Иногда можно услышать о человеке: «Он начисто лишен воображения!». В основном так говорят о людях, которые не умеют фантазировать. Но так ли необходимо развитие фантазии и воображения для современного человека? Ученые утверждают, что воображение – такой же важный психический процесс, как мышление, память, внимание. Без него не будет великих открытий и гениальных произведений, необходимых для человечества изобретений. Сама жизнь станет скучной и унылой без фантазии.
Воображение расширяет возможности познания и преобразования окружающего мира
Разница между воображением и фантазией
Воображение – это вид мышления, когда мы создаем “в своей голове” новые идеи и образы на основе имеющихся у нас знаний. При этом они формируются на основе реальных знаний, то есть теоретически их можно воплотить в жизнь. Этим воображение отличается от фантазии.
Фантазируя, взрослые и в особенности дети придумывают тоже новые, но нереальные пока образы и ситуации. Фантазия позволяет нам создать абсолютно любой сюжет, даже сказочный. Чтобы фантазировать, не надо учитывать никакие физические законы, обладать большими познаниями.
Допустим, нам надо решить задачу. Воображение подскажет нестандартное, но реальное и вполне выполнимое решение, основанное на нашем опыте и знаниях. А вот с помощью фантазии мы можем решить ее как угодно. Ограничений нет. Поэтому у детей начинать развивать мышление лучше всего с фантазий.
Воображение у взрослых развивается благодаря расширению кругозора, накоплению информации, опыта и образов. У него бывают периоды спада и подъема. Последние еще называют вдохновением. Однако ученые пришли к выводу, что вдохновение чаще всего посещает нас в процессе работы, когда мы уже приложили немало усилий и труда.
Рисование
Помимо развития воображения и творческой жилки рисование помогает снять стресс и эмоциональное напряжение.
Рисовать можно хаотичные линии и фигуры или наоборот попытаться сделать зарисовку какой-либо истории и создать комикс. Отличной идеей будет попытаться изобразить какие-либо эмоции: страх, ревность, ярость, обиду, восторг.
При этом можно пользоваться разными инструментами для рисования: карандашами, красками, мелками. Чем больше цветовых оттенков будет задействовано, тем ярче получится рисунок.
Еще несколько идей: нарисовать музыку или заняться этим видом творчества вместе с друзьями. Коллективные упражнения ничуть не хуже индивидуальных. Пусть один человек из компании нарисует некую фигуру, а другие постараются ее дополнить, и так до тех пор, пока кто-то не решит, что картина уже обрела смысл.
Рисование
Каким бывает воображение
Существуют различные виды воображения.
- Воссоздающее. Оно основано на опыте. Его еще называют репродуктивным (воспроизводящим). В основе воображаемых образов лежат существующие явления и события.
- Творческое. Новые образы создаются по собственному замыслу практически без обращения к опыту. Оно применяется практически во сферах деятельности человека (наука, искусство, техника и т. д.).
По степени активности выделяют следующие виды воображения.
- Активное. Используя его, человек реализует придуманные образы и идеи. Оно стимулирует человека к активному созиданию и поэтому требует достаточно больших усилий. Особенно когда вновь создаваемые образы нужны для профессиональной деятельности (иллюстраторы, писатели, модельеры и т. д.).
- Пассивное. Не стимулирует человека реализовывать придуманные идеи. Человек просто удовлетворен результатом своего воображения. Либо эти идеи в принципе пока не выполнимы.
Творческое мышление относится к активному воображению. Ведь созданные идеи и образы в дальнейшем реализуются. А вот мечты – это пассивное воображение. Они никак не мотивируют человека к активным действиям.
Разновидностью воссоздающего воображения является пространственное. Оно используется человеком в разных областях деятельности. Помогает создавать новые предметы и образы благодаря использованию уже имеющейся в памяти информации об объектах и пространстве.
Посмотрите прямо сейчас курс по развитию воображения от Wikium.ru. И вообще, зарегистрируйтесь на сайте, попробуйте разные тренажеры. Я рекомендую этот проект почти в каждой статье про мышление, память, общение между людьми, потому что он действительно очень хороший.
Чем мы можем помочь
Воображение несомненно является основой для развития умственных способностей. Здесь совершенствуются способности ребенка к решению творческих задач и интеллектуальных вопросов. Воображение – один из источников мыслительных процессов, который должен постоянно подпитываться новыми знаниями и образами. Наиболее эффективны в этом случае книги и путешествия. Вам в помощь это пособие.
