    Чаще всего он применяется в отношениях с близкими людьми, когда сами отношения гораздо важнее исхода конфликта. Однако не рекомендуется его использование при ощущениях внутреннего дискомфорта для принимающей его стороны. Внешне стиль приспособления может быть похож на уход, однако в последнем случае человек уклоняется от решения проблемы, тогда как при приспособлении активно способствует ее решению в интересах оппонента.
  4. Сотрудничество. При этом стиле обе стороны конфликта имеют цель максимально удовлетворить собственные интересы, продолжая сотрудничество. Обычно это требует достаточно больших затрат усилий и времени, однако позволяет максимально реализовать интересы обеих сторон. Важно, чтобы обе стороны приняли этот стиль поведения при решении конфликта, когда отношения с оппонентом имеют длительную историю и в перспективе будут продолжаться.
  5. Компромисс. Стиль компромисса характеризуется тем, что обе стороны конфликта уступают собственными принципиальными позициями для достижения решения проблемы. Отличие от стиля сотрудничества в том, что в этом случае реализация всех интересов обеих сторон невозможна.
    Данный стиль рекомендуется использовать в ситуациях, когда требуется срочно решить проблему, когда это позволяет сохранить отношения на требуемом уровне, а также в тех случаях, когда одновременное достижение интересов всех сторон недостижимо.

Нет единственно лучшего, универсального стиля поведения , для каждой из ситуаций при наличии определенных нюансов будут более оправданы различные стили.

Типы поведения людей в конфликте:

Характеристика основных стратегий поведения людей в конфликте

Характеристику основных стратегий поведения людей в конфликте можно представить виде трёхмерной модели:

  • Принуждение – включает в себя борьбу, соперничество, конфронтацию. Субъекты взаимодействуют друг с другом, нанося друг другу взаимный ущерб. Свои интересы оцениваются как высокие, а интересы соперника как низкие. Выбор стратегии в итоге сводится к тому, что необходимо выбирать либо интерес, либо установление дружественных взаимоотношений. На данном этапе формируются деструктивные модель поведения, так как субъектами активно используются власть, сила закона, связь, авторитет и т.д. Однако применение данной стратегии во многих случаях является неэффективным, за исключением двух случаев: при защите себя от посягательства или при защите своих интересов со стороны конфликтной личности.
  • Уход – стратегия поведения в конфликте, которая характеризуется стремлением соперника уйти от разрешения возникшей проблемы, то есть подразумевается уход от конфликта. Он характеризуется низким уровнем ответственности соперника
  • Уступка – вид стратегии поведения в конфликте, который характеризуется желанием одного субъекта уйти от конфликта, уступить в реализации каких-либо интересов. Необходимо уметь анализировать причина ухода. Чаще всего, личные интересы здесь низки, а вот интерес оппонента оценивается высоко. Другим словами субъект, который выбрал данную стратегию, высоко оценивает интерес оппонента и жертвуют своими интересами.
  • Компромисс – вид стратегии поведения субъекта в конфликте, который ориентирован на взаимное сотрудничество. Компромисс характеризуется наличием баланса интересов сторон. Стратегия компромисса позволяет не испортить межличностные отношения, особенно если они важны для субъекта.
  • Сотрудничество – вид поведения в конфликте, которые характеризуются наличием взаимных усилий у сторон, которые направлены на разрешение возникшей проблемы. Здесь реализуются не только собственные интересы, но и проявляются интерес к цели и мотивы поведения соперника, налаживаются межличностные отношения. В некоторых случаях сотрудничество исключено, когда предмет конфликта имеет жизненно важные интересы для субъекта, кроме того, сотрудничество является одной из самых сложных стратегий и может включать в себя все вышеперечисленные виды стратегий.

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

На чем они основываются?

Стратегия поведения в конфликтной ситуации , это определенные формы поведения при возникшей конфликтной ситуации.

