Потребности общества, их формы. Безграничность потребностей


Социальные, духовные и материальные потребности

Настолько многообразными являются потребности, что есть множество их классификаций. В классической науке принято выделять 3 группы потребностей: социальные, духовные и материальные. На первое место ставится удовлетворение именно материальных: в одежде, жилье, воде, пище. Средства, с помощью которых осуществляется удовлетворение нужд, называются материальными благами. Это могут быть предметы первой необходимости или роскоши, а также услуги (консультации юриста, врача, ремонт автомобиля и т.д.).

Духовные потребности связаны с необходимостью развития индивида как личности. Их удовлетворяют путем получения образования, чтения книг, приобщения к искусству, владения информацией.

Через участие людей в общественной и коллективной деятельности реализуются социально-экономические потребности: в профессиональных союзах, партиях, общественных фондах, кружках творчества, благотворительных организациях.

Понятие

Социальные потребности человека указывают на то, что индивид не может жить один. Он жаждет любви, дружбы, других положительных чувств, которые появляются при общении двух и более лиц.

Нереализованные социальные потребности не приводят к смерти, но могут серьезно снизить качество жизни. Поэтому необходимо задумываться над тем, как их реализовать.

Под термином «социальные потребности» психологи понимают такой вид нужды, который удовлетворяется не только общением. Индивиду важно получать оценку своей деятельности, обратную связь от других людей.

Происходит этому, потому что человек – это не только единица биологического вида. Его психика представлена сложным и многокомпонентным механизмом, который отличается от животного.

Индивид хочет делать нечто значимое для коллектива, что даст ему признание и похвалу. Если он однажды получил это, то стремится повторить опыт. Именно нужда в положительных эмоциях служит толчком для осуществления полезной деятельности.

Психологи считают, что именно социальные потребности могут способствовать развитию личностной сферы индивида. В нее входят поступки человека, его мотивация, особенности восприятия информации и т.п.

Психологи уверены, что именно социальные потребности вынуждают индивида активно действовать. Ради получения признания он трудится, участвует в общественной жизни.

Для полноценного существования человеку нужно удовлетворить две группы потребностей. Первая – это нужда в еде, питье, отдыхе и т.п. Вторая – потребность в общении и признании.

Другие классификации потребностей

Существуют и другие деления. Например, по видам субъектов потребностей они разделяются на общественные, коллективные, семейные и индивидуальные. Представители неоклассической науки в экономике (например, А. Маршалл, английский экономист) подразделяли их на относительные и абсолютные, низшие и высшие, неотложные и те, что можно отложить, косвенные и прямые. Выделяются также потребности по сферам действия: общения, труда, рекреации (восстановления работоспособности, отдыха) и экономические потребности. Подробнее рассмотрим последний вид.

Экономические потребности являются частью нужд человека, для удовлетворения которых обязательно должны существовать производство, обмен, распределение и потребление услуг и благ. Именно этот вид потребностей участвует во взаимодействии между неудовлетворенными запросами и производством.

Виды потребностей человека

Какие бывают потребности у человека – этому вопросу посвящено множество исследований психологов, социологов, общественных деятелей. Классифицировать виды потребностей можно следующим образом:

  • потребности, связанные со сферой деятельности (общение, труд-отдых, познание);
  • объектные потребности (материальные, социальные, биологические, духовные, морально-этические);
  • потребности по степени важности (доминантные, второстепенные);
  • функциональные (естественные, диктуемые нормами и культурой общества);
  • субъективные (индивидуальные, групповые).

Теория Маслоу

Большую популярность в современной западной литературе получила теория А. Маслоу, американского социолога (фото его представлено ниже). Все потребности, в соответствии с этой классификацией, можно расположить в виде пирамиды, в восходящем порядке от материальных («низших») потребностей до духовных («высших»).

Выделяются следующие виды:

  • физиологические потребности (в питье, еде и т.д.);
  • в безопасности (в защите от страха, гнева и боли и т.д.);
  • в социальных связях (дружеских, семейных, религиозных);
  • в приобретении социального статуса (в одобрении, признании);
  • в самовыражении (реализации способностей личности).

Эту классификацию можно представить в виде пирамиды, на вершине которой будут потребности в самовыражении, а в основании − физиологические. Потребностями низшего порядка, согласно Маслоу, являются физиологические и потребности в безопасности, а высшего порядка − в социальном статусе и самовыражении. Высших потребностей не возникает до тех пор, пока не удовлетворены низшие.

Экологические потребности человека

Естественные потребности человека реализуются в непосредственном контакте с природой. Свежий воздух, чистая вода, определенный географический ландшафт, климат – все это составляющие природного окружения человека. Обществу удалось оградить себя от внешних негативных воздействий с помощью различных технических приспособлений, например, вода, проходит несколько степеней очистки, прежде чем польется из крана. Человек очень сильно влияет на экологию как сберегающими способами, так и разрушающими.

Экологические потребности относятся к биологическим потребностям и обеспечивают жизнедеятельность человека, поэтому важно взращивать с детства экологические потребности высокого уровня:

  • стремление сохранить и приумножить природные ресурсы;
  • поддержание чистоты;
  • экологичность на уровне мышления, действиях и отношениях с людьми.

Взаимосвязь и взаимообусловленность потребностей

Можно дополнить классификацию потребностей выделением следующих их видов: иррациональные и рациональные, конкретные и абстрактные, неосознанные и осознанные и др. Но следует помнить, что достаточно условной является любая классификация, поскольку экономические потребности того или иного вида взаимообусловлены и взаимосвязаны. Материальные запросы людей появляются не только под влиянием функций жизнедеятельности человеческого организма, но и в существенной степени под влиянием научно-технического и экономического развития общества, социальных и духовных ориентиров. А специфические для любого социального слоя и отдельного человека социальные, интеллектуальные и духовные потребности возникают под воздействием материальных. Они во многом зависят от степени удовлетворения последних.

Способы удовлетворения современного человека

Духовные потребности — что это такое для людей

Определение социальных потребностей менялось с развитием мира. В нынешних условиях люди все больше исключаются из социума. Интернет, социальные сети, гаджеты – все это приводит к тому, что индивиды мало контактируют вживую.