Наша задача с вами, уважаемые взрослые, максимально содействовать развитию способностей у детей к воображению. А его у детей следует рассматривать как особую форму активности, которая будет направляться самим дошкольником на созидание чего-то нового. Например, это может быть рисунок, аппликация, даже сочиненная малышом сказка. При правильном подходе развития воображения в младшем дошкольном возрасте вы увидите колоссальный результат в старшем. Маленький ученик легко будет ориентироваться в любом сюжете, предлагать свои варианты, продолжать сочинять.
К слову, что касаемо педагогической деятельности, необходимо отметить интересный факт. Он заключается в том, что развитие воображения несомненно влияет на эмоциональное состояние малыша. Ребенок получает заряд положительных эмоций, настроение повышается. Воображение дает возможность малышам быстро находить новые способы решения многих задач.
Хочу порекомендовать, уважаемые педагоги, для вас хорошие пособия «Комплекс мероприятий по развитию воображения». А также можно поучаствовать в интересных вебинарах, например в этом, а также в этом вебинаре.
Также хотелось бы здесь подвести небольшой итог вышесказанному. Несомненно, первые механизмы воображения закладывают именно взрослые. Как раз в общении со взрослыми малыш усваивает выработанные в социуме, культуре новые образы. Сначала это будут действия, потом слова и речь. Делаем выводы, то есть как можно чаще общаемся с детьми, рассказывая им об устройстве окружающего мира.
Приемы творческого воображения
Уже с давних времен люди, создавая новые образы, используют специальные приемы. В древности эти техники применяли неосознанно. Так сочинялись былины, мифы, сказки. И в настоящее время подобными приемами пользуются писатели, художники и прочие представители творческих профессий.
- Агглютинация. По-другому ее можно назвать склеиванием. Новый образ или персонаж создается из двух или более уже существующих. Например, кентавр – это наполовину человек, а наполовину лошадь. Это пример простой агглютинации. И встречается он не только в художественных произведениях. Создатели новых гаджетов тоже его применяют, соединяя в одном устройстве функции нескольких. Например, телефон с функцией фотоаппарата и т. п.
- Гипербола, литота. Простыми словами – преувеличение и преуменьшение. Это один из простейших приемов изменения реальных образов. С его помощью можно преобразить не только целый объект, но и отдельные его части. Пример литоты – Дюймовочка.
- Акцентуирование. Данный прием используется, чтобы особенно сильно выделить определенную черту персонажа. Например, в карикатурах и шаржах.
- Олицетворение. Заключается в том, чтобы придать неодушевленным объектам характеристики живых существ. Наиболее часто встречается в сказках, например, говорящая яблоня и печка из сказки “Гуси-лебеди”.
- Типизация. По этому принципу создается образ, собранный из типичных черт, свойственных определенной группе объектов. Часто используется в литературе и изобразительном искусстве. Например, Н. В. Гоголь применил метод для описания типажей помещиков в поэме “Мертвые души”.
Во время творческого процесса разные техники взаимодополняют друг друга, смешиваются. Благодаря этому удается создавать уникальные образы и находить нетривиальные решения проблем. И взрослым, и детям стоит освоить эти приемы. А как это сделать, я расскажу дальше.
Дополнительные советы
Развивать свои фантазию и воображение можно любым из представленных способов. Но при помощи дополнительных советов получится достичь результата быстрее, причем он будет еще более крепким. Советы включают рекомендации по изменению образа жизни, а также простые методы тренировки.
Советы:
- Каждый день читать книги, полноценно вникать в них;
- Заниматься саморазвитием;
- Путешествовать, посещать новые места хотя бы раз в месяц;
- Искать новое вдохновение;
- Регулярно посещать выставки, смотреть художественные журналы;
- Проявлять любознательность, интересоваться устройством техники;
- Расширять свои интересы, пробовать что-то новое;
- Находить креативных друзей, общаться с успешными людьми;
- Мечтать, воображать будущее с необычными событиями;
- Иногда использовать одну руку вместо другой;
- Ставить себя на место персонажей книг, представлять иные варианты развития событий;
- Самостоятельно озвучивать героев в кино, включив ТВ без звука;
- Придумывать для своего ребенка уникальные сказки;
- Сочинять судьбу людей, увиденных на улице, запоминая их внешность;
- Визуализировать реальные события, представлять, что именно произойдет в будущем;
- Наблюдать за облаками, пытаться найти среди них известные образы.
