Триггеры в психологии – это спусковой механизм: определение, особенности, как бороться


Триггер в психологии – это термин, пришедший из механики и техники, дословно означающий запуск какого-то механизма после воздействия на определённый рычаг, крючок. Относительно человеческой психики такое понимание может отражать запуск определённых реакций нервной системы, паттернов поведения, сродни неконтролируемым реакциям и автоматизмам.

Триггер в психологии это простыми словами такая ситуация или единичное действие, сигнал, поступающий в мозг (от любого типа анализатора – мелодия, запах, вкус, картинка, прикосновение) и переключающий мысли и действия в неосознаваемый режим. Обычно такие моменты тесно связаны с психологическими травмами, реже с позитивными значимыми жизненными моментами, и тогда понятие триггер используется в качестве такого момента сложившейся действительности вместе с её раздражителями, когда в эмоциях при отсутствии полного повторения ситуации вызываются эмоциональные переживания прошлого травматичного опыта или его части. Т.е. человек заново может переживать ужас угрозы жизни при скрипе колёс или же впадать в панику, пережитую при изнасиловании при резком исчезновении света, некоторые не могут есть пищу или пользоваться духами, которые были на момент смерти близкого человека и т.д.

Работают данные воспоминания и всплывающие бессознательные реакции благодаря тому, что человеческие воспоминания не делятся по источнику поступающей информации, а хранятся целостным образом, где присутствуют звуки, тактильные ощущения, запахи, слова, поступки, цвета, температура, громкость. При появлении в настоящем времени появляется хоть какой-то раздражитель, мозг выдаёт все связанные с ним события – так мы вспоминаем людей и важные места, можем проводить ретроспективу своей жизни.

В тот же момент вместе с простой мелодией мозг может выдать воспоминания о страшной аварии, случившейся именно, когда эта песня играла по радио, или, наоборот, о победе на олимпиаде, где первый раз прозвучал данный трек. В зависимости от событийного наполнения прошлого под одну и ту же мелодию кто-то может почувствовать удачливость момента всей жизни и вложить все деньги в лотерею, а кто-то забьётся в самый дальний угол, ожидая моральных или физических увечий. Эти примеры касаются крайних случаев. По спектру, силе воздействия и контролируемости триггеры также бывают разные – одни полностью выбивают человека из адекватного состояния (тут даже можно говорить о посттравматическом расстройстве), другие могут быть лёгкими, ощущаться как небольшая смена настроения и даже легко поддаваться анализу и контролю.

Что такое психологические триггеры

Ранее этим термином пользовались при диагностировании психиатрических отклонений у человека. Триггером в английском языке называют какую-либо деталь, приводящую в действие механизм, или, попросту, спусковой крючок. По аналогии также стали называть любые внешние факторы (действия, фразы или слова, ситуации, картинки и т. д.), которые становились причиной обострения заболевания или приводили к болезненной реакции. Например, у человека, страдающего клаустрофобией (страх замкнутого пространства), один вид закрывающихся дверей лифта мог вызвать панику, а тем более необходимость подниматься в нем.

В настоящее время данным понятием стали пользоваться более широко, его взяли на вооружение в различных сферах, и теперь с удовольствием применяют психологи, маркетологи, рекламщики и даже политики. Триггером стали обозначать любой внешний сигнал или фактор, который заставляет человека реагировать спонтанно и совершать определенные ожидаемые действия.

Как с помощью стимульных реакций можно манипулировать людьми?

Активнее всего влияние стимульных реакций используется в сферах, где манипуляция — один из основных инструментов воздействия: политика, реклама. Хотя опыт личности и уникален, есть несколько общих моментов, которые важны для всех:

  1. Страх. Стимул, основанный на страхе, действует безотказно, но использовать его в маркетинге неэтично. Такая реклама может отпугнуть, вызвав неприятные ассоциации. Многие бренды используют ее, описывая проблему покупателя и сразу предлагая решение. Покупка подается как способ избавиться от проблемы.
  2. Стремление быть своим в компании. Страх оказаться ненужным и непринятым обществом — один из самых сильных. Часто люди покупают товар, учитывая не собственные желания, а мнение окружающих.
  3. Стремление подчеркнуть свою особенность. Оно идет параллельно с желанием быть принятым. Индивид одновременно боится стать аутсайдером и раствориться в толпе. Поэтому так просто продавать товар, акцентируя внимание покупателей на его уникальности.
  4. Природная лень. Механизм выживания, позволивший людям эволюционировать, включает лень в список постоянных ощущений. Скудное питание быстро приводило первобытного человека к истощению, а лень побуждала меньше двигаться, экономить силы. У современного индивида доступ к питанию есть всегда, но механизм остался.
  5. Дефицит времени. Желание экономить время — сильный стимул. Индивид боится опоздать, упустить возможность. Из-за этого он часто покупает товар импульсивно, не задумываясь, действительно ли он ему нужен.
  6. Ожидание приятных эмоций. Когда покупка вызывает приятные эмоции, ожидание новых ощущений, удовольствия, человек будет неосознанно стремиться покупать снова и снова.