Важно! Нельзя однозначно назвать эффективные способы удовлетворения потребностей, так как для каждого человека они свои.

Существуют общие рекомендации, которые позволят реализовать социальную нужду. Индивид сам организует свою деятельность, поэтому он должен общаться, контактировать, встречаться с другими людьми и проявлять инициативу.

Умение проводить беседы не появляется с рождением человека. Социальные навыки тренируются в процессе практики. Нужно постоянно общаться и знакомиться.

Еще один способ – это изучение нового. Встречи, семинары, обучающие курсы – все это позволяет не только получать знания, но и обзаводиться новыми социальными связями.

Человек должен понимать, кем он является. Для этого ему нужно посвящать время рефлексии. Подобный самоанализ позволяет составить представление о своих плюсах и минусах. Самоуважение появляется только у уверенных в себе людях.

Исторический характер и динамичность потребностей

Исторический характер имеют экономические потребности общества. Способы их удовлетворения и размеры зависят от того, с какими жизненными запросами и привычками сформировалось общество в целом, социальные слои и отдельные люди, то есть в каких социально-исторических условиях они находятся. Динамичны экономические потребности общества. Социальный прогресс, совершенствование человека, интенсивность обмена информации − вот факторы, под воздействием которых запросы изменяются.

Непрерывное изменение в качественном и количественном соотношении, которое претерпевают экономические потребности и блага, неуклонное возрастание в процессе эволюционного развития общества − есть закон возвышения потребностей. Изменение их происходило относительно низкими темпами, плавно на протяжении многих веков и тысячелетий. Сегодня темпы, которыми растут экономические потребности и блага, существенно ускорились. Вместе с тем возникает социальная равномерность их возвышения, появление у все более широких масс населения надобностей высшего порядка.

Социальные потребности человека

Когда удовлетворяются основные потребности человека, его жизнь наполняется смыслом и желанием быть полезным обществу. Социальные потребности условно подразделяются:

  1. «Для себя
    ». Базовым здесь будет являться стремление человека реализовать себя в социуме, самоидентифицироваться и занять достойное место или положение. Стремление к власти.
  2. «Для других
    ». Служение на благо общества, страны. Потребность защищать слабых, стремление к альтруизму.
  3. «Вместе с другими
    ». Потребность в объединении для решения важных задач направленных на защиту или процветание группы или государства.

Особенности и классификация экономических благ

Их следует произвести, прежде чем они попадут в употребление. Поэтому конечной целью производственной деятельности любого общества и основой его жизни является именно создание такого рода благ. Экономические потребности и ресурсы, а также различные блага имеют довольно сложную классификацию. Блага подразделяются, в зависимости от положенного в их основу критерия, на несколько групп.

  1. Долговременные, которые предполагают неоднократное использование (книга, автомобиль, видеофильмы, электроприборы и т.д.) и недолговременные, которые исчезают после разового употребления (спички, напитки, мясо, хлеб и др.).
  2. Субституты (взаимозаменяемые) и комплементарные (взаимодополняемые). Не только производственные ресурсы и потребительские товары относят к субститутам, но и услуги транспорта (автомобиль-самолет-поезд), сферы досуга (цирк-театр-кино) и т.д. Говоря о комплементарных товарах, можно привести в качестве примера стул и стол, ручку и бумагу, автомобиль и бензин, которые, дополняя друг друга, удовлетворяют экономические потребности человека.
  3. Настоящие блага, которые находятся в распоряжении того или иного экономического субъекта, и будущие (их создание только ожидается).
  4. Нематериальные и материальные.
  5. Частные и общественные.
  6. Косвенные и прямые.
  7. Средства производства и предметы потребления.

Потребности и ресурсы общества. Их структура.

Главная Избранные Случайная статья Познавательные Новые добавления Обратная связь FAQ

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 32Следующая ⇒

Экономическая теория установила, что в основе развития человеческого общества лежит развитие общественного производства (экономики), которое, в свою очередь, определяет развитие других сфер жизнедеятельности человека (политики, духовной жизни и т.д.). Это вытекает из того факта, что целью общественного производства (экономики) является удовлетворение потребностей общества, т.е. индивида (человека) и институтов. Удовлетворение потребностей – это непосредственная цель. Эта цель преломляется сквозь призму целей субъектовхозяйствования. Так, целью фирмы

(предприятия, предпринимателя)
является максимизация прибыли или минимизация издержек производства
;
отдельного индивида (непредпринимателя) как потребителя – максимизация дохода
(зарплата, процент, рента и т.д.)
и распределение его между экономическими благами, таким образом, чтобы это приводило к максимизации удовлетворения всех его потребностей, т.е. максимизации функции полезности.
Это достигается в том случае, если отношение предельной полезности (MU) к цене (Р) одинаково для всех видов товаров и услуг: ;
общества (в лице государства)

экономический рост, повышение эффективности, полная занятость и социально-экономическая стабильность, а в материализованном выражении – максимизация национального богатства (НБ).
Все эти цели по отношению к непосредственной цели выступают как средства ее достижения. Цель производства, выражая интересы собственников, выступает как движущий мотив хозяйственной деятельности людей

,т.е. во имя чего люди развивают и совершенствуют производство. В конечном счете производство всегда подчинено интересам собственников средств производства, а
экономические интересы представляют собой осознанные потребности
. Наличие множества целей вытекает из
многообразия потребностей
.

Потребности в отличие от желаний объективны, т.к. выражают необходимость в материальных и духовных благах для обеспечения жизнедеятельности человека, его социальной активности. Термин «экономическая потребность

» определяется (трактуется) двояко:

нужда в чем-либо, требующая удовлетворения

(пессимисты);

внутренний мотив

,
побуждающий к экономической деятельности
:

именно он толкает человека на активное экономическое поведение (оптимисты).

Потребности

общества
многообразны,
их принято классифицировать по различным критериям.

