800
151
293
69
369
114
Карьерные достижения не всегда выражаются названием занятой административной должности. Во многих видах деятельности карьера заключается в массовом признании результатов труда данного человека другими людьми. Например, деятели культуры, спортсмены, специалисты и другие, кто снова и снова «своими руками» создаёт поводы для восхищения у других людей, не занимаясь управлением коллегами.
Зачем нужно развивать карьеру
Каждый мечтает о быстром карьерном росте и заветном кресле руководителя. Однако, чтобы задуманное осуществилось, придется прилагать немалые усилия. Стоит определить, зачем вам необходимо профессиональное продвижение. Кто-то жаждет развития, другие желают обогатиться, третьи просто хотят руководить коллективом. После выявления основной цели стоит разобраться,
как построить карьеру.
- Кто-то считает, что он засиделся на одном месте.Необходимо выяснить, вы хотите инноваций в этой компании или желаете изменить свою деятельность в целом. И в том, и в том случае вам нужно искать тренинги, курсы, выставки и расширять свои навыки.
- Если же цель заработок – никогда не фокусируйте на нем сознание. В первую очередь качественно выполненное задание – и только после этого расчет. Делайте проекты на высоком уровне и вас заметят – зарплата наверняка вырастет в разы.
Сказки о кадровом резерве и планировании карьеры
Ваша карьера никому, кроме вас, не нужна. Исключениями бывают жёны, да и то не все, а только желающие удовлетворить свою потребность в доминантности и другие инстинкты, пользуясь достижениями мужей.
Другие карьеристы могут подтягивать вас наверх за собой, могут чему-то полезному обучить и вооружить какими-то навыками и связями. Но только в тех случаях, когда можно на вас заработать деньги, представить выдающиеся результаты вашего труда за свои, иметь в вашем лице относительно преданного исполнителя. Но в таких случаях вас всегда будут оставлять на третьих ролях, и только пока вы будете постоянно демонстрировать трудовую результативность и беззаветную преданность и покорность. В этом нет ничего аморального, ведь это – инстинктивное природное поведение других человеческих особей. Вас искренно будут считать ценным и удобным субъектом для проявления их доминантности.
Поэтому модные сказки о формировании кадрового резерва, о планировании карьеры работников, описанные в книжках выдумщиков теоретиков, – всего лишь сказки. Да, суета под их вывесками иногда присутствует в политических партиях и в публичных корпорациях, управляемых наёмными менеджерами временщиками, которым наплевать на будущее этих организаций, но красиво звучащие «формальности» исполнять им надо.
Если вникнуть в суть критериев отбора кадровых резервов и проанализировать, как это работает на практике, сравнив качество политиков и/или управленцев одной и той же организации нынешних и бывших 20 — 30 — 50 лет назад, то деградация видна невооружённым взглядом. Увы, отбор ведётся в основном по покладистости, готовности к компромиссам и способности соблюдать правила игры, включая взятие «грехов на душу» для возможности наказать при попытке проявить несогласованную инициативу. Да и принцип продвижения власть имущими своих наследников никто не отменял. То есть, чем дальше, тем управленцы слабее и слабее. К этому ещё добавляются и последствия постоянной деградации системы массового образования из-за понижения качества преподавателей, каждое следующее поколение которых является продуктом подготовки более слабыми «учителями», чем предыдущее.
Влияние на результаты такой кадровой работы оказывает и качество её исполнителей. Ведь исполнители – тоже люди с теми же инстинктами, что и у рептилий, и у меня, и у вас. Представьте себя на месте человека, осознающего, что он подбирает тех, кто с ненулевой вероятностью может стать его личным начальником. Как бы вы стали обеспечивать свою безопасность и проявлять доминантность? А какая квалификация у этих партийных или корпоративных чиновников? Какие социальные инстинкты присущи этим бюрократам, обычно осознающим, что лично им путь наверх этой системы закрыт?
Немаловажен и вопрос, какими специфическими качествами должен обладать карьерист, согласный пройти через такое сито? В том-то и дело, что он не должен проявлять индивидуальность, лидерство, интеллект, твёрдость, ответственность за свою судьбу, а должен быть гибким, послушным, исполнительным, лояльным, соблюдающим правила и понятия. Он не имеет права роптать, если продвинут не его, а оказавшегося в нужное время в нужном месте конкурента или недоросля, родственного кому-то высокопоставленному.
