Двигательная память: как улучшить грациозность, ловкость и точность ваших движений


Во время запоминания и воспроизведения информации человек задействует разные анализаторы. Если в ход пошли кожно-мышечный, вестибулярный и моторный, значит, ему в момент удержания нужного материала потребовалась двигательная память.

Многие психологи считают её одной из базовых, так как именно благодаря ей мы можем совершать элементарные действия, даже не задумываясь о них и не тратя на их освоение время снова и снова. Мы не учимся каждый день заново ходить, печатать на компьютере, готовить кофе, водить машину. Однажды приобретя навыки, мы пользуемся ими автоматически. Столь простой нашу жизнь делает именно двигательная, или, как её ещё называют, моторная, память.

Виды памяти у человека

Если говорить просто, то память это процесс записи, хранения и извлечения информации. Она влияет на многие психические процессы личности, такие как мышление, например. Память бывает:

  1. Произвольная – человек заставляет себя запомнить что-то при помощи воли (складывается в возрасте 4-5 лет)
  2. Непроизвольная – не заставляет.

Если молодой парень, который хочет заинтересовать девушку заучивает любовное стихотворение, читая его вслух, скорее всего у него преобладает слуховая память. Если рассказывая вопрос на экзамене, студент вспоминает страницу из конспекта или учебника, то зрительная память — его конек. А если на танцевальном кружке человек легко запоминаете движения танца, и помимо этого он ловко и хорошо работаете иглой, то у такого развита двигательная память.

Ученик пишет диктант. Учитель диктует несколько слов. Ученик их запоминает, тут же записывает и тут же забывает. Это есть механизм кратковременной памяти. Все что помниться дольше этого – долговременная. Развитие памяти у взрослых имеет свои особенности, а теперь вернемся к развитию памяти детей и отметим некоторые особенности этого развития.

Нарушения рассматриваемого типа памяти

Недоразвитие или нарушение двигательной памяти — это серьезная проблема, которая во многом может сказаться на качестве жизни человека.

При тяжелых нарушениях у человека могут возникнуть проблемы с перемещением в пространстве и самообслуживанием. Ему будут тяжело даваться спортивные нагрузки, освоение танцевальных движений.

Как правило, некоторые нарушения двигательной памяти способные повлиять не только на автономные движения, но и на качество письма и чтения. Человеку с этой проблемой сложнее дается обучение. Он часто совершает элементарные грамматические ошибки, путает слова при чтении.

Чаще всего это приводит к такому специфическому и очень неприятному нарушению, как дисграфия. А в более тяжелых случаях — к аграфии, то есть полной неспособности овладеть принципами письменной речи.

Тренировка памяти в повседневной жизни

Для выполнения рекомендованных ниже упражнений не требуется выделять специальное время для занятий, однако, выполнять их можно ежедневно.

  1. Рекомендация о ежедневном чтении и извлечении из этого занятия новой для себя информации была, есть и будет актуальной во все времена.
  2. Пересказывайте прочитанные книги — не только способ мотивировать ближайшее окружение к прочтению, но и прекрасное упражнение для тренировки слухового типа памяти.
  3. Один из лучших «бытовых» приёмов развить способность к запоминанию — изучение иностранного языка, новых иностранных слов, пословиц, устоявшихся выражений.
  4. То же самое можно сказать о ежедневном разучивании новых стихов и песен.
  5. Очень эффективно для ежедневной тренировки памяти упражнение по запоминанию телефонных номеров, номеров проезжающих мимо машин и т. д.
  6. Это же относится и к запоминанию точных дат дней рождения родственников, друзей, коллег и т. д.
  7. Отправляясь в магазин, список необходимых покупок можно держать в голове, безусловно, храня «в рукаве» заранее подготовленную шпаргалку.
  8. Возвращаясь из магазина, полезно вспоминать все совершённые покупки и их стоимость.
  9. Отправляясь спать, полезно вспомнить и «прокрутить» в голове в мельчайших деталях события прошедшего дня, вплоть до того, из каких продуктов состояло сегодняшнее меню в течение дня.

Приведённые в данной статье методы и техники рассчитаны главным образом на взрослого человека, лично заинтересованного в улучшении качества своей памяти. В случае необходимости развития памяти у детей, психологи и педагоги рекомендуют проводить занятия в форме игр. К счастью, сегодня достаточно информации о развитии любых детских способностей, в том числе и о совершенствовании памяти.

Но независимо от возраста, для укрепления памяти абсолютно всем одинаково полезны свежий воздух, качественный полноценный сон и употребление продуктов питания, благоприятствующих улучшению работы психических процессов, связанных с безупречной работой этой до сих пор малоизученной области человеческого мозга.

