Как поднять самооценку: упражнения, техники, тренинги

Все люди мечтают о достойной жизни: жить с любимым человеком, сделать карьеру, заниматься детьми, иметь верных друзей. Одни для этого приглашают на свидание понравившуюся девушку, буквально горят на работе, находят время для путешествий и активного отдыха с друзьями. В общем, делают всё, чтобы достичь поставленных целей.

А другие стесняются подойти к объекту своей симпатии, лишний раз напомнить о себе начальнику, позвать знакомых на вечеринку и т. д. И речь сейчас не о тех, кто ленится это делать или не имеет чётких планов и ориентиров по жизни. На это обречены люди с низкой самооценкой: они боятся отказа, провала, критики, ошибок. Они считают, что не способны вызывать интерес и не имеют талантов. Для них мечты так и остаются мечтами.

Если вы относитесь к этой группе людей, знайте: жизнь можно изменить к лучшему. Хватит объяснять всё застенчивостью от природы, физическими недостатками или патологической невезучестью. Просто нужно как следует поработать над собой. Существуют разные техники, помогающие повысить самооценку и стать уверенным в себе, успешным человеком. Причём неважно, сколько вам сейчас лет, начать можно и в 15, и в 55.

Формирование самооценки личности

Структуру формирования самооценки можно рассматривать как компонент личностного новообразования, в который входит две составляющие: когнитивное и эмоциональное, работающие в неразрывном единстве. Когнитивная составляющая отражает знания индивида о себе различной степени обобщенности и выраженности, эмоциональная составляющая — это отношение к себе, так называемый накапливающийся «настрой на себя». Ведь любые знания о собственной личности индивид приобретает только лишь в социальном контексте. Затем эти знания неминуемо «обрастают» эмоциями.
Формирование самооценки личности происходит под воздействием нескольких взаимосвязанных факторов, к которым относят коммуникационное взаимодействие с окружающим социумом, активную деятельность индивида, самонаблюдение и самоконтроль. Личность, осуществляя любую форму деятельности, неизменно попадает в ситуации, при которых она вынуждена вырабатывать свое отношение к действиям и поступкам, поведению в целом, оценивать собственные умения и способности что-то производить, проявлять различные стороны своей личности.

Не существует определенного вида деятельности, который в большей или меньше степени будет воздействовать на формирование позитивной самооценки. Однако можно все-таки сделать вывод, что значительное воздействие на развитие самооценки (адекватной или неадекватной) оказывает деятельность, которая становится ведущей на конкретном этапе жизни индивида. Так, например, условия вырабатывания самооценки у детей или подростков заключаются в учебной деятельности и всем, что с ней взаимосвязано. Для более взрослых индивидов, зачастую, главным условием выработки адекватной самооценки становится трудовая активность. Однако в то же время для всех индивидов роль отдельно взятого условия сугубо индивидуальна. Так как профессиональная деятельность или учеба не всегда приносят удовлетворение, нередко они могут выступать даже источником стресса, негативных переживаний и неуверенности. Поэтому для самоутверждения и увеличения уверенности в себе, помимо учебной или трудовой деятельности существует множество других занятий, таких как хобби.

Важной характеристикой сформировавшейся личности считается появление дифференцированной самооценки. Это означает, что индивид способен разумно оценивать собственный потенциал в зависимости от области деятельности, он может здраво принимать и сильные, и слабые свои черты, не расстраивается, когда что-то обнаруживается за границами его понимания

Формирование самооценки играет важнейшую роль в становлении личности. Она обуславливает развитие уровня притязаний личности, уровня уверенности и неуверенности, что влияет на жизненную успешность индивида и самодостаточность личности в целом. Поэтому роль самооценки в формировании личности довольно трудно переоценить.

Книги к прочтению

Как поднять самооценку, подскажет популярная психологическая литература. Вот несколько книг, которые полезно будет прочитать неуверенным людям:

  • Борис Литвак. «7 шагов к стабильной самооценке». Цитата из этой книги: «Хотите изменений в жизни – начините работать с собой, этот труд даст поразительные результаты».
  • Бретт Блюменталь. «Одна привычка в неделю. Измени себя за год». Повышение самооценки не происходит по щелчку пальцев. Переходу на новый уровень предшествует ряд незначительных изменений.
  • Роберт Энтони. «Главные секреты абсолютной уверенности в себе». Книга написана живым языком, приведены простые действенные уроки и упражнения для воспитания силы воли, полезных привычек.

Виды самооценки личности в психологии

В психологии выделяют три вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным. Чем реальнее личность оценивает себя, тем удачнее складываются взаимоотношения с людьми и выше успехи во всех сферах жизни.

Адекватная самооценка

При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.

Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.

Неадекватная самооценка

Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.

Смешанная самооценка

В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.

О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик. К примеру, мы уверенно реализуемся в профессии, а в личной жизни считаем себя недостойными подходящего партнера.

Тренинги

Хороших результатов можно добиться, если записаться на психологический тренинг «Как повысить самооценку» (допускаются варианты названий), которые организуются профильными специалистами. Они могут быть групповыми или индивидуальными. Как показывает практика, если ситуация не запущенная, первый вариант предпочтительнее.

Обычно они длятся 1-2 часа и предполагают выполнение упражнений в игровой форме. Например, психолог может предложить по кругу всем участникам (обычно их 6-10 человек):

  • определить своё настроение одним словом (цветом);
  • рассказать о своих положительных качествах (кто больше);
  • дать себе рекламу, используя различные средства (кто лучше);
  • найти в человеке, сидящем напротив, 5-10 положительных качеств (только не придуманных, а реальных);
  • поиграть в «Я — царь»: каждый из участников на 5 минут становится правителем, выносит решения, издаёт законы, а остальные ему подчиняются и поклоняются. Далее определяется, кто справился с ролью лучше.

Это лишь малая часть техник, которые используют психологи на групповых тренингах. Обычно достаточно курса из 4-5 таких занятий, чтобы убедиться в собственной значимости.

На индивидуальном тренинге психолог может предложить пройти тест, выполнить какие-нибудь ситуативные задачи с последующим разбором ответов или упражнения.

Формирование адекватной самооценки

Самооценка – одно из наиболее существенных условий, обуславливающих преобразование маленького индивида в личность. Она вырабатывает у субъектов потребность в соответствии не только окружающим индивидам и среде, но и уровню своих собственных персональных оценок. Правильно выработанная адекватная самооценка является не просто знанием собственной личности и не суммой некоторых черт, а определённым отношением к собственной личности. Она обуславливает постижение личности в качестве отдельного устойчивого объекта.

М. Феннел представлял самооценку в качестве центрального звена произвольной саморегуляции. По ее мнению она обуславливает направленность и уровень активности индивида, его позицию в отношении среды, социума, собственной персоны, являет собой сложнейший по психологической природе механизм. Она вовлечена во массу взаимосвязей и отношений с образованиями психики индивида и представляет собой важную детерминанту всех форм ее деятельности и коммуникационного взаимодействия. Начальные способности оценивать собственную персону закладываются еще в раннем детском возрасте, а их формирование и совершенствование проистекает на протяжении всего жизненного пути личности.

