Понятие и этапы формирования
Чувство часто путают с эмоциями. Эти феномены человеческой психики взаимосвязаны, но не являются взаимозаменяемыми. Чувства — особая форма отношения личности к окружающему миру, которая возникает как ответная реакция на соответствие или несоответствие актуальным потребностям. Они отличаются устойчивостью, силой проявления. С их помощью индивид выражает отношение к людям, явлениям, предметам, обозначает убеждения, особенности характера.
Чувственная реакция возникает в ответ на событие, происходящее в жизни индивида. Правильное формирование реакций необходимо для развития гармоничной здоровой личности. Это индивидуальный процесс, который начинается в раннем детстве. На формирование влияет семейная обстановка, локальная культура. В Испании принято бурно выражать чувства, а в Японии это — признак плохого воспитания.
Чувства принято делить на низшие, высшие. К низшим относятся физиологические проявления: голод, усталость. К высшим относятся проявления, связанные с духовным миром: восхищение, сопереживание, эмоциональная привязанность. Наличие высших чувств отличает человека от животных.
У чувственных переживаний есть объектная привязка. Индивид не может испытывать их к ситуации или явлению, только к конкретному действующему лицу, предмету. У чувств может не быть внешних проявлений: проживая их внутри, внешне индивид остается спокойным. Часто они невербальные — невысказанные.
Мимолетные проявления возникают, когда взаимодействие с предметом было кратким. Чтобы сформировалась устойчивая связь, нужен продолжительный контакт. Именно так развиваются влюбленность: если человек лишен возможности видеть предмет обожания, влюбленность быстро проходит. Если он ежедневно может смотреть хотя бы на портрет, то влюбленность будет только подпитываться и укрепляться.
Базовые эмоции
К основным, наиболее распространенным эмоциям большинство психологов (в том числе американец Кэррол Изард, который и предложил эту классификацию) относят:
- Радость/ удовольствие. Это положительная эмоция, которая создает хорошее настроение и позитивный эмоциональный фон. Радость появляется у человека при возможности удовлетворить важную для себя потребность (план, желание). Эмоция оказывает положительное воздействие на коммуникативные навыки человека, повышает уверенность в себе, избавляет от стресса и тревожных мыслей.
- Интерес. Чувство, которое тесно связано с социальностью человека. Только благодаря ему становится возможным обретение новых знаний, умений и навыков, физическое и и умственное развитие индивида.
- Удивление. Эмоция возникает как реакция на неожиданное событие или действие. Ее нельзя отнести ни к положительным, ни отрицательным эмоциям, так как удивление может быть как приятным, так и обладать негативным оттенком.
- Грусть/ страдание. Страдание — это отрицательная эмоция, которая возникает по причине того, что человек не может получить желаемое, удовлетворить свои потребности. Грусть вызывает упадок сил и апатию.
- Злость/ гнев. Эта негативная эмоция, возникающая вследствие невозможности получить желаемое, неудачи или неудовлетворенности чьим-либо поведением. Гнев вполне может привести к аффективному состоянию.
- Вина. Это негативная реакция, которая возникает в результате осуждения самого себя: своего поведения, слов, мыслей. Вслед за виной человек часто испытывает раскаяние.
- Страх. Отрицательная эмоция, связанная с осознанием для своей жизни или жизни близких людей. При этом угроза может быть как реальной, так и надуманной.
- Презрение. Это негативная реакция на поведение или слова другого человека, связанная с глубокими разногласиями в убеждениях людей.
- Отвращение. Возникает как отрицательная реакция на объект, поступки, события или явления, которые противоречат нравственным, эстетическим или идеологическим взглядам индивида.
- Стыд. Отрицательная эмоция, которая возникает вследствие несоответствия своей внешности или поведения ожиданиям других людей или самого себя. Довольно часто стыд сопровождается чувством беспомощности.
