Профессионально-личностные качества педагога, факторы и условия формирования профессионально — личностных качеств педагога


Примеры профессиональных качеств в резюме

Серьезнейшее внимание при составлении резюме следует уделить своим профессиональным качествам. Именно по ним работодатель будет судить, подходите вы компании или нет. Соответственно, профессиональные качества для резюме нужно подбирать и перечислять очень аккуратно, чтобы привлечь рекрутера, который будет с вами общаться на собеседовании.

Содержание

  1. Профессиональные качества для резюме
  2. Примеры профессиональных качеств в резюме

Профессиональные качества для резюме

Профессиональные качества – так можно охарактеризовать совокупность личностных качеств, а также всех навыков, которые человек успел приобрести на протяжении своей профессиональной деятельности. Они могут помочь в будущем совершенствоваться и приносить своей компании ощутимую пользу.

Иногда встречаются качества, которые можно назвать профессиональными только условно. К примеру, отнеся к ним «развитое чувство юмора», соискатель вряд ли привлечет внимание рекрутера. Разве что человек ищет работу ведущего вечеринок – тогда чувство юмора еще можно назвать профессиональным.

Как получить эффективное резюме с выгодным описанием своих профессиональных качеств?

Мы предлагаем профессиональную помощь соискателям, которые хотят серьезно подойти к поиску работы и получить качественный результат.

Рекомендуем заказать услугу составления резюме на русском или английском языке. Наши специалисты помогут вам создать по-настоящему конкурентоспособное резюме с правильно расставленными акцентами.

Сильные профессиональные качества для резюме

  • стремление к профессиональному росту;
  • умение убеждать;
  • повышенная работоспособность;
  • аналитическое мышление.

Все это позволит рекрутеру сориентироваться и понять, как строить с вами общение и какие ваши качества попытаться лучше раскрыть на собеседовании.

К примеру, то же самое отсутствие опыта можно дополнить такими качествами, как ориентация на результат и быстрая обучаемость. Таким образом, работодатель, понимая, что мгновенных результатов от нового сотрудника ждать не приходится, все же получает возможность создать из него именно такого специалиста, который требуется. Если ваш будущий работодатель мыслит перспективно, у вас есть хороший шанс.

Примеры профессиональных качеств в резюме

Необходимо помнить, что, перечисляя какие-либо из профессиональных качеств, нужно согласовывать этот список с теми требованиями, которые предъявляются к должности. Например, аккуратность вряд ли можно отнести к профессиональным качествам и определяющим критериям для кандидата, претендующего на вакансию топ-менеджера. Зато она может оказаться весьма ощутимым плюсом для должности секретаря. Поэтому, выбирая профессиональные качества для резюме, учитывайте, насколько то или иное из них будет уместным для вас на будущей должности.

Приведем несколько ситуаций, связанных с определенными профессиями, для которых необходимы какие-то конкретные качества.

Пример профессиональных качеств для резюме руководителя

  • ответственность;
  • работоспособность;
  • умение вести переговоры;
  • предприимчивость;
  • умение быстро принимать решения.

Пример профессиональных качеств для резюме бухгалтера

  • исполнительность;
  • аккуратность;
  • пунктуальность;
  • организованность.

Пример профессиональных качеств для резюме менеджера по продажам

  • способность находить с людьми общий язык;
  • ораторские навыки;
  • умение быстро ориентироваться в ситуации;
  • креативность.

Как видите, разница в профессиональных качествах налицо. Все зависит от того, на какую вакансию вы намереваетесь претендовать. Но не забудьте, что список качеств слишком длинным быть не должен. Если в нем будет порядка 10 пунктов (а то и больше), то велика вероятность, что ваше резюме отложат в сторону: ведь у рекрутера создастся ощущение, что вы просто расхваливаете себя. Проявите умеренность – и рекрутер оценит ваши профессиональные качества в резюме.

Оценка негативных качеств

Существует несколько способов преподнести свои негативные стороны. Можно рассказать о слабой стороне, которую удалось исправить. Это продемонстрирует соискателя как целеустремленного человека с силой воли. Это покажет, что человек готов развиваться и меняться при необходимости. В таком контексте можно написать о следующих навыках:

  • непунктуальный, но после соответствующих курсов получил навыки тайм-менеджмента;
  • имеющий страх при выступах перед публикой, но сейчас изучает основы ораторского искусства;
  • медленный, но делает работу качественно и строго в срок;
  • плохо разбирается в технических новинках, но при необходимости мониторит соответствующие ресурсы с актуальной информацией и т.д.

Можно написать о личных или профессиональных качествах, которые не касаются выбранного рода деятельности. Они никак не отразятся на качестве работы или продуктивности потенциального сотрудника.

Третий популярный вариант — представить свои навыки и качества в выгодном ракурсе. С их помощью нужно убедить работодателя, что соискатель является идеальным кандидатом на вакантное место. Показать, что они не помешают работе. У того, кто претендует на руководящую должность, это может быть желание контролировать все процессы в компании.

Перечень других негативных качеств, о которых можно писать:

  • гиперактивность;
  • излишняя эмоциональность;
  • неумение врать;
  • здоровый эгоизм;
  • самоуверенность;
  • прямолинейность;
  • скромность;
  • слабая коммуникабельность;
  • обидчивость;
  • жадность и т.д.

