Как использовать теорию Маслоу в повседневной жизни

Рубрика: Полезное

339

Рейтинг статьи: 5

Как я уже говорила, это самая низшая потребность, но она очень важна, ведь без нее человек не сможет выжить. То есть, например, если человеку нечего есть, то он в первую очередь будет думать, где достать хлеб, мясо, хоть что-то, чтобы удовлетворить свой голод. Когда же еды достаточно, у человека сразу обнаруживаются другие, более высокие потребности.

Вообще, эта потребность отражает закономерность. Ведь, например, голод — это не какая-то человеческая прихоть. Это физиологическая потребность, которая присуща каждому человеку. Сами представьте, задумывались бы вы о какой-то покупке, например, модных ботинках, если бы вы не ели и ваш желудок просто “сосал” изнутри.

Идем далее.

Безопасность

Потребность в защите, стабильности — это вторая ступень пирамиды. Эта нужда начинает заботить человека после того, как он удовлетворяет свои физиологические потребности. Человек нуждается в защите от опасностей, которые ждут его в окружающем мире, а также ему необходимо знать, что его физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

Эту уверенность легко воплотить с помощью покупки страховых полисов или, например, в гарантиях, которые нам дает государство и работодатель: пенсионное и социальное обеспечение. Людям необходима уверенность, что их работа надёжная и ничего не случится, что он сможет дальше жить и не тужить, так сказать. Здесь такая же логика, как и у физических потребностей: когда случаются какие-то экстремальные ситуации, потребность в безопасности является самой важной, самой необходимой, человек больше ни о чем другом думать не может.

Чувственное познание

Чувственное познание этопервый вид познавательной деятельности доступный человеку. Оно осуществляетсячерез восприятиемира на основе деятельности органов чувств.

  • С помощью зрения индивид воспринимает зрительные образы, формы, различает цвета.
  • Через осязание он постигает окружающее пространство на ощупь.
  • Благодаря обонянию человек может различать более 10000 различных запахов.
  • Слух — одно из главных чувств, в процессе познания, с его помощью воспринимаются не только звуки из окружающего мира, но и распространяются знания.
  • Особые рецепторы, располагающиеся на языке, позволяют человеку чувствовать 4 основных вкуса: горький, кислый, сладкий, соленый.

Таким образом, благодаря деятельности всех органов чувств формируется целостное представление о предмете, объекте, живом существе, явлении. Чувственное познание доступно всем живым существам,но имеет ряд недостатков:

  1. Деятельность органов чувств ограничена, особенно у человека. Например, собака обладает более сильным обонянием, орел-зрением, слон – слухом, ехидна — осязанием.
  2. Часто чувственное познание исключает логику.
  3. Опираясь на деятельность органов чувств, индивид вовлекается в эмоции: прекрасные образы вызывают восхищение, неприятный запах –отвращение, резкий звук – испуг.

()

По степени познания окружающего пространства принято выделять следующие виды чувственного познания:

  • 1 вид- ощущение. Оно представляет отдельную характеристику предмета, получаемую благодаря деятельности одного из органов чувств.

Пример. Настя ощутила запах горячего хлеба, проходя по улице, его принесло ветром из пекарни, в которой как-раз пекли хлеб. Петя увидел на витрине магазина полку с апельсинами, но у него не было с собой денег, чтобы зайти и купить их.

  • 2 вид- восприятие. Это совокупность ощущений, создающая целостную картину, общий образ предмета, явления.

Пример. Настя привлеклась вкусным запахом, зашла в пекарню и купила там хлеб. Он был еще горячим, с хрустящей корочкой и Настя съела сразу половину за обедом. Петя попросил дома маму купить апельсины, в магазине напротив дома. Они были крупные, яркого цвета, но на вкус оказались кислыми и противными. Петя не смог доесть даже один фрукт полностью.

  • 3 вид – представление. Это память об объекте, предмете, исследованном ранее, благодаря деятельности органов чувств.