Возрастные этапы развития
Развитие чувств в раннем детстве — важный, сложный процесс. Он происходит поэтапно:
- Новорожденный младенец. Появившись на свет, ребенок владеет базовыми формами проявлений, необходимых для выживания: голод, удовольствие, боль, страх. Эмоциональное состояние зависит от физических ощущений. Новорожденный не умеет различать чувства. Его главный интерес, потребность — физический контакт с матерью. Младенец реагирует на ее настроение, копирует его.
- От 0 до 6 мес. Младенец понимает, какие ощущения он испытывает при контакте со взрослыми. Его восприятие фрагментарно: он видит мир частями. К полугоду он учится различать родных и чужих, в его арсенале появляется тревога, настороженность. Изучая мир, он пытается потрогать все, что видит. Если это не удается, младенец испытывает гнев, дискомфорт.
- 6–12 мес. Полугодовалые малыши умеют удивляться, проявлять интерес. Помимо физических потребностей, у ребенка возникают умственные. Постепенно формируются интересы: ребенок разделяет игрушки на любимые, нелюбимые. В возрасте 8 месяцев появляется страх разлуки с матерью, ребенок испытывает тревогу, становится беспокойным.
- 1–1,5 г. Появляются собственные желания, потребность их реализовать. Ребенок учится принимать самостоятельные решения, но часто сталкивается с запретами со стороны взрослых. Препятствие вызывает злость, стремление получить свое. В этом возрасте важно научиться разделять желания и действия. Основное достижение 1,5 лет — у ребенка формируется представление о самом себе, малыш отождествляет себя со своим именем.
- 1,5–2 г. Ребенок больше не беспомощный. Он уверенно передвигается, может сам взять игрушку, у него появляется больше свободы и потребностей. Он стремится доказать самостоятельность, право на собственное мнение. В этом возрасте он уже разделяет чувства, но не может их назвать.
- 2–2,5 г. Двухлетние дети видят себя центром мира, у них нет понимания опасности. Также еще не сформировано чувство сострадания и жалости: если ребенку не понравится другой малыш, он может ударить его или укусить, выражая неприязнь.
- 2,5–3 г. При благополучном развитии к трем годам у ребенка сформируется целостное представление о себе. Появляется гордость за свою самостоятельность и стыд в случае неудачи. Просыпается интерес к другим детям, стремление занять свое место в коллективе.
Развитие чувств продолжаться до окончания подросткового возраста. Первые годы жизни формируют основу, которая поможет ребенку отличать чувства от эмоций.
Адаптация ребенка в коллективе
Психологическая саморегуляция
Психологическая саморегуляция — совокупность методов управления собственным психическим состоянием. Субъект воздействует на себя с помощью силы воли. С помощью методик психологической саморегуляции можно легко добиться необходимого результата.
Эффекты психологической саморегуляции:
- Успокоение — достигается после устранения эмоциональной напряженности.
- Восстановление — начинается после полного успокоения, качественного отдыха.
- Активация — начинается при повышении психофизиологической активности.
Способы психологической саморегуляции делятся на две больших группы:
- Естественные — происходят сами по себе, без определенной цели.
- Направленный — применяются человеком для достижения определенного психического состояния.
Естественные:
- сон, еда;
- взаимодействие с животными, природой;
- массаж, танцы;
- музыка, развлечения.
Доступные методы психологической саморегуляции:
- Смех, улыбка, юмор.
- Созерцание панорам, пейзажей.
- Концентрация внимания на приятном, например, на любимых цветах, старых фотографиях.
- Вдыхание свежего воздуха.
- Размышление о хорошем.
- Мышечное расслабление.
- Выражение похвал, комплиментов.
От эмоционального состояния человека зависят многие аспекты его жизни. Невозможно продуктивно работать при плохом настроении, депрессии, стрессе. Проще достичь поставленной цели в хорошем расположении духа
Важно научиться контролировать собственное эмоциональное состояние, знать, как правильно выходить из стресса.