Как развивать память

Во многом развитие памяти связано с тренировкой внимания и улучшением способности концентрироваться. Эти процессы взаимосвязаны, так как чем больше человек удерживает внимание на чем-либо, тем больше он способен запомнить.

Эффективность запоминания зависит от:

  • мотивации, стремления запомнить эту информацию
  • значимости, которая напрямую связана с практичностью
  • эмоциональным восприятием
  • глубины погружения в материал
  • количества повторений
  • психофизического состояния
  • комбинирования различных техник запоминания

Что такое моторная память и зачем она нужна

Данный вид памяти не что иное, как способность запоминать, а потом соответственно воспроизводить различные двигательные алгоритмы. Без моторной памяти невозможно научиться ездить на велосипеде, играть в волейбол или футбол, постичь азы плавания и другой физической активности. Память движений составляет основу различных трудовых навыков, а также всех остальных адекватных двигательных действий. При подсознательном запоминании движений, человек фиксирует все до мелочей – длительность, амплитуду, скорость, направление. Осваивая целые комплексы последовательностей движений, человек потом может, не задумываясь, совершать огромное количество повседневных манипуляций.

Работа с двигательной памятью помогает развивать у ребенка координацию движений, правильную моторику (а чем более развита моторика у ребенка, тем богаче его словарный запас и коммуникативные способности – это утверждение психологов), снимает нервное напряжение и тонизирует мышечные ткани.

Благодаря двигательной памяти ребенок может обучаться новым играм, выполнять логические последовательности действий при занятиях на компьютере – ресурс https://iqclub.ru/ дает наглядную демонстрацию, как это происходит, обслуживать себя, делать домашние дела и все то, что невозможно без четких и согласованных движений тела. Это и гигиенические процедуры, и умение пользоваться столовыми приборами, и поведение в транспорте и многие другие аспекты повседневной жизни, с которыми непременно столкнется каждый ребенок.

Уроки по развитию двигательной памяти обожают все дети, поскольку они представляют собой не что иное, как подвижные игры.

Упражнения для тренировки моторной памяти

  1. Игра «Так нельзя». Игра, рассчитанная на условия спортивной площадки или зала, где есть достаточно свободного пространства и инвентаря. Задача ведущего – показывать детям различные комбинации движений, а дети обязаны за ним все в точности повторять. Однако вводится запрет на какое-то из движений. Например: поднять две руки вверх – так нельзя! Ведущий должен показывать различные движения в максимальном темпе, может использовать небольшие хитрости и приемы для запутывания участников – гримасничать, издавать смешные звуки. Участники же должны быть полностью сосредоточенными, чтобы не повторить движение, которое нельзя. Минимальное количество участников игры – два, один показывает, другой повторяет.
  2. Игра «Как запомнить движения». Занятие очень напоминает традиционный урок физкультуры. Так же как и в предыдущей игре располагаться лучше всего на спортивной площадке, с собой взять мячики, скакалки. Ведущий показывает упражнение или связку упражнений, но при этом молчит. Дети должны только благодаря визуальному контакту запомнить последовательность фигур и постараться точно их повторить. Путем многократных повторений каждый ребенок должен освоить весь цикл.
  3. «Попади в точку». Для упражнения понадобится по одному листу бумаги и карандашу для каждого участника. Дети должны сесть на стулья лицом к стене, на которой на уровне глаз должен быть закреплен лист бумаги. Далее глазки закрываем и рисуем в любом месте карандашом на листике точку. Опускаем ручки, глазки закрыты, считаем до пяти и снова рисуем точку. Чем расстояние между двумя изображенными точками меньше, тем лучше двигательная память. При регулярных тренировках, точки будут получаться совмещенными. Далее упражнение усложняется, задача — нарисовать с закрытыми глазками две, три или четыре точки и продублировать их.
  4. «Линии». Подобное предыдущему упражнение, только необходимо не попасть точкой в точку, а нарисовать с закрытыми глазками линии одинаковой длины, чтобы развивать ощущение расстояния, как составляющей двигательной памяти. Линии лучше рисовать разнонаправленными – косые, прямые, главное, чтобы они были максимально близки по длине. Нарисовал одну линию, опустил ручки, посчитал до 5 и далее следующую. Со временем можно рисовать по две-три линии разной длины, а потом пытаться повторить эксперимент. Между подходами встряхивать ручками, создавать так называемые «двигательные помехи».
  5. Уроки танцев признаны лучшими для развития двигательной памяти у детей и взрослых. Поэтому танцуйте с удовольствием и пользой.

