ЕГЭ по обществознанию: мышление и деятельность; потребности и интересы


ЕГЭ по обществознанию: мышление и деятельность; потребности и интересы

Тема 1.5. Мышление и деятельность

Мы продолжаем подготовку к ЕГЭ по обществознанию. Сегодня мы коснемся довольно легкой и понятной темы — Мышление и деятельность. С этой темой, как и со всем блоком Человек и общество, проблем быть не должно. Приступаем к теории!

Мышление — это процесс деятельности мозга, который характеризуется способностью человека рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Мышлению характерные следующие свойства:

  1. Опосредованность. Данное свойство позволяет нам понять и раскрыть сущность какого-либо предмета или явления путем перехода мысли от известного к неизвестному;
  2. Обобщенность. Анализируя многочисленное число предметов или информации, человек обобщает ее. Например: стул, стол, диван, кресло. Путем обобщения данных слов мы понимаем, что все они относятся к мебели. Иначе говоря, обобщение — это способ познания через определение общих признаков.

Применение пирамиды Маслоу в сферах жизни

Некоторые люди говорят: “Это, конечно, все круто, но зачем мне нужна эта пирамида?” Возможно, сейчас она вам и не нужна, но не спешите от нее отмахиваться. Мы с описанной схемой знакомимся с рождения малыша.

Если у вас уже был такой счастливый опыт, вспомните, с удовольствием ли ребенок 3 – 6 месяцев улыбается вам или общается, если реально голоден? Нет, конечно! Пока вы не покормите маленького “прожорку”, ни о каком милом малыше и речи не идет, вы видите перед собой возмущенного и кричащего человечка, которого еще попробуй не накорми!

То же самое относится к семейным отношениям. Если у вас с супругом(-ой) будут разные потребности, рано или поздно в таком браке начнутся проблемы. Например, вы любите активный отдых, она нет. Вы стремитесь посещать театры, культурные мероприятия, а он все свободное время играет в компьютерные игры и двух слов в предложении связать не может…

В семье взаимодействуют не только супруги. Вам же нужно еще и со своими подростками отношения выстраивать. Например, возьмем потребность в принадлежности у подростка. Стремясь ее удовлетворить, такие “детки” могут и об учебе забыть, о моральных ценностях, о поведении в рамках закона.

Ну что мы все о семье, да о семье (хотя это моя любимая тема!)? Рассмотрим теперь сферу работы человека. Если он бьется, бьется, а обеспечить себя при работе “сам на себя” не получается, то теряется спокойствие, сон неспокойный, тревога и все плохо. Почему? Потому что он не высыпается (минус 1-й уровень) и не чувствует себя обеспеченным на завтра (минус 2-й уровень). О каком развитии может идти речь?

Когда не получается таким образом заработать, найдите работу, пусть нелюбимую, но которая даст возможность несколько месяцев не думать: “Что же мне поесть завтра?”

Почему сейчас многие рекламы на билбордах, картинки в телевизоре пестрят полуобнаженными женщинами и медленным перетеканием, поеданием или жеванием продуктов питания? Да все просто. Маркетологи успешно пользуются пирамидой Маслоу, побуждая ваш интерес к товару через базовые физиологические потребности!

Мыслительные операции (приемы мышления)

  1. Анализ — разложение целого на части;
  2. Синтез — соединение частей в одно целое;
  3. Сравнение — соотнесение предметов и выделение в них общего и различного;
  4. Обобщение — определение общих признаков;
  5. Абстракция — выделение существенных свойств предмета при отвлечении от несущественных;
  6. Индукция — переход от частного к общему;
  7. Дедукция — переход от общего к частному;
  8. Аналогия — переход от частного к частному

Классификация

Вопрос, связанный с человеческими потребностями, изучался многими учёными и в различное время. В связи с этим существует много теорий и трактовок, которые по-разному описывают связь между потребностями, нуждой и процессом их удовлетворения.