Р. Немов считал, что самооценка позволяет личности сохранить устойчивость вне зависимости от изменчивости ситуаций, при этом обеспечивая возможность индивиду оставаться самим собой.

Формирование адекватной самооценки человека чрезвычайно важно для межличностных взаимодействий, установления взаимоотношений с социумом, для благополучного общения, успешности в определенном виде деятельности

А особое внимание нужно уделять формированию самооценки ребенка, так как у него все образования личности только начинают формироваться, то и самооценка гораздо легче поддаётся воздействию и изменениям. Ведь малыш не приходит на свет с уже определенным отношением к собственной личности и потенциалу

Также как и все остальные черты личности, его самооценивание складывается в ходе воспитания, овладения деятельностью и межличностного взаимодействия.

По мере взросления малыши учатся постигать себя и собственное «Я», оценивать собственные качества. Именно эта оценочная составляющая «Я» носит название самооценка. Она представляет собой ядро самосознания, и взаимосвязанную с ним степень притязаний индивида. Под степенью притязаний понимают уровень трудности целей, поставленных ребёнком перед собой.

Самооценивание и уровень притязаний малыша оказывают огромное воздействие на эмоциональное благополучие, его развитие, успешность в разных сферах деятельности. В наше время все более бесспорным становится воздействие самооценки малыша на его поступки, поведение, действия и межличностные контакты.

На формирование позитивной самооценки у детей, в первую очередь, влияют семейное воспитание и педагогическое воздействие учителей.

Наверное, очень трудно переоценить воздействие семейного воспитания на детское самооценивание. Именно от родителей зависит уровень самооценки – будет она адекватной или нет. Для адекватной детской самооценки очень важна постоянная поддержка со стороны значимых взрослых, проявление искренней заботы о детях и частое позитивное оценивание их действий, поведения и поступков. Никогда не следует унижать детей. Если ребенок ошибается или делает что-то неправильно, нужно объяснить ему, что не так и показать, как нужно сделать. Старайтесь оценивать его поведение, а не личностные характеристики. Не бойтесь хвалить свое чадо. Только хвалить нужно правильно — не за качества, дарованные ему природой, а за его достижения, победы, пусть и маленькие.

Не менее важную роль в вырабатывании самооценки малышей играют учителя. Ведь дети школьного возраста значительную часть своего времени проводят в стенах школ. А учебная деятельность является на этом этапе развития главной. Поэтому, считается, что важнейшим фактором, обуславливающим адекватное формирование самооценки ребенка, является оценка учителей. Давая оценку знаниям, умениям малышей, учитель одновременно с этим производит оценку и их личностей, их потенциал, способности и место среди остальных. Именно таким образом воспринимают оценки учителей дети.

Частные случаи

Как повысить самооценку ребёнку

Независимо от возраста ребёнка, родителям необходимо обратиться к детскому психологу и ничего не скрывать от него о методах воспитания и проблемах в школе. А не действовать самостоятельно. Иначе помощь может оказаться бесполезной.

Работа с дошкольниками

  1. Не критикуйте. Научитесь воспринимать своего ребёнка таким, какой он есть, со всеми его недостатками.
  2. Не повышайте голос, не ругайте. Делайте замечания спокойно, не переходите на крик.
  3. Чаще обнимайте его, целуйте, покажите свою любовь, говорите комплименты, хвалите за каждую мелочь.
  4. Ребёнок — ваше собственное отражение. Не занимайтесь самобичеванием при нём.
  5. Не давайте ему сравнивать себя с другими. Объясните, что каждый человек хорош по-своему.
  6. Спрашивайте его мнение, просите обосновать, мягко корректируйте его точку зрения, если она идёт вразрез с общепринятыми правилами.
  7. Создайте дома уютную атмосферу, без ссор и скандалов.
  8. Обеспечьте ему достаточное количество общения со сверстниками.
  9. Поговорите с воспитателями в детском саду, чтобы они не заостряли внимание на его ошибках и не ругали при всей группе.

Повышение самооценки младших школьников

Берём во внимание все рекомендации для родителей дошкольника (они на данном этапе развития ребёнка остаются актуальными) и добавляем ещё несколько.

  1. Найти для ребёнка занятия, в которых он наиболее успешен, записать в кружки и секции.
  2. Мотивировать его на участие в соревнованиях, эстафетах, олимпиадах, но лишь в тех сферах, где он может добиться успеха.
  3. Всегда быть опорой и защитой для своего ребёнка, если он прав.
  4. Научить его говорить «нет» как сверстникам, так и взрослым.
  5. Завести ему Журнал (дневник) собственных достижений.
  6. Никогда не сравнивать с одноклассниками в плане учёбы.
  7. Если обнаруживаются серьёзные проблемы в обучении, поговорить с учителем по поводу того, как улучшить успехи ребёнка. Не отказываться от репетиторов, если это необходимо.
  8. В случае, когда он поступает неправильно, не ругаться, а привести примеры из жизни, чем чреваты подобные ошибки.
  9. Не завышать требования к нему.

С подростками

И опять продолжают работать шпаргалки, как повысить самооценку в дошкольном и младшем школьном возрасте, плюс берём во внимание дополнительные советы психологов, касающиеся только подростков.

  1. Как бы трудно не было выдержать переходный возраст, нужно набраться терпения и по максимуму избегать конфликтов с подростком.
  2. Научиться уважать его самого и его мнение, которым обязательно нужно интересоваться даже в мелочах, начиная с выбора зубной щётки и заканчивая оформлением интерьера комнаты.
  3. Научить его ухаживать за собственной внешностью, которая в подростковом возрасте имеет важное значение для формирования адекватной самооценки.
  4. Не позволять подростку говорить о себе в негативном русле, унижать самого себя, занижать собственные данные и успехи, сравнивать себя с кем-то.
  5. Прислушиваться к его желаниям: если он хочет похудеть, помочь организовать правильное питание и составить план тренировок, а не позволять ему доводить себя до анорексии.
  6. Воспитывать в нём толерантность, гуманность к окружающим. Психологи утверждают, что это один из самых действенных методов, позволяющих повысить самооценку подростка.
  7. Можно обучить его аутотренингу.
  8. Поощрять общение со сверстниками, но при этом отслеживать круг его друзей в плане надёжности и адекватности.
  9. Приобщить к здоровому образу жизни: правильное питание, режим дня, полноценный сон, занятия спортом и отсутствие вредных привычек.

Как повысить самооценку женщине

Согласно статистике, женщины гораздо чаще страдают заниженной самооценкой, чем мужчины. Они слишком критично относятся к своей внешности, чересчур увлечены самокопанием и способны превратить крошечную муху в огромнейшего слона.