Новичкам нужно сразу предупреждать работодателя об отсутствии опыта. Это и будет их ключевой отрицательной деловой характеристикой. Им можно указать в негативных качествах трудолюбие, прямолинейность, неусидчивость, чрезмерная активность и т.д.

перечень профессиональных и личностных качеств работника (видео)

28 октября 2015

Какими могут быть деловые качества работника, перечень, которым должны руководствоваться? Перечень их конечно велик и разнообразен. В настоящее время со стороны работодателя оценить действия любого сотрудника, уровень его профессионализма, сильные стороны и деловые качества. Это становится совершенной задачей, помогающей сформировать работоспособный коллектив и значительно повысить эффективность труда. А вот со стороны самого работника, их перечень помогает не только составить грамотное резюме, отправляемое при поиске работы, но и повышает шансы перед другими потенциальными соискателями в процессе трудоустройства.

Личностные качества работников можно разделить на 2 большие категории: личностные, которые изначально являются врожденными и развиваются на этапах становления самого человека, и профессиональные, которые приобретаются в процессе работы и приходят с опытом. Умелое сочетание тех и других, и постоянная работа над собоюй дают уникальную возможность карьерного роста и хорошего расположения руководства. Рассмотрим эти категории более подробно.

Профессиональные качества работника

Конечно, в своем стандартном понимании, этот перечень может быть огромным, и критерии, которые использует руководитель при оценке того или иного работника, могут существенно отличаться в зависимости от занимаемых должностей, функционала, возложенного на сотрудников, и задач, поставленных перед ними.

Но попробуем собрать их часто встречающиеся позиции в единый список.

  1. Уверенность в себе. Это приобретенное качество, дающее четкое осознание безупречного выполнения своих функции и своего рода основа для дальнейшего принятия решений.
  2. Отличное знание особенностей и технологии работы, способов ее усовершенствования. Вырабатывается с приходящим опытом и благодаря собственной заинтересованности в актуальности производственных перемен.
  3. Умение правильно выбирать средства и реальные методики достижения наилучших результатов.
  4. Креативность. Определение подхода к налаженному производственному процессу с обновленной стороны и возможность посмотреть на него иным, нестандартным взглядом.
  5. Стрессоустойчивость. Это умение проявлять сдержанность собственной реакции по отношению к ситуации или действиям сотрудников.
  6. Планирование собственного рабочего процесса по отношению к эффективности и сочетание его с работой всего коллектива.
  7. Эмоциональная уравновешенность. Отсутствие яркой реакции на происходящее и регулярное сохранение спокойствия в конфликтных вопросах. Вырабатывается с течением времени в стабильности возникающих ситуациях.
  8. Стремление к победе. Регулярное желание добиваться наилучших показателей по отношению к другим сотрудникам, занимающим такие же позиции в организации.
  9. Распределение полномочий и ответственности. Умение определять приоритетность возложенных задач и делегировать часть полномочий коллективу с последующим их контролем.
  10. Четкое и жесткое решение оперативных вопросов. В процессе налаженной работы возникающие нестандартные ситуации, требующие своевременного определения и разрешения, и здесь необходимы только фактические действия.
  11. Строгость и справедливость к собственным действиям и действиям со стороны. Способности, дающие возможность оценивать результаты работы.
  12. Организация работы кадров. Умение профессионально наладить процесс деятельности так, что каждый из сотрудников четко понимает свои задачи и стремится к их эффективному исполнению.

Личностные качества работников

Это такие стороны жизнедеятельности человека, которые формируются индивидуально, развиваясь с каждым годом. Они влияют не только на отношение в семье, быт и дружеские контакты, но также и на рабочие процессы.

  1. Умение работать в команде. Конечно, это очень важно, когда коллектив, как единое целое, настроен на достижение результата, организовать свою работу без конфликтов и в приятном позитивном ключе с остальными сотрудниками.
  2. Справедливость и честность. Это залог правильного настроя и возможность потребовать такого же отношения к себе.
  3. Умение прислушаться к чужому мнению, принять советы и рекомендации. Нужно понимать, что не всегда принимаемое решение может быть единственно верным и правильным, а взгляд со стороны иногда способен наиболее эффективно оценить ситуацию. Важно просто принять такую помощь.
  4. Адекватное восприятие критики со стороны. Не стоит думать, что критикующий человек настроен абсолютно негативно по отношению к вам. Возможно, это просто метод показать реальные результаты деятельности и повысить их уровень. Такая критика в большинстве своем приносит положительные результаты.
  5. Умение отстаивать свои решения и интересы. В производственных спорах на основе доказательств и фактов важно правильно доносить показатели эффективности своей деятельности
  6. Принципиальность. Это качество, помогающее отстаивать собственную точку зрения.
  7. Умение сдержать данное слово. Такая позиция убеждает в ответственности и возможности положится на вашу кандидатуру, подтверждая еще раз, что вы — хороший работник.
  8. Проявление тактичности. Это способность, с помощью которой возможно выстроить лучшие отношения в коллективе.
  9. Решительность и настойчивость. Такие врожденные качества позволяют отстоять собственную позицию и убедить руководство в правильности принимаемых вами решений.