Формализованные в данной конкретной организации правила подготовки кадровых резервов ВСЕГДА основаны на якобы присущих людям равной степени разумности и одинаковой обязательной реакции на внешние воздействия. Они НИКОГДА не учитывают преобладание инстинктивного поведения над разумным, а также физическую и социальную уникальность каждого индивида. Поэтому они неизбежно ориентированы на несуществующих людей и приводят к отбору тех, кто хорошо на словах проявляет соответствие этим требованиям при игнорировании результатов их труда.
Этот подход неминуемо приводит к развалу организаций, как только доля отобранных недееспособных словоблудов превышает критическую величину. Наглядным примером может служить КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза), рассыпавшаяся, когда число функционеров, пришедших в неё ради доступа к «колбасе», превысило число карьеристов специалистов. То же можно увидеть, присмотревшись к развалу некогда могущественных партий так называемых развитых стран. Тем же болеют старые и заражаются молодые публичные корпорации всего мира.
Если ваши карьерные устремления вписываются в такие игры, то можете в них поиграть.
Преимущества карьерного роста
Многие могут сказать, что трудиться выше нормы и ежедневно вкладывать в работу больше, чем получать в расчетном листке, – дело неблагодарное. Что легче монотонно справляться с обязанностями, не брать на себя лишнее и ждать, пока начальство отметит вас за проработанные годы. С одной стороны, суждение верно. Но для тех, кто не привык стоять на одном месте, открываются совершенно другие перспективы.
Продвижение по служебной лестнице – это самосовершенствование, изучение новых технологий, знакомства, встречи, расширение связей, умение приспосабливаться к другим средам, постоянная зарядка для мозга, а главное – это повышение уровня оплаты, что существенно отражается на вашей жизни вне рабочего процесса. Это возможность путешествовать, дать образование и блага своей семье.
Искренняя любовь к тому делу, которым человек занимается
Практика показала, что это достаточно значимый фактор, и успех построения карьеры в большинстве случаев зависит от душевного равновесия и полной удовлетворенности своей работой. Вот почему настолько важно правильно выбрать будущую профессию, чтобы она была именно по душе, а не в угоду родителям или противоречивой моде. Только тогда, когда выбор будет правильным, можно думать и планировать построение карьеры. В той области деятельности, которую вы искренне ненавидите, которая вам изначально не нравится, сделать карьеру практически нереально.
Что нужно знать
Многих интересует вопрос, как добиться карьерного роста, вырасти на работе и не застрять на одной должности на многие годы. В некоторых случаях опыт, наличие красного диплома и монотонное выполнение требований начальства не помогают идти вверх.
- Искреннюю любовь к своему делу не могут не оценить. Если оно — не просто способ получать зарплату, а цель всей жизни – вас обязательно выделят на фоне сотрудников, которые просто отбывают очередь с понедельника по пятницу.
- Немаловажно умение слушать и воспринимать критику и в дальнейшем не повторять ошибок.
- Коммуникабельному человеку, который умеет поддержать разговор, вовремя попросить помощь или раздобыть информацию, будет намного легче.
- Каким бы вы ни были специалистом, неправильное распределение рабочего времени и нерациональная систематизация задач будут постоянно мешать вам выполнять работу быстро, не нарушать дедлайнов.
Похожие материалы:
Caudalie | La Colline | Clinique | Кодали | Ля колин | Клиник | Карьера | карьерный рост | карьерные планы | Работа | цель | лидерские качества | саморазвитие | признание | Деньги
Статьи
- Соцсети в образовании 06 февраля 2015, 00:00
- Пять идей для путешествий по России 07 июля 2015, 00:00
- Работа с мужем: плюсы и минусы 25 июля 2015, 00:00
Видео
- Макияж за 5 минут от Clinique 19 июля 2011, 10:31
- Clinique: Глаза — Зеркало души 29 октября 2011, 21:20
- Летний макияж от Clinique 26 июля 2012, 00:00
Роль образования
Первое и главное, что нужно для карьерного роста – это образование. Кроме того, что вы поверхностно изучаете основные положения вашей будущей сферы деятельности, на собеседовании или при ознакомлении с резюме отдел кадров обязательно обратит внимание на этот пункт.