Такие простые советы приносят хорошие результаты. Нужно лишь регулярно ими пользоваться, дополняя основные тренировки.
Большое значение имеет отказ от вредных привычек и перестроение на правильное питание.
Развитие воображения у детей
В целом для развития воображения у детей и взрослых используются примерно одинаковые способы. Однако стоит принять во внимание особенности дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте психика малышей наиболее чувствительна:
- дети мыслят преимущественно образами;
- открыты всему новому и необычному;
- их образы живые и красочные;
- они свободны от стереотипов и шаблонов мышления, которые свойственны взрослым.
Это относится к несомненным преимуществам детской психики. Однако есть и отрицательные особенности, которые стоит учитывать.
- У детей пока нет в памяти большого объема информации, необходимого для формирования воображения. Поэтому для начала лучше начинать развивать фантазию и восприятие. Учить ребенка быть наблюдательным и замечать необычное в простых вещах.
- Малыши быстро устают, часто отвлекаются. Им тяжело долго заниматься умственной деятельностью и концентрироваться на чем-то одном. Любые развивающие занятия должны нравиться ребенку и выполняться с большим желанием. А самый лучший способ развить воображение – это, конечно же, игры и чтение книг.
Мы, взрослые, своим примером и энтузиазмом можем увлечь ребенка – вместе играть, выполнять упражнения, фантазировать и таким образом развиваться. Особенно эффективны совместные занятия во время прогулок или длительных поездок.
Способы
Самый лучший способ развивать воображение у ребенка – это заразить его собственным примером. Ребенку должно быть интересно фантазировать. Покажите ему, как это здорово придумывать что-то новое и необычное. Малыш всегда стремится быть похожим на своих родителей и поэтому во всем им подражает.
- Читайте вместе книги, написанные в жанре фантастики. Надо не просто прочитать ребенку произведение, а еще обсудить его, проанализировать. Детям до 7 лет лучше всего читать сказки и небольшие фантастические рассказы. С подростком уже можно читать более серьезные научно-фантастические романы, например, романы Жюля Верна, братьев Стругацких и т. д.
- Задавайте ребенку необычные вопросы. Например, спросите его, какой суперспособностью он бы хотел обладать и для чего.
- Предлагайте ребенку затруднительные задачи. Например, ребенок очутился на необитаемом острове. Что ему надо делать, чтобы выжить?
Упражнения
Лучше всего развивать воображение, сочетая предложенные выше способы и различные упражнения, построенные на оттачивании приемов творческого мышления.
- Оживший рисунок. Представьте, что вы обладаете особым даром. Все, что вы нарисуете, сразу оживет. Пофантазируйте вместе с ребенком, во что бы вы хотели вдохнуть жизнь.
- Превращение. Человек превращается в птицу, зверя, насекомое, растение, в неживой природный объект, в другого человека. Что он будет чувствовать, делать. Это упражнение хорошо развивает эмпатию – способность смотреть на мир глазами другого объекта.
- Антропоморфизм. Этот способ предполагает наделение одушевленных и неодушевленных предметов человеческими свойствами. Например, говорящие животные. Придумайте вместе с ребенком 10 подобных примеров. Можете вместе сочинить сказку с придуманными образами.
- Житель с другой планеты. Предложите ребенку нарисовать обитателя далекой планеты, на которой совсем не такие условия жизни, как на Земле. Например, планета полностью покрыта льдом или атмосфера состоит из горящих газов.
- Новые вещи. Предложить ребенку усовершенствовать обычные вещи, наделив их новыми качествами или соединив между собой. Это может быть все что угодно: расческа, зубная щетка, кастрюля, светильник, подушка и т. д.
- Великан и коротышка. Представьте вместе с ребенком, что вы стали величиной с 5-этажный дом. Какие недостатки и преимущества у вас появятся? Что будете делать? Лучше всего сочинить рассказ на основе этого сюжета. А потом представьте обратную ситуацию – вы с ребенком уменьшаетесь до размера мышки. Что произойдет?
Примеры игр для детей младшего дошкольного возраста
- Игра «Вкусный арбуз»
Часто малышам нравится приносить и показывать взрослым различные предметы. Можно в этом случае воспользоваться ситуацией и попробовать обыграть игровую сценку. Допустим ребенок принес мяч. А взрослый комментирует: «Мячик у тебя очень красивый. Давай играть. Это будто сладкий арбуз. Давай его разрежем. Взрослый ладонью имитирует разрезание арбуза. Потом протягивает малышу пустую ладонь и говорит: «Съешь кусочек арбуза. Он вкусный и сладкий. И мне, пожалуйста, отрежь кусочек.». А потом, в другой игре мяч может стать медвежонком, которого нужно уложить спать.