Пример. Почувствовав знакомый запах хлеба, Настя сразу захотела обедать, она хорошо помнила хрустящую корочку, свежего горячего батона. Петя, посетив именины друга, скривился при виде апельсинов на столе, он сразу вспомнил кислый вкус недавно съеденного фрукта.

Социальная принадлежность

Человеку нужен человек. После того, как первые две ступени иерархии пройдены: человек сыт, с материальной стороны у него все хорошо, а также он находится в безопасности, он понимает, что одинок и это его тяготит. Он начинает искать родственную душу.

Ему необходима поддержка со стороны других, необходимо знать, что его принимают таким, какой он есть. Ему нужны дружеские отношения, друзья, семья, любовь, которые примут его как своего, чтобы ему было комфортно с ними. Ему необходимо знать, что он принадлежит к определённой группе людей, клану, коллективу, классу.

Если эту потребность не удовлетворить, то человек просто не сможет жить в обществе, у него случится социальная дезадаптация, а возможны и другие более серьезные проблемы.

↑ Интуиция

Познание не может сводиться только лишь к ощущениям и мышлению. Важное место в процессе познания, так же как и в творчестве занимает интуиция.
Интуиция

— непосредственное постижение истины в результате «озарения», внезапного понимания без прямой опоры на логическое доказательство, рациональное мышление.

Интуиции в познании большое значение придавали как и ученые-мыслители древнего мира (Платон, Аристотель), так и настоящего времени. Интуиция использует данные чувственного познания, но им не является. Интуиция — это и не рациональное познание, поскольку непосредственно логику, разум не задействует.

Следующая ступень: потребность в уважении

Любому человеку нужно понимание, что он не зря живет, что его поступки ценятся. То есть каждый человек нуждается в признании. Ему важно знать, что его работа, его достижения заслуживают только самой высокой оценки.

Индивиду необходимо ощущение, что он лучший, что он компетентен в вопросах, которые решает, что он независимый и свободный. Но также ему важна его репутация и престиж.

Если эту потребность будет удовлетворена, то человек становится уверенным в себе, он понимает, что он нужен кому-то, что полезен. Человек становится сильным духом.

Если же не удовлетворить данную потребность, то человек сразу становится беспомощным, слабым, возможно даже униженным. Депрессия и уныние сопровождают таких людей.

Также Маслоу отмечает, что нормальной и адекватной можно считать только ту самооценку, которая основывается на заслуженном признании, а не на лести окружающих людей или каком-то единичном успехе.

LiveInternetLiveInternet

Основные потребности человека

Потребность — это психологическое состояние недостаточности чего-либо или нужда человека в чём-либо, проявляющаяся в виде желаний, стремлений и влечений.

Потребности человека бывают:

— биологические

— социальные

— духовные

Каждая из этих потребностей может быть доминирующей и второстепенной, а также устойчивой и ситуативной.

К биологическим потребностям относятся физиологические потребности и потребности в безопасности.

К социальным потребностям относятся потребности в любви, признании, уважении, общении и власти.

К духовным потребностям относятся потребности в самоактуализации и личностном росте.

Иерархия потребностей

Потребности человека образуют иерархическую структуру, в основе которой лежат базовые физиологические потребности и потребности в бьезопасности, в середине — потребности у любви и уважении, а в фаворе — потребности в самоактуализации.

Физиологические потребности. Удовлетворение базовых физиологических потребностей необходимо для биологического выживания человека: это потребности в дыхании, питании, отдыхе и сексе, без удовлетворения которых человек не может стремиться к более высоким целям: «пустой желудок к учению глух» — говорят в народе. Несомненно, самый надёжный способ удовлетворить эти потребности — иметь стабильный, высокий заработок, быть материально независимым человеком. К сожалению, именно деньги обеспечивают все самые основные потребности современного цивилизованного человека.