Оценка деловых качеств сотрудников в первый раз происходит при приеме на работу. Именно здесь, в процессе собеседования руководитель организации рассматривает вашу кандидатуру попозиционно, мысленно применяя эти качества относительно будущего функционала работы. А немного позже, проводя регулярные аттестации, помогает оценить соответствие способностей, занимаемой должности. В процессе оценки решается еще ряд основных задач:

  • определяется наиболее актуальное место в организационной структуре, для более эффективного применения сильных сторон будущего работника;
  • при необходимости, разрабатывает программа индивидуального развития сотрудников;
  • определяются способы возможной мотивации;
  • рассматривается удовлетворение персонала от исполняемых обязанностей.

С одной стороны, такой процесс помогает активно собирать все необходимые сведения для изучение уровня профессионализма сотрудника и возможной организации его обучения, а с другой — повышает его мотивацию и вырабатывает основу для будущих материальных поощрений.

Существует несколько этапов деловой оценки персонала:

  • сбор предварительной информации о деятельности и результатах труда работника на производстве;
  • составление основных вопросов для оценочной беседы с сотрудником;
  • проведение собеседования и оценка полученных ответов на задаваемые оценочные вопросы;
  • формирование заключения на уровне эксперта и передача данных в специальную комиссию;
  • принятие индивидуальных решений выдвинутых предложений.

Деловые качества работников, и умение их эффективно оценить, помогают настроить процесс трудовой деятельности всего коллектива, наладить комфортную обстановку и, что особо важно, значительно увеличивают производственные показатели не только отдела, но и в целом организации.

Важные характеристики для разных типов профессий

Профессионально составленное резюме заметно сразу. В нем описаны только те качества, которые касаются вакантной должности. Соответствие ожиданиям и потребностям рекрутера повышает шанс того, что кандидатуру человека рассмотрят.

Сопоставление деловых качеств, черт личностного характера и профессий:

  1. Руководящие должности. В таких сотрудниках ценится умение работать в команде, правильно распределять обязанности, быстро адаптироваться к новым условиям, нести ответственность за работу подчиненных. Немаловажными являются толерантность, лояльность, логическое мышление, способности к планированию и аналитике, этичность, честность.
  2. Технические специалисты, юристы, экономисты. Они должны уметь работать с документацией, замечать детали, собирать и анализировать данные. Они должны быть педантичными, внимательными, усидчивыми, дальновидными, аккуратными.
  3. Профессии, подразумевающая общение с людьми. Главное — коммуникабельность и умение находить подход к разным категориям людей. Другие профессионально значимые характеристики: вежливость, этичность, коллективизм, оперативность, общительность, легкая адаптация, порядочность.

Оцениваются профессиональные способности кандидата несколькими способами. Это рекомендательные письма, тестирование, экзамен на знание специфики выбранного рода деятельности, ролевые игры, кейсы. Но первым этапом проходит собеседование, на котором могут спросить:

  • какие ваши сильные стороны;
  • как вы можете охарактеризовать свои слабые стороны;
  • почему мы должны рассматривать вашу кандидатуру;
  • чего вы хотите добиться в нашей компании и т.д.

Во время собеседования работодатель хочет проверить соискателя на честность и сопоставить описанные качества с реальными. Ролевые игры помогут показать, как реагирует человек на стрессовые ситуации.

Профессиональные качества для резюме

Профессиональные качества – так можно охарактеризовать совокупность личностных качеств, а также всех навыков, которые человек успел приобрести на протяжении своей профессиональной деятельности. Они могут помочь в будущем совершенствоваться и приносить своей компании ощутимую пользу.

Иногда встречаются качества, которые можно назвать профессиональными только условно. К примеру, отнеся к ним «развитое чувство юмора», соискатель вряд ли привлечет внимание рекрутера. Разве что человек ищет работу ведущего вечеринок – тогда чувство юмора еще можно назвать профессиональным.

Сильные профессиональные качества для резюме

  • стремление к профессиональному росту;
  • умение убеждать;
  • повышенная работоспособность;
  • аналитическое мышление.

Все это позволит рекрутеру сориентироваться и понять, как строить с вами общение и какие ваши качества попытаться лучше раскрыть на собеседовании.

К примеру, то же самое отсутствие опыта можно дополнить такими качествами, как ориентация на результат и быстрая обучаемость. Таким образом, работодатель, понимая, что мгновенных результатов от нового сотрудника ждать не приходится, все же получает возможность создать из него именно такого специалиста, который требуется. Если ваш будущий работодатель мыслит перспективно, у вас есть хороший шанс.

Выбор характеристик

HR-специалисты советуют писать не более 5-7 личных и профессиональных качеств. Этого количества достаточно, чтобы дать оценку соискателю.

Если качеств будет 5, это продемонстрирует, что кандидат умеет расставлять приоритеты, выбирать главное и способен сделать грамотный выбор.

Обязательно выбираются качества, которые характеризуют сильные и слабые стороны человека.

Оценивать себя нужно адекватно, без влияния заниженной или завышенной самооценки. Можно выписать все свои сильные и слабые стороны на лист и выбрать те, которые не только удачно характеризуют человека, но и непосредственно относятся к вакансии.

Лучше не использовать стандартных описаний. Банальные характеристики, которые прописаны в каждом резюме, не привлекут работодателя. Отличное решение — описать качества несколькими словами.