Основными характеристиками двигательной памяти являются точность выполнения, объем – как много последовательностей вы можете запомнить и в точности воспроизвести, прочность – как долго данные будут храниться в памяти, устойчивость – насколько сильно будут помехи влиять точному воспроизведению действий.

Что это такое

Двигательная память — это запоминание, удержание и воспроизведение разных движений. Причём фиксируется не только их механика, но и то, как именно они совершаются — с какой амплитудой, длительностью, скоростью и в каком направлении. Иногда точность имеет огромное значение, и любое отклонение чревато опасными последствиями.

Самый яркий пример — хирург, одно неверное движение которого может закончиться смертью пациента. В быту столь ювелирная точность уже не так актуальна: каждая хозяйка варит борщ по своему рецепту, и её алгоритм может отличаться от общепринятого.

Упражнения для тренировки

Двигательная память, как и любая другая, тренируется посредством специальных упражнений. Рассмотрим некоторые из них:

  • Необходимо сесть на стул возле стены, где прикреплен чистый лист бумаги с точкой посередине. Закрыв глаза, нужно досчитать до пяти и поставить точку карандашом в том месте, где, как вам кажется, находится середина листа. Это упражнение необходимо повторять периодически, но регулярно. Таким способом, в процессе тренировки двигательной памяти расстояние от середины листа будет сокращаться. В процессе улучшения результатов необходимо постепенно увеличивать количество точек и время пауз между рисованием.
  • Необходимо с закрытыми глазами рисовать линии, одинаковые по длине. Далее измерять их длину и пытаться повторить, если линии сильно отличались. Рисовать их необходимо в различные стороны.

Такие упражнения достаточно простые, но при регулярных тренировках они в состоянии сделать двигательную память более гибкой. Это может помочь в овладении новыми физическими навыками, в приобретении более точной координации в пространстве и даже повлиять на обучаемость.

Ключевые характеристики двигательной памяти

  • точность – правильное повторение действий;
  • объем – число движений, которое вы можете усвоить и воссоздать;
  • устойчивость – насколько ухудшается заучивание и повторение при влиянии отвлекающих факторов;
  • прочность – насколько долго вы помните движение и можете его произвести.

Специальные упражнения для двигательной памяти направлены на развитие и улучшение этих показателей.

История Романа о развитии своей памяти

Мой товарищ Роман не всегда отличался хорошей памятью. Чтобы выучить школьное стихотворение, у него уходило много времени. Даже если он целый вечер сидел за учебниками, это не всегда приносило положительных результатов в запоминании информации.

После школы мы поступили в один университет. Через некоторое время я стала замечать, что Роман стал более внимателен и восприимчив к учёбе. Через пару месяцев его было не узнать. Он с лёгкостью запоминал сложные определения и формулы, изучаемые на парах.

Мне стало интересно, как он смог так быстро добиться ошеломляющих результатов. Роман рассказал о методике развития собственной памяти. В его комплекс входили упражнения, периодический отдых и частые прогулки на свежем воздухе.

Попробовав данную технологию на себе, я тоже стала замечать улучшения в работе мозга. Подробнее о том, как улучшить долговременную память расскажет данная статья.

Какие упражнения для развития памяти дошкольников существуют сегодня

  1. Например, можно попробовать развить двигательную память. Назовите игру «повтори движение» и предложите своему дошкольнику сыграть в нее вместе. Смысл прост. Вы показываете движение, а малыш его за вами повторяет. Начните с самых простых, а через пару недель можно придумать и заучить собственный танец! Это весело и увлекательно и для детей, и для родителей!
  2. Большинство детей любят рисовать. Используйте это увлечение для тренировки памяти вашего дошкольника! Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш. Попросите его слушать слова, которые вы будете произносить, и зарисовывать их на бумаге таким образом, чтобы их было легко вспомнить. Начинайте с десятка слов. Давайте малышу время, чтобы он успел зарисовать услышанное.
  3. Даже для самых маленьких детей специалисты разработали упражнения для развития памяти. Они направлены на развитие эмоциональной памяти. Механизм прост: положительные эмоции помогают маленьким детям лучше запоминать информацию. Существует масса упражнений для этого: это и пальчиковые игры, и домашний кукольный театр, и пантомимы.
  4. Рекомендации по развитию памяти и дошкольников касаются и словесно-логической ее области. Например, ученые не рекомендуют разговаривать с малышом уменьшительными, искаженными словами, поскольку это ухудшает развитие памяти. Что касается задач на развитие памяти у дошкольников, то можно вместе учить песни, составлять свои собственные сказки по какой-то картинке или фотографии, на прогулке описывать увиденное. Полезно будет и обсудить просмотренный только что мультфильм или книгу.
  5. Есть еще одно средство для развития памяти у дошкольников. Заранее постарайтесь приготовить 10 пар слов. Например: небо-облако, дерево-лист, собака-кошка и так далее. Попросите ребенка запомнить каждую из пар слов, которую вы произнесете. Дайте возможность малышу подготовиться: произносите парные слова с интервалом в 5 секунд.
  6. Отдельные методики существуют и для развития образной памяти у дошкольников. В дальнейшем это улучшит не только процесс запоминания, но и поможет ребенку лучше ориентироваться в незнакомой обстановке, а также послужит толчком для развития творческого мышления.
  7. Самым маленьким можно давать задания на звуковые воспоминания. Например, попросите ребенка рассказать, как мяукает кошка или как лает собака. Можно задействовать и вкусовые ощущения: попросите малыша рассказать, какое на вкус мороженое, яблоко или его нелюбимая каша. Экспериментируйте с заданиями: чем разнообразнее они будут, тем интереснее будет и вам, и ребенку!