Потребности в безопасности. Потребность в безопасности и уверенности в будущем возникает как реакция на окружающий, иногда враждебный человеку, мир. Это не только опасения за свою жизнь и жизнь близких людей, но и угроза потерять работу или жилище, боязнь потерять семью, близких, угроза чести и достоинству человека, страх заболеть неизлечимой или просто какой-нибудь заразной болезнью. Сюда же можно отнести потребности человека в стабильности, законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от страха и хаоса. То есть эти потребности отражают заинтересованность человека в своей безопасности. Именно эти потребности заставляют человека ставить решётки на окна, копить деньги на сберегательных счетах банков, приобретать страховки и т.д.

Потребности в любви и принадлежности. Социальные потребности человека выражаются в желании быть причастным к какому-либо сообществу, группе людей. Иногда человек согласен получать низкую зарплату, смириться с неинтересной работой, закрыть глаза на какие-то недостатки находящихся рядом людей, но при встрече со своими знакомыми с гордостью говорить: «А я работаю в театре на Таганке. Помню, Юрий Любимов сказал мне как-то…». Именно социальная среда (семья, компания товарищей и друзей, различные общественные организации) позволяет удовлетворить эту важную потребность и излечить человека от комплекса неполноценности, от одиночества, от ощущения себя изгоем общества.

На этом уровне люди стремятся установить отношения привязанности с другими людьми в своей семье или в социальной группе. Так, ребёнок хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются и он получает много ласки. Подростки, стремящиеся найти уважение в форме признания своей независимости и самостоятельности, тянуться к участию в религиозных, музыкальных, спортивных и других сплочённых группах. Молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости, то есть необычных переживаний с лицом противоположного пола.

Вообще, сбиваться в толпы, группы и команды — одна из главных особенностей человеческой психики. Это создает чувство защищённости («вместе мы — сила») и собственной ценности («я — один из них»). Это создает чувство, что ты кому-то нужен, что тебе есть на кого положиться в случае каких-либо жизненных трудностей. И если человека увлекает какая-то идея, неважно какая, — борьба с наркотиками или защита вымирающей фауны, — то, объединившись с единомышленниками, он может достичь гораздо больших результатов, нежели в одиночку. Без единомышленников человеку сложно самоутвердиться и почувствовать свою значимость, поэтому удовлетворение именно этой потребности зачастую делает человека счастливым и даёт ему смысл существования.

Потребности в уважении и престиже. Когда потребность человека любить и быть любимым достаточно удовлетворена, степень её влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям в уважении. Здесь речь идёт об уважении со стороны коллег и близких людей, о престиже, социальном успехе, осознании собственного достоинства, признании со стороны окружающих… Можно разделить эти потребности на два типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает в себя такие понятия, как компетентность, уверенность в своих возможностях, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, что он может справляться с любыми задачами, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация и статус. Здесь человеку необходимо знать, что то, что он делает, признаётся и оценивается. На этой стадии деньги уже не играют решающей роли: к примеру, для людей творческого труда и руководителей более важным показателем обычно является социальный престиж их работы, а не заработная плата.

Потребности в самоактуализации и личностном росте. Высшей целью, высшей потребностью личности является стремление к самовыражению, самореализации, самоутверждению. На этом уровне человек стремится к раскрытию и наиболее полному использованию своих талантов и способностей. Это уровень творческого человека, стремящегося сделать что-то принципиально новое и оставить после себя что-то ценное.

Однако самоактуализация очень редка, так как многие люди просто не видят своего потенциала либо не знают о его существовании. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым зарывая свои таланты в землю.

***

Записаться на индивидуальное обучение, получить больше упражнений и подробную расшифровку каждого пункта теоретической части, а также попасть на личную консультацию можно связавшись с автором. Для тех, кто занимается йогой по программе авторской закрытой школы йоги «Инсайт», все услуги — бесплатно, для остальных — по договорённости.