- Игра «Посмотри в окошко»
Например, ребенка заинтересовало колечко и он, взяв его, ходит по комнате. Вы можете подойти к нему и спросить: «Что это такое у тебя? Наверное, окошко? Давай вместе поглядим в твое окошко?» Потом по очереди с малышом осмотрите через колечко комнату. Можно называть то, что видно через него. И так далее в игре колечко может превратиться в подзорную трубу или руль машины.
- Игра «Пестрые салфетки»
Например, взрослый предлагает рассмотреть малышу салфетку с цветочками. Можно предложить ребенку: «Гляди, это маленькая полянка, а на ней разные цветочки. Это желтый цветочек, а это красный. Покажи, где еще есть цветочки? Давай вместе понюхаем их?». Далее взрослый и малыш начинают нюхать цветочки, воображая, какой у них запах. В другой раз в зависимости от цвета салфетки, она может превратиться в облачко, одуванчик, водичку, листочек от дерева и т.д.
- Игра «Бабочки-красавицы»
Здесь необходимо подготовить лист цветного картона и некоторое количество кусочков цветной тонкой бумаги. Маленькие бумажки положите на лист картона и покажите малышу, говоря: «Гляди, это полянка. А на нем сидят бабочки-красавицы. Посидели-посидели, вдруг полетели-полетели». Нужно подуть на листочки, которые разлетаются в разные стороны. А потом взрослому можно предложить малышу поймать бабочек и снова посадить их на полянку.
Поиграем с сюжетом
- Игра «Поищи зайчика»
Предложите малышу занятие. Возьмите чистый носовой платочек или кусочек ткани. Держите его за два соседних угла. Загляните за платочек то с одной, то с другой стороны, говорите: «А где зайка? Куда спрятался? Где ты, зайка? А мы найдем тебя сейчас.» Потом постарайтесь быстро завязать два угла платка. Причем сделайте так, чтобы они стали похожи на длинные ушки зайца. «А где же хвостик?» приговаривайте и завязывайте другой кончик платка в маленький хвостик. Предложите малышу «Давай погладим зайку?». Когда он будет гладить зайку можно незаметно немножко подкинуть зайчика, приговаривая: «Ах, расшалился наш зайка. Выпрыгнул. Нужно держать его покрепче.».
- Игра «Волк и козлятки»
Можно использовать небольшую коробку и несколько небольших кубиков. Положите все это на стол перед малышом. Говорите при этом: «Вот это козлятки. А это их домик. Мама козлят пошла в магазин. А козлятки щиплют травку. Вдруг к козляткам подкрался волк.» Можно изобразить волка с помощью большого кубика или кисти руки, сжав ее. Продолжайте дальше: «Волк захотел съесть козлят. Но козлята оказались очень умные и спрятались от волка в своем домике. Козлятки быстрее. Поможем вам спрятаться от злого волка.». вместе с малышом прячем кубики в коробку, а волк убегает.
- Игра «На что похожи облака?»
Очень полезно для развития воображения играть в игры, в которых ребенок вместе со взрослым может придумать из бесформенных предметов или объектов, на что это может быть похоже. Во время прогулки предложите малышу присесть на скамейку и вместе посмотреть на небо. Если на небе есть облака можно их вместе рассматривать и воображать на что или кого они могут быть похожи. У детей обычно в такой игре фантазия очень разнообразная.
Развитие воображения у взрослых
Наиболее активно воображение работает у взрослых людей, чье сознание содержит большое количество образов. Новые образы и идеи рождаются на основе уже имеющейся информации. А чтобы накопить богатый опыт надо:
- читать книги разных жанров (фантастика будет особенно полезна);
- посещать выставки, музеи;
- ходить на театральные постановки, в кино;
- путешествовать;
- общаться с разными людьми;
- осваивать новые навыки.
Способы
Чтобы воображение заработало еще активнее, воспользуйтесь следующими способами.
- Развивайте наблюдательность. Обращайте внимание на все, что вас окружает: вывески магазинов, цветочные клумбы, фасады зданий, а особенно люди. Присмотритесь к прохожим или попутчикам в общественном транспорте. Какая у них может быть судьба? Придумайте о них рассказ или историю.
