Перцепция — это окружающая действительность в образах


Один из важнейших источников познания окружающего мира – его изучение при помощи органов чувств. Научное название этого явления – перцепция. Известно, что основы перцепции, то есть чувственного восприятия, закладываются у человека еще в то время, когда он находится в материнской утробе. С возрастом перцепция начинает играть все большую роль в мировоззрении и формировании картины мира.

Чувственное восприятие мира помогает людям правильно оценивать обстановку

Механизм формирования

Механизмы:

  1. Идентификация. Сравнение субъекта с образами, которые воспринимались раньше. Строится на личном опыте, который бывает практическим и теоретическим.
  2. Стереотипизация. Образ, представление о человеке, его поведении, поступках строится на стереотипах.
  3. Эмпатия. Этот механизм выражен у людей, которые умеют переживать за других, сочувствовать, выражать искренние эмоции относительно проблем других людей.
  4. Аттракция. Механизм притяжения людей друг к другу. Это дружеские или любовные отношения между индивидами, которые часто общаются друг с другом. Постепенно они притягиваются, начинают совместную деятельность. Аттракция состоит из общих интересов, тем, частых встреч.
  5. Рефлексия. Механизм погружения в самого себя, чтобы сосредоточить внимание на собственных интересах, мыслях, поведении, поступках.

Механизмы могут проявляться по одиночке или комплексно.

Методика развития перцепции

По мнению известного психолога Дейла Карнеги, симпатию можно вызвать с помощью простой улыбки. Поэтому стоит уделить внимание своей улыбке и научиться улыбаться прохожим и в перспективе своим собеседникам, чтобы начать диалог, а потом создать прочную и продолжительную коммуникативную связь.

Искренняя улыбка вызывает симпатию по умолчанию

Сегодня есть много хитрых приемов и психологических уловок в диалоге, которые позволят понять собеседника и усилить передачу своих эмоций.

Также можно больше жестикулировать и развить мимику, чтобы разговор был более живым, а собеседнику было проще донести информацию.

Это позволит совершенствовать качество социальной перцепции и понимать людей.

Практика американского психолога, профессора и специалиста в области психологии эмоций и распознавании лжи Пола Экмана – один из самых действенных способов получения и развития навыков социальной перцепции.

Он основывается на концентрации внимания в трех зонах лица человека: лба, подбородка и носа. Пол Экман считает, что именно нос, подбородок и лоб отражают различные эмоциональные состояния человека, например, такие как гнев, страх, отвращение, грусть.

Анализируя мимику и жесты человека во время диалога, можно понять, в каком настроении находится собеседник и что чувствует в данный момент. Навык распознавания эмоций и жестов позволяет упрочнить контакт между людьми. Так можно знать, что лучше сказать в ходе диалога.

Характеристики и свойства

Показатели:

  • тактичная абсорбция данных;
  • определение отдельных параметров;
  • создание чувственного образа восприятия.

Свойства:

  1. Константность. Одинаковое восприятие дистального объекта даже если изменяется проксимальный стимул.
  2. Апперцептивность. Содержание человеческой психики оказывает влияние на восприятие.
  3. Предметность. Объекты представляют собой набор образов, из которых составляется конкретный предмет, а не набор бессвязных ощущений.
  4. Осмысленность. Любой предмет называется мысленно, воспринимается осознанно.
  5. Избирательность. Из многообразия субъектов выбирается только один.

Перцепция тесно связана с памятью, вниманием, мышлением, логикой. Характеристики:

  • вещественность;
  • апперцептивность;
  • структурность;
  • рациональность;
  • контекстность;
  • осознанность.

Суть межличностного восприятия

Межличностная перцепция – это сторона общения, включающая в себя обмен информацией и взаимодействие, на которое влияют такие факторы: активность субъекта, ожидания, намерения, прошлый опыт, ситуация и другое.

Механизмы межличностной перцепции

Восприятие другого человека позволяет личности формировать себя, потому что во время этого происходит соотношение личности с оппонентом. Для достижения цели необходима длительная совместная деятельность между ними.