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
При поступлении сначала попытайтесь попасть в вузы с самым высоким рейтингом. Не стоит идти «лишь бы куда». Вы рискуете потратить 5-6 лет своей жизни на бесполезные навыки. В университете вы сможете завести полезные знакомства и даже быть рекомендованным на место работы особо заботливым преподавателем.
Поинтересуйтесь, есть ли возможность дополнительного образования, посещения курсов повышения квалификации, изучения английского, немецкого или другого иностранного языка.
Общение с профессионалами также дает бесценные знания. Поэтому, идя в вуз, вооружитесь терпением настройте память и дерзайте сразу в несколько направлений: специальная литература, деловые встречи, семинары, общение.
Каковы типичные ошибки
Вы не до конца задали себе вопрос
Вы так и не смогли сформулировать конкретный вопрос и продолжаете держать в голове абстрактный образ «хорошей и интересной работы». Вы должны определиться, какой смысл вкладываете в эти слова. Не существует единственного верного описания хорошей работы, у каждого свои требования и критерии выбора.
Что сделать
Будьте честны с собой и не обобщайте. Подумайте, какие цели вы преследуете при выборе компании или отрасли. Если вам важно, чтобы работа была интересной, определите, в чём для вас заключается этот самый интерес. Вам интересны люди, работающие в компании, ваши обязанности или всё-таки зарплата, которую предлагают?
Вы верите мифам об отрасли в целом или о компании в частности
Не зная конкретных отраслей, не разговаривая с людьми, работающими в привлекательных для вас компаниях, вы очень серьёзно рискуете попасть в ловушку бренда.
Алёна Владимирская
Грамотно выстроенный имидж компании и стереотипы о сферах деятельности могут ввести в заблуждение любого. Например, популярное убеждение: пиарщики попивают шампанское на мероприятиях, веселятся и постоянно общаются с интересными людьми. Не зная подноготной, можно подумать, что это не работа, а мечта. Но не все понимают, что между трёхчасовыми мероприятиями — месяцы скрупулёзной и рутинной подготовки, бессонные ночи и годы наработки нужных контактов.
Что сделать
В эпоху социальных сетей грех жаловаться на недостаток коммуникации. Вы всегда можете вашим потенциальным коллегам, узнать особенности работы и услышать, какие трудности могут вас поджидать.
Никто не отменял посещение отраслевых семинаров или вебинаров — это позволит узнать индустрию и её представителей поближе. Вы сможете задать вопросы, наработать полезные связи и понять — то это, что вам нужно, или всё-таки нет.
Какие личностные качества вам понадобятся
Продвижение по службе требует:
- целеустремленности;
- ответственности;
- трудолюбия.
Самодисциплина – вот что необходимо для карьерного роста. Она позволит вам трезво оценить задачи и распределять свои возможности. Пунктуальные личности вызывают уважение и располагают к себе уже с первых встреч. А вот пренебрежение к обязанностям, несоблюдение сроков формирует исключительно негативное мнение о Вас, как о сотруднике.
Самопиар, аккуратный и ненавязчивый, также сыграет вам на руку. Если имя человека всегда на слуху, его знают и уважают – скорее всего, именно его порекомендуют на руководящую должность.
Мотивируйте себя на достижения для роста карьеры, несмотря на всевозможные препятствия. Воспринимайте неудачи как новый толчок к развитию. Если вы будете искать оправдания, неохотно анализировать и исправлять ошибки – о карьерном сдвиге стоит забыть.
Умейте правильно себя поставить. Знайте себе цену. Если вы бездумно будете выполнять уйму заданий за гроши, к этому привыкнут.
На работу вы должны приходить в достойном наряде, с аккуратной прической и легким парфюмом. Внешний вид иногда выступает, как весомый аргумент в получении должности. Стильная кокетка в платье с завитыми локонами больше приглянется начальству, если обладает такими же опытом и знаниями, как коллега в грязных джинсах с неуложенной копной волос.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Узнать подробнее
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Узнать подробнее
Кому нужны карьерное развитие и профессиональная карьера?
Как вы уже поняли, карьерное развитие нужно всем и каждому, кто, в принципе, собирается работать. Оно будет более результативным и быстрее приведет к цели (росту дохода, престижу, признанию), если подойти к процессу осознанно. Это касается всех без исключений сфер.