С точки зрения того, находят они воплощение в вещи или нет:

— материальные

(потребности в пище, жилище, одежде);

— нематериальные

(духовные потребности, потребности в услугах)

С точки зрения деления потребления на производительное и

непроизводительное (т.е. потребление осуществляется в производстве или вне его; или способа потребления – производством или человеком):

производственные

(потребности в сырье, средствах труда и т.д.), которые делятся на материальные и нематериальные;

— непроизводственные

(
личные
, т.е. потребности человека), которые

делятся на материальные и нематериальные

Личные потребности

, в свою очередь, делятся:

По степени необходимости их удовлетворения для человека на:

— первичные

(
низшие
), удовлетворяющие жизненно важные потребности

человека (пища, жилище, одежда), без которых жизнь человека невозможна;

— вторичные (высшие)

– потребности более высокого уровня, т.е. все

остальные (кино, спорт, развлечения, предметы роскоши, духовные потребности). Это деление условно, так как для разных людей понимание первичных и вторичных потребностей различно: для одних – предметы роскоши являются предметами первой необходимости, и, кроме того, соотношение между ними с развитием общества меняется.

По природе потребностей:

— материальные,

включающие предметы первой необходимости и

предметы роскоши (ранжированы по степени необходимости);

— духовные

(получение образования, приобщение к культуре);

— социальные

(потребности в труде, участия в управлении, в среде обитания).

Значение последних двух категорий потребностей повышается с развитием общества.

По характеру (форме) проявления:

— скрытые

(латентные);

— открытые (

осознанные).

По срочности удовлетворения:

— потребности в средствах существования –

обеспечивают существование человека, возникают из чувства самосохранения (питание, одежда, жилище);

-потребность выбора

– все другие потребности относятся к альтернативной, вид и размер которой зависит от природного и социального окружения (книги, журналы, модная одежда).

По способу удовлетворения:

— индивидуальные

– потребности удовлетворяются самим человеком;

— коллективные (общественные)

– группой людей (связаны с затратами: строительство школ, страхование, поддержание общественной безопасности (милиции), политические инстанции).

Потребности являются побудительным мотивом экономической деятельности, возникают, изменяются качественно и количественно под воздействием развития техники, моды, рекламы. Существуют более сложные классификации потребностей (по полу, возрасту, климатическим условиям), которые необходимо учитывать для проведения маркетинга

(marketinq), основанного на изучении спроса потребителей, связанного с потребностями, и
менеджмента
(т.е. управления), который опирается на мотивацию. Существуют различные теории (модели) мотивации. Наиболее известной считается иерархическая теория потребностей американского психолога А. Маслоу, на основе которой была разработана иерархическая модель мотивации: из всего многообразия потребностей людей он выделил пять наиболее значимых базисных потребностей, расположив их в виде иерархической пирамиды, состоящей из пяти слоев (уровней):

Iуровень (лежит в основании пирамиды) – физиологические потребности в

воспроизводстве людей (пище, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе);

П уровень– потребности в безопасности

(существования своего и своих близких, в стабильности условий жизнедеятельности, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев и т.д.);

Ш уровень– потребности в любви и уважении

(в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о другом, внимании к себе, участии в коллективном труде и т.п.);

IV уровень


потребности в признании
(в уважении «значимых других», служебном и профессиональном росте, статусе, престиже, в положительной оценке достоинств и заслуг);

V уровень– потребности в самоактуализации

(реализации потенциальных возможностей, способностей, талантов, их развитии). Самореализующиеся индивиды –пример нормального и желательного для общества развития личности, максимально воплощающие человеческие возможности, хотя реальные условия жизни далеко не всегда способствуют этому (рис. 2.1).

Закон возвышения потребностей означает возрастание и постоянное изменение потребностей по их структуре, качеству и количеству с развитием общества. Появляются не только новые потребности, но и отмирают старые, изменяется соотношение между видами потребностей. Действие этого закона необходимо учитывать как на макро-, так и на микроуровне. Этому способствует: стимул

как непосредственное внешнее побуждение;
мотив
как внутреннее, продиктованное сознательной целью индивида, стрем­ление на основе его потребностей и интересов;
мотивирование
(метод управления) как целенаправленное создание благоприятных условий для формирования мотивов как духовных ценностей.

Рисунок 2.1 Пирамида потребностей А. Маслоу

Каждый из пяти уровней потребностей учитывается в управлении. Интересы, вытекающие из I, II и III уровней потребностей, характеризуют так называемого «экономического человека». На этих уровнях образуются стимуляторы,

на основе которых создается система стимулирования труда. И только IV и V уровни потребностей способны играть мотивированную роль. Здесь возникают стойкие духовные интересы — мотивы, на базе которых создается система мотивирования труда. Индивид, ориентированный в своей жизни и деятельности на определенную совокупность мотивов, именуется в теории термином «социальный человек». Потенции развития данного типа людей практически безграничны, нужны только благоприятные условия, а польза, им приносимая, больше.

Все уровни потребностей взаимосвязаны. Реализация первых трех уровней потребностей необходима как для «экономического», так и для «социального человека». Но наиболее высоких результатов достигают высокоразвитые, ориентированные на творческий труд личности.

Потребности неутолимы или безграничны

. Это означает, что потребности полностью удовлетворить невозможно: все потребности всех людей в одно и тоже время, так как:

— для каждого человека в каждый данный момент времени существует довольно большой перечень неудовлетворенных потребностей;

— потребности растут и изменяются (действует закон возвышающихся потребностей): появляются новые потребности (в персональных компьютерах, электронных часах, видеомагнитофонах, микроволновых печах), которыми пополняется перечень;

— удовлетворив простую потребность, каждый из нас старается удовлетворить более сложную потребность.

Таким образом, в каждый данный момент индивиды и институты, составляющие общество, испытывают множество неудовлетворенных потребностей. Некоторые из этих потребностей — пища, одежда, жилье, — имеют общее из биологических потребностей человека. Другие возникают под влиянием сложившихся в обществе обычаев и привычек: специфические виды

одежды, жилья, которые возникают из общей социальной и культурной среды нашего обитания. С течением времени потребности изменяются и умножаются.

Степень удовлетворения потребностей

свидетельствует об уровне и качестве жизни, зависит от развития производства и решения социальных проблем. Например, низкая степень удовлетворения потребностей приводит к обнищанию, отрицательно влияет на труд, активность населения. С другой стороны, уровень жизни влияет на эффективность труда.