На собеседовании могут попросить навести примеры, которые подтверждают наличие указанных личных и профессиональных способностей.

Примеры профессиональных качеств в резюме

Необходимо помнить, что, перечисляя какие-либо из профессиональных качеств, нужно согласовывать этот список с теми требованиями, которые предъявляются к должности. Например, аккуратность вряд ли можно отнести к профессиональным качествам и определяющим критериям для кандидата, претендующего на вакансию топ-менеджера. Зато она может оказаться весьма ощутимым плюсом для должности секретаря. Поэтому, выбирая профессиональные качества для резюме, учитывайте, насколько то или иное из них будет уместным для вас на будущей должности.

Приведем несколько ситуаций, связанных с определенными профессиями, для которых необходимы какие-то конкретные качества.

Пример профессиональных качеств для резюме руководителя

  • ответственность;
  • работоспособность;
  • умение вести переговоры;
  • предприимчивость;
  • умение быстро принимать решения.

Пример профессиональных качеств для резюме бухгалтера

  • исполнительность;
  • аккуратность;
  • пунктуальность;
  • организованность.

Пример профессиональных качеств для резюме менеджера по продажам

  • способность находить с людьми общий язык;
  • ораторские навыки;
  • умение быстро ориентироваться в ситуации;
  • креативность.

Как видите, разница в профессиональных качествах налицо. Все зависит от того, на какую вакансию вы намереваетесь претендовать. Но не забудьте, что список качеств слишком длинным быть не должен. Если в нем будет порядка 10 пунктов (а то и больше), то велика вероятность, что ваше резюме отложат в сторону: ведь у рекрутера создастся ощущение, что вы просто расхваливаете себя. Проявите умеренность – и рекрутер оценит ваши профессиональные качества в резюме.

Личные качества

Какими еще качествами должен обладать специалист, личные качества в резюме:

  • Знание и опыт использования технологий, которые применяются во время работы.
  • Четкое и оперативное решение сложных вопросов и поставленных задач. Умение быстро перейти к другому заданию после выполнения первого.
  • Внимательность при работе с важными документами.
  • Отзывчивость при поступлении просьб и предложений.
  • Умение самостоятельно мотивировать и контролировать себя.
  • Ориентация на качественный, а не на количественный результат.
  • Хорошая речь и презентабельный внешний вид. Пунктуальность.
  • Коммуникабельность, способность работать в группе и распределять поставленные задачи на некоторое количество человек.
  • Быстрая адаптация при различных переменах. Рациональное использование предоставленных ресурсов.
  • Самокритика и умение прислушиваться к критике и мнению окружающих.

Не стоит писать резюме по шаблонам. Писем, наполненные аналогичными текстами, много.

Необычные работы, наполненные не только типичными профессиональными качествами для резюме, но и интересными нюансами, будут достойны внимания.

Небольшие видео-рекомендации по составлению резюме и прохождению собеседований

Как составить резюме для устройства на работу

Как пройти собеседование при приеме на работу

Вам также может быть интересно

Какие отрицательные качества можно указывать в резюме: инструкции и примеры для соискателей.

Какие личные качества указывать в резюме: универсальные правила и примеры для соискателей.

Правильный бланк резюме для устройства на работу на английском языке: скачивайте в WORD или PDF.

Какие положительные личные качества указать в резюме: рекомендации и примеры для соискателей.

Правильный бланк резюме для устройства на работу на русском языке: скачивайте в WORD или PDF.

Как узнать сильные стороны работника?

В целях экономии времени работодатель использует следующие способы оценки потенциального сотрудника:

  • Рекомендательные письма предыдущих работодателей. Из-за жестких критериев отбора в западных странах практикуется запрос на рекомендации.
  • Тесты. Для сотрудника тоже не будет лишним пройти тест на пригодность к выбранной профессии. Работодатели часто практикуют подобные тесты.
  • Собеседование. При личной беседе оценивается, насколько специалист социально адаптирован.
  • Экзамен на конкретные умения сотрудника. Знание закона для юристов, понимание алгоритмов для программистов.
  • Ролевая игра. В продажах часто практикуется инициирование холодных звонков или непосредственный контакт с покупателем. Предлагается на месте продать телефон или, как давно применяется работодателями, ручку.

Естественное поведение располагает к себе потенциального работодателя

Профессиональные качества для составления успешного резюме

Сегодня, чтобы устроиться на работу, достаточно отправить свое резюме по электронной почте. Та часть, где будут прописаны профессиональные качества личности, является одной из наиболее важных для работодателя, благодаря перечню характеристик можно многое узнать о человеке, не общаясь с ним.

Работодатель многое поймет о человеке, прочитав список его профессиональных качеств

Профессионально значимые качества личности педагога статья

Профессионально значимые качества личности педагога

Подготовил: Шиловский Александр Сергеевич,

учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 356

Московского района г.Санкт-Петербург

В современных условиях в российском обществе постоянно растет потребность в компетентных специалистах в самых разных областях профессиональной деятельности. Современному обществу нужны педагоги, способные к успешной профессиональной деятельности.