Общие стимульные реакции можно использовать на все категории покупателей. Когда реклама направлена на узкую аудиторию (на молодых мам, владельцев автомобилей определенной марки), задействуются более индивидуальные стимульные реакции, связанные с жизненной ситуацией аудитории.

Принцип действия психологических триггеров

Большинство людей привыкло реагировать неосознанно с помощью своих эмоций и действий на внешние раздражители. Безусловно, воздействий очень много, и они различны по значимости для конкретного лица. Отдельно нужно назвать рефлексы тела, которые человек совсем не контролирует. Все люди одинаково начинают моргать и зажмуривать глаза при ярком свете или откашливаться, если что-то попало «не в то горло». Эти рефлекторные действия не относятся к тем, которые мы будем рассматривать в нашем материале.

Рекомендуем

«Вебинары в маркетинге: 8 преимуществ» Подробнее

Создание схемы запуска триггера можно сравнить с формированием действия условных рефлексов. Только нужно учесть, что очень важным элементом этого механизма будет эмоциональная составляющая, а не только закрепление с помощью многократного повторения «стимуляция – ответное действие».

Триггерам свойственны следующие особенности:

  • Индивидуальность.
    У каждого в подсознании спрятаны свои собственные «спусковые крючки», которые возникли благодаря индивидуальным особенностям, образу жизни и вследствие воспитания в определенных условиях и традициях. Поэтому люди абсолютно по-разному реагируют на одни и те же внешние сигналы.

    Например, один человек привык выкуривать сигарету после того, как выпьет свой утренний кофе, поэтому даже запах напитка сразу вызывает желание курить. А другому визг тормозных колодок сразу напомнит о пережитой катастрофе, и его тело сожмется в ужасе.

  • Эмоции – это неотъемлемая часть триггера.
    С помощью эмоции триггер встраивается в схему поведения человека. Связка «реакция + внешний раздражитель», подкрепленная сильной эмоцией, закрепляется очень быстро и практически навсегда. Чтобы изменить поведение, навязанное таким образом, нужно приложить немало усилий. Вы понимаете, что еще один сладкий пирожок вреден для здоровья, но рука сама тянется и с этим очень трудно что-либо сделать.

    Такие эмоции, как сильный испуг, могут в прямом смысле парализовать человека, не давая ему действовать. Если водитель попал в серьезную аварию, испытал страх за себя и пассажиров, то он может надолго отказаться от вождения.

  • Встраивание в сенсорную память.
    Пожалуй, это было бы чересчур, если бы каждый внешний раздражитель становился «пусковым механизмом». В момент воздействия должна быть задействована сенсорная сфера. Можно сказать, что «хорошая память» в данном случае оказывает человеку не пользу, а вред, если триггер связан с какой-то негативной эмоцией.
  • Ответные реакции
    Подобное отношение к триггеру часто спонтанны, их очень трудно контролировать, бывает, что индивид не понимает, что происходит. В очень тяжелых случаях, когда «крючок» был связан с сильным негативом, человек может действовать в искаженном состоянии сознания, абсолютно не контролируя себя и свои поступки.

    В течение жизни копилка нашего эмоционального багажа пополняется разнообразным опытом, и не всегда с триггерами связаны отрицательные чувства, часто они имеют приятную или нейтральную окраску. Например, если во время обеденного перерыва вы привыкли пить чай с пирожным, то без сладкого вам уже и чая не захочется.

    Также и для маркетологов связь между некоторыми «спусковыми механизмами» и потребительскими действиями открыла широкое поле для деятельности. Наиболее часто применяемые маркетинговые уловки не несут отрицательного заряда эмоций и не становятся разрушителями для человеческой психики.