Средства, удовлетворяющие потребности

, называются
благами
(потребительные стоимости,продукты, товары, услуги). Различают блага:

— экономические

– имеются в ограниченном количестве, их производство требует издержек, на рынке имеют цену;

— неэкономические

(воздух, ветер, дождь) – не ограничены, не являются предметом экономической деятельности.

Экономические блага

классифицируются:

1)по своей природе:

— вещественные (или товары)

, имеющие материальную (физическую) природу (продукты питания, сырье);

— услуги,

имеющие нематериальную (бестелесную) природу (транспортные, информационные услуги и т.п.) – их производство и потребление осуществляется одновременно;

2)по цели применения (кто применяет — частное лицо или фирма):

— прямые

(
потребительские
);

— косвенные

(
производственные, инвестиционные
), служащие для производства других товаров;

3)по сроку использования:

— длительного

(
долговременного
) – многоразового использования (холодильник, машина);

— краткосрочного

(
кратковременного
) – разового пользования (хлеб, мясо, напитки);

4)по соотношению в потреблении:

— взаимозаменяемые

(
субституты
) – используются на альтернативной

основе (масло-маргарин, самолет-поезд-автомобиль);

— взаимодополняемые

(
комплементарные
) – используются одновременно

(магнитофон и кассеты, стол и стул);

5)с точки зрения времени удовлетворения:

— настоящие;

— будущие.

1.2 Экономические ресурсы: состав, специфика, взаимодействие и развитие, классификация и свойства.

Для получения недостающих потребительских благ нужны косвенные (инвестиционные, производственные) экономи­ческие блага, т.е. ресурсы

, которые в процессе производства выступают
факторами производства
, т.е. факторами создания продукта, его потребительной стоимости.

Экономические ресурсы (факторы производства)

– это экономические блага, используемые для производства других экономических благ. В составе (структуре) экономических ресурсов отечественная экономическая теория советского периода (вслед за марксизмом) выделяла три фактора производства:
предметы труда (ПТ), средства труда (СТ)
, которые вместесоставляют
средства производства (СП), и рабочую силу (PC),
детально проанализированные в «Капитале» К. Маркса.

Современная экономическая теория (вслед за «Экономикс») предлагает более укрупненную и нечетко аргументированную структуру, которая включает:

1) материальные

ресурсы –
земля
или
сырьевые материалы
, и
капитал
(или
инвестиционные
ресурсы), представленный средствами производства (СП), т.е. реальным капиталом в отличие от денежного капитала (или финансового капитала), представляющего стоимостную оценку средств производства, и потому не являющегося экономическим ресурсом;

2) людские

ресурсы –
труд
(рабочая сила или различные виды работ) и
предпринимательская способность.
И так, рабочая сила


это совокупность физических и умственных способностей человека
,
его способность к труду
. Способность к труду и сам труд – исключительное свойство человека, которые нетождественны друг другу. В процессе труда происходит потребление рабочей силы, а потребление рабочей силы есть труд, т.е. целесообразная деятельность человека, направленная на изменение предметов и сил природы в целях удовлетворения его потребностей. В процессе труда: во-первых, оказывается преобразующая деятельность на природу; во-вторых, накапливаются знания, опыт, навыки, квалификация; в-третьих, изменяется сам человек. Поэтому можно сказать, что труд создал человека и является главным фактором его развития и совершенствования.

Необходимо подчеркнуть, что рабочая сила:

— это личный фактор производства, носителем которой выступает человек;

— главная производительная сила в обществе (НТР усиливает эту роль);

— по мере углубления общественного разделения труда превращается в совокупную

рабочую силу, так как применение отдельной рабочей силы становится возможным в определенной общественной комбинации с другими;

— товар в рыночной экономике (при капитализме), для превращения в который требуется два условия: 1) юридическая свобода и продажа своей рабочей силы на время; 2) наемный работник должен быть лишен средств производства и средств существования.

Предмет труда – это то, на что направлена деятельность человека, или материал, подвергающийся обработке.

Предметы труда неоднородны по своему составу и разделяются на:

-первичные –

предметы, данные природой, которые впервые подвергаются обработке (уголь, руда, лес);

— вторичные

– предметы труда, являющиеся продуктом предшествующего труда (руда в процессе промывки, сырье, полуфабрикаты и т.п.); всякий сырой материал (металл, хлопок, цемент) есть предмет труда, но не всякий предмет труда есть сырой материал;

— всеобщие

(природа, воздух, вода, земля);

— новые

– появившиеся в связи с развитием НТР с заранее заданными свойствами предметы труда, которых нет в природе.

Средства труда – вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметами труда и с помощью которых человек воздействует на предмет труда (природу).

Средства труда выступают продолжением естественных органов человека и подразделяются на:

— естественные

(земля, палка, камень и т.п., прирученные домашние животные, органические удобрения, а также органы тела рабочего);

— искусственные

(технические), т.е. искусственно созданные человеком.

Средства труда подразделяются на несколько видов:

— механические средства труда (орудия труда)

: инструменты, механизмы, ма­шины, оборудование, – Маркс называет их
костной и мускульной системой производства.
Механические средства труда в условиях машинного производства развились в систему машин с тремя компонентами: рабочей машиной, двигателем и передаточным устройством. Они в наибольшей степени характеризуют степень овладения людьми стихийными силами природы, являются показателем развития технического прогресса, рабочей силы и производственных отношений;

средства труда, которые служат для хранения предметов труда

(трубы, бочки, корзины, сосуды): Маркс называет их
сосудистой системой производства;
всеобщие условия производства

– все материальные условия, необходимые вообще для того, чтобы процесс труда мог совершаться: земля – всеобщее средство труда; здания, сооружения, каналы, дороги, плотины и т.п.;

управляющее устройство

(ЭВМ), которое выполняет функции умственного труда: появилось в связи с НТР, перерабатывает не энергию (как физические машины) и не вещество (как химические аппараты), а
информацию
, которую по аналогии с Марксом, можно назвать
нервной системой производства.
Развитие средств труда приводит к тому, что человек постепенно вытесняется из непосредственного процесса производства и становится рядом с ним.