- Займитесь творчеством. Не обязательно обладать талантом, чтобы начать творить. Рисование, сочинение стихов или прозаических произведений, лепка – и это еще далеко не все, что помогает улучшить воображение. Выбросьте из головы шаблоны и стереотипы! Выдумывайте и создавайте свои необычные творения.
- Используйте свободное время, чтобы помечтать. Когда вы остаетесь наедине с собой, начинайте фантазировать. Воображение быстро разгонит скуку. Мысленно рисуйте свои мечты. Это лучше, чем смотреть телевизор или листать соцсети. Ведь вы будете творцом, а не потребителем.
- Ищите новые впечатления. Их можно получить, осваивая новое занятие, посещая места, в которых вы еще ни разу не были. Для обучения рисованию, шитью, выпечке и прочим навыкам не надо далеко ехать. Все это доступно в любом городе.
Чем чаще вы будете использовать свое воображение, тем больше решений для любого вопроса придумаете. Мышление человека без воображения ограничено узкими рамками. Ему сложно придумать нестандартное решение проблемы, потому что он привык мыслить стереотипами.
Упражнения
Я хочу предложить вам несколько несложных упражнений на развитие воображения.
- Игра “Крокодил”. Думаю, вы знакомы с этой игрой. Она очень веселая и хорошо подходит для больших компаний. А еще она здорово развивает творческое воображение. Напомню правила. Один участник шепотом говорит слово второму участнику. Задача второго – объяснить это слово с помощью жестов остальным игрокам.
- Разгадывание друдлов. Друдлы – это визуальные загадки, которые не имеют однозначного значения и правильного ответа по содержанию. Верными будут все образы, которые рождаются в вашей голове. И чем их будет больше, тем лучше.
- Буриме. Еще одна коллективная и веселая игра. Первый игрок пишет на листе бумаги несколько рифмованных строчек. Затем заворачивает лист так, чтобы было видно только последнюю строчку, и передает листок следующему участнику. Участник должен продолжить стихотворение таким же образом. В конце игры лист разворачивается и полученная “поэма” зачитывается вслух.
А еще я советую посмотреть небольшое, но очень содержательное видео по теме статьи.
Примеры игр для детей старшего дошкольного возраста
- Игра «Волшебные фигуры».
Подготовьте материалы для рисования: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки. Сначала листе бумаги можно нарисовать шесть кругов. А потом предложите ребенку дорисовать каждый из кружков таким образом, чтобы можно было получить разные рисунки. Так же можно предложить дорисовать шесть квадратов, треугольников или других фигур. Кстати, хорошее пособие «Геометрические головоломки».
- Игра «Веселые треугольники»
В продолжение предыдущей игре можно ребенку предложить следующий вариант. Предварительно вырезать из цветного картона множество разноцветных треугольников. Предложить дошкольнику придумать в кого или что их можно превратить. Так же можно далее продолжить с другими геометрическими фигурами.
- Игра «Кто такой Фокс»
Задача детям будет довольно интересной и творческой. Положите перед ребенком лист бумаги и цветные карандаши, фломастеры. Просто задайте им вопрос: «Кто такой Фокс?» Детям необходимо его нарисовать. Придумать, кто может носить такое имя и предложить придумать про него историю.
- Игра «Сказочные кляксы»
Потребуются альбомный лист бумаги и краски. Одну часть листа можно густо разрисовать краской. После этого лист нужно сложить пополам и прижать к столу, чтобы вышел отпечаток. Предложите ребенку внимательно посмотреть это двойное изображение и подумать, на что это может быть похоже. Также можно предложить дорисовать детали и придумать историю о том, что получилось на рисунке.
- Игра «Чудо — капля»
Предварительно подготовить вырезанную маленькую картинку, напоминающую по форме капельку или горошину. Ребенку необходимо наклеить его на лист бумаги в любое место. А затем дорисовать сюжет, в котором будет участвовать эта фигурка и придумать с ней рассказ.
Лучшее что развивает фантазию — творчество.
Творчество — лучше игр и упражнений развивает воображение. Посмотрите на известных писателей, актеров, музыкантов и певцов — все они люди с гигантском воображением и потрясающей фантазией. Дома существует сотни творческих занятий которыми можно не только развивать фантазию, но и скрасить время и, даже, получить профессию, давайте перечислим основные занятия:
- рисование;
- лепка;
- вышивка;
- бисероплетение;
- пение;
Ролик как развивать фантазию рисованием.