Рабочему следует понимать, что нужно уметь, чтобы получить более высокий разряд, и как применить умения на практике, чтобы получить наибольшую возможную зарплату. Инженеру следует быть в курсе инноваций и следить за новостями в отрасли, чтобы быть востребованным. Актеру, в зависимости от выбранного амплуа, придется совершенствовать различные актерские навыки (сценическую речь, сценическое движение, хореографию) и постоянно следить за анонсами кастингов.
И поистине безгранично поле деятельности для выбравших традиционную вертикальную карьеру. Это освоение тайм-менеджмента и тимбилдинга, маркетинга и основ инвестиций, мониторинг конкурентов и поиск новых возможностей. Как понять, что нужно именно вам в первую очередь? Вот для этого и создан наш курс «Карьерное развитие. Профессиональная карьера», изучив который вы будете лучше понимать свои цели и планировать шаги для их достижения.
Бизнес как возможность карьерного роста
Ведение бизнеса – это шаг для ответственных, смелых личностей, готовых идти на риски. Нужно оценивать свои умения и понимать, что придется начинать с малого и постепенно продвигаться вперед. Если вы хотите получать прибыль уже в первый месяц, – такая тактика вам не подходит.
Бизнес – прекрасный способ разобраться, как делать карьеру. Необходимо быть готовым к тому, что помощников у вас нет, все решения придется принимать самостоятельно и брать за них ответственность. Зато тех, кто захочет вам помешать или сделать лучше и качественнее, чем вы, будет предостаточно.
Для начала нужно прописать четкий бизнес-план, определить цели — как личностные, так и профессиональные — и следовать разработанным инструкциям.
Не бойтесь рисковать – собственное дело нельзя вести без риска потерять прибыль. Найдите единомышленников или дельных советчиков, постоянно вращайтесь в круге тех, кто уже давно работает в вашей области, расширяйте связи.
Время для начала бизнеса для каждого разное. Кто-то это делает уже на студенческой скамье, а другим нужно много лет профессионального опыта. Все зависит от вашей хватки, реакции на рыночные изменения, умения предугадывать инновационные веяния.
Как быстро можно вырасти профессионально
У некоторых карьерный рост длится долгие годы, а у других он происходит стремительно. Так происходит потому что все по-разному используют свой потенциал. Кто-то хватается за любую возможность, а других устраивает размеренная деятельность, где нужно просто плыть по течению. Карьерный и профессиональный рост – это, прежде всего, личные усилия. Как долго вы будете добиваться желаемой позиции – зависит только от вас. Кто-то занимает руководящую должность спустя год работы, а кто-то так и не добивается её, так как неправильно оценил себя.
Советы, как правильно строить карьеру
- Естественно, приветствуется обучение в вузе. Чем престижнее университет, интереснее и востребованное специальность – тем проще вам будет в будущем добиться роста.
Немаловажно для некоторых компаний ваша языковая подготовка – если есть возможность не забрасывать курсы иностранных языков – воспользуйтесь шансом быть лучше коллег. - Вас никогда не поставят руководителем отдела или начальником сектора, если не будет опыта работы на конкретной должности хотя бы 2-3 года. Конечно, это не касается случаев, когда вас взяли по рекомендации или знакомству. Для начала, после окончания вуза лучше обратиться за трудоустройством в большую, известную компанию, которая сможет предложить вам качественный уровень обучения сотрудников, хотя и не за большую плату. Это станет хорошим стартом для дальнейшего поиска заработка.
- В каждом месте нужно получать максимальное количество навыков. Никогда не знаешь, что конкретно пригодится. К примеру, есть возможность выучить 1С, графические редакторы, текстовые программы – беритесь за все, особенно если по итогу предлагают получение сертификата.
- Увольняясь, сохраните нормальные отношения, причем неважно, по чьей инициативе вы покидаете организацию. Вам может понадобиться рекомендательное письмо, а, возможно, вы еще раз столкнетесь с теми же людьми.
Перед тем как попасть в коллектив, наверняка вам придется пройти «кастинг». Получение заветной должности напрямую зависит от того, как вы поведете себя на собеседовании. Заранее тренируйтесь производить первое впечатление, продумываете ответы и аргументы на самые распространенные вопросы. Отвечайте аргументированно и уверенно. Ведь неправильное построение речи и незнание основных законов в вашей сфере, даже ценные знания могут превратить в недостатки.