С точки зрения результата процесса производства средства труда и предметы труда выступают как средства производства

(СП – вещественные факторы производства).

Взаимодействие всех факторов производства образует процесс производства (или производство), которое не является суммой его факторов, а образует сложную систему их взаимодействия. Это взаимодействие

достигается, во-первых, через
технологию,
представляющую собой
открываемые наукой и практикой способы воздействия человека на предметы труда
, которые основаны на механических, физических, химических свойствах факторов производства; во-вторых, через
организацию производства
как
особую систему управления производством,
которая обеспечивает единство, слаженность функционирования всех факторов. Вместе с тем, изменения в технологии оказывают влияние как на рабочую силу, предъявляя к ней новые требования, вызывая необходимость повышения ее квалификации, так и на организацию производства: углубляется общественное разделение труда, развивается специализация, кооперация, происходит концентрация производства, которая приводит к нарастанию общественного характера производства, к складыванию народного хозяйства.

С развитием общественного производства меняется облик факторов производства и характер их взаимодействия. Так, появляется энергия,

которая раньше совпадала с двигательной силой человека (механическая, атомная, внутриядерная, ядерная, энергия химических процессов), и информация – как условие работы машин (управляющее устройство), без которой в настоящее время невозможно функционирование факторов производства.

В «Экономиксе» добавляется еще один pecypc – предпринимательская способность – особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства (ресурсы)

. Предпринимательская способность (предприимчивость) рассматривается отдельно в силу ее специфической роли в рыночной экономике, которая раскрывается через четыре взаимосвязанные функции предпринимателя. Предприниматель берет на себя:

— инициативу соединения ресурсов в единый процесс производства

товаров и услуг. Одновременно является движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным делом;

трудную задачу
принятия основных решений в процессе ведения бизнеса;
— введения на коммерческой основе нововведений

(новых продуктов, производственных технологий, форм организации бизнеса);

— риск

, так как в рыночном хозяйстве прибыль предпринимателю не гарантирована, поэтому предприниматель рискует временем, трудом, деловой репутацией, вложенными средствами (как своими, так и чужими).

Использование различных критериев при классификации факторов производства (ресурсов) позволяет выявить многообразные формы их проявления:

1) по воспроизводимости:

— невоспроизводимые

– полезные ископаемые, входящие в состав предметов труда;

— воспроизводимые

(природные ресурсы (почва, водные бассейны флора, фауна), трудовые ресурсы (РС), предметы труда (сырье), средства труда), которые, в свою очередь, по способу воспроизводимости делятся:

— естественно-воспроизводимые

(трудовые, природные ресурсы);

— экономически воспроизводимые

– предметы труда (сырье), средства труда;

2) с точки зрения среды вовлечения:

— экзогенные

, вовлекаемые из внешней среды (невоспроизводимые, естественно-воспроизводимые);

— эндогенные

– внутренние ресурсы экономической системы (экономически воспроизводимые);

3) в зависимости от времени, в течение которого они функционируют и способа их представленности в произведенном продукте:

— обеспечивающие

(средства труда и трудовые ресурсы) – функционируют в ряде производственных циклов и не воплощаются (вещественно) в готовом продукте;

— воплощенные

(предметы труда) – функционируют в течение одного производственного цикла и составляют вещественно-энергетическую основу произведенного продукта;

4) с точки зрения процесса труда — все ресурсы участвуют в создании (являются средствами создания) продукта, его потребительной стоимости:

— объективные (вещественные, материальные):

СТ+ПТ=СП;

— субъективные (личные)

: РС (трудовые ресурсы);

5) с точки зрения общественной формы, т.е. социально-экономической формы, характеризующейся общественным способом соединения рабочей силы и средств производства, все факторы производства (ресурсы) выступают как социальные средства реализации данного типа собственности:

— фонды

(Ф), представленные средствами производства и рабочей силой, в дорыночной России (при социализме);

— капитал

(К) – в рыночной экономике;

6) с точки зрения создания и возрастания стоимости (марксистское деление) капитал (фонды 1) делится:

— постоянный капитал

(c) – та часть стоимости капитала (фондов), которая превращается в средства производства и в процессе производства не изменяет своей стоимости; представлен средствами производства;

— переменный капитал

(v) – та часть стоимости капитала (фондов), которая превращается в рабочую силу и в процессе производства изменяет свою стоимость; представлен рабочей силой, отсюда К(Ф) = c + v. Изменение этой части капитала связано с созданием прибавочной стоимости (m), которая является результатом эксплуатации наемного труда: Рабочая сила в процессе производства своим конкретным трудом переносит стоимость средств

производства (c) на готовый продукт и абстрактным трудом создает новую

______________________

1Деление на постоянный и переменный, связанное с эксплуатацией наемных рабочих, Марксом относилось только к капиталу. Но поскольку в дорыночной России (при социализме) был установлен факт эксплуатации, постольку это деление можно отнести и к фондам.

стоимость (v+m), в результате стоимость продукта. W = c+(v+m)

Норма прибавочной стоимости ( ), выражающая степень эксплуатации определяется по формулам:

%=

;отсюда ,

где ПП, ПТ, ПВ – прибавочный, соответственно, продукт, труд и время;

НП, НТ, НВ – необходимый, соответственно, продукт, труд и время;

Предположим, что c=100д.е., v=200д.е., ,=100%, тогда:

К=100c+200v=300

W=100+(200v+200m)=500, т.е. капитал возрос на 200д.е.

7) С точки зрения характера или способа оборота стоимости капитал (фонды) делится на:

— основной капитал

(основные производственные фонды) – F (ОПФ) – часть производительного капитала, которая участвует в ряде циклов производства, а стоимость которой переносится на готовый продукт по частям; представлен СТ (здания, сооружения, машины, механизмы);

— оборотный капитал

(оборотные производственные фонды) – τ (ОбПФ) – часть производительного капитала, стоимость которой целиком переносится в течение одного цикла производства на готовый продукт; представлен ПТ+РС (условно), так как она не переносит свою стоимость, а создает новую стоимость

8) С точки зрения сферы функционирования фондов (Ф):

— производственные

(ПФ) – в производстве (ОПФ+ОбПФ);

— непроизводственные

(НФ) – в непроизводственной сфере; включают:
основные непроизводственные фонды
(ОНФ) – жилой фонд, дома отдыха, санатории, детские сады, ясли, спортивные площадки, медицинские учреждения, дома культуры, и
фонды обращения
(ФО), которые состоят из готовой к реализации продукции и денежных средств, не­обходимых для закупок сырья, топлива, выдачи заработной платы и т.д.