Несколько рекомендаций психологов:

  1. Перестать сравнивать себя с другими. Найти в себе достоинства, которые выделяют вас.
  2. Никогда не высказываться о себе плохо ни наедине с собой, ни тем более при ком-то. Запретить себе даже думать о себе в негативном ключе.
  3. Заняться своим внешним видом и здоровьем, которые взаимосвязаны. Выглядеть ухоженно — полдела на пути к адекватной самооценке.
  4. Научиться правильно реагировать на комплименты. Не «Да ладно, я обычная» или «Зачем вы мне льстите», а «Спасибо, очень приятно».
  5. Если вы подвергаетесь постоянным унижениям со стороны начальника (мужа, парня, отца, матери, подруги), либо научитесь давать отпор, либо прекратите общение. Да, это трудно: уволиться с привычной работы, порвать отношения с любимым человеком, сказать «нет» собственным родителям. Но иначе вам так и придётся всю жизнь терпеть их.
  6. Найти то, что доставляет вам удовольствие, и находить для этого время хотя бы раз в неделю: шопинг, просмотр любимого сериала, салон красоты.

Главная рекомендация мужчинам, девушки или жёны которых отличаются низкой самооценкой: никогда не сравнивайте их с другими, чаще делайте комплименты и подарки. Это лучшая психотерапевтическая помощь в данной ситуации.

Пример из практики. К психологу пришёл молодой человек с проблемой, что у его девушки слишком заниженная самооценка, и он никак не может повысить её. У неё было трудное детство, когда мать оставляла на неё маленьких детей и заставляла работать на рынке с 12 лет. У неё никогда не было красивых вещей, она не умела ухаживать за собой, не имела успеха у одноклассников. То есть причины неуверенности в себе были очевидны.

Началась работа с психологом. Парень научил девушку красиво одеваться, следить за собой, помог поступить на заочное отделение в вуз, дарил подарки, был внимательным и нежным. Однако даже спустя полгода кропотливой работы мало что изменилось. Она всё так же была слишком застенчивой, не уверенной в своих силах и по-прежнему считала себя ничтожеством.

И только потом удалось выяснить основную причину, почему курс психологической помощи оставался неэффективным: парень почти каждый день напоминал девушке о её неудачном детстве. Причём делал это без злого умысла, хотел, чтобы она увидела разницу между прошлым и настоящим. А на деле только усугублял ситуацию, заставляя её снова и снова переживать те моменты унижений.

После выявления этой ошибки пара сумела справиться с проблемой, девушка расцвела, стала счастливой женой, реализовала себя как хорошая мать и даже смогла сделать карьеру.

Как повысить самооценку мужчине

С низкой самооценкой мужчин работать гораздо сложнее. Во-первых, чаще всего причины уходят глубоко в детство, и они не стремятся их афишировать, а тщательно скрывают, стыдясь. Во-вторых, они сами по себе более закрыты, чем женщины, а для психологов важную роль играет именно доверие. В-третьих, уговорить их пойти к специалисту — большая проблема.

Что же делать мужчинам, чтобы повысить самооценку?

  1. Поставить перед собой реальную цель, разбить на несколько задач и постепенно двигаться к её достижению.
  2. Каждую ошибку воспринимать не как удар судьбы, а как шанс исправиться и стать лучше.
  3. Заняться спортом.
  4. Обновить гардероб.
  5. Найти хобби.
  6. Расширить круг общения.
  7. Предложить начальнику несколько инновационных идей, выступить с докладом или взяться за новый проект с дальнейшей перспективой на карьерный рост.
  8. Помогать другим.
  9. Начать отношения, создать семью, стать отцом.

Рекомендации психологов женщине/девушке, как повысить самооценку своему мужу/парню:

  1. Поощрять его в любых начинаниях, мотивировать на решительные поступки и действия.
  2. Заручиться поддержкой его близких: поговорить с друзьями, родителями, коллегами, чтобы вы все действовали сообща.
  3. Не пилить его, не оскорблять, не унижать, не критиковать.
  4. Хвалить за любые достижения.
  5. Спрашивать, учитывать и уважать его мнение.
  6. Просить о помощи в домашних делах, учёбе, воспитании детей.

А самый главный совет — любить его. Мужчина, которого ждёт дома любящая и заботливая жена, чаще бывает успешным в карьере и не испытывает проблем с самооценкой.

Способы коррекции самооценки

Повышать самооценку нужно обязательно. Учиться любить себя, принимать со всеми недостатками никогда не поздно. Это та характеристика, которая при усердных целенаправленных занятиях хорошо поддается коррекции.

  1. Желательно заниматься саморазвитием, получать новые знания, навыки и впечатления

    . Чем сильнее прокачан интеллект и шире кругозор, тем больше человек уверен в себе. Кроме того, он становится интересным собеседником и люди это замечают, тянутся к нему, начинают говорить комплименты.

  2. Кстати, о комплиментах

    . Научитесь принимать их с видом английской королевы. Не нужно оправдываться на фразу «Как ты хорошо выглядишь!», лучше ответьте: «Что есть, то есть!».

  3. Злоупотреблять оправданиям не стоит никогда

    . Человек с хорошей самооценкой уверен в себе, поэтому он отвечает за все свои действия и извиняться у него необходимости нет.

  4. Учитесь создавать себе хорошее настроение, улыбаться и хвалить себя по любому поводу

    . Встала с дивана, чтобы помыть пол? «Какая же я молодец!». Но если не встали, то ругать себя не нужно. Скажите: «Пусть мои шикарные ножки немного отдохнут».

  5. Прощайте себя за ошибки, их совершают все

    . От чувства вины нужно избавляться, это агрессия, направленная против себя.

В процессе работы над повышением самовосприятия избавьте себя от общения с токсичными людьми, которые критикуют и обесценивают, пусть они выливают свой яд в другую сторону. Когда полюбите себя, их мнение станет вам безразличным либо вы сможете адекватно ответить.

Фильмы

Когда вы смотрите сериалы о красивой жизни, они ввергают вас в ещё большую пучину собственных комплексов. Идёт постоянное сравнение себя с экранными героями в пользу последних. Это понижает, а не повышает самооценку. Поэтому, работая над собой, исключите их из своего времяпрепровождения. Им есть достойная замена. Во-первых, различные тренинги, мастер-классы и видеотренинги в виде документальных фильмов. Во-вторых, шедевры художественного кинематографа, которые мотивируют, а не разрушают самосознание.

Документальные:

  1. Брайан Трейси. Самооценка. Психология успеха.
  2. Депрессия и самооценка. Жак Фреско. Проект Венера.
  3. Как повысить самооценку? 10 проверенных способов.
  4. Психология личности. Низкая самооценка. Как повысить низкую самооценку.
  5. Уверенность в себе — ключ к победе!