Развития самосознания через процесс анализа себя через другого осуществляется через механизмы:

  1. Рефлексии – переосмысления своих действий, ощущений.
  2. Каузальной атрибуции – понятие своих ошибок через достижения другого.

Мы устроены так, что процесс изучения окружающего мира не заканчивается никогда. Появляются новые предметы, технологии, которые нужно проанализировать. Мы встречаем новых людей, складываем о них определенное мнение. Процесс самоанализа и самокопания протекает всю нашу жизнь. Мы меняемся, меняется устройство мира. Все эти аспекты указывают на важность правильного понимания всего, что нас окружает.

Надеюсь, эта статья будет Вам полезна. Если начальник Вас не возлюбил, то это зависит только от эффекта гипервзыскательности, а не от того, что в Вас нет положительных качеств.

Виды и уровни

Перцепция в психологии сильнее всего связано с восприятием. Перцептивными действиями называют поступки, которые нужны для чувственного познания окружающего мира. Они зависят от восприятия. Окружающий мир познается с помощью:

  • осязания;
  • слуха;
  • зрения.

Наиболее значимой считается зрительная перцепция. В мире мало людей, у которых хорошо развиты все виды перцепции. Чаще одна из разновидностей преобладает над другими.

Зрительная

Люди с обостренной зрительной перцепцией остро реагируют на визуальные раздражители, зрительные стимулы, яркие цвета. Чаще они интересуются картинами, живописью. Отличаются от других хорошей зрительной памятью. Увидев лицо другого человека, они запоминают его на длительное время.

Слуховая

Люди с обостренной слуховой перцепцией имеют абсолютный слух. Они могут воспроизводить любые интонации. Чаще такие личности становятся музыкантами. Главный минус обостренного слухового восприятия — высокая чувствительность к громким или негармоничным звукам.

Осязательная

Некоторые индивиды для лучшего запоминания объектов, предметов должны их потрогать. Про таких личностей можно сказать о том, что у них обостренная осязательная перцепция. Ученые смогли доказать, что сильнее всего она развита в раннем детстве. В этот период нужно больше заниматься с ребенком развитием мелкой моторики.

Социальная

Социальная перцепцией называется умение воспринимать других людей сквозь призму стереотипов, социальных установок. Далеко не всегда они адекватны. Развитая социальная перцепция нужна педагогу, психологу, социологу.

Определение перцепции в психологии

Слово «перцепция» происходит из латинского языка, переводится как «восприятие». Перцепция – это отображение окружающей действительности с помощью образов, картинок, цветов.

Каждый человек видит мир по-своему

В психологии это позволяет узнать, как и какой человек видит ситуацию.

Перцепция, как важная психическая функция познания, была известна еще в античности как сенсуализм.

Восприятие — это когнитивная функция человеческого мозга. С ее помощью формируется восприятие мира человека.

Перцепция — это отображение и восприятие действия, объекта, явления человека.

Это явление происходит через органы чувств, которые принимают участие в формировании мозгом целостного образа (предмета, действия, явления). Ощущения, вызванные перцепцией, переходят в анализ и создание целостного образа.

Психологи давно нашли свой интерес в восприятии. Восприятие не может сформироваться без конкретных ощущений. У каждого человека восприятие мира индивидуально, но в целом идентично по основным параметрам.

Законы и факторы

Типы факторов:

  • внешние;
  • внутренние.

Внутренние:

  1. Установки личностного восприятия. Человеческие ожидания чаще сводятся к оценке будущего по прошлым идентичным ситуациям.
  2. Стимулирование. Визуальное рассмотрение человеком объектов, важных для него в определенный период.
  3. Личный опыт. Позволяет воспринимать уже изученные объекты.
  4. Восприятие собственной личности. Каждый индивид воспринимает себя по-своему. Учитывает личные особенности, которые делают его уникальным.
  5. Специфика характера. Это индивидуальная специфика восприятия, обуславливаемая преобладанием разных черт характера.