Влияние на индивида

Если ответ на триггер не вызывает сильного эмоционального переживания и индивид испытывает только легкое беспокойство или смутное чувство тревоги. Эти ощущения не воспринимаются как проблема. Яркие симптомы стимульной реакции, наступающие внезапно и мгновенно, могут оказаться проблемой. Столкнувшись со стимулом, индивид испытывает:

  • нехватку воздуха;
  • боль, жжение в груди;
  • дрожь в пальцах;
  • предобморочное состояние;
  • головокружение и тошнота;
  • резкое повышение давления;
  • сильная головная боль;
  • чувство страха, беспомощности.

Стимульную реакцию можно сравнить с болевым синдромом. Зачастую чувствовать его неприятно и даже опасно, но он показывает, что с организмом что-то не так. Триггер — симптом проблемы психологического характера. Если у человека не было такого механизма, он бы не смог осознать проблемы.

Основные виды психологических триггеров

Понятие психологических триггеров является относительно новым, и у специалистов еще не принята единая классификация. Мы здесь разберем две основные.

1. Триггеры с положительной и отрицательной окраской

Положительными или отрицательными триггеры можно считать с некоторой долей условности. Например, вид пачки любимых сигарет вызывает желание курить. Сказать, что это полезная реакция, нельзя, однако в действии нет разрушительного влияния на психику человека. Одним из ярких примеров связки «триггер + реакция» в этой группе называют следующую, когда мать мгновенно просыпается от плача новорожденного, хотя ее сон был крепким и глубоким. Эмоция, связанная с триггером, не совсем положительная, ведь беспокойный сон малыша вызывает у мамы тревогу и опасение за его здоровье. Однако действие полезно для обеих сторон.

По наблюдениям психологов такого рода стимулы редко возникают сами собой. А вот психотерапевты часто применяют эти приемы для исследования реакций человека.

С отрицательными триггерами, к сожалению, приходится встречаться чаще, и они могут стать причиной неадекватных поступков или асоциального поведения. Их действие на психику разрушительно. Такая взаимосвязь основана на стремлении столкнуться лицом к лицу с самыми сильными негативными эмоциями. Человек в этот момент не в состоянии контролировать свое поведение, на поверхность выходят древние инстинкты, сохраненные, к примеру, на R-уровне.

Речь идет о стихийных проявлениях дикой агрессии, насилия, о желании доминировать, в том числе в сексуальном плане. Человек, с одной стороны, преодолевает свои страх или отчаяние, с другой стороны, сам становится агрессивным и опасным для окружающих. Известно, что от крика «Горим» обычная группа людей может превратиться в охваченную диким страхом толпу.

Эту классификацию нельзя считать полной и лишенной недостатков, так как многие психологические триггеры не входят ни в первую, ни во вторую группы. Отдельные стимулы часто используют в своей работе создатели рекламы, и мы еще поговорим об этом. К ним нельзя относиться, как к чисто положительным или отрицательным, на оценку будет влиять точка зрения или конкретные обстоятельства. Маркетологи постоянно используют привлекательный образ успешной жизни для повышения спроса на какой-то товар. Но что именно рекламируется, действительно ли пользу получат люди – это уже другой вопрос.

2. Разделение в зависимости от типа раздражителя

«Сигнальной лампочкой» может стать любой внешний объект или явление материального мира. Для классификации разделим их на несколько групп.

  • Первая – вид строений, домов, посещение родных мест, природы, а также жизненные обстоятельства и случаи, которые имеют сильную эмоциональную окраску и связаны с определенными воспоминаниями.
  • Вторая включает в себя словесные триггеры. В словах заключена большая сила, проникающая вглубь сознания, причем это воздействие бывает более интенсивным, чем реальные объекты из первой группы. И нам самим трудно представить, что во многих словах спрятаны «крючки», на которые мы реагируем, не осознавая это.
  • Третья группа – раздражители сенсорного типа − это все, что мы слышим, видим, ощущаем телом.

Общим для всех этих раздражителей является их принадлежность к продуктам, если так можно выразиться, внешнего мира. Но есть еще такие связки, когда триггером, запускающим психическую реакцию, выступает увиденный сон, внезапное воспоминание или неясные грезы и мечтания – то, что породил наш собственный мозг.

Классификация по характеру внешнего раздражителя

Поскольку тема еще плохо изучена, у исследователей еще нет единой классификации психологических триггеров, которой бы придерживались все психологи. Пока разделить триггеры можно только на 3 условные группы:

  • внешние ситуации — объекты, ситуации, провоцирующие эмоциональную реакцию;
  • сенсорные раздражители — любые звуки, запахи, цвета, достаточно сильные, чтобы стимулировать нервную систему;
  • слова — воздействуют на сознание наравне с реальными объектами, а часто даже сильнее.