Художественные:

  1. В погоне за счастьем.
  2. Всегда говори «ДА».
  3. Мирный воин.
  4. Никогда не сдавайся.
  5. Человек, который изменил все.

Уровень самооценки

Уровень самооценки зависит от степени любви человека к себе и сравнения с другими людьми.

Заниженная

Человек с заниженной самооценкой относится к себе без особой теплоты, он не удовлетворен тем, как складывается его жизнь.

Во внешних проявлениях у такого индивида выражены:

  • частая самокритика;
  • регулярно возникающее чувство вины;
  • желание угодить другим людям;
  • боязнь сделать что-то неправильно.

При этом объективные данные у человека хорошие, потенциал есть, но из-за страха совершить ошибку они часто не реализуются.

Низкая

Самый нежелательный уровень оценки собственной личности, не позволяющий выстроить успешные отношения и добиваться результатов.

Человека с низкой самооценкой выдают следующие проявления:

  • извинения к месту и не к месту;
  • невротическое чувство вины;
  • постоянные оправдания своих слов и поступков;
  • отсутствие инициативы из-за полной неуверенности в своих силах.

При низкой самооценке всегда присутствует «комплекс самозванца». Если человек добился успеха, что-то хорошо сделал, он будет говорить, что это случайность и его заслуги в этом нет никакой.

Его речь изобилует такими фразами как: «Не уверен», «Я не смогу, у меня не получится». К слову, перфекционизм – это проявление низкой и заниженной самооценки. Все знают примеры, когда девушки, казалось бы, с идеальной внешностью, о которой многие могут только мечтать, истязают себя диетами, ложатся под нож пластических хирургов и зарабатывают тяжелые патологии.

Нормальная

Иметь нормальную самооценку личности – большая удача для человека! Люди полностью осознают свои плюсы и минусы, принимают как данность свои достоинства и грехи, последние стараются исправить. Человек себя уважает и любит.

Во внешних проявлениях такое самовосприятие выражается следующим образом:

  • способность принимать решения и нести за них ответственность;
  • спокойное выражение своего мнения;
  • стрессоустойчивость;
  • адекватное восприятие критики со стороны;
  • реалистичность ожиданий.

Нормально оценивающая себя личность живет легко, спокойно, гармонично, у нее много друзей, есть все возможности для успешной личной жизни. Мала вероятность появления психических и психосоматических заболеваний. Чувством вины человек себя не грызет, ошибки осознает, исправляет и идет дальше.

Высокая, завышенная

Суть высокой и завышенной самооценок одна – искаженное представление о себе в сторону восхваления достоинств и игнорирования недостатков. Завышенное самовосприятие для человека лучше, чем заниженное, поскольку позволяет двигаться вперед. Но близких друзей у таких людей немного, часто они остаются в одиночестве.

Характеристики человека с завышенной самооценкой:

  • нарциссизм, самолюбование;
  • непереносимость любой критики;
  • непоколебимая уверенность в своей правоте;
  • обвинение в неудачах окружающих;
  • отсутствие привычки просить прощения, даже если виноват;
  • постоянное соперничество с коллегами и друзьями;
  • отсутствие желания и навыков слушать оппонента.

Такому человеку не интересны люди, в принципе. Он часто похваляется, говорит о своих успехах, считает себя недооцененным. Индивид полагает, что весь мир должен крутиться вокруг него, он не просит, а приказывает.

Аутотренинг

Чтобы избавиться от низкой самооценки, психологи советуют практиковать аутотренинги. Однако большинство людей неправильно воспринимают эту технику. Это не просто самовнушение и работа со своими внутренними комплексами. Изначально она относилась к лечебным психотерапевтическим методикам. Самовоспитание — лишь вторая часть любой аутогенной тренировки. Про первую многие даже и не слышали, а ведь без неё проговаривание тех же аффирмаций чаще всего бесполезно. Речь о мышечной релаксации, которая состоит из 5 основных упражнений.

Разберёмся, как же правильно проводить аутотренинги для поднятия самооценки.

Часть 1. Мышечная релаксация

Задача данного этапа — подготовиться к аутотренингу физически. Для этого нужно максимально расслабить тело и отключиться от проблем окружающего мира. Немецкий доктор Шульц (основоположник данной методики) называл это точкой переключения, когда активность коры головного мозга снижается до минимума. Нужно достичь состояния, близкого к сомноленции. Это начальная стадия гипноза, промежуточная между бодрствованием и сном.

Чтобы достичь такого состояния, нужно последовательно выполнить 6 упражнений. Но сначала принять правильную исходную позу: полулёжа, полусидя или позиция «кучера».

Упражнение 1. «Тяжесть»

Цель: снять мышечный тонус.

Закрыть глаза, представить, как одна из конечностей наливается тяжестью, становится свинцовой. Мысленно убеждать себя в этом: «Моя правая (левая) рука (нога) тяжёлая». Нужно почувствовать это физически. На освоение упражнения отводится 21 день:

  • 3 дня работаете с правой ногой;
  • 3 дня — с левой ногой;
  • 3 дня — сразу с обеими ногами;
  • 3 дня — с правой рукой;
  • 3 дня — с левой рукой;
  • 3 дня — сразу с обеими руками;
  • 3 дня — сразу со всеми конечностями.

Время выполнения: 7-10 минут.

Упражнение 2. «Тепло»

Цель: расширить подкожные кровеносные сосуды.

Закрыть глаза, представить, как одна из конечностей наливается теплом, словно вы опускаете её в тёплую, даже горячую воду. Мысленно убеждать себя в этом: «Моя правая (левая) рука (нога) тёплая». Почувствовать это физически. Последовательность и время освоения упражнения аналогичны первому.

Упражнение 3. «Пульс»

Цель: нормализовать сердцебиение.

Лечь на ровную поверхность. Закрыть глаза, положить руку на сердце или на запястье, чтобы отчётливо слышать биение пульса. Представить, как грудь наливается теплом. Внушать себе это мысленно: «Моя грудь тёплая, сердце бьётся ровно, отчётливо, мощно». Почувствовать это на физическом уровне. После того, как пульс будет достигать нормального для вашего возраста и состояния здоровья значения, необходимо учиться управлять им: замедлять (не опускать ниже 50 ударов в минуту) и ускорять (не превышать 90 ударов в минуту) с помощью мысленных аффирмаций.

Данное упражнение помогает справиться с волнением в стрессовых ситуациях, быстро взять себя в руки, не потеть и не задыхаться во время публичных выступлений.

Упражнение 4. «Дыхание»

Цель: выработать равномерное дыхание.

Перед этим упражнением рекомендуется минут 5 отвести на любые физические нагрузки, чтобы немного сбить дыхание. Затем нужно максимально расслабиться и как можно быстрее восстановить его с помощью глубокого вдоха через нос и максимального выдоха через рот. При этом мысленно каждые 30 секунд нужно повторять фразу: «Моё дыхание ровное и спокойное». Через 2 недели ежедневной тренировки вы сможете его приводить в норму за 1,5 минуты.