Основные виды потребностей:

  1. Выживание , самый сильный инстинкт. В природе каждое индивидуума заложено стремлению к сохранению жизни и защите от опасности своих близких, друзей.
    Если гарантия выживания отсутствует, все остальные потребности отходят на дальний план.
  2. Безопасность. После того как гарантия выживания получена, люди начинают испытывать нужду в безопасности: финансовая , люди боятся нищеты и материальных потерь, поэтому предпринимают действия, направленные на их преодоление и приумножение своего дохода, физическая , все люди нуждаются в жилье, одежде и пище, эмоциональная , при достижении индивидуумом минимально безопасного уровня обеспеченности, у него возникает потребность в комфорте.
  3. Свободное время. Люди стремятся больше отдыхать, меньше времени проводить на работе и заниматься собой.
  4. Уважение. Высокопоставленная должность зачастую стимулирует людей сильнее, чем большая зарплата. Отсутствие уважения со стороны окружающих способно вызвать глубокое чувство неудовлетворённости.
  5. Любовь. Человек испытывает насущную потребность любить и быть любимым. Поэтому люди стремятся создавать благоприятные условия, необходимые для возникновения и поддержания этого чувства.
  6. Самореализация. Человек остро нуждается в реализации своего творческого и личностного потенциала.
    Поэтому на протяжении всей жизни люди стараются проявить способности и достичь максимум возможного.

По Симонову

В научной работе психолога П. В. Симонова приводится следующая классификация человеческих потребностей:

  1. Витальные потребности. Что это значит? Сюда включается нужда в: воде, пище, ночном сне, защите от угроз, стремлении завести потомство.
  2. Эти потребности типичны для людей, являющихся представителями одного из биологических видов.

    В данный пункт также относится необходимость в экономии сил, мотивирующая тратить минимальное количество энергии для достижения определённой цели.

    В результате человек начинает проявлять изобретательность, разрабатывать и совершенствовать технологии.

    В отдельных случаях такой подход может привести к развитию лени.

  3. Социальные потребности. Сюда относится желание человека пользоваться уважением и любовью со стороны общества, принадлежать к одной из социальных групп и занимать в ней достойное место. Очень важно следовать правилам и нормам, установленным в определённом сообществе. Без соблюдения этого условия само существование различных групп было бы невозможным.
    Описывая социальные потребности, Гегель указывал на нужду человеческого существа в идеологии и религии, которые нормируют поведение биологической единицы в социуме.
  4. Идеальные потребности. Здесь речь идёт о нужде индивидуума в познании окружающего мира, самого себя, в поиске собственного предназначения и определения места в жизни. Данная потребность мотивирует людей заниматься и интересоваться искусством.

Социальные и витальные нужды автор подразделил на две дополнительные категории:

  • для других,
  • для себя.

Идеальные потребности, заключающиеся в стремлении познать истину, подобного разделения не содержат.

Поскольку истинное значение вещей и процессов подразумевает их единственную форму.

При изучении человеческих нужд в наше время используют комплексный подход и полный арсенал научных методов.

Не зная достоверных причин происхождения и формирования потребностей и степень их влияния на деятельность мозга, невозможно эффективно решать следующие задачи:

  • профилактика и лечение психических расстройств,
  • предотвращение асоциального и неадекватного поведения,
  • правильное воспитание.

Структура деятельности

  1. Субъект — тот, кто осуществляет деятельность (человек, группа людей или общество в целом);
  2. Объект — то, на что направлена деятельность (явление, предмет или процесс);
  3. Цель — осознанный образ результата, ради которого осуществляется деятельность;
  4. Средства — ресурсы, которые помогают человеку достичь желаемого результата;
  5. Мотив — то, что побуждает человека к деятельности;
  6. Результат — получившийся в результате деятельности продукт.

Определение

Ключевым словом в определении понятия потребности является «нужда».
Потребность

– это нуждаемость в определенных вещах, объектах материального мира, предметах, людях, общественных показателях, в отсутствии которых человек ощущает себя не комфортно.