Мой скайп: seahappiness

Страница Вконтакте: https://vk.com/id39643953

P.S. Посетите также мой блог, посвящённый вопросам саморазвития методами йоги: https://v-lavrov.livejournal.com/

Потребность в познании и понимании

Человек от природы любопытен. Без развития он начинает загибаться, жизнь перестает приносить радость. Ему всегда необходимо узнавать что-то новое, постоянно развиваться, быть в курсе новостей. Иначе просто все теряет смысл, жизнь становится похожей на день сурка. Да, что тут говорить, человек может даже впасть в депрессию от нехватки знаний, когда жизнь течет без изменений. Но из этого состояния можно вывести — нужно удовлетворить эту потребность в познании.

Вообще эта потребность проявляется уже в младенчестве. У детей она даже больше проявляется, чем у взрослых. Причем развивается эта необходимость сама по себе, независимо от каких-то внешних факторов.

Рациональное познание

Рациональное познание- это познание, основанное на логическом мышлении. Оно отличается от чувственного важными характеристиками:

  • Наличием доказательств. Если результатом чувственного познания становятся ощущения, полученные на собственном опыте, то в результате рационального – факты, которые можно доказать используя научные методики.
  • Системностью полученных знаний. Знания не являются обособленными друг от друга, они связаны между собой в систему понятий, теорий, образует отдельные науки.

Пример. История – наука, основанная на рациональном познании. Все знания, полученные с его помощью, систематизируются, дополняют друг друга.

  • Наличием понятийного аппарата. Благодаря рациональному познанию создаются понятия, определения, которыми можно воспользоваться в дальнейшем.

()

Методами рационального познания являются:

  • логический метод (использование логического мышления в познании чего-либо);
  • синтез (соединение отдельных частей, данных в единое целое);
  • наблюдение;
  • измерение;
  • сравнение (определение отличий, сходств);

На основе рационального познания были созданы все существующие науки, учения.

Эстетическая потребность

На предпоследнем уровне пирамиды Маслоу находится эстетическая потребность.

Она выражается в эстетике оформления пространства вокруг человека, то есть необходимость удовлетворения чувства прекрасного. Она включает в себя: изобразительное искусство, музыку, путешествие, театры, музеи и тд.

Иногда даже эта ступень может затмить все остальные.

Люди, которые лишены этих эстетических удовольствий и которые погружены в мир уродливых вещей, а также невоспитанных грубых людей — просто напросто начинают болеть. И единственным лекарством может стать только погружение в мир красоты и эстетики.

Самореализация и авторство

Даже, если человек удовлетворил все уровни пирамиды, про которые мы говорили ранее, есть вероятность, что он вновь почувствует себя неудовлетворенным. Будет чувство, что вроде бы все есть, но не хватает чего-то главного, САМОГО главного. У него возникает потребность найти свое дело, начать этим заниматься. Например, музыкант не может жить без музыки, художник без написания картин, инженер без проектирования, копирайтер без написания текстов и тд. Человеку становиться необходимо проявлять себя, свой талант. То есть самоактуализация — это воплощение идей, возможностей.

По мнению Маслоу самоактуализация должна воплощаться в создании чего-то полезного для общества, для улучшения жизни людей.

Эта потребность является врожденной, но проявляется только после того, как все другие ступени позади, пройдены. Но, есть люди, которые ощущают эту потребность еще на низших уровнях. Это гении, таланты. По этому поводу Маслоу говорил, что такие люди творят потому, что не могут удовлетворить свои базовые потребности.

Способы поиска информации

В современное время одним из способов познания окружающего мирастал информационный поиск. Большое разнообразие средств информации многократно увеличивает познавательные возможности человека. Так, познание осуществляется посредством:

  • печатных изданий (газет, книг, журналов);
  • интернета;
  • телевидения;
  • радиовещания;

С помощью интернета можно очень быстро и легко найти практически любую информацию, но она не всегда бывает достоверной. Поэтому, при выборе способов поиска информации нужно быть осторожным, проверять данные в разных источниках.