Данное упражнение поможет справиться с приступом волнения в непростой ситуации.

Упражнение 5. «Солнечное сплетение»

Цель: наладить кровоснабжение внутренних органов.

Закрыть глаза, представить, как живот наливается теплом, словно вы кладёте на него горячую грелку. Мысленно убеждать себя в этом: «Мой живот тёплый». Почувствовать это физически.

Упражнение 6. «Прохладный лоб»

Цель: привести в порядок мыслительные процессы.

Закрыть глаза, представить, как голова становится прохладной, словно вы находитесь на морозе или положили на лоб ледяной компресс. Мысленно убеждать себя в этом: «Моя голова — холодная». Почувствовать это физически.

Упражнение также окажется полезным в стрессовых ситуациях, в которые так часто попадают не уверенные в себе и застенчивые люди. Наверняка всем знакомо это состояние, когда кровь бросается в голову, виски пульсируют, и мысли отказываются работать. Когда вы научитесь брать под контроль эти процессы, вам будет легче принимать взвешенные и правильные решения — один из ключевых моментов для тех, кто повышает самооценку.

В течение 3 недель ежедневно отрабатывайте все 6 упражнений в той последовательности, которой они даны. Сначала на это будет уходить достаточно много времени, но вскоре вы сможете достигать состояния сомноленции всего за 5-10 минут. И только после этого можно переходить к той части аутотренинга, которую многие практикуют, — проговаривание аффирмаций.

Часть 2. Самовнушение и самовоспитание

Прежде чем проговаривать аффирмации, направленные на повышение самооценки, нужно к этому подготовиться:

  1. Обеспечить полную тишину: закрыть окна, отключить домофон и телефоны, предупредить домашних, чтобы вас не беспокоили.
  2. Оставить ту позу, в которой вы выполняли мышечный релакс: полулёжа, полусидя или позицию «кучера».
  3. Закрыть глаза.
  4. Ощутить полное расслабление и состояние покоя.
  5. Представить приятную картину: лес, природу, море, пляж, поле ржи, космос — у всех иллюзии будут разными. Главное, чтобы цветовая палитра навевала умиротворение.
  6. Включить расслабляющую музыку: это может быть классика, звуки природы, белый шум. Она не должна быть громкой.
  7. Можно привлечь ароматерапию. Рекомендуются хвойные и цитрусовые запахи.
  8. Заниматься нужно либо ранним утром, когда сознание ещё чистое, либо вечером, непосредственно перед сном — так аффирмации усваиваются лучше.

Шульц называл данный момент аутотренинга катарсисом (кульминацией). Только после этого разрешается проговаривать подобранные аффирмации для повышения самооценки. К ним тоже есть немало требований:

  1. Будет лучше, если вам их подскажет психолог в соответствии с вашими индивидуальными особенностями.
  2. Не набирайте более 10 аффирмаций за 1 раз.
  3. Комплекты из 10 аффирмаций нужно менять каждые 1-2 недели.
  4. Лучше заучить их наизусть, а не читать по бумажке или с телефона, так как это нарушит визуализацию (открывать глаза нельзя). Как вариант — прослушивать аудиозаписи с ними, но только не в наушниках.
  5. Проговаривать их нужно вслух, чётким, ровным, спокойным голосом.
  6. Схемы проговаривания могут быть разными: весь список от начала до конца, а затем повторить его сначала или же каждую фразу сказать по 2-3 раза. Это на ваше усмотрение.
  7. Есть действенная методика, рекомендующая работать только с одной аффирмацией до тех пор, пока она не закрепится в подсознании, и лишь после этого переходить к другой.

Будьте внимательны! Аутотренинги противопоказаны при вегетососудистой дистонии, острых соматических приступах, эпилепсии, склонности к бреду и неясном сознании.

Самые распространённые ошибки:

  • использование будущего времени в аффирмациях;
  • использование глагольных форм «могу» и «буду»;
  • использование отрицательной частицы «не»;
  • нерегулярная работа с аффирмациями (не каждый день);
  • винегрет из фраз: сегодня — один блок, завтра — другой;
  • отсутствие действий: если вы читаете аф, а сами в очередной раз отказались от чтения доклада на работе, аутотренинг окажется бесполезным.

Задача аутотренинга — очистить сознание от негативных мыслей и заменить их позитивными. Человек с низкой самооценкой — это стакан грязной воды. Занятия подобного рода — это фильтр, который его постепенно очищает от ненужных примесей. Делать до тех пор, пока она не станет кристально чистой.

Аффирмации, повышающие самооценку (примерный традиционный блок):

  1. Я достоин (-йна) любви и уважения.
  2. Я действую самостоятельно, без оглядки на чужое мнение.
  3. Во мне прекрасно всё: от мельчайших деталей до серьёзных поступков.
  4. Ошибки и критика неизбежны, но они всего лишь часть моего опыта и помогают мне становиться лучше.
  5. Я прощаю всех, кто когда-то меня обидел. И сам (-а) отпускаю чувство вины. Всё в прошлом.
  6. Я хозяин (-йка) своей жизни.
  7. У меня всё получается. Я везучий (-ая). Я притягиваю любовь, счастье и успех.
  8. Я могу позаботиться о себе.
  9. Я уверен (-а) в завтрашнем дне.
  10. В моих действиях и поступках меня ничто не может ограничивать.

Лайфхак. Когда подберёте для себя блок аффирмаций, перепишите их на листок бумаги левой рукой, если вы правша, и наоборот. Это активирует работу обоих полушарий мозга, и действие фраз на подсознание начнётся уже с этого момента.

Если правильно проводить аутотренинг, можно буквально за месяц повысить самооценку и полюбить себя даже в самых запущенных случаях без привлечения гипноза и психотерапии. Это действенная методика, доступная абсолютно всем в домашних условиях.

Лайфхак. Распечатайте или напишите аффирмации на ярких листах бумаги с вдохновляющими картинками и развесьте их в разных местах квартиры, где вы бываете чаще всего. Когда ваш взгляд будет останавливаться на них, мысленно проговаривайте фразу, убеждайте себя в том, что прочитали, и делайте это всё с улыбкой.

Для аутотренингов большое значение имеет правильная формулировка аффирмаций. Для людей с низкой самооценкой они нередко становятся ловушками, которые вместо лечения вгоняют их в ещё больший тупик.

Так случилось с одной из писательниц. По молодости её книги хорошо продавались, но после кризиса 90-х издатели перестали брать её творения в оборот. Она впала в депрессию, в ходе которой убедила себя, что в её непризнанности виновата не экономическая обстановка в стране, а отсутствие таланта. Она бросила заниматься любимым делом и села за кассу в продуктовом магазине. Нервная работа с капризными покупателями, недооценённость со стороны начальства, низкая зарплата — всё это привело к тому, что её самооценка упала ещё больше.