Стимульную реакцию провоцируют воспоминания, сны, мечты, ухудшение психического состояния. Сознание, пытаясь пережить неприятную ситуацию, постоянно зацикливается на них. Индивид вынужден проживать их снова.

Халява

Получить какую-то безделушку, даже ненужную, но бесплатно – это же классно. В рекламе, чтобы заполучить данные клиента, поддержку, постоянного покупателя пользуются этим приёмом.

Примеры популярных халявных ловушек:

  • подпишись и пройди 5 уроков бесплатно;
  • зарегистрируйся, купи 500 Мб дискового пространства, получи 100 Мб бесплатно;
  • за каждые 500 руб. покупки карандаш или ластик в подарок;
  • 3 товара по цене двух – поспеши.

Знакомо? Такие триггеры можно встретить не только в оффлайне, но и в статье интернет-магазина.

Как показывают исследования, уровень продаж поднимается минимум на 15–30 %.

Теперь мой личный пример. Вот я накупила бисера оптом на 300 руб., у меня на руках 1,5 кг фурнитуры. Как продать? Чтобы скупали партиями, а не по пакетику 10 г, я запускаю акцию: “За каждые 100 г бисера (10 пачек) дарю 10 г”.

А теперь вы попробуйте придумать интересную акцию для канцелярских товаров? Результатами поделитесь в комментариях.

Дарим чувство уникальности

Люди – странные создания. С одной стороны, все стремятся быть как все, с другой – выделиться, чем-то превзойти.

Что поможет почувствовать себя особенным:

  • ВИП-аккаунты;
  • доступ на закрытые сайты, вечеринки, занятия;
  • вещи, выпущенные в ограниченном количестве, например, 10 или 100 штук.

Желание обладать этим товаром, попасть в недоступное место будет выше. Создание искусственной ограниченности позволит вам увеличить цену. И клиент готов платить в 2-3 раза больше за эксклюзивность.

Страх

Каждый чего-то боится: разориться, потерять любимого человека, заболеть, потолстеть. Список страхов можно продолжать бесконечно.

Этот триггер будет бесполезен, если вы не изучите целевую аудиторию. Для примера возьмём беременных. Чего они боятся? Навредить ребёнку, родить его нездоровым, заболеть чем-то.

Даже по поисковым запросам можно понять, что пугает будущих мам. Они часто ищут информацию о питании, курсах, упражнениях. Почему? Не хотят располнеть, заболеть, получить осложнения. Всё это смело впихиваем в продающие тексты. Получается убийственный коктейль, который будет работать на удержание внимания и завлечение беременных.

Увлекательная история

По телевизору, из газет мы узнаём, как не самые красивые картины, полезные вещи слетают с молотка на аукционах за миллионы. Почему? Да, у них есть история или владелец, чья жизнь захватывающая книжка.

Можно искусно приписать интересное прошлое товару.

Так поступили двое копирайтеров из Америки. Они закупили на блошином рынке 200 вещей по дешёвке. Каждой из них, придумав свою историю, они увеличили прибыль в 270 раз. Например, жёлтого медвежонка продали за 51 $. Хотя его реальная цена 1 $.

Как увлечь читателя:

  • добавьте немножко драмы, комедии или боевика;
  • не перебарщивайте, оставьте место для реализма.

Попробуйте придумать историю к любому предмету в вашей комнате. Вышло? Расскажите об этом в комментариях.

E-mail рассылка – как завлечь

Рассылка по электронной почте – один из самых лучших способов повысить продажи. Но, как любое мощное оружие, оно может сработать против вас, если написать письмо для рассылки неправильно.

Заголовок – короткий. Не более 50 знаков. Нужно создать интригу, напугать или пробудить жадность в клиенте. Не делайте скучные заголовки наподобие “мы продаём пылесосы по России, приходите к нам”.

Я посмотрела свой почтовый ящик, нашла несколько увлекательных заголовков:

  • Всё связано! – никаких подсказок, интересно узнать, о чём речь;
  • Имя, вы ошиблись в вёрстке – как, я же ничего не делал;
  • Имя, вы были у нас и забыли кое-что – надо открыть письмо, а то вдруг потерял что-то важное.

Как написать основную часть:

  • не навязывайтесь;
  • торгуйте страхами, предложите решить проблему вашей ЦА;
  • пишите так, будто работаете с каждым персонально.

Не пытайтесь написать сухое письмо с названием организации. Разговорный стиль самый лучший.