Внешние факторы — новизна, размеры, насыщенность, цикличность, определяемость, различимость, движение, противоположность.

Аспекты

Впервые перцепция проявляется на этапе визуального анализа объекта коммуникации. Так, физиогномика утверждает, что между чертами лица индивида и его психологическими особенностями есть связь. На основе оценивания внешности собеседника складываются первые предположения касательно его внутреннего мира и поведения.

Затем формируется некоторый эмоциональный контакт. Если беседа имеет неприятный контекст, вполне может сформироваться и негативное восприятие оппонента. И наоборот.

В процессе коммуницирования люди наблюдают за речью, мимикой, жестами, повадками партнера, получая вербальную, невербальную информацию о его личности.

Дополнительная литература

  1. Андреев, В.И.

    Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов / В. И. Андреев. – Казань : СКАМ, 1992. — С. 81-139.

  2. Берн, Э.

    Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Вы сказали «здравствуйте». Что дальше? Психология человеческой судьбы / Э. Берн. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2005. — С. 7-53.

  3. Варданян, Ю. В.

    Психология общения : учеб. пособие / Ю. В. Варданян, Т. В. Савинова. – Саранск, 2003. – С. 15-29.

  4. Корнелиус, Х.

    Выиграть может каждый / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. – М. : Стрингер, 1992. – С. 8-210.

  5. Руденский, Е.В.

    Основы психотехнологии общения менеджера / Е.В. Руденский. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. — С. 40-43.

Перцептивный компонент

Эта составляющая перцепции помогает правильно оценить внешность и поведение собеседника. Полученная информация позволяет изучить его характер, мотивы, причины поступков. Без перцептивной стороны общения сделать такие выводы не получится. А если и получится, они будут поверхностными. Вы увидите «картинку», но не сможете понять ее содержание.

Развитие социальной перцепции – возможность увидеть, что думает человек, почему он поступил так, а не иначе, о чем он переживает и тревожится. Главное – не спешить. Дайте время на то, чтобы сформировалась достоверная оценка.

Интересно, что перцептивный компонент помогает изменить первое впечатление, сложившееся мнение о человеке. Представьте, что вы встретили давнего знакомого и сразу заметили, как сильно он изменился. Перцептивная сторона общения в этом случае поможет вам поменять свое мнение, отказаться от первичной оценки. Рассматривать оппонента вы теперь будете на основании его изменений, того, каким он является в текущий момент времени.

Учителя

Перцептивные способности учителя – это умение:

  • воспринимать психологическое состояние ученика;
  • держать в поле зрения одновременно весь класс и конкретного воспитанника;
  • дифференцировать характерные черты учащегося от проявления сиюминутного состояния;
  • оценивать деятельность учеников по результату выполнения (положительный, отрицательный, нейтральный), озвучивая комплексный анализ.

Следует отметить, что требования к умениям, навыкам и компетентности учителя меняются в зависимости от сферы деятельности: школа, колледж, университет. Разные исследователи по-разному классифицируют компетенции педагога. Неизменным остается вывод о значении педагогической направленности личности в деятельности (при высоком уровне развития общих и специальных способностей).

Лариса Максимовна Митина в своих исследованиях выделяет рефлексивно-перцептивные способности педагога и их составляющие:

  • педагогическая рефлексия;
  • педагогический такт;
  • педагогическая направленность.

Все перечисленные умения — это составляющие педагогической культуры. Структура ее включает значимые качества:

  • профессионально-личностные;
  • профессиональные знания;
  • профессиональные умения;
  • активная педагогическая позиция;
  • опыт творческой деятельности.

Ценностью педагогической культуры является ребенок – его развитие, обучение, защита и поддержка достоинства. Развитые перцептивные способности педагога – это фундамент для совместной направленной деятельности учителя и ученика в рамках педагогической культуры.