Как видите, способов развития памяти и дошкольников немало. Какие-то упражнения тренируют отдельные навыки, какие-то рассчитаны на тренировку памяти, в целом. Заниматься можно как дома, так и на прогулке, а можно поговорить с воспитателем и включить подобные уроки в ежедневные задания в детском саду. Еще одна особенность развития памяти у младших и старших дошкольников: это необходимость разнообразия. Не выбирайте из предложенного списка одно-единственное упражнение. Выберите, как минимум, несколько. И будет намного интереснее, если вы придумаете свои: чем шире будет список, тем больше вероятность того, что ребенок будет воспринимать подобные методы, как интересную и веселую игру, и тем ярче будет проявляться эффект от такого рода, занятий.

Вместе с тем, не забывайте о системности. Старайтесь уделять упражнениям на развитие памяти дошкольников несколько дней в неделю

Но и здесь важно соблюсти золотую середину. Не выделяйте на упражнения слишком много времени: 15-20 минут игры будет более, чем достаточно, и ребенок не успеет утомиться

Роль памяти в жизни человека

Каково основное назначение двигательной памяти? В чем ее необходимость:

Формирование базовых навыков человека: письмо, хождение, плавание, которые мы усваиваем в детстве. Она важна в профессиях, где требуется точность и быстрота движений: хирург, ювелир и т. д

Спортсменам, танцорам, водителям и музыкантам очень важно развивать моторную память, чтобы выполнять действия автоматически. Дает возможность концентрироваться не на действиях, а на информации

Например, при печати текста на компьютере, человек сосредотачивается не на клавишах, а на информации. Используется для улучшения процессов мышления, она высвобождает пространство для свежих задач.

Моторная память

На данный момент мнения исследователей разнятся. Двигательная память в психологии хоть и значится, но четкого и закрепленного определения не имеет. В специализированной литературе присутствует несогласованность в использовании терминов. А это приводит к искажению информации, которое может повлечь неверные выводы.

Каждый автор проводил исследование двигательной памяти, исходя из своих убеждений и в силу своего понимания. Одни связывают ее с запоминанием движений, другие относят к наглядно-образной и сопоставляют с заучиванием движений и запоминанием моторных ощущений. Третьи считают, что она функционирует за счет остальных видов памяти. Каждое из этих мнений имеет свое зерно истины, и пока мы не можем точно сказать, кто прав, а кто нет.

Как самостоятельно развить долговременную память

Для улучшения своих способностей есть ряд упражнений. Выполняя их, результат не заставит себя ждать. Как развить долговременную память Вам расскажут следующие пункты:

Повторение. Для начала начните заучивать стихи. Этот материал самый простой к запоминанию. Затем начните заучивать прозы. При этом, выучив один абзац, не повторяйте его дня 3-4. Затем снова прочтите и увидите, что воспринимаете текст уже по-другому. Повторение вслух. Научно доказано, что слуховое сопровождение способствует лучшему усвоению материала. Поэтому, изучая какой-либо текст, читайте его вслух. Особенно полезно будет повторение вслух с закрытыми глазами. Так текст запомнится ещё быстрее. Концентрация внимания. Для выполнения этого упражнения запишите предложение на листочек. Затем прочитайте его вслух, и во время прочтения попытайтесь посчитать, сколько букв «а» в предложении. Потом отвернитесь и постарайтесь вспомнить, сколько букв «п» в предложении. Данная тренировка дополнительно развивает зрительную память. Составление ассоциаций. При плохом запоминании даже элементарной информации начните придумывать ассоциации. Например, числа можно ассоциировать со значимой датой или с подобной фигурой. Также с именем. Запомнить имя будет проще, ассоциировав его с каким-либо знаменитым персонажем. Ежедневные тренировки помогут быстро развиться. Описание картины. Для этого выберете несколько картин и опишите их. Каждый раз дополняйте картину новыми фактами, при этом учитывая второстепенные звуки, крики, общение, шум. Визуализация и создание мысленных образов. Для лучшего воспроизведения в будущем, старайтесь мысленно представлять картину. Например, представьте забытые ключи на тумбочке, подробно вспомните, что лежало на ней ещё. И так дополняя картину новыми образами из памяти. Создание списков дел. Выезжая из дома по делам, сделайте список планируемых задач