Качественная характеристика
У чувств есть характеристики, которые отличают их от других эмоциональных проявлений:
- Валентность — разделение на положительные, отрицательные и амбивалентные (двойственные). Возникновение амбивалентных проявлений говорит о богатом жизненном опыте, отсутствии категоричности. Амбивалентность характерна для людей с высоким уровнем интеллекта.
- Интенсивность — сила проявления. По интенсивности можно определить главные и второстепенные чувства, оценить способность человека к самоконтролю, развитие силы воли.
- Содержание — значение для человека объекта, по отношению к которому он проявляет чувства.
- Стеничность — побуждение к действию, стремление выразить чувство. Если человек пытается сдерживать проявления, это называется астеничностью.
Интенсивность проявления чувств определяет поведение индивида, отношение к нему других людей. Эмоции всегда искренние, а демонстрация чувств может быть заранее спланированной.
Применение шкалы Абрахама Хикса для оценки состояния
Чтобы составить точную психологическую характеристику эмоциональных состояний человека, выявить нарушения эмоциональной сферы, можно воспользоваться шкалой Абрахама Хикса. С ее помощью можно описать обширный диапазон чувств — от негативных до положительных. Чувства в шкале разделяются по цветам.
Важно запомнить особенность шкалы. Невозможно передвигаться по шкале с одной стороны к другой, минуя промежуточные этапы
Например, невозможно перейти от страдания сразу к радости. Цвета идут от красного до фиолетового. Нейтральная зона, которая расположена по центру обозначается зеленым цветом.
Красная зона
Проявления:
- безнадежность;
- бессилие;
- депрессия;
- отчаяние;
- неуверенность;
- горечь;
- зависть;
- несчастье;
- унижение;
- страх;
- стыд;
- заброшенность.
Чтобы продвигаться по негативной зоне, нужно испытать негатив, стараться выражать его, чтобы двигаться к положительным эмоциям.
Оранжевая
Оранжевая зона менее негативная, но ощущения остаются плохими:
- испуг;
- отстраненность;
- возмущенность;
- недооцененность;
- злость;
- жажда мести;
- вина;
- недоверие;
- обида;
- ненависть;
- обескураженность.
Важно быть терпеливым при преодолении различных зон шкалы. Чтобы избавиться от негативных чувств, можно пользоваться естественными механизмами психологической защиты, например, перекладыванием вины на других
Это помогает освободиться от негатива.
Желтая
Это зона разочарования. Чувства:
- беспокойство;
- грусть;
- разочарование;
- раздражение;
- сомнение;
- жалость к себе;
- одиночество;
- подавленность;
- тревога;
- сожаление.
При прохождении этой и следующе зоны психологи рекомендуют перенастраиваться на положительные мысли.
Зеленая
Нейтральная зона. Главное проявление — скука. Чувства становятся смешанными, поскольку происходит переход между положительными и отрицательными эмоциями. Субъект не может точно охарактеризовать свое состояние. Ему не хорошо, но и не плохо. Ему:
- скучно;
- пусто;
- нормально;
- безразлично.
На этом этапе важно расслабиться, попытаться отречься от любых чувств. Временно появится ощущение усталости
Человек не знает, что ему делать дальше. Главное не поддаваться негативу. Нужно попробовать отдохнуть.
Голубая
На этом этапе у субъекта появляется надежда. Характеризуется:
- доверием;
- ценностью;
- благородностью;
- весельем;
- принятием;
- заинтересованностью.
Синяя
С каждым этапом чувства будут становиться лучше. На этом этапе появляется вера в себя. Ее цель — продвинуться от надежды к вере
Важно правильно настроиться, чтобы происходили только хорошие вещи. Синяя зона характеризуется:
- уверенностью;
- одобрением;
- уважением;
- предвкушением интересных событий.
На этом уровне человек чувствует безопасность, удовлетворение. У него появляется энтузиазм, силы к достижению поставленных целей.