Задайте вопрос
Саморазвитие
Саморазвитие – один из двигателей профессионального роста и развития. Сейчас очень много возможностей для этого, начиная от Интернета и заканчивая международными образовательными программами. Нужно только выбрать путь саморазвития. От самообразования напрямую зависит развитие карьеры, поэтому улучшать свои навыки нужно постоянно.
Фокусируйтесь на какой-то одной области, одновременно интересуясь смежными сферами. Например, если вы – специалист в области маркетинга, вам пригодятся знания в области менеджмента, социологии, управления персоналом.
Не замыкайтесь в себе – общайтесь с коллегами. Перенимайте опыт профессионалов, читайте интервью с признанными специалистами в вашей сфере, посещайте встречи с ними. Многие делятся своими знаниями абсолютно бесплатно в своих блогах, видеоблогах и книгах, которые можно найти в интернете в свободном доступе.
Что не рекомендуют делать на рабочем месте, чтобы не разрушить свою карьеру
Вот несколько основных условий карьерного роста.
- Будьте пунктуальны. Если вы пришли в новую организацию, создайте впечатление, что умеете контролировать происходящее. Даже если ранее вы не отличались данным качеством, стоит пересмотреть свои устои.
- Не распускайте сплетен и не участвуйте в разговорах, где обсуждают коллег и тем более руководящий состав. Даже если очень хочется поделиться своими впечатлениями – держите их при себе, вокруг вас полно «доброжелателей», которые только и жду,т как донести подобную информацию начальству.
- Не показывайте свое преимущество в опыте или знаниях, особенно если оно сильно разнится со средним уровнем по офису. Люди склонны завидовать и даже ненавидеть выскочек, а соответственно, ставить палки в карьерных перспективах. Реализуйте потенциал в работу.
- Держите под замком свою личную жизнь, старайтесь по телефону в присутствии коллег не «ворковать» с возлюбленными. Учитесь разделять личное пространство и трудовые отношения.
- Указывать на ошибки сослуживцев нужно аккуратно и деликатно, не показывая какой вы молодец, что обнаружили недочет.
- Не ленитесь работать, получать новые знания и навыки, не стойте на месте. Смело записывайтесь на тренинги и семинары, даже если кажется, что они бесполезны и вы все знаете.
И еще одно правило – следите за своим внешним видом. Прическа, одежда и физическая форма также немаловажны.
Причины
Итак, в основном они хотят:
Самореализоваться
И не просто самореализоваться, а в некоторых случаях и проверить, а на что я способен? Справлюсь ли с такой ответственностью и такими сложностями?
Достижения позволяют относиться к собственной личности с уважением. Повышается самооценка, отчего появляется больше энергии творить и действовать. Претворять свои идеи и желания в жизнь.
К тому же продвижение по карьерной лестнице – это в любом случае развитие. А, как вы знаете, тот, кто останавливается на достигнутом и перестаёт получать новую информацию, не хочет ничему обучаться – попросту деградирует.
Заполнить пространство
Порой случается, что человек по каким-либо причинам просто не в состоянии оставаться наедине с собой и своими переживаниями. К примеру, если его захватило ощущение тотального одиночества. Тогда вполне естественно, что он будет делать всё, лишь бы его не проживать.
А заполнять пространство работой в современном мире социально приемлемо. В отличие от алкоголизма, наркомании и прочих видов зависимостей.
Поэтому он засиживается в офисе допоздна, что позволяет ему достигать успеха, делая больше остальных. А также избегать неприятных эмоций, которые возникают при возвращении в пустую квартиру.
Либо же наоборот, когда дома его ждут, но встречи с родными и близкими совсем не приносят удовольствие. Отчего хочется как можно больше времени провести без них.
Улучшить качество жизни
Тот, кто любит комфорт и качество – стремиться зарабатывать большие суммы. Ведь не всем везёт родиться в обеспеченной семье, большинству приходится задействовать по максимуму свои ресурсы и возможности, чтобы достигнуть определённого социального статуса, то есть должности, которая сулит неплохую прибыль.
Пока кто-то просто мечтает, сокрушается, что ему не так повезло, как другим и ждёт, что придёт «добрый волшебник» и одарит всеми благами, карьеристы просто действуют, стремясь воплотить в реальность свои желания.