Исторически каждая теория обучения и воспитания выдвигает свои собственные требования к личности и деятельности педагога. Нынешняя переломная эпоха в развитии отечественного образования вызвала смену ценностных ориентиров. Становление и развитие нового понимания личности педагога является одной из наиболее активно обсуждаемых проблем в научно-образовательном сообществе.

Общество доверяет педагогу самое ценное – своих детей, которые являются его будущим. От качеств педагога, зависит формирования личности и профессионализма его учеников, а, следовательно, развитие общества в целом. Так, для современного этапа образования важно не столько передавать определенное количество знаний, сколько развивать желание и умение приобретать эти знания и пользоваться ими самостоятельно. Педагогу в процессе учебно-профессиональной деятельности необходимо раскрыть потенциал человека, формировать мотивацию успеха, самостоятельность, что предъявляет к личности и профессиональной деятельности педагога, учителя, преподавателя очень высокие требования.

Стратегия современного педагогического образования состоит в развитии и саморазвитии личности учителя, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач. Эта стратегия воплощается в направленности содержания, форм и методов учебного процесса на становление духовно развитой, культурной личности учителя, обладающего целостным гуманистическим мировоззрением, глубокими профессиональными знаниями, комплексно реализующего свой творческий потенциал в профессиональной деятельности.

При моделировании личности учителя необходимо преодолеть наблюдающийся разрыв между учителем и человеком, гражданином и специалистом. Личностная позиция будущего педагога должна стать органичной частью его профессиональной деятельности. Формирование и развитие этого внутренне целостного единства должно происходить в едином процессе.

Происходящие изменения в отечественной системе образования поставили целый ряд дискуссионных вопросов относительно отношения к данным реформам, их оценки, а также проблем формирования и развития профессиональной компетентности педагога. Возникли противоречия между потребностью общества в личности, уверенной в себе и осуществляющей ответственный выбор, и традиционной системой воспитания, между декларируемой идеей гуманизации воспитания и недостаточной изученностью педагогических условий, способствующих формированию гуманистических начал. Еще недостаточно обращается внимание на воспитание эмоциональной сферы сознания будущих специалистов педагогов.

Очень важно понять, могут ли педагоги правильно реагировать на эти изменения, то есть правильно определять и изменять свои позиции как субъекта образовательного процесса, вести инновационную деятельность для целенаправленного развития личности обучающихся.

Таким образом, появилась необходимость осмысления места и роли учителя в образовании, его личностных характеристик и профессиональных качеств на этапе современного развития общества.

Современный педагог сможет в полной мере реализовать свой профессиональный потенциал в зависимости от глубины понимания сути образования. Для этого понимания необходимо развивать и формировать педагогические способности, которые характеризуются совокупностью умственных и эмоционально волевых качеств личности.

1. Гностические (умение быстро и творчески овладевать методами обучения, творить и искать новые способы; самосовершенствованию; профессиональный рост; умение пользоваться учебной и дополнительной литературой; выделение существенных связей между ранее изученными и новыми знаниями; формирование цели учебного занятия как результата учебной деятельности обучающихся и как процессуальной характеристики деятельности преподавателя; изучение качества выполненной работы и анализа собственных причин успехов и неудач в учебном процессе);

2. Конструктивные (способности к созданию атмосферы сотрудничества, совместной деятельности, чувствительность к построению урока в целях развития и саморазвития ученика, установление педагогически целесообразных отношений с ним; знание особенностей каждого типа форм организации обучения; умение выбирать целесообразную структуру учебного занятия в зависимости от состояния обработки учебной программы предмета и цели занятия);

3. Перцептивные (способности педагога проникать во внутренний мир воспитанников, психологическая наблюдательность, понимание личности ученика и его психических состояний);

4. Коммуникативные (способности к общению с учениками, умение находить правильный подход к ним; устанавливать с ними педагогически целесообразные отношения; наличие педагогического такта);

5. Организаторские (способности организовывать ученический класс, сплачивать его, оптимизировать собственную деятельность; организация и самоорганизованность);

6. Суггестивные (качества, выражающиеся через эмоционально-волевое воздействие на учащихся умение убеждать, целеустремленность, сформированность волевой сферы);

7. Проективные (качества, которые проявляются в предсказуемые результаты действий, в воспитательном проектировании личности обучающихся; умение прогнозировать развитие их качеств; педагогический оптимизм, вера в ребенка);

8. Креативные (творческие умения).

К профессиональным потребностям относятся: потребность в общении с учениками и их родителями; в овладении педагогическими и психологическими знаниями умениями, навыками; в пополнении своих знаний; в эстетическом оформлении жизни.

К чертам, связанным с гражданской и профессиональной направленности относятся: патриотизм, любовь к детям, гуманизм, принципиальность, коллективизм, профессиональное новаторство и работоспособность, общительность.

Интеллектуальные качества — это общая эрудиция, педагогическая внимательность и наблюдательность, хорошая память, сообразительность, глубина и оригинальность ума, развитость речи, чувство юмора.

В системе профессиональных знаний педагога можно выделить пять основных блоков:

Первый блок – это четкие представления о специфической психической реальности, связанные с ненасытным интересом к ней и готовностью контактировать с ней в межличностном общении.