С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:

  • Дефицит потребности вызывает чувство неудовлетворенности. Потребность — это желаемое, благо.
  • Сопровождение эмоциями: от отрицательных на первом этапе до радостных после того, как потребность реализована. Когда сильно чего-то хочется мы нервничаем, тревожимся, когда получим желаемое — расслабляемся.
  • Фиксация на предмете нуждаемости. Сознание выхватывает из действительности те вещи, которые могут нас удовлетворить. К примеру, если мы голодны, то будем акцентировать внимание на продуктах и запахе еды.

Система потребностей также формируется по особым правилам:

  1. Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.
  2. Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.
  3. Потребности – строго иерархичная структура, одни – первичны, другие-вторичны.

Поступки людей продиктованы наличием определенной потребности, которые являются основным мотиватором деятельности. Мотивация к получению желаемого двигает человека вперед, заставляет действовать. Все что создано людьми за всю историю человечества в политике, экономике, искусстве, науке – это результаты деятельности по удовлетворению потребностей.

Невозможность реализации потребностей может привести к зависимости от их значимости для индивида и к таким различным последствиям:

  • Физической гибели человека
    . Если не удовлетворена нужда в питании, сне, воде, воздухе, безопасности и т.д.
  • Фрустрации
    — длительному переживанию, сопряженному с нервным расстройством и способным привести с серьезным психологическим проблемам. Примером служит отсутствие признания заслуг человека со стороны общества.
  • Сублимации
    — переходу энергии неудовлетворенности в созидание, творчество. К примеру, отсутствие секса замещается тяжелыми спортивными нагрузками.

Таким образом, к потребностям следует прислушиваться и стараться их реализовать.

Виды деятельности

Выделяют всего четыре вида деятельности:

  1. Труд — деятельность, направленная на достижение практически полезного результата;
  2. Игра — особый вид деятельности, целью которого является не столько результат, сколько сам процесс;
  3. Учение — деятельность, направленная на приобретение новых знаний, навыков и умений;
  4. Общение — деятельность, при котором происходит взаимодействие между людьми и обмен информацией.

Что это такое?

Что означает понятие «,потребность»,? Выживание человека зависит от наличия соответствующих условий и средств.

Если в определённый момент они отсутствуют , это вызывает состояние нужды.

В конечном счёте человеческий организм начинает реагировать на раздражающие факторы и проявлять активность, так как от природы он запрограммирован на сохранение жизни и дальнейшее выживание.

Состояние нужды, приводящее к деятельности субъекта и называется потребностью.

Ни одного живого существа на планете нет столько потребностей, как у людей. Чтобы реализовать их, человек вынужден активно действовать, в результате чего разнонаправленно развивается и познаёт окружающий мир.

Удовлетворение потребности сопровождается положительными эмоциями, в противном случае , отрицательными.

Независимо от гендерной принадлежности, национальности или положения в обществе, каждый человек имеет потребности. Некоторые их виды появляются при рождении, другие по ходу дальнейшей жизни.

С возрастом список потребностей меняется. К числу первичных относят нужду в воздухе, воде, еде, сексе. Вторичные потребности напрямую связаны с психологией. К ним относят нужду в уважении, успехе, признании.

Рассмотрим примеры тестовых заданий

С теорией мы закончили, теперь пора начинать практику. Приступайте к выполнению первого типового задания самостоятельно, а затем проверяйте свои ответы.

Правильный ответ: суждение

Правильный ответ: №4

Правильный ответ: №3

Правильный ответ: 32143

Потребность — нужда человека в том, что составляет основу его существования. Удовлетворение потребностей необходимо для поддержания жизнедеятельности.

Критика

Критика пирамиды Маслоу сводится к тому, что применить данную модель на практике крайне сложно. Например, если человек не способен закрыть базовые потребности в пище и удобном месте проживания, это не значит, что он не стремится к реализации своих талантов. Также далеко не каждый человек ищет признания в обществе — кому-то достаточно стабильной работы и создания семьи.

В истории есть немало примеров, когда люди достигали успехов в жизни именно потому, что их базовые потребности оставались неудовлетворёнными. Так жизнь в нищете способна заставить человека добиваться признания в обществе в обход потребностей безопасности и принадлежности. А безответная любовь может стать стимулом для создания великолепных произведений искусства. К примеру, увлечение Ван Гога живописью приписывают неудачам в любви.