Распределите их по важности или по удобству маршрута. Промотав все дела в голове, отправляйтесь

По приезду домой сверьтесь со списком, всё ли удалось запомнить и выполнить. Старайтесь вспоминать забытое самостоятельно. Нередко бывают такие случаи, когда в нужный момент из головы вылетела важная информация. Не стоит спешить заглядывать за подсказкой. Попробуйте всё же вспомнить самостоятельно. Эта информация уже хранится в голове, осталось её только найти. Занятие точными науками. Если стало скучно в автобусе или метро, начните выполнять простые арифметические расчёты в голове. Сложите все числа номера телефона на рекламе, перемножьте числа номера проезжающего автомобиля. Казалось бы, простые примеры, но они отлично тренируют память. Читайте книги. Книги, особенно познавательные, заставляют мозг включать воображение и запоминать получаемую информацию. Что может быть лучше проведения свободного вечера за интересной книжкой. Прокручивайте в голове все события, прожитые за день. Перед сном прокрутите весь день от пробуждения и до вечера. Затем продумайте все события с вечера и до утра. Вспомните, что полезного было сделано за день.

Для развития долговременной памяти не требуется каких-то усилий. Главное ежедневно выполнять эти простые упражнения и Вам больше не придётся в нужный момент стоять и мучительно вспоминать важную информацию.

Виды памяти

Психологи классифицируют память следующим типам:

  1. Зрительный тип. В случае преобладания этого типа полученную информацию человек лучше запомнит, если у него будет возможность увидеть событие своими глазами или прочитать информацию в каком-либо источнике.
  2. Слуховой тип. При преобладании слухового типа человеку бывает достаточно услышать один раз, и он уже будет способен даже спустя какое-то время воспроизводить услышанную информацию. Так, людям с более развитым слуховым типом памяти, для лучшего запоминания текстов, рекомендуется проговаривать их вслух.
  3. Двигательный (моторный, тактильный) тип предполагает способность человека «автоматически» запоминать все часто осуществляемые действия. Например, при уверенном вождении автомобиля с механической коробкой передач работает именно этот вид памяти, точно так же, как и в случае с навыками написания текста. В случае преобладания двигательного типа индивиду необходимы ассоциации с двигательной физической активностью. Так, например, прекрасно владея «слепым» методом печати, человеку с двигательным типом памяти достаточно сложно воспроизвести на бумаге всю последовательность расположения букв на клавиатуре, до тех пор, пока он не начнёт с помощью движения рук вспоминать о том, где какая буква расположена.
  4. Смешанный тип. В этом случае, отсутствует единственный приоритетный способ запоминания, но активно используются два типа или (что случается значительно реже) способности к запоминанию распределяются равномерно по всем типам памяти.

Кроме этого, выделяют кратковременный и долговременный виды памяти.

Кратковременный тип возникает в результате реакции на происходящие события и способна храниться в голове не дольше 3 месяцев. На этом этапе происходит анализ полученных данных и на уровне работы нейронов головного мозга принимается решение о том, нужно или нет «переносить» данные сведения в долгосрочный тип. Благодаря этому свойству, человеческий мозг не переполняется неактуальной информацией.

Долговременный тип обеспечивает сохранность информации в течение длительного времени, часто на протяжении всей жизни. Вся имеющаяся информация в долговременной памяти может воспроизводиться неограниченное количество раз. Этот тип памяти позволяет в нужный момент времени вспомнить необходимую информацию и применить имеющиеся сведения в жизни.

У каждого человека преимущественный тип памяти зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей. Этот параметр считается врождённым и не меняется в течение жизни. И точно зная о том, какой из типов памяти наиболее развит, можно не только с большим успехом запоминать полученную информацию и пользоваться ей в профессиональной или повседневной деятельности, но и развить способности к запоминанию, и тренировать память в более «слабых» местах.