Выделяют следующие психологические компоненты: дифференциально-психологический — это знания об особенностях усвоения учебного материала в соответствии с индивидуальными и возрастных характеристик; социально-психологический — это знания о особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретной личности в ней, об особенностях взаимоотношений; аутопсихологический — это знания о положительных и негативных аспектах своей деятельности, ее особенности.

Второй блок — это педагогические знания. Выделяют такую ​​особенность педагогической деятельности как многоуровневость. Среди них выделяют знание обусловленности целей обучения, теоретический (знания законов и принципов педагогической деятельности), методический (формирование учебно-воспитательного процесса), технологический (уровень решения практических задач обучения и воспитания в конкретных условиях).

Третий блок — это комплекс знаний, которыми владеет педагог и с помощью которых имеет представление об особенностях различных специальностей, о современном состоянии и условиях развития, актуальность профессии, о системе подготовки кадров в производстве и специалистов каждой из специальностей.

К четвертому блоку относятся предметные знания, согласно которых специалист знает теоретические основы и видит основу своей специальности.

Пятый блок – это научно-исследовательские знания. Эти знания стимулируют интерес к изучению других специальностей, формируют теоретические и практические навыки, расширяют научное мировоззрение.

Диагностика факторов развития профессионально-значимых качеств педагогов

Умение педагога напрямую связаны с его работой, где большую роль играет талант педагога, его интуиция и вдохновение. Одним из условий роста профессиональных качеств является творческая педагогическая деятельность, основанная на постоянном ее совершенствовании.

Большое значение для развития мастерства имеют следующие факторы: ближайшая среда, в которую попадает учитель; микроклимат коллектива, в котором он работает; традиции и идеи, которыми он живет. Наиболее точное определение этого понятия описано в педагогической энциклопедии.

Педагогическое мастерство — это искусство обучения и воспитания, которое всегда должно совершенствоваться, быть доступным каждому учителю, который любит детей и работает по призванию. Это определение характеризует качество педагогической деятельности.

выделяют в определениях в общей сложности четыре относительно самостоятельные, но связанные между собой блоки в структуре педагогического мастерства:

  • профессионально-педагогические знания;
  • личностные и профессионально важные качества;
  • педагогические способности;
  • навыки и способность строить учебно-воспитательный процесс, искусство осуществления педагогической деятельности.

Как известно, чтобы быть профессионалом, необходимо постоянно развиваться, значит, учитель должен постоянно заниматься самообразованием и саморазвитием.

Процесс формирования и развития мастерства учителя позволяет прогнозировать, познавать и преобразовывать деятельность, совершенствовать свои профессиональные качества в течение всей жизни, мобилизуя приобретенные учителем знания и формируя умение искать новые задачи, которые возникают, принимать обоснованные профессиональные решения, формировать субъективную позицию ученика.

В процессе становления педагогического мастерства раскрываются резервы личностного развития учителя и возможности оптимизации его педагогического воздействия, что позволяет реагировать на «вызов» образовательной среды.

Одним из важных направлений совершенствования и развития педагогического мастерства является самообразование учителя. Саморазвитие каждого учителя строится с учетом индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности и знание техники умственного труда

Самообразование учителя зависит от его умения организовывать свое личное время, составлять персональный план самообразования и реализовывать его. Она является самостоятельной познавательной деятельностью, которая требует от человека целенаправленного саморазвития — развития психических свойств и качеств, организационных, интеллектуальных умений и навыков. Ведь только на этом пути возможно профессиональный и личностный рост.

Таким образом, развитие профессиональных качеств педагога идет по двум направлениям, которые тесно связаны между собой:

1. Развитие профессиональных качеств, которым руководят снаружи:

  • организация методических объединений в школе;
  • курсы повышения квалификации.

2. Развитие профессиональных качеств, которым руководят изнутри, со стороны самого учителя:

  • самообразование (приобретения знаний, умений и навыков);
  • самовоспитания (формирование опыта, мотивов деятельности, мировоззрения и черт личности);
  • саморазвитие (совершенствование способностей и психических процессов).

Самообразование учителя обеспечивает повышение уровня его профессиональных качеств, а в результате — непрерывное саморазвитие и его влияние на развитие ученика.

Самообразовательная деятельность учителя — это залог успешной работы каждого учебного заведения, что подтверждает то, что уровень развития профессиональных качеств педагога зависит от самообразования и совершенствования педагогического мастерства.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. [Текст] /Ю.К. БабанскийМ: Просвещение, 1985.
  2. Зязюн, И. А Основы педагогического мастерства [Текст] / И.А. Зазюн– М:Просвещение,1989.
  3. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования[Текст] / Н.В. Кузьмина. — М.: Народное образование, 2002. — 208 c.
  4. Педагогика профессионального образования: Учеб .пособие для студ .высш.пед. учеб.заведений [Текст]/Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г.Пашков и др; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский , 2011. – 368с.
  5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. — М.: Нар. образование, 2000. — 256 с.
  6. Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. — 2012. — № 2. — С. 201—206.
  7. Спирин , Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование)/ Л.Ф. Спирин М:Российское педагогическое агентство,1997
  8. Федеров В. А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования [Текст]/ В.А. Федоров. – М.: Издательский , 2010. – 208с.
  9. Шиянов, Е.Н. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие / Е.Н.Шиянов, Н.Б.Ромаева. — М.: Народное образова-ние, 2003. — 336 с.