В какой-то момент она осознала необходимость что-то менять в жизни и начала самостоятельно заниматься аутотренингом, возобновила работу над книгой, ушла с ненавистной должности кассира. Через месяц произошла трагедия: её новое произведение отказались печатать все издательства, в которые она обращалась. Итог — порезанные вены. Хотя всё обошлось, благодаря подоспевшим вовремя медикам.

С писательницей начали работать психологи и психотерапевты. Они не могли понять, почему аутотренинг, призванный повысить её самооценку, привёл к плачевным результатам, пока не просмотрели список аф, «Мои книги издатели перекупают нарасхват» и всё в таком же духе. Она убедила себя в том, чего ещё не достигла. И когда эти убеждения рухнули в реальной жизни, её подсознание не смогло с этим справиться.

Формирование самооценки младшего школьника

Формирование самооценки тесно взаимосвязано с активной деятельностью детей, с самоконтролем и самонаблюдением

Различные занятия, игры, общение неизменно обращают их внимание на самих себя, ставят их в обстоятельства, при которых они должны как-то относиться к себе и оценить собственные способности, умения что-то производить, покоряться определенным требованиям и нормам, проявлять отдельные качества личности

Самооценка является важным и необходимым компонентом формирования самосознания, т.е. постижением личностью самой себя, индивидуальных физических сил, интеллектуальных способностей, действий, поступков, мотиваций и целей поведения, отношения к окружающему социуму, к остальным индивидам и самому себе.

Уровень притязаний малышей и самооценивание оказывают огромное воздействие на успешность в отдельных видах деятельности.

На протяжении учебного года происходит формирование самооценки младшего школьника. Отдельное ситуативное самооценивание, не связанное с представлением содержательного характера о собственной личности, появляется гораздо раньше, чем личностная «Я-концепция». Однако самооценивание становится более константным и независящим от ситуаций только при условии взаимосвязи с «Я-концепцией»», а содержательные расхождения при этом между ними не выявляются. На первом году обучения образ своего «Я» приумножается в несколько раз.

Младшему школьнику для учебной деятельности очень необходимо умение грамотно ставить цели и управлять своим поведением, контролировать себя. А для этого необходимы знания о самом себе, своем потенциале. Процесс вырабатывания самоконтроля имеет зависимость от степени сформированности самооценки. Школьники умеют осуществлять самоконтроль только с помощью и под руководством взрослых или при участии ровесников. Представления детей младшего школьного возраста о себе являются основой самооценки. Самосознание малышей реализовывается в учебной деятельности.

Оценивание малышами себя в ходе учебной деятельности происходит двумя путями. Первый – заключается в сопоставлении степени личностных притязаний с объективными следствиями личной деятельности. Второй – в сравнении собственной личности с остальными индивидами. И чем выше будет степень притязаний, тем тяжелее будет их удовлетворить. Успехи и невезения в определенном виде деятельности существенно воздействуют на оценивание личностью собственных навыков и умений в этой деятельности. Так, например, неудачи в основном понижают притязания, а удачи, наоборот, повышают их

Также немаловажно и сравнение. Ведь оценивая себя, малыш вольно или невольно старается сравнить себя с остальными ребятами, при этом он учитывает не только собственные успехи, но и сложившуюся социальную ситуацию целиком

Исследование карты своих умений

Это упражнение позволит лучше узнать себя и понять, какие достоинства у вас уже есть, а какие нужно развить, чтобы добиться целей.

Составьте список своих фундаментальных установок, убеждений и черт. Затем — список навыков и сильных сторон, которые появились у вас за всю жизнь. Отдельно перечислите свои цели и мечты.

Затем начните формировать из этих пунктов дерево. Можете просто начертить его на бумаге, сделать аппликацию или использовать компьютер. Пункты первого списка (фундаментальные убеждения и установки) будут корнями и стволом. Второго (качества и навыки) — ветками. А цели и мечты — листьями.

Что такое самооценка

Самооценка

— это уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств, оценивание своей личности, часть Я-концепции.

Самовосприятие неразрывно связано со степенью любви к себе. Чем сильнее человек любит себя, тем адекватнее и выше его самооценка.

Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха. И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их. Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.

Избавление от вины и страха

В течение нескольких дней записывайте все страхи и источники чувства вины, которые не дают вам покоя. Затем выделите те, что повторяются особенно часто. Может, вы ощущаете себя виноватым потому, что пропускаете походы в спортзал, или из‑за того, что постоянно забываете позвонить родственникам. Или вы боитесь, что вам не удастся добиться какой‑то цели.

Выберите один пункт из отобранных и напишите для себя разрешение. Например: «У меня есть право пропустить тренировку», «У меня есть право быть забывчивым» или «У меня есть право на неудачу».

Разместите это разрешение там, где вы будете его часто видеть: на мониторе, холодильнике или рядом с кроватью. В следующий раз, когда вас будет сковывать страх или вина, взгляните на записку — вам станет легче.

Функции самооценки

Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.

ФункцииОписание
СтимулирующаяМотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку.
Пост прогнознаяБлокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке.
РегулирующаяОбеспечивает принятие личностью задач и выбора решений.
ЭмоциональнаяПозволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни.
ЗащитнаяФормирует стабильность личности.
КонтролирующаяОбеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий.
РазвивающаяМотивирует к саморазвитию, совершенствованию.

Уровни самооценки личности

Кроме периодов формирования самооценки личности в психологии существуют уровни. Их три:

Низкий – такой уровень в психологии считается проблемой. Формируется под воздействием родителей еще в детстве. Для таких людей типична нерешительность, зависимость от мнения других людей, стремление к уходу от ответственности и перекладывание ее на плечи окружающих, чрезмерная требовательность, завистливость

Это «искаженный» эгоизм – индивид настолько погружен в собственные неудачи, что не замечает того, что происходит вокруг, не уделяет внимание проблемам своих близких. Средний или «нормальный». Такой уровень встречается у тех, кто уверен в себе и осознает и адекватно оценивает свои отрицательные и положительные качества

Люди с подобным «складом» ума инициативны и хорошо адаптируются в любых условиях, устанавливаемых социумом. Высокий – свойственен успешным и влиятельным. Если индивид имеет весомые достижения в какой-либо сфере, то у него с высокой вероятностью срабатывает подобный механизм. Однако есть множество случаев необоснованно высокой оценки своих действий и достижений, когда самомнение намного «обширнее», чем количество и качество реальных действий.

Кроме уровней в психологии выделяют виды оценивания – адекватный и неадекватный. Первый верно интерпретирует действия и характеристики индивидуума. Человек способен реально посмотреть на себя со стороны, поставить достижимые цели. В случае с неадекватным видом у индивидуума формируется неверное представление о себе – он либо занижает, либо завышает имеющийся «уровень». Коррекция таких отклонений невозможна без применения специальных тестов и методик. Они помогут определить, какова реальная картина, и стоит ли вести работу с психологом.