()

Пример. В 2012 году в интернете было опубликовано много статей, которые предвещали конец света. Одни говорили о падении на Землю астероида, другие о глобальном потеплении и затоплении поверхности суши. Но, проверить это можно было легко, разыскав исследования разных ученых о предстоящих природных катаклизмах и сравнив их результаты между собой.

Плюсы и минусы теории Маслоу

Начнем с плюсов.

Первое, что хочу отметить, для своего времени данная теория была одной из самых ошеломительных, она перевернула мировоззрение многих.

Итак, преимущества:

  • Она довольно широко используется в маркетинге и в менеджменте.

Ведь теория хорошо показывает, какие потребности людей и в какое время необходимо удовлетворить организациям. Например, во времена кризиса акцент смещается на потребности низших ступеней.

  • На ее основе разработано довольно много теорий по мотивации, которые до сих пор применяют.
  • Упорядочила потребности. Людям стало понятно, как индивид переходит от удовлетворения одной потребности к другой.
  • Данная теория может помочь разобраться в своих мыслях, ценностях, выбрать свое направление деятельности, а также понять, на каком жизненном этапе находишься.
  • Благодаря ей можно составить долгосрочные планы и прогнозы. Организации могут спрогнозировать, какие потребности будут необходимы для людей через 2-3 года. Тем самым они могут занять эту нишу и получить хорошую прибыль.

Да и вообще, пирамида Маслоу затронула все отрасли жизнедеятельности, бизнеса и тд. Все люди в той или иной степени сталкивались с данной теорией на практике. Для руководителей компаний есть большое поле для размышлений, ведь можно точно узнать, что нужно сотруднику на определенном этапе, и чтобы работа была выполнена хорошо — можно человека замотивировать.

Теперь о минусах.

Недостатки присутствуют в каждой теории, тут нечему удивляться. Критиков много было и есть у этой теории. Итак, к основным недостаткам данной теории можно отнести следующие:

  • При исследовании данной теории Абрахам Маслоу брал лишь успешных, активных, здоровых людей за образец. Но люди не одинаковые, поведение отличается, поэтому какой-то одинаковой структуры поведения не может быть.
  • Непонятно, когда, какая потребность удовлетворяется. Какой необходимо брать показатель удовлетворенности. Ведь один человек может быть удовлетворен, что у него есть хлеб и вода, а другому этого мало.
  • Невозможно также объяснить мотивы неординарных поступков человека. Ведь часто бывают случаи, когда человек что-то делает, но это противоречит его интересам и даже ставит под угрозу его безопасность. Например, когда пожарные спасают людей в горящем доме, они совсем забывают про свою безопасность.

Или, например, поведение творческих личностей также невозможно объяснить, ведь они могут не удовлетворять свои базовые потребности, например, как сон или еда, а удовлетворять эстетические потребности или вообще самую последнюю ступень — потребность в самоактуализации. Художники творят без остановки и не отвлекаются даже на еду, когда поймали вдохновение.

Также этот иерархический принцип является несовершенным, так как очень большое количество людей стремятся удовлетворить сразу несколько своих нужд, они не ждут пока удовлетворятся низшие ступени, им нужно все и сразу.

Богатый внутренний мир человека

Внутренний мир человека это его желания, цели, убеждения, мировоззрение, представления о себе и других людях, ценности. Внешность можно заметить сразу и оценить ее привлекательность, но с внутренним миром дела обстоят сложнее. На первый взгляд он незаметен, но со временем проявляется в общении и поступках человека.

Нередко бывает, что непривлекательный внешне человек все равно вызывает симпатию, благодаря своим внутренним качествам. И наоборот, красивый человек быстро вызывает разочарование, если ведет себя глупо, дерзко, эгоистично. Так внутренний мир и внешность, поступки — складываются в единое целое, составляя общее представление о человеке.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]