Как правильно себя подать

При составлении перечня качеств сотрудника организации необходимо перечислить и пояснить:

  • Личностные качества человека. Это те характеристики, которые появились во время его социализации.
  • Деловые качества работника. Это те характеристики, которые описывают человека как потенциального специалиста.
  • Ключевые навыки. Нужно указать на приобретенные в школе, вузе или в процессе работы в другой компании умения, которые помогут справляться с задачами на новом месте.

При составлении данного списка не нужно уходить от главной цели резюме — дальнейшего трудоустройства в престижную организацию. Не стоит перечислять те личные качества, которыми вы не обладаете. Обман раскроют быстро, а чувство стыда останется надолго.

Профессиональное и персональное: отличие

Часто соискатели путают профессиональные навыки и персональные качества. Между двумя понятиями очень тонкая грань. Деловые качества характеризуют человека как рабочую силу. Самые важные — уровень образованности и наличие опыта работы. Оба фактора помогут работодателю оценить возможную продуктивность труда, компетентность, профессиональные навыки.

При рассмотрении деловых качеств для рекрутера важно понять, подойдет ли соискатель на вакантную должность. Он анализирует, поможет ли кандидат достичь нужных целей, какую ценность несет для компании и какой может быть оплата его труда.

Особенности личных качеств, указанных в резюме:

  • характеризуют человека как личность;
  • берутся во внимание, когда у нескольких кандидатов деловые навыки находятся на одном уровне;
  • помогают в формировании мнения об отношении кандидата к работе, коллегам, начальству и т.д.

Персональные характеристики являются второстепенными и берутся во внимание не всегда, но о них все равно нужно писать обдуманно.

Важно: какие факторы влияют на выбор профессии?

О чем писать в резюме

Многие думают, что веселый человек быстрее вольется в коллектив. Хорошее чувство юмора может помочь при неформальном общении с коллегами, но такая характеристика не даст желаемого результата, если только вы не подаете заявку на трудоустройство тамадой или аниматором. Какие профессионально важные качества личности стоит указать в резюме:

  • Если хочется подчеркнуть, что вы готовы к усердной работе, то стоит указать на желание развиваться, наличие повышенной работоспособности, стремление к карьерному росту, стрессоустойчивость.
  • Если желаете указать на наличие лидерского потенциала, то помогут такие фразы: умение распределять полномочия и обязанности, ответственный, есть навык ведения переговоров, есть умение быстро ориентироваться в ситуации и выходить из нее.
  • Если привлекает должность, где потребуются глубокие знания и хорошие умственные способности, то необходимо написать о предприимчивости, умении быстро решать проблемы, аккуратности, организованности, аналитическом мышлении.
  • Если вакансия требует от частых выступлений на публике, то необходимо заявить о таких полезных качествах, как эмоциональная уравновешенность, умение держать себя в руках даже при большом скоплении народа, способность находить с людьми общий язык, уверенность в себе, ораторские способности.
  • Если в процессе работы нужно показывать творческие способности, то не помешает сказать о наличии креативного мышления, нестандартного подхода к стандартным вещам.

Креативность необходима для творческой работы

Общие квалификационные требования к знаниям и навыкам

В таблице представлен перечень характеристик, обеспечивающих профессиональный и личностный рост.

Деловые характеристики

Личные характеристики

ОбразованиеАккуратность
Уровень квалификации, специальностьАктивность
Опыт, занимаемые должностиВыраженные амбиции
Производительность трудаОтсутствие стремления к конфликтам
Способность анализироватьРеакция
Быстрая адаптацияВежливость
Способность к обучениюВнимательность
Опыт делового общенияДисциплина
Внимательность к деталямИнициативность
Опыт планированияИсполнительность
Гибкое мышлениеОбщительность
Опыт подготовки докладовМаксимализм
Готовность выполнять задачи сверхурочноНастойчивость
Ораторские способностиНаходчивость
ГрамотностьОбаяние
Организаторские способностиОрганизованность
Математические способностиОтветственность
ПредприимчивостьПорядочность
Умение общаться с клиентамиПреданность делу
Способность выполнять командную работуЛюбовь к труду
Умение расположить людейУверенность в своих силах
Способность к убеждениюЦелеустремленность
Внешние данныеЧестность
ДикцияЭнтузиазм
Физическая формаЭтичность

Личные характеристики не уступают профессиональным знаниям. В некоторых ситуациях работодатели уделяют им большее внимание.

Полезные рекомендации

  • Кроме типичных полезных качеств настоящего профессионала, стоит указать и такие характеристики, которые смогли бы заменить отсутствие чего-либо у потенциального специалиста. Если нет опыта в определенной сфере, то следует указать на умение схватывать все на лету и быстро обучаться.
  • Перед включением той или иной характеристики стоит подумать и трезво оценить себя. Чтобы подтвердить или опровергнуть наличие того или иного личностного качества, нужно привести пример жизненной ситуации.
  • При составлении резюме нужно опираться на те характеристики, которые необходимы при работе в данной должности. Если на сотрудника будет возложено управление коллективом или проектом, а навыки руководителя у него есть, то нужно акцентировать внимание на этом.