Основные средства

(Сосн) =ОПФ +ОНФ

Оборотные средства

(Соб) = ОбПФ + ФО, связь между которыми существует в процессе движения (кругооборота): они переходят друг в друга и полностью возобновляются после каждого кругооборота (цикла).

Все ресурсы (факторы производства) обладают одним общим свойством: они всегда ограничены. Отсюда объем производства экономических благ (товаров и услуг) ограничен и невозможно удовлетворить все потребности всех людей одновременно. Ограниченность благ, в том числе ресурсов и технологий, может быть различной и включает:

— редкость благ

, обусловливаемая объемами и степенью восполняемости запасов различных благ, характеризующих их ограниченность относительно друг друга;

недостаточность благ

– ограниченность благ относительно потребностей в них. В результате
ограниченность благ
, в том числе ресурсов и технологий, представляется практически
универсальным
свойством благ, входящих в сферу экономической жизнедеятельности людей.

Надо отметить, что ограничены не только факторы (pecypcы), но и физические и интеллектуальные способности, время, которое каждый человек может уделить тому или иному занятию. Словом человек живет в мире ограниченных возможностей. И хотя люди за тысячелетия своей жизни существенно раздвинули рамки этих ограничений, но и в настоящее время, как и в любой другой момент времени, ограниченность наличных ресурсов остается и накладывает ограничения на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния.

Ограниченность ресурсов имеет относительный характер

, так как состоит в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей.

Из ограниченности ресурсов вытекает необходимость их оптимального распределения

, требующего установления каких-либо принципов распределения товаров и услуг,
экономии, эффективного использования
и
конкуренция за их использование между альтернативными целями
(а не между людьми). Например, нефть может использоваться для производства: а) топлива (котельного, дизельного, реактивного); б) вещества для получения после вторичной переработки (синтетических волокон, красителей, моющих средств, пластмасс); в) валютная выручка от экспорта нефти для закупок (продовольствия, медикаментов, других потребительских товаров, оборудования для легкой, пищевой и химической промышленности, новейшей техники и технологии). И все это альтернативные цели для использования нефти, объемы добычи которой сокращаются в стране, и если, например, увеличить ее экспорт, то сократятся внутренние поставки.

«Экономикс» считает, что проблема выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях и есть главная задача, а методы решения этой задачи – предмет экономической науки.

⇐ Предыдущая7Следующая ⇒

Материальные и нематериальные блага

Развитие экономических потребностей происходит в сторону увеличения потребления материальных и нематериальных благ. Первые являются результатом функционирования того или иного материального производства (строительства, сельского хозяйства, промышленности и т.д.). Это одежда, продукты питания, машины, здания, бытовая техника, спортивные товары и т.д.

Вторые (нематериальные блага) существуют в виде деятельности: лечение, обучение, коммунальное, бытовое или транспортное обслуживание населения и т.д. Нематериальные блага принципиально отличаются от материальных тем, что потреблению последних предшествует всегда процесс их создания. И в пространстве, и во времени эти два процесса разделены. В отличие от товаров, производство услуг в то же время выступает как их потребление, то есть здесь нет, как правило, временного разрыва.

Общество потребления: ЗА и ПРОТИВ

Нельзя рассматривать общество потребления, указывая только на его недостатки и разрушающее воздействие на человека и социум. Поэтому мы предлагаем вам познакомиться с мнениями общественных деятелей, социологов, экономистов и психологов как против данного феномена, так и в его пользу.

Итак, что же плохого видят в обществе потребления специалисты:

  • общество потребления способствует формированию зависимости и несамостоятельности;
  • основная цель человека – потребление товаров и услуг;
  • образование, повышение квалификации и труд становятся второстепенными вещами;
  • общество потребления основано на природных ресурсах, практически не поддающихся восстановлению;
  • для высокоразвитых стран, где существует общество потребления, страны третьего мира служат сырьевым придатком;
  • снижается ответственность людей на разных уровнях;
  • на верхней ступени общества оказываются люди, двигающие прогресс, и их очень немного; остальные люди нужны лишь для обслуживания бесперебойной работы техники и поддержания работы рыночной системы;
  • на задний план отходят моральные ценности: умственное, нравственное и духовное развитие становится несущественным;
  • личность в обществе потребления деградирует, а массовая культура переживает сильнейший упадок;
  • в обществе потребления легко манипулировать сознанием людей и обманывать их;
  • экономические цели довлеют над всеми остальными.

Но в противовес противникам общества потребления его «защитники» приводят такие аргументы:

  • благодаря потреблению возникает ответственное и хорошее правительство, нацеленное на долгосрочную социальную стабильность (необходимую обществу потребления);
  • производители стремятся к совершенствованию и созданию новых товаров и услуг, способствующих прогрессу;
  • высокие потребительские стандарты мотивируют людей к продолжительному обучению, повышению квалификации, упорной работе и зарабатыванию денег;
  • потребление снижает социальную напряженность;
  • стремление к потреблению вытесняет религиозную и национальную напряженность, благодаря чему снижается экстремизм;
  • люди в обществе потребления намного меньше склонны к риску;
  • общество потребления тяготеет к более высоким экологическим стандартам и экологически чистым продуктам, тем самым продуцируя их создание производителями;
  • потребляя сырье и товары стран третьего мира, общество потребления способствует их развитию.

Суть профессиональных мнений в нашей статье изложена кратко, и, если вам хочется разобраться в деталях, еще раз посоветуем почитать работы Жана Бодрийяра и Эриха Фромма, а также Жоржа Перека, Наоми Кляйн, Герберта Маркузе, Ги Дебора, Линдстрома Мартина.