  • соперничество , при такой стратегии конфликтующей стороне навязывается выгодное для себя решение или мнение, не считаясь с ее позицией,
  • сотрудничество , при нем каждая из конфликтующих сторон делает уступки в принципиальных позициях и находят решение, максимально удовлетворяющее всем сторонам конфликта,
  • приспособление , это жертва своими интересами и принятие требований конфликтующей стороны без каких-либо активных действий со своей стороны.

При возникновении конфликта может использоваться как одна из этих стратегий в чистом виде, так и их комбинация , это во многом зависит от развития ситуации и других обстоятельств.

Рациональные технологии

Технологии рационального поведения в конфликтной ситуации , это способы психологической коррекции, целью которых является достижение конструктивного взаимодействия для решения данного конфликта.

Очень важно понимать и всегда помнить негативные последствия эмоционального реагирования в напряженных ситуациях.

Существует три основных правила самоконтроля эмоций:

  1. Как можно более спокойная реакция на эмоциональный всплеск оппонента в конфликтной ситуации. Не следует поддаваться эмоциям, как конфликтующая сторона.
  2. Рациональный обмен эмоциями с оппонентом. В этом случае идет контролируемый обмен эмоциями с оппонентом, обе стороны делятся своими переживаниями, однако это не переходит в бесконтрольную фазу.
    В итоге обе стороны получают эмоциональную разрядку, однако сохраняется возможность дальнейшего конструктивного решения конфликта.
  3. Поддержка высокой самооценки у себя и оппонента. Одна из причин яркой эмоциональной реакции в конфликте , занижение самооценки. Однако при ее поддержке на достаточно высоком уровне больше возможностей исключить нежелательные эмоциональные проявления.

Правила

Использование нескольких простых правил позволит минимизировать возникновение проблем в конфликтной ситуации и наиболее конструктивно подойти к его решению:

  1. Быть справедливым в отношении к оппоненту. Обвинения могут спровоцировать неосознанное сопротивление, однако прежде всего нужно задуматься , возможно, зачинщик конфликта прав в своих претензиях. Сохраняя спокойствие и терпение, следует выслушать обвинения и только обдумав их, приступать к дальнейшим действиям.
  2. Не расширять конфликт. Не следует при решении конфликта уходить от его причины, вспоминать былые конфликтные ситуации с этим оппонентом, так как это грозит иррациональными оскорблениями, отстранением от истинной причины конфликта и, как следствие, невозможности его разрешения.
  3. Применять позитивные формулировки в конфликтной ситуации. Это правило дает возможность убрать излишнюю негативную оценку ситуации, сохранить высокую самооценку участников конфликта и перейти к его конструктивному решению.
  4. Проявление эмоциональной выдержки. Постарайтесь сохранять спокойствие. Зачастую инициатор конфликта повышает голос и испытывает резко негативные эмоции.
    Выдержка с вашей стороны воспрепятствует эскалации конфликта и, возможно, покажет пример оппоненту перейти к спокойному решению проблемы.
  5. Обезличенность конфликта. При возникновении конфликтной ситуации следует акцентировать внимание не на личности оппонента, а на истинной причине ситуации.

Как вести себя в конфликте, чтобы не потерпеть поражение? Узнайте из видео:

Можно ли избежать конфликтной ситуации

Правильно разрешать конфликт, и контролировать эмоциональное состояние можно научиться. Избежать ссоры получится, если один из оппонентов не захочет в нее вступать.

Как избежать:

  1. Перед высказыванием мнения не торопитесь и ответьте себе: ”Из-за чего произошел спор? Нужно ли вам это? Что потеряете, если уступите в споре?”;
  2. Ответ должен быть кратким, размеренным. Такой ответ понижает градус накала. А у вас нет возможности наговорить лишнее.
  3. Не провоцируйте ненужными фразами и шутками. Не цепляйте человека, если он не в настроении. Пообщаться с коллегами лучше после обеда, утром все более напряжены.
  4. Контролируйте свою переписку в мессенджерах и соцсетях во избежание провокации. Недобросовестные люди могут использовать ее против вас.
  5. С людьми, часто инициирующими конфликтные ситуации, постарайтесь не общаться или сделать общение минимальным. Не встречайтесь с ними в нерабочее время, не отдыхайте с ними в компаниях.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]