Фиолетовая
Последняя зона — фиолетовая. Для этого этапа характерно чувство непобедимости. Чтобы почувствовать глобальные позитивные изменения, нужно оставаться в этой зоне не менее трех дней подряд. Если подобное состояние будет сохраняться на протяжении месяца и больше, поменяется жизненная позиция, ход мыслей. Скорее всего произойдут материальные изменения — смена работы, переезд на новое место жительства, продвижение по карьерной лестнице.
Функции и значение
Задача чувств — получать, классифицировать информацию о предметах. Также у них есть отдельные функции:
- отражательная — помогает оценивать уровень опасности, полезности предметов, чтобы вовремя среагировать на угрозу;
- стимулирующая — побуждает предпринимать активные действия, строить планы на будущее, искать пути решения сложных задач, мотивацию;
- подкрепляющая — помогает оценивать значимость события для индивида, запоминать важное;
- переключательная — подсказывает к какой категории относить предметы, действия, расставлять приоритеты;
- приспособительная — формирует готовую базу проявлений, которые человек уже испытывал;
- коммуникативная — влияет на отношения с окружающими, потребность в общении, помогает устанавливать эмоциональные контакты.
Нормальную работу функций может обеспечить только позитивная социальная среда. Если в работе функции появляются сбои, эмоциональный интеллект человека не развивается. Низкий уровень эмоционального интеллекта характерен для детей, которые воспитывались в неблагополучной среде.
Крайняя степень проявления педагогической запущенности у детей-маугли, выросших вдали от людей. Они не различают проявления других людей, не умеют выражать чувства. Их психологическое развитие находится на уровне детеныша обезьяны.
Классификация по типам и сфере проявления
Чувства разнообразны и порой человек не может объяснить, что он испытывает. Чтобы упростить процесс оценки, следует использовать классификацию видов чувств в психологии:
- Предметные — относятся к базовым сферам человеческой действительности. Они показывают реакцию на различные действия окружающих: раздражение, восторг, удивление, злость.
- Интеллектуальные — стремление к новым впечатлениям: любопытство, предвкушение, сомнение.
- Эстетические — реакция на красивые, уродливые предметы: переживание восхищения, отвращения, наслаждения, неудовлетворения.
- Праксические — связаны с выбором деятельности. Определяют отношение к обязанностям: целеустремленность, жажда знаний, удовлетворенность.
- Моральные — отвечают за взаимодействие людей, личную оценку дозволенного, недопустимого: патриотизм, любовь, жестокость, эгоизм.
Сложные чувства нельзя отнести к одной категории, это всегда связка из 2–3 разных переживаний. Например, любовь может побуждать к получению знаний, смене деятельности, раскрытию потенциала. Обида может вызвать раздражение, отчаяние, апатию.
Большой список эмоций и чувств/переживаний человека. 257 эмоций в алфавитном порядке
Азарт Апатия Безмятежность Безнадежность Безобидность Безопасность Безразличие Безысходность Беспокойство Беспомощность Бессвязность Бессилие Бешенство Благоговение Благодарность Блаженство Бодрость Болезненность Боль Боязнь Бунтарство Вдохновение Великодушие Вера Взаимовыручка Взволнованность Вина Влюбленность Возбужденность Возмущение Воинственность Волнение Воодушевление Восприимчивость Восторг Восхищение Впечатлительность Вспыльчивость Высокомерие Глупость Гнев Гордость Гордыня Горечь Готовность Грусть Дезориентация Депрессия Дерзость Доброта Доверие Довольство Досада Драйв Дружелюбие Дух соперничества Душевная боль Жалость Живость Забавность Забота Зависть Загнаность Заинтересованность Заискивание Замешательство Заносчивость Запутанность Застенчивость Злорадство Злость Идентичность Изолированность Изумление Интерес Ирония Искренность Испуг Истерия Истощение Комфорт Лень Ликование Лукавство Любование Любовь Любовь к себе Любопытство Мечтательность Мирность