Двигательная активность

Зона ответственности моторной памяти очень велика: от простого ручного труда и перемещения тела в пространстве до ювелирной работы пальцами хирурга в процессе операции. Двигательная активность строится на взаимодействии двух направлений. Первое направление включает в мышцах, суставных сумках и сухожильных органах рецепторы, которые передают сигнал через спинной мозг вверх к разным отделам головного мозга.

Второй поток работает от мозга к мышцам и дает сигнал на совершение действий. Сигналы от этих участков формируют особый тип восприимчивости, благодаря которому мозг понимает, в каком положении пребывают мышцы и суставы. Так образуется схема или образ тела. Без этого состояния человек не смог бы выполнить ни одного действия.

Психофизиология двигательной памяти базируется на образовании энграмм и проходит три этапа. Энграмма — это след воспоминаний или физическая привычка, образующиеся в результате обучения:

  1. На основе работы анализаторов возникает кратковременный след, который формирует сверхкратковременную память.
  2. Сведения из кратковременной памяти поступают в высшие отделы головного мозга, где анализируются, сортируются и проходят обработку, чтобы выявить новую для организма информацию.
  3. Новая информация поступает в долговременную память.

Упражнение для меткости и точности жестов

  1. Закрепите лист либо на столе, либо на стене.
  2. Упритесь локтем в лист, затем опустите предплечье и кисть.
  3. Закройте глаза.
  4. Не поднимая локоть, и не используя запястье, сделайте круговое движение предплечьем и нарисуйте на бумаге дугу.
  5. Верните руки в начальное положение и нарисуйте еще одну дугу. Они должны совпадать.

Двигательная память в нашей жизни играет не последнюю роль, а может даже одну из главных. С ее помощью все наши действия носят осмысленный характер. Когда вы будете кататься на роликах в парке с друзьями, печатать комментарий к этой статье или мчаться по трассе – помните, что всем этим вы обязаны всего лишь одной маленькой функции нашего умного организма, который добросовестно выполняет свои обязанности. Если вы хотите прожить осмысленную жизнь и до самой старости сохранить бодрость и активность, помогайте своему телу и сознанию! Делайте все, что в ваших силах, чтобы сохранить его работоспособность как можно дольше!

Общее развитие двигательной памяти

  1. Высыпайтесь по ночам. Во сне мозг восстанавливается.
  2. Занимайтесь спортом или танцами. Физическая активность насыщает мозг кислородом, а также развивает моторную память.
  3. Питайтесь разнообразно и сбалансировано. С пищей в мозг поступают необходимые микроэлементы и вещества, которые необходимы для его работы.
  4. Если вы осваиваете какой-либо навык, то оттачивайте его регулярно. Это поможет закрепить эффект и укрепит механизмы запоминания.

Зачем тренировать память

Развитая память обеспечивает человеку облегчение запоминания информации, например, в школе. Память как мышца – она укрепляется в процессе тренировки.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста, упражнения для старших людей можно сравнить с занятиями в тренажерном зале. Например, человеку поставлена задача поднять на бенчпресс 100 кг. Регулярно тренирующийся поднимет вес сразу или после нескольких дней физических занятий. Людям, никогда не тренировавшимся, понадобится несколько недель или месяцев.

К счастью, есть большая разница между примером тренировок в тренажерном зале и развитием памяти. Она заключается в продолжительности занятий. Если вы хотите быть успешным культуристом, вам нужно заниматься несколько часов в день в течение пары лет. Для тренировки памяти нужно потратить 5 минут в день.

Назначение и преимущества

Процесс запоминания происходит по схеме. Сначала чётко отпечатывается образ, который сохраняется в течение 0,1 – 0,5 секунд. Затем из полученных знаний выделяются особо важные элементы и поступают в краткосрочную базу. Без повтора материала данные хранятся не более 30 секунд.

Различают виды краткосрочной памяти, в зависимости от источника информации:

  • тактильная;
  • вкусовая;
  • обонятельная;
  • зрительная;
  • слуховая.

Основную информацию люди получают с помощью глаз и ушей. Поэтому последние 2 вида наиболее ценны, именно их нужно развивать.

Объём информации, которая откладывается на короткий срок, ограничен. Ребёнок в состоянии запомнить 5-7 элементов, взрослый 7-9. Но необходимо понимать, что эта величина сугубо индивидуальна и напрямую зависит от генетических качеств.

Ненужные сведения тут же стираются, важные – переходят в оперативную или долговременную память. Главное преимущество кратковременного запоминания – происходит фильтрование лишней информации, сохраняется только суть.