Однако изложенных идей вполне достаточно, чтобы составить более-менее объективное мнение об обществе потребления. Мы не беремся судить: хорошо это или плохо, и выводы в любом случае делать вам.

Общественные блага

Общественные блага − это такие блага, которые находятся в коллективном, общем потреблении. Например, охрана общественного порядка, национальная оборона, уличное освещение и др. Неисключаемость из потребления и неизбирательность являются отличительными чертами данного вида благ.

Неизбирательность означает, что такие блага нельзя предоставить отдельному лицу так, чтобы не удовлетворить одновременно потребности в них других людей. Неисключаемость значит неделимость, то есть от пользования ими нельзя отстранить потребителей, не оплативших их производство. Государство, выступая в качестве производителя этих благ, предоставляя право неплательщикам пользоваться ими, применяет особые способы воздействия на них. Производители частных благ ведут себя иначе.

Биологические потребности человека

Для того, чтобы понять что такое биологические потребности важно рассмотреть человека как организм, функционирующий в природе. Чтобы индивиду выжить ему нужны: еда, вода, воздух, сон, тепло – без таких простых вещей гомеостаз нарушается, что может привести к гибели организма. Первичные потребности человека делятся на важные и второстепенные:

  • безопасное существование;
  • продолжение рода;
  • пропитание;
  • поддержание организма в оптимальном, здоровом состоянии;
  • благоприятные природные условия для жизни.

Косвенные и прямые блага

Различают при характеристике благ также косвенные и прямые. Прямые − те, которые непосредственно поступают в потребление человека, а косвенные, в отличие от них, опосредованно. Экономические блага поэтому классифицируют как средства производства и предметы потребления. Последние используются для домашнего, семейного, личного и других видов общественного потребления. Созданные людьми и в дальнейшем используемые в их трудовой деятельности различные средства труда (приборы, инструменты, сооружения, здания, оборудование, машины) и предметы труда (энергия, материалы) − это средства производства.

Теперь вы знаете, что такое блага общества и экономические потребности. Экономика сегодня активно развивается и начинает производить все более качественные блага. Однако при этом возникают все новые потребности. Наверное, нельзя их полностью удовлетворить. Запросы общества постоянно растут, и то, что было роскошью для одного поколения, для другого уже является повседневностью.

Что такое потребности человека?

Люди с самого начала существования стремились создать для себя условия существования, где можно было чувствовать себя в безопасности и сытости, поэтому вопрос выживания и сохранения вида был самым приоритетным. Сегодня, когда в большинстве стран мира люди чувствуют себя более уверенно и в относительной безопасности, снова актуален вопрос, что такое человеческие потребности? Все что направлено на контакт с внешней средой для сохранения гомеостаза внутренних биологических процессов и есть потребности.

С психологической точки зрения, потребности – это субъективное состояние нужды, при возникновении которого человек предпринимает активные действия, направленные на удовлетворение нужды. Потребности формируют цели, желания, мотивы действий и сопровождаются соответствующими ситуации чувствами и эмоциями. Неудовлетворение жизненно важных потребностей влечет за собой угрозу здоровью и существованию вообще, негативно сказывается на психике человека.

Потребность в самопознании

Нельзя не упомянуть серьезный вклад в развитие личности, ее успешную жизнь и деятельность потребности в самопознании и познании. Желание познать жизнь и мир исполняется через такие пути:

с помощью науки. Здесь цель познания – истина. Главной чертой подобного познания является объективность информации. Цель научного познания заключается в установлении истины. Чем ближе к истине приближается знание, тем большую объективность оно обретает, перестает зависеть от индивидуальных стремлений и желаний. Становится ясно, что подобные знания раздвигают горизонты личностных возможностей, защищают ее, помогают и учат находить адекватные решения;

с помощью искусства. В нем заключается стремление к образному, прямому, личностному восприятию мира. Целью подобного познания выступает понимание правды жизни, получение достоверных знаний. Отличительная черта заключается в субъективности. Во всех проявлениях искусства представляется субъективный взгляд на мир, жизнь. Главная проблема всех типов искусства – это человек, мысли, чувства, эмоции и поступки. В данной сфере принимает участие много творческих личностей. По этой причине искусство становится одним из ресурсов для познания людей; с помощью религии. Практические все жители планеты живут с религиозным ощущением и пониманием мира. И по этой причине важно иметь представление о религиозном и научном видении мира; с помощью собственного опыта (полученного в обществе или в процессе работы). Это относится к пониманию окружающих и самого себя.

Потребность в справедливости

Одной из серьезных и работающих у нас в обществе необходимостей является потребность в справедливости. Она выражается в соответствии в личностном сознании собственных обязанностей и прав, в отношениях личности с обществом, в согласованности с общественной средой. В данной сфере человек способен ориентироваться на:

защиту и увеличение собственных прав; значительное исполнение собственных обязанностей относительно к окружающим, а также обществу в целом; гармонию в сочетании обязанностей и прав при решении задач в обществе и в работе.

Согласно с преобладанием определенной ориентации и собственным пониманием справедливости и несправедливости, личность оценивает активность и поведение окружающих.

Идеологические потребности

К чисто социальным личностным потребностям относятся идеологические. Это требование личности проявляется в поиске идей, пояснений проблем, осознаний причин факторов и явлений. Реализуется такая потребность сквозь:

применение данных разных видов наук. В итоге человек способен сложить научное понимание мира; усвоение норм религии. Под их воздействием личность формирует религиозное видение мира.

Стоит заметить, что люди под влиянием данных потребностей и в ходе их исполнения формируют мозаичное, многополюсное понимание мира. В нем преобладает научное видение у человека со светским воспитанием, а у личностей с религиозным – религиозное понимание.

Как жить в обществе потребления

Все, о чем мы сказали выше, носит системный характер. Будучи в этой системе, человеку сложно всегда вести осмысленную жизнь, не забывать о себе. Но все-таки каждый может повлиять по положение дел, конечно, не «сломать систему», но хотя бы перестать быть ее послушным винтиком – человеком, слепо бредущим за «авторитетами».