Мольба Мрачность Мстительность Надежда Надменность Напряжение Настороженность Невозмутимость Негодование Нежность Неловкость Нелюдимость Ненависть Неповиновение Неприязнь Нервозность Нетерпеливость Неудобство Обескураженность Обеспокоенность Обида Облегчение Обожание Обреченность Одиночество Одухотворенность Оживленность Ожидание Озабоченность Озадаченность Озорство Омерзение Опасение Оптимизм Опустошенность Освобождение Оскорбленность Остолбенение Осторожность Отвращение Оторопь Отрешенность Отсталость Отстраненность Отчаяние Отчужденность Оцененность по достоинству Оцепенение Очарование Очарованность Ошарашенность Ошеломленность Ощущение ловушки Ощущение тупика Ощущение угрозы Печаль Плаксивость Подавленность Подверженность навязчивой идее Подвох Подозрение Подозрительность Покинутость Покорность Покровительственность Помешательство Поражение Порыв Потерянность Потрясение Превосходство Предвкушение Презрение Пренебрежение Привязанность Признательность Принятие Приподнятость Прощение Пытливость Радость Раздражение Разочарование Ранимость Расположение Рассеянность Расслабленность Расстройство Растерянность Ревность Рефлексия Решимость Рьяность Самодовольство Самоценность Сарказм Сварливость Сдержанность Сентиментальность Сердитость Серьезность Сильное желание Симпатия Скорбь Скука Слабость Сломленность Смех Смирение Смущение Смятение Собранность Сожаление Сомнение Сопротивление Сочувствие Спокойствие Стеснительность Страдание Страсть Страх Стремление Стресс Стыд Счастье Твердая уверенность Теплота Тоска Тревога Тревожность Трепет Триумф Тяжесть Уважение Уверенность в себе Увлечение Увлеченность Угнетенность Угрюмость Удачливость Удивление Удовлетворенность Удовольствие Удрученность Ужас Укоры совести Умиление Умиротворение Унижение Униженность Уныние Упадок сил Упорство Усталость Ущемленность Уязвленность Хандра Царственность Циничность Чувство отсутствия к вам любви Шок Эйфория Экзальтация Экстаз Энергичность Энтузиазм Ярость
Влияние на настроение
В психологии настроение — эмоциональное состояние в конкретный момент времени. Настроение редко сопровождается сильной эмоциональной реакцией, но влияет на все виды деятельности. Оно создает фон, который определяет скорость, эффективность работы. В норме настроение устойчиво. У индивидов с сильной нервной системой оно сменяется реже, у чувствительных людей смена происходит часто.
У настроения беспредметный характер. Даже если человек понимает, что конкретно вызывало недовольство, плохое настроение распространяется на деятельность, отношения. Настроение влияет на чувства. В плохом настроении люди испытывают раздражение, несправедливость по отношению к себе. В хорошем готовы на бескорыстные поступки, благосклонное отношение к неприятному человеку.
Чувства, производные от 4 базовых эмоций
Психологи считают, что все многообразие чувств строится вокруг 4 базовых эмоций, от которых берут свои начало другие. Это:
- страх;
- грусть;
- злость;
- радость.
Страх
Часто у людей бывают надуманные причины для его возникновения, но при этом интенсивность и сила эмоции от рациональности происходящего не зависят.
Под воздействием страха у человека рождаются другие эмоции, негативной окраски:
- ужас;
- испуг;
- тревога;
- беспокойство;
- отчаяние;
- подозрение;
- растерянность;
- сомнение;
- оцепенение.
Грусть
Производными чувствами от грусти являются:
- горечь;
- тоска;
- скорбь;
- отчаяние;
- беспомощность;
- безнадежность;
- разочарование;
- потрясение;
- сожаление;
- печаль;
- горе.
Злость
Другими проявлениями злости могут быть:
- гнев;
- ярость;
- бешенство;
- раздражение;
- ненависть;
- негодование;
- обида;
- презрение;
- неприязнь;
- зависть;
- досада;
- возмущение;
- отвращение.
Радость
От чувства радости у человека может происходить формирование схожих по ощущению эмоциональных состояний:
- счастье;
- восторг;
- эйфория
- возбуждение;
- надежда;
- восхищение;
- удовлетворение;
- нежность;
- любовь.