Ошибки первого впечатления

Информация поступает в сознание человека по трем источникам:

  1. Визуальному восприятию, формирующему комплекс зрительных образов.
  2. Аудиальному источнику, образованному сочетанием звуков.
  3. Кинестетическому каналу управленческой перцепции, построенному на ощущениях.

Важно! Отдельные субъекты общества способны воспринимать и обрабатывать данные, ориентируясь на три источника данных. Однако один канал является приоритетным, на его основе происходит основное восприятие, формирование мыслей, воспоминаний

Модальность (качественная характеристика ощущений) у людей (визуалов, аудиалов и кинестетиков, соответственно) формируется индивидуально.

Неравенство

Возникает на фоне превосходящего параметра, подлежащего положительной оценке, или, наоборот, если субъект превосходит объект общения, второго недооценивают.

Фактор привлекательности

Важным фактором выступает, нравится ли внешность собеседника. Под влиянием одного фактора идет переоценка или недооценка свойств партнера. При положительном восприятии внешних параметров высока вероятность восприятия человека как умную, интересную личность.

Искаженное восприятие собеседника

Фактор отношения

Обществознание гласит: люди, проявляющие доброжелательнее отношение, кажутся лучше тех, кто относится плохо. Позитив порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных качеств, стоит включить негатив, и человек перестанет замечать характерные особенности партнера, начнет выделять отрицательные.

Ошибки формирования первого впечатления называются эффектом ореола, спровоцированным рядом причин: перспективным превосходством, привлекательностью и отношением.

Воспитатели

В детском саду дети получают опыт общения со сверстниками и взрослыми, которые по значимости иногда опережают родителей. Коллектив группы детского сада и родителей – благодатная среда для применения перцептивных способностей воспитателя.

Успешность его профессиональной деятельности напрямую зависит от возможности детально воспринимать состояние собеседника, адекватно интерпретировать поведение и намерения. Ведь воспитание ребенка происходит через непосредственное общение с воспитателем: в данном случае нет второстепенных вещей, важно все – мимика, интонация, жестикуляция, дикция, расстояние между собеседниками, компетентность педагога в обсуждаемом вопросе, его личностная позиция по отношению к действительности. Ведь только Личность (через полноценное общение) воспитывает Личность.

Перцептивные способности педагога – это умение воспринимать воспитанника «целиком»: с поведенческими достоинствами и недостатками, особенностями развития психомоторной сферы, общения и имеющимся социальным опытом общения. Умение «отделить зерна от плевел», взрастить их и направить по дороге гармоничного развития можно считать талантом воспитателя, который воздействует на детей личным примером целенаправленно и опосредованно.

Модель коммуникационного процесса

Существует несколько моделей коммуникативного процесса, самой известной из которых является концепция Гарольда Лассуэлла.

Эта модель изначально включала пять элементов, но в итоге Лассуэлл добавил к ней еще две, изменив несколько остальные. Изначальная модель:

  • Кто? (коммуникатор, источник информации, то есть человек, который передает информацию).
  • Что? (сообщение, которое передает коммуникатор).
  • По какому каналу? (способ передачи информации).
  • Кому (получатель, реципиент – это может быть как один собеседник, так и целая аудитория).
  • С каким эффектом? (реакция на полученное сообщение, оценка эффективности коммуникации).

Дополненная модель:

  • Кто? (коммуникатор).
  • С каким намерением? (Лассуэлл считал этот вопрос самым важным, ведь без мотивов и целей коммуникации невозможно говорить ни о каналах, ни о целевой аудитории – то есть о коммуникации в общем).
  • В какой ситуации? (ситуация может быть трех видов: благоприятная, нейтральная, неблагоприятная).
  • С какими ресурсами? (под ресурсами стоит понимать как самого коммуникатора, так и технологии, финансовые средства и методы).
  • Используя какую стратегию? (Лассуэлл считал, что каждый коммуникатор до начала речи должен выбрать стратегию, а не просто пускать все на самотек).
  • На какую аудиторию? (если вы знаете, кто ваша аудитория или собеседник, то сможете намного эффективнее убеждать их).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]