Перед лицом общего врага

Людей объединяет не только любовь, но и ненависть. Вспомните, как приятно обсуждать босса с коллегами. Он придирается ко всем, заваливает работой. Вы чувствуете себя единым целым, потому что имеете общего врага – начальника.

Недругом может быть не только личность, но и недостатки, проблемы. Классический пример, объединяющий женщин в фитнес-зале – лишний вес. Он прибавляется быстро, стоит полениться, скушать пироженку.

Как использовать триггер в копирайтинге? Вычислите врага, предложите мощное оружие против него.

Простое решение ваших проблем

Каждый хочет найти универсальное, простое средство для решения своих проблем. Наша задача – предложить товар как палочку-выручалочку.

Как описать продукт на презентации или сайте:

  1. Опишите свою целевую аудиторию. Описание не должно быть про толпу. Выражаемое желание большинства в одном человеке. Например, Васе или Маше.
  2. Говорим о проблеме словами клиента. Не пишите заумными словами. Клиент не сможет примерить образ на себя.
  3. Предлагаем товар как решение проблемы, показываем выгодные стороны.

Составила схемку для примера:

  1. Наталья. Она фрилансер. Путешествует везде, ездит в гости к родственникам. Живёт в глубинке.
  2. Добраться из аэропорта от тети до дома возможно, если она успеет на последний 19-часовой автобус. Ей платят на Вебмани, поэтому расплатиться с такси не всегда может.
  3. Что мы рекламируем в этой ситуации? Здесь отлично подойдёт новая служба такси по пригороду, принимающая валюту электронного кошелька или обменник, обналичивающий деньги за 5 минут.
  4. Итог. Наташа доберётся домой вовремя, сэкономит.

Это один из лучших триггеров. Проблемы есть у любой ЦА. Надо найти их, попасть в самое сердце.

Все хотят новинку

Человек быстро устаёт от старого. Доказано, что если в его жизни ничего не обновляется, наступает уныние и депрессия.

Новинка рождает в голове образ чего-то милого, свежего, интересного. Её хочется потрогать.

Будьте осторожны. Иногда новизной можно показать неопытность, плохое качество продукции.

Apple знают об этой человеческой слабости. Вы заметили, что каждый год выходит новый iPhone? Думаете это случайно или в голове креативного отдела столько идей? Нет. Это маркетинговый ход.

Попробуй и не сможешь отказаться

Крутой видеоредактор стоит 200 $. Любитель не захочет тратить такие деньги. Как его убедить? Соблазнить демо-версией программы.

Когда клиент получает удовольствие от продукта, он привыкает. Чем больше зависимость, тем выше шансы на покупку.

В мобильных и автосалонах потенциальному покупателю дают посмотреть, потрогать продукт. Человек чувствует, как приятно обладать вещью, не задумываясь выкладывает деньги в кассу.

Каждый хочет быть как большинство

Человек социален. Он боится осуждения обществом, доверяет ему.

Простые фразы наподобие: “уже 35 012 человек пользуются этой программой”, “1 500 учеников увеличили доход на 80 % после тренинга”.

Когда мы листаем онлайн-курсы, видим на сайте отзывы, привлекательную статистику и верим ей.

От дорогого к дешёвому

Все познаётся в сравнении – этот принцип в копирайтинге тоже работает.

Если клиент увидит сначала чемодан за 7 000 руб., а потом за 2 500 руб., что произойдёт? Он купит. Цена покажется доступной.

Так продвигают платные аккаунты. Вверху указывают самый крутой, дорогой, а внизу дешёвый.

Авторитетность

Когда мы были детьми, почему спрашивали всё у родителей, учителей? Потому что доверяли им, считали их авторитетами. Если вы хотите узнать, как получить пособие, развестись, не разорившись, к кому обратитесь? Правильно, к юристу или адвокату.

Если вы человек с улицы, никто не закажет консультацию, не купит тренинг, вы должны стать авторитетом. Как это сделать:

  • публикуйте отзывы;
  • пишите полезные статьи по своей специальности;
  • расскажите о том, с какими профессионалами сотрудничали, где работали.

Если место вашей работы не крупная фирма, а некомпетентное агентство, лучше промолчите.

Звонкий пример работы авторитетного триггера – реклама зубной пасты. Вспомните тех доброжелательных стоматологов, которые рекомендуют купить товар. Возможно, это артист в белом халате, диплома нам он не показал. Но на уровне подсознания мы доверяем.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]