Теорию критикуют из-за её иерархичности и невозможности полного удовлетворения потребностей. Например, физиологические процессы будут всегда актуальны — человеку постоянно нужно пить, есть, спать. Для некоторых людей важной может быть лишь часть потребностей.

В пользу критики часто приводят тот факт, что со временем Маслоу полностью пересмотрел собственную теорию. В более поздних работах он изменил мотивационную концепцию и отказался от многоуровневой системы.

В новой версии Маслоу разделил человеческие потребности на два типа:

  1. «Дефицитарные» (низшие). Это потребности обусловленные дефицитом чего-либо и, соответственно, насыщаемые.
  2. «Бытийные» (высшие). Этот тип потребностей продиктован ростом и развитием и, следовательно, является ненасыщаемым.

Как и предыдущая теория об иерархии потребностей, новое видение было изложено психологом в формате предположения. Автор надеялся найти подтверждение в будущем, но не успел.

Пирамиду потребностей не следует принимать за незыблемую истину. Это не строгая классификация человеческих потребностей, а попытка определить более и менее значимые из них. Базовые потребности будут доминировать у большинства людей. Но у разных людей может различаться система мотивации и для кого-то более важными окажутся потребности высшего уровня. Кстати, по мнению Маслоу, только 2% людей достигают уровня самоактуализации.

Получается, что пирамида Маслоу все же имеет смысл, но не нужно её трактовать буквально. К примеру, в маркетинге пирамиду потребностей активно используют при разработке стратегии продаж. Общий принцип теории трактуют так: важно следить за тенденциями потребностей и направлять усилия на удовлетворение более актуальных.

Виды потребностей

Различают три вида потребностей:

  1. Биологические (естественные) — это потребности, обеспечивающие существование человека как биологического организма. К таким потребностям относятся: пища, вода, воздух, жилище, сон).
  2. Социальные — это потребности, удовлетворение которых необходимо для поддержания человеком его социальной сущности. Например: трудовая деятельность, культурный досуг, общение с другими людьми).
  3. Духовные (идеальные) — потребности, свойственные человеку для развития индивидуальности. Сюда входят: приобретение новых знаний, творчество, искусство.

Американский психолог А.Маслоу в своей пирамиде потребностей среди вышеперечисленных видов потребностей расположил еще экзистенциальные и престижные потребности.

Экзистенциальные потребности. Сюда относят: потребность в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, страховании от несчастных случаев.

К престижным потребностям относятся: потребность в самоуважении, уважении со стороны других, признание, достижение успеха, служебный рост.

Таблица потребностей А.Маслоу

Потребности можно также разделить на индивидуальные и общественные. Индивидуальные потребности проявляются у отдельного человека. Общественные потребности складываются из интересов большинства индивидов.

Кроме того, потребности бывают разумными и мнимыми (ложными).

Разумные потребности (стремление к истине, красоте, знаниям) способствуют развитию личности и сохранению здоровья человека, в то время как мнимые потребности ведут к разрушению здоровья и деградации личности. К мнимым потребностям относятся: курение, алкоголь, наркотики.

Как «приложить» пирамиду человеческих потребностей в обычной жизни.

Далее собраны истории практикующих психотерапевтов и консультантов по стратегиям карьеры о том, как пирамиде потребностей Маслоу можно найти применение в обычной жизни.

Пример 1. Рекламный агент.

Использовать пирамиду потребностей могут не только рекламные агенты. Мы сами можем разобраться в себе и понять, почему совершаем определенные покупки. Ведь мы часто покупаем не айфон, а возможность присоединиться к «клубу избранных» (принадлежность к группе), мечтаем не о шубе, а о возможности быть круче, чем соперница (потребность в признании). Такой самоанализ поможет не только понять себя, но и научиться сопротивляться настойчивой рекламе и неразумным тратам.

Пример 2. Голодный муж.

Вообще-то эта схема была описана еще в волшебных сказках: «добра молодца накорми, напои, в бане попарь, а потом уже и выспрашивай». Если перефразировать: удовлетвори базовые потребности согласно пирамиды Маслоу и тогда уже нагружай мужа умными разговорами.