Нижеследующие рекомендации пригодятся взрослым, подросткам, детям и родителям, педагогам и учителям, желающим воспитать здоровое отношение к себе, жизни, деньгам, товарам и услугам:

  • Живите по средствам. Старайтесь не влезать в долги и не набирать кредитов. В противном случае вы просто будете несостоятельным человеком, неспособным к планированию, совершению выбора, использованию своего потенциала, внутренней свободы и других вещей, данных человеку от рождения.
  • Откажитесь от кредитов. Если они у вас уже есть, как можно скорее закройте их, а от новых воздержитесь. Планируя крупные покупки, рассчитывайте только на себя и свой заработок. Критически подходите к выбору вещей – многие товары и услуги нам просто навязывают, и без них можно вполне комфортно жить.
  • Используйте свободные ресурсы с умом. Деньги, время и здоровье лучше направлять не на накопление кучи модных «игрушек» и побрякушек, а на более существенные и нужные вещи: саморазвитие, образование, здоровый образ жизни, развитие интеллекта и своих способностей.
  • Ограничивайте себя и близких в просмотре телевизора. Большую часть информации нам транслирует именно телевидение. Реклама, многие фильмы и сериалы, телепередачи внедряют в сознание образ того, что у нас должно быть, как нам себя вести, к чему стремиться. Это касается, конечно не всего, и поэтому советуем вам просто фильтровать то, что смотрите вы и ваши близкие.
  • Подавайте личный пример. Общаясь с друзьями и знакомыми, воспитывая детей, рассуждайте с ними на тему общества потребления. Если в вас будет гореть огонек осознанности, вы сможете зажечь им и других людей. Ведите себя соответствующим образом и люди (пусть и не все) последуют вашему примеру.
  • Делайте что-нибудь полезное. При желании можно найти огромное количество полезных занятий: чтение, спорт, путешествия, ремонт и многое другое. Имея свободное время, проводите его, созидая. Особенно это касается родителей: ведущая деятельность взрослых формирует ведущую деятельность детей.
  • Распределяйте обязанности в семье. Каждый член семьи должен иметь какие-то домашние обязанности, связанные с трудом и приношением пользы. Не оставляйте своих домочадцев без дела, чтобы фокусировать их внимание на правильных вещах. Если дело касается детей, то за успешное выполнение заданий, их обязательно нужно поощрять.
  • Не мотивируйте детей деньгами и покупкой вещей. Не пытайтесь заменить любовь, внимание и заботу денежным или материальным поощрением за успехи. Ребенок должен достигать чего-либо ради личностного роста. Он должен понимать, что хорошее поведение – это не товар. Бонусы и поощрения должны носить нематериальный характер.
  • Формируйте у ребенка правильное отношение к деньгам. Дети всегда замечают, как в семье относятся к финансам, как ими распоряжаются. Помните, что вы подаете пример. Деньги не нужно идеализировать и обожествлять, к ним следует относиться разумно и без фанатизма. Тогда и ваши дети будут иметь к ним здоровое отношение.
  • Учите детей зарабатывать самостоятельно. Лучше всего, если это будет физическая работа – чтобы формировалось правильное отношение к труду. Получая даже небольшой опыт самостоятельного заработка, ребенок будет понимать и важность образования, и осознает, что вы не печатаете деньги, и научится расходовать средства более правильно.
  • Примите ответственность за свои действия. Только в ваших руках сделать свою жизнь лучше. То, что вы делаете, сказывается на вашем будущем. Если вы хотите прийти к действительно стоящему результату, вы должны понять, что он зависит не от количества денег в кармане, а от вашего личностного и духовного развития.

Это лишь несколько рекомендаций, и при желании, а также чтении тематической литературы (Жан Бодрийяр, Эрих Фромм и книги других авторов) вы можете найти их больше. Но все они, так или иначе, будут связаны именно с тем, что человек должен перестать быть «профессиональным» потребителем, а для этого нужно всячески всесторонне развиваться, читать книги, расширять кругозор, общаться с интересными и умными людьми, познавать окружающий мир.

Секрет выхода из общества потребления – максимально осознанная жизнь, обдуманные решения, действия и поступки, точное понимание того, чего хочешь, а что навязано этим самым обществом. Мы живем в замечательное время и стремимся к положительным переменам, и, естественно, нельзя говорить, что прогресс во всех его проявлениях и наличие огромного количества товаров и услуг – это однозначно плохо.

Есть масса полезных и нужных вещей, делающих жизнь комфортнее и проще. Но это не означает, что мы должны полагаться лишь на них. Они должны служить дополнением, но не заменителем нашего успеха, ума, личности, внутреннего мира. Наша задача – всегда думать своей головой. И если мы сумеем сохранить ясность своего мышления, развить и поддержать ее в своих детях, мы сможем остаться хозяевами своей жизни и себя самих. Поразмышляйте об этом.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Эффект Дидро
  • Какие уроки человеку может дать обезьяна
  • Использование пирамиды Маслоу для самоактуализации
  • Система жизненных ценностей человека: виды ценностей и формирование системы
  • Как избежать ненужных покупок и влияния маркетологов?
  • Главные жизненные ценности людей: что наиболее важно в жизни и как это понять?
  • Антипотребительство: можно ли спасти планету, отказавшись от шопинга?
  • Восемь измерений качества продукта Гарвина
  • Аксиология
  • Сферы личности

Ключевые слова:1Бизнес

Этнические потребности

Серьезную роль в жизни общества и человека играют этнические потребности. Их основа лежит в трех главных потребностях:

самосохранение; продление рода; сбережение вида.

Данные потребности есть и у представителей животного мира, что обеспечивает существование конкретного вида. У людей эти составляющие по средствам, форме, содержанию и типу реализации обладают наполнением и общественно-культурным окрасом. Но стоит учесть такие обстоятельства:

только проявление и действие 3-х данных потребностей личности обеспечат существование и рост общества. Разрушение одной потребности становится причиной падения этноса;

энергетический потенциал данных потребностей разнится. Энергия 3-й по счету потребности превышает в 2,5 раза энергию первой. Это значит, когда человек не имеет или почти не имеет желания в продлении рода и сбережении вида, то инстинкт самосохранения не способен обеспечивать нормальную энергетику для качественной жизни, нормального поведения (у бомжей, пожилых людей).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]