Это позволяет сэкономить время, запомнить то, что действительно важно, избегать информационной перегрузки – источника тревог и стресса. Тренировать – значит приучать мозг фокусироваться на задаче, не перегружать его

Формы хранения информации

Одни действия мы помним всю жизнь, а другие забываем на следующий день. Память бывает кратковременной и долговременной, непроизвольной и произвольной:

  1. Кратковременная двигательная память – движения запоминаются на короткий срок. Например, танцуя, вы изучаете новые движения, они поступают в отдел временного хранения, и если их не повторять время от времени, то они и вовсе забудутся, а если повторять, то перейдут в долговременную память.
  2. Долговременная – действия сохраняются надолго, либо на всю жизнь. Например, умение ходить, прыгать, бегать.
  3. Произвольная память – усвоение происходит с помощью намеренного усилия.
  4. Непроизвольная – автоматическое запоминание.

Механизм

Двигательная память в психологии — это высшая психическая функция, психофизиологический процесс, в основе которого лежит деятельность ЦНС. Запоминая, а потом воспроизводя какие-то движения, человек задействует активирующую ретикулярную систему (АРС) и моторные анализаторы.

Активирующая ретикулярная система похожа на сеточку, которая охватывает весь ствол головного мозга. Когда человек ставит перед собой задачу запомнить или освоить какое-то движение, сигнал об этом прежде всего поступает на неё

Она определяет степень важности информации и либо делает посыл дальше, в кору больших полушарий, либо блокирует его

Например, вы смотрите по телевизору исполнение танца. Вы хотели бы выучить его па, и это желание улавливается нейронами АРС. Однако мотивация не сильна, обстановка не та, поэтому сигнал тормозится — и вы остаётесь сидеть дальше на диване и наслаждаться телепередачей

Если же вы поставили себе конкретную цель, специально освободили время, соответствующе оделись, скачали видео с мастер-классом и планируете выучить данный танец, АРС фиксирует важность этого материала для вас и отправляет сигнал дальше, в кору больших полушарий

После этого в работу включается двигательный анализатор, который располагается в лобной части головного мозга. Одновременно в медиальных височных отделах задействуется гиппокамп, отвечающий за сохранение информации. Попутно начинают работать вестибулярный аппарат и мышечная система (поэтому данная функция называется психофизической). Начинается обучение, вы путём многократного просмотра видео и большого количества повторений выучиваете танцевальные па — так происходит фиксация и сохранение необходимых вам движений. В дальнейшем при их воспроизведении опять будут включаться те же отделы головного мозга, но сигнал пойдёт уже по проторенной дорожке. Это обеспечит быстроту и автоматизм совершаемых действий.

Функции

В быту

Основное назначение двигательной памяти — освоение бытовых навыков, обеспечивающих полноценное существование человека с самого детства. Им обучают ребёнка с самых ранних лет, чтобы он мог обслуживать себя самостоятельно. В течение жизни они постоянно дополняются новыми (учимся есть китайскими палочками, пользоваться холодильником Smart Touch и т. д.). В качестве примеров можно привести следующие элементарные действия:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • одеваться;
  • есть (держать ложу, наливать суп или чай);
  • простейшие кулинарные навыки (нарезать хлеб, сделать бутерброд, посолить);
  • стричь ногти;
  • расчёсываться;
  • застилать кровать;
  • чистить ботинки;
  • пришивать пуговицу.

Всё это — навыки самообслуживания, приобрести которые человеку позволяет именно двигательная память, а не рефлексы. Нам, взрослым, кажется всё это настолько простым и элементарным, что возникает недоумение: как это можно не освоить? Но вспомните, как вы учили своего малыша чистить зубки в первый раз и как потом ещё долго перепроверяли, правильно ли он это делает. Ведь получилось далеко не сразу. Или подумайте о тех, кого поразила болезнь Альцгеймера — работа гиппокампа серьёзно нарушается, и установленные ранее нейронные связи оказываются потерянными. Вот почему эти люди теряют навыки самообслуживания — их моторная память больше не работает.

В быту двигательная память оказывается необходимой и в момент освоения нового прибора. Купили холодильник, микроволновку, кофеварку, пылесос, планшет, посудомоечную машину — нужно прочесть инструкцию и научиться пользоваться ими. Если ранее подобная техника уже была в доме, срабатывают старые нейронные связи, и на автоматизме рука сама включает шнур в розетку и нажимает на кнопку. Однако некоторые модели сильно отличаются друг от друга, и двигательную память приходится корректировать в соответствии с новыми рекомендациями.

С подобными моторными навыками связан феномен, который психологи называют «старое лучше нового». Когда прежнюю бытовую технику заменяют современной, кажется, что первая была лучше, несмотря на то, что в последней больше функций и выглядит она куда более стильной. Подобные негативные впечатления связаны именно с перестройкой тех нейронных связей, которые уже успели выстроиться для пользования старым прибором. Как только инструкция и конструкция новой техники будет освоена, она покажется вам самой лучшей и удобной для пользования.