Высокая самооценка и уверенность в себе – важный фактор достижения успеха

Прежде чем я расскажу о способах повышения самооценки, хочу подчеркнуть важность любви к себе для достижения успеха и благополучия. Почему-то считается, что себялюбие – грех или, по крайней мере, нечто такое, чего следует избегать.

На самом деле отсутствие любви и уважения к собственной личности как раз и порождает многочисленные комплексы и внутренние конфликты.

Если человек невысокого мнения о себе самом, вряд ли окружающие будут считать по-другому. И наоборот – уверенные в себе люди обычно высоко оцениваются окружающими: к их мнению прислушиваются, с ними стремятся общаться и сотрудничать. Научившись уважать себя, мы обретем уважение других, а также научимся адекватно относиться к мнению о нас окружающих.

Признаки высокой (+) самооценки

Люди со здоровой, высокой самооценкой обладают следующими преимуществами:

  • принимают свой физический облик таким, какой он есть;
  • уверены в себе;
  • не боятся совершать ошибки и учатся на них;
  • спокойно воспринимают критику и комплименты;
  • умеют общаться, не испытывают робости при общении с незнакомыми людьми;
  • уважают мнение других, но ценят и собственный взгляд на вещи;
  • заботятся о своём физическом и эмоциональном самочувствии;
  • гармонично развиваются;
  • добиваются успеха в своих начинаниях.

Вера в себя и самоуважение – такие же необходимые факторы для достижения успеха и счастья, как солнце и вода для растения: без них невозможен личностный рост. Низкая самооценка лишает человека перспективы и надежды на изменения.

Формирование самооценки личности

На данный процесс (и на результат, т.е. самооценку и уровень притязаний) влияют 2 фактора – отношение близких и друзей и осознание собственных действий. Последнее не появляется спонтанно – оно нарабатывается благодаря взаимодействию с другими людьми. Близкие и воспитатели должны учить чадо контролю над своими поступками, согласованию собственных «хочу» с желаниями других.

Особенностью процесса является то, что в каждом возрастном периоде большую роль играет сопутствующая деятельность. К примеру, младшие школьники значительную часть своего времени уделяют обучению – решающим фактором здесь будут отметки и записи в дневнике.

Данный процесс включает 4 этапа:

  1. От появления на свет до полутора лет – в психологии его еще называют процессуально-ситуативным. Малыш не видит связи между собственными поступками и характеристиками. Наблюдается тенденция необъективности в оценивании, так как в основе этого лежат внешние результаты деятельности. Последние часто обусловлены не действительными возможностями ребенка, а простой случайностью. Чадо приобретает чувство доверия к миру и позитивное отношение к миру.
  2. От полутора до 3-4 лет – этап именуют качественно-ситуативным. Происходит осознание себя, развивается чувство автономности/ зависимости от реакций взрослого на собственные действия. Устанавливается связь между качеством и поступком.
  3. 4 – 6 лет – научное название – качественно-консервативный. Для этапа типично появление у ребенка понимания о том, каким он станет человеком. В зависимости от ситуации в семье, у девочки/мальчика появляется чувство инициативы или чувство вины – наиболее сильное отрицательное влияние оказывает строгий контроль и предъявление множества требований.
  4. 6 – 14 лет или качественно-динамический период. Самоанализ становится объективным, но при этом обладает динамичностью. Развивается чувство трудолюбия. Опасность представляет неумение или неспособность к выполнению определенных задач – это способствует более низкой оценке себя.

Все четыре периода связаны между собой. Каждый из них возникает на фундаменте предыдущего. Более ранние уровни выстраивают более поздние – именно этим объясняется сложный характер их функционирования.

Формирование самооценки учащихся

Субъективное самооценивание оказывает существенное влияние на результативность разных видов деятельности и развитие личности индивида во всех периодах ее формирования. Адекватное самооценивание придает индивидууму уверенность в себе, помогает грамотно ставить цели и успешно их достигать в различных сферах жизни, придает необходимые личностные качества, такие как: инициативность, активность, предприимчивость, деятельность, способность к адаптации.

На определенном возрастном этапе на вырабатывание самооценивания, преимущественно воздействует тот вид деятельности, который в этот период является ведущим. Ведущей деятельностью учащихся младших классов становится учебная деятельность. Именно от того, как она будет проходить и зависит, главным образом, формирование самооценивания малыша. Успешность учебной деятельности прямо взаимосвязана с его успехом в учении и успеваемостью.

Формирование самооценки учащихся представляет собой основное новообразование личности. Оценочная деятельность учителей является базисом для вырабатывания самооценки у детей, обучающихся в начальной школе. Формирование самооценки учащихся продолжает развиваться тогда, когда учитель показывает положительное отношение к учащимся, верит в их возможности, демонстрирует желание помочь им учиться. А методическая сторона развития адекватной самооценки сводится к использованию в учебной деятельности, главным образом, субъективных эталонов, которые создают прецеденты для рефлексивного оценивания учащимися своих действий.

Учитель для развития у младших школьников адекватного самооценивания должен задействовать различные механизмы и способы. Главным способом считается обратная связь. Все направленные малышу взгляды, жесты, слова, движения, интонации являются обратной связью. Нужно учитывать, что ребенок поглощает и присваивает такие обратные связи. С их помощью он формирует свою самооценку. И если обратные связи будут иметь позитивную направленность, то они обеспечат развитие высокого уровня самооценки и, наоборот, если будут иметь негативную направленность — низкого.

Создание намерения на день

После того как вы поняли, какие привычки и установки вы хотели бы приобрести или изменить, полезно создавать намерения на день. Для этого достаточно с утра выбрать стремление, которое приблизит вас к желаемому результату. Например: «Любить себя, даже если я ленюсь», «Быть терпеливее с собой и другими», «Не бояться перемен» и так далее.

Когда вы выбрали намерение, запишите его куда‑нибудь и перечитывайте в течение дня. Со временем вы воспитаете в себе желаемые качества.

Что влияет на формирование самооценки

Самооценка закладывается у человека с раннего детства.

  • Имеет значение как родители показывают свою любовь к ребенку
    . Если любовь безусловна, не зависит от хорошего поведения, такой ребенок вырастает с нормальной или высокой самооценкой. Когда он понимает, что его будут любить только за что-то (убрал игрушки, получил отличную отметку, вынес мусор), то во взрослом возрасте человек будет полагать, что его нельзя любить просто так, а хорошее отношение нужно заслужить.
  • Большую роль играет отношение родителей к успехам и провалам малыша
    . Положительную роль в формировании самооценки имеют такие оценочные суждения родителей как: «Ты справишься с этим», «Такой смышленый малыш обязательно это сделает».