Определение

Деловые качества — это возможность человека осуществлять функции при наличии у него определённого уровня знаний, образования, опыта работы и характеристик личности. Без их выявления и оценки работника затруднительно поручить ему выполнение обязанностей и рассчитывать на их качественное выполнение.

Существует разный подход к определению деловых и профессиональных качеств. Некоторые склонны считать, что профессиональные качества работника наименее важны . Наиболее популярна позиция, согласно которой профессиональные более подробно раскрывают характеристику свойств специалиста. Деловые являются универсальными качествами для разных видов работы.

Описание личных качеств

Личные качества при устройстве на работу играют не менее важную роль, чем деловые. Личные свойства раскрывают особенности специалиста как человека, показывают, как он взаимодействует с другими людьми.

Часть из них закладывается с детства, формируется в семье, другая часть развивается в обществе, в школьном, студенческом коллективе.

Некоторые личные характеристики можно обнаружить только в ходе трудовой деятельности, положительные качества можно и нужно развивать для достижения профессиональных целей. Профессиональные и личные качества важны для работы. Они отражаются в резюме кандидата на должность, часто деловые вытекают из личных.

При одинаковых профессиональных характеристиках работодатель изучает список личных свойств. Соискателю надо стремиться показать в резюме сильные стороны своего характера и личности, чтобы руководитель сделал объективный выбор.

Характеристика

Примерный перечень личных качеств работника :

  • честность;
  • коммуникабельность;
  • ответственность и добросовестность;
  • трудолюбие;
  • вежливость и тактичность;
  • целеустремленность;
  • гибкость и умение принимать чужую точку зрения;
  • самокритичность, умение видеть свои ошибки и признавать их;
  • стрессоустойчивость.

Данный список показывает положительные свойства, существуют и отрицательные стороны личности, которые легко выявить через противоположности положительных свойств. Идеального работника найти сложно, у каждого имеются те и другие характеристики в разных пропорциях.

Описание деловых качеств

Деловые качества для приема на работу можно классифицировать по разным основаниям, среди которых мотивация, круг выполняемых должностных обязанностей, направленность на коллег, руководство или контрагентов, время приобретения качеств.

Одной из распространенных и обширных классификаций является деление на положительные и отрицательные. Они будут рассмотрены отдельно, так как в разной ситуации одно и то же свойство может быть хорошим, а в другом случае оказаться плохим. Также некоторые рабочие характеристики важны для начальника, а другие для рядового специалиста.

Положительные

Среди них можно выделить те, которые характеризуют отношение к трудовым обязанностям:

  • дисциплинированность;
  • усидчивость;
  • самостоятельность в принятии отдельных решений;
  • самообучаемость;
  • аккуратность в работе с документами;
  • умение планировать и распределять свое время;
  • дальновидность;
  • креативность;
  • умение четко формулировать свои мысли;
  • способность быстро принимать решения.

Те, которые показывают характер отношений с окружающими:

  • умение находить общий язык с клиентами;
  • знание делового этикета;
  • умение говорить на публику;
  • умение организовывать мероприятия;
  • умение работать в команде;
  • способность убеждать;
  • профессиональная честность;
  • уравновешенность, стремление к золотой середине.

Перечень не является исчерпывающим, а содержит базовый набор, который при желании можно дополнить некоторыми личными качествами работника.

Отрицательные

Однозначно негативные качества:

  • жадность;
  • неуживчивость;
  • обидчивость;
  • завистливость;
  • самоуверенность и наглость;
  • заносчивость;
  • болтливость и склонность к распусканию сплетен;
  • агрессивность;
  • проявление лени;
  • мстительность.

Некоторые свойства можно назвать отрицательными при определенных обстоятельствах:

  • гиперактивность;
  • скромность;
  • прямолинейность;
  • эмоциональность.

Отражение в резюме

При приеме на работу деловые и личные свойства учитываются в первую очередь. Не зная человека, выбрать подходящего кандидата работодатель может только по резюме или собеседованию.

Иногда возникает проблема, какие качества работника для резюме подходят больше всего. Соискатель допускает ошибку, если перечисляет их в большом количестве, не выбирая главные, относящиеся к данной должности. Для руководителя это сигнал, что он не умеет вычленять нужную информацию.

Формулировки в резюме должны быть четкими, лаконичными, логическими, не противоречащими остальной информации. Желательно, чтобы они отражали сильные стороны личности, чтобы из текста можно было отследить связь между деловыми качествами и профессиональными достижениями.

Иногда претенденты на должность указывают в резюме не только свои лучшие стороны, но и худшие. Это может иметь двоякий смысл: свидетельствовать о честности человека и показывать его недальновидность. Желательно отметить свои недостатки на собеседовании, где про это спросят. Важно подчеркнуть желание исправлять свои недостатки.

Качества для разных профессий

Каждая сфера деятельности предполагает наличие тех или иных деловых качеств, которые необходимо указывать в требованиях к вакансии, они важны при приеме на работу:

  • для руководителей важными являются целеустремлённость, ответственность;
  • бухгалтер должен обладать скрупулёзностью и усидчивостью;
  • секретарю не обойтись без аккуратности и терпеливости;
  • менеджер по продажам должен иметь развитые коммуникативные навыки, обладать гибкостью.

Источник: https://urazuma.ru/uspekh-i-dengi/delovye-kachestva-rabotnika-1.html

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]