Выиграть конкуренцию
Конкуренция бывает за что-то, то есть когда в случае победы сулит какой-то приз. Пусть даже это просто признание и уважение окружающих. А бывает, что она возникает ради самой конкуренции.
Вот тогда такая личность моментально включается в любое соперничество, стремясь быть всегда лучше всех. Соответственно, со временем её усилия оказываются заметными и она продвигается по карьерной лестнице дальше и дальше.
Получить внимание
Достигая успехов – человек оказывается в центре внимания, которое личностям, с некоей долей нарциссизма и демонстративными чертами характера просто жизненно необходимо. Отчего приходится делать по максимуму, лишь бы её заметили и признали. Порой даже рисковать.
Инвестировать в будущее
Некоторых людей не заботит, что с ними случиться через лет 20, или даже меньше. Они живут сегодняшним днём и стремятся удовлетворять свои насущные потребности. А других же наоборот, волнует то, что ждёт их в перспективе. Поэтому они заранее пытаются подготовить, так сказать, почву. Чтобы в дальнейшем возникало как можно меньше забот и хлопот.
Им важно ощущать себя в безопасности, понимать, что через несколько лет не придётся «побираться» в случае возникновения форс-мажорных ситуаций.
Ещё они хотят обеспечить счастливое будущее своим детям, дать им лучшее образование, движимое или недвижимое имущество, стартовый капитал.
Реализовать высокие амбиции
Люди обладают разным типом темперамента, есть такие, у которых амбиции просто «зашкаливают». Они жаждут завоевать мир. И, что самое интересное, обычно им действительно удаётся получить известность.
При всём желании они просто не могут стоят в стороне и смотреть, как другие достигают своих целей. Амбициозные личности обладают нескончаемым потоком энергии, которая и толкает их на достижения.
Получить отдачу
Если человек занимается деятельностью, которая приносит пользу окружающим людям или животным, то помимо денежного вознаграждения, он получает и эмоциональную отдачу. Что порой для него важнее денег.
Потому что благодарность и понимание, что ты кому-то оказался полезен, кто-то от тебя зависит, даёт ресурс, вдохновение трудиться и днём и ночью.
К примеру, это касается врачей, ветеринаров, волонтёров, которые заботятся о беспризорных животных, держат питомники и прочее. Не всех, конечно, люди бывают разные, но те, кто действительно вкладывается и любит свою профессию, своих подопечных – способны достичь колоссального успеха в этой жизни.
Справиться со сложными жизненными обстоятельствами
Некоторые обстоятельства просто вынуждают выкладываться на полную, например, серьёзная болезнь кого-то из членов семьи, оформленный кредит на машину, квартиру и прочее.
У человека просто нет другого выхода, кроме как почти круглосуточно работать. Особенно, если его зарплата не фиксированная, а зависит от того, сколько он сделал.
Он понимает, что если прекратит трудиться хоть на короткий промежуток времени – всё сломается. Поэтому изо дня в день, несмотря на усталость и самочувствие в общем, он отправляется добывать «пищу» своей семье.
Сформированная система ценностей
Мы создаём для себя определённую систему ценностей, от которых отталкиваемся, принимая какое-либо решение. И если карьера в списке приоритетов занимает первое место – человек всегда будет делать выборы в её пользу.
Даже если придётся, как говорится, идти по головам. Потому что остальное его не так интересует и «цепляет», как профессиональная устойчивость, рост, развитие…
Оправдать родительские ожидания
Каждый ребёнок хочет получить родительское одобрение, похвалу. Так как обычно мама или папа являются наиболее значимыми для него фигурами. Даже если отношения между ними не совсем сложились. Или ещё хуже – кого-то из них нет в живых. Но образ внутри остается навсегда.
И вот, если родители хотели, к примеру, видеть своего ребёнка успешным, достойным, так сказать, любви и уважения – он будет «из шкуры лезть», но постарается оправдать их ожидания.
Наиболее часто такая ситуация случается с отцами, которые не особо умеют проявлять свои чувства.
Их дети всю жизнь могут пытаться доказать, что они хороши в своём деле, наталкиваясь каждый раз на обесценивание. Которое может либо мотивировать делать ещё больше, либо наоборот, сдаться, признав, что и правда ни на что не годен.