Но правило это действует не только во время ужина. Часто мы работаем, забываем об обеде и отдыхе, с головной болью начинаем решать глобальные проблемы, а потом удивляемся «что-то голова не варит». Иногда достаточно просто перекусить или поспать полчаса и мозг самостоятельно перезагрузится.

Пример 3. Карьерные изменения.

В сети сегодня публикуют множество историй о том, как важно самореализоваться в профессии «по зову сердца». Создается впечатление, что стоит забросить ненавистную работу и душа развернется, идеи начнут бить фонтаном. А вот и нет. В сети публикуют только истории успеха, а истории неудач в большинстве своем остаются за кадром.

Люди увольняются с желанием изменить жизнь. А через месяц сталкиваются с проблемой: любимое дело не приносит ожидаемого дохода и в один день просто не на что купить еды. И тут начинается паника. А в панике творить как-то не получается.

Поэтому консультанты по стратегиям карьеры советуют найти работу, которая будет приносить стабильный доход и оставит время для любимого дела. Если перефразировать: когда есть нечего (физиология) и нечем платить за квартиру (безопасность), то и любимое дело не радует.

Пример 4. Трудный подросток.

Для подростка особенно важно ощутить принадлежность к группе. Поэтому и возникают все эти подростковые движения, группы в сети, переписка, тайные общества. Некоторые родители поступают радикально – запрещают. Но запретить ребенку общаться, значит лишить его базовой потребности.

Поэтому психологи советуют не запрещать, а подменять группы. Например, вместо игры онлайн заинтересовать подростка спортом. Тогда на смену одной группе придет другая, и запрещать ничего не нужно будет.

Понятие “интерес”

Потребности лежат в основе возникновения интересов.

Интерес — это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется повышенным вниманием и целенаправленным отношением к объекту потребности.

Интересы бывают:

  1. По носителю: индивидуальные, общественные и групповые;
  2. По направленности: экономические, политические, социальные и духовные.

Абрахам Маслоу – создатель теории иерархии потребностей

Чтобы понять суть теории иерархии потребностей, необходимо сначала не только ознакомиться с биографией её создателя, но и попытаться осознать ход его мыслей. Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 года в еврейском квартале Бруклина. Родители мальчика, Роза Шиловская и Самуил Маслов, в начале двадцатого столетия иммигрировали в США из Киевской губернии.

Абрахам Маслоу — Американский психолог

Абрахам – старший из семи детей четы Масловых. Будучи одним из лучших учеников в школе, Маслоу, по совету папы, решает поступить в юридический Городской колледж Нью-Йорка. Учеба в колледже не задалась, поэтому, не окончив и первого курса, в 1928 году Абрахам переводится в Висконсинский университет (Мадисон, Висконсин) и женится на своей кузине Берте.

В 1934 году Маслоу становится доктором наук и начинает работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у известного бихевиориста, педагога и психолога Эдварда Торндайка. Через три года он занимает должность профессора в Бруклинском колледже. За 14 лет работы на этой должности Маслоу не только знакомится со многими прятавшимися в США от нацистских преследований европейскими психологами, но и решает заняться исследованием самоактуализирующихся индивидов.

Первые исследования самоактуализации, проведенные Абрахамом, вызвали довольно-таки негативную реакцию у американского психологического сообщества, большинство членов которого являлись ярыми сторонниками бихевиоризма. Коллеги начали обходить стороной профессора, а авторитетные и популярные психологические журналы не хотели публиковать его статьи. В 1951 году Маслоу меняет место работы и становится деканом психологического факультета частного исследовательского Брандейского университета, где мужчина и проработал до 1969 года.

Идеи Маслоу начали получать признание в 60‑е годы. Абрахам стал настолько популярным и востребованным, что в 1967 году Американская психологическая ассоциация избрала его своим президентом.

Умер Абрахам Маслоу 8 июня 1970 года в Калифорнии в возрасте 62 лет. Причина смерти – острый инфаркт миокарда.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]