В обучении

Моторная память необходима в процессе обучения. Психологи утверждают, что для первоклассников она является ведущей, так как позволяет освоить письмо. Но для того, чтобы данный процесс прошёл успешно, необходимо с ранних лет развивать у ребёнка мелкую моторику рук, так как двигательные анализаторы располагаются рядом с речевыми.

Параллельно с обучением письму ребёнок активизирует двигательную память прежде всего на уроках технологии, на которых продолжают развивать мелкую моторику рук. Примеры занятий:

  • лепка из пластилина, глины, теста, гипса;
  • оригами;
  • вышивание;
  • шитьё мягких игрушек;
  • картинки из круп;
  • макаронные аппликации;
  • бумагопластика;
  • мозаика;
  • поделки из природных материалов.

На физкультуре двигательная память позволяет детям осваивать новые комплексы упражнений и правила командных игр. Чтобы дополнительно развивать её, родителям рекомендуется уже в начальной школе отдать ребёнка в спортивные или танцевальные секции. В раннем возрасте ЦНС ещё максимально пластична, поэтому те же танцевальные па 6-летний ребёнок запомнит быстрее и воспроизведёт точнее, чем многие взрослые. Доказано, что моторная память, которая лежит в основе большинства навыков, одна из самых долговременных. Чаще всего человек с полной амнезией может от начала до конца станцевать вальс, который выучил в детстве, но при этом не вспомнит, как его зовут.

Значение физкультуры в жизни и ребёнка, и взрослого переоценить сложно. Чем лучше она развивает двигательную память, тем активнее работают мышечные анализаторы, тем качественнее формируется вестибулярный аппарат — и всё это самым положительным образом влияет на здоровье.

В профессиональной деятельности

Без двигательной памяти человек не смог бы освоить большинство профессий. Водителю нужно научиться, на какую педаль нажимать и как крутить рулём. Секретарю — как быстро напечатать текст. В каждой специальности задействованы навыки, которые с течением времени доводятся до автоматизма. Для некоторых это имеет жизненно важное значение. Уже говорили ранее о том, что от одного неверного движения хирурга зависит чья-то жизнь. То же самое можно сказать об электриках, каскадёрах, сапёрах.

Некоторые профессии не считаются опасными, но плохая моторная память и для них чревата последствиями. Представьте, что будет, если в каком-то движении ошибутся медсестра, когда ставит укол; ювелир, делающий огранку дорогого бриллианта; водопроводчик, ремонтирующий систему водоснабжения; машинист поезда или пилот во время пути. Большинство несчастных случаев происходит из-за подобных ошибок. Не всегда оказывается виноватой двигательная память. Иногда нейронная связь не срабатывает под воздействием других факторов — усталости, невнимания. У молодых специалистов это порой происходит из-за того, что профессиональный навык не освоен в полном объёме.

Как сделать тренировку памяти эффективной

Итак, методик и тренингов, посвященных усовершенствованию навыков запоминания, существует огромное количество. Вишенкой на торте станут советы, следуя которым, процесс обучения, станет продуктивнее.

  • Интересный материал запоминается гораздо лучше, чем скучный непонятный текст.
  • Информация запоминается четче, если является простой, ясной и поддается структурированию.
  • При запоминании прочтенного материала нужно внимательно вникать в смысл, читать несколько раз, разбивая на условные фрагменты.
  • Информация в знакомой сфере запоминается лучше, чем та, с которой сталкиваемся реже.
  • Постоянные повторения – залог большего объема запомнившейся информации.
  • Между процессами изучения и повторения нужно соблюдать паузы, давать отдых мозгу и организму в целом.
  • Проще запомнить, проводя параллели, ассоциации со знакомыми предметами, явлениями.
  • Полученную информацию нужно проговаривать вслух.
  • Чтение книг и заучивание стихов однозначно пойдут на пользу.
  • Нужно не зубрить, а понимать смысл изученного.
  • Изучение иностранных языков не только улучшат память, но и пригодятся в дальнейших путешествиях.

Память – уникальный и незаменимый процесс. Это «мышца» мозга, которую можно усовершенствовать постоянными тренировками. Развитая фантазия, хороший стимул, упорство и внимательность станут гарантией хорошего результата, а подбор интересной информации, регулярное повторение сделают тренировки эффективнее. Главное – не лениться, сохранять постоянство. Использование различных методик помогает подобрать подходящую и развить память. Тренировка памяти – дело каждого, но ели есть усилия, будет результат.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]