Соответственно, высказывания в духе: «Тебя не спрашивают», «Много ты понимаешь», «Ну вот, как всегда, ты безрукий» на долгие годы закладывают у человека установку о том, что он «плохой», ни на что не годный, глупый, неумеха и т.д.

Самооценка может упасть уже в зрелом возрасте. К примеру, человек старается построить карьеру, много работает, повышает квалификацию, а служебного роста не происходит. Личность начинает сомневаться в своих способностях. Если самооценка изначально была нормальная, причина неудачи будет найдена. Невысокая самооценка может упасть еще ниже.

Женщин часто намеренно обесценивают мужчины, с которыми они состоят в близких отношениях. Закомплексованный партнер специально унижает жену или подругу, чтобы иметь возможность навязывать ей свою волю. Женщина начинает недоумевать и анализировать, что с ней не так. Если родителями привиты уважение и любовь к себе, то с токсичным партнером девушка расстанется, если нет — будет страдать и доказывать свою нужность неподходящему мужчине.

Изучение своей истории

Сравнение себя с другими заложено в нашей природе. Соцсети упростили эту задачу: люди публикуют там лучшее, что есть в их жизни, и часто может казаться, что ваша действительность гораздо скучнее.

Чтобы избавиться от этого ощущения, полезно составить свою историю. Это можно сделать на бумаге или в цифровом виде. Начиная со дня своего рождения вспомните и запишите важные моменты в вашей жизни. Такие, что дороги лично вам, а не те, что впечатлили бы других людей.

Может быть, первый медленный танец стал для вас настоящим событием или вам запомнилось знакомство с творчеством любимого писателя. Добавьте туда и трудные решения — это тоже важные вехи. Например, уход с нелюбимой работы или переезд.

Обращайтесь к этой хронологии каждый раз, когда вам начнёт казаться, что в вашей жизни не происходит ничего интересного. Вы увидите, что прошли через многое, и это повысит самоуважение.

Методики и тесты на самооценку личности

Для диагностики оценки себя применяется множество методик. Выделим основные:

  • Методика Дембо-Рубинштейн. Значимыми в ней являются 3 установки – реалистичность, высота, устойчивость. Во время диагностики испытуемый определяет свое состояние при помощи избираемых шкал, учитывая некоторые нюансы. Исследование является простым в исполнении: на обычном листе чертится таблица, каждый ее столбец – одно из свойств, а его положение – содержание свойства на данный момент. Внизу оказываются те ценности, от которых испытуемый пытается избавиться, вверху – которыми хочет обладать. Такой тест обязательно выполняется в сочетании с последующим собеседованием.
  • Методика самооценки личности Будасси. Она анализирует параметр количественно, выявляет его адекватность. Основана на самооценивании. Проводится 2 возможными методами – требует сопоставления представлений с действительными показателями либо с другими людьми.
  • Тест Кеттелла. Этот опросник – наиболее распространенная методика диагностики, анализирующая индивидуально-психологические черты. Цель исследования – обнаружение 16 факторов личности.
  • Тест Лири. Основан на диагностике оценочных суждений по отношению к себе и близким, описании идеального «Я». Состоит из 128 утверждений, раскрывающих 8 типов взаимоотношений.
  • Тест на исследование состояний Г. Айзенка. Актуален при обнаружении в поведении черт агрессивности, фрустрации, ригидности. Информация подается тезисно. В перечне указываются состояния, которые могут быть типичны или, напротив, не свойственны испытуемому.

Диагностика

Дембо-Рубинштейн

Одна из самых известных и адаптированных диагностических методик — Дембо-Рубинштейн. Она была разработана в 1962 году Т. В. Дембо (американским психологом), а затем дополнена в 1970 году С. Я. Рубинштейном (советским психологом).

Психолог последовательно чертит на листе бумаги вертикальные линии, объявляя, что это шкалы счастья, характера, ума и здоровья. Человеку даётся задание отметить на них себя. После этого его просят показать, где на этих столбиках, по его мнению, располагаются счастливые люди. Нетрудно догадаться, что под ними ставят себя те, у кого низкая самооценка; над ними — у кого завышенная; где-то рядом — у кого она адекватная.

Рубинштейн, используя модификацию пробы Де Греефе, дополнил данную диагностику детским вариантом. Школьникам при работе со шкалой ума предлагается сравнить себя с учителем и одноклассниками и т. д.

Шкала Занга

Цель методики — выявить уровень самооценки тревожности. Она была разработана психотерапевтом В. Зангом в Университете Дьюка (Северная Каролина, США). Шкала самооценки представляет собой 20 утверждений, на которые нужно дать односложные ответы:

  • редко;
  • иногда;
  • часто;
  • очень часто.

Перед заполнением бланка опросника предупреждают, что ответы надо давать, исходя из собственного состояния за последние 5-6 дней.

Далее психолог суммирует баллы и получает результат:

  • до 44 — норма / соответствует адекватной самооценке;
  • 45-59 — лёгкая или средней степени тревожность / самооценка требует корректировки, может быть как завышенной, так и заниженной;
  • 60-74 — ярко выраженная или тяжёлой степени тревожность / низкая самооценка;
  • 75-80 — крайне тяжёлое тревожное расстройство / критически заниженная самооценка, требующая серьёзного вмешательства специалиста.

Шкала Занга (сокращённо она называется ZARS — Zung Anxiety Rating Scale) позволяет определить самооценку человека, а не только степень его тревожности.

Листы самооценки

Активно используются учителями, совместно со школьными психологами, или руководителями. Позволяют выявить, как оценивают себя ученики / работники на уроке / на рабочем месте. Регулярное отслеживание результатов позволяет определить уровень самооценки человека.

Примерный лист самооценки для младшего школьника:

Для старшеклассников:

Работникам обычно предлагается оценить по десятибалльной шкале такие показатели, как:

  • объём выполненных рабочих заданий;
  • качество их выполнения;
  • компетентность;
  • самостоятельность;
  • стремление к саморазвитию, повышению квалификации;
  • пунктуальность, дисциплинированность;
  • бережливость;
  • надёжность;
  • отношения с коллегами;
  • отношения с начальством;
  • инновационная активность, креативность, творческий потенциал;
  • общественная работа.

С результатами подобных диагностических листов работают штатные психологи. В клинических и запущенных случаях они оказывают посильную помощь или направляют к более опытному и профессиональному специалисту.

Диагностика не исчерпывается данными методиками, их гораздо больше. Но чаще всего используются именно тестовые опросники (Лири, Розенберга, Айзенка, Будасси, Кеттелла, Шур и других).

Предупреждение. Многочисленные онлайн-тесты не дают точного представления об уровне самооценки по разным причинам: неизвестное авторство, неподобающая обстановка и состояние (психолог подготавливает к подобной диагностике), краткая и непрофессиональная интерпретация результатов, одноразовый и развлекательный характер. Так что, если вам интересная данная тема, либо отправляйтесь на консультацию к профильному специалисту, либо ищите авторские знаменитые опросники.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]