Сходства и различия с эмоциями
У эмоций и чувств в психологии есть неразделимая связь: они формируют эмоциональный фон. Часто индивид не видит между ними разницы. Но они различаются продолжительностью, глубиной, степенью проявления.
Чувство — глубокое, устойчивое отношение человека к событию, явлению. Оно часто скрыто, его можно сознательно подавлять, маскировать. Сдержать эмоции сложнее. Они возникают как короткий всплеск, мимолетная реакция. Эмоции проявляются бессознательно. Чувства — осознанные проявления, направленные на конкретную цель. Эмоции можно испытывать без внешнего раздражителя. К примеру, индивид испытывает сильное эмоциональное волнение, когда слушает музыку, смотрит фильм. Он сопереживает выдуманным персонажам.
Испытывая эмоции, человек выдает субъективную оценку происходящему. Она зависит от особенностей его нервной системы: флегматики малоэмоциональны, а холерикам сложно себя сдерживать. Сангвиники легко переживают сильные эмоции, меланхолику они доставляют неудобства. Изменить особенности нервной системы нельзя, но научиться контролировать эмоции можно. Для этого индивид должен различать эмоции и чувства, не бояться негативного спектра эмоций.
Виды чувств
Высшие чувства
Возникновение этих чувств базируется на удовлетворении или неудовлетворении духовных потребностей. (Низшие чувства связаны с органическими потребностями, такими как сон, еда, вода, комфортная температура и другие). Высшие чувства тесным образом связаны с общественным характером, социализируя и развивая личность. Проявление и направленность высших чувств индивидуальны для каждого, в зависимости от мировоззрения, внутренних принципов, моральных норм, эстетических оценок. Благодаря развитию высших чувств человек становится нравственным, ответственным и достойным, может проявить любовь и благодарность.
Моральные чувства
В основе моральных чувств лежит понимание человеком не только личных целей и интересов, но и интересов коллектива, организации, государства, народа. К данному виду чувств относится патриотизм, долг и ответственность перед окружающими людьми, коллективизм.
Моральные чувства это глубокие переживания обязанностей перед людьми не основанные на научном знании и суждении.
В том случае, если для индивида успех своей нации вызывает восторг, успехи коллектива радуют не меньше собственных, то у человека на высоком уровне развиты моральные чувства. Приведем пример такого морального чувства, как чувство долга – выдающиеся подвиги солдат во время войны, которые ценой собственной жизни защищали Родину и проявляли смелость и самоотверженность. Но не только чувство долга может проявляться в военное время, а еще и в повседневной жизни. К примеру, именно благодаря чувству долга ученик делает домашнюю работу, отказываясь от просмотра мультфильма. Ребенок может пожертвовать игрой с друзьями, ради ухода за больной матерью. Еще можно выделить такое моральное чувство как совесть, которая напрямую взаимосвязана с самооценкой собственных действий и поведения. При совершении положительного поступка человек чувствует радость и моральное удовлетворение, он полностью уверен в правильности своего действия. Другой же поступок может вызвать у человека внутренние противоречия и привести к терзаниям совести и моральной дилемме.
Интеллектуальные чувства
Данный вид чувств напрямую связан с познавательной и интеллектуальной активностью личности. Это выражение отношений человека к собственным мыслям, процессу познания и результатам интеллектуального труда. К интеллектуальным чувствам относят к примеру чувство удивления, при получении неожиданных выводов, сомнения в неоднозначном утверждении, чувство уверенности в своих взглядах и выводах и чувство удовлетворения от проделанной работы.
Эстетические чувства
Данные чувства особенно часто испытывают люди творческой направленности личности, это такие чувства как понимание красоты, любовь к прекрасному.
Основным источником эстетических чувств являются произведение искусства, такие как театр, музыка, кино, живопись и другие.
Так же человек может испытывать эстетические чувства при созерцании природы, отличающиеся особой глубиной.